При определении времени таких событий, хронологическая дата которых в Библии совсем не отмечена, автор книги Юбилеев, как кажется, руководится собственными произвольными соображениями и заботится лишь о том, чтобы не стать в явное противоречие с показаниями канонической книги Бытия. Иногда он делает заключение о времени того или другого события на основании тех общих хронологических показаний, которые даются в Библии. Так, книга Бытия точно и определенно указывает последовательность рождения двенадцати сыновей Иакова, хотя и не отмечает промежуточного времени от рождения одного сына до рождения другого; выходя отсюда, автор книги Юбилеев позволяете себе точно указать не только год, но месяц и день рождения каждого из детей Иакова (28 гл.). Далее автор, связывая с иными библейскими событиями происхождение некоторых еврейских праздников, относит и самые события к тому месяцу и времени года, когда должно было праздновать по закону Моисея тот или другой праздник; так, с явлением Аврааму ангелов при дубраве Мамврийской автор связывает начало праздника кущей, поэтому и самое явление ангелов он приурочивает к седьмому месяцу года (16 гл.) В некоторых случаях автор по всей вероятности заимствует хронологические показания у современных ему книжников и таргумистов, которые также иногда дозволяли себе определять время библейских событий, не отмеченных определенным годом в священных книгах. В виду надписания апокрифа и того особенного внимания, какое обращено в книге Юбилеев на времяисчисление, можно с полною основательностию предполагать, что определение времени и хронологической последовательности библейских событий составляло ближайшую и главнейшую цель апокрифа. Но простой и сухой пересказ библейских повествований с добавлением только подробных хронологических указаний не мог вполне удовлетворить более широких требований послепленного еврея. Хронологическая неопределенность и спутанность библейских событий была не единственным затруднением, с которым должен был встречаться читатель канонического Пятокнижия; здесь в самом тексте, в самых повествованиях он мог находить много такого, что или было темнои не понятно, или не легко мирилось с подсказом нравственного чувства. Автор апокрифа мог рассчитывать на полный успех своего писания только тогда, когда оно могло удовлетворять запросам читателей и с этой стороны. Появившиеся к его времени таргумы на священные книги, разъясняя некоторые библейские неясности, могли развить в иудеях вкус и склонность к чтению и составлению толкований на библейские книги. В виду этого и автор книги Юбилеев не мог при передаче библейских повествований оставить без разъяснения те места Пятокнижия, которые могли казаться читателю к каком бы то ни было отношении неясными и недоуменными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Holtzmann (Nent. Zeitgesch., 1895; стр. 31) и др. 119 «За грехи наши восстали против нас (потомков Давида?) грешники; напали на нас и изгнали нас те, которым Ты не дал обетования; силою отняли (власть) и не прославили имени Твоего достохвального; возложили на себя царский венец, сделали опустевшим престол Давида» (17, 6–8). По мнению ученых, речь здесь идет об Асмонейских правителях, присвоивших себе царскую власть и таким образом овладевших престолом, принадлежавшим по праву только Давидову роду. 120 Под этим беззаконным человеком разумеют Помпея, который в других псалмах изображается более определенными чертами (2:28–33, 8:16–21); см. «Псалмы Соломона», стр. 92–96. 121 Выражение χριστς κριος вовсе не имеет христианского смысла; см. об этом в нашем издании – «Псалмы Соломона», стр. 99. 124 Ψαλμο Σολομντος; Psalms of the Pharisees commonly called the psalms of Solomon; Cambridge 1891. 126 Исследование о книге Юбилеев и русский перевод её см. в нашем издании – «Книга Юбилеев или Малое Бытие» (второй выпуск апокрифов В. Зав.), Казань 1896. 