Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 ЦНЦ «Православная энциклопедия» публикует новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме МОСКВА. 7 сентября 2018 г. в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинён. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять её судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим священноначалием этой Церкви. Подчеркнём, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей, прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 г. в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора. Однако в формулировке своей позиции по украинским церковным делам Константинопольский Патриарх решил опереться не только на действительные или мнимые (а вернее всего, мнимые, выдаваемые за действительные) преимущества Константинопольского престола, но и на некие исторические факты. Исследовать эти факты, как заявил Патриарх Варфоломей, было поручено епископу Христупольскому Макарию (Гриниезакису), викарию Таллинской митрополии, клирику Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Его сообщение стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским престолом при принятии столь ответственного решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

http://sedmitza.ru/text/8416423.html

ОБ УКРАИНЕ – Г-н Легойда, можно ли сказать, что в Эстонии церковное разделение проходит по этноязыковой линии и возможно ли подобное на Украине? – Этнических эстонцев и в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата много, не меньше, чем в Эстонской апостольской Православной Церкви, относящейся к Фанару. Характерно, что, несмотря на активное внедрение эстонского языка в церковную жизнь Эстонской апостольской Православной Церкви, численность ее паствы практически не растет. На Украине языковой проблемы в церковной плоскости не существует вообще. И русские, и украинцы пользуются одним и тем же богослужебным языком, а вне службы могут пользоваться и русским, и украинским, не испытывая языковых барьеров. Проводить же какие-то этнические различия между русскими и украинцами – это лишь средство достижения нечистоплотных целей, которым пользуются националистически настроенные политики. Поэтому, хоть и в разной степени, но ни на Украине, ни в Эстонии нет никаких этноязыковых причин для разделений. Они привнесены в церковную сферу исключительно из политики и ради достижения сомнительных политических задач.  – Исходя из эстонского опыта, каковы, на Ваш взгляд, будут последствия вмешательства Константинополя в украинский церковный вопрос? – Вмешательство Фанара в дела Украинской Православной Церкви уже состоялось, и оно приносит новые разделения, приводит к дискриминации и преследованию верующих канонической Церкви, росту насилия, рейдерским захватам храмов. По существу, Константинополь, любящий называть себя Церковью-матерью, является прямой причиной страданий верующих людей, на которые Фанар закрывает глаза ради получения материальных благ в виде предоставления ставропигий (статус независимости от местной епархиальной власти и подчинение непосредственно патриарху или синоду – прим. Baltnews), церковного имущества и, самое главное, ради подтверждения своих авторитаристских устремлений.   О РОЖДЕСТВЕ – В странах Балтии проживает большая доля православных христиан (Латвия – почти 20%, Эстония – 16%, Литва – 5% от числа населения). Более того, в Эстонии число представителей православия больше, чем других конфессий, в том числе католиков и лютеран. Тем не менее, католическое Рождество является национальным праздником и временем отдыха, в то время как даты православного Рождества остаются рабочими днями. Парламенты стран Балтии отказываются признавать православный праздник на государственном уровне. Как Вы думаете, справедливо ли это?

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legoyda-etni...

Ваши заключительные выводы являются ошибочными. Кроме того, что касается Вашего мнения по поводу правопреемства Эстонской Православной Церкви, следует отметить нижеследующее. В соответствии со ст. 9 закона Эстонской Республики об основах реформ собственности от 13 июня 1991 г. правомочными субъектами реформы собственности являются действовавшие в Эстонской Республике до 16 июня 1940 г. общественные организации и религиозные общины, если их Уставная деятельность не прерывалась, решение какового вопроса передано в компетенцию суда. Решением Таллиннского городского суда от 29 июня 1992 г. епархия Эстонской Православной Церкви признана правомочным субъектом реформы собственности. В решении суд, ссылаясь на положение [Устав] 1935 г. об Эстонской Апостольской Православной Церкви, показания свидетеля Эммануила Кирсса и др. доказательства, констатирует, что Уставная деятельность Эстонской Православной Церкви не прерывалась и она действует по настоящее время. Решение суда вступило в силу 10 июля 1992 г. Надзорная жалоба департамента по делам религий, поданная на предмет отмены данного решения 29 августа 1992 г., Верховным Судом Эстонской Республики оставлена без удовлетворения. Таким образом, пускаясь в обсуждение вопроса о правопреемстве ЭАПЦ, департамент по делам религий превысил границы своих полномочий, а также пренебрег положениями ст. 25 ч. 2 действующего в Эстонской Республике Гражданского процессуального кодекса об обязанности признания всеми вступившего в законную силу решения суда. Я надеюсь, что мы с Вами сможем найти общий язык, потому что на основании вышеизложенного создается ясное представление, почему именно наша структура является правопреемницей ЭАПЦ. Препятствий для регистрации не может быть даже у нынешнего варианта Устава, так как он не противоречит конституции Эстонской Республики. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Епископ Венский и Австрийский Иларион просит Богословскую комиссию изучить спорный документ, принятый на православно-католической встрече в Равенне 15.11.2007 Итоговый документ Х пленарного заседания Смешанной православно-католической встречи в Равенне должен быть тщательно изучен синодальной Богословской комиссией, считает представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) . " Документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде " , - заявил владыка Иларион 15 ноября в интервью " Интерфаксу " . Поэтому, по его словам, равеннский документ " должен быть тщательно изучен группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории " в рамках Богословской комиссии Русской Православной Церкви, и официальная оценка последней должна быть затем утверждена Священным Синодом. Представители Московского Патриархата не подписали данный документ, поскольку покинули одно из первых заседаний комиссии в Равенне в откябре этого года из-за несогласия с участием в нем представителей так называемой " Эстонской апостольской церкви " , созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Русской Церкви. После этого владыка Иларион заявил, что без учета мнения Московского Патриархата православно-католический диалог считаться легитимным не может. В интервью " Интерфаксу " он назвал сомнительными положения равеннского документа, описывающие соборность и церковную власть " на " универсальном " уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви " . По его словам, авторы документа начинают говорить здесь не о современных Католической или Православной церквах, " но скорее о некой теоретической Церкви, построенной по модели Церкви времен Вселенских соборов " .

