В.М. Дорошевич Глава XXI. Мечеть Омара Мы отдаем офицеру наш фирман, и через огромные темные ворота, охраняемые стражей, входим на эту площадь, господствующую над всем городом. На это место, священное для христиан так же, как для мусульман, – для мусульман так же, как для евреев. Это место всегда было ближе к небесам, чем к земле. Это возвышенное место, озолоченное лучами солнца, эта площадь, над которой безоблачное небо раскинуло свой голубой шатер – всегда было посвящено божеству и молитве. Здесь, на этой площади, залитой светом солнца, вырезываясь на голубом небе своими стройными контурами, возвышался великолепный храм Соломона, из золота, мрамора и слоновой кости. Здесь возвышался второй храм пышный и великолепный, в котором молился и учил Христос, откуда Он изгонял торгашей, и где Он простил грешницу. Когда император Адриан властной рукой вычеркнул из истории самое имя Иерусалима и город Сиона превратился в Элию Капитолину – здесь вознеслись к небу стройные, изящный колонны храма Юпитера Капитолийского. Здесь сияли золотые кресты храмов крестоносцев. И здесь голубым блеском светится великолепная мечеть Омара, вторая после Каабы святыня мусульманского мира. Здесь сохранилась память о Мельхиседеке, – таинственное имя, которое доносится до нас из глубины и мрака доисторических веков. Здесь этот священник Бога Вышнего приносил свои жертвы. Здесь приносил свои жертвы Авраам, покорный слуга Господа. Мусульманское предание говорит, что здесь легкой, дрожащей, голубоватой колонной поднимался к небу дым от жертв Авеля. И здесь его, молящегося перед жертвенником убил Каин. На этом страшном месте было совершено первое преступление и принесена первая жертва. Когда вы входите сюда, тысячи таинственных легенд, преданий, сказаний, дремлющих здесь за каждым камнем, словно толпа вспугнутых призраков прошлого, окружают вас. Эти обломки колонн, принадлежавших, несомненно, тому далекому времени, эти таинственные отпечатки ног на камнях, эти пещеры, эти скалы, – где-то здесь было место Святая Святых, – все это наполняет вашу душу смущением, мистическим полуужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

Вопреки репрессиям все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Миссионеры организации читают проповеди, раздают на улицах христианскую литературу, несмотря на чинимые препятствия, сопряженные порой с риском. Христианская община страны, составляющая достаточно представительную группу населения, объединяет десятки течений, основными их которых являются православная, католическая, протестантская и армянская церкви. При этом нет ни одной церкви, которая выступила бы от имени самого Израиля. Можно вспомнить о небольшом количестве переселившихся сюда православных из Росси, о христианах-палестинцах из числа граждан Израиля и о крайне немногочисленных прочих христианах из евреев — но еврейской церкви как таковой не существует. Это тем более удивительно, что первыми последователями Иисуса были именно евреи – апостолы. Как известно из «Деяний» и «Посланий» апостолов, довольно много сынов Израилевых, было среди первых христианских общин. После смерти Учителя общины Его последователей, объединившиеся в Апостольскую церковь, были, по крайней мере, в Иерусалиме и его окрестностях, преимущественно иудео-христианскими. Как пишет в своей книге «Христос и первое христианское поколение» Епископ Кассиан (Безобразов), «Апостольская Церковь была Церковь чисто иудейская. Все ее члены были людьми Моисеева Закона. Они его соблюдали в точности, и вся их жизнь протекала в тесной связи с Иерусалимским Храмом». Однако храм, как известно, был разрушен, евреи изгнаны из Земли Обетованной, а на месте бывшей иудейской столицы император Адриан приказал построить типичный римский город Элию Капитолину. После провозглашения христианства государственной религией Византии, местная церковь становится по своему составу нееврейской, преимущественно греческой. С арабским завоеванием, и особенно после крестоносцев, основным христианским контингентом в Святой Земле стали пожелавшие креститься арабы, плюс немногочисленные армяне, сирийцы. Сейчас, похоже, апостольские времена, когда в Израиле христианами были в основном евреи — возвращаются. Трудно не заметить того, что с образования государства Израиль после двухтысячелетнего рассеяния здесь начала возрождаться национальная еврейская Церковь. И это не удивительно, ведь как говорит апостол Павел, в последние времена иудеи наконец обратятся к Христу: «Ибо не хочу оставить вас, братия о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» Рим. 11:25-29 ).

http://pravmir.ru/chernopidzhachniki-pro...

