Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в 1896 г. в Москве в семье состоятельного предпринимателя, который изготавливал эксклюзивную мебель и изделия из кожи. Это было время бурных политических событий, войн и революций, но Сергея не увлекала политика. Очень рано в мальчике проявились способности к рисованию, в юности он был всецело увлечен искусством. В 1918 г. С. Сахаров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова), а в период подготовки к поступлению учился в мастерской Ильи Машкова. Во время учебы в академии сблизился с Евгенией Лурье (в 1922 г. вышла замуж за Б. Пастернака), завязались его связи с литературным и художественным бомондом, в частности с К. Бальмонтом. Сергей состоял в Московском союзе художников, учился в мастерской П. Кончаловского, испытал влияние В. Кандинского. В начале 1920-х гг. он был уже сформировавшимся художником, работал в собственном ателье на площади Борьбы (до 1918 г. – Александровская площадь). Вскоре после революции последовали первые большевистские гонения на представителей аристократии, военных и состоятельных, образованных людей, Сергей Сахаров был дважды арестован и чудом остался жив. В 1921 г. он эмигрировал из России, жил в Италии, Германии и Франции. В 1923 г. принял участие в знаменитом французском Осеннем салоне (Salon d’autome), где его картины выставлялись вместе с работами В. Дюпона (Dupont), Дориньяка (Dorignac) и Бара-Левро (Barat-Levraut). В Осеннем салоне также были представлены работы Эль Греко, П. Сезанна, П. Гогена, Камиля Коро, А. Тулуз-Лотрека, скульптора О. Родена и других мастеров. Известный художественный критик Тьебо-Сиссон (Tiebault-Sisson) писал о картинах Сахарова, что они «отличаются мягкостью и тонкостью, они напоминают Рикара и действительно заслуживают сравнения с ним» (цит. по: [Гавриила (Бриллиот) 2016, с. 87]). В июле следующего года С. Сахарову предложили участвовать в салоне Тюильри (des Tuileries), куда приглашали только элиту Осеннего салона. Здесь С. Сахаров выставлял свои картины вместе с М. Шагалом, Морисом Дени, П. Лапрадом, Ф. Валлотоном, Анри Ле Сидане и другими признанными мастерами. Салон закрылся в конце сентября 1924 г. – он был продлен на два месяца ввиду своей популярности. Известно, что картины С. Сахарова были проданы (одна из них за 500 франков), сейчас они находятся в частных коллекциях. Казалось бы, перед художником открылись блестящие возможности, мир вскоре мог бы узнать имя талантливого русского живописца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

«Когда молишься, войди во внутренний покой свой; и, затворив дверь, помолись» ( Мф.6:6 ). Речь идет не о месте, но о затворенной двери. Так Эль Греко искал цвета в глубине души и, чтобы обрести вдохновение, задергивал все шторы в мастерской и в своей душе. Надо уметь давать место молчанию, сосредоточению; без этих внутренне насыщенных моментов духовная жизнь рискует раствориться в бесплодной суете. По достижении определенной зрелости Иисусова молитва научает достигать такого состояния даже среди городского многолюдья и своим молчанием быть полезным для другого. В этих паузах сосредоточения учителя настойчиво предостерегают от экстатических состояний, свойственных только неопытным новичкам. В своем последовательном развитии душа должна стремиться к постоянному сознанию невидимого присутствия Бога и безжалостно изгонять всякие визуальные или чувственные явления, всякое любопытство, всякий поиск «таинственного». Евагрий обращает на это особое внимание: «Во время молитвы