Таллинская епархия Описание: Входит в состав Эстонской Православной Церкви В 1920 году Эстонская Православная Церковь получила право на самоуправление согласно Томосу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России . В 1993 году статус автономии был подтвержден Томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . 7 июля 1923 года Томосом Патриарха Константинопольского Мелетия IV ЭПЦ была принята в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельный автономный церковный округ с названием «Эстонская Православная Митрополия». В 1926 году была зарегистрирована в Эстонской Республике как Эстонская Апостольская Православная Церковь и под этим названием действовала до 1945 года. В 1945 году Эстонская Православная Церковь была восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата. С 1945 по 1990 год именовалась Таллинской епархией, с 1990 по 1992 год — Таллинским Патриаршим викариатством. В 1992 году была восстановлена как самостоятельная кафедра, а с 26 апреля 1993 года сделалась единственной епархией в составе восстановленной Эстонской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2011 г. ( журнал 40 ) из Таллинской епархии была   выделена  Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Алайыэ, Вайвара, Иллука, Ийзаку, Лохусуу, Тудулинна (уезд Ида-Вирумаа), волостей Касепяя, Пала, Торма (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Эстонии: уезды Валгамаа (город Валга), Вильяндимаа (город Вильянди), Ида-Вирумаа (поселок Азери в волости Азери, город Йыхви в волости Йыхви, город Кивиыли в волости Люганузе, города Кохтла-Ярве и Силламяэ), Ляэне-Вирумаа (город Кунда в волости Виру-Нигула, город Раквере, город Тапа в волости Тапа), Ляэнемаа (город Хаапсалу), Пярнумаа (город Пярну), Тартумаа (город Тарту), Харьюмаа (города Локса, Маарду, Палдиски, Таллин), Ярвамаа (город Тюри в волости Тюри). Епархия сегодня (по состоянию на декабрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастырей и учебных заведений в Таллинской епархии не имеется. Епархиальные СМИ Страна: Эстония Город: Таллин Адрес: Pikk 64/1-4, 10133 Tallinn, Eesti Телефон: +372 6411-301 Web-caйm: www.orthodox.ee E-mail: mpeok@orthodox.ee Викарный архиерей: Сергий, епископ Маардуский, викарий Таллинской епархии (Телих Олег Андреевич) Даниил, епископ Тартуский (Леписк Марго) Правящий архиерей: Евгений, митрополит Таллинский и всея Эстонии (Решетников Валерий Германович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1499833...

Я благодарен за добрые слова, сказанные в мой адрес представителями эстонской власти, и я знаю, что они искренни. У нас налаживаются взаимоотношения и общение с организациями различных направлений, с разными людьми. С самого начала архипастырского служения моей целью было уравновешивать эти отношения на основе христианской любви. И мне кажется, что если у меня и были враги, то их с каждым днем становится все меньше. И все-таки сегодня у меня болит сердце о том, что наша Православная Церковь, которая количественно почти равна Лютеранской Церкви, не имеет тех прав, которые есть у остальных конфессий Эстонии. И, к сожалению, среди нас нет главы Эстонской Апостольской Православной Церкви — он тоже мог бы участвовать в этом юбилее. Но его здесь нет, он не настроен к нам дружественно и, не имея прав на церковное имущество, распродает его. Надеюсь, что мы скоро станем собственниками тех храмов, в которых молились наши предки и которые мы сохранили, а также тех, которые были нами построены в самое сложное время бытия Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. У всех прошу молитв за нашу Церковь и надеюсь на сохранение доброжелательного отношения к нам. У меня всегда были хорошие отношения с иными конфессиями Эстонии, особенно с Лютеранской Церковью, и взаимопонимание со всеми, кто ее возглавлял. Спасибо за это всем, с кем мне приходилось встречаться за годы моего управления Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата. Я хочу еще раз поблагодарить Святейшего Патриарха Кирилла за внимание, которое он оказывает нашей Церкви, в том числе и мне. Хочу с благодарностью отметить, что по его благословению на сегодняшнее торжество приехал митрополит Волоколамский Иларион, чем еще более углубил нашу радость. Владыка Иларион представил в Таллине прекраснейший концерт духовной музыки, который был настолько интересным и настолько задел души людей, что о нем еще очень долго будут вспоминать и говорить. Это событие свидетельствует о силе нашей Православной Церкви. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/1277227.ht...