Евангельский фарисей благодарил Бога за то, что он «не таков, как прочие люди» 569 . Такое резкое omлuчue peruschim’ob omamhaarez‘a bhympu иудейской общины не только не исключает внешнего отъединения общины от языческого мира, но даже усиливает его. С тех пор как иудей узнал свою законническую праведность, все не-иудеи стали для него «гнусными беззаконными язычниками» 570 . Здесь была почва, на которой распустилось необычайное церковно-национальное самомнение иудеев. От них далее всего была мысль, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» и «что ни одного человека не нужно почитать скверным или нечистым» 571 . Было основным убеждением иудаизма, что только иудей может быть праведником, язычник же – «по природе грешник»: отличие иудея от язычников было собственно – отличием праведника от грешников. Это отличие падало на область номистической праведности и составляло не только преимущество, но и долг иудея. Законническая дисциплина, доставляя иудею праведность, и направлялась к тому, чтобы отъединить его от языческих обычаев: самая праведность совпадала с фарисейством. Здесь выдающуюся роль сыграли правила и обычаи ритуальной чистоты. «Законодатель, – читаем мы в известном письме псевдо-Аристея, – окружил нас непроницаемою оградою и железными стенами, чтобы мы, чистые телом и душою, свободные от суеверий, не имели никакого общения ни с одним из других народов... Чтобы мы чрез общение с другими не осквернились и чрез обращение с худшими не развратились, окружил он нас со всех сторон законами о чистоте в пище, питье, прикосновении, – в том, что слышим и видим» 572 . Со времени Неемии иудеи особенно ревниво оберегают чистоту брака, отвращаясь от браков смешанных. В книге Юбилеев дается Израилю такая заповедь: «не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость» 573 . Даже ап. Петр, смутившись некоторых от Иакова, устранился от общения в трапезе с язычниками 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И в шестой год седьмой седмины этого юбилея Авраам призвал сына своего Исаака и заповедал ему, говоря: «я стар и не знаю, когда умру, ибо я пресытился днями своими. И вот мне сто семьдесят пять лет 155 , и в продолжение всей жизни моей я помышлял о Господе, и от всего сердца стремился исполнять волю Бога моего и ходить право по всем Его путям. Идолов ненавидела душа моя, дабы быть внимательным к исполнению воли Того, Кто сотворил меня; ибо Он – Бог живый, и свят, и верен, и праведен во всем, и нет неправды в Нем, чтобы взирать на лице и принимать дары; но Он есть Бог правды, совершающий наказание над всеми, которые преступают его заповеди и нарушают Его завет. И ты также, сын мой, соблюдай Его заповеди, Его установление и правду, и не ходите (?) в след за мерзостию язычников, и изваяниями и литыми изображениями, и не ешьте крови ни зверей, ни скота, ни различных птиц, которые летают на небе 156 . И если ты закалываешь, то закалывай в жертву мира, которая приятна Богу; закалывай ее, и кровь ее выливай к жертвеннику, с мукою и плодовыми жертвами, смешанными с маслом, вместе с жертвою возлияния. Принеси все это на жертвеннике всесожжения в приятное благоухание пред Господом. Как при жертве благодарения, положи куски тука на огонь жертвенника, именно – тук чрева, и тук внутренностей, и обе почки и весь тук на них, и тук на них, и печень вместе с прилежащими к ней почками. И ты принесешь все в доброе благоухание, которое приятно Господу, с плодовыми жертвами и возлияниями, которые к сему относятся, в доброе благоухание, как хлеб всесожжения для Господа. Мясо же сей жертвы ешь в этот и в следующие дни, и не дай солнцу во второй день зайти над ним, пока оно не съедено. И ничего не должно оставлять на третий день, ибо это неприятно и неугодно Господу и его нельзя уже съедать. Все, которые будут есть его, понесут на себе грех; ибо так написал я написанным о сем в книге моих праотцев, в словах Еноха и Ноя. На свою плодовую жертву ты должен положить соли, и без соли завета не должны быть оставляемы все твои плодовые жертвы пред Господом. И в отношении к жертвенным дровам ты должен остерегаться, чтобы не принести какое либо другое жертвенное дерево, как только кипарис, и ель, и миндаль 157 , и сосна 158 , и пихта 159 , и кедр, и можжевельник 160 , и лимон 161 , и маслина, и мирт 162 , и лавр 163 , и