Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой К. занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету. Философия К. послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внесшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для К. перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни К. оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа К. стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). КЛЙМЕНТ АЛЕКСАНДРЙЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ум. до 215), христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье и получил универсальное философское и литературное образование; выступал в Александрии как свободный христианский учитель, затем бежал от преследований в М. Азию. К. А. — первый христианский мыслитель, стоящий на вершине современной ему образованности; его цель — синтез эллинской культуры и христианской веры; относился к этой цели с оптимистическим воодушевлением, не ощущая глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к которым он принадлежал. Религиозный идеал К. А. сохраняет черты античного философского гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и «Педагог», продолжающие жанровую традицию популярно–философской литературы, интерпретируют христианство как просветительское учение, ниспровергающее языческие суеверия, освобождающее от страха и даруюхцее внутреннюю независимость. Гимн Христу, которым завершается «Педагог», — одно из первых произведений христианской поэзии. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединенных под заглавием «Строматы» («Ковер из лоскутков»), ценном источнике по истории античной философии, которую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой богатый спасется?» евангельское осуждение богатства подменено отвлеченным философским принципом презрения к материальному. В целом представленный К. А. тип христианства не нашел себе места в средневековой мысли и ожил лишь в философии т. н. христианского гуманизма в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Т. Мор). «КНИГА ПРИР0ДЫ»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

