Русская революция и обретение Эстонией государственной независимости вызвали серьезные изменения в положении Церкви (до этого времени приходы Эстонии входили в состав Рижской епархии). Приходы, находящиеся на территории Эстонии, вошли в Ревельскую епархию, а в 1920 г. определением Патриарха Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. К сожалению, следствием сложности общения с Московской Патриархией из-за установившейся в России безбожной власти стало отпадение Эстонской Православной Церкви от Церкви-Матери. Под давлением государственных властей глава Эстонской Православной Церкви митрополит Александр, надеясь получить автокефалию, переходит в 1923 г. под омофор Вселенского Патриарха. Его чаяниям не суждено было сбыться – вместо автокефалии была всего лишь подтверждена автономия, дарованная Патриархом Тихоном, но уже в составе Константинопольского Патриархата. Несмотря на решение Константинополя, в 1935 г. был принят новый Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, фактически незаконно зафиксировавший ее автокефальный статус и, вопреки рекомендациям Вселенского Патриарха, разделивший ЭАПЦ по национальному признаку на две епархии – Таллиннскую (эстонскую) и Нарвскую (русскую). Ситуация выправилась в начале 1940-х гг. По решению Синода ЭАПЦ ее глава митрополит Александр принес покаяние перед Священным Синодом Русской Православной Церкви и Патриаршим местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Сергием (Страгородским) , и каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. Был учрежден Прибалтийский экзархат, состоявший из четырех епархий: Виленской – (литовской), Рижской – (латвийской), Таллиннской (эстонской) и Нарвской (русской). Тем не менее в годы немецкой оккупации митрополит Александр вновь не только отступил от канонического единства с Московской Патриархией, но и с Константинопольским Патриархатом (по распоряжению немецкого командования) не имел никаких контактов. Это привело к существованию на территории Эстонии двух православных церковных структур: Нарвской епархии – во главе с епископом Павлом (Дмитриевским), сохранившим верность Матери Церкви (РПЦ), и приходов митрополита Александра, зарегистрированных оккупационными немецкими властями, которые фактически самоуправлялись, не подчиняясь ни Московскому, ни Константинопольскому Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Заявлении подробно рассматривается история Православия на эстонской земле. " Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы " . Двойственность в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века, а затем в связи с незаконной деятельностью печально известного Константинопольского патриарха Мелетия. Эстонская Церковь получила автономию от Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием " Эстонская Апостольская Православная Церковь " (ЭАПЦ), " в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию " . В июне 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться " Эстонская Православная Церковь " . Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской Православной Церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 года был зарегистрирован " Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви " (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского " Синода ЭАПЦ " , и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

3. Считать весьма полезным и плодотворным сотрудничество Русской Православной Церкви с Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, с различными министерствами и ведомствами России, со многими из которых подписаны или готовятся к подписанию совместные документы о взаимодействии. С удовлетворением отметить участие представителей Церкви в работе консультативных коллегиальных структур, созданных различными ветвями российской власти. 4. Свидетельствовать об установлении добрых церковно-государственных отношений в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Литве, Молдавии, Туркмении, Узбекистане. 5. Собор с удовлетворением оценивает развитие взаимоотношений Латвийской Православной Церкви и государственного руководства Латвии. 6. Отметить, что, несмотря на определенные положительные сдвиги, сохраняется напряженность в отношениях между Украинской Православной Церковью и некоторыми представителями украинских государственных структур, а также отдельными националистическими и иными общественными кругами, стремящимися перекроить религиозную карту Украины в пользу греко-католиков и раскольников-автокефалистов. 7. Констатировать, что мир и согласие в Эстонии не могут быть достигнуты без признания юридического и имущественного статуса приходов Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая является самоуправляемой автономной частью Московского Патриархата и к которой принадлежат десятки тысяч верующих. Поручить Священному Синоду продолжать отстаивание законных прав общин Эстонской Апостольской Православной Церкви, для чего продолжить контакт с государственным руководством Эстонской Республики, международными организациями и широкими общественными кругами. 8. Отметить, что, несмотря на продолжающийся в Таджикистане вооруженный гражданский конфликт, власти этой страны стараются обеспечить нормальную жизнь духовенства и верующих нашей Церкви. 9. Признать приносящим взаимную пользу сложившееся взаимодействие епархий Русской Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу.