http://drevo-info.ru/news/4011.html

Комментарии к докладу преосвященного епископа Христупольского Макария на «Синаксисе иерархии Вселенского престола» «Церковная проблема на Украине» Источник: Седмица.Ru Синаксис иерархии Вселенского престола 1–3 сентября 2018 г. Введение 7 сентября 2018 г. в истории Православной Церкви произошло событие, по всей видимости, исторического масштаба: Константинопольский Патриархат решил направить на Украину двух экзархов, демонстративно не согласовав это действие ни с главой единственной канонической православной Церкви в стране — митрополитом Киевским и всея Украины, ни с Патриархом Московским и всея Руси, которому этот митрополит канонически подчинён. Таким образом, Константинопольский Патриарх присвоил себе право не просто вмешиваться в жизнь Православной Церкви Украины, но и определять её судьбу самостоятельно, без каких-либо консультаций с каноническим священноначалием этой Церкви. Подчеркнём, что никаких актов о признании Киевского митрополита и его Патриарха неканоническими, что теоретически могло бы оправдать подобное вмешательство, не издавалось. Иными словами, произошла попытка узурпации власти на территории братской Поместной автокефальной Церкви. Вообще говоря, о якобы имеющихся у Константинопольского Патриарха полномочиях узурпировать власть фактически в любой области православного мира Патриарх Варфоломей, прикрываясь словами об «осуществлении пророческого служения», недвусмысленно заявил 1 сентября 2018 г. в своем выступлении на «Синаксисе иерархии Вселенского престола». В целом, позиция Патриарха Варфоломея по вопросу о правах Константинопольского престола очень напоминает позицию печально известного Патриарха Мелетия (Метаксакиса). Безусловно, с содержательной точки зрения именно этот вопрос — о правах и полномочиях Предстоятелей Поместных Церквей, и прежде всего, Константинопольской — является ключевым и требует наиболее тщательного разбора. Однако в формулировке своей позиции по украинским церковным делам Константинопольский Патриарх решил опереться не только на действительные или мнимые (а вернее всего, мнимые, выдаваемые за действительные) преимущества Константинопольского престола, но и на некие исторические факты. Исследовать эти факты, как заявил Патриарх Варфоломей, было поручено епископу Христупольскому Макарию (Гриниезакису), викарию Таллинской митрополии, клирику Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата. Его сообщение стало основным источником исторических сведений, использованных Константинопольским престолом при принятии столь ответственного решения о вмешательстве в церковные дела Украины.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Епархиальное собрание созывает епископ, очередное – каждый год, чрезвычайное – по его усмотрению или по волеизъявлению 1 / 3 приходов, принадлежащих епархии. Если на епархиальное собрание не явится нужное число представителей, то не ранее чем через 1 день и не позднее чем через 3 месяца созывается повторное собрание с той же повесткой дня, правомочное при любом количестве собравшихся при условии, что срок повторного собрания был установлен на первом собрании. Епархиальный совет проводит собрания по необходимости и является правомочным, если собираются председатель и половина членов. Решения принимаются простым голосованием. При равном количестве голосов преимущество имеет голос председателя. Ст. 47. Благочинием руководит благочинный при поддержке совета благочиния. Благочинного и 4 членов совета благочиния выбирает на 3 года простым голосованием собрание благочиния, в котором участвуют 1 духовный и 1 светский представитель от каждого прихода. Собрание благочиния