Жаль, что у Эль Греко эта «разность» не отражена, потому что единство Первоверховных Апостолов – свидетельство типично церковного единства, характеризующегося гармоничным сочетанием не уничтожаемых, а преодолеваемых противоречивых «особенностей». Все то, что не относится к сущности человека (возраст, пол, расовое, национальное и сословное происхождение, социальный статус, характер, внешние данные, развитие духовное, интеллектуальное, физическое и т.п.) – это хотя и не «безразличное», как у стоиков, но, все же, не более чем «особенности», которые, однако, часто становятся непреодолимыми препятствиями в отношениях между людьми, не объединяемых любовью во Христе. «Все мне позволительно, – рассуждает апостол Павел, – но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6; 12), – уточняет он, как бы давая нам некий алгоритм поста. Все эти биохимические классификации да кулинарные хитросплетения, которыми забиты стеллажи православных лавок, как-то не о том… Можно на одной растительной пище захлебнуться гурманством, а можно и, формально нарушая пост, не согрешить – все зависит от внутреннего состояния. Гортанобесие, например, как, впрочем, и чревоугодие, не так уж зависят от мясо-молочного компонента. Бывает, что человек вынужден есть мясо, независимо от того, какое время на дворе: пост – не пост, а у него режим и диета. Если он относится к уставному послаблению по немощи, как к поводу с чистой совестью стряхнуть с себя «бремена неудобоносимые» – это одно. Если же сознает, что, вынужденно отказываясь от соблюдения поста в пище, он лишается важного средства духовного оздоровления, и старается сводить это, хотя бы и не вменяемое в грех, отступление от церковной нормы до минимума, по возможности не увлекаясь ликованием плоти (лучше сказать, не давая себя увлечь) – это совсем другое. Все позволительно, потому что все чисто. Другое дело – полезно ли? А вот на этот вопрос каждый должен к своей совести прислушаться. Полезно ли пренебрегать церковными установлениями? Вопрос риторический.

http://pravmir.ru/petropavlovskij-post-c...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Про черепах в пустыне, тайнах орхидей и многое другое Много удивительных, ярких людей в нашей студии. Строго говоря, – все в своем роде. Но наш друг - Александр Владимирович кроме того что тонкий, обаятельный и глубокий человек, еще и доктор биологических наук. Поэтому по всем вопросам имеющим отношение к животным мы обращаемся к нему. Кто у нас рисует динозавров, или спаниеля, или лошадь, бегемота или кенгуру обязательно обращаются к нему за консультацией. Когда я впервые увидел его в храме, то у меня в памяти чередой промчались портреты благороднейших грандов кисти Эль Греко. Как впоследствии выяснилось, и действительно предки Саши жили Испании. Внешнее впечатление о нем подтвердилось и при личном знакомстве. В нем мы увидели редкое сочетание обаяния, радостности, мудрости и сострадательности, юмора и предельной деликатности. Саша с детства занимался животными, насекомыми и вообще всякой живностью. Еще с дошкольного возраста вез с дачи целыми коробками и банками их к себе домой, к неудовольствию родителей. Ну а потом поступил в университет на биологический факультет и стал работать в зоопарке. Потом, будучи уже кандидатом наук, он принял приглашение стать директором центра для наркозависимых. И в течение многих лет занимался этим сложнейшим служением. Однажды мы сели пить чай, и кто-то сказал в шутку другому: - Ну что ты ползешь как черепаха. А Саша тут начал рассказывать как носятся черепахи (буквально как угорелые) в пустыне весной, когда наступает период свадеб. Мы так и просидели с открытыми ртами буквально, и с чашками нетронутого чая в руках, пока он не закончил свою историю. А на этот раз он нас поразил еще одной историей из жизни орхидей. Есть среди них одна разновидность, уникальная по своему устроению. Она источает запах интересный и многообещающий для мух. Простодушные насекомые ничего не подозревая и припархивают к орхидее в рассуждении чего бы покушать, да и вкусненького.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/pro-cherep...

