и 17 в.» 1530 . По иудейскому счету названные века соответствовали середине 52-го и середине 53-го века от сотворения мира; таким образом, не исключено, что р. Абраванель опирался на все то же предание о 6-м тысячелетии, путем особых манипуляций с числами добиваясь более точных дат, которые, однако, еще долго могли быть откладываемы. Б. Кумраниты Что конец мировой истории должен быть связан именно с приходом Мессии в 6-м тысячелетии, видно, например, из комментария под названием Мидраш Мелхиседек: «[Искупле]ние э[то]... [де]сятый [ю]билейный год, чтобы искупить в нем всех сынов [света и] люде[й ж]ребия [Мелхи]седека... ибо это – время года благоволения Мелхисе[дека]» (HQMelch. 7–9). Кроме того, в кумранском календаре год делился на семь 50-летних циклов. Известно также, что у терапевтов Пятидесятница была праздником сотворения мира, что можно сопоставить с кн. Юбилеев, где этот праздник считается памятью окончания потопа и ежегодного возобновления Завета 1531 . В. Апокрифы На 7000-летнем цикле основывается хронология 1 Ен, которая дополняется хилиазмом (см. 1 Ен 17–19). Автор апокрифа, по существу, игнорирует библейскую хронологию, создавая свою собственную на основе летосчисления по седминам, т.е. 700-летним циклам 1532 . Нет уверенности в том, что он сам считает себя живущим в последнее время 1533 . По-видимому, свое время он интерпретировал как седьмую седьмину (т.е. 4200–4900 гг. от сотворения), когда, при общем развращении человечества, «в конце ее будут награждены избранные и праведные от вечного растения правды, между тем как им будет дано седьмикратное наставление обо всем Его творении» (1 Ен 19:13). Таким образом, книга под держивает сектантскую протогностическую претензию на обладание тайной мудростью 1534 , вместе с тем откладывая время пришествия Мессии, которое характеризуется следующим образом: «После этого будет другая седмина – восьмая, седмина правды; и будет дан ей меч, чтобы судить и справедливость исполнить над теми, которые поступают насильственно, и грешники будут преданы в руки праведных» (1 Ен 18:12). Идея ограниченного исторического времени выражена также в апокрифах Вознесение Моисея и Малое бытие или кн. Юбилеев 1535 . Согласно первому из них пророк Моисей умер на 2500 г. после сотворения мира, согласно второму – на 2450 г. Уже Дилльман в 1871 г. связал обе даты и сделал вывод, что в Вознесении Моисея, как и в книге Юбилеев, счет времени от сотворения мира идет по юбилеям 1536 . Таким образом, смерть Моисея делит исторический цикл длиной в 5000 лет ровно пополам 1537 . Отсюда начинает отсчитываться приход Мессии как эсхатологическое событие конца истории: «От того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия его двести пятьдесят времен (tempora ccl). Столько времени пройдет, пока не прейдут времена» (Возн. Моисея, 92 b). Г. Новый Завет

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Вы не должны делать никакого дела в субботу, которого вы не приготовили себе в шестой день, чтобы есть, и пить, и покоиться, и соблюдать субботу от всякого дела в этот день, и прославлять Господа Бога вашего, Который дал ее вам в праздник. И днем святым, и днем святого царства для всего Израиля должен быть этот день в вашей жизни непрестанно. Ибо велика честь, которой Господь удостоил Израиля, чтобы они ели, и пили, и насыщались в этот праздничный день, и отдыхали от всякого дела, которое относится к человеческим делам, кроме воскурения фимиама и принесения даров и жертв пред Господом в субботы. Только это дело пусть совершается в субботы, во дни дома святилища Господа Бога вашего, чтобы приносить в умилостивление за Израиля непрестанно и ежедневно дары в воспоминание, которое приятно и которое делает их угодными пред Господом, каждый день года, как поведено тебе. Но каждый человек, который совершает дело, и предпринимает путешествие, и ухаживает за своим скотом, будь это дома или в другом месте, и кто зажигает огонь, или едет верхом на каком-нибудь животном, или путешествует