71 Фернейский мудрец – имеется в виду французский философ-просветитель Вольтер (псевд.; наст, имя и фамилия Франсуа Мари Аруэ; 1694– 1778), поселившийся в замке Фернэ близ Женевы, на границе Франции и Швейцарии, после запрета французского правительства въезжать в Париж и покинувший Фернэ только перед смертью. 72 Эразм Роттердамский (1467–1536) –один из наиболее выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, автор «Похвалы Глупости», полемизировавший с Лютером по вопросу о свободе воли и предопределении. Ульрих фон Гуттен (1488–1523)– германский писатель-гуманист, принявший сторону Лютера в его борьбе с Римом. 73 Гумбольдт Вильгельм Фридрих фон (1767–1835) –лингвист и прусский политический деятель, друг Шиллера и Гете. Гумбольдт Александр Фридрих фон (1769–1859) – младший брат Вильгельма фон Гумбольдта, натуралист, путешественник, основатель ботанической географии. 74 Нибур Бартольд Георг (1776–1831) – немецкий историк Рима и Византии, его «Рассказы о греческих героях» были переведены на русский язык в XIX в. и пользовались популярностью в России. 75 Эвклид (315–255 до н. э.) – великий математик древнего мира, основавший школу в Александрии. Его «Элементы геометрии» были одной из основ античной образованности и комментировались неоплатоником Проклом. 76 Он при этом справедливо выделяет из своего обзора древний Египет и современный Китай, видя в них скорее своеобразные и замкнутые культурные миры, нежели собственно государства. Неосновательность считать их только государствами видна из того, что, например, Египет имел несколько преемственно сменявшихся средоточий своей жизни (Мемфис, Фивы, Саис) и его история, по крайней мере раз, была прервана на целых четыре столетия (нашествие и владычество азиатского племени гикс ов). 78 Зороастр (Заратустра) – основатель религии древних иранцев, маги прорицатель, живший не позже 1000 лет до н. э. 79 См. новейшую беллетристику и в глубоком соответствии с нею – новейшую юриспруденцию с ее заботами больше о преступниках, чем о непреступниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Умы более серьезные, критические, как все наиболее замечательные из тогдашних германским гуманистов‚ – Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский и другие‚ – твердо стояли на почве христианства и несравненно больше пользы принесли науке вообще и в частности богословской науке своими серьезными исследованиями памятников классической литературы, нежели итальянские гуманисты, относившиеся к классической древности как дилетанты, увлекавшиеся преимущественно эстетическою и художественною стороною классической культуры и не замечавшие ее слабых сторон. Нет сомнения, что в их противохристианской оппозиции высказывалась реакция древнего античного духа против принципов христианства, и гуманизм новейшего времени имеет кровное сродство в этом отношении с эпохою возрождения классической древности на христианской почве. Но эта оппозиция, хотя шла слишком далеко, доходя нередко до самых крайних пределов атеизма, отличалась крайнею поверхностностью, ограничивалась дешевым вольнодумством и кощунством известной части легкомысленных последователей гуманизма над христианскими обрядами, глумлением над простым языком различных книг св. писания при сравнении их с художественными по внешнему стилю творениями Платона, одами Пиндара, ораторскими речами Цицерона и т.п. Не смотря на то, противохристианское движение крайних приверженцев языческой древности в западной Европе не замедлило вызвать в западной богословской литературе, преимущественно итальянской, множество апологетических сочинений, писанных с целью защиты христианства против новых противников его, стремившихся воскресить язычество на христианской почве. К этому временя из более цельных апологетических трудов, обнимающих всю систему христианства, относится сочинение Philipp de Mornay: «De religionis christianae et fidei pietate», 1478 г., сочинение Vives: «De veritate fidei christiannae», 1503 г., и многие другие, посвященные обсуждению более частных вопросом, касающихся преимущественно отношения христианства к язычеству. Шестнадцатый век, век церковной реформы и реформаторских движений на западе, век разгара вероисповедной борьбы, отвлек на время умы западных христиан от общих религиозных вопросов и открыл широкое поле для вероисповедной полемики; но, выражаясь словами преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Политическая программа Г. потерпела провал. Попытка привлечь на свою сторону нового имп. Карла V не удалась. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Г. был осужден как сторонник Лютера. Он примкнул к части рыцарства во главе с Францем фон Зиккингеном , поднявшей восстание против Трирского архиепископа. Восстание было подавлено, Зиккинген погиб. Надеясь «малой искрой разжечь пожар», Г. пытался подать личный пример вооруженной борьбы, нападая на отдельных представителей духовенства, но был вынужден бежать в Швейцарию в поисках убежища. Лютер осудил насильственные действия Г., Эразм Роттердамский , обеспокоенный несдержанностью его поздних сочинений, уклонился от помощи ему. У. Цвингли предоставил Г. убежище на о-ве Уфенау, где тот вскоре скончался, успев написать еще одно антикняжеское тираноборческое сочинение. Ист.: Opera quae reperiri potuerunt omnia/Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859-1870. 5 Bde. Suppl. Bd. 1-2; Deutsche Schriften/Hrsg. H. Mettke. Lpz., 1972-1974. 2 Bde; Deutsche Dichtungen. Stuttg., 1974. (Deutsche Namional-Lim.; Bd. 17, Abt. 1-2); Письма темных людей. М.; Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. Лит.: Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896; Kalkoff P. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1920; Held P. Ulrich von Hutten: Seine religiös-geistige Auseinandersetzung mit Katholizismus, Humanismus, Reformation. Lpz., 1928; Flake O. Ulrich von Hutten. B., 1929; Holborn H. Ulrich von Hutten und the German Reformation. L., 1937; Keller H. G. Hutten und Zwingli. Aarau, 1952; Володарский В. М. Социально-полит. взгляды Ульриха фон Гуттена//СВ. 1964. Вып. 26. С. 54-79; он же. Ульрих фон Гуттен в зарубежной историографии XX в.//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-27; Kreutz W. Die Deutschen und Ulrich von Hutten: Rezeption von Autor und Werk. Münch., 1984; Bernstein E. Ulrich von Hutten. Reinbeck, 1988; Ulrich von Hutten: Akten des intern. Ulrich von Hutten-Symp. in Schlüchtern, 15-17 Juli 1988. Münch., 1989; [Мат-лы науч. конф.: К 500-летию со дня рожд. Гуттена]//Культура Возрождения XVI в. М., 1997. С. 5-134.