http://sedmitza.ru/lib/text/429322/

4. Архиерейский Собор свидетельствует об установлении добрых церковно- государственных отношений в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Литве, Молдове, Туркмении, Узбекистане. 5. Члены Собора с удовлетворением оценивают развитие взаимоотношений Латвийской Православной Церкви и государственного руководства Латвии. 6. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, сохраняется напряженность между Украинской Православной Церковью и частью представителей украинского государства, а также некоторых националистических и других секулярных кругов, стремящихся перекроить религиозную карту Украины в пользу греко-католиков и раскольников- автокефалистов. 7. Относительно ситуации в Эстонии Собор констатирует, что мир и согласие в этой стране не могут быть достигнуты без признания юридического и имущественного статуса приходов Эстонской Апостольской Православной Церкви, которая является самоуправляемой автономной частью Московского Патриархата и к которой принадлежат десятки тысяч верующих. Священному Синоду поручается продолжить отстаивание законных прав общин Эстонской Апостольской Православной Церкви, для чего продолжить контакт с государственным руководством Эстонской Республики, международными организациями и широкими общественными кругами. 8. Отметить, что, несмотря на продолжающийся в Таджикистане вооруженный гражданский конфликт, власти этой страны стараются обеспечить нормальную жизнь духовенства и верующих нашей Церкви. 9. Признать приносящим взаимную пользу сложившееся взаимодействие епархий Русской Церкви с местными органами власти, которые ныне оказывают посильную помощь в восстановлении архитектурных памятников, находящихся в ведении Церкви, в развитии программ религиозного образования и церковной благотворительности, а также иных форм служения Церкви обществу. 10. Собор отмечает развитие отношений церковного Священноначалия с руководством ряда стран дальнего зарубежья, что явилось следствием визитов в эти страны Святейшего Патриарха, трудов Отдела внешних церковных сношений, архиереев и клириков диаспоры Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5829594.ht...

К концу 1995 г. напряжение в «эстонском конфликте» достигло предела, в связи с чем 3 января 1996 г. митрополит Кирилл вновь посетил Стамбул, желая предотвратить худший сценарий развития событий — разрыв отношений между Русской и Константинопольской Церквами. Основываясь на решениях Поместного Собора Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) от 17 ноября 1993 г., митрополит Кирилл внес ряд компромиссных предложений, предусматривавших определенные шаги навстречу тем, кто желали бы перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Предложенный план подразумевал, что ЭАПЦ, возглавляемая архиепископом Корнилием, регистрируется в полном составе как правопреемница исторической Эстонской Церкви; после регистрации все приходы получают возможность самоопределения в выборе юрисдикции; процесс перехода общин, изъявивших желание войти в Константинопольский Патриархат, должен осуществляться, согласно каноническим нормам, после двухстороннего соглашения Московского и Константинопольского Патриархатов. Удалось достичь согласия лишь в том, что все православные приходы в Эстонии независимо от их канонического самоопределения должны быть зарегистрированы как правопреемники соответствующих довоенных приходов со всеми вытекающими имущественными последствиями. Предполагалось продолжить переговоры в феврале. Однако уже на следующий день вопреки достигнутым соглашениям Константинопольский Патриархат объявил о своих намерениях «возобновить деятельность автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви на основе томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. Такая автономная Церковь может включать в себя все православные общины на территории Эстонии с отдельной епархией для русскоязычных приходов». Митрополит Кирилл отозвался заявлением от 17 января 1996 г., в котором выразил энергичный протест Русской Церкви: «Сам факт направления такого послания православным общинам Эстонии является грубейшим нарушением православных канонов, запрещающих епископу одной Поместной Церкви обращаться к пастве другой Поместной Церкви». В заявлении была изложена позиция делегации Русской Православной Церкви на встрече в Стамбуле 3 января 1996 г. и выражена озабоченность выходящими за рамки двухсторонних обсуждений акциями Константинопольского Патриархата, которые несут серьезную угрозу межправославному миру и каноническому единству. Русская Православная Церковь предлагала продолжить поиски мирного разрешения конфликта, Константинопольский Патриархат уклонялся от переговоров. Известив глав всех Православных Церквей о сложившейся ситуации, Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля дважды обращалась к Патриарху Варфоломею, взывая к его архипастырской ответственности.