на корабле по морю, и каждый, кто убивает и умерщвляет кого-либо, и кто закалывает животное или птицу, и кто ловит зверя, или птицу, или рыбу, и кто постится, и кто ведет войну в субботний день; всякий, кто делает что-нибудь из этого в субботний день, тот должен умереть, чтобы дети Израиля хранили субботу по заповедям о субботах земли, как это списано с небесных скрижалей, которые Он дал мне в мои руки, дабы я написал тебе законы времени и время по делению его дней. Приложение. Отрывки из книги юбилеев, сохранившиеся у греческих церковных писателей 1. Св. Епифаний Кипрский Но в Книге Юбилеев, называемой также и Малым Бытием, можно найти, что эта книга содержит имена жен Каиновой и Сифовой, чтобы всяким образом были посрамлены эти слагатели басен для жизни (т. е. Сифияне). Когда Адам родил сынов и дочерей, было необходимостью в то время, чтобы его сыновья вступили в брак с собственными сестрами; ибо это не было беззаконным, потому что иного рода не было.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

К самостоятельным же добавлениям автора можно отнести с полною вероятностию и такого рода восполнения библейских рассказов, которые хотя и являются очевидным вымыслом, но как бы сами собою подразумеваются на основании канонического Пятокнижия. Так, по библейской хронологии некоторые из патриархов дожили не только до своих внуков, но и правнуков; в виду этого не трудно предположить, что между дедами и их внуками существовали те или иные отношения, та или другая связь. Выходя отсюда, автор дозволил себе внести в свою книгу довольно подробные рассказы об отношениях Ноя, Авраама, Исаака и Ревекки к своим внукам, об их наставлениях, о предсмертных завещаниях и благословениях и т. д. По догадке Дилльмана 15 , к подобного рода добавлениям автор мог побуждаться тою «верою в действенность благословения детей родителями, которая могла быть во времена нашего автора особенно сильною или вообще распространенною». От себя же автор мог внести в свой апокриф и такие пояснения и прибавки, который служат прямым выводом из библейских повествований, как напр. замечание о том, что Ева первая прикрыла свою наготу смоковничным листом, что Адам был первый из умерших на земле, что Иаков находился в отлучке в то время, когда Рувим осквернил Валлу, и т. д. Что же касается того, откуда автор взял не указанные в Библии имена жен патриархов, как допотопных, так и послепотопных, а также новые названия некоторых местностей, с которыми в книге Юбилеев связаны те или другие библейские события, каким источником затем руководился он при составлении подробных повествований о детских годах Авраама, о предназначении Левия к священству Исааком, о погибели Исава и его коварной войне с Иаковом, о ежегодной дани Иакова родителям, о войне Египтян с Хананеями по смерти Иосифа и т. д., – это вопрос, ответить на который едва ли возможно с большим или меньшим правдоподобием. Дилльман готов поставить повествования книги Юбилеев в некоторую зависимость даже от языческих мифов и легенд; нельзя конечно спорить, что эта зависимость не невозможна, но доказать ее прямыми фактами Дилльман уклонился, очевидно в виду трудности задачи, граничащей, может быть, с полною невозможностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В Книге Юбилеев говорится, что к имени человека может добавляться его характеристика, например «друг и праведник». Возрастает роль ангелов: в Повести об Иосифе и Асенефе именно ангел сообщает Асенефе, что ее имя вписано в книгу жизни; согласно одному из вариантов текста, ангел сам вписал имя Асенефы в книгу жизни. 