Закрыть itemscope itemtype="" > К 410-летию смерти Эль Греко Александр Балтин   23:31 01.04.2024 117 Время на чтение 3 минуты Фото: З.Греко. Христос, Несущий Крест …ему требовалось больше солнца, чем мог предложить родной Крит, мастера иконописи которой давали первые уроки Доменико, ещё не ставшему Эль Греко: в частности, как надо работать, чтобы икона, помещённая в глубокую нишу, излучала свет. Ему надо было больше солнце: он оказывается в Италии, где работает в мастерской Тициана, нащупывая собственные открытия, стремясь к тайникам собственной души, где заложены были грядущие великие полотна. Кто учил Эль Греко искусству глаз: столь просиявшему на суммах его портретов: этой суммы сумм мировой живописи? Некогда весьма развитое в Византии, оно передалось – по метафизическим нитям – на Крит, потом… Исходящий свет словно прожигает: необходимостью жить по- другому; совершенно необычны глаза изображений Эль Греко – особенно Христа и святых: они огромны, они перенасыщены многослойным светом. Светом жизни: омрачённым печалью – в силу древних, не выяснить теперь, катастроф… …в абсолютно-логично-православной иконе «Успение Богородицы», созданной художником на Крите, темпера и позолота свидетельствуют об усвоенной традиции, не говоря ещё ничего о силе дара, покуда не разбуженной. Каменный цветок Толедо раскрывается для Эль Греко таким своеобразием, что огни его работ связаны с лепестками старого, серого камня. Пейзажи города, данные художником, из лучших аспектов пейзажной живописи вообще: он живописует душу города, несколько искажая реальность; но зелёный пламень растительности полыхает, как языки огня-тел на многих холстах Эль Греко. …его знакомят с сыном настоятеля Толедского собора: что обеспечивает заказами, и – соответственно – деньгами; он стремится ко двору короля, но тот остаётся равнодушным к манере Эль Греко: художник нехотя остаётся в Толедо: однако, именно там он признаётся великим. Воображение и интуиция важнее принципов классицизма: так работает Эль Греко. Он считал цвет более важным элементом бытия, нежели форма: цвета Эль Греко – невероятные цветы…

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Эль Греко: аскет эпохи Возрождения К 400-летию со дня смерти 09.04.2014 794 Время на чтение 10 минут Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко. Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все. Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти. Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества? О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис. Триста лет забвения У Эль Греко есть очень известная работа - «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был. Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия - например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко. Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы. Мастер умер 7 апреля 1614 года в возрасте 73 лет. Перед смертью он исповедался и причастился. А дальше произошла очень характерная история. Дело в том, что после смерти художника о нем... на триста лет забыли. Показательно, что до наших дней не сохранилась его могила, разрушен и дом в испанском Толедо, где он жил... Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять. Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению - до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства - и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться - конечно, вполне заслуженно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИНА Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон) [Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата , т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. ( Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516). Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан.

http://pravenc.ru/text/2562424.html

ДВИЖЕНИЕ КОЛЛИВАДОВ С переходом в четырнадцатом веке большей части Византийского государства под турецкое господство значительно ускорилось развитие кризисных явлений во многих областях духовной и культурной жизни ромеев. Византийское монашество, давшее жизнь стольким шедеврам богословской мысли и церковного искусства, постепенно отходило от идеалов исихазма. С середины XV века в Византии трудно найти богослова, уровень которого был бы сопоставим с уровнем Св. Григория Паламы (1296-1359) или Св. Николая Кавасилы (прибл. 1320-прибл. 1390). Можно назвать лишь Св. Максима Грека (1480-1556), но и тот занимался больше приложением богословия к жизни (споры между " стяжателями " и " нестяжателями " ), чем чистым богословским творчеством. Угасание традиции исихазма имело естественным последствием упадок церковного искусства . В XV-XVI веках еще создают свои шедевры иконописцы критской школы, на развитие которой, кстати говоря, турецкое господство не оказало существенного влияния, поскольку Крит только в 1669 году был захвачен турками, но затем - к концу XVI века - вырождается и ее традиция. Уже в работах самого выдающегося ее представителя - Феофана Критского (XVI в.) - можно наблюдать западные влияния . Более отчетливо они выражены у современного Феофану Франко Кастелано. И, наконец, отдельные влияния переходят в прямое отречение от своей духовной традиции в произведениях критского же художника Доминика Феотокопулоса (1541-1614), известного как Эль Греко. Происходит искажение религиозного сознания у простого народа. Грекам приходится защищать свою религиозную и национальную самобытность перед угрозой омусульманивания и ассимиляции среди турок. Основным признаком национальной аутентичности становится православное вероисповедание. Вера оказывается национальным фактором и утрачивает в сознании греков свой вселенский характер. Как пишет о. Георгий Металлинос, " с XVII века усиленно распространяется " озападнивание " греческого богословия, которое выражается в виде утраты сознания вселенскости Православия и постепенного преобладания конфессионального менталитета " . К этому добавляется также почти поголовная безграмотность и религиозная необразованность народа, которые стали следствием того, что система образования Византии с падением империи тоже была практически полностью разрушена. Также формы церковной жизни костенеют, приобретая самодостаточность и самоценность.

