31. Тьери О. Городские коммуны во Франции в средние века. Спб., 1901. 32. Васильев А.А. История Византии., Византия и крестоносцы. Спб., 1923. 33. Куглер Б. История крестовый исходов. Ростова-на-Дону, 1995. 34. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда Львиное Сердце. М., 1995. 35. История Крестовых походов. Под ред. Джонаггана Райли-Смита. М., 1998. 36. Барбер Малколм. Процесс тамплиеров. М., 1998. 37. Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453. М., 1985. 38. Левандовский А.Н. Жанна д " Арк. М., 1982. 39. Амбелен Роберт. Драмы и секреты истории. М., 1993. 40. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. 41. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. 42. Сказкин С.Д. Франция первой половины XVI в. В кн.: История Франции. Т. I. M., 1972. 43. Петрушевский Д.М. Восстание Уотта Тайлера. М., 1914. 44. Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977. 45. Пискорский В.К. Испания и Португалия. Спб., 1909. 46. Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). Л., 1925. 47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 48. Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913. 49. Карсавин Л.Н. Монашество в средние века, М., 1992. 50. Бицилли Н.М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995. 51. Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Спб., 1904-1906. 52. Братина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М., 1997. 53. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977. 54. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979. 55. Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера. М.-Л., 1947. 56. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и Реформационное движение в Германии. М. 1978. 57. Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, Реформация. М., 1978. 58. Карева В.В. Судьба «Утопии» Томаса Мора во Франции (XVI-XVIII вв.). М., 1996. 59. Шевалье Пьер. Генрих III . М., 1997.

http://sedmitza.ru/lib/text/441109/

таинств крещения, исповеди и др. По крайней мере едва ли можно без ограничения сказать об Эразме, что он «о всем высказывает суждения меткие и здравые, с которыми нельзя не согласиться и которых нельзя не рекомендовать вниманию служителей церковного слова» (215). Если Эразм Роттердамский и может иметь значение для современной науки о проповедничестве и для современных служителей церковного слова, то со стороны не столько положительно гомилетической, сколько со стороны отрицательной, критическо-гомилетической; здесь, в области гомилетической критики его «острый и живой ум», действительно, сослужил услугу наук и проповеди, указав в проповедничестве многие аномалии и недостатки. Но и тут, оставаясь верным историческим фактом и осторожным в своих выражениях нельзя сказать, будто «после его критики средневековой проповеди уже перестали появляться на церковной кафедре представители схоластического проповедничества, со своим тяжелым аппаратом и странными приемами, совершенно неприличными на церковной кафедре» (101). Не свободно сочинение почтенного профессора Певницкого от некоторых, правда, неважных промахов и недосмотров и с внешне-литературной стороны. Позволю себе отметить, например, маленькую неточность перевода на стр. 19. Касаясь психологическо-гомилетического замечания Гюнберта, указывающая источник вдохновения для проповедника в душе человека, г. Певницкий так переводит это замечание: «Нет, кажется мне (говорит Гюнберт), плодотворнее рода проповеди, как тот, который показывает человеку самого себя, и его, рассеянного вовне, собирает внутри себя самого, то есть в уме, и обличая, как бы нарисованного ставить его пред собственным лицом». Перевод этот с формально-филологической стороны совершенно верен, правилен и близок к подлиннику. Но слово «в уме» (in mente restituat), по моему мнению, было бы психологически – вернее и в данном случае точнее передать словом «в душе», сообразно с контекстом целого места (собирает внутри себя самого, – in uteriori suo, – in sein Inneres).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

