Итак, можно сказать, что в Послании Еноха образы книги судеб, книги жизни и книги людских деяний взаимоперсплетены: в книге жизни записаны имена праведных, и запись в ней означает вечное блаженство; в книге людских деяний записаны беззакония грешников – на основании этих записей над грешниками свершится суд; а все эти божественные определения заранее записаны в книге судеб: «Ибо об этом есть писания и начертания вверху на небе, чтобы ангелы читали их и знали, что случится с грешниками и духами покорных» (1 Енох 108) 149 . 4.1.3. Книга Юбилеев Книга Юбилеев (также называется «Малое Бытие», либо «Апокалипсис Моисея») возникла в фарисейской среде между 135 и 105 гг. до Р. X. 150 В ней пересказываются и толкуются события книги Бытия. Книга Юбилеев в целом не может считаться апокалиптическим сочинением, «однако очевидно ее родство с ранней енохической литературой (солнечный календарь; распространение зла связывается с ангелами, спустившимися на землю; четкая эсхатологическая перспектива)» 151 . Из всех произведений межзаветной литературы в Книге Юбилеев более всего говорится о небесных книгах. На протяжении всего повествования подчеркивается особое значение «небесных скрижалей» 152 . Ф. Гарсия Мартинес выделяет несколько видов «скрижалей», упоминаемых в Книге Юбилеев: «скрижали закона» 153 , «скрижали с записью добрых и злых дел», «скрижали судеб», скрижали, где вписаны «календарь и празднования» 154 . Фактически в этом произведении присутствуют все выделяемые виды небесной книги. Образ небесной книги жизни в Книге Юбилеев имеет отличительные особенности. В 30-й главе говорится о благословении «вовек» Левия и его потомков за то, что они «возревновали, чтобы совершить правду, и суд» 155 (имеется в виду эпизод мщения Левия и Симеона жителям Сихема за сестру Дину – Быт 34 ). Ле-вию возвещается, что он будет записан на небесных скрижалях «как друг и праведник» (Юбил 30: 22) – кроме Книги Юбилеев, такая формулировка практически нигде не встречается 156 . Далее израильтянам дается увещевание, что если они преступят завет, то будут записаны на скрижалях «врагами, чтобы быть изглаженными из книги живых и записанными в книгу тех, которые будут уничтожены» (Юбил 30: 21) 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

На основании общего обзора содержания апокрифической книги Юбилеев можно думать, что автор ее поставил для себя главнейшею целию устранить прежде всего трудности в библейской хронологии, с которыми встречается читатель канонической книги Бытия, и расположить библейские события патриархального периода в строгой хронологической последовательности по юбилеям, по седьминам юбилеев и по годам седьмин, начав свое летосчисление с сотворения первого человека. Эта главнейшая цель определяется и надписанием апокрифа – «Книга Юбилеев» или «Книга седьмин», указывающим на то, что в апокрифе речь идет об юбилеях или об исчислении времени по юбилеям и седьминам. Как глубока древность этого надписания и современно ли оно появлению самой книги, сказать трудно; Дилльман считает возможным признать его подлинным и первоначальными В первый раз оно встречается у св. Епифания 16 , от которого сохранилось до нас и первое свидетельство о рассматриваемой книге. В эфиопском подлиннике это надписание апокрифа несколько изменено: там он называется книгою или «словами деления дней». Но и в этом наименовании нельзя не видеть довольно ясного намека на главную цель и сущность содержания апокрифа. Кроме указанных названий. в хронографиях Георгия Синкелла (VIII в.) и Георгия Кедрина (XI в.) книге Юбилеев усвояется еще наименование – «Апокалипсис Моисея» 17 . Но это название едва ли может иметь какой нибудь смысл и значение в приложении к нашему апокрифу. Под именем апокалипсиса принято разуметь откровение под формою сновидения, экстаза или непосредственного созерцания на небе таких тайн Божиих, которые имеют то или иное отношение к последним временам и к царству Мессии, и притом откровение такое, где заметно сильное преобладание символического и пророческого элементов. Ни по форме, ни по содержание книга Юбилеев не напоминает такого откровения: в ней нет ни прикровенных символов, ни пророчеств, ни ясного учения о Мессии и последних временах. Наименование апокалипсиса почти столь же мало приложимо к книге Юбилеев, как и к каноническому Пятокнижию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

