Св. Агнесса. 1608 г. Худож. Франсиско Пачеко (Прадо, Мадрид) Св. Агнесса. 1608 г. Худож. Франсиско Пачеко (Прадо, Мадрид) Майно, видимо, помог выработать свой стиль Луису Тристану де Эскамилье («Поклонение волхвов», 1620, Музей изящных искусств, Будапешт), тоже учившемуся у Эль Греко. Период с 1606 по 1613 г. он провел в Италии, где видел работы Караваджо и караваджистов; результатом стали своеобразные попытки совмещения 2 концепций: фигуры у него вытянуты в пропорциях, бестелесны, композиции нервно напряжены, а свет написан в караваджистской манере густой светотени. Поворот к караваджизму (пока достаточно робкий) и к натурализму (более определенный) характеризует живопись Толедо и всей И. после 10-х гг. XVII в. Однако нек-рые образцы появляются десятилетием раньше в натюрморте, прежде всего в работах живописца Санчеса Котана (его имя появилось в каталогах частных собраний Толедо уже в 1599). Котан создал особый тип натюрморта, не декоративно-символического, а реалистического - бодегон (от испан. bodegón - харчевня). Натюрморты Котана - воплощение испан. чувства мира: предметы погружены в пустоту; абсолютная беззвучность картин, математическая выверенность композиции, абстрактный ровный свет выхватывает их из темноты. Холодность и безжалостность видения мира уподобляют картины предметам для медитации (ученые находят в искусстве Котана параллели с духовными упражнениями Игнатия Лойолы и Терезы Авильской). " Св. Касильда Толедская " . Между 1630 и 1645 гг. Худож. Франсиско Сурбаран (собрание Г. Тиссен-Борнемиса, Швейцария) " Св. Касильда Толедская " . Между 1630 и 1645 гг. Худож. Франсиско Сурбаран (собрание Г. Тиссен-Борнемиса, Швейцария) В 1-й пол. XVII в., в период Контрреформации, происходило формальное обогащение испан. живописи итал. влияниями. Показательно в этом отношении собрание патриарха лат. Антиохийского и вице-короля Валенсии Хуана де Риберы: в собрание входили картины Эль Греко, Санчеса Котана, Пантохи де ла Круса, копия с картины Караваджо «Распятие ап.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Неск. языческих храмов было расположено и в самих поселениях М. г., таких как Барад (Капроварада), Бурдж-Хайдар (Капрокера), Дахис, Рас-эль-Хисн и др. На возвышенностях и отчасти также поблизости от храмов и др. сакральных мест в рим. эпоху возникли кладбища, на к-рых завещали себя похоронить мн. представители знатных и богатых семей Сирии. Были распространены мавзолеи, выстроенные из камня или высеченные в скалах. Мавзолеи, как правило, были квадратными или прямоугольными в плане, украшались декоративными колонками наподобие классических греко-рим. храмов; часто были увенчаны высокими обелисками пирамидальной формы. В архитектурном декоре они содержали также элементы стиля, близкого к памятникам Пальмиры. Лучше других в М. г. сохранились мавзолеи у селений Фиркая и Мегара (оба в горах Эз-Завия). Отдельные мавзолеи есть в Эд-Дане, Бшандлае, Катуре, Дайр-Бурайдже, Кауканае и др. селениях. Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Калъат-Симъан. План и реконструкция христ. комплекса Период с сер. III по 30-е гг. IV в. археологи описывают как время сравнительной стагнации в М. г., когда новых построек появлялось мало. В сер. IV - кон. VI в. последовал небывалый расцвет: число поселений этого периода измеряется сотнями; в каждом из них в среднем несколько десятков частных домов. По оценке французских археологов на основе подсчета сохранившихся домов, в горных массивах Бариша и Эль-Ала в это время могли проживать соответственно ок. 21 тыс. и 8,5 тыс. чел., что составляет плотность населения 100 и 53 чел. на кв. км. Увеличение числа домов и количества населения отмечается до 50-х гг. VI в. В этот период земли М. г. интенсивно использовали для разведения оливковых садов. Возле всех деревень, вилл или мон-рей сохранились остатки маслодавилен (в сел. Бахью их найдено 37). Оливковое масло производилось в больших объемах на экспорт. Скорее всего оно поступало на рынки Антиохии и Лаодикии и оттуда вывозилось в регионы Средиземноморья, однако прямых указаний на наличие именно таких путей экспорта археологами не найдено.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Останец Хусн-эль-Гураб, у подножия к-рого располагался порт Кани [в южноарав. эпиграфике (преимущественно сабейской) -   греч. Καν; лат. Cane; араб.   ], крупнейший порт древнего государства Хадрамаут на побережье Аравийского м. в I в. до Р. Х.- 1-й пол. I тыс. по Р. Х. Принятое ныне чтение «Кани» вместо прежнего «Кана» основано на греко-лат. и араб. формах топонима. Городище, расположенное у подножия останца вулканического происхождения Хусн-эль-Гураб в юго-зап. части бухты Бир-Али, приблизительно в 3 км от одноименного современного селения, было идентифицировано как древний порт К. в 1834 г. офицерами гидрографического корабля «Палинур» брит. Ост-Индской компании. Важнейший вклад в изучение К. внесли археологи А. В. Седов и Ю. Г. Виноградов, осуществлявшие долговременные планомерные раскопки городища в составе Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) в 1985-1989 и 1991 гг. и Российской комплексной экспедиции в Йеменской Республике (РКЭЙР) в 1993-1994 гг. В 1995-1996 гг. французские археологи во главе с М. Мутоном вскрыли языческое культовое сооружение, в к-ром предположительно население поклонялось богу Сийану, символизировавшему хадрамаутскую государственность. «Нижний город» площадью ок. 15 га имел более 100 построек, в т. ч. и помещения хозяйственного назначения, очевидно, складские. Количество жителей К. изменялось в зависимости от сезона, т. к. это был торговый порт, а на интенсивность морской торговли влияло направление муссонных ветров. Судя по археологическим материалам и сведениям «Перипла Эритрейского моря» (ок. 70-х гг. I в. по Р. Х.), в т. н. нижний период (2-я пол. I в. до Р. Х.- сер.- кон. I в. по Р. Х.) К. был связан торговлей с западом (Испанией, Сицилией, Италией) и востоком Средиземноморья (Египтом, Палестиной, М. Азией), Месопотамией и районом Персидского зал. В т. н. средний период (II-V вв.) К. достиг наибольшего расцвета. К этому времени относится раскопанное Седовым здание, идентифицированное им как синагога. На обломках упавшей с его стены штукатурки была обнаружена фрагментарная греч. надпись некоего Космы, к-рую издатель Виноградов считал скорее христианской, чем иудейской, и датировал 2-й пол. IV в. ( Виноградов. 1989; Sedov. 1992. P. 135-136). Г. Бауэрсок настаивал на том, что выражения, содержащиеся в надписи, характерны для памятников греч. эпиграфики, составленных иудеями ( Bowersock. 1993; Qâni " . 2010. P. 393-396), но не учел, что Косма - типично христ. имя и что ни одного случая использования греч. языка иудеями на юге Аравии не зафиксировано. Поскольку данные археологии не позволяют однозначно отождествить ни «раннюю постройку», откуда происходит надпись, ни сменившую ее «позднюю постройку» с синагогами, сооружение, следуя мнению Виноградова, можно рассматривать как христ. часовню.