С IX века в Византии были начаты занятия сочинениями классических писателей и почти непрерывно продолжались до эпохи гуманизма, когда греческие музы переселились в Италию и отсюда разошлись по всей Европе. Этими занятиями византийских ученых и был подготовлен для Европы тот век возрождения искусств и наук, которым открывается новый период истории. Известно, что первейшие деятели эпохи гуманизма, Петрарка и Боккачио, своими познаниями в греческой литературе одолжены были Варлааму калабрийцу, проживавшему в Византии и известному там своими спорами о Фаворском свете, и его ученику Леонтию Пилату, впервые познакомившему Боккачио с Гомером, которого он перевел на латинский язык 70 . Что виновниками развития эллинизма на Западе в XIV и XV вв. были переселившиеся сюда византийцы, – это стало уже общепризнанным фактом. Сами основатели классической филологии, Рейхлин и Эразм Роттердамский учились греческому языку у грека Гармонида, преподававшего в Париже при Людовике XI. Но чтобы понять эпоху гуманизма, для этого необходимо обратиться к истории византийской образованности и просвещения. «Заслуга возрождения греческих занятий на Западе, – говорит Крумбахер, – принадлежит не тем только беглецам, которые в XV в. были прибиты политическим штурмом к гостеприимным берегам Италии; гуманистический дух действовал в Византии гораздо ранее. Еще в IX веке он ярко светил в блестящем лице Фотия, который в темный и погруженный почти в варварство век внезапно, как солнце юга, распространяет свои лучи» 71 . О возрождении наук в XIV–XV вв. можно поэтому говорить только в применение к Западу; в Византии же гуманизм был явлением всегда сродным и давно знакомым. «Кто в будущем станет писать историю гуманизма, – замечает также Крумбахер, – тот должен будет обратиться назад к Мосхопулу, Плануду, даже к Евстафию, Пселлу, Арефе и Фотию» 72 . Эпохой гуманизма на Западе только блестяще закончилось то воздействие, какое оказала Византия на просвещение средневековой Европы. Как ни мало было там людей, знавших греческий язык или имевших желание с ним ознакомиться, все же литературный обмен между Византией и Западом находил себе место, и более энергичные люди предпринимали путешествие в Византию для расширения своих познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Художник нового времени выполняет эстетический и идейный заказ читателя и представляет в своих произведениях вымышленный, как и другие элементы образной системы произведения, образ автора [xlvii] , выражая его всей совокупностью наличных художественных средств: " Между литературной личностью автора и образом автора художественного произведения существуют отношения, сходные с отношениями актера и роли в пьесе. Это - " перевоплощения " из частного в общее, в " символ " , из многозначного в индивидуальное, из единичного лица в обобщенное " [xlviii] . Публицистика.Стиль публицистики нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе целого ряда разнородных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную защитительную речь, представлявшуюся адвокатом в письменной форме, а также гуманистические трактаты научного, философского или нравственного содержания на латыни и на новых языках, предназначавшиеся широкой публике. Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок, писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических печатных изданиях. Публицистические сочинения представляют собой произведения по самым различным вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения. Первыми произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) - основоположника европейского гуманизма: " Письма о делах повседневных " , " О знаменитых людях " , " Об уединенной жизни " , " Старческие письма " , инвективы против врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие. Жанры панегирика, инвективы, сборника литературных писем, литературного диалога, популярного или комического трактата широко используются гуманистами, и в XV-XVI вырабатывается стиль популярной риторической прозы, мастерами которого были Эразм Роттердамский (1446-1536), Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Анри Этьен (1531-1598), Блез Паскаль (1623-1662), Шарль Перро (1628-1703), Джон Мильтон (1608-1674), Джон Бениан (1628-1688), еп.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Хотя в его проповедях чаще всего слышится горечь и разочарование в людях, но они нескудны и замечаниями, метко характеризующими нравственную сторону современной ему жизни. Справедливое сознание своего достоинства и превосходства пред другими особенно слы­шится в его прощальной речи к константинопольскому собору, которая вместе с тем служит и свидетельством о характере и достоинстве его проповеди. Как проповедник, Григорий пользовался высоким уважением еще в свое время. Еще при его жизни проповеди его пере­водились на латинский язык Руфином, отзыв которого о Григории мы привели выше. Иероним, будучи уже пятидесяти лет, из своего сирийского уединения прибыл в Константинополь с нарочитою целью слушать его проповеди и называл его потом мужем красноречивейшим, своим учителем, у которого научился толкованию св. Писания – Grerorius, vir eloquentissimus, praeceptor meus, quo scripturas explanante didici 14 . Известный своей ученостью и красноречием Евагрий был учеником Григория. Все древние и новые писатели, говоря о Григории, превозносят его похвалами. Эразм Роттердамский 15 первый к похвалам за возвышенность и тонкость мыслей и живость речи присоединяет указания на некоторые слабые стороны его проповедей – темноту языка, некоторую аффектацию внешней ученостью, вообще на некоторый школьный риторизм слов Григория. Начиная с V века, ученые писали комментарии на его проповеди, и, по замечанию преосв. Филарета, ни на чьи сочинения не писано так много толкований, как на сочинения Григория. 16 Кроме Руфинова перевода сочинений Григория на латинский, известны древние переводы его слов на сирийский, арабский, армянский. Позднейшая оценка Григория, как проповедника, сводится к следующим замечаниям. Неблагоприятные тревожные обстоятельства личной и общецерковной жизни, среди которых Григорий действовал как проповедник, не дали ему возможности сделать ни из своего великого ораторского та­ланта, ни из своего превосходного образования всего того упо­требления, какого можно было ожидать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