4.2.2. Обобщающие выводы по книге людских деяний В межзаветной апокалиптической литературе образ книги людских деяний стал самым распространенным. Практически все упоминания о книге людских деяний встречаются в сюжетах, связанных с темой суда и воздаяния. В этих хорошо разработанных сюжетах записи в книгах людских деяний играют определяющую роль: на их основании решается, что будет наследовать человек – вечное спасение или вечное осуждение. Как правило, записи добрых и злых дел ведутся обособленно (Апокалипсис Софонии, Завещание Авраама). Чаще говорится о записи грехов людей (1 Енох 81, 89, 104–108, Юбил 4 и пр. 179 ), но в ряде апокалипсисов наравне с книгой злых деяний представлена книга добрых. Записи в книге людских деяний ведут ангелы и праотец Енох. В произведениях межзаветной литературы – в Первой книге Еноха, книге Юбилеев, Второй книге Еноха и Завещании Авраама – Енох из библейского праведника превращается в вознесенного писца, пребывающего на небесах, который обладает божественным всеведением и записывает «деяния каждого человека». Образ книги людских деяний очень назидателен: эта книга неоспоримо свидетельствует перед Богом о всех грехах, совершенных грешниками; она также поддерживает надежду на воздаяние праведникам. Если в Ветхом Завете (за исключением Книги Даниила) не раскрывается, совершится ли грядущее воздаяние в земной жизни или на эсхатологическом суде, то в межзаветной апокалиптической литературе образ книги людских деяний со всей определенностью связывается с принятием решения о посмертной, вечной судьбе человека. 4.2.3. Обобщающие выводы по книге судеб Образ книги судеб также нередко появляется в рассматриваемых текстах. В Первой книге Еноха превознесенный Енох видит записанным заранее весь ход человеческой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

II. Др. группа, примыкающая к «Переработанному Писанию»,- апокрифы, авторы которых не просто делали добавления в традиц. текст, но создавали на его основе совершенно новые произведения. Таков, напр., арам. «Апокриф на Книгу Бытия» (1Q20) (Тексты Кумрана. 1996. С. 332-384), палеографически и лингвистически датируемый I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. и близкий по тексту, а также идейно к книгам Еноха и Юбилеев. Возможно, апокриф был создан в Кумране, хотя ничего специфического, привязывающего именно к К. о. в нем нет; возможно также, что, как и книга Юбилеев, он привнесен в общину извне. В основе сюжета лежат истории о Ное и об Аврааме из Книги Бытия, однако они претерпели значительные расширения. Так, в качестве 1-й части апокрифа принято выделять рассказ о рождении Ноя (Col. 0-5), начинающийся с истории Стражей, падших ангелов, из-за которых в мире возникает зло. За ним следует рассказ о Ламехе, отце Ноя, который при виде прекрасного, сияющего ребенка усомнился в собственном отцовстве. Разрешить сомнения Ламеху помог Енох . В тексте не остается места для истории сотворения мира, истории о грехопадении, зато на первый план выводится фигура Еноха, что характерно для лит-ры эпохи Второго храма ( Crowford. 2008. P. 108). После 1-й части истории происхождения Ноя помещена «Книга речений Ноя» (Col. 6-17), состоящая из самовосхвалений, апокалиптических видений и наставлений о строительстве ковчега и жертвоприношениях. В 3-й части рассказывается история Авраама (Col. 19-22). Она ближе к традиц. сюжету, нежели 2 предыдущие, но все-таки имеет ряд особенностей. Так, в текст вводится не встречающийся нигде более сон Авраама (1Q20. 19. 14-27), легитимирующий ложь Авраама фараону о родстве с Саррой, благодаря чему поступок патриарха оказывается спасительным действием, предписанным Богом. Также в сюжет вводится описание красоты Сарры (1Q20. 20. 1-8), к-рое дает понять, что именно привлекло в ней фараона. Причем наряду с внешней привлекательностью подчеркивается ее мудрость. Кроме того, в тексте объясняется появление Агари (часть фараонова дара Аврааму и Сарре - 1Q20. 20. 32) и мн. др. детали, остающиеся неясными в библейском повествовании. Помимо значительного расширения сюжета этот и подобные ему тексты часто насыщены идеями, изначально отсутствующими в библейском тексте. Напр., и в «Апокрифе на Книгу Бытия», и в «Комментарии на Книгу Бытия» (4Q252), и в книге Юбилеев, и в «Храмовом свитке» ясно прослеживается мысль о связи права владеть землей обетованной с сексуальной чистотой ( Crowford. 2008. P. 125).

