Крест Господень. (Сост. по «Чтения о Св. земле» свящ. Певницкого). Г. Суд Божий над Иерусалимом Во время торжественного входа Своего в Иерусалим, Господь, смотря на него, Сам заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:42–44 ). Через четыре дня после этого Иерусалим довершает меру преступлений своих. На Голгофской скале, за вратами города ( Евр.13:12 ), совершается беспримерное в мире преступление: Сын Божий, пришедший в мир грешныя спасти, пригвождается ко кресту и распинается, – приносится святейшая жертва: Богочеловек умирает за род человеческий! Недолго медлит исполнение праведного суда Божия над богоубийцами. Бунтуют евреи против римлян, которые обращаются с ними как с невольниками. Полководец римский Тит, в царствование отца своего Веспасиана, осаждает Иерусалим и овладевает им (в 71 г. по Р. X.). Ужасные бедствия сопровождают сию осаду: 115000 трупов были вынесены только через одни городские ворота; осажденные от голода едят кожу со щитов и обуви, глотают гнилое сено, не пренебрегают и падалью; мать съедает своего ребенка; 1100000 евреев погибает от меча в самом Иерусалиме, не считая старцев, женщин и детей, умерших от голода или пожертых огнем; 100000 пленных обречены как невольники на работы или для украшения триумфа Тита, или на борьбу с зверями в амфитеатрах, для праздного увеселения народа. Девы и юноши, моложе 17 лет, выставлены на продажу – 30 за один сребреник! Когда Спаситель наш был продан первосвященникам за тридесять сребреников, то народ вопиял перед Пилатом: «Пусть кровь Его будет на нас и наших детях!» Прошло еще 50 лет, и опустошение Иерусалима доканчивает цезарь Адриан в войне, в которой погибает более 500000 евреев; 50 крепостей и 1000 местечек сравнено с землей. На развалинах столицы Давидовой Адриан строит новый город, город римский, которому дано другое, языческое имя – Елия Капитолина. Вход в него запрещен евреям под смертной казнью; золотом они должны покупать себе право входа в Елию один раз в год, чтобы плакать на развалинах своей отчизны. Город Адриана был построен на том самом месте, на котором стоит нынешний Иерусалим, и, по особенному смотрению Божию, скала Голгофская вошла в его стены. Посреди идолопоклонников и богохульников всякого рода погибает как будто вовсе память об Иерусалиме иудейском. (Извлеч. в сокращении из рассказов П. Петрушевского). VIII. Светлое Христово воскресение (Пасха)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кто идёт к власти в России? Блудный сын до такого не дошёл. Он пищу свиней ел. Но чтобы свиньи ему порцию этой пищи под проценты выдавали, такого с блудным сыном не было. Блудный сын очнулся, проснулся от греховного забытья, когда приблизился к свинскому состоянию. Очнулся и вспомнил о своем отце, у которого пища была человеческая и любовь отеческая. Блудный сын волю свою собрал, стряхнул с себя сон уныния, отчаяния и свинского греха. Сердцем своим воспрял, осознав свое скотское состояние. И сердцем к отцу своему обратился. А после встал и пошёл в отчий дом. « И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15:20-24). Идёт война на уничтожение России Все знают эту притчу евангельскую. Но далеко не все из нас готовы обратить своё сердце к Богу, нашему Отцу и Создателю. Далеко не все желают осознать, в каком скотском состоянии мы живем, в кого превратились. А ведь мы – новые иуды, а не народ-богоносец. Как предали Бога в 1917 году, как поддержали пленение и убийство Помазанника Божьего, так и по сей день поддерживаем. Молча и вслух поддерживаем. Не так что ли? Демократия в аду, а на Небе – Царство. А мы что тут поддерживаем? За что голосуем, товарищи православные? За великий прогресс, за сытую старость и блудливую молодость, за тёплый туалет и полный холодильник. Мы за что воюем? Каждый день воюем – на рынке и в общественном транспорте, в школе и дома… За что воюем, товарищи? А вот за хрен мы воюем, который редьки не слаще. Но те, кого мы на себе и в себе носим, этого нам не скажут. А что с бесов взять? Они только и могут: «Ура, товарищи! Верной дорогой идёте, товарищи!» А вот Израиль нынешний шёл своей дорогой и куда пришёл? А ведь ему большие дяди с Сиона, точнее с холма Капитолийского, точнее с улицы Уолл… Большие дяди говорили Израилю: «Верной дорогой идёшь, Израиль!».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/ku...

