У меня нет всех, то есть есть, но я не могу вам, слишком долго было бы, если бы просмотрели весь этот цикл, но вы можете найти это, в интернете есть этот прекрасный цикл. Там весна, лето, осень и зима. «Зима» знают все наверняка – это охотники такие на первом плане. Это очень часто у нас показывают. Совершенно замечательная зима. А это вот осень – такая мирная жатва, такая мирная природа. Если дело идет к старости, но к старости мирной, спокойной такой, которая не пугает, смерть не пугает еще пока человека. Вот они отдыхают. Это жатва. Здесь они лежат, отдыхают. И вот этот вечный круговорот природы очень успокаивает. Нидерланды, если вы историю помните, это была страна, которая разделилась в результате возникновения протестантизма на две: на протестантскую Голландию и католическую Фландрию. Они являют собой неопровержимое доказательство того, что именно религия, ее духовные установки формируют искусство. В Голландии возникает пейзаж не как изображение природы вообще, а как национальной природы. Голландия плоская, как тарелка, лежит ниже уровня моря, никакие гор, ничего нет, есть дамба, которой она окружена со стороны моря, поэтому самого моря даже с земли просто не видно. Много ветряных мельниц. Ветряные мельницы – это тоже символ вечной жизни, круговорота. Всякое вращение – это символы круговорота природы, поэтому очень любимы голландскими художниками, потому что на самом деле художники во все видят нечто символическое, никогда это не бывает случайный домик, случайные задворки, случайное дерево. Засохшее дерево – это тоже, например, символ умирания природы. Наоборот, дерево расцветающее – это тоже определенный символ. Об этом мы поговорим, если вы придете на четвертую мою лекцию «Что такое натюрморт как изображение Евхаристии». Там каждый предмет, каждый фрукт, вино. Об этом поговорим потом символически. А здесь дюны, каналы, ветряные мельницы – все это символы тоже родной природы, родной своей нации. Много неба, много равнин, много полей. Далее Испания. Перенесемся сейчас в Испанию. Там расцветает живопись эпохи Возрождения, падает на XVII век. Яркий представитель искусства Испании конца XVI, начала XVII века – это художник Эль Греко. «Гроза в Толедо».

http://pravmir.ru/liliya-ratner-peyzazh-...

Madrid, 1988 2; Mallory N. A. El Greco to Murillo: Spanish Painting in the Golden Age, 1556-1770. N. Y., 1990; Jusepe de Ribera, 1591-1652/Compl. by E. Perez Sanchez, N. Spinora. N. Y., 1992; Jordan W. B., Cherry P. Spanish Still Life from Velazquez to Goya. L., 1995; Marias F. El Greco. Madrid, 1997; Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства: Маньеризм и Барокко в Испании//Искусствознание. М., 1999. Вып. 1. С. 94-162; Bennassar B., Vincent B. Spanien 16. und 17. Jh. Stuttg., 1999; Lopez-Rey J. Velazquez: Catalogue raisonne Painter of Painters. Cologne, 1999; Cherry P., Brook X. Murillo: Scenes of Childhood. L., 2001; Каптерева Т. П. Испания: История искусств. М., 2003; она же. Веласкес. М., 2004; она же. Эль Греко. М., 2005; она же. Мурильо. М., 2006; Davies D., Elliot J. H. El Greco: Essays. L., 2003; Trusted M. The Arts of Spain: Iberia and Latin America 1450-1700. L.; N. Y., 2007; Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб., 2009; Pacheco F. Arte de la Pintura. Madrid, 2009; Moser W. Diego de Silva Velazquez: Das Werk und der Maler. Lyon, 2011. 2 vol. Церковная музыка Средние века I. Монодия. Раннесредневек. И. оказалась местом взаимодействия муз. культур различных народов - римлян (с античной муз. традицией, восходящей к Др. Греции, и с певч. традицией древней Римской Церкви - см. Староримское пение ), вестготов, евреев диаспоры, а также арабов, сирийцев и берберов, в лат. источниках собирательно именовавшихся маврами. О древней певч. традиции испан. Церкви см. ст. Испано-мосарабское пение . Лист Миссала из Луго. XIII в. (Lugo. Catedr. Fol. 36r) Лист Миссала из Луго. XIII в. (Lugo. Catedr. Fol. 36r) Древнейшие известные записи григорианского пения на Пиренейском п-ове происходят из Каталонии - из мон-ря Санта-Мария-де-Риполь, городов Вик, Сан-Кугат-дел-Вальес, Ла-Сеу-д " Урж и др. С сер. X в. певч. рукописи выполнялись каролингским минускулом, но для записи мелодий использовалась местная каталон. диастематическая нотация, в к-рой соединились староиспанские (испано-мосарабские), франкские (аквитанская нотация) и италийские элементы (см.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

