Славянскому обществу было желательно определить, если можно, день, когда действительно совершилось крещение киевлян; оно и поручило сделать это выбранной комиссии, но все попытки последней решить предложенный вопрос оказались безуспешными: древнейшие памятники письменности не дают возможности даже приблизительно указать искомое число. Во всяком случае достойна полной похвалы та тщательность, с которой общество старалось избрать день для торжества. Остается только пожалеть, что то же общество не обратилось к изысканию, какой действительно и несомненно год должен быть признан годом крещения и св. Владимира и Руси. Впрочем, может быть оно не находило нужным подвергать сомнению авторитетность летописной даты и потому не сочло необходимым делать относящиеся сюда проверки; а между тем, в настоящее именно время вопрос о времени крещения Руси и требует нового пересмотра. Однако мы вовсе не хотим сказать, что юбилейное торжество должно быть перенесено с 1888 г. на какой-нибудь другой год, например, 1889, к каковой мысли склонялись представители высшего киевского духовенства 1 и чего требовали некоторые органы печати 2 ; напротив, по нашему мнению, в наступающем 1888 г. лучше всего праздновать юбилей 900-летия крещения Киева. Прежде всего, далеко еще не все согласны, что 989 г. был годом начала крещения Руси, а потом вся грамотная Россия еще со школьной скамьи свыклась с мыслью, что св. киевский князь и сам крестился и начал крещение нашего отечества именно в 988 г. Наконец, перенесение юбилея с предназначенного срока на год позже безрезультатно и излишне: от этого не может измениться ни характер праздника, ни его торжественность, словом, юбилей не сделается иным. Так, по крайней мере, представляется дело с точки зрения церковного празднования воспоминаемого события. Совершенно не так должна поступать в данном случае церковно-историческая наука. Она не должна ограничиваться решениями только вероятными, не должна располагать факты только приблизительно, не сделав предварительно попытки установить их точно, и на ней-то лежит священная обязанность выяснить событие крещения Руси, насколько позволяют источники, определенно и обстоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

истор. и древн.» за 1868 год (Москва, 1868); – к Леониду, архиепископу ярославскому, из «Душепол. чтения» за 1883 г. (М. 1883); – к Филарету, архиепископу черниговскому, с примечаниями С. К. Смирнова, из «Прибавлений к твор. св. отцев» за 1883 и 1884 гг. (М., 1884); – к князю С. М. Голицыну, с примечаниями архимандрита Григория, из «Прав. обозрения» (Москва, 1884); – к наместнику Сергиевой лавры архим. Афанасию, из «Приб. к твор. св. отцев» за 1886 г. (М., 1886); – к Виталию, епископу дмитровскому, из «Правосл. обозр.» за 1887 г. (М., 1887) и т. д. Многие письма и бумаги остаются еще не изданными. Что касается резолюций митроп. Филарета, то архимандрит Григорий начал печатание их, преимущественно в «Душеполезном чтении», с 1871 г. и доселе продолжает это печатание. Из этих резолюций в Орле составлен систематический сборник и издан отдельною книгою (Орел, 1889). Из резолюций же митроп. Филарета по преимуществу составлен целый 1-й том «Сборника», изданного Московским обществом любителей духовного просвещения, по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения Филарета (Москва, 1883). Литература о митрополите Филарете очень обильна. Уже при жизни имя его пользовалось большою известностью и в России, и за границей. Но так как сам Филарет, по смирению, не любил, чтобы о нем писали, и особенно с похвалами, то сведения о нем, большею частью помимо его воли выходившие в печати, были и не обширны, и не во всем точны. Очень обогатилась литература о нем после его смерти, начиная с 1867 г., бывшего и юбилейным годом его епископского служения, и вместе годом кончины его. Не упоминая о более или менее кратких сообщениях, некрологах и под., напечатанных за 1867-й и последующие годы в «Московских ведом.», «Правосл. обозрении», «Душепол. чтении», «Духов. беседе», «Вестнике западн. России» и пр., укажем на более обстоятельные, появившиеся как в повременной печати, так и отдельными изданиями: «Материалы для биографии Филарета», в «Чтениях в общ. люб. дух. просвещения», 1868, кн. IV и V, 1869, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В юбилейном 2005 году такие конференции посвящались 60-летию Великой Победы. В следующем – 2006 году, по инициативе Новосибирской епархии, эти педагогические конференции посвящались 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева. Прошедшие по призыву Новосибирской епархии памятные мероприятия стали не только данью памяти академика Д.