Мастер не злоупотребляет деталями и декором. Живопись Нино говорит минималистичными средствами. При этом её язык предельно выразителен, а глубина сказанного поражает своим откровением. Не случайно для многих эти картины стали открытием духовной  стороны жизни ребёнка. Может, вы скажете — вы берете слишком высоко: Эль Греко, Гойя, Врубель, Феофан Грек… Да ведь это просто детские картинки… Осмелимся возразить: голос живописной традиции в работах Нино ясно различим, хотя все это не цитаты великих, а  преломление их опыта в сердце самого автора. Подснежники  в ладошке Детство  на полотнах Нино Чакветадзе не выглядит привычным образом. Не фонтанирует яркими красками и не расцвечено солнечным светом. В нём нет безоблачного счастья и закрывающего на всё  глаза  подслеповатого оптимизма, но  содержится нечто большее, что говорит с нами вполголоса и сказанным вселяет надежду. Детство у Нино – как подснежники, зажатые в руке у мальчугана и припрятанные за спиной у дверей чьего-то подъезда.  Это не просто подарок – это затаённое чудо. Вот, сейчас выбежит на встречу неизвестный друг – и будет  всем радость. Детство – это и непростое время роста души, болезненного взросления. Знание о мире земном и небесном у ребенка ещё не утратило  свежести и остроты и не замутнено чем-то общепринятым. А ещё детство – время предельного одиночества. Ребёнок  на картинах Нино часто совсем один. Есть ещё  птицы и ангелы. Но нет друга, нет взрослого рядом, способного разделить с ним горести и радости. Может, поэтому дети и ангелы глубоко не безучастны друг к другу. Тем и другим хочется сердечного тепла, и они обретают его в молчаливом общении. Кто кому ангел? Одиночество  маленького человека в огромном  и непонятном мире на картинах Нино достигает космических масштабов. Ей удаётся изобразить  не только физическую грусть, но метафизическую – вопрошание,  особое состояние страдающей души, которой многое открывается. Вот  маленькая героиня полотна идёт через пургу, её заметает снег, может, одолевают тяжёлые раздумья, и всё же, она не одна: не отстающий ангел летит следом, на лету поправляя сбившуюся ушанку. Ему тоже достаётся, но чего не претерпишь ради любви.

http://azbyka.ru/deti/angely-nino-zhivop...

типологии архитектуры синагог здание относят к промежуточному типу, или типу «широкого дома» (transitional, or broadhouse type), в котором соединяются признаки т. н. раннегалилейского и визант. типов. В плане это почти квадратное сооружение (10×10,1 м), разделенное на 3 нефа 2 рядами колоннад по 5 опор в каждой (ширина центрального нефа 4,3 м, северного - 2,6 м). Колонны опирались на пьедесталы. Центральный, сев.-зап. фасад имеет 3 дверных проема. По юж. стене скорее всего располагалась ниша Торы, ориентированная в сторону Иерусалима. Исследование юж. части невозможно, т. к. она находится под жилым домом. Представляют большой интерес редкие мотивы мозаичного украшения. Между 2 крайними зап. колоннами находится панель, на которой изображены 2 меноры с лампадами на их ветвях, из центральной их ветви вырываются 2 язычка пламени (панель сдвинута к сев. колоннаде и расположена не по главной оси здания). Похожая менора известна по мозаике самаритянской синагоги в Эль-Хирбе. Внизу изображены религ. предметы - шофар (рог), этрог (цитруа), лулав (пальмовая ветвь), махтах (лопатка для благовоний). Между менорами находится круглый венок. Внутри него помещена надпись: «Мир Израилю, Аминь». В центральном нефе заметны следы зодиакального круга, подобное изображение встречается в синагогах визант. типа в Бет-Альфе , Хамат-Тиверии, Нааране, Яфии. В центре находилось изображение виноградной лозы, от которого сохранились лишь фрагменты. Внизу видны остатки надписи: «…будут помянуты все жители города, старые и молодые… которые пообещали и дали пожертвования… будут благословлены… чтится их память. Да будет помянут Иошуа, который дал…» ( Naveh. 1978. N 39). Вокруг центрального нефа мозаика образует орнаментальную раму из различных геометрических и флоральных мотивов. По замечанию археологов, помимо традиц. набора оттенков тессер из различных видов известняка, белого и красноватого кирпича использованы также тессеры из зеленого стекла. М. Чиат предполагает, что стекло местного производства ( Chiat. 1982. P. 138), но его следов в Исфии пока не обнаружено. Христ. население появилось в Исфии в XVII в. Об этом свидетельствует хранитель францисканского ордена Франческо Полицци, путешествовавший по К. в 1666 г. Он сообщает о маронитском христ. населении деревни, к-рое осталось без священника, т. к. последний бежал ( Lemmens L. Acta S. Congregationis de Propaganda Fide pro Terra Sancta. Firenze, 1921. Vol. 1. P. 200). Полицци послал нового пастора из Назарета, который крестил и причастил жителей. В 20-х гг. XX в. в Исфии жили друзы (921 чел.), греко-католики (107), марониты (7), католики (6), правосл. греки (6), мусульмане (17) ( Bagatti. 2001. P. 89-90). В наст. время это друзская деревня, население которой в 2009 г. составляло 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