кедр, называемый арбот 164 , и бальзамовый кустарник 165 . Из этих пород деревьев полагай под всесожжение на жертвеннике, после того, как ты рассмотришь их наружность, и не клади (...) разрушенного дерева; но твердое и безукоризненное, лучшее и новорастущее, и не старое, ибо запах у него исчез и его нет уже в нем как прежде. Кроме этих дров не клади других, ибо они не имеют запаха. И да вознесется от тебя воня благоухания их к небу. Соблюдай сию заповедь и исполняй ее, сын мой. чтобы поступать право во всяком своем деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И в шестой год этой седмины призвал Исаак обоих своих сыновей – Исава и Иакова, и они пришли к нему, и он сказал им: «сыны мои, я иду по пути моих отцев в вечное жилище, где отцы мои. Похороните меня с моим отцем Авраамом в двойной пещере на полях Эфрона Хеттеянина (Hethiters), которые Авраам купил для могилы; там похороните меня! И я заповедую вам, сыны мои, совершать на земле справедливость и правду, чтобы Господь послал вам все, что обещал сделать Аврааму и семени его. И любите друг друга, как братья, сыны мои, так, как каждый любит самого себя, и стараясь сделать лучшее для другого, действуя единодушно на земле и каждый любя другого, как самого себя. И относительно идолов я заповедую вам, чтобы вы отвергали их, и ненавидели и не любили их; ибо они исполнены соблазна для тех, которые почитают их, и для тех, которые покланяются им. Памятуйте, сыны мои, о Господе, Боге Авраама, отца вашего, как и я после него почитал Его и служил ему во истину, дабы Он умножил вас в радости, и возрастил семя ваше, – умножил вас в числе, как звезды небесные, и насадил бы на земле вас и всякое растение правды, которое не будет истреблено во все роды века. И ныне я заклинаю вас великою клятвою, – ибо нет большей клятвы, как клятва славным, и честнейшим, и великим именем Того, Кто сотворил небо и землю и все в совокупности, – чтобы вы страшились Его и почитали, и чтобы каждый любил своего брата нежно и искренно, и не желал бы своему брату зла, отныне до века, во все дни вашей жизни, дабы вы были счастливы во всех своих делах и не погибли. И если кто из вас предпримет что либо злое против своего брата, то знайте отныне, что всякий, замышляющий что либо злое против своего брата, падет от его руки и будет истреблен из страны живых, и семя его также погибнет под небом. И в день проклятия и власти Он сожжет пылающим и поядающим огнем и его страну, и город, и все принадлежащее ему, подобно тому, как Он сожег Содом; и он будет изглажен из книги наставления сынов человеческих, и не будет записан в книге жизни. Но он погибнет и подпадет вечному осуждению, чтобы их наказание беспрерывно возобновлялось чрез ненависть, и проклятие, и гнев, п мучение, и злобу, и муки, и болезнь, во век. Я говорю и возвещаю вам, сыны мои, суд, как он придет на мужа, который захочет сделать что нибудь дурное против своего брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И если ты это сделаешь, а он (народ) будет закрывать свои глаза, чтобы не видеть тех, которые совершают мерзость, и делают нечистым храм Господень, и оскверняют святое имя, то весь народ должен быть наказан за всю эту мерзость и осквернение, и не должно быть допускаемо никакого лицеприятия и никакого снисхождения, и не должны быть принимаемы от его рук плоды, и плодовые жертвы, и всесожжения, и тук, и жертвы курения в добрую воню, чтобы он (согрешивший) был угоден. Так да будет с каждым мужем и женщиною во Израиле, которые оскверняют храм Его. Ради сего я дал тебе повеление, говоря: «Засвидетельствуй Израилю, что было засвидетельствовано: вот как поступлено с Сихемлянами и их сыновьями, как они были преданы в руки двоих сыновей Иакова и были преданы мучительной смерти. И это послужило им к правде, и семя Левиино было избрано во священники и левиты, чтобы они служили пред Господом, как мы, во все дни. И да будет благословен Левин с его сыновьями вовек, ибо они возревновали, чтобы совершить правду, и суд, и мщение в отношении ко всем, которые восстают против Израиля. И таким образом отмечаются мужу в свидетельстве небесных скрижалей благословение и справедливость пред Ним, Богом всех вещей; и мы также будем вспоминать правду, которую он совершил в своей жизни, во все времена до тысячи родов. Благословение предначертано ему, и оно придет