http://pravoslavie.ru/archiv/kollibades....

Игумен Никон – афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества. Послушание – это бескровное мученичество Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия – это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет. Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, – я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия» 1 для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение – состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять. О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам – свят, и Исаак – свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица – мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица – игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы – сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание – это бескровное мученичество.

http://pravoslavie.ru/71800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕОС Альварес [испан. Mateos Álvarez] Хуан Хосе (15.01.1917, Сеута - 23.09.2003, Малага), иезуит, католич. литургист и библеист. Род. в семье испан. офицера Хуана Хосе Матеоса, проходившего военную службу в Сев. Африке, и его супруги Марии Альварес. По окончании средней школы изучал медицину в ун-тах Мадрида и Гранады, однако был вынужден прервать занятия во время гражданской войны (1936-1939). 1 февр. 1940 г. поступил в новициат ордена иезуитов в г. Кадис (Андалусия). В 1942 г. принес простые обеты и начал изучение гуманитарных наук в г. Эль-Пуэрто-де-Санта-Мария (1942-1944), с 1943 г. исполняя обязанности инспектора курса. Получив философское образование в коллегии Нуэстра-Сеньора-дель-Рекуэрдо в Мадриде (1944-1947), где он был также регентом хора, М. приступил к прохождению 2-летней педагогической практики в Ин-те Массимилиано Массимо в Риме. Затем в течение 4 лет изучал богословие в папском Григорианском университете . 18 марта 1951 г. рус. католич. архиепископ восточного обряда Александр Евреинов рукоположил М. во пресвитера. За неск. лет до этого предполагалось, что М. будет осуществлять свое служение в Румынии, однако еще в 1948 г. коммунистические власти юридически ликвидировали Румынскую греко-католическую Церковь. В связи с этим 1952-1953 гг. М. провел в Париже, где занимался изучением текстов суточного круга византийского богослужения . После прохождения терциата в Австрийской пров. Об-ва Иисуса М. вернулся в Рим (1954) и приступил к подготовке докторской диссертации в Восточном папском институте . В 1956-1958 гг. жил в Ираке, где изучал литургические рукописи Сирийской яковитской Церкви . М. установил, что практику богослужения, принятую в Тикрите, центре мафрианата этой Церкви (см. ст. Мафриан ), следует рассматривать в качестве особого обряда. 2 февр. 1957 г. принес торжественные обеты. 13 июня 1959 г. защитил диссертацию, посвященную ночной и утренней службам Халдейской католической Церкви (см. ст. Восточно-Сирийский обряд ), с оценкой «summa cum laude» и получил должность профессора вост. литургики в Восточном папском ин-те. Кроме того, М. преподавал в др. папских ун-тах: Григорианском и Урбанианском, а также в папском литургическом ин-те св. Ансельма. В качестве приглашенного преподавателя читал курсы в ун-те Леопольдвиля (ныне Киншаса, Демократическая Республика Конго) (1962), в Ин-те восточнохристианских исследований им. папы Иоанна XXIII при Фордемском католическом ун-те в Нью-Йорке (1965, 1967), в Бостонском колледже (1967, 1968), в Ун-те Сан-Франциско (1969), в семинариях Маланкарской Церкви и Сиро-Малабарской католической Церкви в Коттаяме (шт. Керала, Индия) (1969), в Восточно-азиатском ин-те для священников в Маниле (1969, 1971, 1973, 1975, 1976). В 1964-1972 гг. исполнял обязанности главного редактора ж. «Orientalia Christiana Periodica».