http://patriarch.patriarchia.ru/estoniya...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

В начале 40-х годов каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. В 1944 году митрополит Александр эмигрировал за границу, где возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании. В 1978 году Димитрий I, Блаженнейший Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Святой Русской Православной Церкви, объявив недействительным, как написано у него, «...Наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви». В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном. Вскоре после этого произошел раскол Эстонской Православной Церкви. Одна часть приходов перешла в каноническое окормление Константинопольского Патриархата. А другая осталась верной Матери-Церкви. Раскол очень тяжело переживался нашими прихожанами. В процессе имущественной реституции ЭАПЦ, входящая в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, была признана единственным собственником всего церковного имущества, имевшегося в Эстонии до 1940 года. Храмы, при которых были наши приходы, стали собственностью ЭАПЦ. И, хотя нас заверяли, что противодействовать нашим богослужениям в этих храмах не будут, такое положение дел не могло не повергать прихожан в уныние. Несколько лет ушло на трудные и напряженные переговоры на самых разных уровнях, прежде чем представители Московского и Константинопольского Патриархатов смогли подписать в Цюрихе соглашение, по которому стало возможным размежевание двух частей Церкви как в каноническом, так и в имущественных отношениях. — И потом еще годы ушли на подготовку следующего шага — регистрации ЭПЦ МП... — Да, и важно подчеркнуть, что после того, как эта регистрация была осуществлена, произошло много внешних изменений. Было восстановлено наше членство в Совете Церквей Эстонии, углубились контакты с государственными властями и общественно-политическими организациями. Неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов сыграл Патриарший визит в Эстонию осенью позапрошлого года, после которого отношение государственных и местных властей к нашей Церкви еще сильнее изменилось в лучшую сторону.

http://patriarchia.ru/db/text/166674.htm...

