§ 177. Высшему суду Эстонской Апостольско-Православной Церкви подсудны: 1) апелляции на приговоры низшего церковного суда Эстонской Православной Церкви по всем дисциплинарным делам священно- и церковнослужителей, каковыми приговорами назначено в виде наказания перемещение на другое место службы, или устранение от должности, или лишение сана священнослужителям, или лишения прав службы церковнослужителям; 2) жалобы на постановления церковного Собора, коими домогаются отмены постановлений Собора по той причине, что при созыве Собора или при решении вопроса в заседании нарушены предписания закона или Устава, или что в заседаниях Собора при вынесении постановлений участвовали лица, не имеющие этого права, или в сих заседаниях не было позволено принимать участия лицам, имевшим на сие право; 3) жалобы на постановления Синода (правления Церкви), сделанные по вопросам, предусмотренным в § 41 подпунктами 12, 15 и 16, а также в § 43 и 44. IV. Порядок ведения дел в церковных судах § 178. Ведение дел в церковных судах совершается применительно к порядку административного судопроизводства, поскольку последнее не изменено законами Церкви, узаконениями и настоящим Уставом. § 179. При разрешении дисциплинарных дел церковные суды применяют наряду с законами и узаконениями Церкви также и предписания дисциплинарного уложения. § 180. Заседания церковных судов являются закрытыми, однако председатели судов могут с согласия митрополита объявлять заседания открытыми во всем объеме или частично. § 181. Взамен предусмотренных в порядке административного судопроизводства судебных пошлин взимается с жалобщика на покрытие расходов по делопроизводству особый налог, размер коего может быть от пяти до двадцати крон, определяемый на каждые три года собранием представителей Церкви. Взамен канцелярского налога взимается с выдаваемой бумаги, на покрытие расходов по ее изготовлению, одна крона с листа или с части его, если выдаваемый документ меньшего размера. Кроме сего, стороны несут расходы, связанные с собиранием доказательств или с проверкой представленных доказательств, соответственно судебному Уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 февраля Патриарх Варфоломей подписал «Патриарший и синодальный акт о возобновлении действия Патриаршего и синодального Томоса от 1923 г. об Эстонской православной митрополии». В этом документе законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви названы «принимающие данный Томос и сохранившие непрерывное каноническое преемство данной Церкви». Особо определен статус «пришельцев»: «Одновременное этим мы, принимая во внимание беспокойство нашего Блаженнейшего брата Патриарха Московского и всея Руси Алексия в отношении проживающих в Эстонии православных верующих – иммигрантов русского происхождения, поселившихся в стране в тот период, когда Эстония являлась частью бывшего Советского Союза, заявляем о нашем твердом намерении обеспечить им беспрепятственную церковную жизнь в качестве неотъемлемой части автономной Церкви Эстонии под руководством собственного русскоязычного епископа» 208 . Трудно воспринимать это деяние иначе как акт неприкрытой агрессии, попытку похитить паству у Церкви, уже многие века ее окормляющей. Важной частью своей архипастырской деятельности в Эстонии Константинопольский Патриарх полагает разделение православной паствы на основе дискриминационного по отношению к русским эстонского гражданского законодательства. Русской Церкви о своем деянии Константинопольский Патриархат не сообщил. При этом в тот же день Константинопольский Первоиерарх направил послание министру по европейским делам Э. Липпмаа, одному из главных деятелей раскола, «лично заинтересованному», как отмечается в письме, «в прогрессе эстонского Православия»: «Мы рады сообщить Вашему возлюбленному Превосходительству, что прилагаемым Патриаршим и синодальным актом, отвечая с материнской любовью на просьбу независимого и суверенного Эстонского государства и большинства православных общин страны, мы возобновляем действие Патриаршего и синодального Томоса 1923 г., признавшего автономию Эстонской Православной Церкви под духовным покровительством Вселенского Патриархата Константинопольского. Кроме того, в настоящем Акте мы заявляем о том, что признаем законными преемниками Эстонской Апостольской Православной Церкви до 1940 г. православных эстонцев, сохранивших эту преемственность в изгнании, а также согласных с ними православных, проживающих в Эстонии» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Г-н Легойда, можно ли сказать, что в Эстонии церковное разделение проходит по этноязыковой линии и возможно ли подобное на Украине? — Этнических эстонцев и в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата много, не меньше, чем в Эстонской Апостольской Православной Церкви, относящейся к Фанару. Характерно, что, несмотря на активное внедрение эстонского языка в церковную жизнь Эстонской Апостольской Православной Церкви, численность ее паствы практически не растет. На Украине языковой проблемы в церковной плоскости не существует вообще. И русские, и украинцы пользуются одним и тем же богослужебным языком, а вне службы могут пользоваться и русским, и украинским, не испытывая языковых барьеров. Проводить же какие-то этнические различия между русскими и украинцами — это лишь средство достижения нечистоплотных целей, которым пользуются националистически настроенные политики. Поэтому, хоть и в разной степени, но ни на Украине, ни в Эстонии нет никаких этноязыковых причин для разделений. Они привнесены в церковную сферу исключительно из политики и ради достижения сомнительных политических задач. — Исходя из эстонского опыта, каковы, на Ваш взгляд, будут последствия вмешательства Константинополя в украинский церковный вопрос? — Вмешательство Фанара в дела Украинской Православной Церкви уже состоялось, и оно приносит новые разделения, приводит к дискриминации и преследованию верующих канонической Церкви, росту насилия, рейдерским захватам храмов. По существу, Константинополь, любящий называть себя Церковью-матерью, является прямой причиной страданий верующих людей, на которые Фанар закрывает глаза ради получения материальных благ в виде предоставления ставропигий (статус независимости от местной епархиальной власти и подчинение непосредственно патриарху или синоду. — прим. Baltnews), церковного имущества и, самое главное, ради подтверждения своих авторитаристских устремлений. — В странах Балтии проживает большая доля православных христиан (Латвия — почти 20%, Эстония — 16%, Литва — 5% от числа населения). Более того, в Эстонии число представителей Православия больше, чем других конфессий, в том числе католиков и лютеран. Тем не менее, католическое Рождество является национальным праздником и временем отдыха, в то время как даты православного Рождества остаются рабочими днями. Парламенты стран Балтии отказываются признавать православный праздник на государственном уровне. Как Вы думаете, справедливо ли это?

http://patriarchia.ru/db/text/5340110.ht...

Надо отметить, что, получив в собственность приходское имущество, ЭАПЦ КП активно занимается его распродажей. Налицо лицемерная политика священноначалия Эстонской Апостольской Православной Церкви, ищущего с нами евхаристического общения – единства во Христе, но в то же время не желающего ничем поступиться для достижения не просто компромисса, но восстановления хотя бы некоей меры справедливости по отношению к нам. Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Эстонию, осенью 2003 г., глава Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополит Стефан, искавший встречи с Его Святейшеством, был им принят. В ходе встречи Его Святейшество подтвердил принципиальную важность выполнения Берлинских и Цюрихских договоренностей о равных правах на имущество обеих юрисдикций как фундамента для восстановления евхаристического общения ЭПЦ МП и ЭАПЦ ΚП. Безусловно, патриарший визит сыграл неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов: отношение государственных и местных властей к ЭПЦ МП изменилось в лучшую сторону. В настоящее время два храма и один приходской дом уже закреплены за приходами ЭПЦ МП, в отношении остальных предполагается до конца с. г. закончить землемерные работы по закреплению храмов как недвижимости в государственной крепостной книге. После этого в начале следующего года возможна юридическая передача их приходам, согласно подписанному с государством протоколу. Это же относится и к помещениям церковного управления в Старом городе Таллинна, где длительное время свою пастырскую деятельность осуществлял Патриарх Алексий II и на возврате которых особенно настаивала ЭАПЦ КП. Но, к сожалению, и с передачей зданий, находящихся в муниципальной собственности, не подлежавших возвращению ЭАПЦ КП, не все обстоит гладко. Одни муниципальные власти, как например, в городе Вильянди, незамедлительно организовали передачу храма и прилегающего земельного участка в собственность прихода, другие (в городе Таллинне) – передали их только в аренду приходам на 36 лет. Третьи же, как например, в городе Пярну, до сих пор вообще не решили, как поступить с храмом. Положительному решению вопроса на заседании городской управы воспротивился местный лютеранский пастор, являющийся членом гор. управы, и в результате решение было заморожено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Синод § 39. Членами Синода, или правления, Эстонской Апостольско-Православной Церкви состоят