http://pravenc.ru/text/2562574.html

О некоторых особенностях иконографии Распятия Ил. 1. Эль Греко. Распятие. 1588 г. До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь . И только якобы с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако не так давно в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х. . А вскоре последовала еще более удивительная находка – на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила якобы раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам. Дошедшие до нас наиболее известные памятники относятся лишь к V веку. Назовем здесь два из них: Распятие на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея. Выразительно изображение на британском авории, представляющее собой рельеф того же времени, с уже развитой иконографической программой Распятия. На римской же двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростертыми руками, одна из которых – центральная – крупней двух других. Поэтому совершенно неосновательно утверждение Ю.Г. Боброва: «Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало распространяться лишь после решений Вселенского Собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа» . Сами памятники опровергают подобные мнения. Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест.

http://pravoslavie.ru/999.html

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в 1896 г. в Москве в семье состоятельного предпринимателя, который изготавливал эксклюзивную мебель и изделия из кожи. Это было время бурных политических событий, войн и революций, но Сергея не увлекала политика. Очень рано в мальчике проявились способности к рисованию, в юности он был всецело увлечен искусством. В 1918 г. С. Сахаров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова), а в период подготовки к поступлению учился в мастерской Ильи Машкова. Во время учебы в академии сблизился с Евгенией Лурье (в 1922 г. вышла замуж за Б. Пастернака), завязались его связи с литературным и художественным бомондом, в частности с К. Бальмонтом. Сергей состоял в Московском союзе художников, учился в мастерской П. Кончаловского, испытал влияние В. Кандинского. В начале 1920-х гг. он был уже сформировавшимся художником, работал в собственном ателье на площади Борьбы (до 1918 г. – Александровская площадь). Вскоре после революции последовали первые большевистские гонения на представителей аристократии, военных и состоятельных, образованных людей, Сергей Сахаров был дважды арестован и чудом остался жив. В 1921 г. он эмигрировал из России, жил в Италии, Германии и Франции. В 1923 г. принял участие в знаменитом французском Осеннем салоне (Salon d’autome), где его картины выставлялись вместе с работами В. Дюпона (Dupont), Дориньяка (Dorignac) и Бара-Левро (Barat-Levraut). В Осеннем салоне также были представлены работы Эль Греко, П. Сезанна, П. Гогена, Камиля Коро, А. Тулуз-Лотрека, скульптора О. Родена и других мастеров. Известный художественный критик Тьебо-Сиссон (Tiebault-Sisson) писал о картинах Сахарова, что они «отличаются мягкостью и тонкостью, они напоминают Рикара и действительно заслуживают сравнения с ним» (цит. по: [Гавриила (Бриллиот) 2016, с. 87]). В июле следующего года С. Сахарову предложили участвовать в салоне Тюильри (des Tuileries), куда приглашали только элиту Осеннего салона. Здесь С. Сахаров выставлял свои картины вместе с М. Шагалом, Морисом Дени, П. Лапрадом, Ф. Валлотоном, Анри Ле Сидане и другими признанными мастерами. Салон закрылся в конце сентября 1924 г. – он был продлен на два месяца ввиду своей популярности. Известно, что картины С. Сахарова были проданы (одна из них за 500 франков), сейчас они находятся в частных коллекциях. Казалось бы, перед художником открылись блестящие возможности, мир вскоре мог бы узнать имя талантливого русского живописца...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Глава 9 1. Стремление Ханаанских царей и народов к соединению для борьбы с израильским народом. 3. Гаваонитяне посредством хитростей добиваются союза с ним. 16. Верность израильского народа данной клятве. 23. Осуждение гаваонитян на вечное рабство. Нав.9:1 .  Услышав сие, все цари [Аморрейские], которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, [и которые] близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, [Гергесеи,] хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, Нав.9:2 .  собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем. Нав.9:1–2 составляют общее введение к трем следущим главам ( Нав.9–11 ). В них намечается новое, начавшееся в то время в населении всей Ханаанской земли, движение – соединить свои силы для общей борьбы с израильским народом. Изображая всеобщность этого движения, библейский писатель указывает, как на сочувствовавших этому стремлению всех царей, владеющих важнейшими областями Западно-Иорданской страны (горами, долинами и берегом Средиземного моря до Ливана) и вместе с тем перечисляет жившие в ней сильнейшие племена, согласно с Нав.3:10 . Нав.9:3 .  Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, Нав.9:4 .  употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; К общему движению против израильтян не примкнули, однако, жители Гаваона. Гаваон, в настоящее время деревня Эль-Джиб, верстах в 7 на север от Иерусалима; во время Иисуса Навина он был большим городом, подобным столицам ханаанских царей ( Нав.10:2 ), хотя и не имел царя. Он находился на пути из среднего Ханаана к Средиземному морю по Вефоренскому спуску и стоял во главе союза из 4-х близлежащих городов. Жители его из племени евеев ( Нав.9:7,11:19 ) отличались храбростью ( Нав.10:2 ). Несмотря на значительную силу, какой располагал Гаваон, управлявшие им старейшины не присоединились к общему движению, а избрали другой способ для того, чтобы избежать участи, постигшей жителей Иерихона и Гая ( Нав.9:3 ). В том, что было известно им об израильтянах, о выходе их из Египта ( Нав.9:9 ), о победах над заиорданскими царями ( Нав.9:10 ) и завоевании Иерихона и Гая ( Нав.9:3 ), они, подобно Раави, увидели действие высшей силы исповедуемого израильтянами Бога, Который приводит в исполнение Свое решение отдать всю Ханаанскую землю этому народу ( Нав.9:24 ). Поэтому решились «и они», подобно израильтянам при завоевании Гая, употребить хитрость для сохранения своей жизни; это «и они» пред глаголом «употребили» ( Нав.9:4 ) выражено в еврейском тексте через «гам гемма», в греко-славянском словами κα γε ατο – «и сии», в русском оставлено без перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ханжеская внешняя церковность не требует изменений в душе» Ханжество консервативного вида ведёт к недоверчивости, хамству и лживости, а ханжество либерального толка все церковные обряды превращает в театр 24.08.2021 1380 Время на чтение 5 минут Фото: Эль Греко Хотя мир переворачивается вверх ногами, мы, православные, должны как всегда стараться быть верными Христу и беречь свою веру. Чем больше беспорядка в мире, тем лучшие условия создаются для ханжества, о котором здесь хотела поговорить. Самую благополучную почву оно находит в христианстве, так как христианство – религия любви. Любить по-настоящему всегда трудно, а притворяться – легко. Ханжество имеет тысячу имен и тысячу видов, и о нем писали тысячелетиями. Сам Христос выгонял ханжей из храма, называл их лицемерами, слепыми вождями, «затворящими царство небесное человекам» (Мф. 23:13). Оно бывает мирское, служебное, историческое, церковное, личностное... Проявляется разными способами, принимает разные виды, но суть остается одна и та же: лицемерие, когда внешние формы поведения не соответствуют убеждениям. Церковное ханжество наиболее распространено и наиболее знакомо, но наметить ясную черту между церковным, личностным и другого вида ханжеством сложно, и вряд ли надо. Думаю, что с церковным ханжеством всем пришлось столкнуться. Встречается оно и в околоцерковных общинах, в протестантских, католических, – корни ханжества вырастают из самого сердца. Традиционная консервативная православная община, старающаяся жить по заповедям Божиим, по Евангелию – это сокровище в церковной жизни. В наши дни найти такую общину подобно притче Господней о драгоценной жемчужине. Но в некоторых консервативных православных общинах складываются поверхностные, лёгкие, не обязывающие отношения, в центре которых стоит спрятанное ханжество или, в лучшем случае, удачная имитация этого, как попытка приспособления к коллективу. Причин такого склада отношений, думаю, много: это может быть и ощущаемая (с историческими корнями) враждебность иной национальности и иной веры, малочисленность общины, взгляды лидеров и т.п. Но главной причиной ханжества часто бывает легковесие настоятеля, его невеское духовное влияние. Интересы такой общины обычно останавливаются на грани душевности, сосредотачиваются на посторонних, второстепенных вещах, в них ищут выражение своей веры.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/24/ha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010