Израильские археологи обнаружили в Иерусалиме древний акведук 24 июня 2009 г. 15:30 В Иерусалиме в ходе раскопок на месте строительства музея Монтефиоре в Мишкенот-Шаананим специалисты Министерства древностей Израиля обнаружили акведук, который использовался для подачи пресной воды на Храмовую гору и служил основным водопроводом для наполнения Бассейна Султана. Как сообщили ИА Regnum Новости в Министерстве туризма Израиля в РФ, для большинства туристов и местных жителей Бассейн Султана — это место проведения ежегодной международной ярмарки искусства и ремесел «Хуцот Хайоцер» (Hutzot Hayotzer). Однако за много веков до этого данный резервуар являлся одним их наиболее важных хранилищ воды для всего местности. «Мы столкнулись с уникальным акведуком, который использовался для доставки воды на высоту трех метров, — рассказал доктор Рон Бири (Ron Beeri), руководитель раскопок, проводимых Министерством древностей Израиля. — Первое, что султан Сулейман I сделал в Иерусалиме (естественно, помимо строительства города в дошедшем до нас облике) — это починил существующую систему водоснабжения, которая использовалась для доставки питьевой воды паломникам, прибывавшим в город толпами. Сулейман пристроил к акведуку небольшую башенку, в центре которой была установлена глиняная труба, по которой часть воды отводилась из акведука прямо в бассейн султана и к сабилу (sabil) — так именовался общественный фонтан с пресной водой, который был специально возведен при его правлении для паломников, проходивших по дороге на Хеврон, и сохранился до наших дней». Было обнаружено четыре части различных акведуков, сооруженных в одном и том же месте в разные эпохи: один византийский акведук VI-VII вв. и три оттоманских акведука, построенных в начале XVI в., которые расположены вокруг большого подземного источника. Нижний акведук представляет собой одну из двух древних водопроводных систем, которая начиналась на Хевронской возвышенности и Прудах Соломона и заканчивалась в Иерусалиме и на Храмовой горе. Исследования показали, что он был предназначен для доставки чистой родниковой воды к Храмовой горе жителям Иерусалима и паломникам, прибывавшим в город из поколения в поколение. После подавления Великого восстания и разрушения храма канал обслуживал Элию Капитолину (Aelia Capitolina) — римскую колонию на месте разрушенного Иерусалима. Также данный водопровод использовался в византийскую эпоху, а спустя века перешел на службу мусульманам, захватившим Иерусалим.

http://patriarchia.ru/db/text/679095.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ II Еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно визант. хронистам нач. IX в. Георгию Синкеллу и К-польскому патриарху Никифору I , М. был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 4 года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона ) и Антонина . По «Хронике» Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , к-рый занимал кафедру 8 лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство М. приходится на период ок. 177/8-181/2 гг. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, не упоминает М. в «Церковной истории», но в «Хронике» включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), к-рый завершается 2-м сроком еп-ства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под 6-м годом правления имп. Коммода (186). В «Церковной истории» Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м «из язычников» после 15 епископов «из обрезанных» ( Euseb. Hist. eccl. V 12), хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме М. отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I) , к-рый, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в офиц. списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в «Хронике» Евсевия, то имя М. присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него визант. хронистов. Согласно Александрийскому патриарху Евтихию (X в.), М. занял кафедру в 6-й год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в 10-й год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно визант. традиции, срок епископства 4 годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 гг. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 12; idem. Chron. T. 2. P. 172-174; Georg. Sync. Chron. P. 433; Niceph. Const. Chron. Col. 1037; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 991. Лит.: Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae//ActaSS. Mai. T. 3. P. XII. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561626.html

