Император Адриан, покорив Иерусалим, захотел отомстить не только иудеям, но и христианам, потому что не видел между ними никакой разницы. Иудеев рассеял он по всему а на том месте, где стоял храм Соломона, устроил идольское капище. Сверх того, переименовал он Иерусалим в Элию Капитолину, сообразуясь с [собственным] своим именем, и запретил кому бы то ни было называть этот город Иерусалимом. На Голгофе воздвиг он храм скверной Венере, на Гробе Господнем – храм Зевсу, а в Вифлееме – храм Адону. Какую горькую скорбь должны были носить в себе христиане той эпохи, видя свои святыни столь поруганными! Но к чему всё это привело в конце [концов]? Император Адриан погиб злой смертью, языческие храмы в правление [равноапостольных] царицы Елены и царя Константина были разрушены, а на их месте были построены дивные храмы христианские, существующие и по сей день. Трудно идти против рожна . О, сколь отчаянно и безнадежно любое ратование против Христа. Созерцание Да созерцаю тщетность людских усилий наперекор воле Божией (3 Цар. гл. 12), а именно: 1) как десять колен, отколовшись, поставили себе царем Соломонова раба; 2) как Ровоам собрал войско, чтобы идти против Иеровоама; 3) как Бог отвратил его от войны, сказав через пророка: От Меня это было . Проповедь о том, как ненавидит свидетеля своих грехов Вас не может ненавидеть, а Меня ненавидит. Ин. 7:7 Почему ненавидит Владыку Христа? Сам Господь тут же это пояснил: Потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Никого люди не ненавидят в такой степени, как свидетеля своего греха. Посему самые большие преступления в творятся ночью, во мраке. Но разве Бог не видит в ночи и во тьме? Бог воистину видит, но злодеи не видят Бога. И если некоторые из них и имеют какую-то веру в Бога, то все-таки по своей недостаточной просвещенности считают, что мрак – это завеса между людьми и Всевышним. Владыка Христос Самим Собой ясно удостоверил, что Бог всевидящ и что никакая тьма не заслоняет Его око от созерцания. Видел Он людей и на больших расстояниях, как [например] Нафанаила под смоковницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Чернопиджачники " против Иешуа 28.09.2006 300 Время на чтение 10 минут Христианская община страны, составляющая достаточно представительную группу населения, объединяет десятки течений, основными их которых являются православная, католическая, протестантская и армянская церкви. При этом нет ни одной церкви, которая выступила бы от имени самого Израиля. Можно вспомнить о небольшом количестве переселившихся сюда православных из Росси, о христианах-палестинцах из числа граждан Израиля и о крайне немногочисленных прочих христианах из евреев - но еврейской церкви как таковой не существует. Это тем более удивительно, что первыми последователями Иисуса были именно евреи - апостолы. Как известно из " Деяний " и " Посланий " апостолов, довольно много сынов Израилевых, было среди первых христианских общин. После смерти Учителя общины Его последователей, объединившиеся в Апостольскую церковь, были, по крайней мере, в Иерусалиме и его окрестностях, преимущественно иудео-христианскими. Как пишет в своей книге " Христос и первое христианское поколение " Епископ Кассиан (Безобразов), " Апостольская Церковь была Церковь чисто иудейская. Все ее члены были людьми Моисеева Закона. Они его соблюдали в точности, и вся их жизнь протекала в тесной связи с Иерусалимским Храмом " . Однако храм, как известно, был разрушен, евреи изгнаны из Земли Обетованной, а на месте бывшей иудейской столицы император Адриан приказал построить типичный римский город Элию Капитолину. После провозглашения христианства государственной религией Византии, местная церковь становится по своему составу нееврейской, преимущественно греческой. С арабским завоеванием, и особенно после крестоносцев, основным христианским контингентом в Святой Земле стали пожелавшие креститься арабы, плюс немногочисленные армяне, сирийцы. Сейчас, похоже, апостольские времена, когда в Израиле христианами были в основном евреи - возвращаются. Трудно не заметить того, что с образования государства Израиль после двухтысячелетнего рассеяния здесь начала возрождаться национальная еврейская Церковь. И это не удивительно, ведь как говорит апостол Павел, в последние времена иудеи наконец обратятся к Христу: " Ибо не хочу оставить вас, братия о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется " Рим. 11:25-29 ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Греческая Библия была соборным трудом от начала до конца. Само предание о Семидесяти толковниках, безотносительно к степени его достоверности, представляет собой символ именно соборной, а не единоличной работы. Созданная еврейской книжностью дораввинистического периода, Септуагинта впоследствии претерпела все то, на что обречен рукописный текст, находящийся в свободном обращении. Затем, в результате редакторской деятельности христианских ученых первых веков, отчасти аналогичной работе масоретов над еврейскими рукописями, ее текст был приведен в единообразие настолько, насколько позволяли возможности науки того времени. При этом, в отличие от масоретов, эти редакторы не стремились к максимальной унификации на уровне буквы 531 , оставляя текст связанным с древней устной экзегетической традицией множественными нитями вариативных чтений. Конкретный анализ присутствия этой традиции есть уже дело исследователя религии. г) «Новые переводы» II в. н.