От довавилонской речи до нас дошли только отголоски в виде имен, как допотопных, так и послепотопных, но довавилонских. Только эти имена искажены наличием в них согласных.... Попробуйте их пропеть без согласных, и получите какое-то отдаленное представление о допотопной речи-пении. спаси Вас Господи . И что означали эти звуки ? Как они соотносились с логосами ? 10. Ответ на 9., Леонид Болотин: «пребывание Адама и Евы в Раю продолжалось на протяжении первых семи лет после дней Творения» Первых шести дней, каждый из которых по 24 часа. В шестой день - пятницу - праотцы согрешили и были изгнаны из рая. «Иже в шестый день же час» - тропарь 6-го часа. 9. Ответ на 3., Мир_Вам: О Книге Юбилеев В Церковном Предании существует неканоническая Книга Юбилеев. Её иногда богословски неверно трактуют как апокриф, то есть сочинение в целом ложное. Но это не так, поскольку Книгу Юбилеев некоторые Святые Отцы рассматривали как текст, заслуживающий внимание, и некоторые сведения Книги Юбилеев без указания на источник, вошли и в более позднее Церковное Предание, например, свидетельство, что пребывание Адама и Евы в Раю продолжалось на протяжении первых семи лет после дней Творения. И вот в Книге Юбилеев несколько детальнее раскрывается акт сотворчества Адама БОГУ ТВОРЦУ в наименованиях. Сирийский вариант текста Книги Юбилеев можно посмотреть здесь: http://vsemolitva.ru/apokrif7.html 8. Ответ на 3., Мир_Вам: " Наш Праотец Адам по Божественному замыслу творил вместе с Создателем мip, став господином всех зверей земных и дав им имена. И это был лишь первый шаг на пути его вечного соработничества Богу. " Что значит " дать имя " ? На каком языке давал имена животным Адам и в чем сакральность и творчество этого действия? Имя животного содержит какие-то данные о нем и как узнать какие? Может каждая буква соответствует какому-то смыслу - качеству, логосу ? До прекращения ГОСПОДОМ Вавилонского столпотворение, у человечества была единая речь, а не какой-то язык. Языки появились после разделения на язЫки.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/11/...

Таким образом, в Книге Юбилеев в дополнение к книге жизни содержится уникальное представление о существовании некой «книги погибели», противополагаемой книге жизни, а также особых скрижалей для предварительной записи «врагов». Яркое упоминание книги людских деяний содержится в 4-й главе Книги Юбилеев 158 . Она связывается с фигурой Еноха. Енох «был первый из сынов человеческих, рожденных на земле, который научился письму, и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба по порядку их месяцев в книге» (Юбил 4: 17) 159 . Подчеркивается высочайший статус Еноха – далее в 4-й главе говорится, что ангелы Божии показали Еноху «все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все» 160 . Он был взят в Эдем «к славе и почести», и теперь записывает на небесах «суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих… чтобы дать свидетельство против всех сынов детей человеческих, чтобы объявлять все деяния родов до дня суда» (Юбил 4: 17–26) 161 . Енох изображен здесь как писатель небесной книги людских деяний. По мысли исследователей, образ книги судеб также играет в Книге Юбилеев важную роль. В самом начале повествования рассказывается эпизод получения Моисеем откровения на горе Синай. Утверждается, что Бог дал Моисею не только десять заповедей (а также весь писаный Закон, Тору), но и «свидетельство» о том, чему надлежит быть: «Господь научил его относительно того, что было прежде и что случится в будущем…» 162 . 23-я глава Книги Юбилеев охватывает всю человеческую историю; говорится, что все дальнейшее повествование представляет «копию» полученных Моисеем небесных скрижалей. Л. Бэйнс делает вывод, что вся Книга Юбилеев по мысли ее авторов представляет собой книгу судеб 163 . Далее упоминания о книге судеб содержатся в Юбил 5:13–14, 16: 9, 23: 32, 24: 33, 32: 21–22, 31: 32. В тексте говорится, что все заранее определено на небесных скрижалях: «Мы сказали ей имя его сына, как определено и написано было на небесных скрижалях, именно Исаак» (Юбил 16: 9). Очень важное упоминание находится в Юбил 5: 13: «И наказание всех их определено и записано на небесных скрижалях без неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Ветхозаветные апокрифы Книга Юбилеев, или Малое Бытие «Книга Юбилеев, или Малое Бытие» – это настоящий памятник древнеиудейских воззрений. Она представляет собой своеобразную