Однако даже в период наибольшего обострения противоречий ни у одной из конфликтующих сторон не возникает серьезных сомнений относительно повреждения сакральной природы той части кафолической Церкви, которая находится на противоположном полюсе конфликта. Единственным способом преодоления рассматриваемого типа церковных разделений является проведение дипломатических переговоров на предмет примирения и восстановления утраченного единства. Как правило, все взаимные канонические прещения и экскоммуникации автоматически дезавуируются при восстановления церковного общения (или еще раннее, во время подготовки официального перемирия). Яркими иллюстрациями этому могут служить многократные схизмы между латинским Западом и греческим Востоком, возникавшие в первом тысячелетии христианской истории и всегда заканчивавшиеся примирением сторон 167 . Исторические примеры Происходившее в середине IX ст. противостояние патриархов Константинопольских Фотия и Игнатия породило крупные нестроения в Византийской Церкви. Вмешательство римского первосвященника во внутренние вопросы Константинопольского Патриархата (во многом обусловленное притязаниями Святого Престола на балканские церковные территории) привело к временным разрывам церковных отношений между Востоком и Западом (867, 881–886 гг.), вошедшим в западноевропейскую историографию под некорректным наименованием «фотианский раскол». Несмотря на взаимные анафемы, Рим и Константинополь впоследствии восстановили мирные отношения, отбросив всякие сомнения в канонической полноценности вчерашних оппонентов 168 . Эпизод временного прекращения богослужебно-канонического общения между автокефальными Церквями имел место и в новейшей истории взаимоотношений Московского и Константинопольского Патриархатов. Поводом к тому послужило решение Священного Синода Константинопольской Православной Церкви от 22 февраля 1996 г. о распространении на территорию Эстонии административно-канонических полномочий и учреждении «Автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Что же касается сложных отношений Русской Православной Церкви с так называемой Эстонской апостольской православной церковью Константинопольского Патриархата, которую возглавляет митрополит Стефан, то, сообщил митрополит Иларион, «мы будем работать в направлении нормализации отношений, но думаю, этот процесс будет небыстрым». По мнению владыки, намеченный на осень сего года официальный визит в Эстонию Константинопольского Патриарха Варфоломея никак не связан с визитом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «У каждого Патриархата есть своя повестка дня и свои интересы, - сказал он. – У каждого главы Церкви есть свое расписание поездок. Я не хотел бы комментировать визит Патриарха Варфоломея, потому что полагаю, что это — прерогатива представителей церковной структуры, которую он возглавляет. Я готов комментировать только визит Святейшего Патриарха Кирилла. Радуюсь тому, что этот визит состоится. Надеюсь сопровождать его в ходе этой поездки, как это бывает всегда, когда Патриарх посещает зарубежные страны. Надеюсь, что этот визит принесет большую пользу нашим православным верующим Эстонии». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/na...

Именно поэтому, по словам митрополита Илариона, «не проходит ни одно заседания Священного Синода без докладов председателя Отдела, для которого как для Постоянного члена Синода по должности участие в работе высшего органа церковного управления является не только возможностью отчитаться о совершенных поездках и состоявшихся мероприятиях, поделиться мыслями и получить благословение на дальнейшие труды. Это еще и возможность постоянно сверять курс Отдела с курсом Священноначалия, определяемым соборным разумом Церкви» К основным структурным элементам ОВЦС относятся: секретариат по межправославным отношениям, секретариат по межхристианским отношениям, секретариат по межрелигиозным отношениям и секретариат по делам дальнего зарубежья. Секретариат по межправославным отношениям (СМПО) координирует взаимодействие с Поместными Православными Церквами, занимается тематикой Украинской Православной Церкви , Православной Церкви Молдовы , Эстонской и Латвийской Православных Церквей в части вопросов, касающихся компетенции ОВЦС, а также взаимоотношениями со старообрядческими согласиями Секретариат по межхристианским отношениям (СМХО) осуществляет взаимоотношения с инославными христианами, в частности, с Римско-Католической Церковью, с Восточными (дохалкидонскими) Церквами: Коптской Церковью (Египет), Армянской Апостольской Церковью, Эфиопской Церковью, Сиро-Яковитской Церковью (Сирия), Сирийской Маланкарской Церковью (Индия). Кроме этого, СМХО координирует диалог с различными протестантскими церквами и общинами, международными христианскими организациями Предпосылкой создания в структуре ОВЦС Секретариата по межрелигиозным отношениям (СМРО) стало решение Священного Синода от 24 декабря 2015 года, когда вопросы, связанные с развитием межрелигиозных отношений, были переданы из Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в Отдел внешних церковных связей, а председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион стал представителем Русской Православной Церкви в президиуме Межрелигиозного совета России Соответственно, 18 марта 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Сектор межрелигиозных отношений ОВЦС преобразован в Секретариат по межрелигиозным отношениям для осуществления «контактов с нехристианскими традиционными религиозными объединениями как в России, так и за рубежом, с Межрелигиозными советами России и СНГ», а также вопросами, связанными с положением христиан, подвергающихся гонениям

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5843270...

