б) По прошествии «седми седмин лет», 50-ое лето должно быть особенно освящаемо, как «год оставления», или юбилея 95 . Начало юбилея должно возвещать во 10 день Тисри, в день очищения, звуком трубы во всей земле (ст. 8–9). В этот год должно совершиться восстановление почему-либо утраченных прав каждого Еврея на наследство недвижимой земельной родовой собственности («да отъидет кийждо вас в притяжание свое»…) и восстановление гражданских личных прав, как свободного члена своего рода («во отечество свое»...). В этот же год, как и в субботний, должен быть дан покой земле, и самоуродившиеся плоды ее должно считать посвященными Богу (ст. 10–12). В зависимости от юбилейного закона о восстановлении прав на родовую земельную собственность должна совершаться и покупка такой земли, именно: покупки в вечную частную собственность не может быть, а может быть только покупка на время от одного юбилейного года до другого, и при том с правом выкупа своей земли продающим во всякое время по рассчету количества работно-плодовых годов, остающихся до юбилея. Этот закон имеет целью отвратить притеснения бедных богатыми (ст. 13–17). Увещавая к исполнению таких законов, особенно закона о покое земли в седьмое лето, Господь милостиво предупреждает опасения Евреев относительно средств пропитания в седьмой неработный год обетованием о сугубом урожае в шестое лето, особенно пред седьмым субботним годом и пред юбилейным (после седьмого суббтнего года), о таком урожае, что плодов урожая одного, лета хватит на три года (ст. 18–22). На общих основаниях, ограждающих по юбилейному закону права родовой собственности и свободу личности, предписываются далее в стихах 23–55 частныя правила о выкупе родовой земли (ст. 23–34) и о льготах и выкупе рабов Евреев (ст. 35–55). – Так как земля обетования есть собственность Иеговы, а Евреи в собственном смысле только временные поселенцы на ней; то не может быть продажи и покупки участков земли в вечную частную собственность («во утверждение»). Владение землею должно быть родовое, общинное; посему даже временная запродажа частным родовым владельцем своего участка другому частному лицу может быть допущена только в крайнем случае обнищания, и все-таки при этом за родовым владельцем и его родственниками остается право выкупа запроданной земли во всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

С изложенным законом об отпущении раба-еврея в седьмой год, по-видимому, стоит в противоречии другое постановление законодателя, назначающее другой срок для отпущения. “Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то до юбилейного года пусть работает у тебя; a тогда пусть отойдет он от тебя” ( Лев.25:39–41 ). Для объяснения такой значительной разности в сроке отпущения учеными исследователями предлагалось несколько различных толкований. Эвальд 186 и многие другие хотят объяснить эту разность разновременностью того и другого законоположения: после того как, – говорит Эвальд, – предписанное в Исходе постановление об отпущении рабов в седьмой год вышло из употребления, то, чтобы все-таки сохранить в принципе закон, срок отпущения ограничили юбилейным годом, что, конечно, в виду того, что только редкие рабы доживали до юбилейного года, было жалкой заменой прежнего закона. Другие, как напр. Зальшюц, объясняют эту разность различием лиц, которых имеют в виду тот и другой законы: между тем как закон ( Лев.25:39–41 ) имеет в виду обедневшего и продавшего до юбилея свой земельный надел израильтянина, который поэтому, не имея чем содержаться свободно, по необходимости должен был оставаться в рабстве до юбилея, когда он мог получить свой участок, – закон Исхода и Второзакония имеет в виду средний класс рабов, рожденных в доме от рабского брака, которые по закону, будучи проданы другому господину, имели право на освобождение в седьмой год. 187 Оба представленные объяснения рассматриваемой трудности страдают одним недостатком – искусственным преувеличением представляющейся разности между первым и вторым законами, и вследствие этого, прибегают в таким крайним средствам, как допущение разности во времени издания закона или искусственное создание особого класса людей. Зальшюц, например, всю свою теорию построяет главным образом на выражении закона ( Исх.21:2 ) – “если купишь раба еврея”, каковое выражение, по его мнению, можно относить только в такому лицу, которое уже прежде было в рабском состоянии, а никак не к такому, которое только еще поступает в рабское состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Земля не должна переходить в чужое владение, потому что земля принадлежит Господу, и израильтяне только поселенцы у него, говорится в ст. 23. Израильтяне не должны быть покупаемы в рабы, ибо они – рабы Иеговы, которых он вывел из Египта (ст. 42:50). Но в этих религиозных принципах заключается и социальная равноправность всех израильтян в личном и материальном отношении, так как все они находятся в одном и том же отношении к Богу. Здесь то же воззрение, которое выражается в том, что все израильтяне без различия должны платить подать святилищу, Исх.30:12 ср. § 43. Между