интерпретацию библейского повествования, изложенного в книге Бытия и отчасти в книге Исход. «Ангел лица», явившийся Моисею на горе Синай, по повелению Бога рассказывает ему о событиях, произошедших от сотворения мира до прибытия евреев к подножию священной горы. Моисей, за три месяца до этого выведший израильтян из египетского плена, слушает богооткровенную речь ангела и записывает его рассказ в книгу. Таким образом, повествование книги ведется от лица ангела, который служит посредником в передаче откровений от Бога к человеку. «Книга Юбилеев» особенно интересна тем, что в ней раскрывается дух подлинного, а не нарицательного фарисейства, для которого характерно прежде всего стремление к тщательному и точному исполнению Закона Моисея. Фарисеи (что по-арамейски значит «отделенные») стремились к благочестию и были убеждены, что их правила «строят ограду вокруг закона». Поэтому, как верили фарисеи, люди смогут уберечься от нарушения Божьих заповедей, в точности соблюдая досконально разработанные предписания. «Книга Юбилеев» воспроизводит обрядовую практику иудейства времен земной жизни Иисуса Христа, в ней подробно описывается способ совершения той или иной жертвы, указываются вещества, дозволенные для жертвоприношений, перечисляются породы деревьев, которые употреблялись для сожжения жертв. В настоящее время известно, что ритуал, или обряд, не представляет собой «вырождения духа», как утверждали некоторые исследователи истории религии, а является особым видом «деятельной медитации», методом вхождения в определенное состояние духа, своеобразной духовной «настройкой». Это в корне меняет отношение к обрядовой стороне религиозной жизни и придает древним текстам, описывающим ритуалы, особую ценность. Главное внимание в книге обращается на время описываемых событий, хронология которых в Библии опущена. Так, в книге определяется продолжительность пребывания прародителей в раю (семь лет), указывается время основания первого города Каином, датируются важные события в жизни патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Совсем другое значение он приобретает в Книге юбилеев. Здесь он становится самым важным праздником в календаре. В Книге юбилеев Праздник недель, или первоплодов (как он здесь еще называется) не связан с Пасхой и закрепляется за 15-м числом третьего месяца (Jub., XV, 1; XVI, 12–13; XLIV, 5). Согласно реконструированному календарю Книги юбилеев, Праздник недель всегда оказывается падающим на воскресенье. Кроме того, он всегда связывается с самыми важными событиями в истории Израиля. Согласно Книге юбилеев праздник недель устанавливается в память о конце потопа, и как Праздник завета, заключенный между Богом и Ноем, и сопровождается принесением клятв по этому поводу (Jub., VI, 1–22). Поэтому, Тестуц, например, предлагает считать этот праздник Праздником клятв, а не Праздником недель, читая g šb ‘t не ag šabu ‘t, a ag šbu ‘t (198, стр. 135). Это было созвучно с характером Праздника недель, празднуемого в Кумранской общине. Как полагают некоторые исследователи, в кумранской общине Праздник недель был также праздником ежегодного возобновления завета между богом и общиной, и служил для приема новых членов, являясь главным праздником общины. 40 Согласно реконструированному кумранскому календарю, Праздник недель в кумранской общине, также как и в Книге юбилеев всегда падал на воскресенье. Важные данные для выяснения праздников кумранской общины открывает, найденный недавно, свиток, условно названный «Свиток храма». Согласно предварительному сообщению Ядина (217, стр. 612), значительная часть этого свитка посвящена установлению правил относительно празднования различных праздников общины. Кроме Праздника недель, во время которого предлагались начатки хлеба, в свитке предписывается празднование двух добавочных праздников: Праздника нового вина и Праздника нового масла, каждый их которых должен праздноваться пятьдесят дней спустя после предшествующего. Таким образом, согласно свитку, и на основании ранее известных данных, в кумранской общине выявляются уже четыре праздника из пятидесятеричного цикла, падающие на воскресенье: Праздник приношения снопа – воскресенье 26-го числа первого месяца; Праздник недель (Пятидесятница) – воскресенье 15-го числа третьего месяца; Праздник нового вина – воскресенье 3-го числа пятого месяца и Праздник нового масла – воскресенье 22-го числа шестого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

