прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 86 1993 г. 18 сентября. – Сообщение пресс-службы Министерства внутренних дел Эстонской Республики 117 В связи с опубликованными в печати в последнее время различными и дезориентирующими общественность позициями в вопросах, затрагивающих проблемы Эстонской Апостольской Православной Церкви, считаем нужным сообщить следующее. Непосредственно после оккупации Союзом ССР в 1940 г. Эстонской Республики возникли препятствия Уставной деятельности Эстонской АПЦ, созданной в соответствии с изданным в июле 1923 г. Константинопольским Патриархом Мелетием актом о самостоятельности Церкви. Цепь убийств и репрессий тяжко поразила также и духовенство этой Церкви. Перед новым вторжением войск СССР в сентябре 1944 г. последний митрополит Эстонской АПЦ Александр вместе с 22 духовными лицами выбыл в Швецию, чтобы продолжить руководство Церковью в изгнании. По величине вторую церковную организацию, бывшую, по Основному закону Эстонской Республики 1938 г. в статусе народной Церкви, подчинили по одностороннему решению Москвы под власть Русской Православной Церкви в апреле 1945 г. и преобразовали в региональную епархию без права самоопределения. Исходя из вышеизложенного, Синод Эстонской АПЦ как правопреемник незаконно и репрессивно ликвидированного церковного управления имеет право вновь ввести в силу принятое в 1935 г. положение [Устав] Эстонской АПЦ со всеми вытекающими из него правами и обязанностями. Синод ЭАПЦ и шесть приходов представили в департамент по делам вероисповеданий Министерства внутренних дел заявления на перерегистрацию Церкви и общин в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 закона о Церквах и приходах. В соответствии с действующим в Эстонской Республике Основным законом и законом о Церквах и приходах все лица в Эстонии вправе на основании свободы вероисповедания образовать приходы и Церкви или присоединяться к существующим. Так и приходы, и их члены бывшей епархии Таллинна и Эстонии Русской Православной Церкви имеют право свободного выбора по своей совести – или принадлежать к ЭАПЦ, или, в соответствии с законами и изданным в апреле 1993 г. Алексием II, Патриархом Московским и всея Руси актом о самостоятельности Церкви, создать новую церковную организацию – Эстонскую Православную Церковь без того, чтобы кто-либо имел право им в этом препятствовать или их принуждать. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Поместного Собора Эстонской Апостольской Православной Церкви его решения были официально сообщены президенту Эстонской республики, Премьер-министру, Министру внутренних дел в Обращении от 25 мая 1993 года, подписанном епископом Корнилием. В Обращении было изложено решение Собора считать нынешнюю церковную структуру той самой Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая не прекращала своей деятельности в 1940 году, но непрерывно продолжала ее, меняя свой статус, название, внешнюю структуру в зависимости от необходимости, а теперь восстанавливающая свой статус, название и структуру, МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 года, которая и будет представлена для регистрации после утверждения Патриархом Московским и всея Руси. Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей ЭАПЦ является церковная организация, возглавляемая епископом Корнилием, 11 августа 1993 года Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской республики зарегистрировал " Устав ЭАПЦ " , поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным " Синодом ЭАПЦ " и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. При регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви через зарубежный " Синод " Службой по делам вероисповеданий было нарушено несколько статей действующего Закона о церквах и приходах Эстонской республики, принятого Госсобранием Эстонской республики 20 мая 1993 года. Во-первых, параграф 2 (1) гласит: " Церковь - это епископальная структура " . У зарегистрированной " ЭАПЦ " признаки епископальной структуры отсутствовали: не было ни епархии, ни епископа. Ни Константинопольский Патриарх, ни какой-либо другой епископ не принял их на тот момент в свою юрисдикцию. Во-вторых, параграф 15 (2) говорит о том, что " правление Церкви, союза приходов или прихода находится в Эстонии, независимо от местонахождения духовного центра " . В то время как правление зарегистрированной структуры " Синод " находится в Стокгольме, и все его члены являются шведскими гражданами, не имеющими избирательных прав в Эстонской республики. (8)

