Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

Таким образам вера в предустановленный порядок всех явлений мира и исторических событий приводила к убеждению в возможности предведения и предсказания имеющих совершиться фактов 467 . Отсюда именно возникла попытка разделить всю историю жизни мира на известные правильные периоды времени, на которые должны падать те или другие события; так, в книге Еноха (Ен. 93:1–10 и 91:12–17) вся история мира делится на десять седьмин, в книге Ездры на 12 частей ( 3Ездр. 14:11 ); то же самое мы встречаем в Заветах 12 патриархов, где исторические события заключаются в строго определенные рамки седьмин и юбилеев (Зав. Симеона гл. 16–17). При таком взгляде на историю естественно должно было возникнуть убеждение, что и день Мессии падает на строго определенный момент времени: «Всевышний, отвечает архангел Иеремиил на вопрос Ездры о времени избавления Израиля, на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит (наступления дней избавления) до тех пор, пока не исполнится определенная мера» ( 3Ездр. 4:36–37 ). 468 Времена Мессии так точно определены в намерении Божием, что наступление их не может по-видимому замедлиться никакими обстоятельствами; автор 3 кн. Ездры в одном месте прямо отрицает даже ту мысль, так часто выражаемую в иудейских памятниках, что грехи Израиля влияют на замедление дня пришествия Мессии ( 3Ездр. 4:38–42 ). Самое предопределение Божие о времени пришествия Мессии и конца мира обусловливается однако, по мнению псевдо-Ездры, особыми причинами, от вечности предусмотренными в намерении Божием: пока не выполнены эти условия, не может последовать и конец мира. Одним из таких условий является наполнение до определенной меры тех затворов или хранилищ, в которых пребывают по смерти души праведных. На вопрос Ездры о времени кончины века ангел отвечал: «не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: доколе таким образом будем мы надеяться и когда плод нашего возмездия? На это отвечал Иеремипл архангел: когда исполнится число подобных вам 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

34 (101) говорится: «Тридцать первый сказал: Меня зовут ’Ρξ Φυσικορθ, и я провоцирую длительные болезни. Если бросить соль, перетертую руками, в оливковое масло и намазать этим больного, говоря: „Серафим, Херувим, помогите мне!“, я немедленно удаляюсь» 446 ). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи ( Деян. 23:8 : «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а кто виноват в том, что человек болен, – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин. 9:1–3 : «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии»). Что касается Нового Завета, представления о влиянии демонов на появление болезни там все-таки встречаются (например, в Лк. 13:16 о том, что сатана связал некую женщину болезнью на восемнадцать лет, и проч.). Однако в Послании Иакова хотя и говорится, что грех ведет к смерти (1:13–15; 5:20), тем не менее причинами болезней называются человеческие страсти (греч. πιθυμας) ( Иак. 1:13–14 ). Поскольку, как мы видим, «экзорцистская» модель не вполне подходит для толкования обсуждаемым стихов, может быть предложена близкая, но охватывающая все разнообразие античных медицинских практик модель. «Знахарская» модель Хотя уже у древних египтян засвидетельствован довольно высокий уровень знаний в области медицины, впервые медицина, основанная на эмпирических наблюдениях, обрела высокий социальный статус только в греко-римском мире. Конечно, античную медицину не следует полностью отождествлять с современной, поскольку в ее основе лежали иные антропологические и космологические представления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

6) «Против апокрифов выступали многие из отцов ранней церкви, например, Ориген , Кирилл Иерусалимский , Афанасий». Здесь пора сказать о том, что Джош Мак-Дауэлл и все вообще протестанты путают «неканонические» книги с апокрифами, в то время как апокрифами называются другие книги, такие как книга Еноха, Юбилеев, евангелия от Петра, от Никодима, от евреев, от Иакова; откровение Седраха, Варуха, Петра, Павла и многие другие, которых никогда не было в Септуагинте и которые Церковь никогда даже не пыталась ввести в библейский канон, которые ни на каком Соборе и ни в каком списке библейских книг никогда не упоминаются, ибо «апокрифы» значит «утаённые» 675 , и они по самой своей сути не могут быть в списке книг, предназначенном для всех, как Библия. Протестанты же совершенно не разделяют «неканонические» книги от апокрифов, и одни и другие книги называют просто «апокрифы». Об утаённых книгах (апокрифах в истинном смысле) ясно говорится в 3Езд.12:37–38; 14:26,44–48 : «Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. (...) И когда ты совершишь это, то иное объяви, а иное тайно передай мудрым. (...) Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Таким образом, одни ветхозаветные книги предназначались для всех – и достойных, и недостойных, а другие – только для мудрых. Со времен Ездры были написаны и другие тайные книги, в том числе и христианские. Поэтому, как в ветхозаветной Церкви было открытое учение для всех, и учение тайное, лишь для мудрых, для верных и достаточно посвящённых, так это остаётся и в новозаветной Церкви. Именно о тайном учении Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф.7:6 ). О том же говорил и ап. Павел: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» ( 1Кор.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

XI. И не назовусь я более волком хищным 70 за хищность вашу, но [работником Господним, пищу раздающим тем, кто творит добро. 2. И восстанет в последние времена] возлюбленный Господа [от семени Иуды и Левия,] творящий благоволение уст Его [знание новым освещая все народы. Свет знания, придет Он к Израилю во спасение его, и похитит у них как волк и отдаст собранию народов. 3. До скончания века пребудет Он в собраниях народов и во властителях их, словно песня сладкозвучная на устах всех. 4. И записан будет Он в книги святые, и дело, и слово Его, и будет Он Избранником Божиим до века. 5. И будет ходить Он среди них, подобно Иакову, отцу моему, говоря: Сам восполнит Он недостаток племени твоего.] XII. И закончив речи свои, сказал он: Завещаю вам, дети мои, вынесите кости мои из Египта и похороните меня в Хевроне рядом с отцами моими. 2. И умер Вениамин, будучи ста двадцати пяти лет, в старости прекрасной, и положили его во гроб. 3. И в девяносто первый год прихода сынов Израиля в Египет, отнесли кости отца своего тайно, во время войны Ханаанской, в Хеврон и погребли там у ног отцов его. 4. А сами возвратились они из земли Ханаанской и пребывали в Египте вплоть до дней исхода их из земли Египетской. 2 Стражи – греч. Egregoroi («бодрствующие», «бдящие», «бессонные»). Предание об ангелах, сошедшихся с женщинами, представлено в каноническом тексте Ветхого Завета в неразвернутой форме ( Быт. 6:4 ); наиболее подробно об этом см. Книга Еноха 6–16. Ср. также Книги Сивилл I, 91–103. 15 По рукописям, «сорока». Конъектура основана на данных Завещания Иуды, 12:12 и Книги Юбилеев, 28. 20 В Книге Бытия 36:8 сказано только: «И поселился Исав на горе Сеир». О смерти Исава ничего не говорится. 22 Книга Бытия в рассказе об Иуде и Фамари ( Быт. 38:12–26 ) возлагает вину на Иуду, здесь же значительная доля вины переложена на его жену. Смысл библейского рассказа в том, что Иуда не захотел дать в жены Фамари своего младшего сына, как было положено, а та заставила свекра «восстановить ей семя». В Завещании Иуды его вина в том, что он, будучи пьян, сошелся с блудницей, которая вдобавок оказалась его невесткой. Кроме того, Иуда осуждает себя за то, что женился на хананеянке (см. гл. 13, 14, 16, 17) – ср. Завещ. Левия 9:10.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

XXI. И в шестой год седьмой седмины этого юбилея Авраам призвал сына своего Исаака и заповедал ему, говоря; «Я стар и не знаю, когда умру, ибо я пресытился днями своими. И вот мне сто семьдесят пять лет 58 , и в продолжение всей жизни моей я помышлял о Господе, и от всего сердца стремился исполнять волю Бога моего и ходить право по всем Его путям. Идолов ненавидела душа моя, дабы быть внимательным к исполнению воли Того, Кто сотворил меня; ибо Он – Бог живый, и свят, и верен, и праведен во всем, и нет неправды в Нем, чтобы взирать на лице и принимать дары; но Он есть Бог правды, совершающий наказание над всеми, которые преступают его заповеди и нарушают Его завет. И ты также, сын мой, соблюдай Его заповеди, Его установление и правду, и не ходите (?) вслед за мерзостию язычников, и изваяниями и литыми изображениями, и не ешьте крови ни зверей, ни скота, ни различных птиц, которые летают на небе. И если ты закалываешь, то закалывай в жертву мира, которая приятна Богу: закалывай ее, и кровь ее выливай к жертвеннику, с мукою и плодовыми жертвами, смешанными с маслом, вместе с жертвою возлияния. Принеси все это на жертвеннике всесожжения в приятное благоухание пред Господом. Как при жертве благодарения, положи куски тука на огонь жертвенника, именно – тук чрева, и тук внутренностей, и обе почки и весь тук на них, и тук на стегнах, и печень вместе с прилежащими к ней почками. И ты принесешь все