Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая архиепископом Корнилием, 11 августа 1993 г. Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ», и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. Очевидно, на Департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии. Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т. д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой архиепископом Корнилием, остались безрезультатными, т. к. судебные власти Эстонии последовательно оставляли без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии в качестве условия регистрации потребовало у архиепископа Корнилия изменения наименования возглавляемой им Церкви, что автоматически приводит к потере прав на владение церковными зданиями. Таким образом, тысячам православных христиан Эстонии, чьими трудами на протяжении столетий строились и сохранялись православные храмы на Эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния. Государственные власти Эстонии предприняли усилия в поисках канонического признания раскольников из «Синода ЭАПЦ». В октябре 1994 г. премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а 7 февраля 1995 г. президент Эстонии Л. Мери обратился к нему же с аналогичной просьбой. В свою очередь, Патриарх Варфоломей 25 мая 1995 г. обратился с воззванием к представителям православных верующих Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с... Вселенским Патриархатом». Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Патриарха Московского и всея Руси не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея, который приступил к планомерному вытеснению из Эстонии ее законной православной Церкви при активном содействии эстонского правительства, пытающегося оказывать давление на православных верующих, остающихся верными Матери – Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 72 1992 г. 29 июня. – Решение Таллиннского городского суда о праве Эстонской Православной Церкви (в юрисдикции Московского Патриархата) наследовать имущество Эстонской Апостольской Православной Церкви 99 Судебное решение Именем Эстонской Республики 29 июня 1992 г. Таллиннский городской суд в составе: председатель М. Лепик, народные заседатели Иваск и Яометс, в присутствии секретаря Тыуга, рассматривая на открытом заседании ходатайство Эстонской Православной Церкви о признании ее полноправным субъектом реформы собственности, установил. Епархия Эстонской Православной Церкви зарегистрирована в 1935 г. на основании постановления и действует по сегодняшний день. 23 июля 1940 г., в соответствии с декларацией Совета Эстонской Республики, все имущество эстонских апостольских православных приходов было национализировано. Епархия Эстонской Православной Церкви ходатайствует о возвращении принадлежащего ей имущества, поэтому просит признать себя субъектом реформы собственности. От Таллиннской казны возражений не представлено. Суд, заслушав свидетеля – заявителя Кирсса и познакомившись с представленными материалами, находит, что иск подлежит удовлетворению. Из представленного постановления Эстонской Апостольской Православной Церкви следует, что ее деятельность началась в 1935 г. и продолжается по сей день. Это подтвердил также свидетель Е. Кирсс, который является членом епархиального совета Эстонской Православной Церкви. Из справки управления Таллиннской епархии 970 от 2 декабря 1991 г. следует, что данное объединение верующих действует в соответствии с Уставом непрерывно до сего дня. Это подтверждают также представленные фрагменты календаря Эстонской Православной Церкви. Следовательно, заявитель действовал непрерывно. Из представленных доказательств следует, что данному объединению верующих принадлежит имущество, которое было национализировано и у него есть право требовать его обратно. В соответствии с представленным и руководствуясь законом Эстонской Республики от 20 июня 1991 г. «Об основаниях реформы собственности Эстонской Республики», § 9, и законом «Об объединениях верующих Эстонской Республики» от 11 декабря 1991 г., а также § 5, 14, 199 Гражданского кодекса, суд постановил: признать епархию Эстонской Православной Церкви полноправным субъектом реформы собственности. Апелляцию на решение можно подать в 10-дневный срок в Верховный суд Эстонской Республики через тот же суд. Постановление вступает в законную силу 10 июля 1992 г. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства поместных православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Вместе с тем Томос Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г. содержал те же принципы автономного устройства православной Церкви в Эстонии, на каких она пребывала в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской Автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам, – самостоятельно поставлять Предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии Предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов автономной православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. 3 июля 1926 г. Министерство внутренних дел Эстонской Республики зарегистрировало Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской православной митрополии. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г. и во многом соответствовал статусу и положению автокефальной Церкви, и только в одном месте Устава упоминалось о Церкви, в чьей юрисдикции находилась ЭАПЦ. В § 29 говорилось о том, что Предстоятель Церкви «о своем избрании на должность митрополита сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху». По-видимому, такой специфический характер Устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий:   5. Утвердить решение Священного Синода об упорядочении архиерейского управления на территории Германии и объединении Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской епархий в единую епархию с титулом правящего архиерея «Берлинский и Германский».   6. Утвердить постановления Священного Синода Украинской Православной Церкви об образовании следующих епархии на территории Украины: Запорожской, Николаевской, Черкасской (1992 год), Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской (1993 год), Белоцерковской, Горловской, Тульчинской и Хустской (1994 год).   7. Одобрить деятельность Священного Синода Русской Православной Церкви во исполнение решений Поместного 1990 года и Архиерейского 1992 года Соборов, направленных на возрождение церковной жизни во всей ее полноте.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

Спешу заранее сказать, что моя личная позиция по обсуждаемому мероприятию формировалась по мере ознакомления с документами и в процессе отслеживания развития событий. Я помню, что одно время вообще не интересовался этой темой, а когда приступил к изучению, был настроен совершенно нейтрально. Поэтому обвинения в предвзятости просто не рассматриваю. Безусловно, я не претендую на абсолютную объективность (все-таки, трудно быть Богом), и вполне отдаю себе отчет, что разбойническое поведение Константинопольской Патриархии, откликнувшейся в 90-е гг. прошлого века на стоны и хрипы «умученных от Москвы» так называемых «чад Эстонской Апостольско-Православной Церкви», поддержанных госчиновниками Эстонской Республики в их стремлении вырваться из удушающих объятий Матери-Церкви и припасть к иссохшей груди Церкви-Бабушки (это не мое, это термин активистов раскола), не могло не оставить в моем сердце пока еще так и не зажившей раны. Ну, а где рана, там боль, где боль, там страдание, а где страдание, там очень трудно сохранять беспристрастность… Ой! А может, наоборот? Может именно страдание, испытание на собственной шкуре какого-то печального опыта как раз-таки помогает вникнуть в суть проблемы, а поверхностная отстраненность, выдаваемая за объективность, как раз-то и не дает понять и разобраться в сути происходящего, чтобы занять трезвую и справедливую позицию? О, это отдельная тема, не будем отвлекаться, но запомним. Итак, я о том, что вполне понимаю многих из дорогих мне людей, у которых сердце кровью обливается по поводу проблем нашей церковной жизни, проблем, решение которых пока даже на горизонте не предвидится, а какие-то еще и усугубляются. Когда они, общаясь с христианами других Православных Церквей, обнаруживают отсутствие у них того, что у нас достало до невозможности очень многих активных клириков и мирян, вполне естественно, что проникаются иллюзиями по поводу «забугорных» церковных реалий в целом, ибо, как известно, «страшнее кошки зверя нет», и надеются, что спасение нашей церковной действительности состоит в максимальной открытости миру, хотя бы православному.

http://pravmir.ru/chitaya-poslanie-sobor...

Епископ Иларион: «Без Русской Церкви будет трудно сохранять впечатление, что в диалоге участвует полнота Православной Церкви» 16 ноября 2007 г. 19:35 Конфликт между Московским и Константинопольским Патриархатами, возникший в ходе последнего заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии, продолжает развиваться, несмотря на то, что с момента октябрьской встречи членов комиссии в Равенне прошло уже более месяца. Делегация Московского Патриархата покинула одно из первых заседаний комиссии, не согласившись с участием в нем представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Русской Церкви. В результате участники заседания в отсутствие представителей Русской Церкви приняли итоговый документ, определяющий их общий взгляд на природу власти во Вселенской Церкви. Последующие заявления со стороны Московского Патриархата о том, что без подписи крупнейшей Поместной Православной Церкви равеннский документ легитимным считаться не может, были отвергнуты членами комиссии как с православной, так и с католической стороны. Глава делегации Московского Патриархата в Равенне, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион представил в интервью порталу «Интерфакс-Религия» свою оценку как спорных пунктов равеннского документа, так и всего хода развернувшейся вокруг него за последний месяц полемики. — Владыка, на днях итальянская газета «Република» опубликовала подробный комментарий «секретного», по ее словам, итогового документа октябрьского заседания Смешанной православно-католической комиссии в Равенне. Издание утверждает, что 46 пунктов документа могут стать «дорожной картой» в разрешении православно-католических проблем. Как бы Вы могли прокомментировать основные положения документа, с учетом того, что подписи Московского Патриархата под ним до сих пор нет? — Равеннский документ не является «секретным». По крайней мере, я его получил из секретариата Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу недели три назад и, поскольку пометки «эмбарго» на нем не было, включил его в 130-й номер электронного бюллетеня «Europaica», имеющего более 7000 подписчиков. С текстом можно ознакомиться на сайте брюссельского Представительства Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/322934.htm...