не старайся различить какие-либо образы или лица… дабы не впасть тебе в безумие» 291 . Григорий Синаит (XIV в.) в свою очередь дает такой совет: «Будь бдительным, друг Бога. Если ты видишь свет, или огонь, или какой-то образ, или ангела – откажись принять их… Когда кажется тебе, что дух твой влеком к высотам непреодолимой силой, – не поддавайся этому и заставляй себя трудиться» 292 . Если пришедшему можно сопротивляться или противоречить – это знак, что явление не от Бога. Исходящему от Бога сопротивляться невозможно. Все учителя особо настаивают на крайней трезвенности и отказе от всякой материализации. «Если вы видите новоначального, своевольно поднимающегося на небо, схватите его за ноги и сбросьте на землю, потому что это ему не полезно» 293 . Сатана, приняв вид ангела света, пришел к одному отшельнику с целью уверить его в духовных успехах; отшельник ограничился лишь тем, что заметил тому не без юмора: «Ты, должно быть, ошибся, тебя посылали к другому, я же ничего не достиг». Необычайные явления потрясают новичков, но не имеют никакого отношения к духовной жизни, поскольку она всегда ориентирована вовнутрь: «Если ты чист, то небо в тебе, и в самом себе ты увидишь свет, ангелов и Господа ангелов» 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

А ведь есть в России фильмы весьма достойные. Но «Газпром» не будет обращать на них внимание, поскольку им руководят люди, не отличающие искусство кино от кинокривляния. А потому эти киношедеврики, снятые молодыми талантами, никто не раскручивает, и о них никто не знает. И тем более они неинтересны кинопрокатной мафии. Мединского ругают, а я с ним согласен в том, что государство не должно давать деньги на фильмы, которые гадят в Отчизну. Пускай они снимаются, но не за счёт бюджетных средств. Даже театры теперь появились в Москве, которые всё время порочат русский народ, а при этом получают дотации от нашего государства. Вы уж или то, или это. Выберите как-то! А Мединский - молодец. С его приходом в Минкульте началось шевеление. И то, что его критикуют и оскорбляют в интернете, очень хороший признак. Значит, он что-то делает. Не критикуют того, кто ничего не делает. А если кого-то все хвалят, скорее всего, он лицемер и умеет подстраиваться. Интересно, до каких пор у нас все будут считать великим всё, что оценено на Западе? Самый яркий тому пример: один из наиболее не светоносных, грязных, аморальных художников - Дали. Приезжают наши туристы в Барселону и в первую очередь хотят посмотреть музей Дали. Почему? Да потому, что Дали раскрученный художник. Большинство людей ничего не понимают в живописи. Зато понимают в рейтинге. Есть ещё один художник, которого почитают туристы-россияне. Эль Греко. Ой, мол, какой гениальный, как интересно видел мир! Дело не в гениальности. Просто у него был астигматизм. Это был больной человек, который неправильно видел фигуры. Вот так сегодня в мире - за гениев выдают больных людей, у которых астигматизм души. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что Америка начала вооружать Украину . И в первую очередь, оружие попадёт в «Правый сектор». Вот где ужас будущего окопался! Порошенко не сможет этому противостоять. Мгновенно возникнет новый Майдан. Я всё чаще думаю о том, насколько Россия виновата в случившемся на Украине. Ведь Россия взрастила Януковича, пригрела его. И не его одного. А ещё грустнее, что подобных януковичей сегодня в России пруд пруди. И российская власть с этим справиться не может.

http://ruskline.ru/opp/2015/01/17/ot_pro...