http://pravenc.ru/text/168440.html

тема Г. в «общественных науках» неизбежно предполагала идеологический подтекст, была прямо или косвенно связана с апологией социализма и критикой классового характера «буржуазного гуманизма». Написанные в это время работы о гуманистическом характере социализма, социалистической демократии и даже советской пенитенциарной системы если и заслуживают внимания, то только для понимания роли идеологии в советском обществе. В меньшей степени идеологический диктат и цензурные ограничения отразились на издании лит-ры, прямо или косвенно связанной с Г. и попытками его осмысления. В советское время были переведены на рус. яз. или переизданы философские сочинения таких видных представителей гуманистической мысли, как Дж. Бруно, Л. Валла, Н. Макиавелли, Ф. Петрарка, П. Помпонацци, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, М. Монтень и др. Проблемы Г. эпохи Возрождения в его отношении к искусству и культуре рассматривались в фундаментальных трудах М. В. Алпатова , Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, Б. Р. Виппера , А. Г. Габричевского, В. Н. Гращенкова, И. Е. Даниловой, В. Н. Лазарева , И. А. Смирновой. Философии и этике Г. эпохи Возрождения посвящены работы Л. М. Брагиной, Н. В. Ревякиной, В. В. Соколова, А. Х. Горфункеля и др. Вопросы Г. и эстетики Ренессанса в художественной лит-ре разрабатывались в работах А. А. Аникста, И. Н. Голенищева-Кутузова, Л. Е. Пинского, Р. И. Хлодовского и др. Проблемы возрожденческой науки в связи с Г. обсуждались в книгах П. П. Гайденко, А. А. Гастева, В. П. Зубова, Б. Г. Кузнецова и др. Исследователями эпохи Возрождения И. А. Антоновой, Н. М. Гершензон-Чегодаевой, М. А. Гуковским, А. К. Дживелеговым, Ю. Д. Колпинским, В. Д. Коонен, О. Ф. Кудрявцевым, Н. В. Ревуненковой, Е. И. Ротенберг, В. И. Рутенбург, И. Х. Черняк и др. написаны работы, в ко-рых рассматривается широкий круг исторических, искусствоведческих и философских проблем, касающихся взаимоотношения Г. с античной мифологией, христианством, философией и культурой Возрождения. Тема кит. Г. была исследована Н. И. Конрадом, визант. Г.- И. П. Медведевым . Комиссией по культуре Возрождения начиная с 1973 г. издано 20 сборников исследовательских статей.

http://pravenc.ru/text/168288.html

Х. Черняк. М., 1989; Помпонацци П. О бессмертии души. О причинах естественных явлений, или О чародействе: Трактаты/Пер.: А. Х. Горфункель. М., 1990; Майстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения/Пер.: М. В. Сабашникова. М., 1912. СПб., 2000; он же. Избр. проповеди и трактаты/Пер.: Н. О. Гучинская. СПб., 2001; он же. Об отрешенности/Пер.: М. Ю. Реутин. М.; СПб., 2001; Царство Божие внутри нас: Проповеди Иоханна Таулера/Пер.: И. Прохорова. СПб., 2000; Ангелус Силезиус. Херувимский странник: (Остроумные речения и вирши)/Пер. с нем.: Н. О. Гучинская. СПб., 1999; Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1914, 1990р; он же. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб., 1994; он же. О тройственной жизни человека. СПб., 2007; Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. М., 1979-1980; Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина// Он же. Филос. произв. М., 1987. С. 90-217; Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994; Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Он же. Соч.: В 2 т. М., 1991. С. 3-590; Спиноза Б. Этика//Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 359-618; Мальбранш Н. Разыскания истины/Пер. с франц.: Е. Б. Смелова. СПб., 1999; Локк Дж. Соч.: В 3 т. М., 1985-1988; Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982-1989; Юм Д. О самоубийстве// Он же. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 2. С. 697-706; Wolff Chr. Gesammelte Werke. Abt. 2. Hildesheim, 1968. Bd. 5: Psychologia empirica; Кант И. Критика чистого разума// Он же. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; он же. Критика практического разума// Он же. Соч. 1964. Т. 4. Ч. 1. С. 311-501; он же. Об органе души//Трактаты и письма. М., 1980. С. 620-624; Mendelssohn M. Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele. Hamb., 1979; Фихте И. Г. I. Факты сознания; II. Наукословие/Пер.: О. Давыдова; Ред.: Э. Л. Радлов. СПб., 1914. С. 1-129; Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987-1989; он же. Философия откровения: В 2 т./Пер. с нем.: А. Л. Пестов. СПб., 2000-2002; Hegel G. W. F. Encyclopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse.