э. Из входивших в собрание Оригена переводов Священного Писания на греческий язык, помимо самой Септуагинты, сведения сохранились о трех, для каждого из которых известно имя его создателя. Первый – Акила (Ακλα, Aquilas), родом из Понта, закончивший свою работу не позднее 177 г., так как в это время был опубликован труд св. Иринея Лионского «Против ересей», где он упоминается. Еще ранее одно из чтений, встречающихся у Акилы, упоминается св. Иустином (ум. 165 г.) в диалоге с Трифоном Иудеем. Св. Епифаний Кипрский относит его акме к 128–129 гг., когда император Адриан перестраивал Элию Капитолину (римское название Иерусалима после поражения восстания Бар Кохбы) и Акила, о родстве которого с Адрианом сообщает предание, был послан им туда в качестве чиновника (О весах. 14). Современные исследователи считают 130-е гг. наиболее вероятным временем его работы над переводом 532 . Иудейские и христианские источники согласно называют Акилу прозелитом (т.е. обращенным в иудаизм язычником), причем Епифаний сообщает, что вначале он стал христианином, но не задержался в этом статусе, поскольку Церковь потребовала от него отказа от занятий астрологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Закладка главного престола и места храма происходит 18 октября того же 1657 года а 1 сентября 1658 года здесь вполне уже разворачивается строительство Воскресенского собора и Ново-Иерусалимского монастыря. Такое сакральное значение царскому письму патриарх Никон придавал не случайно. Как известно, в 135 году до Р.Х. в честь императора Элия Адриана древний палестинский Иерусалим был переименован в Элию Капитолию, и только обратившийся ко Христу император Константин Великий вернул городу через двести лет, вскоре после 325 года, прежнее имя, назвав при этом его " Новым Иерусалимом " (в земном значении - возобновленным). Алексея Михайловича давно сравнивали на православном Востоке (да и в России) с Константином Великим, называли " новым Константином " . Патриарху Никону поэтому чрезвычайно нужно было, чтобы " новый Константин " и дал название подмосковному " Новому Иерусалиму " . Так и произошло. Центром " новоиерусалимского " комплекса стал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а его центром, в свою очередь,- собор Воскресения Христова, построенный в соответствии с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. Собор строили, руководствуясь кипарисовой моделью, " Проскинитарием " Арсения Суханова, а затем ортогональными чертежами храма Гроба Господня, сделанными католическим монахом Бернардино Амико и изданными во Флоренции в 1620 году, но попавшими Россию позднее, уже во время строительства собора на Истре О Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, истории его создания и завершения написано достаточно много и подробно. Поэтому мы ограничимся лишь некоторыми замечаниями, связанными с богословскими аспектами всего замысла. Воскресенский собор в плане, внутреннем устройстве и общих размерах довольно точно воспроизводит храм Гроба Господня в Иерусалиме. Патриарх Никон создал копии Голгофской церкви, которая была освящена еще при нем и в которой он особенно любил служить, низких, как бы пещерных храмов под Голгофой, Гроба Господня, центрального алтаря Воскресения Христова, " камня миропомазания " , плиты " середина вселенной " , темничного придела с церковью во имя Божией Матери (освящена тоже при Никоне), заалтарных церквей, подземной церкви Константина и Елены с приделом Обретения Креста Господня и т.п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6). Святыни Вифлеема Базилика Рождества Христова Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками… Базилика Рождества Христова Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве. Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э. языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам. Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода. Главная святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя. Пещера Рождества Христова

http://pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdest...