2. Происхождение книги Юбилеев Что книга Юбилеев чисто иудейского происхождения, это не может подлежать и никем не подвергалось ни малейшему сомнению. Все содержание апокрифа говорить за то, что автор его – иудей. Для него дороги все традиции и чаяния иудейства: как иудей, он гордится богоизбранностию еврейского народа; как иудей, он приписывает закону, не только писанному, но и сохранившемуся в предании, небесное происхождение и непременяемое значение: наконец, он ненавидит всех язычников так, как мог ненавидеть их только иудей, понесший на себе всю тяготу долговременного языческого ярма. За иудейское происхождение книги Юбилеев говорит и ее близкое сходство не только с сохранившимися до нашего времени таргумами, но и с талмудом. С христианскими воззрениями она не имеет решительно ничего общего. «Скорее можно подыскать в этой чисто иудейской книге следы всех возможных религиозных воззрений, даже самого эллинизма, чем намеки на христианскую доктрину» 24 . Вопрос может быть только в том, не принадлежал ли автор книги Юбилеев к одной из тех иудейских сект, которые образовались в иудействе пред пришествием Христа. Иеллинек думал приписать ей ессейское происхождение и находил в ней тенденциозное стремление ослабить то влияние, какое имели фарисеи на иудейский календарь своими определениями праздничных времен 25 . Но если бы автор апокрифа и не был согласен в данном случае с установившейся у иудеев практикой, то отсюда можно было бы выводить только то заключение, что в этом пункте он не стоял на стороне ортодоксального иудейства. Если в книге Юбилеев обнаруживается особенное благоговение к седмеричному числу и к празднование субботы, если в рассказ о Ное вводится речь о врачебных средствах и т. д., то и эти, указываемые Иеллинеком, факты слишком мало говорят за ессейское происхождение апокрифа. Книга Юбилеев настолько обширна по объему, что следы ессейских воззрений могли бы сказаться в ней не в таких мелочах, на которые указываете Иеллинек и которые совсем не характерны для ессейской секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Беер высказал другую теорию о происхождении книги Юбилеев. По его мнению она появилась в среде самарян или скорее их потомков, которые жили в Египте и были известны здесь под именем досифеян. В подтверждение своего мнения Беер указывает на то, будто в книге Юбилеев празднику Пятидесятницы придается большее значение, чем Пасхе, а это по его взгляду согласно с воззрениями самарян, так как у них праздник Пасхи не имел того высокого значения, какое придавалось ему в Палестине, вследствие чего он должен был уступить первенствующее место празднику Пятидесятницы, как дню откровения на Синае Моисеева закона, который только и принимался самарянами 26 . Но Беер построяет здесь гипотезу на гипотезе: во-первых, ни откуда не видно, чтобы автор книги Юбилеев умалял значение праздника Пасхи 27 ; во-вторых, мнение о том, будто самаряне особенно почитали праздник Пятидесятницы, основывается не на прямых исторических свидетельствах, а есть только догадка, подкрепляемая одним только фактом непризнания самарянами какого либо иного откровения, помимо синайского. Другие основания, приводимые Беером в пользу своей теории, еще слабее. Так, он замечает в апокрифе Юбилеев особенное уважение автора к патриарху Иосифу, которое сказывается будто бы в том, что установление дня очищения автор книги Юбилеев связывает с продажей Иосифа братьями или точнее – с плачем Иакова по потерянном сыне; а это уважение вполне согласно с воззрениями египетских самарян, т. е. досифеян, которые почитают патриарха Иосифа за своего родоначальника. Что досифеяне считают