С. Лихачева, но и свидетельством о православной культуре России. Если школа сумеет услышать и усвоить культурно-исторические уроки и духовно-нравственные заветы этого великого ученого и патриота России, то появятся предпосылки для решения проблем нравственного воспитания и культурного формирования детей и молодежи. На конференциях, посвященных 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, собрались учителя, священнослужители, ученые, библиотекари, работники управлений образованием, студенты, школьники. В сентябре – декабре 2006 года научно-педагогические конференции и другие мероприятия, по священные памяти Д.С. Лихачева, прошли в половине районов Новосибир ска и области – около 50 конференций за один год. Участникам конференций раздавались учебно-методические материалы о духовном наследии Д.С. Лихачева, подготовленные епархиальным Отделом образования. Особое внимание на конференциях уделялось книге Д.С. Лихачева " Письма о добром и прекрасном " . Если 2006 год, объявленный " Годом Д.С.Лихачева " прошел под знаком празднования столетия со дня его рождения, то прошедший год, как известно, был " Годом русского языка " . Соответственно тематике года, весь 2007 год в Новосибирской епархии проводились научные и практические конференции, посвященные русскому языку. О том, что русский язык имеет важнейшее значение для сохранения родной культуры и для сохранения самой России говорится в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию (26 мая 2007 года). Во вступительной части Послания Президент Российской Феде рации отметил, что " духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность " .

http://religare.ru/2_50120.html

В Петербурге прошло торжественное заседание в честь 100-летия академика Лихачева 28 ноября 2006 г. 18:46 28 ноября 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и общественного деятеля академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В этот день министр науки и образования России, председатель российского организационного комитета по проведению «Года Лихачева» Андрей Фурсенко открыл торжественное заседание в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. Фурсенко назвал Лихачева главным духовным ориентиром и моральным эталоном. По словам министра, все поступки Лихачева были заметны для всех, и при этом академика можно было назвать негромким человеком. Министр подчеркнул, что правительство России делает и будет делать все возможное, чтобы помочь сохранить в памяти наследие Лихачева. Также Фурсенко отметил, что мероприятия, посвященные памяти ученого, не закончатся в этом году. В свою очередь исполнительный директор фонда имени Лихачева Александр Кобак рассказал, что в этом году прошло более трехсот юбилейных мероприятий по всей стране. Центром торжеств стал Санкт-Петербург. Также Кобак сообщил, что память Лихачева чествовали и за рубежом. На торжественном заседании выступил председатель Народного собрания Республики Болгария Георгий Пирински. По его словам, и для болгарского народа 100-летие Лихачева является важным событием. «Именно он помог нам осмыслить свою культуру и историческое значение», — отметил Пирински. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко назвала академика патриархом отечественной культуры и напомнила, что именно он стал первым почетным гражданином города. «В каждую эпоху, в каждой стране были свои духовные лидеры. Для нас таким нравственным авторитетом стал Дмитрий Сергеевич Лихачев, значение его наследия трудно переоценить», — сказала губернатор. Она проиллюстрировала свои слова данными опросов горожан. 9 из 10 петербуржцев сегодня помнят и знают, кто такой Лихачев. По словам Матвиенко, максима академика «Без памяти нет совести» актуальна во все времена. Особо Матвиенко отметила деятельность академика в создании комитета по спасению русского языка. «Это актуально и сейчас», — считает губернатор. Матвиенко отметила, что Лихачева как гуманиста можно назвать нравственным камертоном нашего времени. 14 февраля этого года Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2006 год объявлен «годом гуманитарных наук, культуры и образования — годом академика Д.С. Лихачева». Главным мероприятием года стало торжественное заседание в Мраморном дворце Петербурга, где собрались известные российские ученые, ученики и коллеги академика Лихачева, руководители и представители российских и петербургских органов власти, а также зарубежные ученые и почетные гости, родственники и близкие друзья Лихачева. «Росбалт» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/166060.htm...