Наконец, 9-10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял когда-то Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами, в результате которой, помимо мужского населения города были истреблены десятки тысяч женщин и детей. Всего же при осаде Иерусалима и последовавшей затем жесточай ш ей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии Тита, а впоследствии оказаться брошенными в амфитеатры на растерзание диким зверям. Уцелевшие жители Иерусалима, как бездомные скитальцы рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим. В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма было воздвигнуто капище Юпитера, украшенное изображениями... орлов — грозовых птиц с пучками молний в когтистых лапах. Не конец, а начало «Где будет труп, там соберутся орлы» — эти слова были сказаны Христом о падении Иерусалима, но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Ведь не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. ...И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк 19:41-44)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Наконец, 9–10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял когда-то Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами, в результате которой, помимо мужского населения города были истреблены десятки тысяч женщин и детей. Всего же при осаде Иерусалима и последовавшей затем жесточайшей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии Тита, а впоследствии оказаться брошенными в амфитеатры на растерзание диким зверям. Уцелевшие жители Иерусалима, как бездомные скитальцы рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим. В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма было воздвигнуто капище Юпитера, украшенное изображениями... орлов – грозовых птиц с пучками молний в когтистых лапах. Не конец, а начало «Где будет труп, там соберутся орлы» – эти слова были сказаны Христом о падении Иерусалима, но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Ведь не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. «...И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк 19:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Нет иного Бога, кроме Иисуса Христа, Которого ты проповедуешь. Видя это трибун и все его воины, удивляясь, восклицали: — Воистину только этот Бог, Который творит таковое! Он может вспомоществовать нам и на войне, если мы Его возлюбим! И уверовали во Христа трибун с женою своей и с детьми и со всеми домашними, и многие из бывших там язычников веровали и крестились. С этого времени святой Аполлинарий стал иметь пребывание в городе в доме трибуна, и повседневно приходило к нему множество людей, и он тайно учил их веровать во Христа и крестил; уверовавшие же отдавали своих детей святому для книжного учения. И святитель Божий устроил в доме трибуна из одной комнаты церковь и совершал в ней литургию и причащал верующих божественных Таин Тела и Крови Христовых. Оставаясь там 12 лет, рукоположил двух пресвитеров, Адерета и Калокира, а Маркиана, человека благороднейшего происхождения, и философа Левкадия поставил диаконами и шесть человек клириками и совершал с ними дневные и ночные моления, славословя Бога. Когда же число христиан умножилось, и слух об имени и силе Иисуса Христа и Его проповеднике прошел в народе, то не мог остаться в неизвестности человек Божий, и было о нем сообщено правителю города Сатурнину. Когда за ним было послано, и он был приведен, то правитель представил его главнейшим жрецам Равеннского Капитолия и в присутствии их обратился к нему с вопросом: — Кто ты таков? — Я христианин, — громким голосом исповедал святой в ответ. — А кто Христос? — спросил князь. — Христос есть Сын Бога Живого, Которым движется всё существующее на небе и на земле и в море, — отвечал святой. — Это Он послал тебя, — допытывался судья, — к нам ниспровергнуть служение нашим богам? Разве ты не знаешь великого бога Зевса, обитающего в городском капитолии, которому и ты должен поклониться? — Кто он не знаю, и о храме его мне неизвестно, — ответствовал святой. Тогда жрецы идолов предложили святому: — Так иди и посмотри на великий храм его, дивно украшенный, и в нем увидишь изображение непобедимого Зевса и поклонишься ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Они отнимают своей ложью покаяние несчастных: пусть не умилостивляют негодующего Бога: пусть человек, постеснявшийся или побоявшийся быть христианином, не ищет потом Христа, Господа Своего; пусть не возвращается в Церковь, Приложены усилия к тому, чтобы грехи не были искуплены праведными рыданиями, раны не были