тем в действительности юбилейный год, как признавали сами позднейшие иудеи, не соблюдался, а его всегда понимали, как чистую теорию. Основание этого, вероятно, надо искать не в одной практической трудности закона, хотя второй год покоя, непосредственно следующий за таким же годом естественно, в народно-хозяйственном отношении должен был быть в высшей степени сомнительной, трудной вещью. Решающим же обстоятельством было то, что преследуемое юбилейным годом restitutio in integrum, предполагает некоторый исходный пункт, которого в действительности не было, – именно момент времени, когда все израильтяне были свободны и имели земельный участок. Если бы захотели осуществить юбилейный год, то приходилось бы воспроизводить, восстанавливать только те случайные и несовершенные отношения, которые имели место 50 лет назад. Но этим, как справедливо чувствовали, не приносилось пользы народу, и таким образом оставляли все учреждение без исполнения и относили его к мессианскому времени, которое одно могло дать необходимый идеальный, исходный пункт. Напротив, ессеи своим общением имущества и своим отрицанием рабства осуществили в небольших размерах те отношения и порядки, которые преподносились уму творца идеи юбилейного года 112 . 39). В дополнение к этому бросим еще взгляд на тот, также чисто теоретический социальный план, какой начертывает пр. Иезекиль в последнем отделе своей книги. По этому плану, земля Израиля должна быть разделена на 12 равных по величине, следующих друг за другом в направлении от севера к югу, участков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Во время же молитвы, когда он ходатайствовал пред Богом за нераскаянный народ, он дошел до самого высшего состояния человеческой души – пламенел любовью к Богу и к ближним и как бы весь превратился в одно желание, которое выше всех желаний. Неудивительно поэтому, что и Господь отвечал пророку тем же самым, делая его предметом Своего высочайшего благоволения. Наименование муж желаний есть тоже, что муж возлюбленнейший Богом, снискавший себе особенную любовь от Бога и потому удостоенный великого откровения. 24 ст. Семьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем -для твоего народа и святого города твоего определены (буквально с еврейской Библии отрезаны, отсечены) семьдесят седьмин. Этими словами определяется продолжительность периода, в течении которого должны произойти возвещаемые далее события. Седьминою обозначается время, состоящее из семи частей. Издавна евреи вели счет времени седьминами, строго различая три седьмины. Прежде всего они имели седьмину, состоящую из дней и соответствующую нашей неделе (Второз. XVI, 9; Дан. Х, 2 ). Затем они пользовались в счислении времени седьминою лет или семилетием, причем последний год назывался субботним годом и праздновался, как священный с соблюдением особых постановлений, приуроченных к нему (Лев. XXV, 3–5). В-третьих, наконец, евреи имели у себя седьмину субботних годов, после которых наступал юбилейный год, по характеру празднования более знаменательный и торжественный, чем год субботний ( Лeb. XXV, 8–55 ). Это был круг годов в 49 лет с пятидесятым священным юбилейным годом. Нельзя разуметь под седьминами в откровении пр. Даниила седьмину дней, т.е. период времени в 70 недель или 490 дней, так как в такой сравнительно краткий промежуток времени не могли совершиться события, указанные в откровении, как например построение города и храма, разрушение их, пришествие и смерть Мессии и т.п. Нельзя также разуметь здесь и седьмину субботних годов, т.е. круг юбилейного года, так как получился бы в таком случае очень длинный период времени (3500 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Седьмой месяц после первого весеннего месяца был священным месяцем у евреев: в 1-й день этого месяца праздновалось начало года, в 10-й день – праздник Очищения, в 15–22 дни – праздник Кущей. Как седмица дней завершалась субботой, так седмица годов – субботним годом, когда рабы получали право свободы, а должники прощение долгов. Семь седмиц годов завершались юбилейным (пятидесятым) годом, когда земельные владения возвращались прежним владельцам. Счисление по юбилеям лет определяло у евреев счет более значительных периодов времени. Наряду с ним у них наблюдалось счисление и по эрам, каковых было несколько, а именно: а) эра от сотворения мира; б) эра от исхода евреев из Египта; в) эра от построения храма Соломонова; г) эра Набополассара (604 г. до Р. Хр.); д) эра Селевкидов (312 г. до Р. Хр.) и ж) эра Симона вождя (142 г. до Р. Xp.). § 46. Измерение пространства Относительно пространства у евреев было троякое измерение: в длину, ширину и высоту. Поэтому у них существовали меры линейные, плоскостные и меры объемов. а) Линейные меры. Основную величину линейных мер составлял локоть (амма, πχυς), который делился на две пяди (зерет, σπιθμη), шесть ладоней (тефах, παλαιστα) и 24 пальца (эцба). Локоть (амма) Пядь (зерет) Ладонь (тефах) Палец (эцба) Локтем называлась линейная мера, определяемая длиною линии от локтевого сгиба до верхнего конца ладони; пядью – линейная мера, определяемая