127 Указание родственных мест в книге Еноха и в книге Юбилеев см. у Ronsch – Das Buch der Jubilaen, Leipzig 1874, стр. 403 и д.; Baldensperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 21. 130 Об этом есть и внешние свидетельства: блаж. Иеороним очевидно имел под руками еврейский текст апокрифа: «я не знаю, говорит он, чтобы слово . насколько мне подсказывает память, находилось где-нибудь в другом месте в священных писаниях евреев, как только в книге апокрифической, которая греками называется μικρογνεσις». См. об языке рассматриваемого апокрифа в нашем издании «Книга Юбилеев», стр. 31–35. 131 Ronsch относит написание её к 50–60 г. до Р. Хр. (стр. 518), Baldensperger (стр. 22) к первым годам христианской эры. 133 Мы имели под руками издание Fabricius " а (Codex pseudep. Vet. Test., 1, стр. 496 –758) и древне-славянский текст Заветов по изданию Тихонравова – Памятники отреченной русской литературы, 1863. 134 «И восстанет из семени моего (Вениаминова) в последние дни возлюбленный Господом, слушающий на земле глас Его, ведением новым просвещающий народы, – (восстанет) свет знания, восходящий на спасение Израиля, похищающий из него как волк и приводящий к собранию народов (к церкви?). И до окончания веков он будет в собраниях народов и между начальниками их как музыкальный глас в устах всех; и в книгах святых будет он записан, а также дело и слово его; и он будет избранником Божиим до века. И о нем дал мне (Вениамину) наставление отец мой Иаков, говоря: он восполнит оскудение колена твоего». Зав. Вениам. 11 гл.; ср. Рим. 11:1 . Флп. 3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Отсюда определяется дальнейшая цель, намеченная автором книги Юбилеев: он хотел дать читателям такой пересказ библейских повествований, который служил бы в некотором смысле комментарием на книгу Бытия, разъясняющим все ее трудности и неясности на основании всего того, что было выработано к его времени мудростию книжников и что самому автору казалось согласным с истиною. Рассматриваемая с этой стороны, книга Юбилеев является своего рода таргумом на книгу Бытия и на начало книги Исход, очень сходным по своим задачам с другими таргумами, появившимися в дохристианское время. С целию разъяснения или устранения темных и непонятных мест в книге Бытия, автор иногда вставляет в библейский рассказ новые подробности и разъяснения, в иных же местах изменяет самый библейский текст, а иной раз и совсем опускает не поддающиеся объяснению места. Так, автору могло казаться невозможным творение света прежде солнца; поэтому он изменил библейский рассказ и отнес на первый день миротворения появление неба, земли, воды и ангелов (1 гл.); назначение первого человека – хранить и возделывать рай – он поясняет замечанием, что Адам «берег рай от птиц, зверей и скота, и собирал плоды рая, и ел, и откладывал остаток для себя и своей жены, и делал запас» (3 гл.); способность змия говорить он объясняет тем, что до грехопадения говорили все звери (3 гл.); в виду некоторой неясности первообетования Божия о Мессии («вражду положу» и т. д.) он совсем опускает его; так же поступает он с библейским рассказом о хождении Бога в раю после падения Адама, избегая, подобно древним таргумистам, человекообразных представлений о Боге; исполнение угрозы Господа Адаму: «в который день ты вкусишь от древа, смертию умрешь» – автор видит в том, что Адам прожил на земле только 930 лет, т. е. меньше тысячи лет, а «тысяча лет пред Богом как один день по небесному свидетельству» (4 гл.). С тою же целию устранения некоторых неясностей в библейском повествовании автор книги Юбилеев вставляет затем в свой рассказ и следующие новые подробности: дети Адама брали в замужество своих сестер (4 гл.); все твари были приведены в ковчег Ноя ангелами (5 гл.); Ной опьянел от виноградного сока потому, что продержал его в сосуде около шести месяцев (7 гл.); древние предания перешли в потомство Ноя и сохранились в нем благодаря тому, что Ной, подобно допотопным патриархам, передал своим сыновьям все дошедшие до него сказания (7 гл.); страна Ливанская (Палестина) при разделе земли между тремя сыновьями Ноя досталась в удел потомству Сима, но Ханаан самовластно захватил это наследие себе (10 гл.); Ревекка любила более Иакова потому, что Авраам открыл ей великое предназначение его (19 гл.); новорожденного Моисея мать положила в оклеенной смолою и асфальтом корзине на берегу реки в траве и в продолжение семи дней приходила к нему ночью и кормила его (47 гл.) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Наконец, автор апокрифа вовсе не возвышает Иосифа над прочими его братьями; напротив он дает особые и чрезвычайные преимущества только Иудею и Левию. Замечаемое в апокрифе стремление возвысить различные Моисеевы установления и приписать происхождение их отдаленной старине, на что Беер также указывает в подтверждение своей гипотезы, может быть легко объяснено и помимо предположения о самарянском происхождении книги: подобное стремление составляет отличительную черту всего послепленного иудейства: оно с большею очевидностию, чем в нашем апокрифе, замечается и в талмуде, которому однако никто не приписывает самарянского происхождения 29 . Гипотеза Беера встречает кроме того и следующие возражения: почему автор книги Юбилеев не только не отдает предпочтения горе Гаризии, но даже и не упоминает о ней, тогда как гору Сион с Иерусалимским храмом он считает такою великою святыней, чрез которую должна будет освятиться вся земля (4, 8 и 25 гл.)? Почему он, далее, позволяет себе пользоваться не одним Пятокнижием Моисея, но и другими позднейшими писаниями (псалмами Давида, пророчествами Исаии и даже книгой Еноха)? Каким образом он мог, будь он самарянином, дерзнуть изменять каноническое Пятокнижие, делать к нему добавления, вставлять в него новые подробности и т. д...? По нашему мнению, в книге Юбилеев можно скорее находить следы воззрений фарисейской секты. Эта привязанность к обрядовым установлениям Моисеева закона и дополнение его устным преданием старцев, это отсутствие духовности в понимании богооткровенного закона, эта горделивая похвальба своим происхождением от Авраама и своим призванием быть хранителями Моисеевых постановлений, – все это очень сильно напоминает дух и воззрения фарисейской секты. В апокрифе можно встретить много таких подробностей, которые имеют почти полное тожество с тем, что сообщается о фарисеях в Евангелии. Вот что напр. говорится в книге Юбилеев о субботнем дне: «возвести и изъясни – говорит ангел Моисею – сынам Израиля закон этого дня, чтобы они праздновали в седьмой день субботу, и не делали в день сей никакого дела, и не приготовляли себе пищи или питья, и не черпали воды, и никакой тяжести не выносили и не вносили в этот день чрез свои ворота, если бы им не довелось приготовить чего нибудь в течение шести дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

По предположению А. Жобер, солнечный цельнонедельный календарь, описанный в «Астрономической книге» и более детально разработанный в «Книге Юбилеев» (гл. 6), нек-рое время был официально принят в Иудее. Анализ Пятикнижия показывает, что встречающиеся там соотношения дат и дней недели никогда не вступают в противоречие с календарем 364-дневного типа. Эта гипотеза встретила одобрение одних ученых и критику других ( Jaubert. 1953; Eadem. 1957; VanderKam. 1979; Wacholder B. Z., Wacholder S. 1995). Были выдвинуты предположения о том, что автор «Астрономической книги» в общих чертах заимствовал древний солнечный сельскохозяйственный календарь Палестины, бытовавший еще среди жителей Ханаана, а затем в основных чертах воспринятый израильтянами и в измененном виде просуществовавший вплоть до вавилонского плена. Год в таком сельскохозяйственном календаре состоял из 365 дней и делился на 7 периодов по 50 дней с добавлением 15 дней ( Morgenstern. 