http://pravoslavie.ru/5121.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 159 1999 г. 10 июня. – Обращение чрезвычайного собора Эстонской Апостольской Православной Церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Патриарху Константинопольскому Варфоломею 196 9 июня 1999 г. в городе Тарту состоялся чрезвычайный собор Эстонской Апостольской Православной Церкви. В ситуации, когда исторические традиции Православия в Эстонии, работа, проделанная епископом Платоном и митрополитом Александром, будущее всей Эстонской Церкви пребывают в опасности быть растоптанными, созыв чрезвычайного собора был неизбежен. К нашему огорчению, часть общин не смогли принять участие в соборе, одни вследствие того, что не зарегистрированы, другие в силу подпадания под чужой диктат. Собор констатировал кризисное положение нашей Церкви, причины чего лежат, с одной стороны, в деятельности зарубежных сил, не следующих интересам эстонской Церкви, с другой же стороны – в существовавшей до сих пор неспособности православных Эстонии достичь справедливой и братской, взаимной договоренности. В результате чего сегодня самостоятельная, историческая православная Церковь Эстонии приведена на край гибели. Собор принял решительно отрицательное отношение к нарушениям закона и Устава Церкви и составил проект программы мер для разрешения состояния кризиса. Посылаем Вам декларацию собора и открытого обращения, в которых изложены положения, точка зрения и основные меры, предлагаемые собором. Собор обсудил вопрос о руководящих органах Церкви. Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви единогласно избрал протоиерея Эммануила Кирса, настоятеля Таллиннского кафедрального собора Преображения Господня, для представления к посвящению в митрополита Таллиннского и всея Эстонии. Также единогласно священник тартуского Александровского прихода Самуил Пуусаар был избран для представления к посвящению в епископа Тарту и всей Южной Эстонии. Мы надеемся, что смутный период в жизни нашей Церкви подходит к концу. Нам надо еще многое сделать для упорядочения взаимоотношений православных в Эстонии, однако мы чувствуем, что наконец-то вновь обрели верный путь. Делегаты собора призвали к неустанной и самоотверженной работе к славе Божией с тем, чтобы все дети общины эстонской православной веры смогли объединиться в общей молитве перед Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Эстонская Православная Церковь подтвердила каноническую связь с Русской Православной Церковью 2 мин., 11.04.2024 Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью. Как сказано в опубликованном документе «Положение ЭПЦ МП в кризисной ситуации между Церковью и государством» , Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата «как исторически, так и канонически связана с Русской Православной Церковью». Комментируя каноническую связь с Русской Православной Церковью, авторы Послания указали на то, что «Эстонская Церковь получила в 1920 году от Патриарха Русской Православной Церкви Тихона самостоятельность в церковно-административных, экономических, образовательных и церковно-общественных делах», т.е. в указанных сферах Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата действует в Эстонии «в соответствии с местными условиями». Говоря о возможности разрыва канонических связей, в Эстонской Церкви заявили, что это невозможно в одностороннем порядке, т.к. Эстонская Церковь находится в автономном статусе. «Это не в наших силах, и это будет в глубоком противоречии с нашей совестью. Это в первую очередь. Во-вторых, РПЦ не приняла на церковном уровне ничего такого, что заставляло бы нас разорвать с ней каноническую связь», – добавили авторы Послания. Комментируя отношения со Святейшим Патриархом, в Эстонской Церкви пояснили, что у нее «есть каноническая связь со всей Церковью и с Патриархом как с Предстоятелем». «Канонические связи также означают взаимную молитву друг за друга. Когда мы говорим о молитве за Патриарха или также за государственную власть, мы понимаем это как просьбу, с которой мы обращаемся к Богу, чтобы Господь направил как церковных, так и светских правителей к познанию истины и поступкам в соответствии с ней», – сказано в документе. Авторы Послания также подробно объяснили, почему является маловероятным присоединение Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата к действующей в стране Эстонской Апостольской Православной Церкви [церковная структура в юрисдикции Константинопольского Патриархата – ред. ]

http://foma.ru/jestonskaja-pravoslavnaja...

Русская Православная Церковь заявляет о приостановке своего членства в Конференции Европейских Церквей 11 октября 2008 г. 16:36 11 октября в ходе заседания Центрального комитета Конференции Европейских Церквей (КЕЦ) было объявлено о приостановке членства Русской Православной Церкви в этой организации. Причиной данного решения стало необоснованное, противоречащее Конституции и правилам КЕЦ нежелание рассматривать заявку на членство в КЕЦ Эстонской Православной Церкви , являющейся самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Ранее, в ноябре 2007 года, Центральный комитет КЕЦ принял положительное решение относительно заявки на членство «Эстонской Апостольской Православной Церкви», входящей в Константинопольский Патриархат . При этом в тогдашнем решении Центрального комитета КЕЦ говорилось, что, в связи с получением заявки на членство от Эстонской Православной Церкви, ЦК просит генерального секретаря изучить вопрос о соответствии этой Церкви критериям членства в КЕЦ и «подготовить, в соответствии с действующими правилами, рекомендацию для принятия решения Центральным комитетом в 2008 году». В апреле 2008 года делегация КЕЦ посетила Эстонию и имела встречи с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием , а также с духовенством данной Церкви и представителями других церквей Эстонии. В ходе этих встреч было установлено соответствие Эстонской Православной Церкви критериям членства в КЕЦ и дана рекомендация о ее принятии в число членов конференции, что подтверждается отчетом о ходе визита делегации, представленным в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ. Было также получено положительное мнение относительно вхождения этой Церкви в КЕЦ со стороны инославных церквей Эстонии и Совета церквей этой страны. Рекомендация о принятии Эстонской Православной Церкви в число членов КЕЦ была сделана на основе отчета о визите делегации и генеральным секретарем КЕЦ священником Колином Уильямсом. Несмотря на это, в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ президентом КЕЦ пастором Жаном-Арнольдом де Клермоном при поддержке представителей Константинопольского Патриархата были предприняты неоднократные попытки затянуть рассмотрение заявки Эстонской Православной Церкви на членство в КЕЦ.

http://patriarchia.ru/db/text/472642.htm...