событие в обычной мизансцене без атрибутов героики и величия. Снижение тональности из высокого в низкий регистр не только делало сцену более естественной и по-человечески понятной, но и приближало ее к зрителю, превращая переживание мифа в переживание вечного момента истории. В таком же ключе решена и картина «Менины». Уникальная находка в мировой живописи - через отражения и взгляды (принцессы - на родителей и на зрителя, Веласкеса - на августейшую чету и зрителей, самих монархов из отражения в зеркале - на всю сцену и на зрителя, придворных дам-менин - на принцессу, церемониймейстера из глубины картины - на всю сцену) художник смоделировал картину-мироздание, в к-рой реальная написанная картина «Менины» и одновременно еще не созданная (холст, повернутый к нам оборотной стороной и еще не оконченный или даже только начатый) будто готова вместить в себя ровно столько моделей, сколько зрителей ей предстоит. Отношение к религ. живописи и к живописи на античный сюжет у Веласкеса фактически одинаковое - он равнодушен к символическим толкованиям, к аллегоричности, для его образов-документов жизни не нужны комментарии и толкования, они сами свидетельство и тем глубже и тоньше любых аллегорий. Лишь в чисто исторической теме - «Сдаче Бреды», входившей в большой цикл картин на тему побед испан. оружия для дворца Буэн-Ретиро (1634-1635, Прадо, Мадрид),- Веласкес приблизился к символу, раскрытому через рифмовки антиномий (поникшие штандарты голландцев и стройные ряды копий испанцев, растерянность побежденных и великодушие победивших). Живопись Веласкеса, как и живопись Эль Греко, не могла создать школы: если в случае толедского мастера - из-за оригинальности его манеры, то в случае Веласкеса - из-за недосягаемого и совершенного качества его творчества. Продолжателями Веласкеса стали его ученик, муж его дочери и наследник должности при дворе Хуан Баутиста Мартинес дель Масо, работавший как талантливый эпигон манеры Веласкеса и копиист картин известных мастеров (в «Менинах» Веласкеса на стенах изображены копии кисти Масо с картин Рубенса) («Семья художника» по мотивам «Менин», 1664-1665, Музей истории искусств, Вена), и бывший слуга художника мулат Хуан де Пареха.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К 410-летию смерти Эль Греко Александр Балтин   23:31 01.04.2024 117 Время на чтение 3 минуты Фото: З.Греко. Христос, Несущий Крест …ему требовалось больше солнца, чем мог предложить родной Крит, мастера иконописи которой давали первые уроки Доменико, ещё не ставшему Эль Греко: в частности, как надо работать, чтобы икона, помещённая в глубокую нишу, излучала свет. Ему надо было больше солнце: он оказывается в Италии, где работает в мастерской Тициана, нащупывая собственные открытия, стремясь к тайникам собственной души, где заложены были грядущие великие полотна. Кто учил Эль Греко искусству глаз: столь просиявшему на суммах его портретов: этой суммы сумм мировой живописи? Некогда весьма развитое в Византии, оно передалось – по метафизическим нитям – на Крит, потом… Исходящий свет словно прожигает: необходимостью жить по- другому; совершенно необычны глаза изображений Эль Греко – особенно Христа и святых: они огромны, они перенасыщены многослойным светом. Светом жизни: омрачённым печалью – в силу древних, не выяснить теперь, катастроф… …в абсолютно-логично-православной иконе «Успение Богородицы», созданной художником на Крите, темпера и позолота свидетельствуют об усвоенной традиции, не говоря ещё ничего о силе дара, покуда не разбуженной. Каменный цветок Толедо раскрывается для Эль Греко таким своеобразием, что огни его работ связаны с лепестками старого, серого камня. Пейзажи города, данные художником, из лучших аспектов пейзажной живописи вообще: он живописует душу города, несколько искажая реальность; но зелёный пламень растительности полыхает, как языки огня-тел на многих холстах Эль Греко. …его знакомят с сыном настоятеля Толедского собора: что обеспечивает заказами, и – соответственно – деньгами; он стремится ко двору короля, но тот остаётся равнодушным к манере Эль Греко: художник нехотя остаётся в Толедо: однако, именно там он признаётся великим. Воображение и интуиция важнее принципов классицизма: так работает Эль Греко. Он считал цвет более важным элементом бытия, нежели форма: цвета Эль Греко – невероятные цветы…