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Религия, вместо прежнего союза, как интимного взаимоотношения Бога с народом, получила характер делового, жизненно-практического договора. Народ обязан исполнить весь закон, а Бог должен даровать ему за это спасение. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, например, в книге Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). Первым литературным памятником, где дает себя знать рационалистическое направление, является книга Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения, и не упоминается о Мессии. Сильно дает себя знать рационально-политическое направление в книгах Варуха и Товита. В книге Юбилеев или Малом Бытии, написание которой можно только с вероятностью относить к I-мy веку до Р. Х., совсем не упоминается о мессианском царе, но изображению будущих мессианских эсхатологических времен в этой книге достаточно отведено места (особ. гл. 1 и 23). Апокалиптическая книга «Псалмы Соломона» есть наиболее яркое выражение национально-политического направления.    Что касается воззрений на Мессию народных масс, то они проникнуты, согласно нашим евангелиям, национально-политическим характером; от этого взгляда не были свободны и лучшие израильтяне, например, Захария, ученики Христовы и другие. Они лишь не настаивали, не упорствовали в своих воззрениях, а, в конце концов, смиренно подчинялись воле Божьей. Идея христианского посреднического служения ближним, тем более братства со всеми народами была чужда сознанию иудея. Это-то его эгоистическое желание царства Мессии для себя и было Ахиллесовой пятою для него, при первом пришествии Иисуса Христа.     Примечание. По общему мнению исследователей, иудеи не имели учения о Страждущем Мессии до III b. по Р. Х. В книгах апокрифических, в частности в апокалипсисах, такого учения не содержится. - Из «Разговора с Трифоном-иудеем» (глава LVIII) св. Иустина следует, что во II-oм веке некоторые из иудеев стали признавать необходимость страданий и смерти Христа, но упорно оспаривали образ смерти на кресте, ссылаясь на закон («проклят всяк, висяй на древе»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

107 Может быть Херсонес или какая нибудь местность в Крыму, где до сих пор есть созвучныτ названия (река Карасу, город Карасу-базар). 116 Здесь эфиопский текст испорчен, на что указывает, как отсутствие ясного смысла, так и пропуск других сыновей Хама кроме Фуда и Ханаана. 121 Это имя, довольно часто встречающееся в книге Юбилеев, одинаково с именем Сатана как по значению, так и по происхождению (Partie. Hiphil. от или , противодействовать, преследовать, враждовать). В греческих хронографиях это имя встречается в измененном виде Μαστιφτ. 122 В тексте стоит – тридцать три, но это не согласно ни с предыдущим, ни с последующим. В этом случай Фалеку, родившемуся в 32-й юбилей 7-ю седмину 6-й год, было бы всего только 12 лет. 124 Здесь есть еще некоторые подробности о башне, но совершенно непонятные вследствие испорченности эфиопского текста. 129 Имена эти очевидно произошли от неправильная чтения , каковым именем в книге Бытия (11:28, 31) называется Ур Халдейский. 132 Дплльман допускает возможность, при некотором изменении эфиопского текста, и такого перевода: в продолжении шести месяцев года. 138 Здесь, наверное, опущены некоторый подробности о преследовании Авраамом врагов: в противном случае трудно понять дальнейший рассказ о царе содомском. 139 По связи речи местоимение – он можно относить и к Аврааму, но едва-ли это будет правильно по смыслу. 143 Здесь есть ошибка в хронологии: в 5-й год первой седмины 41-го юбилея Аврааму было 89 лет; но так как и но книге Бытия (16:16) Аврааму в это время было 86 л., то здесь нужно бы читать: во 2-й год первой седмины. 144 Хронология и здесь не верна. Так как Аврааму в это время было 100 лет (см. ниже в этой же главе), то здесь следовало бы читать: во 2-й год третьей седмины. Ошибка эта (на 10 лет) повторяется и далее. 146 Это неясное выражение, кажется, заключает такую мысль: «крайняя плоть, которая должна быть обрезываема, будет оставляться у сыновей их без обрезания». 148 Здесь очевидно нужно разуметь тот лулав (пучок из ветвей различных деревьев), который до сих пор имеет большое значение для иудеев в праздник кущей; словом – сережка мы привели немецкое Kätzchen.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