Местность претерпела значительные изменения после Иудейской войны 66-70 гг. История участка до 325-326 гг. недостаточно изучена, поскольку неясна историческая топография Иерусалима той эпохи. По всей исследованной территории над уровнем пожара и разрушений 70 г. лежит слой запустения, перекрываемый слоями визант. эпохи IV-VII вв. Картина меняется только со 130 г., после начала перестройки города в Элию Капитолину. В 1993 г. Дж. Бар предположил, что лагерь легиона располагался не внутри Первой стены, а к северу, внутри Элии Капитолины, между Третьей (зап.) и Второй стеной. В этом случае участок Г. Г. должны были выровнять и застроить сразу после 70 г., при подготовке крепости для легиона. Согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. III 26), его засыпали грунтом и вымостили камнем, чтобы построить языческий храм. Блж. Иероним добавляет (ок. 395), что с эпохи имп. Адриана (117-138) до эпохи имп. Константина (306-337) ситуация оставалась неизменной: над местом Воскресения (т. е. над Г. Г.) стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия - статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58/3//PL. 22. Col. 581). Археологами открыты остатки большого общественного здания рим. периода, стоявшего на месте буд. храма Гроба Господня, но точно датировать его и подтвердить сакральный характер постройки не удалось. В 20-х гг. IV в. Евсевий мог видеть постройки имп. Адриана, наблюдать их снос и открытие равноап. имп. Еленой св. мест. Большинство ученых полагают, что иного места в Иерусалиме и его окрестностях, к-рое с такими же основаниями может быть отождествлено с Г. Г., нет, как нет и причин отвергать его аутентичность. Место погребения Иисуса Христа и данные археологии Археологические исследования подтверждают точность сообщаемых Евангелиями сведений о погребальных традициях и обрядах иудеев в I в. по Р. Х. и опровергают доводы евангельской критики, пытавшейся показать, что описанные события не отвечают обрядовой стороне, известной по др. источникам. Так, Дж. Д. Кроссан утверждал, что Иисус Христос не мог быть захоронен, потому что унизительная и жестокая казнь преступников из низших классов через распятие обрекала их на лишение погребения.

http://pravenc.ru/selected.html

Христиане первых трех веков имели священную историю, но не придавали значения священной географии. Для них в первую очередь было важно то, что в определенный исторический момент, “в правление цезаря Августа”, Сын Божий воспринял плоть человеческую, был распят “при Понтии Пилате”, избавил человека от власти демонических сил и даровал ему бессмертие. Боговоплощение означало, прежде всего, то, что Бог сделал Своим храмом плоть человека Иисуса Христа. Боговоплощение принесло искупление всего человечества и не было связано для ранних христиан с освящением особых мест и предметов. Раннюю христианскую апологетику отличает именно универсализм и отсутствие видимой привязанности к святым местам, так как христиане не хотели иметь ничего общего с локальными культами язычников. Такое положение вещей было продиктовано также внешними обстоятельствами. Христиане первых поколений не имели достаточного состояния для приобретения значительных зданий. Большая часть сбережений в общине уходила на помощь вдовам, сиротам, а также всем нуждающимся. Во время гонений у христиан нередко отбирали то малое, что они имели. Христиане ощущали свою бездомность в мире и были вечными скитальцами 347) . Что же касается Иерусалима, то город с этим названием перестал существовать уже в 138 году, после кровавого подавления восстания Бар-Кохбы. Император Адриан переименовал Иерусалим в Элию Капитолину, значительно изменил план поселений и воздвиг на Голгофе храм Венеры. Адриан депортировал всех обрезанных из города и запретил им появляться на его территории под страхом смертной казни. При этом город пришлось покинуть не только евреям, но и христианам, которых римские власти в то время мало отличали от евреев. Элия была заселена язычниками. Христианская община бывшего Иерусалима потеряла многих членов и оставалась в тени истории вплоть до константиновских преобразований. Как это ни печально, мать всех христианских церквей, иерусалимская община, до начала IV в. не дала ни одного значительного богослова или епископа. Настоящим центром палестинского христианства была Кесария.