И, возвращаясь к предыдущему вопросу: жизнь наша будет просто ужасной, если мы не будем что-то отдавать этому миру. Поэтому есть концерты, за которые я хочу получить как можно больше денег, но есть концерты, которые я готов играть бесплатно. Сергей Щураков: Мне очень понравилась мысль Андрея, что он не родился скрипачом, хотя Андрей великолепный скрипач. Я про себя тоже могу сказать: я не родился для того, чтобы стать аккордеонистом, композитором, чтобы что-то сыграть, чтобы заниматься творчеством... Я надеюсь, не в этом смысл моего рождения… Думаю, что это все-таки вещи сопутствующие. – Сопутствующие чему? Сергей Щураков: Жизни. И тому, самому главному, что в этой жизни мы должны сделать. Может быть, пока мы играем на аккордеоне или на скрипке, или занимаемся чем-то другим, мы как раз к этому самому главному дорожку нащупываем. Я не знаю, каков замысел Бога в отношении меня. Но, конечно же, цель каждого человека – это возвращение в лоно Божие. Мне сложно представить другую цель. – Принято считать, что искусство – это то, что отрывает от суеты и приближает к Небу. Можете ли вы сказать так про свое творчество или это слишком “высоко” для вас? Сергей Щураков: Для меня это вопрос вопросов. На эту тему трудно говорить. Иногда кажется, что, может, это действительно какой-то путь, что я тут делаю какое-то свое, маленькое, но нужное дельце. А иногда – что все это лишь мои заблуждения… Я думаю, что искусство – это лишь искусство. Находясь много лет в среде музыкантов, могу сказать, что, может, такой путь и возможен, но пройти его очень тяжело. В такой суетной среде сложно совершенствоваться. Андрей Решетин: Очень часто мы сталкиваемся с тем, что люди через искусство хотят поговорить “о духовности”. Например, семейство Рерихов. Они очень много говорили “о духовности” и многие им поверили. Но на самом деле их разговоры – это банальный запрос рынка. Трудно представить себе Эль Греко, Веласкеса или Рембрандта авторами “Агни Йоги”. Но если у человека отсутствует элементарное чувство цвета, то, чтобы продать свои картины, ему нужно как можно больше говорить о духовности или как-то иначе интриговать публику. В искусстве надо заниматься искусством. Для скрипача гораздо больше духовности в умении играть чисто, чем во всех тех словах, которые можно вокруг этого наплести. А если ты хочешь специально “нести какую-то миссию” и что-то кому-то возвестить, получается отвратительная вещь, потому что все становится враньем и пошлостью.

http://foma.ru/skvoz-akvarium.html

3) Иисус сочетает в Себе набожность и доступность. Он обладал редкой способностью быть набожным, но в Своей святости не отделяться от людей. Он был чист, но не самоправеден. Он был безгрешен, но это качество не препятствовало Ему любить и сотрудничать со всеми типами людей. Марк говорит, что обыкновенные люди с удовольствием слушали Его ( Мк.12:37 ). Его понимание и симпатия к грешникам, по логике вещей, вытекали из Его специфичной доктрины о грехе. Если грех является определенным состоянием сердца, то все люди – грешники, и нельзя строго осуждать брата своего, потому что мы не знаем всего, что происходит в его сердце. Хотя рассказ о женщине, взятой в прелюбодеянии, по всей вероятности не принадлежит новозаветному тексту ( Ин.8:2–11 ), ученые в своем большинстве считают, что описываемое событие действительно произошло в жизни Христа. По всему известному из Евангелий, это событие в сущности соответствует характеру Христа. Когда группа мужчин привела женщину, захваченную в прелюбодеянии, и спросила у Иисуса, что Он сделал бы с ней, Спаситель что-то написал на земле и сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» ( Ин.8:7 ). Они отошли один за другим, оставив Иисуса с женщиной. Он же отослал ее с предупреждением: «Иди и впредь не греши». Заметьте, пожалуйста, что Иисус простил ее грех, но также напомнил ей о действительности ее греха. 4) Иисус сочетает в Себе сдержанность и счастье. Зигмунд Фрейд утверждал, что в результате борьбы между личными желаниями и общественными обязанностями многие приходят к состоянию невроза и психоза, но Иисус избежал этой проблемы. Он показал, что ложной дилеммой является наше деление между этикой пуританина и жуира. Можешь быть сдержанным, остерегаясь аскетизма, – серьезным, остерегаясь угрюмости. Наоборот, можешь быть счастливым, избегая легкомыслия, – радостным, избегая опьянения. Религия не сделала Иисуса угрюмым. Он не был бескровным святым, которого мы встречаем в картинах Эль Греко. Он обладал теплым ощущением, позволяющим Ему считать Себя человеком. Знакомясь с Его притчами, мы видим, что Он прекрасно наблюдал за природой и обществом и любил и то, и другое. Он без извинения наслаждался жизнью. Он предупреждал людей не поститься ради поста ( Мф.9:15 ). Монашеская особа не пожелала бы себе репутации, что она «любит есть и пить вино» ( Лк.7:34 ). Иисус всецело согласился бы с пожеланием, выражаемым при еврейских тостах: «За жизнь!».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