1431–1447 Базельский собор 1433–1499 Итальянский философ–гуманист Марсилио Фичино Установление тирании Медичи во Флоренции Начало династии Габсбургов в Германии 1438–1445 Ферраро–Флорентийский церковный собор Ферраро–Флорентийская уния Византии и Рима 1440–1493 Правление германского императора Фридриха III Изобретение книгопечатания в Западной Европе Иоганном Гутенбергом 1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (+29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах–проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ–гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Разделы портала «Азбука веры» диакон Андрей В истории известны два типа организации религиозных общин. Один из них можно назвать харизматическим. Эта модель предполагает, что статус религиозного лидера определяется личными дарованиями человека, его особыми духовными или магическими способностями (как вариант – в исламе и иудаизме – его личным образовательным цензом). Плюсы такой модели очевидны. Ее недостатком является неустойчивость. Тут и проблема определения доброкачественности духовного опыта лидера, и проблема передачи этого духовного опыта его преемнику. Вторая модель организации религиозной общины – институциональная. Тут именно место красит человека. Предельно ясно этот принцип выразил Эразм Роттердамский, защищая папский принцип против Лютера: «Бог излил Дух на тех, кому Он даровал должность». Плюс этой модели также очевиден: устойчивость и стабильность жизни в этой общине. Минус также нетрудно заметить: риск при передаче внешних полномочий потерять искорку духа. В Православии же оба этих принципа совмещаются. Институционально-иерархическое понимание духовенства освобождает прихожанина от необходимости исповедовать и экзаменовать священника, к которому он обратился за совершением таинства или требы. Христианин может не расспрашивать священника о его личной духовной жизни, а просто верить, что он послужит Таинству Евхаристии независимо от своих личных достоинств или недостатков. Ведь в этом случае священник делится не своим, личным и наработанным, а Божиим. Но когда речь идет о духовном совете, тут можно искать «харизматика», то есть священника с личным духовным опытом. «Старца». Вот это сочетание священства и монашества, епископата и старчества дает Православию жизненность и устойчивость. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/naznachat-ili-vybirat-s...

Интересно отметить, что в истории христианства часто вместе сосуществовали и рационализм и фидеизм; одна крайность, казалось бы, вызывает другую. Тертуллиан (160-н.э. гг.) считал, что ему надо было выступить против греческой философии своего времени. О воскресении он сказал: «Верую в воскресение потому, что оно абсурдно; оно является несомненным фактом потому, что оно неправдоподобно». 9 После него Бернар Клервоский (1091–1153 гг.) выступил против рационализма Пьера Абеляра (1097–1142 гг.) и обвинил его в том, что он «сильно жаждет доказательства». Лютер и Эразм Роттердамский подвергли нападкам тонкости схоластики своего времени. 10 Серен Кьеркегор критиковал рационалистический пантеизм Гегеля. Вдохновляясь Кьеркегором, Барт и Бруннер в наше время проявили сильную реакцию против рационалистического оптимизма девятнадцатого века. В истории христианства все известные фидеисты согласились бы с Б. Паскалем, что «для сердца есть основы, неизвестные разуму». Агнос, мне становится как-то неловко всякий раз, когда приходится критиковать фидеизм, потому что людям кажется, что этим я критикую Вашу веру, когда я в сущности критикую неосведомленную веру. «Иметь веру в веру» – это не библейская вера, как и «быть влюбленным в любовь» не является библейской любовью. Любить любовь невозможно; можно только любить что-то или кого-то, например, женщину. Если любишь женщину, то это благодаря тому, что какая-то объективная черта привлекает тебя к ней: ее красота, интеллигентность, грация, достоинство, остроумие, очарование. To же самое можно сказать и о вере Как только начинаешь говорить о вере, то сразу же имеешь в виду какой-то объект. Значит, речь идет о вере во что-то. Данный объект надо объяснить с помощью логики, по крайней мере, на первой стадии веры. А что можно сказать о последней стадии веры? Именно тут же, когда я критикую фидеизм, мне становится совсем неловко. Все великие фидеисты истории заявляют что-то очень хорошее: что религиозная вера, в конечном счете, превосходит (хотя и включает) рационалистические, объективные и научные категории мышления. Несмотря на все свои личные переживания, одна из самых великих женщин, Хелен Келлер, находила силу в простой несомневающейся вере. «Простая детская вера в божественного Друга, – сказала она, – разрешает все проблемы, приходящие к нам от земли и моря». Многие люди, которые с этим согласны, предполагают, что Христос рекомендовал такую детскую веру, как условие для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Г. Нем. князья добились права заключать союзы между собой и договоры с иностранными гос-вами, что фактически обеспечивало их суверенитет, хотя и с оговоркой, что политические связи не должны быть направлены против империи и императора. Империя, формально оставаясь союзом гос-в во главе с избираемым монархом и постоянными рейхстагами, после Вестфальского мира на деле превращалась не в конфедерацию, а в едва связанный конгломерат «имперских чинов». Наряду с лютеранством и католицизмом статус официально признанной религии получил кальвинизм. 30-летняя война принесла невиданное разорение Г. и странам, входившим в империю Габсбургов. Население мн. районов Сев.-Вост. и Юго-Зап. Германии сократилось вдвое, в ряде мест - в 10 раз. В Чехии из 2,5 млн населения в 1618 г. к сер. XVII в. осталось лишь 700 тыс. жителей. Лит.: Гейгер Л. История нем. гуманизма. М., 1899; Лампрехт К. Г. История герм. народа. М., 1895-1896. 3 т.; Бецольд Ф., фон. История реформации в Германии. СПб., 1900. 2 т.; Белов Г., фон. Городской строй и городская жизнь средневек. Германии. М., 1912; Стоклицкая-Терешкович В. В. Очерки по социальной истории нем. города в XIV-XV вв. М.; Л., 1936; Циммерман В. История крестьянской войны в Германии: Пер. с нем. М., 1937. Т. 1-2; Смирин М. М. Очерки истории полит. борьбы в Германии перед Реформацией. М., 1952; он же. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 19552; он же. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962; он же. К истории раннего капитализма в герм. землях: (XV-XVI вв.). М., 1969; он же. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschland: In 5 Bde. B., 19548. Bd. 1-3; Gebhard B. Handbuch der Deutschen Geschichte. Stuttg., 19568. Bd. 1-2; Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: [В 30 т.]. М., 19562. Т. 7. С. 343-437; Мильская Л. Т. Светская вотчина в Германии VIII-IX вв.