Программы учебных заведений по искусствоведению почти обязательно включают курс обучения студентов технике копирования. Дело это творческое и очень необычное. Копируя работы старых мастеров, ученик усваивает не только технику их письма, но и вместе с ними проходит весь путь их удач или промахов, находок или заметных открытий. Но главное то, что ученик в процессе работы иногда переживает с уже ушедшим от нас художником все те же чувства, что владели творцом при создании шедевра. Более того, добросовестный ученик начинает понимать автора копируемого произведения много лучше, чем он этого бы достиг, читая его жизнеописание. Во всяком произведении искусства, картине, например, «сущностью её является неповторимая индивидуальность мастера, которую мы ищем и ценим даже в каждом штрихе и мазке кисти. Это делает вполне допустимым и даже естественным видеть некоторую автопортретность художника в любом жанре живописи» 211 . Практически неважно, что именно было изображено, – натюрморт ли, пейзаж. Если автор, как говорят, «вложил душу» в свою работу, – это всегда ощутит человек сопереживающий. Опыт копирования живописных полотен показывает, что методика «проникновения» в художественный мир прошлого не может быть универсальной. При работе с наследием, например, западноевропейских импрессионистов от исследователя требуется весьма определённый душевный настрой, а при изучении, скажем, «младших голландцев» – совсем иной. Произведение живописи – как камертон, и если Вы хотите прочувствовать мироощущение Рубенса, то раблезианский мир должен стать, хоть на время, но Вашим. Но если Вы пожелаете после этого понять творения Эль Греко – Вам придётся пережить почти полный душевный переворот. В эпоху позднего палеолита наши предки как живописцы ещё не успели деградировать ни до абсурда современного абстракционизма, ни до «духовности» обер-махатмы Н.К. Рериха. Не дошли ещё... Не сподобились... Не сумели, наверное. А это значит, кстати, что люди тогда были крепче, умнее, естественнее, да и просто психически здоровее большинства из нас. Символизм в их работах, конечно, присутствует. Но в том, что древнейшая живопись в целом была отчётливо реалистична, – сомнений быть не может. И посему при сопоставлении с творчеством наших праотцев мы должны избрать не крайнее, не среднее, а лучшее из того, что сейчас у нас есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Холеные мальчики с айфонами, которых на кастинги привозили родители, никак не соответствовали задумке Золотухина. – Тяжелый быт, скудное питание, ежедневный многочасовой труд в поле или на фабрике влияли на осанку человека, накладывали характерную печать на внешность, – рассказывает он новым зрителям. – Хотелось быть убедительным, показывая человека того времени. Мы стали искать в современности людей со старых фотографий и картин. Кого-то нашли в Нахимовском училище, главного героя – в питерском детском доме. Золотухин пришел туда вместе со своим учителем Александром Сокуровым. Желающих сниматься в кино оказалось много. Но сирота Володя Королев, разом потерявший обоих родителей и отправленный в детдом бабушкой, боявшейся не успеть его вырастить, понравился режиссеру сразу. – Судьба за его хрупкими плечами очень чувствовалась. Она была в доброте, наивности, открытости, с которой он тянулся к нам. Брать сирот для съемок в фильмах иногда довольно опасно. Когда-то Диана Асанова именно так нашла главного героя для фильма «Пацаны». Парень так прикипел к съемочной группе, что, вернувшись в детдом, покончил с жизнью. – Понимая риск, мы старались к Володе относиться как к профессионалу, чтобы сами съемки он воспринимал как работу. У нас даже психолог на площадке был, который отслеживал состояние детей. Сниматься мы взяли не одного Володю, еще его друга и девочку, которую вы видели в эпизоде, – говорит Александр. – Уже на стадии монтажа мы добавили полупрозрачные бельма, чтобы достигнуть эффекта отсутствующего взгляда у героя. Но Володя говорил, что иногда и правда ничего не видел. – У меня родной дед воевал в Первую мировую войну. Вши, раны. Я хотел поблагодарить… – вдруг заплакал мужчина средних лет в яркой красной футболке. Голос то и дело срывался. – Хотел здесь деда увидеть. Друзей его с фотографии увидел, а деда – нет. Благодарю за фильм… Он весь, весь пронизан добром. История о потерявшем зрение человеке Александр Золотухин, сын военных, исколесивший с родителями полстраны, программист по образованию, мечтавший заниматься творчеством, попал к Сокурову вольнослушателем. В 2011 году Александр Сокуров по просьбе ректора Кабардино-Балкарского университета набрал в Нальчике слушателей режиссерской мастерской – всего 15 человек от 18 до 36 лет. В интервью Сокуров вспоминал, что абитуриенты при поступлении не знали ни Эль Греко, ни Эйзенштейна и мало представляли, что такое симфоническая музыка. Это был чистый лист, который режиссер спешно начал заполнять.