Такое место, как место храма Иеговы, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища. Известность этого места заставила императора Адриана (117–138 гг.) через 50 лет построить здесь из развалин храма Ирода языческий храм Юпитера. Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую. В начале IV в. при императоре Константине Иерусалим стал христианским священным городом, и языческий храм Юпитера был разрушен. Но в 363 году при императоре Юлиане Отступнике евреям было разрешено начать восстановление храма Соломона на его древнем месте. Указ Юлиана, разрешавший евреям сооружение храма, был дан рабби Гиллелю, но после того, как был открыт древний фундамент и на нем положены первые камни, сильное землетрясение сбросило их с места, а строители в страхе разбежались 3 . В юго-западной части территории, занимаемой некогда иерусалимским храмом, находится Стена Плача. Плач евреев у подножия разрушенного храма Соломона начался еще с древних времен. Как сообщал в 333 году бордосский паломник, недалеко от разрушенного храма находился «пробитый камень, к которому раз в год приходят иудеи, помазывают его, с воплем рыдают, разрывают свои одежды и затем удаляются» 4 . О разрешении иудеям посещать место бывшего храма в день разрушения его Титом упоминает и блаженный Иероним 5 . По его словам, когда Иерусалим уже был обращен в Элию Капитолину, евреи со всех концов мира собирались на свое древнее пепелище и ценой золота добивались позволения «плакать на развалинах храма». Этот обычай сохранялся в течение многих веков; во времена крестоносцев христианские авторы часто упоминали о «месте плача евреев при западной стене»; об этом обычае в 1163 году сообщалВениамин Тудельский 6 . Один из русских паломников так описывал во 2-й половине XIX в. свое посещение Стены Плача: «Любопытно видеть здесь вечером в пятницу толпы детей Израиля, закутанных в белые саваны и прильнувших лбами к этой святыне. Они собираются сюда молиться, читать «Плач Иеремии» и в буквальном смысле орошать слезами драгоценные для них камни» 7 . Аль-Акса – «мечеть удаленнейшая»

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 130 г. по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117–138) Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в Элию Капитолину. После восстания иудеев под предводительством Бар-Кохабы иудеи навсегда были изгнаны из Иерусалима, а разрушенный город римляне вспахали плугом. Начался подъем и расцвет других палестинских городов, в особенности Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После падения Иерусалима первенство перешло к митрополиту Кесарии. В Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. Христианские святыни в Иерусалиме очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса. В 190 г. в Иерусалиме был созван первый Поместный собор, на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. С восхождением на Иерусалимский престол епископа Александра (213–251) в Иерусалимской Церкви начался период духовного образования и общего подъема. Он был основателем библиотеки и богословской школы в Иерусалиме, созданной по образцу Александрийской. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал прибывший в 215 г. в Палестину Ориген . Но в 250 г. начались новые гонения на христиан при императорах Деции и Валериане. Привыкшие к мирной жизни христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине в это гонение было много «отпадших», которые из страха перед смертью , утратой имения или выгодного положения отрекались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 г. в Антиохии Поместном соборе, на котором присутствовали и палестинские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ. Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 31 марта 2012 г. Западная Церковь совершает память св. Максима 5 мая. После разрушений, произведенных римлянами, Иерусалим был низведен до положения незначительного городка. Его христианская община рассеялась во время гонений. Город был переименован в Элию Капитолину. Так же, как немного спустя те ариане, которые способствовали избранию св. Мелетия Антиохийского (память 12 февраля). Эти «Поучения», произнесенные, вероятно, в 349 г., остаются одним из лучших изложений православной веры и произведением исключительной важности для понимания литургической практики древней Церкви, сохраняемой в современной Православной Церкви. Они были произнесены во время 40-дневного подготовительного к крещению периода перед Пасхой и состоят из 18 «Огласительных поучений», разъясняющих Символ веры и основы православной веры, и пяти «Тайноводственных поучений», предназначенных для тех, кто уже принял крещение на Пасху, и разъясняющих священные таинства крещения и Евхаристии (некоторые приписывают их другому автору). Это чудо вспоминается 7 мая. скрыть способы оплаты Комментарии Полина (Пелагея) 31 марта 2016, 13:42 Святителю отче Кирилле, помоги мне двигаться к своему призванию. Нина Арсеньевна 31 марта 2015, 18:52 Да. Русская Православная Церковь переживает сложные и тяжелые времена. Агрессия от наших недругов направлена именно против Православия. И поэтому нам особенно теперь нужно много молиться за наше священство, чтобы Господь укрепил их силы, сберег от всех напастей и всякого коварства. Я тоже приняла решение всегда поминать в своих молитвах о здравии его Святейшества, Патриарха Кирилла и Президента России р.Б. Владимира. И Господь услышит наши молитвы обязательно!Я уверена в этом. Вспомните как говорится в Священном Писании, что хоть один даже верующий в городе будет, то весь город будет спасен. Вот поэтому пока в наших монастырях идет непрестанная молитва о мире , и если к этому прибавится и наша молитва то наше усердие не будет напрасным.

http://pravoslavie.ru/52601.html

После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010