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 124 1996 г. 20 февраля. – Письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея министру по европейским делам Эстонской Республики Э. Липмаа 159 Мы рады сообщить Вашему возлюбленному Превосходительству, что прилагаемым Патриаршим и Синодальным актом, отвечая с материнской любовью на просьбу независимого и суверенного эстонского государства и большинства православных общин страны, мы возобновляем действие Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г., признавшего автономию Эстонской Православной Церкви под духовным покровительством Вселенского Патриархата Константинопольского. Кроме того, в настоящем акте мы заявляем о том, что признаем законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви до 1940 г. православных эстонцев, сохранивших эту преемственность в изгнании, а также согласных с ними православных, проживающих в Эстонии. Принимая всех их под духовное покровительство Вселенского Патриархата, мы восстанавливаем Эстонскую Православную Церковь в качестве полноправного члена всемирной семьи поместных православных Церквей, каким она и была до 1940 г. Временно, до избрания эстонского Предстоятеля, поскольку, согласно православному каноническому праву, самостоятельная Церковь не может существовать без епископа во главе, мы назначили местоблюстителем Автономной Эстонской Православной Церкви Предстоятеля Автономной Православной Церкви соседней дружественной Финляндии, преосвященного архиепископа Карелии и всея Финляндии Иоанна Ринне, со всеми административными полномочиями, который при содействии клириков своей Церкви, а именно Преосвященного Амвросия, епископа Йоенсу, и высокопреподобнейшего протопресвитера Хейкки Хуттунена, будет помогать административному и духовному устроению возрождающегося эстонского Православия в Вашей благословенной стране, а также осуществит подготовку к скорейшему избранию эстонского Предстоятеля. Мы уверены, что эстонское Православие, вновь удостоившись автономного существования в независимом и суверенном государстве, теперь займет достойное место в эстонском обществе, которое оно и занимало до 1940 г., в эпоху мира и преуспеяния в Боге; уверены, что оно преодолеет все нынешние проблемы, залечит раны прошлого и сможет, как и православная Церковь соседней Финляндии, играть значительную роль в общеправославном и общехристианском сотрудничестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По основным нарушениям Закона о церквах и приходах 8 сентября 1993 года епископом Корнилием было направлено Заявление заведующему Службой по делам вероисповеданий Т. Сеппу. Оно заключалось просьбой пересмотреть вопрос о регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви через зарубежный Синод. (9) Вместо официального ответа епископ Корнилий получил Заявление пресс-службы МВД Эстонской республики от 18 сентября 1993 года: " В связи с опубликованными в печати в последнее время различными и дезориентирующими общественность позициями в вопросах, затрагивающих проблемы ЭАПЦ, считаем нужным заявить следующее... " . Далее следовала историческая справка о Православной Церкви в Эстонии, поданная в характерном политизированном свете. И без логических переходов и разъяснений по поводу произвола заведующего Службой по делам вероисповеданий и нарушения параграфа 15 (2) Закона о церквах и приходах Эстонской республики следовал вывод: " исходя из вышеизложенного, Синод ЭАПЦ (имеется в виду зарубежный) как правопреемник незаконно и репрессивно ликвидированного церковного управления имеет право вновь ввести в силу принятое 1935 году, положение о ЭАПЦ " . (10) Таким образом, МВД само, без решения суда определило, кто правопреемник. Представителям законной Эстонской Апостольской Православной Церкви был отказано в правопреемстве. Пропагандистская кампания, развернутая зарубежным " Синодом " и его сторонниками в Эстонии объявила каноническую церковную организацию " оккупационной Церковью " , " пятой колонной " , " рукой Москвы " . А законным представителем ЭАПЦ стала сохранившаяся " в изгнании " структура. 17 ноября 1993 года состоялся поместный Собор ЭАПЦ, который постанови считать регистрацию зарубежного " Синода " незаконной и просить Департамент по делам вероисповеданий пересмотреть этот вопрос. Устав ЭАПЦ 1935 года признавался действующим. В связи с этим, было принято решение " регистрироваться Службе по делам вероисповеданий на основании Устава 1935 года в юрисдикции Московского Патриархата, признавая нынешнее положение - переходным периодом " . В течение " переходного периода " предполагалось зарегистрировать " промосковскую " и " проконстантинопольскую " церковные организации, в том каноническом подчинении, в котором они находятся фактически, а потом провести размежевание каноническим путем.