К. И. в апокрифах и псевдоэпиграфах Ветхозаветные Большая часть этих источников говорит об особой роли К. И. в перспективе Божественного замысла, подразумевающего будущее восстановление 12 К. И. в последние времена. Список К. И. в Библии, организованный по ярко выраженному матриологическому принципу (т. е. в порядке рождения сыновей Иакова от матерей), по-разному воспроизводится в апокрифических текстах. В Быт 35. 23-26 вначале идут сыновья Лии, потом - Рахили, далее - их служанок, Валлы и Зелфы. Этот список, отдающий первенство сыновьям жен перед сыновьями служанок, воспроизводится в «Книге Юбилеев» (Liber Jubilaeorum. 32. 22) и в приписываемой Филону Александрийскому «Книге библейских древностей» ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 8. 6). В Быт 46. 8-27 К. И. расположены по хронологии рождения: вначале идут сыновья Лии, затем Зелфы, Рахили и ее служанки Валлы. Этот порядок представлен в кн. «Иудейские древности» Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. II 7. 4 и в «Библейских древностях, Псевдо-Филона ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 8. 11-14). Существуют и модифицированные списки: в кумран. тексте 11 QT 24. 10-16 колена по линии служанок (Зелфы и Валлы) меняются местами, а на 1-м месте стоят колена Левия и Иуды. Др. вариант списка, не имеющий параллели в Библии, обнаруживается также у этих авторов (Bibl. Antiq. (25. 4; 25. 9-13) и в «Книге Юбилеев» (34. 30)), этому же порядку следует список 12 К. И. в «Завещании двенадцати патриархов». У Псевдо-Филона присутствуют 5 вариантов списков К. И. и только в одном из них не упоминаются колена Дана и Неффалима ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 25. 4-5), а в др. варианте - Симеона (Ibid. 25. 9-13). В ветхозаветном апокрифе «Завещание 12 патриархов» символами К. И. являются олени: 9 из них «были рассеяны по всей земле, трое же спаслись, но на следующий день и они были рассеяны» (Test. XII Patr. XI 19. 1). Деление К. И. на 9 и 3 не свойственно библейскому преданию, где обычно К. И. делят на 10 и 2 (см., напр.: 3 Цар 12. 21). В др. апокрифических текстах это деление иногда приобретает форму 9,5 и 2,5 колена. Далее в «Завещании 12 патриархов» со ссылкой на слова прав. Еноха дается мессианское обетование о том, что все колена впадут в блуд и только в одном уделе возникнет храм Божий, где соберутся 12 колен и все народы до той поры, когда пошлет Всевышний спасение через Своего единородного пророка (Test. XII Patr. 9. 2//OTP. Vol. 1. P. 827).

http://pravenc.ru/text/1841734.html

Подобным же образом была «дописана» в Кумране и книга Юбилеев (4Q225–227). 3.8 «Канон» Кумрана Как в иудаизме вообще, так и в Кумране в частности, каноничность какого-либо писания может быть раскрыта не через эксплицитную терминологию, но только через соответствие определенным критериям: (1) Письменный вид: уже тот факт, что устная традиция была записана, говорит о ее высокой оценке, т.к. таким образом данному тексту давалась долгая жизнь и распространение. (2) Наличие свидетельств, цитирование и комментирование: все книги еврейской Библии за исключением Есф (но ср. 4Q550) и Неемии (возможно, считалась частью Книги Ездры) засвидетельствованы в Кумране в виде рукописей. К ним добавляются также т.