Кн. Юб. 1 гл.). 1 Ему принадлежит издание эфиопского текста некоторых священных книг ветхого завета и апокрифической книги Еноха. 2 Перевод этот помещен в журнале – Jahrbücber der Biblischen Wissenschaft, 1849 (S. 230–255) и 1850–1851 гг. (S. 1–70). 6 Monatsschr. für Gesch. und Wissenschaft des Jüdenthums. Leipzig. 1856 (S. 311 и дал. и 380 и дал.). 9 Срав. Georgius Cedrenus, Historiarum compendium; Corpus scriptor. historiae byzantinae; t. I, p. 87. 11 В книге Бытия это благословение читается так: «брату твоему ты будешь служить; когда же воспротивишься, свергнешь иго с выи твоей» (27:39–40). 12 В книге Юбилеев очень часто говорится о книгах праотцев; так, Енох первый из сынов человеческих научился письму и оставил после себя книгу о небесных знамениях, о седьминах юбилеев, о своих пророческнх сновидениях, и т. д. (4 гл.); Арфаксад научил писанию сына своего Каинана, который и сам записал найденную им на скале надпись праотцев в книгу (8 гл.) и т. д. 13 Вопрос об отношении книги Юбилеев к народным легендарным сказаниям, сохранившимся в других исторических памятниках, как напр. у Иосифа Флавия и в различных отделах талмуда, с подробностию разработан в вышеукааанных трудах еврейских ученых Трейенфеля, Иеллинека и Беера. 16 Adversus haereses, lib. I, baeies. XXXIX; eap. 6. Patrolog. Cursus cumpl., edit. Migne, t. XLI, pag. 671. 17 ς ν λεπτ φρεται Γενσει; ν κα Μωσως εναι φασ τινες ποκλυψιν; Corpus scriptorum historiae byzantinae; Georg. Syncellus, t. I, p. 5; Georgias Cedrenus, t. I, p. 9. 23 Διγησις το μεγλου Θεπτου Μωσως περ τς πολιτεας δμ κα υας τν πρωτοπλστων, ποκαλυφθεσα παρ το Θεο, τε τς πλκας το νμου, δξατο κ χειρς ατο, διδαχθες π το ρχαγγλου Μιχαλ. 25 Bet ha-Midrasch, стр. XI и XXXI. Лянген справедливо замечает, что определение праздничного цикла чрез наблюдение новолуний входило в круг обязанностей синедриоиа н что фарисеи, как представители традиционного иудейства, только защищали установившийся порядок. 27 В книге Юбилеев о празднике Пасхи говорится так: «помни об этом две во все дни жизни твоей, и празднуй его раз в год в определенный день. Ибо это вечное установление, начертанное на небесных скрижалях для сынов Израиля; и нет сему празднику предела времени, но он утвержден на век» (49 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

I. Книга Юбилеев. К енохической традиции примыкает неск. текстов, в к-рых упоминается Е. и даже цитируются его писания, хотя по ряду принципиальных богословских вопросов они расходятся с чисто енохическими сочинениями. В частности, Книга Юбилеев, составленная между 168 и 150 гг. до Р. Х., считается одним из первых свидетельств использования писаний Е. при интерпретации Пятикнижия (ср., однако, т. зр. Ж. ван Рюйтена, к-рый отвергает теорию ее лит. зависимости от 1-й Книги Еноха на основании анализа лексики и синтаксиса: Ruiten J. T. A. G. M., van. Primaeval History Interpreted: The Rewriting of Genesis 1-11 in the Book of Jubilees. Leiden; Boston, 2000). Речь идет о разделах Юб 4. 15-26; 5. 1-12; 7. 20-39; 8. 1-4; 10. 1-17, где Е. по сути сопоставляется с прор. Моисеем, выступая его предшественником. Согласно Книге Юбилеев, Е. «был первый из сынов человеческих, рожденных на земле, который научился письму, и знанию, и мудрости; и он описал знамения неба по порядку их месяцев в книге, чтобы сыны человеческие могли знать время годов в порядке их отдельных месяцев. Он прежде всех записал свидетельство, и дал сынам человеческим свидетельство о родах земли, и изъяснил им седмины юбилеев, и возвестил им дни годов, и распределил в порядке месяцы, и изъяснил субботние годы, как мы ему возвестили их. И что было, и что будет, он видел в своем сне, как произойдет это с сынами детей человеческих в их поколениях до дня суда. Все видел и узнал он, и записал во свидетельство, и положил сие, как свидетельство, на земле для всех сынов детей человеческих и для их родов» (Юб 4. 17-20). Сообщается также о его женитьбе в возрасте 60-64 лет на Адни, дочери Даниала, и о рождении у него сына Мафусала. Далее же говорится, что он был с ангелами Божиими 6 юбилеев (294 года) и «они показали ему все, что на земле и на небесах, господство солнца; и он записал все» (Юб 4. 21-22). Е. свидетельствовал против стражей, а потом в 65-летнем возрасте был взят в рай. Описание его деяний в раю не соотносится с известными ныне енохическими текстами. Здесь Е. усваиваются функции, обычно считавшиеся ангельскими: «...