длиною линии, проведенной от вершины большого пальца ладони до вершины мизинца, при распростертой ладони; ладонью – линейная мера, определяемая шириною ладони, и наконец пальцем – линейная мера, определяемая толщиною (шириною) пальца. Применение частей руки для определения линейных мер было свойственно не одним евреям, а также и многим другим народам древнего мира, в частности ассиро- вавилонянам и египтянам, в зависимости от которых находились евреи в культурном отношении. Как показывают исследования ассиро-вавилонских и египетских памятников, у древневавилонцев и египтян различался двоякого рода локоть: царский и народный, или большой и малый. Подобно этому и у евреев различался двоякий локоть: локоть древний (по древней мере, баммидда гаришона) или священный (Ср. 2Пар. 3:3 ) и локоть мужа (человеческий, аммат-иш, ср. Втор. 3:11 ) или народный. Священный локоть превосходил народный на одну ладонь (ср. Иез. 40:5 ), таким образом имел длину семи ладоней народного локтя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Но у евреев были праздничными не только дни, но и целые года. Таковы субботние и юбилейные года. Субботним годом был каждый седьмой год. В этот «год покоя» земля отдыхала от обработки ее руками человека, плоды не собирались с нее; все выраставшее на ней без труда человека отдавалось в дар рабам и пришельцам; долги в этом году не взыскивались, в уплате денег делалась отсрочка, как у нас во время тяжелой войны (мораториум). Весь народ в таком священном году в празднике Кущей собирался к дверям скинии или храма для поучения в законе Божием. Еще торжественнее праздновался каждый пятидесятый год, год, наступавший после семикратного повторения семилетнего цикла (7X7+1) и называвшийся юбилейным, годом отпущения или свободы. В такой год давалась свобода не только мертвой природе, но и живым ее насельникам. Рабы из евреев отпускались на волю вместе со своими детьми; проданное и невыкупленное имущество возвращалось к своему хозяину, каждый снова вступал во владение своим земельным участком, материальным достатком. Этим мудрым законом предупреждалось скопление в одних руках большого богатства, в целях большего уравнения членов народа еврейского в имущественном отношении. Ни одна языческая религия, ни одно законодательство во всей истории человечества не подходили так близко к корню экономического рабства, не вносили столько нравственного элемента в область человеческих отношений, сколько сделала ветхозаветная еврейская религия своими уставами о священных годах ( Лев.15 ). Поистине эта религия от Бога и среди других религий с узаконяемым обычаем и освящаемым догмой кастовым разграничением и экономическим рабством, религия Откровения в темную эпоху ветхозаветного мрака является отрадным лучом света, предвещающим зарю христианской свободы. Здесь мы переходим к краткому изложению морального учения ветхозаветной религии, как оно выражено в Библии. В основе его лежит высокий взгляд откровенной религии на человека. Закон Моисеев заповедал милосердие к ближнему, пророки требовали, от своих слушателей «судити сира и оправдати вдовицу» и в то время, как в Спарте от слабо рожденных детей старались отделаться насильственным способом, закон Моисеев говорил: «не злословь глухого и пред слепым ничего не клади, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога Твоего» ( Лев.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Огромным достижением 1957–1958-го учебного года было введение ежедневного богослужения в семинарском храме, которое имело большое значение для воспитания религиозно-нравственного настроения учащихся и для практического освоения ими всей сложной системы навыков церковного служения и пастырского руководства. Ну и конечно, семинария – это большая семья, которая вместе проводила во время зимних каникул рождественскую ёлку для воспитанников, педагогов и служащих с приглашением представителей саратовского духовенства. К сожалению, юбилейный 1957–1958-й учебный год стал не только годом наивысшего подъёма послевоенной Саратовской Духовной семинарии, но и годом, с которого начался её закат. Времена хрущёвской «оттепели» обернулись для Русской Православной Церкви лютым морозом. В начале 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, констатировавший, что Советский Союз вступил в период развёрнутого строительства коммунизма. Одной из основ этого строительства должно было стать полное уничтожение «религиозных пережитков», потому что религии в коммунистическом обществе места не было. С этого времени государство начало прилагать усилия к тому, чтобы сократить количество учащихся духовных школ. С юношами, подавшими прошения в семинарии о приёме на учёбу, встречались местные уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви, партийные и комсомольские деятели, работники КГБ и военкоматов и различными способами, самым простым из которых было отбирание паспортов, удерживали их от поступления. В результате в 1959 г. в СПДС удалось принять лишь пять воспитанников. Читая сухие строки официального Годового епархиального отчёта в Патриархию, можно лишь догадываться, через какое сито просеивали этих абитуриентов 30 . А в 1960 г. набор семинаристов и вовсе прекратился. Таким образом, была подготовлена почва для ликвидации духовных учебных заведений в СССР и в перспективе Церкви через лишение её подготовленных кадров. 