§ 36. Собрание представителей открывается председателем – митрополитом, коему в помощь избираются два товарища председателя, по очереди, с благословения митрополита, руководящие собраниями. Собрание избирает также секретаря и двух помощников секретаря. Постановления принимаются простым большинством голосов. При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес. Способ голосования определяется самим собранием. Постановления заносятся в протокол и подписываются председателем, секретарем и их помощниками. С разрешения митрополита в собрании представителей могут принимать участие с правом совещательного голоса представители других Церквей и иные почетные гости. Собрание представителей имеет право приглашать на свои заседания сведущих лиц и заслушивать их заключения. § 37. Если митрополит не согласен с решением собрания представителей по вопросам, предусмотренным в § 38 Устава, за исключением пунктов 2 и 3, то он передает этот вопрос со своей мотивировкой для нового решения собранию представителей следующего созыва. § 38. Обсуждению и решению собрания представителей Церкви подлежит: 1) развитие и преуспеяние религиозной и хозяйственной жизни Церкви; 2) принятие смет по Церкви и утверждение отчетов; 3) распределение по благочиниям, а в случае нужды и между приходами сумм, предусмотренных общецерковной сметой как членские взносы приходов; 4) приобретение для Церкви недвижимости, заклад и отчуждение ее, а также заключение займов на сумму свыше 5000 крон в порядке, предусмотренном § 29 закона о церквах и религиозных общинах; 5) издание церковных узаконений и обязательных постановлений; 6) избрание членов церковных судов; 7) выработка директив деятельности Синода и разрешение представленных Синодом вопросов; 8) изменение и дополнение Устава Церкви в предусмотренном законом порядке; 9) открытие и ликвидация епархий, викариатств и благочиний, равным образом перемещение приходов из одной епархии или благочиния в другие; 10) разрешение предложенных митрополитом вопросов, касающихся церковной и религиозной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На чрезвычайных приходских собраниях, созванных в ускоренном порядке, нельзя устанавливать обязательных для прихожан взносов. § 92. С правом совещательного и решающего голоса принимают в собрании участие все члены прихода, если они являются совершеннолетними и состояли полноправными прихожанами не менее одного года, за исключением случаев, предусмотренных в § 93 и 94. § 93. Приходский совет имеет право воспретить участие в общих собраниях тем: 1) которые грубым образом нарушили благочиние в храме или на общем собрании или проявили свое неуважение к Церкви или к ее органам; 2) которые не исполняют общих для членов прихода обязанностей и не платят членских взносов; 3) которые имеют предосудительное занятие или известны безнравственным образом жизни и 4) кто в предшествующие два года не был у исповеди и причастия, за исключением случаев, когда это имело место по причинам, признанным священником уважительными. Лица, означенные в пунктах 1–3, получают обратно свои права по постановлению совета, если они раскаялись в своих проступках и засвидетельствовали свое исправление. Неимущие члены прихода, освобожденные по постановлению правления от уплаты членских взносов, не обладают на общем собрании пассивным избирательным правом. Бывший на исповеди и у причастия не у своего приходского священника, а у какого-нибудь другого священника должен представить от последнего соответствующее удостоверение своему священнику. § 94. Не имеют права участия в общем собрании прихода: 1) наказанные по суду лишением прав или признанные виновными в тяжком преступлении или проступке и 2) открыто не признающие таинств православной Церкви. § 95. Приходское собрание само проверяет права членов, принимающих в нем участие. § 96. Подлежащие обсуждению общим собранием вопросы ставятся в порядок дня и подготовляются приходским правлением по собственному почину или по требованию правомочных к сему лиц или учреждений (§ 89). Вопросы, не поставленные в порядок дня, не подлежат разрешению общим собранием. § 97. Общее собрание открывает молитвой приходский священник или его заместитель. Собрание правомочно, если кроме приходского священника или его заместителя присутствует по крайней мере половина полноправных прихожан, предусмотренных в § 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько слов на тему имущества. На встрече священства неоднократно говорилось о недовольстве положением и делами по вопросу о церковном имуществе. Пока в этом вопросе не найдены удовлетворительные решения для всех, это не наша работа, а работа Отдела внешних сношений Московской Патриархии. Уже в 1999 г. я предложил архимандриту Елисею простое решение в вопросе о церковном имуществе: Московская Патриархия признает ЭАПЦ – и церковные здания, приходские дома переходят в ее пользование. Это предложение было отвергнуто. То же самое повторилось в 2000 г. в Женеве. В 2001 г. Святейший Патриарх Варфоломей в своем письме к Святейшему Патриарху Московскому Алексию просил представителей Русской Православной Церкви связаться по этому вопросу со мной, но в тот раз никакого контакта не последовало. В 2003 г., когда Святейший Патриарх Алексий посетил Эстонию, я сделал на нашей встрече, где и Вы присутствовали, это же предложение и получил вновь отказ. С самого начала, несмотря на обещания и подписанные соглашения в Цюрихе, Московская Патриархия не признавала нас. По сей день всяческие обсуждения в этом вопросе устроены так, чтоб Московская Патриархия могла делать все возможное, чтоб не признать нас. В этом состоит слабость Отдела внешних сношений Московской Патриархии, и это несправедливо не только по отношению к нашей, но и к Вашей местной Церкви. Для чего продолжать теперь обвинения в мой адрес, будто я ответственен за сложившуюся ситуацию? Что касается пункта Цюрихского соглашения о том, что оба Патриархата просят эстонское правительство обеспечить равные права православных, живущих в Эстонии, то и тут обвинить нас не в чем. Во-первых, обе наши Церкви имеют равные права, в том числе право иметь имущество. ЭПЦ МП имеет полное право на имущество, которое приобрела на собственные средства, а не на имущество, которое в 1993 г. судебным приговором признали за ЭАПЦ. Во-вторых, чтоб решить вопрос имущества, надо было своевременно связаться с нашей Церковью. Одним словом, равные права достигаются в правовом порядке и для их применения необходимо корректное делопроизводство. К сегодняшнему дню у нас с Эстонским государством есть соглашение по имуществу, которое подписано по свободной воле наших Церквей. Если правительство попросило бы нас о согласии изменить эту оговорку (клаузулу), чтоб передать используемое имущество Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в собственность, то это возможно только при условии признания Эстонской Апостольско-Православной Церкви автономной Церковью со стороны Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Эстонию прибывает с визитом Константинопольский патриарх 04.09.2013 В Эстонию в среду с недельным визитом по приглашению президента Тоомаса Хендрика Ильвеса прибывает патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондони) . Он встретится с президентом, спикером парламента Эне Эргма, премьер-министром Андрусом Ансипом, министром иностранных дел Урмасом Паэтом, мэром Таллина Эдгаром Сависааром и представителями Совета церквей Эстонии, сообщает президентская пресс-служба. Ожидается, что патриарх посетит православные общины в Таллине, Пярну, Хаапсалу и на острове Сааремаа. " На встречах будут рассмотрены актуальные вопросы, в том числе деятельность Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП) и ее общин, а также последние события в Эстонии и Европе " , - сообщает эстонский МИД. В нынешнем году исполняется 90 лет автономии ЭАПЦ КП. В честь этой даты, а также в честь визита патриарха Варфоломея 6 сентября будут выпущены в обращение почтовая марка и почтовая открытка. Вместе с тем эстонские СМИ обращают