Начало года, как видно из гезерской таблетки, а также Св. Писания и талмуда, полагалось осенью в первый месяц (тишри). Начинавшийся в это время год был естественным земледельческим годом. Кроме него, у них со времени Моисея был также церковный год, начинавшийся с первого весеннего месяца (нисана), в котором праздновался исход евреев из Египта (Ср. Иос. Фл. Antiquit. III, 3, 3) и полагалось начало первой «жатвы ячменя». Руководствуясь в определении начала и конца годового круга изменениями в жизни растительного царства, зависящими от годового обращения земли вокруг солнца, евреи в определении отдельных частей года руководствовались фазами луны, применительно к чему они делили год на двенадцать месяцев (йерахим). Так как двенадцать лунных месяцев составляют лишь 354 дня и т. о. не обнимают полного годового круга времени, заключающего в себе 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, то для согласования своего времясчисления с солнечным годом евреи некоторые годы исчисляли в 12, а некоторые в 13 лунных месяцев. Последние назывались годами вставочного месяца (шенат гаиббур). Насколько можно догадываться на основании еврейского предания 89 , в частности – введенного у евреев в IV в. по Р. Хр. Гиллелом 2-м календаря, в основу которого положен цикл в 19-годов, из которых семь годов имеют вставочные месяцы, и который был составлен в согласии с прежним времясчислением евреев, а также – существовавшего у евреев счисления по юбилеям – пятидесятилетиям, у древних евреев каждое пятидесятилетие заключало 19 годов со вставочными месяцами, по два года в каждом пятилетии юбилея, за исключением последнего пятилетия, которое заключало лишь один год со вставочным месяцем, так что пятидесятый юбилейный год у евреев всегда имел только 12 месяцев. Согласно принятому со времени Гиллела 2 счислению, из общего числа 12 месяцев года шесть (1, 3, 5, 7, 9 и 11) месяцев имели по 30 и шесть (2, 4, 6, 8, 10 и 12) по 29 дней. Принятие Гиллелом 2 такого деления месяцев указывает на существование его у древних евреев. Месяцы в 30 дней назывались полными (йерахим мелеим), а месяцы в 29 дней – сокращенными (йерахим хасерим).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Глава 1 Иез.1:1 . И бысть в тридесятое лето, в четвертый месяц, в пятый день месяца, По мнению некоторых, это был тридцатый год юбилея. А юбилеем иудеи называют пятидесятилетнее продолжение времени. Как римляне круговращение времени исчисляют пятнадцатью годами, так иудеи пятидесятью. Сего-то пятидесятилетия, как утверждают иные, тридцатым годом был год пророчества. А я, отыскав по временникам первый юбилейный год, нашел, что пятый год Иехониина пленения совпадает, не с тридцатым, а с двадцать пятым годом юбилея. Потом, приняв во внимание, что ни один из святых пророков нигде не означил сего года, по исследовании, нашел, что это был тридцатый год плена. Ибо вскоре за сим этот самый Пророк получает повеление возлечь на правом боку и взять на себя грехи Иудины четыредесять дней, считая день за год ( Иез. 4, 6 ). Посему, приняв во внимание, что плен Иуды человеколюбивый Владыка определил семидесятью годами, и что из семидесяти оставалось сорок лет, уразумел из сего, что Пророк говорит о тридцатом годе плена. Продолжая же исследование и вычисляя годы, нахожу, что пленение совершилось не за тридцать, а за тринадцать лет. Но благий и человеколюбивый Бог время наказания считает обыкновенно не с действительного события, а с произнесения Им определения. Так поступил и с патриархом Авраамом. Сказав: «пресельно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я лет четыреста» ( Быт. 15, 13 ), не попустил семени Авраамову все это время жить у египтян, но число четырехсот лет считает со времени произнесения Им сего определения. И при Ное, сроком для покаяния назначив сто двадцать лет и, видя возрастающее беззаконие, чтобы прекратить распространение греха, не стал ожидать окончания определенного времени. Так и здесь найдем тридцатилетнее число, положив началом счисления Божие определение. Определение же о плене и рабстве Иудеев произнесено Богом в восемнадцатый год царствования Иосии. Когда первосвященник Хелкия нашел затерянный закон Моисеев (ибо беззаконие до того усилилось в Иудее, что божественное предано было совершенному забвению); потом царь, прочитав закон, усмотрел, что народ поступает прямо вопреки оному, а почему, крайне убоявшись, стал умолять первосвященника, чтобы умилостивил он Бога; тогда первосвященник приходит к пророчице Олдане, жене благочестивой, соблюдавшей Божии законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Каждый месяц имел свое название: Нисан, Тиар, Сиван и т.