1955). В послепленный период в Иудее получил широкое распространение лунно-солнечный вавилонский календарь, правомерность к-рого оспаривается: в Е. п. к. время должно исчисляться по солнцу, а не по луне, как это было принято в офиц. иерусалимских кругах и в календаре фарисеев. Кроме того, слова о том, что календарь грешников отличается от открытого Уриилом Еноху (1 Енох 80. 2-8; 82. 4-6, ср.: Юб 6. 35-38), указывают на споры об использовании солнечного и лунного календарей в иудейских кругах того времени. Подобные астрономические идеи разрабатываются в «Книге Юбилеев» (гл. 6), где подчеркивается, что этот календарь был получен от Еноха (Юб 4. 17-21). Отсюда они, по-видимому, заимствуются кумран. общиной, в повседневной практике использовавшей солнечный календарь, сходный с календарем из Е. п. к. и «Книги Юбилеев», а также во многом и Второй книги Еноха. Группа документов из Кумрана (4QEnastra-c=4Q208-11; 4Q259 (=4QSe), 4Q293, 4Q317-37) свидетельствует о применении лунно-солнечного года с 3-летним интеркаляционным циклом, описанным в 1 Енох 74. 14 ( Stern. 2001. P. 13-14). Аллегории событий священной истории

http://pravenc.ru/text/189987.html

29-32). Погребение Ноя. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Погребение Ноя. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. В описании жизни Н. после потопа традиции расходятся: лит-ра енохического круга не обращается к этому времени, поскольку для ее авторов главным было показать грех прежнего поколения и его уничтожение. Для авторов Книги Юбилеев Н.- носитель исправленной морали нового мира, человек, благодаря которому создается новый мир, с ним заключается новый завет и ему дается Божественное обетование. На 1-е место в таких текстах выходит культовая составляющая завета: строительство жертвенника и само жертвоприношение. Н.- священник, он приносит жертвы, чтобы искупить землю (Юб 6. 1-3). Завет Бога с Н. становится прологом к завету с Израилем на Синае. Н. даются законы о запрете на кровопролитие, на предписание кропить кровью алтарь (Юб 6. 6-14). В качестве подтверждения завета Бог устанавливает праздник недель, или Шавуот, и дает Н. правильный ритуальный календарь, сопровождая это откровением о том, что довольно скоро люди в силу своей греховности его забудут (Юб 6. 17-38). Тот же календарный и ритуальный аспект выходит на 1-й план в истории с опьянением Н. Он сажает виноградник на горе Лубар, где пристал ковчег, в 7-й месяц 4-го года собирает виноград, делает вино и хранит его до конца года. В 1-й день 1-го месяца нового, 5-го, года приносит искупительную жертву, окропляя ее вином, и пьет вино с сыновьями (Юб 7. 1-6). Прежде всего обращает на себя внимание соблюдение закона о плодах 4-го года, предписанное в Лев 19. 23-25. Согласно Книге Юбилеев (7. 36-37), плоды нужно отдавать священникам, к-рые должны съедать их перед алтарем. Н. в Книге Юбилеев не просто человек, переживший потоп и восстановивший род человеческий, Н.- священник, поэтому он съедает плоды и пьет вино. Питие вина превращается в религ. церемонию, а опьянение сакрализуется. Поведение Хама не просто оскорбление отца, но оскорбление обряда, и поскольку сам Хам не может быть проклят, т. к. был благословлен (Быт 9.

http://pravenc.ru/text/2577915.html

8 По преданию, потомки Сифа (Шета) были замечательными астрономами. Еноху, например, приписывается ряд важнейших астрономических открытий. 12 Год рождения Ноя здесь опущен. В Библии сказано, что Ной родил Сима в возрасте ста лет, а в ковчег вошел шестисот дет; следовательно, здесь следует читать «в третью седмину сего юбилея в седьмой год ее». 14 Гористая страна Арарат (Урарту) располагалась к северу от Месопатамии, у истоков Тигра и Евфрата. Здесь находились самые высокие горы, известные жителям древнего Ближнего Востока. Высочайшая гора этого региона и по сей день называется Арарат. По сирийскому преданию, Ноев ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, недалеко от озера Ван. Интересно, что самаритяне считали, что Ной остановился на острове Цейлон. 