омыты слезами. Настоящий «мир» отнят лживым обещанием мнимого «мира»; спасительное лоно матеря закрывает вмешавшаяся мачеха: да не будут услышаны стоны и плач «падших», изливаемые устами и сердцем. И вдобавок «падших» подстрекают, чтобы они, уже согрешив устами и языком на Капитолии, еще поносили епископов, исповедников, дев, праведников — всех, кто выделился своей верой и прославлен в Церкви, они преследуют оскорблениями и злословием. Они, правда, не очень задевают наших людей, скромных, смиренных и уважительных, скорее они рвут на куски свои надежды и свою жизнь. Жалок не тот, кто слушает ругательства, а тот, кто их произносит; не тот, кто терпит побои от брата, а тот, кто грешник перед законом, колотит брата, Когда виновные обижают невинных, обижены те, кто думают, что наносят обиду. Поэтому и расстроен их ум, отсюда их душевная тупость и потеря разума: не понимать своих грехов и не нуждаться в покаянии—это знак гнева Божия, ибо написано: «И навел на них Господь дух усыпления» 29:10), дабы не обратились, не позаботились о себе, не излечились от грехов своих необходимыми молитвами и умилостивлениями. Апостол Павел пишет в своем Послании: «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фее. 2:10—12). Высшая ступень счастья—-не грешить; следующая за ней—сознавать свои грехи. Там — полное спасительное отсутствие греха, здесь — целительное лекарство. Они, оскорбив Бога, потеряли и одно и другое: утрачена благодать, получаемая в святом Крещении, и отвергнуто покаяние, излечивающее вину. Малое, по–твоему, брат, преступление перед Богом, легкий и незначительный грех: по их вине не молят Бога, мощного и негодующего, не боятся дня судного с его огнем и гневом; накануне антихристова прихода выбито оружие веры у сражающегося народа, уничтожен страх перед Христом и Его силой? Пусть миряне сами подумают, как им с этим справиться; на епископов ложится труд больший: настоятельно говорить о Боге и Его могуществе, да не явимся в этой части небрежными, ибо говорит Господь и наставляет: «Итак, для вас, священники, эта заповедь; если вм не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения» (Мал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Повернув после седьмой остановки вправо, поднимаемся на несколько ступеней по улице Акабат аль-Канка и проходим мимо немецкого (Мальтийского) хосписа св. Иоанна. Данная местность во времена Христа Спасителя находилась уже вне городских стен. Сейчас трудно в это поверить, поскольку сегодня это одна из самых оживленных частей Старого Города. По левой стороне улицы, в стене греческого православного монастыря св. Харлампия издали виден камень, помеченный крестом и греческими буквами «Иисус Христос Ника» (т. е. «Иисус Христос, побеждай»). Крест на стене отмечает место беседы Спасителя с женщинами Иерусалима. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27–31). Это последнее обращение Господа к женам иерусалимским не только содержит пророчество о гибели города, которое исполнится через 40 лет в период Иудейской войны, но и указывает внутреннюю, мистическую причину грядущей гибели: религия Ветхого Завета превратилась уже в сухое дерево. Греческий монастырь во имя св. мученика Харлампия не позволяет прямо пройти к месту девятой остановки. Приходится вернуться на улицу Сук аз-Зейт. Когда-то это была главная улица города Элиа Капитолина. Римские города первых веков нашей эры строились с простотой и четкостью солдатского лагеря. С юга на север шли «кардо», с запада на восток «декуманусы». Главная улица города Адриана (Кардо Максимус) разрезала город с севера на юг от Дамасских до Сионских ворот. Это была широкая улица, обстроенная колоннадами с торговыми лавками под ними. ...Поднявшись по широкой лестнице, проходим к девятой «станции». Она обозначена обломком колонны, встроенным в стену у дверей Коптской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Почему эпиклезис «Завещания» заимствует для выражения святыни новозаветного таинства Евхаристии ветхозаветный образ? Ответ надо искать в истории раннего христианства. Христианская Церковь возникла в недрах ветхозаветного иудейства, и апостольское благовестие вне Палестины в первую очередь распространялось среди иудеев рассеяния, составлявших в отдельных центрах Римской империи довольно многочисленные колонии 31 . События 70-х годов, когда Иерусалим был превращен в развалины, а затем 130-х годов, когда на месте его был построен языческий город Элия Капитолина и евреи в административном порядке были выселены из Иерусалима, содействовали укреплению иудейского элемента в Церкви. В некоторых