д. В месяце было 29 или 30 дней. Для приведения в соответствие с солнечным годом в високосные годы добавлялся 13 месяц Ве-Адар. У евреев существовал гражданский и священный лунные года. Гражданский год начинался с месяца Тисри (в среднем – середина сентября по церковному Юлианскому календарю). По гражданскому году датировались договоры, производились выборы, назначались субботний и юбилейный года и т.д. Священный год начинался с месяца Нисана (Авива), начинавшегося, в среднем, с весеннего равноденствия. В пятнадцатый день этого месяца, т.е. в полнолуние, праздновалась ветхозаветная Пасха, день выхода евреев их Египта. По священному году считались праздники: Пятидесятница, Праздник Кущей, Пурим и др., которые были нерабочими днями, в том числе и для рабов, с менее строгими, вероятно, запретами, чем в субботу. Праздники отмечались несколько дней, в которые ослаблялась трудовая деятельность (откладывались те дела, которые можно было отложить), усиливалась молитва и жертвоприношения. Важное социально – экономическое и экологическое значение имели священные субботние (каждый седьмой) и юбилейные (каждый пятидесятый) года. В субботний год прекращалось земледелие, земле давался отдых. Все, что вырастало само – делалось общим достоянием. Должникам прощались долги, рабы-единоплеменники отпускались на свободу. Всенародно читался закон Божий. Еще более торжественным и важным был юбилейный год, наступавший сразу вслед за седьмым субботним годом. В юбилейный год помимо того, что соблюдались предписания субботнего года, все проданные земли (за некоторыми оговоренными исключениями) возвращались прежним владельцам или их наследникам. Восстанавливалось, хотя и не в полной мере, равенство в собственности на землю. Древние евреи стремились сохранить наделы, полученные при заселении Палестины каждой еврейской семьей. Это являлось институциональным закреплением относительности права собственности, напоминанием народу израильскому о том, кто является Верховным Собственником всего, в том числе и земли.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

В минувшем месяце, 29 августа, в пресс-центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича. Указом Президента России 2006 год объявлен «Годом культуры, образования, гуманитарной науки – Годом академика Д. С. Лихачева». На пресс-конференции выступили: ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Сергеевич Запесоцкий, директор Института мировой литературы имени А. М. Горького Александр Борисович Куделин, председатель Российского детского фонда Альберт Анатолиевич Лиханов. На пресс-конференции были представлены юбилейные издания Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева и Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов: «Уроки Лихачева», «Д. С. Лихачев: Университетские встречи», а также уникальное переиздание фундаментальных работ великого ученого «Избранные труды по русской и мировой культуре». Там же были подведены итоги VI Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли в Санкт-Петербурге в конце мая 2006 года. Журналистам рассказали о планирующихся новых мероприятиях в рамках празднования 100-летия Дмитрия Сергеевича Лихачева. Вот некоторые высказывания выступавших. А. Б. Куделин, профессор, доктор филологических наук, член Российской академии наук, зам. академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, член Европейской ассоциации арабистов и исламоведов: – Дмитрий Сергеевич не только выдающийся ученый, но еще и великий гражданин нашей страны, который всю жизнь стремился к тому, чтобы достижения отечественной культуры стали достоянием нашего народа, а также, чтобы они стали известны далеко за пределами нашей страны. Научная деятельность Дмитрия Сергеевича была тесно сплетена с общественной и общественно-политической деятельностью. И сегодня мы, к сожалению, слишком часто чувствуем отсутствие Дмитрия Сергеевича, потому что при его жизни многие вопросы решались очень просто и быстро. Хоть решались они и не так, как они должны решаться в демократическом обществе, к стандартам которого мы только движемся… Например, если какой-то памятник культуры надо было спасти или требовалась еще какая-то помощь, можно было бесконечно стучаться в разные очень высокие инстанции, а можно было попросить Дмитрия Сергеевича. Дмитрий Сергеевич звонил первому лицу государства или еще куда-то обращался, накладывалась соответствующая резолюция – и все решалось.