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эль Греко: аскет эпохи Возрождения К 400-летию со дня смерти 09.04.2014 794 Время на чтение 10 минут Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко. Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества? О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис. Триста лет забвения У Эль Греко есть очень известная работа - «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был. Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия - например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко. Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы. Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем... на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил... Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять. Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению - до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства - и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться - конечно, вполне заслуженно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Эль Греко: аскет эпохи Возрождения 11 мин., 07.04.2014 Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко. Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества? О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис. Триста лет забвения У Эль Греко есть очень известная работа — «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был. Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия — например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко. Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы. Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем… на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил… Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять. Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению — до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же b XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства — и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться — конечно, вполне заслуженно.

http://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozr...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Портрет конфликтующих учеников или планка для христиан? 14 мин., 12.07.2023 На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе иерей Тимофей Китнис. «Апостолы Петр и Павел» — очень известная работа Эль Греко. Но ведь она наверняка не была самой главной в его жизни? Картина, о которой мы говорим, относится к расцвету творчества Эль Греко в Испании. Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но вообще тема апостолов проходит через всю его жизнь, в конце которой он напишет целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Таким обращением ко Христу и Церкви он как бы подводит черту своей художественной биографии. Кстати, о биографии. Что известно об этом человеке? Его действительно звали Эль Греко? Нет, это прозвище. Эль Греко носил другое имя — Доменико Теотокопули. Он родился на Крите, условной датой рождения считается 1541 год. Условной — потому что в 1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. От этого события и отсчитали время его появления на свет, но проверить этот факт уже вряд ли возможно. Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Там сосуществовали две общины — католическая и православная. Родители Эль Греко были католиками, воспитали его в своей традиции. Однако он с ранних лет, как только взял в руки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, которая в то время — b XVI веке — переживала свой расцвет. К его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал Феофан Критский. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. К примеру, у него сохранилось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией.