Иосифа своим прародителем, это более чем правдоподобно, так как об этом свидетельствует и Сильвестр де-Саси, но ни откуда не известно, чтобы они день очищения праздновали в воспоминание продажи Иосифа братьями. Кроме того можно положительно утверждать, что автор книги Юбилеев видел в факте продажи Иосифа братьями только внешний исторический повод к установлению праздника очищения, но вовсе не смотрел на него, как на день, посвященный памяти патриарха Иосифа 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Хронология «Книги Юбилеев» существенно отличается от библейской. Время свершения всех более или менее крупных событий исчисляется от сотворения мира, в то время как в книге Бытия указывается главным образом только промежуточное время между двумя ближайшими событиями. Особенность летосчисления «Книги Юбилеев» заключается в том, что каждый юбилей состоит из 49 лет, т.е. семи седмин. По этим юбилеям, седминам и годам седмин и распределяются все описываемые в книге события. Такое деление времени возвещает Моисею сам ангел, посвященный в тайны Божьи. Таким образом, период от Адама до вступления евреев в Землю Обетованную составляет ровно 50 юбилеев, т. е. 2450 лет. По всей видимости, одной из главных целей автора «Книги Юбилеев» было устранение трудностей в библейской хронологии, с которыми встречается читатель канонической книги Бытия. Автор стремился расположить библейские события патриархального периода в строгой последовательности по юбилеям, седминам и годам седмин. Эта главная задача отражена и в самом названии апокрифа. Книга Юбилеев» содержит интересные подробности, сказания и пояснения» которых нет в канонической книге Бытия. Известно, что во время персидского плена в VI веке до P. X. у иудеев получает широкое развитие учение об ангелах и демонах. Вообще политические изменения в иудейской истории, произошедшие в период между возвращением евреев из плена и рождением Иисуса Христа, повлекли за собой огромные изменения в самом иудаизме. Израильтяне представляли себе Бога как царя, окруженного ангелами. Бог – источник всех решений «в Своем Совете». Злым ангелам уделялось меньше внимания: считалось, что они находятся под контролем Всевышнего. После персидского плена, вероятно, под влиянием зороастризма, духи зла принимают более конкретные очертания. Повествование о потусторонних силах мы встречаем и в «Книге Юбилеев». Ангелы и демоны вмешиваются во все важные события на земле. Во главе злых духов стоит Мастема (Сатана), который всячески пытается вредить не только отдельным патриархам, но и всему еврейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Первые несомненные свидетельства о книге Еноха мы встречаем в двух апокрифических сочинениях иудейского происхождения. Одно их них – Малое Бытие или Книга Юбилеев, – по исследованию Дилльмана, было написано приблизительно между 50 г. до Рож. Хр. и 50 после Р. Хр. 274 . Знакомство автора книги Юбилеев с изучаемым нами апокрифом выше всякого сомнения; содержание Малого Бытия носит на себе несомненные следы влияния на него книги Еноха. Подробный рассказ книги Юбилеев о схождении на землю «стражей» (название это заимствовано также из книги Еноха) о плотском падении их чрез связь с дочерьми человеческими и их наказании 275 , есть только незначительная переделка повествования книги Еноха (6, 7 и 10 гл.): сходство здесь не в мыслях только, не в содержании, но и в отдельных выражениях и словах. Кроме того, повествование Малого Бытия о падших стражах вставлено в рассказ о патриархе Енохе, тогда как падение по самой же книге Юбилеев совершилось при Иареде; этот факт намекает на то, что автор Малого Бытия заимствовал сказание об ангелах из изучаемой нами книги и вследствие этого связал его с именем патриарха Еноха. Знакомство автора книги Юбилеев с апокрифом псевдо-Еноха открывается и в других местах: так он, подобно Еноху, смотрит на демонов, как на духов умерщвленных исполинов, приписывает великую важность правильному исчислению года, говорит о небесных скрижалях и о