[...] Еще более деструктивными являются действия Константинопольского Патриархата в отношении положения православной Церкви в Эстонии. Поддержав так называемый «стокгольмский Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви» в его совершенно необоснованных претензиях на обладание церковной властью в Эстонии и имуществом православной Церкви в этой стране, Константинопольский Патриархат фактически стал инициатором и средством кампании эстонских властей по искоренению канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Как известно, в ходе этой кампании законная ЭАПЦ оказалась фактически лишена какого-либо юридического статуса в стране, а «стокгольмский Синод» и его немногочисленные приверженцы в Эстонии путем юридических манипуляций сделаны правопреемниками Церкви, существовавшей до 1940 г. и продолжавшей свою деятельность в Эстонии все последующее время. Данная кампания ведется эстонскими властями с использованием небезызвестного идеологического штампа, называющего каноническую ЭАПЦ «московской Церковью» и предполагающего ее враждебность эстонскому государству. Возмутительно, что одним из глашатаев этого штампа стал Патриарх Варфоломей I, в своем выступлении перед православными эстонцами в Финляндии назвавший Россию «опасным соседом» для Эстонии и указавший, что для населения этой страны было бы естественным считать православных граждан Эстонии, поминающих за богослужением имя Московского Патриарха, «чуждыми эстонскому обществу». Еще более удивляет, что в письме, направленном на имя Святейшего Патриарха Алексия II, Константинопольский Патриарх назвал ЭАПЦ насаждавшейся «под игом тирании». Данные действия Константинопольского Патриархата также получили должную оценку в официальных письмах, направленных Предстоятелем Русской Православной Церкви в адрес Патриарха Варфоломея I. К сожалению, в ответ на направленные протесты Патриарх Константинопольский лишь ужесточил свою неправильную позицию. В связи с вышеизложенным представляется, что позиция Константинопольского Патриархата по указанным вопросам является сугубо недоброжелательной по отношению к церковным структурам Московского Патриархата в указанных странах, а также к Священноначалию Русской Православной Церкви, и в конечном итоге является грубым вмешательством в российско-украинские и российско-эстонские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 182. Приговоры низшего церковного суда Эстонской Апостольско-Православной Церкви вступают в законную силу: 1) с объявлением приговора: а) если приговором назначено церковно-священнослужителю в качестве наказания предупреждение, замечание или выговор; б) если приговор вынесен на основании жалоб, предусмотренных 2-м пунктом § 176 настоящего Устава; 2) по прошествии срока для обжалования, если приговор не обжалован. § 183. Приговоры высшего суда Эстонской Апостольско- Православной Церкви суть окончательные и обжалованию не подлежат. § 184. Для подачи жалоб существует двухнедельный срок, считая со дня объявления мотивированного приговора или распоряжения или считая со дня объявления о нарушении закона, узаконения или Устава. Для представления апелляции существует такой же срок, считая со дня объявления приговора, на который приносится апелляция. § 185. Вручение повесток по делам церковных судов производится почтой в порядке заказной корреспонденции; на месте нахождения церковных судов повестки могут посылаться через рассыльного. V. Исполнение приговоров церковных судов § 186. Приговоры, вступившие в законную силу, приводятся в исполнение в порядке, предусмотренном в § 1395 Устава гражданского судопроизводства, для чего соответствующее делопроизводство представляется Таллиннскому окружному суду при соответствующем прошении заинтересованного лица или учреждения о приведении приговора в исполнение. VI. Заключительные постановления § 187. Собрание представителей Церкви имеет право издавать ближайшие инструкции о порядке ведения дел в церковных судах. Синода апостольско-православной Церкви председатель митрополит Александр. 1 Перевод с эстонского языка, оригинальный текст опубликован факсимильно в кн.: The Autonomous Orthodox Church of Estonia/L’Église autonome orthodoxe d’Estonie (Approche historique et nomocanonique). Editors: Archim. Gngorios D. Papathomas, R. P. Matthias H. Palli. Athènes, 2002. P. 82–91. 