http://pravenc.ru/text/1470213.html

г) Совсем иначе стоит вопрос об Атку или Эдку: существование этого городка в V-VI в. далеко небесспорно. В недалеком расстоянии от Александрии (в 42 верстах) и совсем – близко (в 14 верстах) от Розетты, между древними устьями канопским и болбитинским на узкой полосе между Средиземным морем и озером Эдку лежит городок Эдку на север от этого озера. С именем Эдку ставят в связь некоторые географические названия в иероглифических надписях 59 ; но при этом исходят из предположения, что существование Ткоу на севере нижнего Египта доказано Шампольоном, и не дают себе труда вспомнить чувствительный пробел в этом доказательстве, именно выяснить, как же этот Ткоу назывался у писателей греко-римских. Подозрительно уже то, что эти писатели: о Ткоу городе и озере хранят глубокое молчание 60 . Но если бы и отыскалось это греко-римское имя, и тогда нужно было бы еще доказать, что в этом городе была епископская кафедра. В действительности же Шампольон не представил не только греко-римского, но даже коптского свидетельства о существовании Ткоу на севере Египта: сначала (I, 270) он пользовался Cod. Vat. 68 fol. 120 для установки орфографии коптомемфисского названия Антеополя , а потом (II, 242) на тот же cod. Vat. 68 61 сослался в доказательство (и притом единственное) того что Эдку есть Ткоу, именно на слова Диоскора о Макарии: „Ткоу, малый город, произрастил тебя, великий город Александрия приняла тебя“. „Антеополь, говорит Шампольон, и тогда был значительным городом (действительно уже при птолемеях он был метрополией отдельного нома) и остается таким до сих пор, как показывает самое его имя „Кау-эль-кебир“, т. е. „великий Кау“; таким образом, название „малый город“ к нему совсем неприложимо“. Но без труда можно допустить, что энкомиасту в ораторском пафосе; при контрастическом сопоставлении с „великою Александриею“ могла показаться „малым городом“, mikr poliV, и значительная метрополия. Возможно даже, что scalae, переводя словом „Атку“, разумеют тот же Антеополь. Ср. Wüestenfeld, 210: „2 тиби (28 дек.) претерпел мученическую смерть св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Впрочем, ее голос вряд ли будет услышан, как это уже неоднократно бывало в схожих палестинских историях. Ведь тогда из-за «каких-то христиан» окажется под ударом весь план мирного урегулирования, известный как «Дорожная карта». Частью последнего, напомним, является образование со временем Палестинского государства, пока что автономия получает большие права в части самоуправления. Все это хорошо, но почему получается, что мусульмане и евреи договариваются за счет третьей стороны – «молчаливого» христианского меньшинства?   Территория Палестинской автономии включает сектор Газа, Голанские высоты, западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим. В секторе Газа проживает приблизительно 1,4 млн человек. На западном берегу реки Иордан еще 2,3 млн человек без учета 190 тысяч израильских поселенцев. В Восточном Иерусалиме проживают 390 тысяч человек, из них 180 тысяч – израильские поселенцы. Население Голанских высот составляет сегодня 20 тысяч человек. При этом приблизительно 98 % палестинских арабов на этой территории — мусульмане-сунниты. По сильно заниженным данным Палестинского статистического бюро, число христиан в автономии составляет всего 39 560 человек. В то же время, согласно израильской статистике, число христиан на «территориях» может достигать приблизительно 200 тысяч человек. Большинство христиан — греко-православные арабы (120 000). Имеются также греко- и римо-католики, протестанты, сиро-христиане, армяно-григориане, копты, марониты и последователи Эфиопской Православной (нехалкидонской) Церкви. Христиане сосредоточены, прежде всего, в районах Иерусалима, Рамаллаха и Вифлеема. И этот христианский островок в исламском море становится все меньше. В чем причины этого?   Побывав на палестинских территориях трудно отделаться от ощущения, что с выводом оттуда израильских войск, они медленно, но верно стали погружаться в хаос. Причем, «крайними», разумеется, становятся не вооруженные до зубов боевики «ХАМАС» или «Исламского джихада», с которыми слабая в военном отношении администрация Махмуда Аббаса связываться попросту боится, а беззащитные общины христиан. Между тем, согласно достигнутой год назад в Шарм-эль-Шейхе договоренности, под контроль палестинских «сил безопасности» должны перейти не только четыре города с преимущественно мусульманским населением в секторе Газа и на Западном берегу Иордана (Иерихон, Тулькарм, Калькилия, Рамалла) но и родина Иисуса — Вифлеем с большим христианским анклавом.