http://pravmir.ru/film-u-vas-kakoj-to-de...

Когда посетитель входит в Эрмитаж или в другую художественную галерею, ему трудно не заметить, как много творений классиков искусства посвящено библейским сюжетам. Андрей Рублев и Феофан Грек, Микеланджело и Боттичелли, Рембрандт и Эль Греко, Александр Иванов и Николай Ге, Сальвадор Дали и Марк Шагал… Перечень этот можно продолжать бесконечно, как и перечень музыкантов, таких как Бах, Гайдн, Гендель, А. Рубинштейн, Стравинский, Пендерецкий. То же можно сказать и о мировой литературе. Редко кто из поэтов, русских и зарубежных, не обращался к темам Библии. Она привлекала их богатством мысли, духовной напряженностью, красотой образов. Ее перелагали Мильтон и Ломоносов, Байрон и Лонгфелло, Лев Толстой и Томас Манн, Рильке и Пастернак. «Что за книга это Священное Писание , – восклицал Ф. М. Достоевский, – какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных… » Но Достоевский, скажут, был христианином, и поэтому восторг его понятен; однако напомню слова Гете, который считал себя язычником. «Пусть, – говорил он, – духовная культура непрерывно идет вперед, пусть естественные науки непрерывно растут вширь и вглубь, пусть дух человеческий охватывает все более и более широкие горизонты – высот нравственной культуры христианства, озаряющей нас из Евангелия, мы никогда не превзойдем». А вот что пишет немецкий социалист, в котором трудно заподозрить апологета религии: «Библия – кладезь житейской мудрости и возвышенных чувств; никаких абстрактных правил (во всяком случае, они отодвинуты глубоко на задний план), никаких нравоучений, лишь наглядный показ на опыте живых людей из крови и плоти, со всеми их слабостями и жизненной силой. Примеры из живой действительности в совершенном изображении, в котором даже общие поучения проникновенно, в виде образных притчей, льются как бесконечные потоки благодатного дождя. Библия – это яркоцветный ковер лирической нежности, самые фантастические мечтания Востока, взлет восторженного гимна, вдохновения, непроницаемой глубины пророческого возвещения и экстатического видения». Это слова Карла Либкнехта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Эль Греко. «Христос, исцеляющий слепого», 1570 год      Нет человека, который не желал бы услышать такие слова при тяжелой болезни или в других обстоятельствах жизни, когда находился в шаге, в мгновении от смерти. Эти слова Христос сказал евангельскому слепому. Повествование о нем будет читаться в это воскресенье, 7 февраля, в храмах. Все мы знаем, что зрение является важным источником информации для человека. Слепота не только лишает человека определенного статуса в обществе, но не дает ему важного — насладиться красотой окружающего мира, увидеть чудесный закат, своих родных, прелесть садовых цветов. Евангельский страдалец, кроме отсутствия зрения, имел еще одну проблему — он был беден. В то время государство не платило никаких пособий людям с ограниченными возможностями, для них не было никаких социальных программ. Единственный способ прожить в этом случае — просить милостыню. Но такое положение не сломило духа и веры ослепшего. Услышав, что мимо идет Христос, страдалец стал кричать. Он не сидел пассивно у обочины, а начал просить помощи Иисуса, хотя окружающие Господа люди запрещали ему и требовали, чтобы он замолчал. Но с чем он обратился ко Христу? Если раньше он клянчил милостыню у проходящих, теперь же требует помилования: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» (Лк.18.39). Он ни на секунду не сомневался в том, что Господь силен исцелить его. Спаситель, исцелив страдальца, говорит: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18, 42). Казалось бы, поразительно мало требовал Христос за исцеление от недуга, а значит, и от необходимости просить милостыню — только явить акт веры. Однако именно это невероятно сложно. Поверить, явить готовность принять Бога в свое сердце и в свою мысль — подвиг, меняющий всю жизнь человека, его сознание, его отношение к происходящему вокруг. Милость сотворил Христос в данном случае. Но мы из Евангелия знаем, что подобных чудес Он сотворил много при Своей земной жизни. Бог творит чудеса и сейчас, когда человек обращается к Нему и призывает в заступление Божию Матерь и святых угодников. Для Бога нет ничего сложного или невозможного, кроме одного: насилия над свободной волей человека.