http://pravenc.ru/text/529064.html

78 . Николаев Ю. В поисках божества. – Киев, 1995. 79 . Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: «Респуб.», 1994. 80 . A complet History of the Catholic Church to the present day by Rev. JOHN. LAUX. M. A., N.Y., 1939. 81 . Barr Robert. Main currents in early Christian thought. – NY. 1966. 82 . Chadwic Henry. Early Christian thought and the classical tradition. – Oxford, 1966. 83 . Dictionaire de Spiritualite. – Paris, 1969–1989. 84 . El dinamismo trinitario en divinizacion de los seres racionales segun Origenes. – Roma, 1970. 85 . Encyclopaedia Britannica. – N.Y., 1992. 86 . Hanson, R.P.C. Allegory and Event. – London, 1951. Schmaus M., Grillmeier A., Handbuch der dogmengeschichte. Freiburg, Basel, Wien: «Herder» Faszikel 1a 1965 von Jackues Liebaert. 87 . В. II. Der Trinitarische Gott. Die Schopfung. Die Sunde. 88 . B. III. Christologie, Soteriologie, Mariologie, Reich Gottes und Kirche. Faszikel За (1. Teil) Urstand, Fall und Erbsunde, 1981 von Leo Scheffczyk 89 . Band IV. Sackramente Eschatologie. Faszikel 7a Eschatologie, 1986 von Brian Daley. 90 . Les oevres philosophiques. – Paris, 1995 91 . Nemeshegui Peter. La patemite de Dieu chez Origene. – Toumai (Belg), 1960. 92 . New Catholic Encyclopidya. T 11. – NY., 1995. 93 . Bardenhewer Otto. Geschichte der Altkirchlichen Literatur. T.2. – Freiburg, 1914. 94 . Beatrice Pier Franco. Introduction to the Fathers of the Church. – Vicenza, 1987. 95 . Pietras Henryk. Poczatki teologii Kosciola. – Krakow; «WAM», 2000. 96 . Christentum als neuheitserlebnis. – Freiburg im Breisgaü «Herder», 1939. 97 . Adalbert – G. Hamman. Les peres de l’Eglise. – Paris, 1991. 98 . Pietras Henryk. By nie milczec о Bogu. – Krakow, 1991. 99 . Kania Wojciech. Swiadkowie tradycii. 1998. 100 . Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. – San Francisco, 1978. 101 . Canpenhausen Hans von. Griechische Kirchenvaeter. – Stuttgart, 1994. 102 . Lexikon der antiken christlichen Literatur. – Freiburg: «Herder», 1988 7 “Из толкователей божественного Писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген ... Эразм Роттердамский, Оружие христианского воина. Он ценил Оригена в первую очередь как экзегета и знатока метода аллегорических толкований, Принимает его трихотомию души. Там же о трёх частях человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010