н. второканонические книги Товит, Сирах (11Q5; см. также экземпляры в Масаде и в каирской генизе), Дан.13 (Сусанна), Пс.151 (11Q5) и Варух ( Bar 6 =EpJer В форме цитирования (доказательство из Писания) придан вес книге Юбилеев (CD 10, 7–10; 16:2–3). Широкое распространение в Кумране истории о Стражах (1Ен.1–36) и солярного календаря указывает на то, что уделялось большое внимание книге Еноха (ср. Иуд.14 слл.). Факт комментирования в пешере или мидраше указывает на то, что соответствующая книга рассматривалась как авторитетная. В Кумране это особенно актуально для пророческих книг. (3) Количество копий. Значимость отдельных книг явствует из числа сохранившихся копий (Пс: 40 экземпляров; Втор: 29; Ис: 21; Исх: 17; Быт: 15; Лев: 13). Апокрифические книги (псевдоэпиграфы) также представлены в Кумране: Енох (возможно, 20, по меньшей мере 11 рукописей [без Ен 37–71, но с «книгой гигантов») и Юбилеи (15 рукописей). Заветы Патриархов не засвидетельствованы непосредственно, но некоторые рукописи могут быть истолкованы как их письменные источники. Кроме того, имеется большой набор текстов, связанных с традицией патриархов и священников (Амрам, Кааф), состоящий примерно из 50 неизвестных прежде апокрифов. Многократно копировались и ессейские писания (песни субботней жертвы, 4QMMT; CD/4QD), и собственно кумранские правила (напр., 1/4QS).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

32 От имени Ийоайона (библ. Иавана) по Флавию произошло название Ионии; он считается родоначальником греков. 33 От Толбела (библ. Тубал, Фувал) по Флавию произошли иберы. Ныне это грузины, живущие на равнине к югу от Кавказских гор. 35 Терас (библ. Фирас) – родоначальник тирренцев, живших вблизи Афона. Согласно Флавию, Фирас – родоначальник фракийцев. 36 Это имя, довольно часто встречающееся в «Книге Юбилеев», одинаково с именем Сатана как по значению, так и по происхождению (от евр. мастифат – «противостоять, противодействовать»). 38 С детством Авраама у евреев и арабов связано множество преданий. Рожденный матерью тайно в пещере, Авраам, по одной версии, пробыл там три, по другой – тринадцать лет, а по третьей – лишь десять дней. Когда он вышел из пещеры и увидел восходившее среди чудной природы солнце, то готов был преклониться перед ним и почитать его за божество. Но смена дневного светила луною и звездами так поразила его, что Авраам заключил, что планеты не могут быть самостоятельны и что они должны управляться постороннею силою, а именно всемогущим Творцом. 40 Харран – город на севере Месопотамии, лежавший на перекрестке важнейших торговых дорог, чуть в стороне от пути, соединявшего Месопотамию с Сирией и Палестиной. 43 Здесь, вероятно, опущены некоторые подробности о преследовании Авраамом врагов; в противном случае трудно понять дальнейший рассказ о царе содомском. 45 «...ибо грех Аморреев доселе еще не наполнился» – Бог откладывает передачу ханаанской земли потомкам Аврама до тех пор, пока прежние обитатели этой земли сами, своими грехами, не лишат себя права жить на ней. Аморреи здесь – общее имя всех доизраильских жителей Палестины. 46 Кенеи – народ, живший на юге Палестины; кенеем был тесть Моисея. Кенезеи (кеннззен) – народ» живший к югу от Мертвого моря, родственный эдомитянам. К кенеэеям принадлежал Калев, один из героев завоевания Ханаана. Аморреи (амореи, амурру) – самый могущественный хананейский народ, занимавший седьмую часть всей Палестины; западносемитские кочевые племена, поселившиеся в Сирии и Месопотамии. Еще в VII–VI вв. до P. X . Сирию и Палестину нередко продолжали называть «страной Хатти к Амурру». В Ветхом Завете хеттами и аморреями часто называются жители доизраильской Палестины ( Иез. 16,3 ). Согласно книге Чисел (21,21–26), царство аморреев до прихода израильтян в Палестину находилось к востоку от Иордана. Гергесен (гиргасийцы) – народ, живший к западу от Иордана. Евеи – народ, живший в городах среди прочих хананейских племен; делились на самостоятельные общины с монархическим, как в Сихеме, или демократическим управлением. Они жили также по склонам Ливана и Антиливана. Рафейн (в Библии – Рефаимы; Быт. 14, 5 ) – легендарные люди гигантского роста, неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010