http://pravoslavie.ru/137204.html

Антониони, наоборот, максимально охлаждает итальянскую ткань, страстность — до состояния тления… В этом процессе наши Мастера являются антиподами, но такими, которые стремятся друг к другу. Бергман как бы тянется к Антониони как к источнику тепла, в то время как Антониони нужна прохлада, статичность для демонстрации того, что и горячие натуры могут переживать отчужденность, кризис чувств, остывание душ и тел. Большинство режиссеров, как правило, пытаются проникнуть внутрь Божественной скорлупы, в коей запрятан Провидением каждый образ — если, конечно, автору удается его зачать, выносить, родить. Человек создан как неразрушаемое целое — его невозможно разобрать на части не убив. То же самое — с образом. Образ непостигаем и непознаваем. Мозг ничего не может сделать с Образом. Образ — родственник Души, и только она понимает язык Образа. Мозг ничего не может сделать с Образом — нет параметров, нет никакой реальности, нет общей материи. Бергман все же пытается проникнуть внутрь яйца… Антониони действует совсем бескровно — ходит вокруг яйца, наблюдает за ним. …в радиоприемнике зазвучала музыка. Я даже не заметил, как перестали звучать слова. Чай остыл. И выпил-то я всего два глотка. Я подошел к окну, заглянул в черные стекла: шел снег, шел снег… Мне всегда было интересно понять: в какой степени большой автор влияет на профильное искусство, на общество? В нашем случае, мне кажется, никакого влияния не состоялось… ни на будущее, ни на прошедшее. Когда Бергман и Антониони набрали дыхания и взошли на Олимп, гуманитарное развитие кино как искусства, его самосовершенствование было остановлено. Интерес общества к выдающимся мастерам пропал. И не только к тем, о коих мы сейчас так много говорим. Востребованность в искусстве была отменена. Это результат тотальной индустриализации культуры, допуск подросткового американского фабричного визуального товара в саму душу киноискусства. Сегодня формирование образа проходит в условиях хаоса, в условиях дегуманизации культуры. Так же, как Рембрандт или Эль Греко никак не видоизменили живопись, не обеспечили ей прогресса, так и Бергман, Антониони остались просто одинокими, великими… и всё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=165...

Свою особенность строения Цезарев бес делит с германскими лешими, которые тоже внутри оказывались пусты «как дерево с дуплом или как квашня»» (id., стр. 96). Необыкновеннейшие же превращения свойственны греческой нечисти ( Шестаков , стр. 226–238). – В народных воззрениях японцев мы опять находим все то же представление об отсутствии лица у нечисти, по крайней мере, у одной ее разновидности, у Муджины. В одной легенде рассказывается как некий купец встретил такую Муджину, у которой «не было ни глаз, ни носа, ни рта» и лицо которого было гладко «как яйцо» (Лафкадио Хёрн , – Японские сказки Кваидан, пер. с англ. С. Лорие, «Универс. Библ.», 469–470, «Муджина», стр. 54–56). 292 Арист ., – Эф. к Ник. VII 12 p. 1252 b 7: «τ μακριον νομκασιν π το χαιρειν». В код. Mb стоит: «το μαλιστα χαιρειν». 293 По Плутарху (Ed. Oxoniensis, VII, 1) μακριος dicitur a χαρειν Arist. Nicom. VII. 1» (Dan. Wyttenbach , – Lexicon Plutarcheum, Lipsiae, 1843, Vol. II, p. 532). 