в доброе благоухание, которое приятно Господу, с первыми жертвами и возлияниями, которые к сему относятся, в доброе благоухание, как хлеб всесожжения для Господа. Мясо же сей жертвы ешь в этот и в следующий дни, и не дай солнцу во второй день зайти над ним, пока оно не съедено. И ничего не должно оставлять на третий день, ибо это неприятно и неугодно Господу и его нельзя уже съедать. Все, которые будут есть его, понесут на себе грех; ибо так нашел я написанным о сем в книге моих праотцев, в словах Еноха и Ноя. На свою плодовую жертву ты должен положить соли, и без соли завета не должны быть оставляемы все твои плодовые жертвы пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

В христианскую эпоху восьмой день мог также быть простым обозначением определённого срока, но в данной статье будут рассматриваться только те места из греческой христианской литературы, где говорится о восьмом дне как о священном и особенном или, по крайней мере, освящённом использованием в Ветхом Завете и Новом Завете. В Бытии указывалось, что обрезание необходимо совершать на восьмой день после рождения ( Быт. 17:14; 21:4 ) 52 . Восьмой день оказывается священным в законодательстве о принесении жертв ( Исх. 22. 29 ). Во время обрезания происходило наречение имени, как, например, когда Моисей нарекал имя Аарону ( Лев. 9:1 ). Лев. 23:36 особо подчёркивает священный характер восьмого дня: «в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте». При более точном переводе с греческого получается следующий вариант: «семь дней приносите всесожжения Господу, и день восьмой да будет для вас званным святым…» ( Лев. 23:36 ) 53 . В греческом тексте пропадает буквальный смысл стиха, передаваемый в русском переводе, ближе повторяющем еврейский оригинал. Но в нём усиливается таинственный мистический смысл восьмого дня, что со временем станет доброй почвой для христианской экзегезы. Восьмой день, также как и первый, – особый день упокоения ( Лев. 23:39 и др.) 54 . Об этом же говорится в Чис. 29:35 «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте…» 55 . В псевдоапокрифической «Книге юбилеев» приводится точный подсчёт дней при творении Адама. В этом тексте дни творения и события дней творения распределены по неделям от сотворения мира. В частности, здесь сказано, что «на восьмой день от сотворения мира в день воскресный заповедал Бог Адаму воздерживаться от древа познания» 56 . При всей ненадежности данного памятника связь восьмого дня с днём воскресным важна для последующей традиции, хотя эта связь установлена не в этом только памятнике, а определяется всей библейской традицией, – ведь воскресенье следует за субботой, особенным седьмым днём творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Владыка и Судья, Промыслитель всего – Адонай Ягве, слышит зов Авраама, слышит зов сердца, в котором непоколебимая вера зазвучала отголосками отчаяния и непонимания... 5.4. Кто будет наследником? Аврам сказал: Владыка Ягве! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Ягве к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником ( Быт. 15:2–4 ). Сердце Авраама не сомневалось в обетовании Божием. Ум его трезво осознает наступившую, по природе, невозможность иметь детей. Он – стар. Сарра – бесплодна. Как примирить сердце и ум? Что Ты дашь мне? Чего мне ожидать? Детей уже не жду. По природному естеству, я остаюсь бездетным. Но вот, в знакомом Аврааму хурритском семейном праве наследником может быть и один из домочадцев, как правило, старший. По смирению, по непривязанности к земному, Авраам согласен и на это. Он, как бы, готов закрыть глаза на то, что при этом не происходит буквального исполнения обетования Божия. По смирению согласен, но, верующая каждому слову, явившегося Бога, душа, стонет – где же обетование?.. Наследником своим Авраам видит Елиезера, своего домоправителя. По преданию, Авраам шел в землю Ханаанскую через Дамаск. Некоторое время проведя в Дамаске, Авраам был там признан как пророк и провозглашен Божьим князем. Там, в Дамаске, к Аврааму присоединился Елиезер, став его домоправителем. Распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. В славянском переводе, соответственно с LXX, говорится: Сын же Масек домочадицы моея. Подобно этому, сказано и в «Книге Юбилеев»: «Сын Масек, сын моей рабыни, это – Дамаск, Елиезер» 460 . Равви Берман, кстати, тоже утверждает, что еврейское соответствует, скорее, выражению: «Дамаск Елиезера», чем «Елиезер из Дамаска», хотя большинство переводов дают «Елиезер из Дамаска». Еврейское (бен-Мешек) означает «сын владения». Авраам готов «сына владения» видеть «сыном обетования», но