http://pravenc.ru/text/180712.html

В «Хрестоматии» были напечатаны отрывки из «Аугсбургского исповедания» (С. 128–131, перевод В.Н. Евстафьева), а также уже публиковавшееся ранее «Послание Лютера к императору и христианскому дворянству...» (С. 117–119, перевод Д.Н. Егорова). Последней работе Лютера в России повезло больше других. В 1912 г. она даже вышла отдельным изданием в Харькове, в переводе В.С. Рожицина: «Д-р Лютер Мартин. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (Харъков, 1912). В послереволюционное время труды Лютера по-прежнему публиковались крайне редко и, как правило, в отрывках. Это были в основном уже напечатанные до 1917 года те послания немецкого реформатора, которые носили социальную окраску. (См. например, «Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. М. 1947, изд. 3-е. Сост. Б.И. Пуришев). Подобные произведения раннего Лютера вошли в «Хрестоматию по истории средних веков» (М. 1950, т. III). Это некоторые из «95-ти тезисов«» (С. 109), «Письмо к Спалатину»(С. 111–112), «Письмо городскому Совету Мюльхаузена» (С. 113), «Против грабительских и разбойных орд» (С. 134). О переводе и публикации богословских работ Мартина Лютера в те годы не могло быть и речи. Поэтому составители хрестоматий по истории средних веков, издававшихся в последующие годы, были вынуждены довольствоваться прежними опубликованными отрывками. (См. например: История средних веков (XY-XVI века). ч. II, изд. 2-е, М. 1981, С. 208–209, 216–217). К середине 1980-х гг. общественно-политическая ситуация в стране начала изменяться, и это дало возможность для публикации богословского трактата Мартина Лютера «О рабстве воли» (1525 г.). Это сочинение было помещено в сборнике «Эразм Роттердамский. Философские произведения» (1987, С. 290–545). Это объясняется тем, что данный лютеровский трактат написан в ответ на произведение Эразма Роттердамского «Диатриба, или рассуждение о свободе воли», в котором этот автор подверг критике богословские взгляды Лютера. В том же сборнике помещены 2 письма Мартина Лютера, адресованные Эразму Роттердамскому (от 28 марта 1519 г. и от 18 апреля 1524 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Релятивизм (от лат. relativus — относительный) – в широком смысле слова методологический принцип, в рамках которого абсолютизируется идея об относительности и условности процесса и результатов познания. В узком смысле слова понятие «релятивизм» применяется во многих отраслях человеческой деятельности и знания, начиная от физики (теория относительности) и заканчивая этикой (моральный релятивизм). Краткая история понятия Как своеобразная методологическая установка относительно познания релятивизм возник в творениях древнегреческих софистов. Одним из первых мысль об относительности познания и его плодов, а также о текучести и нестабильности наличного бытия (как внешнего мира, так и внутреннего мира человека) сформулировал античный философ Протагор Абдерский (др.-греч. Πρωταγρας, ок. 485 до н. э. — ок. 410 до н. э.), выдвинувший тезис «Человек есть мера всех вещей». Считается, что Протагор находился на позициях сенсуализма и антропоцентризма и, соответственно, релятивизм для него состоял в том, что позиции разных людей в области познания действительности могут расходиться между собой. Античная мысль сформулировала ряд базовых установок релятивизма. В дальнейшем отдельные элементы релятивизма в рамках теории познания детализировались и/или уточнялись. В частности, Эразм Роттердамский ок. 1466 — 1536) использовал релятивизм в качестве инструмента критики католического богословия. Другой автор – англиканский епископ Джордж Беркли 1685–1753) использовал релятивизм как эпистемологическую платформу для обоснования собственной философии — имматериализма, позже известного как субъективный идеализм. Эпистемологический релятивизм Эпистемологический релятивизм  (от греч. πιστμη — знание, умение, наука) можно определить как доктрину, согласно которой среди множества точек зрения, взглядов, гипотез и теорий относительно одного и того же объекта не существует единственно верной, той, которая может считаться адекватной реальному положению дел в мире. Какие типы релятивизма известны?