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

Приложение Представляем, в заключение, перечень фотографических снимков, исполненных г. Раулем и входящих в состав нашего Синайского альбома. Новая греко-православная церковь Синайскаго монастыря в Эль-Торе – древней Раифе, на берегу Чермного моря. Подворье Синайского монастыря в Эль-Торе. Группа Бедуинов из окрестностей Эль-Тора. Общий вид монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Внешний вид Юстиниановой базилики в Синайском монастыре. Вид древней мечети (XIV в.) и новой колокольни в Синайском монастыре. Гора Монаджа. Сад и внешний двор Синайского монастыря с Ю. В. стороны. Помещение библиотеки рукописей в Синайском монастыре и вид на гору Хорив. Главная вершина горы Хорива или Джебель-Муса. Подъем на гору Хорив от стен монастыря. Вид из монастырского ущелья (уади-Шуэйб) на уади Эль-Раха – библейский Рафидим (?). Вершина Сифсиф или северная часть горы Хорива с местом б. монастыря 12 Апостолов. Сад б. монастыря 12 Апостолов и подножие горы Хорива. Общий вид северной части горы Хорива. Вид горы Селаф из долины Эль-Раха. Вид долины – уади Эль-Раха, при входе в уади Эль-Леджа. Высоты Дерб-эль-Рох в долине Леджа. Так наз. «Камень Моисеев» в уади Леджа. Вид монастыря 40 мучеников или Эль-Арбаин в уади Леджа. Вид горы Ом’р за монастырем 40 мучеников, или «стан Евреев». Ущелье за Ю. 3. от долины Леджа. Вершина горы Св. Екатерины, видимая от монастыря 40 мучеников. Вершина горы Синая, вид с горы Св. Екатерины. Вид на гору Ескуа из уади Эль-Раха. Группа Бедуинов из окрестностей монастыря Св. Екатерины. Бедуинки из окрестностей Синайской горы. Вид внутренности юстиниановой базилики в монастыре Св. Екатерины. Алтарная мозаика «Преображения» в базилике Юстиниана. Входная, резвая дверь Юстиниановой базилчки. Верхняя часть. Резная дверь базилики Юст., средняя часть. Резная дверь базилики Юст., нижняя часть. Греческое Евангелие Синайской библиотеки, писанное золотом, 204, по преданию, дар Феодосия III, принад. X–XI в. Выходная миниатюра – Христос. Евангелие 204. 2 я миниатюра – Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

За что?.. Нет, ничего страшного с ним самим не произошло, он понадобился как свидетель-переводчик. Суду подлежал его земляк, человек родом с Крита, малообразованный крестьянин, которого подозревали в тайном исповедании ислама. Эль Греко был переводчиком на судебном процессе. Эпизод весьма показательный: если столь сильным было отторжение чужой культуры, значит, ее давление оказалось весьма серьезным. Вот в такое время Эль Греко и жил в Толедо. Кстати, где он жил? У какого-нибудь покровителя? Нет, Эль Греко поселился в некотором смысле в мистическом доме — в поместье, которое когда-то принадлежало маркизу де Вильене. Его считали едва ли не чернокнижником. Так вот Эль Греко прожил в его доме до конца дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, где он принимал узкий круг близких по духу людей, он и воплотил замысел работы, о которой мы говорим, — «Апостолов Петра и Павла». К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он зрелый художник и при этом полон сил, энергии. Почему он выбирает такой сюжет? Почему не пишет, например, Андрея Первозванного или Иоанна Богослова? Сюжет он выбрал неслучайно. И в Западной, и в Восточной традиции эти два человека считаются основателями Церкви. Конечно, подлинный Основатель — Господь Иисус Христос, но весть о Воскресении и о Церкви понесли его апостолы, ближайшие ученики. С Петром ситуация понятна: Сам Христос особо выделяет его из числа других апостолов. Он говорит: Симон, ты — Петр, то есть камень, и на этом камне Я созижду Свою Церковь. Даже несмотря на те ошибки, которые Петр допускает в отношении Христа, когда отрекается от Него в ночь Его ареста, к нему все же потом возвращается его старшинство. Об этом пишет апостол Иоанн, в последней главе своего Евангелия. Господь трижды спрашивает Петра: любишь ли ты Меня? Петр трижды отвечает утвердительно. И Господь трижды говорит ему: паси овец Моих. А что касается Павла? Его путь ко Христу был очень своеобразным. Мы видим его сначала гонителем христиан, он и сам называет себя в одном из своих Посланий не иначе как извергом.

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию. Город оказал на него огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты... Но там он долго не задержался. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. Толедо и сейчас — один из самых блестящих городов Испании, а в то время... Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник прожил в его доме до конца своих дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел». Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, в конце которой он создал целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Записала Алла Митрофанова «Благовещение» В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу… приношение. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами — это соработничество. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя — Бог вышел навстречу человеку. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это и не может удержаться от движения к Божией Матери. «Христос исцеляет слепого

http://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010