16 Поскольку потоп по «Книге Юбилеев» произошел в 1308 г. от Сотворения мира, здесь следует читать не «двадцать семь», а «двадцать шесть юбилеев». 18 Хам – второй сын Ноя, предок хананеев, египтян, эфиопов, ливийцев (см. Быт. 5, 32; 6, 10; 9,1 8–27; 10, 6–20). Хуш, Мистрем, Фуд и Ханаан (в Библии – Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан) – сыновья Хама ( Быт. 10, 6 ). Их именами названы соответствующие географические области. Хуш (Куш, Хус) – древнее название страны, находившейся на севере современного Судана. Мистрем (в Библии – Мицраим) – Египет. Фуд (в Библии – Фут) – африканская страна ( Быт.10, 6 и др.). 21 Очевидно, имеются в виду горы, лежавшие на крайнем севере Скифии. Греческие историки Посидоний и Протарх утверждают, что Рифейскими горами в древности назывались Альпы. 29 Гомер, сын Иафета, традиционно считается родоначальником киммерийцев. В «Одиссее» говорится, что этот народ жил «в бессвепюй туманной мгле» на север от Понта Эвксинского (Черного моря), западнее Дона. От их имени произошло название Крым (арабск. «Киркм» от «Кимри»). 30 С Магогом Флавий связывает начало скифского народа. Некоторые средневековые сирийские писатели считали, что Магог жил к северу от Индии. По другим источникам народ Магога – это армяне. 31 От Мадая (библ. Мидайя) по Флавию произошли племена мадеев, т. е. мидян, известных по клинописным памятникам под именем «мат Мадаа». В Библии в Книге Есфирь и Книге пророка Даниила мидяне всегда упоминаются рядом с персами

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Г. Поснов рассуждает, что у Евполема не могло быть речи о знании Мафусала в смысле получения божественного внешнего откровения, так как в книге Бытие не говорится о каком-либо откровении Мафусалу. Но во-первых, Евполем ведь прямо говорит, что Мафусал знал все «чрез ангелов Божиих»; чрез ангелов же Божиих сообщается именно божественное откровение. А во-вторых, если г. Поснов желал найти комментарий к поразившей его фразе Евполема, то уже, конечно, за этим комментарием ему нужно было обращаться не к Ипполиту. Ведь Ипполит тремя веками отделен от Евполема, а в его изречении «начало совершенства – познание человека; познание же Бога есть безусловное совершенство» – вероятно, только один г. Поснов может усматривать параллелизм с фразой Евполема о Мафусале. Если г. Поснов желал уяснить замечание Евполема, то ему нужно было обращаться даже не к книге Бытие, а к апокрифической письменности, на уровне которой стоить Евполем. В этой письменности, именно в книге Юбилеев, которая написана приблизительно одновременно с произведением Евполема и которой иногда усвояется даже самарянское происхождение, о Мафусале, сыне Еноха, говорится следующее: «И вот он был с ангелами Божиими в продолжение шести ???, и они показали ему все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все». Несколько выше в той же главе книги Юбилеев об Енохе сообщается: «и что было, и что будет, он видел в своем сне, как произойдет это с сынами ??? человеческих в их поколениях до дня суда» (гл. IV по ??? к. переводу проф. Смирнова, книга Юбилеев или Малое Бытие. ???, 1895, стр. 68). Из этих мест совершенно ясно, что и Евполем говорит не о каком-либо гностическом знании Мафусала, а только о знании настоящего и будущего («познал нас“), полученном от ангелов Божиих, т.е. представляет Мафусала тем же пророком, каким считался и Енох. Выходит, никаких «до очевидности ясных» следов гносиса у Евполема не присутствует, и совсем напрасно г. Поснов с таким напряжением выискивает сокровенный смысл в ничем особенным не замечательной фразе Евполема о Мафусале.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Поскольку в евр. традиции испытание веры Авраама сопоставлялось с испытанием прав. Иова, рассказ о жертвоприношении И. также предварялся прологом (по аналогии с Иов 1. 