е. архиепископу Корнилию, потому что он является преемником насильственной перемены канонического порядка, совершенной сталинской армией в 1944 г. Тогда, как известно и подтверждено свидетельствами, канонический митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр был вынужден бежать на чужбину вместе с 23 клириками и 7000 мирян, в то время как другие 45 клириков были убиты или сосланы. Все это происходило в тот период, когда гонения на Русскую Церковь уже остались в прошлом, а Ваши предшественники Сергий и Алексий I принимали справедливые похвалы Сталина за свое героическое участие в обороне родины от немецких захватчиков. Итак, ясно, что Русская Церковь , находившаяся тогда в таком почете, попустительствовала гонениям на православных эстонцев и воспользовалась этими гонениями, чтобы захватить территорию Эстонской Православной Церкви. Архиепископия архиепископа Корнилия не имеет канонического основания, и он не имеет права ссылаться на Божественные и священные каноны. 2. Паства архиепископа Корнилия также не может считаться преемницей паствы Эстонской Апостольской Православной Церкви до 1940 г., т. к. подавляющее большинство в ней составляют русские иммигранты, которых Сталин вынудил массово переселиться в Эстонию, чтобы изменить этнический состав населения страны. Как может называться эстонской Церковь , состоящая из русских иммигрантов? 3. Ваше Блаженство не имеет никакого права обвинять православных эстонцев в филетизме. Они, будучи отдельным народом, имеют право, согласно 34-му правилу святых апостолов, образовать свою Церковь со своими епископами из числа их собственного народа, тем более что они образуют самостоятельное и независимое государство. 4. Святейшая Русская Церковь не имеет никакого права обвинять Вселенский Патриархат в нарушении священных канонов и вторжении во внутренние дела Русской Церкви. Напротив, это Русский Патриархат вторгся в те годы в область духовной юрисдикции Вселенского Патриархата, т. е. в Эстонию, Венгрию и другие страны, каждый раз опираясь на силу советской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собрания обращение с просьбой не допустить уничтожения святыни. На сторону правосл. населения встала Прибалтийская конференция Международного союза мира, пожелавшая, «чтобы таковой проект был снят с повестки дня» (Uus Elu. 1928. N 10), а также деятели левых оппозиционных партий в парламенте. В 1936 г. из Преображенского собора в А. Н. с. была перенесена кафедра Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ), возглавляемая митр. Александром (Паулусом), к-рый начиная с 1922 г. отстаивал существование собора. В кон. 1936 г. настоятелем собора стал прот. Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики. В том же году рус. приход Нарвской епархии покинул стены храма, и до 1940 г. А. Н. с. занимал эст. правосл. приход, переведенный из Симеоновской ц., служба велась на эст. языке. Перемещение приходов помогло сохранить А. Н. с., хотя с куполов собора была снята позолота, в храме повешен маятник Фуко. В 1940 г., когда автономный статус Эстонской Церкви в юрисдикции РПЦ был восстановлен, рус. приход вернулся в стены собора. В период оккупации Эстонии нем. войсками в 1941-1944 гг., А. Н. с. был закрыт. Восстановлен и открыт в мае 1945 г. попечением архиеп. Нарвского Павла (Дмитровского). В подготовке собора к освящению участвовал старший иподиак. архиеп. Павла, буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) , архиерейская хиротония к-рого состоялась 3 сент. 1961 г. в А. Н. с. В нач. 60-х гг., управляя Таллинской епархией, еп. Алексий не допустил перестройки собора под планетарий. В 1991 г. собору был возвращен подвальный этаж, где прежде располагалась Андреевская ц., помещение к-рой в 1947 г. было занято под бомбоубежище, затем под книгохранилище. С 1992 г. правосл. приходы на территории Эстонии из-за нерешенности вопроса о регистрации эст. правительством Устава ЭАПЦ (в юрисдикции Московского Патриархата) лишены легального статуса. приход А. Н. с. на своем собрании 14 марта 1999 г. принял решение об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о принятии собора в свое непосредственное подчинение.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРА ...

Эстонская Апостольская Православная Церковь является народной Церковью, и она имеет полное право на самоопределение и самоуправление (Устав г.], глава I, ст. 2). Высшим духовным руководителем Эстонской Православной Церкви является митрополит, который избирается церковным собранием Эстонской Апостольской Православной Церкви пожизненно, и место его нахождения было в Таллинне (Устав г.], глава II, ст. 9), и решения митрополита были окончательными (Устав г.], глава II, ст. 12). Избрание митрополита Эстонской Апостольской Православной Церкви, вступление его в должность было внутренним делом Церкви и подчинение Патриарху Константинопольскому было в действительности лишь каноническим. От последнего не зависело вступление в должность митрополита. Когда митрополит был избран церковным собранием, то о своем избрании на должность он сообщал главе государства и Патриарху Константинопольскому (Устав г.], глава IV, ст. 29). Митрополит утверждал в должность избранных церковным собранием членов Синода (Устав г.], гл. VI, ст. 39) и место нахождения Синода было в Таллинне (Устав г.], глава VI, ст. 40). В итоге: 1. Рассматриваемый Устав Эстонской Православной Церкви не обеспечивает православным права свободного самоопределения и самоуправления, а оставляет эти права за Патриархом Московским и всея Руси. 2. При сравнении Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви, утвержденного в 1935 г. и опубликованного в «Ведомостях Эстонской Республики» 48, ст. 474), с Уставом Эстонской Православной Церкви, утвержденным 10 октября 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси, можно сделать вывод, что Эстонская Православная Церковь не является правопреемником Эстонской Апостольской Православной Церкви и ей не могут принадлежать имущественные и неимущественные права Эстонской Апостольской Православной Церкви. Заведующий службой по делам религий Т. Сепп, Заключение составила юрист службы по делам религий М.-Х. Хельяс. 103 Устав Эстонской Православной Церкви был утвержден в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» (п. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010