Русская Православная Церковь приостанавливает свое членство в Конференции европейских церквей Москва, 11 октября 2008 г. 11 октября 2008 года в ходе заседания Центрального комитета Конференции европейских церквей (КЕЦ) было объявлено о приостановке членства Русской Православной Церкви в этой организации, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. Причиной данного решения стало необоснованное, противоречащее Конституции и правилам КЕЦ нежелание рассматривать заявку на членство в КЕЦ Эстонской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Ранее, в ноябре 2007 года, Центральный комитет КЕЦ принял положительное решение относительно заявки на членство «Эстонской Апостольской Православной Церкви», входящей в Константинопольский Патриархат. При этом в тогдашнем решении Центрального комитета КЕЦ говорилось, что, в связи с получением заявки на членство от Эстонской Православной Церкви, ЦК просит генерального секретаря изучить вопрос о соответствии этой Церкви критериям членства в КЕЦ и «подготовить, в соответствии с действующими правилами, рекомендацию для принятия решения Центральным комитетом в 2008 году».  В апреле 2008 года делегация КЕЦ посетила Эстонию и имела встречи с Предстоятелем Эстонской Православной Церкви митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, а также с духовенством данной Церкви и представителями других церквей Эстонии. В ходе этих встреч было установлено соответствие Эстонской Православной Церкви критериям членства в КЕЦ и дана рекомендация о ее принятии в число членов конференции, что подтверждается отчетом о ходе визита делегации, представленным в ходе последнего заседания ЦК КЕЦ. Было также получено положительное мнение относительно вхождения этой Церкви в КЕЦ со стороны инославных церквей Эстонии и Совета церквей этой страны. Рекомендация о принятии Эстонской Православной Церкви в число членов КЕЦ была сделана на основе отчета о визите делегации и генеральным секретарем КЕЦ священником Колином Уильямсом. 

http://pravoslavie.ru/27878.html

26 апреля 1993 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию Томос о восстановлении автономии. Томос устанавливал права и обязанности высшей законодательной, административной, судебной и контролирующей власти Эстонской Церкви, т.е. ее Собора, а также Синода, при сохранении ею юрисдикции Московского Патриархата. 29 апреля 1993 года в Пюхтицком монастыре состоялся Поместный собор, на котором председательствовал Патриарх Алексий П. Мнение Церкви по вопросу о правопреемстве было выражено в итоговом документе Собора: " Считать Эстонскую Православную Церковь преемницей православного наследия в Эстонии в дореволюционный период, также как и после образования Ревельского викариатства Рижской епархии в 1917 году, а затем по получении от Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 году статуса Автономной Церкви, признанной в 1923 году Святейшим Патриархом Константинопольским Мелетием. В дальнейший период ряд происшедших структурных изменений не исказил существа, и на этом основании Эстонскую Православную Церковь при ее нынешней структуре следует признать субъектом канонического и государственного права, который не прекратил своего существования в 1940 году, но приспосабливал свою внешнюю структуру к реалиям времени для продолжения и осуществления главного назначения Церкви. " (6) Собор с благодарностью принял восстановление автономии Эстонской Церкви и ее наименования - Эстонской Апостольской Православной Церкви - установленного в 1935 году. Собор постановил на основании Томоса и Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви 1935 года разработать новый Устав (новую редакцию Уста ЭАПЦ 1935 года). Для чего была выбрана редакционная комиссия. Параллельно Поместному Собору в Таллиннском Преображенском храме происходило альтернативное собрание. Оно называлось " расширенным собранием Синода ЭАПЦ " . В своем обращении к Вселенскому Патриарху Варфоломею от 29 апреля 1993 года оно именовало себя " собранием членов приходов Апостольской Православной Церкви граждан Эстонской Республики " . (7) В этом обращении участники собрания заявляли о своем стремлении восстановить Эстонскую Апостольскую Православную Церковь. Критерий членства в ЭАПЦ - гражданство Эстонской республики. Хотя наука о Церкви говорит о том, что все христиане как члены Церкви являются гражданами небесного Отечества. Председательствовал на собрании глава Стокгольмского Синода протоиерей Н. Суурсеет. Инициаторы были заранее предупреждены епископом Корнилием о незаконности планируемого собрания.