тут же и смущается этим. «Сын владения» означает человека, чем-либо распоряжающегося. Переводчики передают это выражением: распорядитель в доме. Семьдесят толковников же принимали это выражение, как собственное имя: υς Μασχ «сын Масек», что и передано в славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Во время вавилонского плева, они завладели значительной частью иудейской земли и были изгнаны окончательно только Иоанном Гирканом 136 , который покорил их за 130 лет до P. X. и принудил подчиниться обрезанию. Такая кровавая история еще более усилила родовую вражду между ними. «Ты ненавидишь меня, – говорит Иаков Исаву в Книге Юбилеев, – ты возненавидел меня и моих сыновей навсегда, и в тебе не может быть братской любви ко мне. Слушай мое слово, которое я скажу тебе; когда я буду в состоянии переменить кожу и щетину свиньи на шерсть, и когда рога вырастут у нее на голове, подобно рогам овцы, тогда только я буду иметь братскую любовь к тебе; и когда волки примирятся с ягнятами, так что не будут пожирать или расхищать их, и когда они обратят свои сердца друг к другу, чтобы делать добро друг другу, тогда только я буду в мире с тобой в сердце моем; и когда лев сделается другом вола и пойдет с ним в ярме и плуге, тогда только я заключу мир с тобой; и когда ворон сделается белым, тогда только я узнаю, что люблю тебя и буду сохранять мир с тобой. Ты должен быть искоренен, и твои сыновья также должны быть искоренены, и никогда не будешь ты иметь мира» 137 . Так именно один иудей говорит об Едоме, по-видимому, в самое время царствования Ирода, и конечно было вполне естественно, что он в заключение выражения этих чувств предсказывает в следующей главе, что сыны Иакова еще раз покорят ненавистное племя и приведут его в рабство себе 138 . А между тем представитель этого ненавистного и презираемого племени в течение более чем поколения был царем над Израилем! Его смерть были снятием национального позора, который невыразимо уязвлял сердце избранного народа. Повсюду воскресла надежда, что скончавшийся узурпатор окажется последним из своего ненавистного племени на престоле Давидовом. Но и этой надежде не суждено было осуществиться. Преемником Ирода сделался Архелай, который в их глазах оказался еще даже хуже своего отца Ирода, так как он был не только человек идумейской крови, но его мать принадлежала к одинаково ненавидимому племени самарян! Поэтому среди народа от крайнего чувства огорчения и национального стыда явилось даже желание скорее подчиниться Риму, чем иметь во главе себя сына Едома или Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Друзья будут в то время сражаться против друзей, и устрашится земля с живущими на ней, и жилы источников остановятся, и три часа не будут течь. «И увидят люди избранные, которые не испытали смерти от рождения своего, и изменится сердце живущих, и обратится в чувство иное. Ибо зло истребится, и исчезнет лукавство; процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода» 292 . Страна, дотоле неизвестная и бесплодная, будет засеяна – к стыду язычников, которые увидят, насколько слава царства Мессии выше их славы. Но этот золотой век продлится только четыреста лет, в конце которого умрет Христос 293 . Земля исчезнет, мертвые воскреснут и настанет великий суд, после которого «истина утвердится, вера укрепится, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда» 294 . Такая литература, имевшая широкое распространение в народе, поддерживала в нем самые живые надежды на скорое пришествие Мессии, – Мессии в этом именно смысле. Тема эта затем была предметом обсуждения и во многих других книгах, воспламенявших душу современников Христа. Так, подобные же идеи развиваются в таргумах, в сочинениях Филона и в Книге Юбилеев. Во время Мессии, читаем мы в последней, «дни начнут удлиняться и сыны человеческие будут жить дольше от поколения в поколение и изо дня в день, пока жизнь их не будет достигать почти тысячи лет. Не будет больше ни старых, ни изможденных жизнью, но все будут подобно детям и отрокам, и будут проводить дни своей жизни в мире и радости, и не будет между ними ни обвинителя, ни соблазнителя; ибо все дни их будут днями благословения» 295 . Результатом этих влияний было такое духовное возбуждение в народе, которое в наш холодный и практический век почти и представить себе трудно. А между тем действительность стояла как бы в противоречии со всеми этими надеждами и тем еще сильнее заставляла ожидать скорейшего их осуществления. Продолжительное царствование Ирода имело огромнейшее влияние на иудейский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010