295 Не имея основания высказаться за этимологическое сродство, я все же считаю небезынтересным указать на звуковое совпадение слова μκαρ с туземным названием одного сорта варварийского (т. е. с берега Африки южнее Баб-эль-Мандеба) ладана, а именно с Makker или Makar , в ботанике называющегося Boswellia papyrifera. Возможно, что этот Makar тождествен с упоминаемым в Перипле (Peripli maris Erythraei, 8) и у Диоскорида (De mat. med. I, 111) растением μκερ или μκειρ, вывозимом из Варварии (М. Хвостов , – Иссл. по ист. обмена в эпоху Эллинист. монархий и Римск. имп., I Ист. вост. торговли греко-римск. Египта. Казань, 1907, стр. 99, прим. 4). Если допустимо гипотетическое построение, в предположении, что слово Makar индоевропейского происхождения, то мыслимо, что ладан назван «блаженным» за какие-нибудь наркотические свойства. 296 Fr. W. J. von Schelling, – Einleitung in die Philos. d. Mythologie (Sämtl. W., 2-te Abth., Bd. I, SS. 469–477, 2 Buch, 20 Vorles.). 298 Можно указать еще на то, что μ на элейском диалекте равносильно μ. Отсюда – слова μτε и μαδ (Η. von Herwerden , – Lexicon Graecum suppletorium et dialecticum. Lugduni Batavorum, 1902, p. 510. – Тут же точн. ссылки). 300 Гомер, – Илиада II 120, 214; V 759; XIII 627; XV 40, XX 298; 348; Одиссея, III 138, XVI 111. 301 Пользуясь случаем выразить свою благодарность за сделанные мне указания из области осетинск. яз. моему товарищу П. Г. Ходзарагову, природному осетину. 303 Schelling , SS. 472–473. – Не знаю, откуда берет Шеллинг эту глоссу. В имеющемся у меня изд. Изихия (Hesychii Alexandrini Lexicon, curavit Alaur. Schmidt, ed. altera, Jenae, 1867, срв. 868 35–36 значится лишь: «κηρ περισπμενον κα οδετρως λεγμενον ψυχ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Выставка «Византия сквозь века» открылась в Эрмитаже Санкт-Петербург, 27 июня 2016 г.      Выставка «Византия сквозь века », одно из главных культурных событий Года Греции в России и России в Греции, открылась 24 июня в Николаевском зале Зимнего дворца, сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии . Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с министерством культуры и спорта Греции. Представленные экспонаты (более 150 предметов) охватывают весь период существования византийской культуры – с первых веков до падения Константинополя под натиском турок в 1453 году. Вниманию посетителей представлены скульптура, фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, ювелирные золотые украшения, перегородочные эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X–XV веков, живописные иконы XII – середины XV веков, среди которых – уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис » примерно 1300 года создания и полотно 1600–1607 годов «Апостол Петр » кисти Эль Греко. Для показа в Санкт-Петербурге свои памятники предоставили музеи, библиотеки и монастыри Афин, Фессалоник, Касторьи, Верьи, Коринфа, Хиоса, Спарты, Родоса, Аргоса, Халкиды, Беотии, Серр, Лесбоса, Киклад. «Акцент нашей выставки сделан на художественных особенностях памятников. Их нужно рассматривать в контексте той культуры, в которой они существовали, – сказал куратор выставки, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока Юрий Пятницкий в беседе с корреспондентом " Воды живой " . – Византийское искусство – очень глубокое для понимания и тонкое по своему языку. Наша задача – создать условия для восприятия этого искусства современным человеком. Целая стена Николаевского зала заполнена иконами палеологовского времени. Для человека, имеющего пиетет к иконам, – это большое поле для понимания и вдохновения». В церемонии открытия приняли участие директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, министр культуры РФ Владимир Мединскии, заместитель министра иностранных дел Греции Иоаннис Аманатидис, заместитель министра образования, культуры и спорта Греции Co Анагностопулу.

http://pravoslavie.ru/94673.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010