http://azbyka.ru/reljativizm

В начале XVI в. обнаруживалось стремление к национальному освобождению от Рима , а потому для всей внутренней жизни немецкого народа было важно, кто станет во главе этого национального движения, кто, защищая народные права против курии, утвердит этим самым свое политическое значение — император или князья. Этот политический вопрос осложнялся одним немаловажным обстоятельством: княжеской властью были недовольны и города, и так называемое имперское рыцарство, и крестьянство, да и в интеллигентных кругах Германии были люди, мечтавшие о полном внутреннем переустройстве государства. Из их среды выходили планы и проекты реформ, излагавшиеся в тогдашней публицистике. Годы, непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V , были временем большого возбуждения, выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. Особенно сильно было движение, происходившее среди имперского рыцарства и крестьянства. Оба сословия сходились в стремлении к устранению княжеского произвола и к объединению всех земель под властью единого государя. Словом, в то самое время, как князья были настроены против императора, против них самих готово было восстать имперское рыцарство, города находились с ними в ссоре, а крестьяне начинали бунтовать против своих господ. Прибавим, что конец XV и начало XVI вв. были для Германии временем умственного расцвета, временем наибольшего процветания гуманизма, выставившего таких деятелей, как Рейхлин , Эразм Роттердамский , Ульрих фон-Гуттен : это были годы, когда рядом со старым религиозным брожением, принимавшим мистический оттенок, выступало и даже выдвигалось на первый план новое гуманистическое движение, принимавшее, у младших своих представителей, светский характер. Судя по тому, что происходило в умственной жизни Германии, можно было думать, что общественному движению предстояло совершиться под идейным влиянием гуманизма. Так называемый " рейхлиновский спор " , получивший широкое общественное значение и взволновавший не только ученые круги, но и вообще образованное общество в Германии, служит лучшим свидетельством того, какое возбуждение господствовало в Германии во втором десятилетии XVI в. Если бы мы захотели указать на отдельного человека, которого можно было бы назвать выразителем всех тогдашних движений в Германии , то без всякого колебания должны были бы остановиться на имени гуманиста из имперских рыцарей, Ульриха фон-Гуттена , который очертя голову бросился в борьбу. Но не ему суждено было сделаться главным героем реформации.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Ибо почему, говоря языком грубым, убедили красноречивых? Почему писание, будучи исполнено барбаризмов и солецизмов, препобедило заблуждение, выражавшееся аттически?» Арновий (adv. Gent. Lib. 1 ad fin.): «уже ли в писаниях Апостолов истина умаляется от того, если встречается ошибка в числе, или падеже, предлоге, причастии, союзе?» Патриарх Фотий (ad Amphiloch. 90, 92) говорит: «в Павле действовала благодать свыше, а не искусство; слова его не плод упражнения, но необычайного вдохновения». В средние века, во времена общего невежества, при отсутствии знания греческой литературы и языка, когда Богословы читали только Вульгату, считая ее перевод богодухновенным, характер языка Нового Завета не подлежал исследованиям 43 . Уже в XVI веке в германских университетах начали изучать греческий язык, но и то только теологи и для того только, чтобы читать Новый Завет ; юристы ему вовсе не учились 44 . Такое холодное отношение к оригинальному языку Нового Завета. С. Амама в своем antibarbarus biblicus называл прямо варварством. Однакож среди этого мрака времен невежества появлялись некоторые ученые, выходившие из замкнутой области латини в мир еллинский: таков в XV веке был Лавр. Валла († 1465), профессор в павианском, потом в других итальянских университетах, один из знаменитых филологов, отлично знавший язык греческий, с которого перевел он на латинский Гомера, Геродота, Фукидида. Он занимался и исследованием о языке Нового Завета и написал: adnotationes in N. Т. ex diversorum utriusque linguae, graecae et Iatinae, codicum collatione. В этом сочинении он исправлял перевод Вульгаты по греческому тексту. Вместе с тем он утверждал, что язык греческий, на котором написан Новый Завет , не может быть назван чистым и имеет много гебраизмов. В XVI веке знаменитый еллинист Эразм Роттердамский в своих adnotationes in N. Т. (Basil. 1516) отвергает действительность дара языков в церкви Апостольской и говорит: «Апостолы говорили на одном языке и все их понимали; не удивительно, что они помимо чуда знали по-гречески, когда Египет, Сирия и вся Киликия вообще говорили по-гречески.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010