на него – на него и его род после него; и он будет записан, как друг и праведник, на небесных скрижалях. И все это событие я записал тебе, и дал тебе повеление, чтобы ты открыл его сынам Израиля, дабы они не совершали вины и не преступали закона, и не разрушали завета, заключенного с ними, дабы они хранили его, и были записаны друзьями. Если же они преступят и будут ходить по всем путям нечистоты, то будут написаны на небесных скрижалях врагами, чтобы быть изглаженными из книги живых и записанными в книгу тех, которые будут уничтожены, и вместе с теми, которые будут истреблены в стране». В тот день, когда сыновья Иакова умертвили Сихемлян, было начертано им это в книге на небе, что они совершили справедливость, и правду, и мщение в отношении к грешникам, и было записано им в благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И относительно идолов я заповедую вам, чтобы вы отвергали их, и ненавидели, и не любили их; ибо они исполнены соблазна для тех, которые почитают их, и для тех, которые поклоняются им. Памятуйте, сыны мои, о Господе, Боге Авраама, отца вашего, как и я после него почитал Его и служил Ему воистину, дабы Он умножил вас в радости и возрастил семя ваше – умножил вас в числе, как звезды небесные, и насадил бы на земле вас и всякое растение правды, которое не будет истреблено во все роды века. И ныне я заклинаю вас великою клятвою – ибо нет большей клятвы, как клятва славным, и честнейшим, и великим именем Того, Кто сотворил небо и землю и все в совокупности, – чтобы вы страшились Его и почитали и чтобы каждый любил своего брата нежно и искренно, и не желал бы своему брату зла отныне до века, во все дни вашей жизни, дабы вы были счастливы во всех своих делах и не погибли. И если кто из вас предпримет что-либо злое против своего брата, то знайте отныне, что всякий, замышляющий что-либо злое против своего брата, падет от его руки и будет истреблен из страны живых, и семя его также погибнет под небом. И в день проклятия и власти Он сожжет пылающим и поедающим огнем и его страну, и город, и все принадлежащее ему, подобно тому как Он сожег Содом; и он будет изглажен из книги наставления сынов человеческих и не будет записан в книге жизни. Но он погибнет и подпадет вечному осуждению, чтобы их наказание беспрерывно возобновлялось чрез ненависть, и проклятие, и гнев, и мучение, и злобу, и муки, и болезнь, вовек. Я говорю и возвещаю вам, сыны мои, суд, как он придет на мужа, который захочет сделать что-нибудь дурное против своего брата». И он разделил все свое имущество между ними обоими в тот день. И он дал преимущество тому, кто был рожден прежде, и отдал ему башню, и все кругом ее, и все, что Авраам приобрел у клятвенного колодезя» И он сказал: «Преимущество это должен иметь тот, кто рожден прежде». И Исав сказал: «Я продал и передал свое старшинство Иакову; пусть будет отдано это Иакову! И я не буду более говорить ему об этом, ибо так случилось это».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

И устроил Ной жертвенник Ягве; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Ягве приятное благоухание... ( Быт. 8:20–21 ). Подробнее описано в «Книге юбилеев»: «В новолуние третьего месяца вышел он [Ной. – Г.Ф.] из ковчега и построил жертвенник на той горе. И он искупил землю, и взял козла, и искупил его кровью все грехи земли; ибо все, что на ней было, было уничтожено, кроме тех, что с Ноем были в ковчеге. И он вознес его жир (тук) на жертвенник и взял телицу, и овна, и агнца, и коз, и соль, и горлицу, и молодого голубя, и вознес в жертву всесожжения на жертвеннике и возлил поверх жертву, сваренную в елее, и окропил вином, и возложил ладан поверх всего, и воскурил приятное благоухание, которое понравилось Богу» 324 . Первым делом после потопа, Ной приносит жертву Богу. Предварительно, Ной сам устроил жертвенник Ягве. Здесь впервые в Библии упоминается о жертвеннике. Это, конечно, не значит, что до потопа не воздвигались жертвенники, но, тем не менее, здесь он упомянут впервые. (мизбэах) – жертвенник. Св. Филарет Московский : «И создал Ной жертвенник. Имя жертвенника встречается здесь в первый раз в Св. Писании; но самая вещь долженствовала быть не новая в сие время: ибо нельзя думать, чтобы Ной отважился ввести что-либо новое в обрядах жертвоприношений, принятых от благочестивых предков и