все епископы сей Церкви во время прохождения ими должности, за исключением митрополита, а также избранные на 5 лет церковным Собором 4 духовных и 3 светских представителя. Митрополит утверждает в должности избранных членов и из числа избранных священнослужителей назначает председателя. Заместителем председателя Синод избирает из числа своих членов товарища председателя. Полномочия членов Синода продолжаются впредь до утверждения в должности новых членов. § 40. Синод имеет пребывание в Таллинне и заседает по крайней мере раз в месяц. § 41. Задачи Синода суть 1) защита интересов Церкви в правительственных и судебных учреждениях и у частных лиц и выдача соответствующих (общих и судебных) доверенностей; 2) составление годовых приходо-расходных сметы и отчета по Церкви; 3) составление порядка дня церковного Собора и собрания представителей и подготовка вопросов к принятому порядку дня; 4) устройство собраний благочинных, пастырских и иных чрезвычайных собраний церковного характера; 5) устройство богословских и церковно-певческих курсов, церковно-певческих праздников, лекций и миссионерских дней; 6) учреждение учебных заведений и руководительство ими; 7) учреждение богаделен для священно- и церковнослужителей и детских приютов; 8) учреждение благотворительных, миссионерских и иных подобных обществ и прочих церковных организаций и упорядочение их жизни; 9) развитие искусства церковного пения и чтения; 10) руководительство церковным строительным и изобразительным искусством и открытие церковного музея; 11) издание книг по церковным законам, по вероучению, богослужению, церковному пению, молитвословов, календарей и иных книг и журналов, относящихся к жизни апостольско-православной Церкви; 12) непосредственное управление имуществом Церкви, как то: монастырским, находящимся в пользовании митрополита по его должности и т. д.; руководство хозяйственной жизнью Церкви и заключение займов на сумму до 5000 крон;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Корнилий настоятельно просил пересмотреть решение, принятое властями. На следующий день заявление архиерея было опубликовано в газете «Эстония» 181 . Через десять дней пресс-служба Министерства внутренних дел опубликовала заявление, в котором утверждала, что стокгольмский «Синод» «как правопреемник незаконно и репрессивно ликвидированного церковного управления имеет право вновь ввести в силу принятое в 1935 г. положение об Эстонской Апостольско-Православной Церкви» 182 . Несоответствие историческим фактам в этом заявлении очевидно: высшее управление Эстонской Церкви не было «репрессивно ликвидировано» ни в 1940 г., когда митрополит Александр (Паулус) воссоединился с Русской Церковью, ни в 1944 г., когда он добровольно эмигрировал из Эстонии (о давлении на него со стороны различных правительств, в том числе эстонского, митрополит Александр говорил неоднократно при различных обстоятельствах, однако прямым репрессиям, широко практиковавшимся в тот период, он не подвергался). Решение о регистрации, игнорировавшее и канонические нормы православной Церкви, и историю Православия в Эстонии, и его настоящее положение, исходило из политических задач – во что бы то ни стало разрушить многовековую связь православных Эстонии и России. Что же до нарушения этими действиями закона, то весьма примечательна фраза руководителя службы по делам вероисповеданий Т. Сеппа, сказанная им в беседе с православными священниками: «я вправе обходить букву закона, если это в интересах эстонского народа» 183 . События принимали все более тяжелый для верных Русской Православной Церкви духовенства и мирян характер: служба по делам вероисповеданий подала жалобу в Верховный суд Эстонской Республики на решение таллиннского городского суда от 26 июня 1992 г. о признании православной Церкви в Эстонии субъектом реформы собственности. Всего год прошел с тех пор, как Верховный суд отказал в удовлетворении подобной жалобы, но теперь, в изменившейся политической обстановке в стране, в сентябре 1993 г. Верховный суд Эстонской Республики, рассмотрев дело в надзорном порядке, отменил упомянутое решение таллиннского городского суда и направил дело на пересмотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью, чтобы исключить влияние Советской России на Эстонию по церковным каналам. Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства Поместных Православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских Церквей. Эстонские власти добивались от Патриарха Константинопольского автокефалии для АПЦЭ, ибо едва ли их в полной мере устраивала зависимость АПЦЭ от эллинизированного церковного центра, к тому же расположенного в Турции. Патриарх Константинопольский Мелетий IV был вполне удовлетворен результатами своей деятельности по расширению сфер влияния Константинопольского Патриархата. Это давало ему повод утверждать свое право на управление всей православной диаспорой. Вместе с тем томос Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г. содержал те же принципы автономного устройства Православной Церкви в Эстонии, на каких она пребывала в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви. Митрополит Таллинский и всей Эстонии Александр, не получив автокефалии от Константинопольского Патриарха, продолжал руководить своей Церковью на автономных началах, но при этом самовольно усвоив Эстонской автономной Церкви прерогативу, принадлежащую исключительно автокефальным Церквам— самостоятельно поставлять предстоятеля Церкви с последующим извещением об этом событии предстоятелей других автокефальных Церквей, в то время как каноническое избрание и поставление митрополитов Автономной Православной Церкви должно осуществляться с согласия Предстоятеля Церкви, в чьей юрисдикции она находится, и с его утверждением избранного архипастыря. 3 июля 1926 г. Министерство внутренних дел Эстонской Республики зарегистрировало Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), а не Эстонской Православной Митрополии. С исправлениями и дополнениями он был утвержден специальным постановлением правительства республики 22 мая 1935 г. и во многом соответствовал статусу и положению автокефальной Церкви, и только в одном месте устава упоминалось о Церкви, под чьей юрисдикцией находилась ЭАПЦ. В § 29 говорилось о том, что предстоятель Церкви «о своем избрании на должность митрополита сообщает главе государства и Константинопольскому Патриарху» . По-видимому, такой специфический характер устава и явился причиной, по которой он не был утвержден Патриархом Константинопольским.

http://sedmitza.ru/lib/text/430331/

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 118 1996 г. 6 февраля. – Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриарху Константинопольскому Варфоломею 153 Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе дорогой собрат и сослужитель! Братски приветствуя Вашу святыню, молимся Всещедрому Богу об укреплении Вашего почитаемого Святейшества в мире и здравии. Боль и тревогу вызывает письмо от 1 февраля с. г. за 134, подписанное от имени Вашего Святейшества митрополитом Имвросским и Тенедосским Фотием. В качестве условия продолжения переговоров Ваше Святейшество выдвигает требование, противоречащее каноническим нормам взаимодействия Поместных Церквей. Требование Вашего Святейшества снять канонические прещения на группу клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви, наложенные ее местным Предстоятелем архиепископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием, не только является вмешательством во внутренние дела братской Поместной Церкви, но и противоречит православным канонам, предполагающим единственно возможным условием снятия правящим архиереем наложенного им канонического прошения с провинившегося против святых канонов клирика – его раскаяние и примирение с епископом. В письме Вашего Святейшества указана не соответствующая действительности причина наказания упомянутых клириков – общение со Святейшей Константинопольской Церковью. В связи с этим недоразумением, доводим до сведения Вашего Святейшества, отнюдь не в качестве оправдательного доклада, но дабы рассеять вредоносные соблазны, – что шесть клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви, запрещенные в священнослужении 15 января с. г., были подвергнуты данной мере дисциплинарного воздействия после неоднократных предупреждений и увещаний со стороны правящего архиерея. Запрещение было наложено на них «за организацию общества, отдельного от епископа, и учинения таким образом раскола в Церкви», которое является каноническим преступлением согласно 31-му апостольскому правилу, а также 12-му правилу IV Вселенского Собора и 6-му правилу II Вселенского Собора, которое называет еретиками тех, кто «притворяясь будто веру нашу исповедуют, но отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1964 г. началось сотрудничество с КЕЦ Римско-католической Церкви, которая не является ее членом. С 1978 г. католич. Епископские конференции в Европе организуют постоянные встречи с представителями КЕЦ. Результатом их совместной работы стали 3 европ. экуменические ассамблеи: «Мир и справедливость» (Базель, Швейцария, 1989), «Примирение - Божий дар и источник новой жизни» (Грац, Австрия, 1997) и «Свет Христов просвещает всех! - Надежда на возрождение и единство Европы» (Сибиу, Румыния, 2007). В работе КЕЦ до 1991 г. принимали участие 6 Церквей из СССР. РПЦ стала членом КЕЦ в 1961 г. Активное участие в ее деятельности принимал буд. патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Он более 25 лет работал в руководстве КЕЦ: с 1964 г.