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Это был праздник христианской империи, родившейся в день, когда, по преданию, император Константин увидел знамение — Крест и слова: «Сим победиши!» Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями. Праздник того христианского мира, который распадается на наших глазах. Обновление храма Церковное предание сохранило разные версии обретения Святого Креста. По самой древней из них — ее приводят церковные историки V века — Крест, бывшую на нем табличку с именем Иисуса и гвозди, которыми Он был прибит к орудию казни, нашли под святилищем Венеры, воздвигнутом римлянами на месте разрушенного ими Иерусалимского храма. Но поскольку крестов было обнаружено три, епископ Макарий предложил поочередно приложить каждый из них к тяжелобольной женщине: от прикосновения к тому, на котором был распят Господь, женщина исцелилась. Другое предание, получившее большее распространение в Средневековье, рассказывает, что место, где нужно было искать Крест Господень, подсказал императрице Елене старый еврей по имени Иуда, а определили, какой из трех крестов — тот самый, когда от прикосновения им к мертвецу, которого проносили мимо, тот ожил. Иуда потом крестился с именем Кириак. Это сказание даже вошло в число обязательных церковных текстов, предназначенных для чтения в праздник Воздвижения. А между тем праздник этот изначально был лишь составной частью многодневного торжества, установленного в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Воскресение Словущее Праздник в честь обновления храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) в Иерусалиме, получивший в Русской Церкви загадочное название Воскресение Словущее, отмечается теперь 26 сентября, накануне праздника Воздвижения. В 70 году войска императора Тита, завоевав город, не просто разрушили Иерусалимский храм, но, словно задавшись целью в точности исполнить пророчество Христа (Мк 13:1–2), буквально не оставили там камня на камне. А во II веке, при императоре Адриане, на месте разоренного Иерусалима римляне построили новый город — Элию Капитолину. Гроб Господень был засыпан землей и камнями, а на Голгофе возвели храм Венеры.

http://foma.ru/vozdvizhenie-kresta-gospo...

Вот почему: 1) речь о духовном храме начинается значительно спустя (с 6 ст.) и переходом к ней [являются] следующие слова: «но исследуем есть ли храм Божий», 2) выражение «слуги врагов» не указывает непременно на христиан (ибо они не были разрушителями Храма, что требуется пророчеством Исайи), а вообще указывается на чернорабочих каменщиков; 3) работники строят не иудейский Храм, а языческий, чем наглядно показывается суетность надежды евреев на воссоздание и что согласно с точкой зрения автора на храмовое Богослужение, как ничем не отличающееся от языческого. По мнению Гарнака слова эти относятся к построению храма Юпитера в Иерусалиме по приказанию Адриана в 130–131 г., которое повело к великому иудейскому восстанию 135 года. Послание, таким образом, написано в 130–131 г., когда иудеи ещё выносили позор, наносимый их национальному святилищу и когда это обстоятельство возбуждало большой интерес среди христиан. Если не согласиться с этой точной датой и понимать речь о постройке Храма в духовном смысле, то временем написания Послания нужно признать промежуток времени между первым (70 г.) и вторым (132 г.) разрушением Иерусалима, ибо в Послании идёт речь об одном только разрушении и нет упоминания о втором, когда Иерусалим был переименован в Элию Капитолину. В этом промежутке предпочтительнее выбирать конец его, ибо отношение автора к Ветхому Завету и его аллегоризм вовсе не гармонирует с письменностью I века и предполагает современный разрыв с иудейством. Д. Читатели Послания Почти все учёные XVI–XVIII вв. держались того мнения, что читатели Послания были христиане из иудеев и ссылались на то, что вопрос, решённый в Послании, мог интересовать только иудеев, что решение его ведётся исключительно на основе Ветхого Завета, что автор и читатели близко знают еврейский ритуал. Основания эти вряд ли могут иметь решающее значение, ибо вопрос об отношении к Закону Моисея волновал всё христианское общество, в том числе и языкохристиан 206 . В Послании Апостола Павла к Галатам, написанном к языкохристианам, вопрос этот естественно решался на основании ветхозаветных свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010