http://pravmir.ru/xristiane-v-palestinsk...

Особенно значительное движение сообщено было в Египте христианской иконографии в результате взаимодействия целого ряда условий, сводящихся к культурным особенностям страны: богатству ее художественной почвы, многочисленным художественным мастерским, работавшим в самых разнообразных производствах, вековой привязанности Египтян к иконному изобретению и религиозным темам в искусстве и, наконец, их пристрастию к легенде и чудесному и обширной апокрифической литературе. Мы увидим впоследствии, что именно египетскому (коптскому) искусству иконография Богоматери обязана появлением ряда разнообразных тем, частью перешедших в византийское искусство и давших несколько чтимых и прославленных чудотворением икон, частью же не принятых строгим греческим иконописанием и потерявшихся в веках, или же сохраненных провинциальными греко-восточными мастерскими. К какой бы, в точности, эпохе ни относились фрески двух гробниц с библейскими и аллегорическими изображениями в некрополе Эль Багауата (Большой Оазис Египта) 83 , к IV или V веку, все же египетский национальный характер самих композиций, типов и даже общей декорации составляет яркую особенность этих фресок. Рядом, на одной из стен часовни с погибшей росписью имеются, правда, и разводы виноградной лозы, и белое поле, усеянное звездами, – мотивы, известные и в римских катакомбах, как детали эллинистической декорации, но все прочее повторяет чисто египетские образцы и даже частью иероглифическое письмо и украшения «книги мертвых»: и характерное пренебрежение к живописному, помещение рядом фигуры и корабля в одном фризе, и любовь к надписям, и множество черт, совершенно неизвестных эллинистическому стилю, от которого искусство быстрыми шагами возвращается к национальным традиционным формам. Как уже было замечено многими ранее, Сирия и, в частности, Палестина сыграли особо важную роль в образовании иконографии. Однако, причины этого лежат не в самих художественных постройках и живописи храмов и мозаических украшениях святынь Палестины, ибо во многих местах были тогда храмы, более великолепные, и произведения искусства, несравненно более совершенные, но они не получили того значения, как подобные им, но более слабые памятники Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

в новой церкви его имени в Сан-Морице (1925, А. Швери, Л. Хальтер), в Германии, во Франции. Сцена казни Фиванского легиона во главе с М. привлекала внимание мастеров эпохи Возрождения в разных странах. Мученичество М. занимает оборотную сторону алтаря из Вайсвайля, створки алтаря из церкви в баварском г. Хайльсбронне (1515). Сцены обращения М. в христианство папой Римским, отречения от языческих обрядов и казни легионеров во главе с М. составили сюжет цикла из 3 шпалер для кафедрального собора во имя М. во Вьенне (XVI в.). Как античный воин М. представлен на картинах с изображением мученичества воинов Фиванского легиона кисти Понтормо (1529-1530, Палаццо-Питти, Флоренция) и Эль Греко, который посвятил этой теме неск. полотен; наиболее известное и сложное по композиции было написано для церкви в королевской резиденции и придворном мон-ре Эскориал в Мадриде (1580-1582; повторение - в Нац. музее искусств в Бухаресте, 80-е гг. XVI в.): М. молод, черноволос, с короткой бородкой, на нем синяя короткая туника и плащ. Его фигура заметна на дальнем плане среди нагих воинов, молящихся перед казнью. Похожий сюжет в антикизирующих драпировках и декорациях встречается на плафоне церкви бывш. мон-ря в Эберсмюнстере (1727, худож. Й. Ф. Зибер). К числу редких следует отнести изображение мощей М. (лежащий в стеклянной раке скелет в латах) на алтарном образе из приходской ц. св. Сигизмунда в Штробле, земля Зальцбурга (1760), где представлено поклонение святому короля бургундов в сопровождении 2 мальчиков-сыновей, убитых вместе с ним. Обращение античного воина М. в христианство стало темой алтарной картины для церкви его имени в Вильготтеме (Willgottheim, Эльзас; кисти франц. худож. Р. Кюдер; нач. XX в.). Лит.: Rees J. Der Hl. Mauritius als Reichspatron: Bemerkungen zum Weisweiler Altar in Badischen Landesmuseum//Badische Heimat. Karlsruhe, 1958. Bd. 38. S. 206-210; BiblSS. Vol. 9. Col. 193-205; LCI. Bd. 7. Sp. 609-613; Horstmann H. Zur Ikonographie des Hl. Mauritius und des St.-Mauritz-Stiftes in Münster//St. Mauritz Münster, Westfallen: Neun Jahrhunderte. Münster, 1970. S. 226-235; Ювалова Е. П. Немецкая скульптура 1200-1270 гг. М., 1983. С. 123-124, 270-271; Der Magdeburger Dom: St. Mauritius und St. Katarina: Sein Baugeschichte 1207 bis 1567/Hrsg. B. Rogacki-Thiemann. Peterberg, 2007.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Льву Федоровичу не суждено было дожить до выхода своей книги. 1 октября 1969 года он скончался; похоронен на Преображенском кладбище в Москве». Цитируемое издание снабжено большой вступительной статьей Б. А. Успенского «К исследованию языка древней живописи» (с. 434). Указаны публикации Л. Ф. Жегина: Пространственно-временное единство живописного произведения. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962; Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи. Древнерусское искусство XVII века. М., 1962; «Иконные горки». Пространственно-временное единство живописного произведения. Труды по знаковым системам. Тарту, 1955. Вып. П. 226 Печатается по публикации: Вестник РХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1981. 135. (III IV). С. 61–70. 227 «Маковчане» – участники объединения художников «Маковец», которое было основано в 1921–1922 гг., входило в Союз художников и поэтов «Искусство – жизнь». До 1925 г. выставки маковчан устраивались под двойным названием: в 1922 г. – «Первая выставка картин Союза художников и поэтов «Искусство – жизнь» («Маковец»)»; в 1924 г. – «Вторая выставка картин «Маковец» («Искусство – жизнь»)»; 26 декабря 1925 г. была открыта «Третья выставка картин «Маковец» (последняя). А. Я. Тугенхольд писал об этой группе: «Если бубновалетцы, прежде всего, вещественники, то «маковчане» –- люди иной психической установки. «Маковец» – последнее звено русского символизма. В идеологическом органе «Маковца» («Искусство–жизнь») сотрудничали и П. Флоренский и В. Хлебников. Но самая характерная фигура, это безвременно погибший в 1928 г. (под поездом) молодой художник Н. Чекрыгин [здесь, видимо, описка: имеется в виду Василий Николаевич Чекрыгин (род. 1897); см. Каталог его работ (М., 1969). – К. И.], талант широкого размаха и внутреннего горения, наделенный большой фантазией и своеобразным трагическим ощущением жизни. Отпечаток некоторого духовного надрыва отразился и в творчестве его друзей и последователей, сообщив некоторым из них влечение к таким старым мастерам, как Гойя и Эль Греко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Пространство – тоже не подарок. «Незримая черта» не только и даже не столько мешает «близости людей», сколько отделяет нас от домов и от деревьев, напоминая, что мы – не ангелы и не преображенные тела. Поэты часто пишут, как это их мучает, и кое-чего добиваются – в стихах мы худо-бедно проходим сквозь стену. А так, гуляя по городу – ни в малейшей мере. Жизнь в пространстве и времени лучше принять, это – тоже кенозис; но ездить для этого незачем, достаточно комнаты и кошки. Когда я вернулась, меня сразу спросили: «Правда, похоже на Эль Греко?» Слава Богу, непохоже. Похоже на Литву, только с оливами и апельсинами, с осликами и мавританскими садами. Что бы ни говорили о культуре