он записывает суд и вечное наказание, и всякое зло сынов детей человеческих» (Юб 4. 23-24; подобный образ Е. встречается во 2-й Книге Еноха и в «Завещании Авраама»).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Но все эти косвенные доказательства еврейского происхождения книги Юбилеев не были бы так надежны и бесспорны, если бы они не подкреплялись внешними свидетельствами. Бл. Иероним, насколько можно судить по сохранившимся у него ссылкам на книгу Юбилеев, несомненно имел под руками еврейский текст ее. «Я не знаю, говорит он в одном своем сочинении, чтобы слово , насколько подсказывает мне память, находилось где нибудь в другом месте в свящ. писаниях у евреев, как только в книге апокрифической, которая греками называется μικρογνεσις. Там в рассказе о построении башни оно обозначает ристалище (stadium), на котором упражнялись бойцы и атлеты» 31 . Франкель, признающий греческое происхождение апокрифа, думает ослабить значение этого свидетельства указанием на то, что слово персидского, а не чисто еврейского происхождения, и что оно могло перейти как иностранное слово из персидского и в греческий язык в значении ристалища; но замечание Франкеля могло бы иметь некоторую силу доказательности в том только случае, если бы приведенное Иеронимом слово совсем не употреблялось в еврейской письменности (см. Числ. 33:21–22 ) и если бы употребление его у греков в качестве иностранного слова было подтверждено прямыми ссылками на произведения греческой письменности. Франкель как бы намеренно не хочет признать того, что Иероним в приведенном свидетельстве ведет речь прямо о еврейском слове и об употреблении его в еврейской письменности. У блаж. Иеронима есть и другое свидетельство, в котором можно видеть некоторый намек на существование еврейского текста книги Юбилеев: «этим словом () и этими буквами, говорит он, я нахожу написанным отца Авраамова, который по вышеуказанной апокрифической книге Бытия получил имя разгонятеля или отгонятеля от согнанных воронов, которые опустошали поля людей» 32 . Присоединим ко всему этому, что все исследователи апокрифа (кроме Франкеля), имея в виду указанный нами основания и свидетельства, единогласно признают еврейский язык первоначальным языком книги Юбилеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Книга Бытия, как известно, указывает главным образом только промежуточное время, протекшее от одного события до другого ближайшего, вследствие чего расположение библейских событий в хронологическом порядке, a тем более определение года совершения их от начала мира представляет в настоящее время значительный, если не сказать, непреодолимые трудности. С этими трудностями приходилось считаться несомненно и современникам автора книги Юбилеев, который в виду этого и взял на себя труд изложить библейские события в строго последовательном порядке и указать точно год совершения их от сотворения мира. Таким образом автор книги Юбилеев в своих хронологических датах существенно отличается от писателя канонической книги Бытия и именно в том отношении, что он время совершения всех более или менее крупных событий исчисляет от сотворения мира. При этом он придерживается особой своеобразной системы, сущность которой можно понять отчасти из следующих слов апокрифа: «я определил тебе седьмины и юбилейные годы (речь ангела к Моисею): 49 юбилейных годов от дней, Адама до сего дня и 1 седьмина и 2 года. И еще предстоят тебе 40 лет до времени вступления в землю Ханаанскую, когда они (сыны Израиля) перейдут чрез Иордан к западу» (Кн. Юбилеев 50 гл.) Таким образом автор апокрифа полагает период времени от сотворения мира или от Адама до вступлении Евреев в землю обетованную ровно в 50 юбилеев (2450 лет), считая при этом в каждом юбилее вопреки Моисееву закону не 50, а только 49 лет, т. е. ровно семь седьмин; по этим-то юбилеям, седьминам и годам седьмин он и распределяет все описываемые в его книге библейские события. Говоря напр. о смерти Адама, он так определяет ее время: «в конце 19 юбилея в седьмую седьмину в шестой год ее умер Адам» (4 гл.). Чтобы придать большую важность и значение своей системе счисления времени по юбилеям, автор приписываете ей небесное происхождение и с этою целию влагает в уста ангела речь о том, что такое деление времени употребляется и на небесных скрижалях: «я возвещаю тебе это (деление времени), говорит ангел Моисею, не по своему разумению, но согласно с тем, как написано у меня в книге и как определено деление дней на небесных скрижалях» (6 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