правомочно, если представлена по меньшей мере половина принадлежащих к благочинию приходов. Собрание благочиния созывается благочинным, очередное – каждый год, чрезвычайное – по его усмотрению или по волеизъявлению 1 / 3 приходов, принадлежащих благочинию. Если на собрание благочиния не явится нужное число представителей, то не ранее чем через 2 часа и не позднее чем через 1 месяц созывается повторное собрание с той же повесткой дня, правомочное при любом количестве собравшихся, при условии, что срок повторного собрания был установлен на первом собрании. Совет благочиния проводит собрания по необходимости и является правомочным, если собираются благочинный и половина членов. Решения принимаются простым голосованием. При равном количестве голосов преимущество имеет голос благочинного. VIII. Порядок вступления в члены, а также выхода и исключения из членов ЭАПЦ Ст. 48. В члены Церкви (союза) решением Синода (руководства союза) принимаются создающиеся приходы апостольско-православной Церкви, чьи Уставы отвечают данному Уставу, если у прихода имеется постоянное или временное помещение для совершения церковных чинопоследований. В прошении о вступлении в союз должны быть указаны название прихода, число служителей Церкви, условия их послушания, а также приложен список членов прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо отметить, что, получив в собственность приходское имущество, ЭАПЦ КП активно занимается его распродажей. Налицо лицемерная политика священноначалия Эстонской Апостольской Православной Церкви, ищущего с нами евхаристического общения - единства во Христе, но, в то же время не желающего ничем поступиться для достижения не просто компромисса, но восстановления хотя бы некоей меры справедливости по отношению к нам. Во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ Второго в Эстонию, осенью 2003 года, глава Эстонской Апостольской Православной Церкви Митрополит Стефанос искавший встречи с Его Святейшеством, был им принят. В ходе встречи Его Святейшество подтвердил принципиальную важность выполнения Берлинских и Цюрихских договорённостей о равных правах на имущество обеих юрисдикции, как фундамента для восстановления евхаристического общения ЭПЦ МП и ЭАПЦ КП. Безусловно, Патриарший визит сыграл неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов: отношение государственных и местных властей к ЭПЦ МП изменилось в лучшую сторону. В настоящее время два храма и один приходской дом уже закреплены за приходами ЭПЦ МП, в отношении остальных предполагается до конца сего года закончить землемерные работы по закреплению храмов как недвижимости в государственной крепостной книге. После этого, в начале следующего года возможна юридическая передача их приходам, согласно подписанному с государством протоколу. Это же относится и к помещениям Церковного Управления в Старом городе Таллина, где длительное время свою пастырскую деятельность осуществлял Патриарх Алексий Второй, и на возврате которых особенно настаивала ЭАПЦ КП. Но, к сожалению, и с передачей зданий, находящихся в муниципальной собственности, не подлежавших возвращению ЭАПЦ КП, не все обстоит гладко. Одни муниципальные власти, как, например, в городе Вильянди, незамедлительно организовали передачу храма и прилегающего земельного участка в собственность прихода, другие, (в городе Таллине), передали их только в аренду приходам на 36 лет. Третьи же, как, например, в городе Пярну, до сих пор вообще не решили, как поступить с храмом. Положительному решению вопроса на заседании городской управы воспротивился местный лютеранский пастор, являющийся членом горуправы, и в результате решение было заморожено.