6 сл.). Этот пролог встречается уже в апокрифе Книга Юбилеев (ок. II в. до Р. Х.): «Пришел Мастема [сатана] и сказал Богу: «Вот Авраам любит и дорожит своим сыном Исааком больше всего; повели ему, чтобы он принес его во всесожжение на жертвеннике, тогда Ты увидишь, исполнит ли он это повеление, и узнаешь, верен ли он Тебе во всех испытаниях»» (Юб. 17. 17-18). И хотя Книга Юбилеев была отвергнута нормативным иудаизмом, легенда о споре Бога с сатаной продолжала жить в евр. традиции: сатана обвиняет Авраама, что тот, устроив пир по поводу рождения И., не принес Богу в жертву ни одной коровы, ни одной овцы (Быт 21. 8); на это Бог отвечает сатане: «Если бы Я сказал ему: «Принеси сына в жертву Мне», он не стал бы увиливать» (см.: Комментарии Раши к гл. 22 кн. Бытие; Санхедрин. 89б; Берешит Рабба. 55. 4). Как и в случае с Иовом, спор Бога с сатаной дает повод к испытанию праведника. Так, на пути к горе Мориа сатана безуспешно подговаривает И. ослушаться отца (Берешит Рабба. 56. 4-6). В Книге Юбилеев (Юб. 17. 16) впервые засвидетельствовано сопоставление акеды с пасхальным жертвоприношением: Бог обращается к Аврааму в 12-й день 1-го месяца, а И. ложится на жертвенник в 14-й день 1-го месяца, т. е. в день Пасхи (ср.: Исх 12. 6; Юб. 49. 1). Принесение И. в жертву вызывало в евр. традиции ряд недоумений как морального плана, так и догматического (может ли неизменный Бог дать повеление, а потом отменить его?). Мн. евр. экзегеты пытались разрешить эти недоумения, используя многозначность употребленного в Быт 22. 2 евр. глагола   - возвести, вознести вверх, принести в жертву, полагая, что Бог в действительности лишь велел Аврааму возвести И. на гору, но Авраам не понял Господа и поэтому чуть не зарезал своего сына (ср.: Комментарий Раши к Быт 22. 2 и 22. 12). С такой интерпретацией текста спорит Ибн Эзра в комментарии к Быт 22. 1.

http://pravenc.ru/text/674115.html

На характер воззрений книги Юбилеев имела значительное влияние книга Еноха, содержание которой автор Малого Бытия часто повторяет почти с буквальной точностью. 127 Специально мессианских мест в книге Юбилеев сравнительно очень немного; но автор вообще пользуется всяким случаем, чтобы остановить мысль читателя на событиях грядущих времен. Более подробно мессианские чаяния излагаются в 1 и 23 гл. Давая Моисею закон, Бог вместе с тем открыл ему, что сыны Израиля некогда отступят от заповедей Божиих и за это будут рассеяны между язычниками; но потом они опять обратятся к Богу всем своим сердцем, и Господь соберет их из среды языческих народов; тогда для них откроется мир и правда, и они соделаются главой, а не хвостом. Господь опять воссоздаст для них святилище и будет обитать в среде них, как отец среди своих детей. Он обрежет крайнюю плоть их сердца, чтобы их душа прилепилась к Богу и ко всем Его заповедям; все они будут именоваться сынами Божиими и сынами духа (1 гл.). В 23 гл. автор предварительно рисует картину бедствий, которые постигнут человеческий род перед наступлением благодатных времен. Если величайший праведник Авраам, говорится здесь, не достиг четырех юбилеев (200 лет) своей жизни, то грядущие роды перед днем великого суда редко будут достигать двух и даже полутора юбилеев; но большая часть и этой короткой жизни будет проходить в труде и страдании: ибо тогда наказание последует за наказанием, нужда за нуждой, зло за злом, болезнь за болезнью; людей постигнут всевозможные бедствия – болезнь, град, холод, неплодородие, смерть, меч, плен и проч. Во дни того злого рода не будет мира, ибо даже дети будут злословить своих родителей и старцев за их греховность и нечистоту. Вся земля погибнет из-за дел человеческих; она не будет производить ни вина, ни елея; даже дикие звери, скот, птицы и рыбы подвергнутся гибели из-за сынов человеческих. Каждый будет враждовать друг с другом, – юноши с старейшинами, бедные с богатыми, нищие с князьями, так что земля наполнится кровью; святое святых будет осквернено мерзостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010