- в качестве одного из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом; в 1971 г. был вице-председателем Президиума и Совещательного комитета; с 1987 по 1992 г. председательствовал в Президиуме и Совещательном комитете КЕЦ. С 1972 г. буд. патриарх являлся также членом Совместного комитета КЕЦ и Совета епископских конференций в Европе Римско-католической Церкви. КЕЦ и Епископские конференции в Европе выработали и в 2001 г. подписали «Экуменическую хартию - руководство для развития сотрудничества между Церквами в Европе». РПЦ не подписала хартию, т. к. некоторые ее позиции не соответствовали учению правосл. Церкви. 11 окт. 2008 г. в ходе заседания Центрального комитета КЕЦ было объявлено о приостановке участия РПЦ в деятельности этой орг-ции. Причиной данного решения стало необоснованное, противоречащее Конституции и правилам КЕЦ нежелание рассматривать заявку на членство в КЕЦ Эстонской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой в составе Московского Патриархата. Ранее, в нояб. 2007 г., Центральный комитет КЕЦ принял положительное решение относительно заявки на членство т. н. Эстонской Апостольской Православной Церкви, входящей в Константинопольский Патриархат. В наст. время приоритетными направлениями в работе КЕЦ являются правозащитная деятельность, участие в миротворческих процессах, в межрелиг. диалоге, в процессах европ. интеграции, в дискуссии о традиц. ценностях и христ. наследии Европы. Особое внимание уделяется миссионерской работе среди беженцев и эмигрантов. Поддерживается постоянный контакт с ведущими европ. орг-циями - Европейской комиссией, Советом Европы, ПАСЕ, Европейским судом по правам человека, ОБСЕ. Штаб-квартира КЕЦ находится в Женеве (Швейцария), представительства - в Брюсселе и Страсбурге. Членами КЕЦ являются 120 европ. христианских Церквей и орг-ций из 39 стран.

http://pravenc.ru/text/2057154.html

§ 84. Каждый член прихода может выступить из прихода, доведя о сем до сведения приходского священника в приходской канцелярии лично, подав о сем соответствующее письменное заявление или представив соответствующее заявление по почте с подписью, удостоверенной законным порядком. Выбывающий из прихода, а также и исключенный обязан выполнить все свои обязательства по отношению к приходу и за тот год, когда он выходит из прихода. О вступлении в приход или о выходе из прихода детей до 16-летнего возраста решают их родители или опекуны. Выбывшие или исключенные из прихода и умершие члены исключаются из приходской книги. § 85. Из числа членов прихода могут быть исключены упорно не исполняющие обязанностей прихожанина, или нарушившие церковный порядок, или не признающие основ веры и нравственности и восстающие против них. Исключение из прихода происходит согласно постановлению приходского совета, утверждаемому митрополитом по прошествии срока для обжалования. § 86. Приход приобретает права юридического лица в порядке, предусмотренном в § 12 закона о церквах и религиозных общинах. § 87. Органы прихода суть общее собрание, совет, правление, причт и ревизионная комиссия. § 88. Приход имеет свою печать с надписью: приход Эстонской Апостольско-Православной Церкви». II. Общее приходское собрание § 89. Заседания приходского собрания бывают очередные и чрезвычайные и созываются правлением прихода. Очередные приходские собрания созываются через каждые 5 лет, чрезвычайные же по мере надобности, по предписанию митрополита, Синода, епископа или благочинного или по постановлению приходского совета или правления, или же приходского священника, или по заявлению не менее 1 / 10 числа полноправных прихожан. Чрезвычайные собрания созываются не позднее как в течение одного месяца, считая со дня вручения правлению прихода соответствующего предписания, постановления или заявления. § 90. При отсутствии соответствующего помещения приходское собрание может устраивать свои заседания и в храме. § 91. О созыве общего собрания делается объявление в храме после богослужения в три воскресных и праздничных дня, предшествующих собранию, считая и день собрания, и вывешиваются соответствующие объявления. В случае спешных дел общее собрание может быть созвано в чрезвычайном порядке в течение более короткого времени при условии, что о собрании будет объявлено не менее как за 7 дней в храме в конце богослужения и будут выставлены соответствующие объявления. В объявлениях должно быть обозначено время собрания, место и порядок дня. Объявления выставляются на наружных дверях храма и канцелярии прихода. Правление прихода может употреблять и иные способы оповещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010