растении правды и т. д. 276 . Помимо всего этого он прямо говорит о некоторой астрономической книге Еноха и в кратких чертах передает почти все содержание апокрифа: «он (т. е. Енох) первый из сынов человеческих, рожденных на земле, научился писанию, науке и мудрости; и он описал небесные знамения по порядку их месяцев в книге, чтобы сыны человеческие могли знать времена года по порядкам их отдельных месяцев. Он прежде записал свидетельство, и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли, и объяснил им недели юбилеев, и открыл им дни лет, и распределил месяцы, и объяснил субботы года, как мы (ангелы) открыли их ему. И что случилось и что будет, он видел во сне, как произойдет это с сынами детей человеческих в их родах до дня суда. Все видел и узнал он, и записал во свидетельство, и положил это как свидетельство на земле для всех сынов детей человеческих и для их родов… И он был с ангелами Божиими в продолжении 6 лет, и они показали ему все, что на земле и на небесах, – владычество солнца; и он записал все. И он дал свидетельство стражам, которые согрешили с дочерьми человеческими» и т. д. 277 . Здесь вкратце передано почти все содержание теперешней книги Еноха, чем устраняется всякая возможность сомнения в непосредственном знакомстве автора Книги Юбилеев с апокрифом псевдо-Еноха.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Таким образом в вопросе о времени написания книги Юбилеев можно быть уверенным только в том, что она появилась никак не ранее 160-го года до Р. Хр. и никак не позднее 70-го года после Р. Хр. Что при написании нашего апокрифа Иерусалимский храм еще существовал, об этом автор косвенно свидетельствует почти в каждой главе своего произведения: говоря постоянно об обрядовых установлениях Моисеева закона, он считает жертвенный культ и вообще весь богослужебный строй, тесно связанный с существованием Иерусалимского храма, настолько прочным и устойчивым, что далее не останавливается на мысли о возможности хотя бы временного прекращения его. Так думать мог только иудей, не видавший гибели Иерусалима от римлян. Лянген более точно определяет появление апокрифа и относит его к 80–60 г.г. после Р. Хр. ; но в данном случае он основывает свое предположение на тех же показаниях, которые отметили и мы. Во всяком случае книга Юбилеев, как нам кажется, по меньшей мере современна появлению христианства: скорее же всего ее можно считать произведением до-христианским, написанным незадолго до Р. Хр. 3. Исторические сведения о книге Юбилеев; ее научное значение Гадательно первоначальное происхождение книги Юбилеев, темна и дальнейшая судьба ее. Какое положение в письменности у иудеев занимала она и каким авторитетом пользовалась у них, особенно в первое время после своего появления, об этом ничего нельзя сказать. Известно только то, что иудеи иногда пользовались ею и заимствовали из нее некоторые легенды, нашедшие впоследствии доступ в талмудические писания, хотя и в более уже восполненном и раскрашенном виде. Связь талмудических писаний с книгою Юбилеев в настоящее время может быть признана, благодаря исследованиям еврейских ученых Иеллинека и Беера, фактом бесспорным. В христианской церкви первые следы пользования книгою Юбилеев обнаруживаются, как мы уже сказали, в Заветах 12 патриархов; в них повторены многие из легенд, содержащихся в Малом Бытии, но без прямой ссылки на этот апокриф, что и понятно, так как автор, выдающий свое произведение за писание 12 патриархов, не мог сознаться в пользовании писанием, принадлежащим якобы пророку Моисею. Такое же молчаливое, но не столь частое пользование книгою Юбилеев можно отчасти замечать в сочинении, ложно приписываемого Клименту римскому 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Но научное значение апокрифической книги Юбилеев мы поставляем не в этом только отражении ее сказаний на воззрениях последующих веков. Книга Юбилеев восполняет скудный ряд тех дорогих для христианской науки памятников, которые знакомят нас с надеждами, чаяниями и