4 мая 1960 г. патриарх Алексий I был вынужден согласиться с требованием председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Куроедова закрыть Киевскую, Ставропольскую и Саратовскую Духовные семинарии. Чуть позже эта же участь постигла Минскую и Волынскую Духовные школы 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще пара фотографий с мероприятия в 536-й школе 15 апреля 2013 г. На нижней фотографии карта, на которой показана география школ, занимающихся по программам И.Ф. и Т.И. Гончаровых . Фото автора. Чуть ранее, после проведенных в 536-й школе Х Юбилейных Гончаровских чтений (14 марта 2013 г.), я отмечал: «Уже третий день я только и думаю, что о Гончарове и его движении. Иван Федорович способен заразить оптимизмом любого, привить ему силу духа. И когда у тебя опускаются руки, стоит только пообщаться с Иваном Федоровичем, как появляется уверенность, силы!» Запомнилось мне довольно много и других встреч, организованных Иваном Федоровичем. В частности, 13 сентября 2010 г. в РГПУ им. Герцена отметили 80-летие ученого-педагога. С большим трудом усилиями Ивана Федоровича был открыт в РГПУ им. Герцена Центр национального образования, директором коего он и стал. К сожалению, на фоне «оптимизации» педагогических кадров, которая осуществлялась на рубеже 2000–2010-х гг., Центр приказал долго жить. Очень жаль… Аналогичная судьба была и у издававшегося в течение нескольких лет И.Ф. Гончаровым журнала « Русская национальная школа ». Выходил он в печатном виде, входил в каталог Роспечати. В журнале мне удалось опубликовать несколько своих статей, равно как и в изданиях ПАНИ. К сожалению, число подписчиков журнала оказалось ничтожным, и вскоре его пришлось закрыть… Не обладая, что называется, «коммерческой жилкой», не владея современными компьютерными технологиями, Иван Федорович не смог каким бы то ни было образом возродить, реанимировать свой журнал, а мы ему не помогли... Да и время летит неумолимо. Чувствовалось, что с каждым годом Иван Федорович все больше и больше сдает. Начала подводить память. В последний раз я видел его в апреле 2016 года, привез по его просьбе книгу В.А. Солоухина «При свете дня». Очевидно, «проблема Ленина » волновала И.Ф. Гончарова, при мне он несколько раз отзывался о нем в резко негативном ключе. В период пандемии коронавируса, в мае и сентябре 2020 г., а затем в январе и мае 2021 года, я звонил ему, поздравлял с Новым годом, с Днем Победы, а в сентябре 2020 года – с 90-летием. Иван Федорович все предлагал встретиться, хотел, чтобы я подъехал к нему, «поговорить». К сожалению, встретиться так и не удалось…

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/18/...

Но что главная цель этого установления заключалась не в этом, и что основная идея его этим не может исчерпываться, это можно видеть уже из того, что субботний покой полей земледельческих, общий юбилейному году с субботним не имел никакой внутренней связи ни с восстановлением целости родовых имений, ни с отпущением на свободу рабов, и что имена jobel и schnath deror, год звуков и год свободы в таком случае были бы излишни. Закон указывает три момента, посредством которых юбилейный год освящался т. е. выделялся из ряда других годов: а) запрещение посева, жатвы и собирания плодов с необрезанных виноградных деревьев ( Лев.25:11 ); б) возвращение прежним владельцам недвижимых, наследственных имуществ, проданных по причине обеднения собственников (ст. 12 и д.); и в) отпущение на волю тех израильтян, которые вследствие разорения подпали рабству (ст. 39 и д.). Два последние момента делают этот год годом благодати, по которой люди, проданные за долги в рабство, снова делались свободными, и утраченные по причине обеднения собственников, недвижимые имущества снова возвращались прежним владельцам, как их родовое имение, назначенное Иеговою в их свободное пользование и обладание. Но свобода, к которой должно было призывать всех коренных обитателей страны, состояла при этом в праздничном прекращении земледельческих работ, причем всякий имел право пользоваться тем, что само собою рождалось на полях незасеянных и невозделанных. Так что не одни только нивы должны были наслаждаться священным покоем, но и сам человек должен был отдыхать от трудной работы посева и жатвы, и наслаждаться блаженным покоем, обеспеченный тем благословением, которое посылал Иегова на поля в течение шести лет (ст. 21), а в последние два прогульные года·– посылал ему без всякого труда с его стороны. Итак, юбилейный год был для бедных годом свободы и милости, не только возвращавшим свободу взятым в рабство, и спасавшим бедность от нищеты, но и всему вообще народу Иеговы приносившим с собою отдохновение от тяжелых земледельческих работ, и ту отраду ( Деян.3:19 ), которую Иегова блюдет своему пароду.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010