http://pravoslavie.ru/5121.html

В Заявлении подробно рассматривается история Православия на эстонской земле. " Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы " . Двойственность в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века, а затем в связи с незаконной деятельностью печально известного Константинопольского патриарха Мелетия. Эстонская Церковь получила автономию от Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием " Эстонская Апостольская Православная Церковь " (ЭАПЦ), " в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию " . В июне 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться " Эстонская Православная Церковь " . Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской Православной Церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 года был зарегистрирован " Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви " (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского " Синода ЭАПЦ " , и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

м) пользуется правом ревизовать все приходы Эстонской митрополии; н) принимает жалобы на епископов и дает им законный ход; о) митрополит имеет право амнистировать и смягчать наказания в делах церковного суда; у него также есть право на основании церковных канонов и законодательства делать предупреждения, выговоры и взыскания в случае проступков церковнослужителей в быту и при исполнении служебных обязанностей, а также запрещать их в служении временно или навсегда; п) у него есть право временно отстранять от должности отдельных служащих, если они не выполняют корректно свои служебные обязанности или своей деятельностью наносят вред приходу; р) у него есть право выносить церковнослужителям благодарности, повышать их в должности, награждать премиями и памятными подарками. Ст. 21. Содержание митрополита назначается из общих фондов Церкви согласно принятому на Поместном Соборе бюджету. В случае если возраст и болезни препятствуют служению, митрополит имеет право получать от Церкви пенсию, размер которой определяет Поместный Собор. Ст. 22. Митрополит имеет свою должностную печать. Ст. 23. Жалобы на митрополита передаются Поместному Собору через старейшину совета епископов. Ст. 24. Суд над митрополитом совершается в каноническом порядке. Ст. 25. В случае смерти митрополита или его ухода с должности все церковное имущество, связанное с его служением, как служебные регалии, богослужебное облачение, книги, иконы, а также не принадлежащее лично митрополиту имущество, использовавшееся во время служения, переходит в пользование его законного преемника. Ст. 26. При освобождении поста митрополита до вступления в должность нового митрополита его обязанности выполняет старший епископ Эстонской митрополии. IV. Совет епископов Ст. 27. В совет епископов входят митрополит в качестве руководителя и все состоящие на своих должностях епископы Эстонской Апостольско-Православной Церкви (союза). Ст. 28. Задачи совета епископов: а) забота о соблюдении истин веры и их толковании с позиции апостольского Православия;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Портал «Русская Эстония», Олег Тесла. В своем докладе Святейший Патриарх отметил, что межцерковные и церковно-государственные отношения в Эстонии далеки от идеала, и мы знаем, что в июне этого года предстоит визит Святейшего Патриарха в Эстонию. В свете доклада и в свете предстоящего визита, как Вы думаете, уврачуются ли те проблемы, который Святейший отметил в своем докладе, в рамках хотя бы Цюрихских соглашений 1996 года? Митрополит Иларион: Я хотел бы отметить определенное позитивное развитие ситуации и сказать о том, что уже были предприняты определенные шаги для того, чтобы Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, которая включает в себя абсолютное большинство православных верующих Эстонии, могла беспрепятственно совершать богослужения в тех храмах, которые ей принадлежат. Но проблема заключается в том, что если Эстонская Апостольская Церковь Константинопольского Патриархата получила все используемые ею храмы в собственность, то Эстонская Церковь Московского Патриархата только арендует эти храмы на разных условиях либо у государства, либо у муниципальных властей. И мы глубоко убеждены в том, что эта ситуация требует корректировки. Тем недвижимым имуществом, которое было создано руками православных верующих Русской