http://sedmitza.ru/lib/text/429646/

7.5.3 ведение церковного хозяйства; создание частно-правовых юридических лиц и приобретение и отчуждение участия в них; 7.5.4 ревизия хозяйственной деятельности приходов и монастырей; 7.5.5 разрешение споров, заявленных приходами; 7.5.6 заключение трудовых договоров; 7.5.7 издание внутренних церковных административных актов; 7.5.8 принятие и исполнение решений по всем вопросам, которые не входят в компетенцию митрополита, собрания епископов или общего Собора. 7.6. Церковное управление имеет право по предложению собрания епископов и с согласия митрополита отозвать правление приходов и монастырей или их отдельных членов, назначая замещающих членов до избрания новых; а также приостанавливать действие решений приходов и монастырей и отменять право их представительства. 7.7. Собрания церковного управления правомочны, если на месте присутствует председатель или заместитель председателя и не менее трех членов. Собраниями руководит митрополит или заместитель председателя, или назначенный митрополитом член управления. Решения принимаются простым большинством голосов. При равном разделении голосов решающим является голос председателя собрания. 7.8. Члены церковного управления не могут отказаться от голосования. Член церковного управления имеет право остаться при особом мнении. Особое мнение заносится в протокол собрания. Протоколы собрания церковного управления подписываются всеми участниками собрания. 7.9. Церковное управление имеет право пригласить на свое собрание специалистов и заслушать их мнения. 7.10. Если митрополит не участвует в собрании церковного управления, решения церковного управления вступают в силу после утверждения митрополитом. 7.11. В случае смерти, длительной или постоянной нетрудоспособности, или длящегося препятствия митрополита или его наместника, обязанности председателя церковного управления исполняет заместитель, который и утверждает решения. 7.12. Канцелярией церковного управления руководит секретарь. 7.13. Церковное управление имеет свою печать с надписью «Церковное управление Апостольско-Православной Церкви Эстонии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Иларион просит Богословскую комиссию изучить спорный документ, принятый на православно-католической встрече в Равенне 15 ноября 2007 г. 18:23 Итоговый документ Х пленарного заседания Смешанной православно-католической встречи в Равенне должен быть тщательно изучен Синодальной Богословской комиссией , считает представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион . «Документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде», — заявил владыка Иларион в четверг в интервью «Интерфаксу». Поэтому, по его словам, равеннский документ «должен быть тщательно изучен группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории» в рамках Богословской комиссии Русской Православной Церкви, и официальная оценка последней должна быть затем утверждена Священным Синодом. Представители Московского Патриархата не подписали данный документ, поскольку покинули одно из первых заседаний комиссии в Равенне в октябре этого года из-за несогласия с участием в нем представителей так называемой «Эстонской апостольской церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Русской церкви. После этого владыка Иларион заявил, что без учета мнения Московского Патриархата православно-католический диалог считаться легитимным не может. В интервью «Интерфаксу» он назвал сомнительными положения равеннского документа, описывающие соборность и церковную власть «на " универсальном " уровне, то есть на уровне Вселенской Церкви». По его словам, авторы документа начинают говорить здесь не о современных Католической или Православной Церквах, «но скорее о некой теоретической Церкви, построенной по модели Церкви времен Вселенских соборов». Представитель Московского Патриархата не согласился также с 39-м параграфом документа, утверждающим, что после разрыва между Восточной и Западной Церковями в 1054 году обе Церкви продолжали созывать соборы в кризисных ситуациях, на которых «присутствовали епископы Поместных Церквей в общении с Римским престолом и, хотя это и понималось по-другому, в общении с Константинопольским престолом».

http://patriarchia.ru/db/text/322488.htm...

Уже стало общепризнанным фактом то, что регистрация в 1993 так называемого " Стокгольмского синода " под названием Эстонской апостольской православной церкви (т.е. под историческим название канонической Церкви) и передача этой структуре церковного имущества были продиктованы политическими мотивами - желанием президента Эстонии Леннарта Мери избавиться от " руки Москвы " . Сейчас в Эстонии другой президент, налаживаются отношения добрые между Эстонией и Россией, однако политический фактор в религиозной политике эстонского правительства, похоже, продолжает просматриваться. Иначе нельзя объяснить тот факт, что в протокол о намерениях от 4 октября 2002 г. государство внесло пункт, согласно которому передача имущества в собственность канонической ЭПЦ невозможна иначе как с согласия ЭАПЦ. Получилась парадоксальная ситуация: пострадавшая сторона (ЭПЦ), у которой незаконно было в советское время отнято имущество, вроде как имеет право на его возвращение, но только с согласия той стороны, которой это имущество было в 1993 г. незаконно передано. ЭПЦ согласилась на подписание этого соглашения как на временную меру. В интервью автору протоиерей Леонтий Морозкин подчеркнул, что ЭПЦ ни в коей мере не отказывается от своих законных прав на владение имуществом, и не признает законность передачи ЭАПЦ церковного имущества в 1993 г. Эту точку зрения не раз выражал и митрополит Корнилий. Так, после подписания протоколов о намерениях 4 октября 2003 г. он подчеркнул, что ЭПЦ продолжает считать себя правопреемным собственником церковного имущества, хотя по эстонским законам наследницей довоенной православной церкви является ЭАПЦ. " В довоенной Эстонской Республике церковное имущество принадлежало приходам. В идеале так могло бы быть и теперь " , - сказал также митрополит Корнилий. Эту же мысль повторил на недавних переговорах с новым министром внутренних дел Эстонии Яаном Ыунапуу глава секретариата межправославных связей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. Отец Николай попытался также на переговорах с митрополитом Стефаном главой Константинопольской церковной структуры в Эстонии добиться согласия ЭАПЦ на передачу государством в собственность ЭПЦ ряда церковных объектов. Возможность такой договоренности была предусмотрена протоколом о намерениях от 4 октября 2002 г. и прямо вытекает из договоренностей Московского и Константинопольского Патриархатов в Цюрихе и Берлине.

http://pravoslavie.ru/guest/balashov.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010