193 Признаемся в филологической натяжке, производя λιος от λος. Очень бы хотелось отыскать корень первого имени, чтобы действительно заключить от него к древнейшему миросозерцанию Эллинского ума; ни λανω, ни λσκω не удовлетворяют, хотя по смыслу своему и могли бы быть притянуты генетически к солнцу – гонящему или гонимому по небосклону, а равно и (в каком-нибудь отношении) ловящему что-нибудь (например, облака) или ловимому кем-нибудь (луною, тьмою). Очень может быть, что корень слова: λιος таится в каком-нибудь не греческом языке тогдашних туземцев сих мест и, прежде всего, конечно, в языке таинственных пеласгов, предков будто бы нынешних Албанцев. К сожалению, я совершенно не знаком с языком сих последних, и не знаю, есть ли в нем что-нибудь, намекающее на солнце, и звучащее: эль (аль, ыль...), F’эль, S’эль, Фс’эль... Несомненно, что придыхание, которым начинается слово, должно быть или придуванием (губным), или свистением, или шипением, одним словом: должно иметь место на внешности уст, а не в глубине, где место придыханию г или х или (арабскому) гх смешиваемому изобретателями нового греко-немецкого, гелленского произношения, с дигаммами первого порядка, беззазорно и смеху-подобно пишущими λιος – Гелиос, вовсе не помышляя, что тем самым возбуждают в Эллинах неподдельный гомерический смех – Γλως. 194 Χαονα μση τς περου (Стефан). Вопрос: откуда древние географы начинали свое перечисление областей Эпирских? Ответ: разные – разно. Затем, естественно выйти хаосу у желающего видеть предметы ясно. Хаония была, по-видимому, севернее всех других у Акрокеравнских (теперь: Химара) гор. Феспротия южнее ее тянулась по берегу, может быть, до самого Артского залива. Молоссия, хотя тоже в какой-то точке выходила к морю, но, собственно, была внутри материка. Додону древние причисляли и к Молоссам и к Феспротам. Значит, она была на границе двух областей. Молоссы когда-то были довольно бойким и сильным народцем и имели своих царей. У одного из них, именем Адмета, проживал, спасая живот свой, знаменитый Фемистокл.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Успокоившись, подошёл к нам. Бывший штангист, низкорослый, угловатый, с широченными плечами и узкой талией, стянутой кожаным ремнём со звёздочкой на пряжке. На внешней стороне левой ладони вытатуирован ярко-красный на пугающе белом якорь морпехов, на пальцах правой — скандинавские руны. — Позывной? — спросил он новичка. — Не знаю, — на узком смуглом лице (такие экстатически-отрешённые лица любил Эль Греко) на долю секунды проступило отвращение, тонкие пальцы скользнули по каштановой бородке клинышком. — Придумай сам. — Что за форма на тебе? — Большой хмыкнул, разглядывая чёрный полувоенный френч пришельца и чёрные же штаны с обилием разного размера накладных карманов. — Человечек, ты не ошибся? Может, тебе лучше в национальную гвардию, а? — Траур у меня. По отцу. — А отец кто? — Он мосты строил. Потом умер. — Новичок протянул временному командиру паспорт и удостоверение. — Допрос окончен? — Ты из Киева? — вмешался Вандал. — Я тоже, у нас есть ещё киевлянин, позывной Кедр. — Знаю, он мне говорил о тебе. — Ты уже с Кедром успел познакомиться? — изумился Большой. — Не только с ним. Позвони ещё раз в штаб, тебе объяснят… — Объяснили… Большо-ой че-ло-ве-чек… Уже со всеми познакомился и всё ему разрешили. Одного не пойму: на хрена ты здесь? Нам бойцы нужны, а не мастера карандаша и кисти. Ты воевать приехал или рисовать? Скинув рюкзак, новичок надел наушники, сел лягушкой перед патронным ящиком, вынул из нагрудного кармана блокнот. Остро отточенный грифель безотрывно заметался паучком, сплетая паутинной тонкости фиолетовую линию в примагничивающий, филигранно исполненный рисунок. Длинномордая ящерица улепётывала — эффект движения был передан безупречно — отстреливая " хвосты " — спелёнутые тельца младенцев с отчётливо различимыми лицами — моим, Артиста, Большого, Вандала. На чешуйчатой спине зияли две дыры, задние лапы ящерицы вкогтились в отвалившиеся крылья, составленные из " перьев " — крохотных младенчиков. Повернутая к зрителю клыкастая пасть сжимала треснутую колбу с головой рисовальщика — несмотря на малый размер, автопортрет он выполнил с фотографической точностью.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/20/...