внимание на то, что в планах визита не значится встреча патриарха Варфоломея с главой Эстонской православной церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) митрополитом Корнилием. Журналисты также напоминают, что президент Эстонии не нашел возможности встретиться с патриархом Московским и всея Руси Кириллом в ходе его визита в Эстонию 14-16 июня нынешнего года. Канцелярия главы государства сослалась тогда на его зарубежный визит. Главной причиной разногласий ЭПЦ МП и ЭАПЦ КП является церковное имущество. После восстановления независимости Эстонии в 1991 году оно было передано государством в собственность ЭАПЦ КП, а ЭПЦ МП было разрешено лишь арендовать ее у Церкви, подчиняющейся Константинополю. При этом прихожан у Церкви, находящейся в духовном окормлении Московского патриархата почти в шесть раз больше: если численность прихожан ЭАПЦ КП составляет около 30 тыс. человек, то у Церкви Московского Патриархата - около 170 тыс. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.09.2013 16:36:46

http://drevo-info.ru/news/15800.html

8. Ревизионная комиссия. 8.1. Для проведения ревизии хозяйственной деятельности Церкви общим Собором избирается ревизионная комиссия из трех членов. Комиссия избирает из своего числа председателя. Ревизионная комиссия правомочна, если на месте присутствует не менее двух членов. Член ревизионной комиссии не может быть членом церковного управления или других органов Церкви. 8.2. Ревизионная комиссия не реже раза в год проверяет хозяйственную деятельность и бухгалтерию Церкви. 8.3. Ревизионная комиссия по распоряжению церковного управления проверяет приходы и монастыри. 8.4. Ревизионная комиссия может осуществлять специальную проверку в принадлежащих Церкви частно-правовых юридических лицах. 8.5. Ревизионная комиссия представляет церковному управлению и общему Собору ревизионные отчеты, а также дает оценку хозяйственной деятельности и правильности ведения бухгалтерии проверяемых. 9. Церковные суды. 9.1. Церковные суды подразделяются на низшие (епископские) церковные суды и высшие (Синодальные) церковные суды. 9.2. Церковные суды разрешают споры между Церковью, приходами, монастырями, духовными и светскими лицами, а также внутренние споры между Церковью и приходом в соответствии с церковным законодательством. 9.3. В церковный суд может обращаться любой член прихода, священник или член органа Церкви, права которого нарушены. 9.4. В отношении деятельности епископов можно представлять заявления только Высшему церковному суду. В отношении деятельности митрополита заявления можно представлять только Священному Синоду Вселенского Патриархата. 9.5. Решения низших церковных судов могут быть обжалованы в Высшем церковном суде. 9.6. Внутренний рабочий распорядок церковных судов определяет собрание епископов, а при его отсутствии – митрополит. Церковный суд имеет право привлечь в качестве советника извне Церкви лицо, имеющее юридическое образование. 9.7. Низший суд состоит из трех членов: епископа и двух членов, назначенных им на должность, из них не менее одного священника. 9.8. Задачи Высшего церковного суда исполняет собрание епископов. В случае, если собрание епископов отсутствует, митрополит с ведома Вселенского Патриархата созывает православных епископов извне Церкви или отсылает дело для рассмотрения Священному Синоду Вселенского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был заключен протокол о намерениях 253 , согласно которому ЭАПЦ КП отказывается в пользу государства от юридически, но не фактически переданного ей имущества, которым в действительности пользуются приходы ЭПЦ МП, а также от реализации ранее признанного за нею права на передачу ей такого же имущества, до того момента еще не полученного. Государство, согласно этому протоколу, передает имущество приходам ЭПЦ МП в платное пользование, но не в собственность, что было особенно оговорено как непременное условие со стороны константинопольской структуры 254 . На основании этого протокола в тот же день между ЭПЦ МП и