воззрениями иудейства незадолго до явления в мир Христа Спасителя. Известно, что во времена Иисуса Христа иудейство, или по крайней мере та его часть, которая стояла на стороне строгих приверженцев закона Моисеева, не всегда верно понимавшегося, т. е. на стороне книжников и фарисеев, отличалась крайним пристрастием к одной только обрядовой стороне в религии. Самые высокие требования нравственного закона, самые основные заповеди откровения, – заповеди о любви, милосердии, широкой благотворительности и т. д., – являлись в глазах этих людей обряда далеко не столь важными и основными, как предписания закона о хранении субботы, о жертвах, о праздниках и т. д. По словам Господа, самое важное в законе, суд, милость и вера, – было принесено ими в жертву таким мелочам, как уплата десятины с мяты, аниса и тмина (Мф. 23:23). Образ подобного иудея, жертвующего для обряда самым существенным в ветхозаветном откровении и доходящего в своем благоговении к обрядовому закону до признания не только его вечного и непременяемого значения, но и почти его безначальности по происхождению и бесконечности по существованию, – образ подобного иудея с достаточною полнотою рисуется в исследуемой нами апокрифической книге Юбилеев и, что особенно важно, рисуется не в общих чертах, как в Евангелии. а в частностях и деталях. В связи с этим книга Юбилеев является выдающимся памятником древности еще и в другом отношении: она дает возможность воспроизвести ту обрядовую практику, какая существовала у иудеев во времена, близкие ко Христу. В этом отношении наш апокриф является памятником едва ли не единственным не только в ряду апокрифической, но и канонической и неканонической иудейской письменности. Особенною подробностию отличаются в книге Юбилеев описания разнообразного рода жертв, указанных законом. Обряды, наблюдавшиеся при жертвах, в существенных чертах описаны в законодатель- ных книгах Моисея; но с течением времени эти обряды усложнялись и получали большую определенность в подробностях и частностях. С ними-то и знакомит нас книга Юбилеев. Там не только подробно описывается способ совершения той или другой жертвы, не только указываются вещества, дозволенные для них, но и перечисляются породы деревьев, которые употреблялись для сожжения жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

д. Из исторических обстоятельств, послуживших поводом к установлению различных обрядовых узаконений, автор указывает следующие: Адам после своего сотворения пробыл вне рая в земле Елдад 40 дней, а Ева 80 дней, поэтому на небесных скрижалях определено считать женщину нечистою по рождении мальчика 40, а по рождении девочки 80 дней (3 гл. ср. Лев. 12 гл.); дарование Богом одежд первым людям послужило поводом к узаконению, чтобы люди, «знающие правду закона», покрывали свою срамоту (3 гл.); погибель Каина под камнями обрушившегося на него дома в наказание за убийство камнем своего брата Авеля дала начало постановлению о возмездии обидчику равным орудием (4 гл.). Праздник седьмин начался со времени завета Бога с Ноем после потопа (6 гл.); с того же времени началось празднование новолуния в первый, четвертый, седьмой и десятый месяцы (6 гл.); праздник кущей в первый раз был отпразднован Авраамом при клятвенном колодезе и т. д. Кроме всего этого автор хотел в своем писании оживить библейский рассказ, содержащийся в книгах Бытия и Исход, новыми подробностями, новыми сказаниями и пояснениями, внести в этот рассказ не только все то, что сохранилось до него в народных сказаниях, но и что подсказывало ему собственное соображение и отчасти фантазия. Благодаря этому, многие библейские повествования в книге Юбилеев получили мифическую окраску и легендарный характер. Нет сомнения, что большая часть добавлений к библейским повествованиям в книге Юбилеев заимствована автором из современных ему народных воззрений и сказаний, хотя при скудости сохранившихся до нас исторических сведений можно указать из этих заимствований только некоторые. Известно, что в послепленный период под