Православной Церкви дореволюционного периода, должна владеть Эстонская Церковь Московского Патриархата; она должна им распоряжаться и о нем заботиться. Полагаю, что эти вопросы будут ставиться и в ходе визита Святейшего Патриарха в Эстонию. Надеюсь, что рано или поздно мы придем к положительному решению. Но я хотел бы подчеркнуть, что решение имущественных вопросов не является главной целью визита Патриарха, потому что Патриарх, прежде всего, посещает свою паству. Уже пошел пятый год Патриаршества Его Святейшества, он пока не был еще в качестве Патриарха ни в одной прибалтийской стране. Поэтому надеемся, что в этом году он посетит Эстонию, а в дальнейшем сможет посетить Латвию и Литву. Православная паства Эстонии, Латвии и Литвы очень ждет Святейшего Патриарха. Я в этом неоднократно убеждался, посещая эти страны.

http://patriarchia.ru/db/text/2785913.ht...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 203 2002 г. 4 октября. – Из протокола о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Апостольской Православной Церковью 242 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем: протокол) подписан 4 октября 2002 в г. Таллинне для декларирования и достижения совместных целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем: Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и выданной по распоряжению правительства Республики доверенности министр внутренних дел Айн Сеппик, и Эстонская Апостольская Православная Церковь , регистрационный номер 01800116 (в дальнейшем ЭАПЦ), которую представляют митрополит Таллинна и всея Эстонии Стефан и председатель Синода – протоиерей Ардалион (Ардо) Кесккюла (в дальнейшем отдельно или время от времени вместе именуемые сторона или стороны), – учитывая, что ЭАПЦ является самостоятельно действующей в Эстонии Церковью в каноническом ведении Вселенского Константинопольского Патриархата, зарегистрированной в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии, которая по решению Таллиннского городского суда от 14 сентября 1993 г. признана правомочным субъектом реформы собственности в отношении противоправно отчужденного у нее во время советской оккупации имущества; – учитывая, что в регистре церквей, приходов и союзов приходов Эстонии зарегистрирована самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (в дальнейшем ЭПЦ МП) в каноническом ведении Московского Патриархата и ее приходы, которые в настоящее время фактически владеют и частично пользуются тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, т. е. является по закону лицом, имеющим право требования возврата или компенсации имущества; – учитывая, что ЭАПЦ в целях конструктивного разрешения разногласий, возникших по имущественным вопросам между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем время от времени именуются вместе Церкви), согласна на принципах, изложенных в настоящем протоколе, отказаться от осуществления права требования возврата имущества, принадлежащего ЭАПЦ как правомочному субъекту реформы собственности, которое находится в фактическом владении и пользовании ЭПЦ МП и ее приходов и указано в Приложении 1 к протоколу, акцептировать оставление этого имущества в собственности государства и передать государству имущество, указанное в Приложении 2, для последующей передачи ЭПЦ МП и ее приходам на условиях и в порядке, которые предусмотрены в протоколе и изложены в заключаемых в дальнейшем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 204 2002 г. 4 октября. Протокол о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата 243 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем протокол) подписан 4 октября 2002 г. в г. Таллинне для декларирования и достижения общих целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и распоряжения правительства Республики от 2 октября 2002 г. 644-к, министр внутренних дел Айн Сенник, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, с регистрационным номером 01801009 (в дальнейшем ЭПЦ МП), которую представляет митрополит Корпилий (в миру Вячеслав Якобс), именуемые в дальнейшем отдельно или вместе Сторона или Стороны, – учитывая, что ЭПЦ МП является Церковью, самостоятельно действующей в Эстонии, находящейся в каноническом подчинении Московского Патриархата, и зарегистрированной в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов; – учитывая, что в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов зарегистрирована находящаяся в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата и самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь (в дальнейшем ЭАПЦ), которая признана решением Таллиннского городского суда от 14.09.1993 г. правомочным субъектом в отношении имущества, противоправно отчужденного от нее; – учитывая, что ЭПЦ МП и ее приходы владеют и пользуются частично тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, то есть лицом, имеющим по закону право требовать возврата имущества или право на его компенсацию, и желают для продолжения своей деятельности иметь в отношении этого имущества законное право пользования и/или собственности; – учитывая, что ЭАПЦ выразила согласие в целях конструктивного решения возникших между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем Церкви) имущественных вопросов отказаться от осуществления в отношении имущества, находящегося фактически во владении и пользовании ЭПЦ МП и его приходов и упомянутого в Приложении 1 и в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом права требования возврата этого имущества, и согласиться с оставлением в собственности государства этого имущества и передать государству имущество, упомянутое в Приложении 2, для его дальнейшей передачи ЭПЦ МП и его приходам на условиях и порядке, содержащихся в заключаемых в будущем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 184 2001 г. 18 апреля. – Письмо министра внутренних дел Эстонской Республики Т. Лоодуса митрополиту Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию 222 Высокочтимый митрополит Корнилий! Благодарю Вас за встречу, состоявшуюся в министерстве внутренних дел 9 апреля 2001 г., и обмен мнениями. Я уверен, что подобные встречи с целью ознакомления и разъяснения точек зрения государства и Церкви во многом помогут разрешению нынешней сложной ситуации, касающейся положения Православия в Эстонской республике. Мы все понимаем, что ни государство, ни Церковь не действуют как закрытые системы только в своих интересах, но обе призваны и поставлены быть на службе общества, т. е. быть открытыми и служить человеку, позволяя этому человеку служить Богу. 24 января 2001 г. в министерство внутренних дел было подано заявление от Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (далее: ЭПЦ МП) о регистрации ЭПЦ МП и трех приходов, входящих в нее, вместе с дополнительными документами, прилагаемыми к ходатайству. Правовые основы для регистрации действующих в Эстонии церквей, приходов и союзов приходов установлены законом «О церквах и приходах» (далее: ЗЦП) и постановлением правительства Республики от 2 мая 1996 г. 123, утвердившим «Устав регистра церквей, приходов и союзов приходов Эстонии» (далее: Устав регистра). Согласно пункту 2 Устава регистра, одной из целей держания регистра является получение правдивой информации о всех действующих в Эстонии Церквах. В связи с этим просим Вас дополнительно пересмотреть пункты Устава 1.4 (в фактологическом аспекте, поскольку в данном варианте можно усмотреть противоречие между датами, указанными в Томосе Патриарха Алексия Второго и в Уставе) и 1.5 (под вопросом и исторически не доказана дата – XI в.; а также считаем нужным обратить внимание на тот факт, что объединение православных, которое в 1920 г. было оформлено в автономную Эстонскую Православную Церковь и в 1923 г. – в Эстонскую Апостольскую Православную Церковь, в юридическом смысле является единым целостным объединением, которое восстановило непрерывность своей деятельности в 1993 г. и Устав которого был перерегистрирован 11.08.1993 г. – поэтому, согласно действующим государственным правовым актам, организация, которая ходатайствует о статусе нового самостоятельного юридического лица, может называть себя частью этого целостного объединения, в данном случае ЭАПЦ, только на основе соответствующего разрешения ЭАПЦ. Название одной организации «частью» другой организации связано с термином «разделение», которому сопутствуют переходы прав и обязанностей; по «закону по общей части гражданского кодекса», согласно § 59, пункт 1 и 2, гражданские права и обязанности могут переходить от одного лица к другому в том случае, если эти права не связаны неотъемлемо с лицом и если в основе для перехода прав существует сделка, закон или иной правовой акт).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010