http://pravoslavie.ru/579.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Субботний год (год отпущения) I. Господь предписал в Законе, чтобы израильтяне обрабатывали свою землю шесть лет подряд, а на седьмой давали ей отдохнуть. Тогда земля должна была праздновать ⇒ субботу своему Господу, т.е. и земля участвовала в Божьем покое. В этот год пищей израильтянам, их рабам, поденщикам, пришельцам и бедным, скоту и зверям полевым могло служить лишь то, что вырастало само собой, без участия человека ( Исх. 23:10 ; Лев. 25:1–7 ). Но для того чтобы возместить отсутствие урожая в С.Г., Господь обетовал в предыдущий, шестой, год необычайно богатый урожай ( Лев. 25:19–22 ). II. В ⇒ праздник Кущей в год отпущения (см. ниже, III) вместо обычно празднуемого благодарения за урожай было предписано читать Закон перед всем народом ( Втор. 31:9–13 ). III. В седьмой (субботний) год израильтянин должен был простить долг своему соотечественнику, но не иноземцу ( Втор. 15:1–11 ), в связи с чем этот год называли также годом отпущения (шенат хашемитта, Втор. 15:1 ; Втор. 31:10 ), который, однако, нельзя путать с ⇒ юбилейным годом (шенат хаййовель). Однако трудно сказать, означало ли «отпущение» отсрочку платежа или его полное прощение. Вероятно, имело место первое, что не исключается и ст. Втор. 15:9 . Запрет требовать возвращения долга в С.Г. был разумен, поскольку все поля лежали под паром, но на деловой жизни это сказывалось негативно. Поэтому незадолго до прихода Иисуса Христа учитель Закона Гиллель разрешил при заключении договоров делать оговорку, разрешавшую взимать долги в любое время. IV. Нарушение закона о С.Г. было чревато тем, что земля «удовлетворит себя за субботы свои» годами запустения ( Лев. 26:34,43 ), и именно как исполнение этой угрозы было воспринято вавил. пленение ( 2Пар. 36:20.21 ). Поэтому во времена Неемии особо подчеркивалась обязанность соблюдать субботу ( Неем. 10:31 ). У Иосифа Флавия можно найти целый ряд свидет-в о том, что С.Г. действит. соблюдался начиная со времени Маккавеев и до разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.): 164–163 гг., 38–37 гг. до Р.Х. и 68–69 по Р.Х. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учителя и Ученики - уроки высокого искусства О выставке художников России и Азербайджана 03.01.2019 1190 Время на чтение 14 минут «Голубая чашка», 2009 г., Геннадий Бернадский. Событием культурной жизни Санкт-Петербурга осенью с.г. стала выставка художников России и Азербайджана, состоявшаяся в залах научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Известно, что 2018 год был назван «Годом культуры» в России и вместе с тем - стал юбилейным годом для одного из главных участников выставки - Таира Тимуровича Салахова, которому исполнилось 90 лет. Прожитые годы были овеяны и тяготами становления советского государства, и Великой Отечественной войной для народов Советского Союза, и годами творческих «мук и радостей». Биография Таира Тимуровича Салахова советского азербайджанского российского живописца, вице-президента Российской академии художеств (с 1997), театрального художника, педагога, Члена Президиума Академии художеств СССР с 1972 г. тесно переплетена с историей России и Азербайджана. В залах Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Москве выставка состоялась также, благодаря усилиям и тех, кто искренне хотел подарить любителям живописи праздник искусства - это Научно-исследовательский музей при Академии художеств Санкт-Петербурга и его директор Алексей Мудров, Фонд реалистического искусства В.Ф.Пустарнакова, центр Гейдара Алиева и фонд Гейдара Алиева вместе с его вице-президентом Лейлой Алиевой, Фонд «Императорского общества поощрения художеств» и его директор Людмила Ермолина, компания Газинформсервис. Все они - последователи великих русских благотворителей - Строгановых и Румянцевых XVIII века, Мамонтовых и Морозовых века XIX и начала XX, а также - ценители крепких традиций века нынешнего - кураторы выставки - Вероника Богдан, Екатерина Сапогова, Эмин Мамедов и Мария Филатова. Подвижничество этих людей позволило решить сложнейшую задачу - объединить в одной экспозиции работы более ста художников и сделать её передвижной. Это значит, что выставка была представлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге, её, возможно, увидят и почитатели таланта российских и азербайджанских мастеров кисти в Баку.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/04/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010