установленных Самим Богом» 325 . О жертвеннике Ноя рассуждает равви Берман: «Отец обновленного человечества начинает свою жизнь на земле с того, что приносит жертву Господу на жертвеннике. Жертвенник (мизбэах) человек обязан строить, это то, что человек строит навстречу Богу. Жертвенник никогда не строят из одного цельного камня. Возводя жертвенник, человек должен класть камень за камнем, как бы, поднимая Землю. Жертвенник выражает то, что человек идет навстречу Богу, и Он идет навстречу человеку». Жертвенник – место встречи человека с Богом. Св. Иоанн Златоуст отмечает простоту этого первого жертвенника и первого жертвоприношения (богослужения): Ною «не понадобилось ни великолепное здание, ни храм, ни какой-нибудь чудный дом, ни другое что: он знал, хорошо знал, что Господь ищет только (доброго) расположения; и вот, устроив наскоро жертвенник... он принес жертву всесожжения» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Народ обязан исполнить весь закон; а Бог должен за это даровать спасение. Как видим, мессианизм здесь был постулатом практическая разума; а не так, как в апокалиптике – удовлетворением порывов к небу связать союз с Богом, с Небом, разорванный суровыми законниками, детерминистами, учителями о роке, – стремлением святого беспокойства, тоскливого чувства: взяша Господа моего, и не вем, где положиша Его“ – найти путь к Живому Богу и откровению Его чрез Сына Человеческого, грядущего с неба. Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева пред богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 490 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на 1-й план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, напр., в кн. Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является кн. Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессия. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 491 . В книге Варуха, напр., читаем: „Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам .. Дети! потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею“ (IV, 5–6, 25, ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

О том, что физическое уничтожение грешников не ведет к упразднению зла, и потому Бог обещает этого больше не делать, говорит св. Иоанн Златоуст : «Так как «помышление сердца человеческого – зло от юности его», поэтому говорит, – «Не буду больше проклинать землю». Я, говорит, сделал Свое дело, и раз, и два; но так как вижу, что зло растет, то обещаю более уже не проклинать землю 341 . Св. Филарет Московский видит изменение образа действия Божия по причине испорченности от юности помышлений сердца человеческого. «Таким образом, без нарушения святости Промысла, переменяется образ только его действования. Прежде [потопа. – Г.Ф.], правосудие открылось всеобщим, а милосердие – особенным действователем; отселе правосудие будет являться в частном, как, например, над Содомом, над Фараоном и проч., а милосердие – во всеобщем» 342 . Ноев завет заключен со всем родом человеческим и со всем, живущим на земле. А на какое время? И сказал Ягве (Бог): ...Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт. 8:22 ). Завет заключен на все дни земли. Далее, полагая радугу в облаках, Господь говорит: И вспомню завет вечный между Богом (и между землею...) ( Быт. 9:16 ). Подобным образом говорится и в «Книге юбилеев». Но там говорится не со стороны Бога, а со стороны Ноя: «И он [Ной. – Г.Ф.] заключил Завет пред Господом Богом на вечность, чрез все поколения земли» 343 . В каком смысле Ноев завет вечный? Слово вечный, как нередко в Писании, должно понимать, в данном случае, как имеющий значение для всех времен и непрерывно действующий, а не как распространяющийся навечно. Конкретно, это передается выражением: во все дни земли. Хорошо толкует это св. Филарет Московский : «Во все дни земли. Сим показывается, что изображенное обетование не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес ( Пс. 88:30 ) 344 , и тогда не только времен года, но и нощи не будет ( Откр. 21:25 )» 345 . Св. Златоуст говорит: «(Слова) Во вся дни означают то, что никогда уже не будет такого потопа и не постигнет вселенную такое всеобщее истребление. Вместе с тем, (Бог) показывает и непрерывность Своего благодеяния» 346 . Но все это относится только к дням земли до Страшного Суда. Тогда земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:10 ) и не будет более смены лета и зимы, дня и ночи, и времени уже не будет ( Откр. 10:6 ), и мяса животных никто вкушать не будет, ибо истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Они записаны и установлены к ежегодному свидетельству. И Ной назначил их себе в праздники для будущих родов, чтобы иметь в них праздник воспоминания. В новолуние первого месяца было сказано ему, чтобы он сделал ковчег; и в этот день земля стала сухою, и он отворил ковчег и увидел землю. В новолуние четвертого месяца заключилось отверстие преисподней глубины земли. И в новолуние седьмого месяца все отверстия и глубины бездны открылись и воды стали стекать в них. И в новолуние десятого месяца показались вершины гор, и Ной возрадовался. Посему он определил их себе в праздники воспоминания навек, и так они утверждены. И они внесены на небесные скрижали: двенадцать (?) суббот имеет каждое из них, от одного новолуния до другого (т. е. от первого до четвертого) идет их воспоминание, от первого до второго, от второго до третьего, от третьего до четвертого. И всех дней, которые предписаны, пятьдесят две субботы дней; этим весь год исполняется. Так начертано и установлено на небесных скрижалях, и не бывает пропуска, ежегодно, из года в год. И ты скажи сынам Израилевым, чтобы они содержали годы по сему числу, триста шестьдесят четыре дня: и это будет полный год, и определенное время дней и праздники года не будут извращены; ибо все совершается в нем (в году) согласно тому, что утверждено относительно сего, и они не должны опускать ни одного дня и не должны нарушать ни одного праздника. Если же они преступят и не будут поступать по его повелениям, то они враз все определенные времена извратят и годы будут подвинуты с мест. И они будут преступать свой порядок; и все сыны Израиля забудут путь годов, и не обретут более, и забудут новолуние и его время и субботы, и заблудятся относительно всего порядка годов. Ибо я знаю это и отныне возвещаю тебе сие, и это не по моему разумению, но так, как написано в книге у меня, и на небесных скрижалях определено деление дней, ибо они не должны забывать праздников завета, и не должны соблюдать праздников язычников, и ходить по их заблуждениям и по их мыслям.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

По словам книги Юбилеев, Бог сделал семя Иакова Своим первородным и святым народом на вечные времена; предызбрание Израиля начинается не с Авраама только, а с первых дней мира, ибо самый акт шестидневного творения служил уже как бы прообразом освящения и предызбрания Богом потомства Иакова (2 гл.). Как вечный избранник и первородный сын Божий, Израиль один из всех народов земли признан достойным праздновать день субботний (2 гл.) и носить на себе печать завета с Богом – обрезание (15 гл.); только он один управляется самим Богом, тогда как язычники, – эти сыны Велиара, – управляются злыми духами, которые все более и более отдаляют их от Бога (15 гл.). Еще выразительнее говорится о высоком предназначении и великих преимуществах Израиля в 3 книге Ездры «О, Владыко Господи! восклицает автор этой книги; Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу; Ты, из всех цветов во вселенной избрал Себе одну лилию, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион; из всех сотворенных птиц Ты наименовал Себе одну голубицу, и из всех сотворенных скотов Ты избрал Себе одну овцу; из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ и возлюбил его, дал закон совершенный ( 3Ездр. 5 :2З-27). Для нас создал Ты век сей 408 . О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда» ( 3Ездр. 6:55–56 ). Даже Филон защищает этот преувеличенныый взгляд на иудейский народ: «если все люди, говорит он, по степени совершенства могут быть разделены на три разряда: на рожденных от земли, от неба и от Бога, то иудеи, обладающие заветом, должны быть причислены к последнему высшему разряду, как и Авраам, будучи «небесным» человеком, тотчас же по заключении завета стал «божественным»; но словам Филона, иудеи по отношению к остальному миру являются пророками и священниками 409 . Из похвальбы своим происхождением и обладанием высшим, единственным в мире законом естественно должна была возникнуть и похвальба своей нравственной высотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010