е. «Глупости»; 22 листа, 1815, изд. в 1863 под названием «Пословицы») - горькие мысли о человеке и безумном мире. В живописи последнего периода иногда прорывается едкая сатира на клерикалов («Трибунал инквизиции», 1812-1819; «Процессия флагеллантов», 1812-1813, обе - Мадрид, Академия Сан-Фернандо). Письмо становится беглым, обнажая живописную технику; контуры фигур - нечеткими, смытыми, «незаконченными»; яркие цветовые или световые пятна нагнетают напряжение. Поздние религ. картины Гойи близки визионерскому искусству Эль Греко («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо, Мадрид; «Моление о чаше», 1819, Духовное уч-ще Сан-Антонио, и др.). Испанская живопись после Гойи фактически полностью вернулась к академизму классической традиции, за исключением нескольких художников, воспринявших романтическую манеру, окрашенную в тона тревоги и напряженности, среди которых - ученик мастера Асенсио Хулия-и-Альварасин (в наст. время ему атрибутирована картина «Колосс», ранее приписываемая Гойе), портретист Висенте Лопес-и-Портанья («Портрет Франсиско Гойи», 1826, Прадо, Мадрид; «Портрет королевы Марии Луизы Савойской», 1819, Собрание Королевского дворца; Мадрид). В. Е. Сусленков Лит.: Justi C. Diego Velazquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888. 2 Bde; Hagen O. Patterns and principles of Spanish art. Madison (Wisc.), 1943; Kubler G., Soria M. Art and architecture in Spain and Portugal and Their American dominions, 1500 to 1800. Harmonds, 1959; Лившиц Н. А., Каганэ Л. Л., Прийменко Н. С. Искусство XVII в.: Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция: Ист. очерки. М., 1964; Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVII вв. М., 1965; Каганэ Л. Л. Мурильо и художники Андалусии XVII в. в собр. ГЭ. Л., 1984; Bottineau Y. El arte cortesano en la Espana de Felipe V (1700-1746). Madrid, 1986; Brown J. Velazquez: Painter and Courtier. New Haven; L., 1986; idem. Golden Age of Painting in Spain. New Haven; L., 1991; Ваганова Е. О. Мурильо и его время. М., 1988; Checa Cremandes F. Pintura y escultura del Renacimiento en España, 1450-1600.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

20.10.2023 Боюсь старости. Как победить страх? «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым», — говорил герой знаменитого романа Оскара Уайльда. Именем этого героя, страдающего от страха старости и боготворящего молодость, даже было названо особое психологическое состояние — синдром Дориана Грея. Проблема старости, неизбежного периода нашей жизни, волнует многих людей. Некоторые считают, что… 25.11.2023 Красотою спасемся?.. Разбираем самый известный приписываемый Достоевскому афоризм " Красота спасет мир " … Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? 09.11.2021 Работать душой, или Как любить по правилам Сохранять же отношения любой ценой, я считаю, не нужно, а порой и вредно. Вы можете серьезно себе навредить — особенно это касается женщин. Потому что в психологическом смысле женщина через это теряет свою целостность, свою притягательность 28.07.2023 24 июля: Святая равноапостольная княгиня Ольга Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям? 24.07.2023 «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Портрет конфликтующих учеников или планка для христиан? На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис. 12.07.2023 Ключевой эпизод Евгения Онегина: суть трагедии главного героя Согласиться на дуэль, убить друга, отказать Татьяне — безвыходное стечение обстоятельств или осознанный выбор Онегина? Как иначе могла бы сложиться судьба Евгения? И кто из героев русской литературы прожил эту «иную судьбу»? 06.06.2023 «Разговаривая с детьми, садитесь на корточки»  — Татьяна Черняева Сегодня в гостях у «Женского клуба» Татьяна Кирилловна Черняева, журналист, телеведущая, художественный руководитель программы «АБВГДейка». Поговорим о детском телевидении, «неудобных» детях, восстановлении храма, красном пальто и о многом другом.

http://foma.ru/authors/mitrofanova-alla

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010