2 Так в тексте. При перечислении участников совещания священник Вяльбе назван Георгием, в данном случае – Юрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) одобрение к использованию для приходов книг Священного Писания , богослужебных и вероучительных книг, песнословов; в) посвящение епископов в сан; г) функции верховного церковного суда: – рассмотрение и разрешение жалоб, приходящих на решения Синода; – суд над членами Синода. Примечание. Судебный процесс над епископом происходит соответственно канонам апостольско-православной Церкви; д) составление списка кандидатов в епископы; е) одобрение списка избираемых в члены Синода кандидатов; ж) вопросы церковной практики. Ст. 29. Совет епископов собирается в Таллинне при необходимости по созыву митрополита и является правомочным, если собирается по меньшей мере два епископа; вопросы решаются простым голосованием. При равном количестве голосов преимущество имеет голос митрополита. V. Синод (правление союза) Ст. 30. Эстонской Апостольско-Православной Церковью (союзом) руководит Синод. Членами Синода являются по должности а) митрополит, б) все епископы, состоящие в своих должностях, а также в) избранные Поместным Собором на 3 года 3 духовных и 3 светских представителя, которым выбирают также заместителей. Председателем Синода является митрополит Эстонский. В качестве заместителя председателя Синод избирает из числа своих членов временного сопредседателя сроком на 3 года. Диаконы считаются духовными, а причетники – светскими представителями. При недостатке избранных членов и заместителей можно назначить частичные выборы и до истечения трехлетнего (выборного) срока, при условии, что их полномочия заканчиваются вместе с полномочиями членов, избранных прежде. Ст. 31. Задачи Синода. I. Управление и делопроизводство в Церкви: а) инициатива созыва Поместного Собора (ст. 11) и составление и проработка программы и вопросов Поместного Собора; б) защита интересов Церкви в правительственных и судебных учреждениях и перед частными лицами, а также выдача соответствующих доверенностей; в) руководство хозяйственной жизнью Церкви, составление бюджета и годового отчета. II. Попечение о церковном образовании и искусстве: а) создание учебных заведений и руководство ими; б) составление ценза кандидатов на церковные должности и выдача соответствующих свидетельств; в) развитие искусства церковного пения и чтения; г) развитие церковного изобразительного искусства и архитектуры; д) выпуск в печать книг по церковным законам, церковному пению, молитвословов, календарей и другой продукции, связанной с жизнью апостольско-православной Церкви; е) организация курсов по вероучению и церковному пению, лекций, дней духовной музыки и миссионерских дней, а также созыв внеочередных духовных и поощрительных собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, не следует выдвигать экономические притязания и ставить духовное общение Церквей в зависимость от скоротечных споров, по которым могут быть достигнуты взаимоприемлемые решения, особенно когда обе стороны руководствуются евангельским духом уступчивости по отношению к требованиям братьев и желанием урегулировать какие-то нерешенные вопросы. Насколько мы знаем, сторона Автономной Православной Церкви Эстонии имеет доброе намерение урегулировать нерешенные имущественные вопросы в рамках конституции и действующих законов Эстонского государства, законности и справедливости, однако недоумевает, каким образом общаться с Высокопреосвященнейшим Корнилием по экономическим вопросам, когда он отказывается общаться по духовным. Пожалуй, в церковной истории нет подобного прецедента, и во всяком случае нигде не находит канонического основания такая его позиция, которая нисколько не способствует «миру и благостоянию Святых Божиих Церквей», а скорее подрывает его и неизбежно ведет к увековечению неопределенности, поскольку, из-за такой позиции, решения так и не принимаются. Следует отметить, что, как мы Вам уже сообщали, мы, уважая автономию Автономной Апостольской Церкви Эстонии, а также законы эстонского государства, не можем навязывать решения в спорном имущественном вопросе между двумя церковными юрисдикциями Эстонии, поэтому синодальным решением мы направили составленный нашими делегациями и нами в Берлине проект соглашения по данному имущественному вопросу в адрес единственно в церковном отношении компетентной администрации, имеющей полномочия одобрить или отвергнуть этот документ, а именно – в адрес Автономной Апостольской Эстонской Православной Церкви, а также и государственным властям эстонского государства, конечно советуя сделать по возможности больше уступок с тем, чтобы прекратить ропот эстонских православных русскоговорящих верующих. И как только к нам попадет решение по данному проекту Автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви, мы после решения нашего Святого и Священного Синода сообщим Вам все необходимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010