http://pravoslavie.ru/5121.html

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 163 2000 г. 26 июня. – Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к архиепископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию и Собору Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата 200 Ваше Высокопреосвященство! Всечестные пастыри и возлюбленные о Господе миряне, члены Собора Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в юбилейный 2000-ый год Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа, для решения наболевших вопросов внутреннего и гражданского бытия Эстонской Православной Церкви, автономно пребывающей в канонической верности Московскому Патриархату. На протяжении двадцати столетий Церковь Христова живет среди бурных житейских волн в твердой вере, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 14:18 ). Эта вера созидает чудеса, и мы являемся очевидцами, как из руин восстают храмы на земле, где Церковь гнали и имя Христово было уничижаемо среди людей. Мы благодарим Вседержителя Господа, что завершилось время гонений на Церковь и на всей канонической территории Московского Патриархата восторжествовала гражданская свобода вероисповеданий. Свобода – есть признак совершенства, к которому призвано все творение Божие, она требует чрезвычайной ответственности от тех, кто эту свободу декларирует. Ныне Церкви даны широкие возможности возвещать миру Слово Божие, и на нас лежит высокая ответственность активно развивать апостольское служение, церковную благотворительность, свято блюсти церковные каноны и иерархическую дисциплину. В день этого высокого церковного собрания призываю благословение Божие на вашу работу и надеюсь, что Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата выберет достойных членов своего внутреннего Синода, а также определит возможные пути восстановления законных прав преемственности своих приходов. Молюсь Священноначальнику Господу, дабы управил Он бытие Своей Церкви в преддверии третьего тысячелетия в родной для меня Эстонии. От всей души желаю Вашему Высокопреосвященству, всечестному клиру и богоспасаемой пастве Эстонской Православной Церкви совершенствования в Духе Святом, и вместе со всеми вашими согражданами – мира и неизреченных плодов Милосердия Божия. С неизменной любовью о Господе, Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 10. О митрополите совершается моление за всеми богослужениями Эстонской Апостольско-Православной Церкви. §11. Круг деятельности митрополита: 1) быть представителем Эстонской Апостольско-Православной Церкви перед государственными властями и в сношениях с другими Церквами; 2) иметь попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви; 3) созывать епископское совещание, церковный Собор и собрание представителей; 4) представлять Собору и собранию представителей отчеты о состоянии Церкви; 5) обращаться к Эстонской Апостольско-Православной Церкви с посланиями и архипастырскими воззваниями; 6) заботиться о снабжении Церкви святым миром; 7) давать епископам братские советы и указания, а также в потребных случаях разрешать возникшие между ними недоразумения; 8) посещать все приходы Эстонской Апостольско-Православной Церкви, совершать на местах богослужения и ревизовать приходы лично или через своего представителя, созывая в нужных случаях общие собрания и др. органы; 9) принимать поданные на епископов жалобы и давать им законный ход; 10) давать амнистию или уменьшать по своему усмотрению наказания, назначенные приговорами церковных судов; 11) давать священнослужителям и псаломщикам разрешение на выставление кандидатуры, а также утверждать их в должности или же назначать; 12) утверждать в должности или назначать, а также освобождать от должности настоятелей монастырей, благочинных и их помощников; 13) утверждать в должности членов церковного суда; 14) делать на основании церковных канонов и законов священнослужителям и псаломщикам предупреждения, замечания и выговоры в случае погрешностей в их образе жизни или в исполнении служебных обязанностей, перемещать их на другие места и устранять от должности, а также в потребных случаях запрещать их в служении временно или навсегда вместе с лишением священнослужителей сана или без такового лишения; 15) изъявлять за церковные заслуги благодарность, давать повышение по службе, награды и знаки отличия. § 12. Решения митрополита суть окончательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов Сейчас на территории Эстонии сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. 14 июня, 2013 Сейчас на территории Эстонии сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. За тему Православия в Эстонии сложно браться без некоторой тревоги. Слишком много сложных, порой противоречивых событий произошло в церковной жизни страны с 1992 года, когда стали проявляться раскольнические тенденции в тогдашней Таллинской епархии Русской Православной Церкви. Упрёки, взаимные претензии, конфликты, судебные тяжбы — увы, но именно эти слова вошли в лексикон эстонской церковной жизни. Таллин. Вид на старый город Конечно, с тех пор в стране многое изменилось, в том числе в православной среде. Некоторые активные участники раскола отошли от дел или вовсе ушли в мир иной. Там, в вечности, они, возможно, по-иному смотрят на печальные события, которые двадцать лет назад внесли в церковную жизнь сумятицу, горечь и раздор. Но от грустных последствий тех лет никуда не деться, их невозможно не ощутить. Эти последствия очевидны, ведь сейчас на территории Эстонии сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. Государство с самого начала благоволило структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП (в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии) была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-estonii-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010