влиянием персидских верований у иудеев получает особенно полное и широкое развитие учение об ангелах и злых духах; в подтверждение этого можно сослаться на апокрифическую книгу Еноха, где учению о духах отведено самое широкое место; о Талмуде мы уже не говорим. Понятно, что и автор книги Юбилеев не мог отрешиться от господствовавших в его время воззрений и потому нередко пользовался случаем, привести речь в своем произведении о добрых и злых духах, хотя – нужно сказать – исторический характер книги Юбилеев не позволял ему уделять этому учению особенно большое место. Самый рассказ о библейских событиях автор книги Юбилеев влагает в уста ангела. Все более или менее выдающиеся и необыкновенные события он объясняет вмешательством то ангелов, то демонов. Впрочем, учение об ангелах в апокрифе не представляет ничего особенно нового и выдающегося; более оригинальным является здесь учение о злых духах. Во главе их стоит начальник Мастема, старающийся всячески вредить как отдельным патриархам, так и целому еврейскому народу. Но царство Мастемы имеет сравнительно меньшую силу и власть, чем царство добрых духов, и это потому, что по молитве праведного Ноя Господь повелел всех злых духов связать в месте осуждения и оставить во власти Мастемы для искушения людей только десятую часть всего числа демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В лит-ре этого периода получает продолжение и развитие ветхозаветное представление о     «слове Господнем». В Юбилеев книге теофания описана как ниспослание слова; при этом, если в Книге пророка Иезекииля слово открывается непосредственно пророку, то в кн. Юбилеев откровение сообщается ветхозаветным праведникам через посредство ангелов, а именно «ангела лица», явившегося Моисею на Синае: «Когда [Авраам] окончил речь и молитву, вот тогда было послано чрез меня (повествование в кн. Юбилеев ведется от лица ангела.- М. К. ) слово Господа к нему, говорившее: «Поднимись из земли твоей и из рода твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу!»» (Юб 12. 22). Ангел делает Авраама способным воспринять слово Бога: «И Господь Бог сказал мне: «Открой его уста, и его уши, и его губы!»» (Юб 12. 25). Самому Моисею «ангел лица» дает повеление записать слово, услышанное от него, «ибо так начертано на свидетельстве небесных скрижалей для вечных родов». Вместе с тем кн. Юбилеев содержит описание теофании через слово без посредства ангелов: так, слово Господа приходило к Аврааму во сне (Юб 14. 1); однако в данном случае автор опирается на повествование кн. Бытие (Быт 15. 1). Понимание слова как божественных предписаний также представлено в кн. Юбилеев. Сообщение о том, что Иаков «соблюдал то, что... [заповедано] соблюдать: повеления... уставы... и законы» Божии (ср.: Быт 26. 5), дополняется в кн. Юбилеев указанием на то, что Авраам «соблюл слово» Господне, и повелением Исааку также соблюдать его (Юб 24. 10-11). В пророчестве о Левии Исаак предписывает буд. священникам «изрекать слово Господне с искренностью» (Юб 31. 15). В Двенадцати патриархов завещаниях понятие «слово» имеет преимущественно этическое измерение: оно, с одной стороны, указывает на Божественный закон, с др. стороны, характеризует нравственный облик человека: 1) «...ныне услышьте слово правды: творите справедливость, и делайте все по закону Всевышнего, и не соблазняйтесь духом ненависти, ибо зло это во всех делах человеческих» (Test. Gad. 3. 1); «И говорил я ей слова Всевышнего, дабы отвратилась она от страсти дурной» (Test. Jos. 3. 10); 2) «Ибо всякого человека сотворил Он по образу Своему. И… какова душа его, таково и слово его - либо по закону Господа, либо по закону Велиара» (Test. Nepht. 2. 5-6). При этом совершенное познание Божественного слова наступит только в эпоху Мессии, когда «восставит Господь священника нового, коему все слова Господа откроются, и сам будет вершить он суд правды на земле множество дней» (Test. Lev. 18. 2).

http://pravenc.ru/text/2110648.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010