коня-пса-орла, связывая ее с католичеством, в Гранаде ее нет или очень мало (памятники). Скорее тут осел-кот-голубь – приземистое, белое, уютное, очень детское. В конце концов, католичество – не в одном же триумфализме! Каждый, в любом изводе христианства, может умалиться, как дитя. Есть и просто европейский город, такой модерн, что-то из Belle epoque. Ничто его не берет – ни новые дома, ни навязчивая реклама. Почему-то этот стиль очень сообразен человеку, и мы его сейчас воскрешаем. По той, по иной ли причине он создает тот самый городской уют, который приносит много радости, если ты склонен не досадовать, а благодарить. Жители маленькой, уютной Гранады скорее благодарны. Покупает тетка клубнику и не морщится, не требует, а приветливо болтает. Мы тут же представляем, как, задерживая всех, наша тетка (или дама) подлизывается к продавщице; но ошибаемся. Никто ни к кому не подлизывается, просто перебрасываются двумя-тремя фразами и улыбками. Улыбаются приятно, простодушно, по-южному. Гуляют, сидят на скамейках, охотно и даже куртуазно объясняют дорогу. Словом, похожи они не на hombre masa , а на любимого Честертоном common man. Меня спросили тут, в Москве: «А индустрия порока? А вседозволенность?» Я этого не видела. Молодые обнимаются (меньше, чем у нас), но это ведь всегда есть и никакими силами не изменишь, только приучишь врать.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/3

«Андрей Павленко словно прощается с каждым из нас». О фильме «Жизнь человека. Последнее интервью» С онкологией нужно бороться, даже если она оказывается сильнее 5 января, 2021 С онкологией нужно бороться, даже если она оказывается сильнее 5 января, в день смерти хирурга-онколога Андрея Павленко, в онлайн-кинотеатрах выйдет полнометражный фильм «Жизнь человека. Последнее интервью». Два года доктор лечился от тяжелой формы рака желудка и рассказывал на портале «Такие дела» о том, как протекает его болезнь. Соглашаясь на этот разговор, Андрей знал, что жить ему остается недолго. Он медленно ходит по комнате, длинными худыми пальцами открывает пластиковую бутылку с минералкой — конечно, во время разговора захочется пить. На первый взгляд, статичная камера запечатлела самые обыденные моменты, герой всего-навсего готовится к съемкам, заглядывает в телефон проверить время, шмыгает носом и усмехается, глядя на свое отражение: «Похож на Малефисенту, блин…» После диагностической лапароскопии он понял, что лечиться дальше смысла нет, но в эту минуту он просто живет и наливает воду, чтобы смочить горло. Его стакан наполовину полон или пуст? «Я хирург-онколог, я отец, я просто человек…» — рассказывает Андрей Павленко в своем последнем интервью 21 ноября 2019 года. Он перенес химиотерапию и операцию по удалению желудка, но остановить болезнь врачам не удалось. Я бы определила жанр этого фильма не как завещание, а как правдивый психологический кинопортрет. По большому счету, многие кадры зрители уже видели: рассказ Андрея перемежается отрывками из его видеодневника на портале «Такие дела». Режиссер Сергей Карпов и сценарист Галина Мосалова делают акцент на том, как внешне изменился герой за два года. С каждой новой «главой» Андрей худеет: кажется, что еще полный сил отец, играющий на море с детьми, и доктор, который прячет под одеждой выступающие ребра, — совершенно разные люди. Но главное внимание режиссер уделил не сюжету, а психологии героя, поэтому так часто при съемке использован крупный план. Темный фон помогает сфокусироваться на лице. Глубокие вертикальные морщины между бровей, выступающие скулы, заостренный нос и большие глаза, как у Иисуса, несущего крест, на картине Эль Греко.

http://pravmir.ru/andrej-pavlenko-slovno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010