местах этот элемент давал себя чувствовать настолько сильно, что Церкви приходилось принимать меры к ограничению религиозных иудейских традиций у христиан из евреев. Так, LXV апостольское правило выступает против постящихся в субботу и воскресенье; Лаодикийский собор требует, чтобы в субботу наряду с ветхозаветными книгами читалось и Евангелие 32 , и под угрозой анафематствования запрещает христианам «иудействовати и в субботу праздновати» 33 . «Завещание» – памятник сирийского происхождения. Здесь, в Сирии, иудейский элемент среди христиан занимал значительное место. Не случайно Евхаристический канон «Завещания», как отмечалось выше, с конструктивной стороны следует общему порядку иудейской пасхальной вечери и в отдельных выражениях обнаруживает сходство с традиционным для этой вечери повествованием о выходе евреев из Египта. Эпиклезис «Завещания», как и евхаристические благодарения «Дидахэ», предназначались для христиан, в основном происходивших из евреев. Этим обстоятельством объясняется то, что образ для выражения тайны пресуществления в нем заимствуется из истории патриарха еврейского народа Авраама. Что касается Евхаристического канона «Египетских церковных постановлений», то он, конструктивно будучи близким канону «Завещания», со стороны формы эпиклезиса отличается от него. Он выражен словами: «Усердно молим Тебя послать Духа Твоего Святого на приношения сей Церкви (supplicesque oramus Те, ut mittas Spiritum Timm Sanctum super oblationes hujus ecclesiae), равно и всем причащающимся их воздать святость, чтобы они исполнились Духа Святого, и к утверждению веры их в истине, чтобы они прославляли и восхваляли Тебя в Сыне Твоем, Иисусе Христе, в Котором Тебе хвала и власть во Святой Церкви и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь» 34 . Эта форма эпиклезиса генетически опять же связана с Тайной вечерей. Вспомним, что когда апостолы причастились Тела и Крови Христовых, Спаситель в последней прощальной беседе с ними сказал им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин.14:15, 16, 17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь». На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая. На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета. Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников. Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

http://pravoslavie.ru/60657.html

Превозносясь над всяким богом, он «будет иметь успех» в своих неимоверно гордых, боговраждебных действиях и стремлениях; «доколе не совершится гнев», т. е. доколе гнев Божий над своим народом не придёт к своему окончательному исполнению (слав. дондеже скончает гнев); «ибо что предопределено» Богом относительно судеб царства и народа, неизменно «то исполнится» (слав. в скончание бо бывает). «И о богах отцов своих» ещё подробнее раскрывал ангел пророку гордое со стороны врага самопревозношение и прозорливое попрание всего божеского и человеческого, «он не помыслит» гордо отрешится от всякого богопочтения, в котором воспитался, – и не только от этого отрешится, но и вообще от всякого почтения и уважения к людям и божеству, подавит в себе всякие нужные человеческие влечения, равно как и всякую любовь к Богу, не будет уважать «ни желания жён (слав. о рачении жён... не уразумеет – под этим желанием жён нужно разуметь не то, что составляет предмет желания для женщин, а то, что в них составляет предмет желания для других, их самое высшее и дорогое благо, привлекающее к ним других. Такое благо есть, конечно, любовь, которая и является здесь образцом всех вообще нежных влечений людей друг к другу), ни даже божества никакого не уважить, ибо возвеличить себя выше всего (и божеского и человеческого). Но богу крепостей (Евр. majüsim) на месте его (т. е. на месте отвергнутых богов, принимаемых здесь коллективно в общем понятии божества) будет он воздавать честь», т. е, будет боготворить войну, завоевание крепостей, как средство к достижению всемирного владычества, «и этого бога, которого не знали отцы его, не делали предметом религиозного культа, он будет чествовать золотом и серебром и дорогими камнями и разными драгоценностями» 88 . В отношении к Антиоху предсказание откровения исполнилось таким образом, что он, отвергши все божества восточные, принял западные культы Юпитера, которым он научился во время своего продолжительного пребывания в Риме, делал большие вклады в храм Юпитера Капитолийского в Риме и потом заложил в честь этого бога огромный храм в Антиохии, постройка которого впрочем не была окончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010