33), об убийстве Иаковом Исава по подстрекательству Иуды (гл. 38), Иосифа, потомками которого считали себя самаряне, он явно старается возвеличить. С этой целью писатель книги установление великого дня очищения связывает с продажей Иосифа братьями или с плачем Иакова о потерянном сыне. Соответственно самарянским воззрениям, далее, автор, по мнению Беера, возвеличивает колено Левиино и установления Моисеевы, возводя последние ко временам патриархальным. Наконец, Беер обращает внимание еще и на то обстоятельство, что в Книге Юбилеев, будто бы, празднику Пятидесятницы придается большее значение, чем празднику Пасхи, так-как первый переносится на средину месяца и делается независимым от Пасхи. Такой взгляд на Пятидесятницу соответствовал именно воззрениям самарян, для которых, вследствие отрицания позднейших пророков, откровение Моисея, вспоминавшееся в праздник Пятидесятницы, было единственным законодательством и последним откровением Божиим 125 . Мнение Беера о самарянском происхождении Книги Юбилеев осталось в литературе одиноким и не было поддержано ни одним из многочисленных исследователей названной книги. И действительно, с ним нельзя согласиться. Главным возражением против Беера является то, что в Книге Юбилеев нет самой характерной черты самаританизма – благовестия перед горою Гаризимом. Автор книги в гл. 8-й называет особенно святые места на земле 126 . Но в числе их он не упоминает Гаризима, а называет гору Сион, что немыслимо для писателя самарянина. Затем, хотя автор в хронологии допотопного периода следует иногда чтениям Самарянского Пятикнижия, но, несомненно, он пользуется не одним Пятикнижием, а также псалмами, пророчествами Исайи и кн. Еноха 127 . Такая черта опять скорее может говорить против признания самарянского происхождения Кн. Юбилеев, так-как в самарянском каноне было только Пятикнижие. Наконец, Кн. Юбилеев представляет весьма развитую ангелологию и учение о загробной жизни 128 . Но в самарянском произведении древнейшего времени также нельзя ожидать раскрытия названных учений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

И пусть они в этот день не вносят и не выносят ничего из одного дома в другой» (2 гл.). «Всякий человек, который делает дело в субботу, и совершает путешествие, и ухаживает за скотом, будь это дома или в другом месге, и кто зажигает огонь, или ездит верхом на каком нибудь животном, или путешествует на корабле по морю,... и кто ведет войну, – всякий, кто делает что либо из этого в субботний день, должен умереть» (50 гл.). Конечно было бы рискованно утверждать, что автор книги Юбилеев был фарисей-сектант, разделявший все крайности фарисейской партии; в основе всего апокрифического произведения лежит тенденция не исключительно фарисейского, a общеиудейского характера. Но трудно сомневаться и в том, что некоторые воззрения автора сильно проникнуты духом фарисейства. Такое заключение об авторе книги Юбилеев отчасти предрешает и вопрос о первоначальном языке ее. Известно, что не только фарисеи, но и строгие иудеи ортодоксального направления, считали лишь еврейский язык достойным того, чтобы выражать на нем понятия религиозного характера. Поэтому нужно предполагать, что книга Юбилеев, носящая на себе явные следы фарисейского направления и с крайнею ненавистью относящаяся ко всему иноземному, появилась первоначально на еврейском языке. Предположение это тем более вероятно, что со стороны автора апокрифической книги было бы слишком большою смелостью или по меньшей мере наивностию выдавать свою книгу за произведение самого пророка Моисея, будь она написана не на еврейском языке. Далее, встречающиеся в апокрифе собственные имена, которых нет в канонической книге Бытия, имеют чисто еврейское происхождение; да и самые библейские имена патриархов толкуются или переводятся автором согласно их еврейскому значению 30 , а это обнаруживаем в авторе книги Юбилеев по меньшей мере знание еврейского языка. Самый способ толкования собственных, имен в апокрифе предполагает читателя еврея; так напр. выражение: «Каинан нарек своему сыну имя Сала, ибо сказал (а не: «что значит»): «я отпущен» (8 гл.), – становится понятным только при допущении того предположения, что автор написал свой апокриф на еврейском языке и для евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010