правительством Эстонии в лице министра внутренних дел А. Сепика был заключен другой протокол о намерениях, предусматривающий передачу церковных объектов в аренду на 50 лет с правом застройки, причем арендная плата государством была назначена символическая 255 . Государство щедро отблагодарило ЭАПЦ КП за этот «шаг навстречу» ЭПЦ МП, выделив компенсацию в 35,5 миллиона эстонских крон. Процесс передачи имущества сдвинулся с мертвой точки. Некоторые местные самоуправления (в Кивиыли, Нарва-йыэсуу, Тюри) пошли навстречу приходам ЭПЦ МП и передали им находившееся в муниципальном владении историческое имущество в собственность. Однако в целом процесс носил дискриминационный характер и противоречил договоренностям от 16 мая 1996 г. о стремлении к обеспечению для всех православных Эстонии равных прав, в том числе имущественных. 15–16 апреля 2003 г. на состоявшейся в Москве встрече (со стороны Русской Церкви председательствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл) делегаты Константинопольского Патриархата признали необходимость для Патриарха Варфоломея проявить большую активность в диалоге с митрополитом Стефаном. 22 апреля 2003 г. Патриарх Варфоломей направил митрополиту Стефану письмо с просьбой, «чтобы был найден способ передачи в полное владение ее [Русской Церкви. – Ред.] структуре и приходам в Эстонии уже переданного им государством в пользование недвижимого имущества Эстонской Апостольской Православной Церкви, которое последняя уступила государству в целях передачи в пользование вышеупомянутой структуре Московского Патриархата в Эстонии и се приходам», прибавив, что Вселенская Патриархия «не возражает против нахождения решения» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17) общее попечение о духовных и материальных интересах прихода. § 118. Обязанности членов совета: 1) во всех приходских делах оказывать помощь председателю и священнику; 2) иметь надзор за жизнью той части прихода, которая поручена его попечению; 3) подавать ближним руководство к религиозно-нравственной жизни; 4) бороться против распространения литературы, подрывающей религиозно-нравственную жизнь народа; 5) защищать православную веру от противорелигиозных, еретических и других лжеучений и 6) распространять в своем районе православную духовную литературу. § 119. Собрания совета созывает по мере надобности правление прихода по своей инициативе или по требованию 1 / 3 числа членов совета, однако не менее одного раза в год. Заседание совета правомочно, если присутствует половина его членов, в т. ч. председатель или его товарищ, которые и руководят заседанием. § 120. Совет распределяет исполнение возложенных на него обязанностей между своими членами. § 121. Дела решаются в совете простым большинством голосов. При разделении голосов поровну голос председателя дает перевес. Способ голосования определяется советом. § 122. Постановления совета заносятся в протокол, который подписывается председателем собрания, секретарем и тремя назначенными советом членами. Копии протоколов совета в течение двух недель представляются правлением благочинному к сведению и утверждению. § 123. Каждый член прихода имеет право представлять совету устно или письменно предложения, полезные для преуспеяния приходской жизни, каковые совет должен принять к обсуждению и решению. V. Правление прихода § 124. Правление прихода есть исполнительный орган прихода и состоит из председателя, товарища председателя, старосты, его помощника и секретаря. Председателем правления является председатель совета, товарищем председателя – товарищ председателя совета, казначеем – староста, и секретарем – псаломщик. Помощник старосты, который вместе с тем является помощником казначея, избирается советом из среды своих членов. Совет может освободить старосту от должности казначея, в этом случае обязанности казначея исполняет помощник старосты. При отсутствии псаломщика совет из своего состава избирает исполняющего обязанности секретаря правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010