Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАССИАН ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кассиан (лат. Cassianus; греч. Κασσιανς; II в.), епископ Иерусалима (Элии Капитолины) . По списку Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , приведенному в " Церковной истории " , Кассиан был вторым епископом Иерусалима " из язычников " в противоположность христианам иудейского происхождения, " из обрезанных " . Ни в " Церковной истории " , ни в " Хронике " еп. Евсевий не указывает точного времени и продолжительности епископского правления Кассиана. В " Хронике " он приводит список всех епископов - от Кассиана до Капитона под последним годом правления имп. Антонина Пия (161 г.). Т. о., Кассиан был епископом времен правления этого императора (138-161) и 17-м епископом Иерусалимской кафедры, начиная с Иакова, брата Господня. Византийский хронист Георгий Синкелл (+ после 811) также без указания дат определяет продолжительность епископского правления Кассиана сроком в пять лет. Если принять факт, что первый епископ " из обрезанных " , Марк I , занимавший, по Синкеллу, кафедру восемь лет, был поставлен после преобразования Иерусалима в Элию Капитолину (136/7), что подтверждает в " Хронике " Евсевий Кесарийский, то правление преемника Марка I Кассиана должно приходиться на 143/4-148/9 год. Однако Евтихий, патриарх Александрийский (X в.), в " Анналах " предлагает другие даты. Он указывает, что Кассиан занял кафедру в 21-й год правления Антонина Пия (159), и далее в соответствии с традициями византийской хронистики приписывает ему пять лет епископского правления, т. е. до 164 года. По сведениям патриарха Евтихия, Кассиан оказывается не первым, а последним епископом Иерусалимским времен Антонина Пия; кроме того, этот автор не связывает образование в Иерусалиме христианской общины " из язычников " с преобразованием его в Элию Капитолину при имп. Адриане. Литература Использованные материалы   Euseb. Hist. eccl. V 12 Редакция текста от: 30.01.2021 16:37:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680233.h...

Первая Апология написана в 138 или 139 г. по P.X. Это выводится из её надписания: «Самодержцу Титу. Элию Адриану Антонину благочестивому, Августу Кесарю, и Вериссиму, сыну философу, и Люцию философу, родному сыну Кесаря и усыновлённому сыну благочестивого, любителю учёности». Исчисляя царственные лица, св. Иустин не называет ещё Вериссима (т. е. Марка Аврелия) Кесарем, а сие титло Вериссим получил вскоре после вступления на престол Антонина благочестивого 398 ; следовательно, Апология писана и представлена между вступлением на престол Антонина благочестивого и объявлением Марка Аврелия Кесарем, т. е. в 138 или 139 году. Этому заключению не противоречит следующее замечание, встречающееся в Апологии: «мы говорим, что Христос родился за 150 лет пред сим при Киринее, а учил при Понтии Пилате» 399 . Потому что св. Иустин не имел намерения в приведённом месте с точностью обозначать время, прошедшее от Рождества Христова, но приблизительно хотел показать, как мало времени прошло от начала новой христианской эры, в сравнении с временем, которое протекло от сотворения мира до Рождества Христова. Посему приведённое место должно понимать так: «Иисус Христос родился лет за полтораста пред сим». Не противоречит приведённому определению времени первой Апологии и то, что Люций Вер назван в Апологии «философом и любителем учёности», тогда как в 139 году ему было не более 8 лет. Не ссылаясь на Евсевия, у которого наименование философом отнесено не к Люцию, но к отцу его Элию Веру (Λουκ φιλοσφου καισαρος φσει ι), можем обратить внимание на то, что римский историк Капитолий говорит о Лоции Вере: «он любил ещё в детстве (in pueritia) писать стихи и речи; впрочем, он был способен ораторствовать, чем быть поэтом 400 ». Нисколько не подрывается достоверность указанного вычисления и тем обстоятельством, что св. Иустин упоминает в Апологии о еретике Маркионе и его последователях, уже значительно умножившихся 401 . Хотя св. Ириней и говорит, что Маркион, ученик Кердона, усилился при Аниките, который, по свидетельству Евсевия, был римским епископом между 158 и 169 годами 402 ; но соглашая слова св. Иринея со свидетельством св. Епифания, который появление ереси Маркионовой относит ещё к царствованию Императора Адриана 403 , должно допустить, что св. Иустин мог и при начале царствования Антонинова указывать на последователей Маркиона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1255 Об этом сюжете рассказывают также Феодорит (III, 20) и Сократ Схоластик (III, 20). По словам Сократа, речь идет о восстановлении храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного в 70 г. н.э. во время взятия города Титом. Землетрясение разрушило восстанавливаемый храм якобы вскоре после пророчества епископа Иерусалимского Кирилла, говорившего о том, что наступило время, когда от этого храма не останется камня на камне. 1256 Об этом см. также Феодорит, III, 12–13. О смерти Юлиана-дяди и Феликса сообщает и Иоанн Златоуст во 2 Слове о св. Вавиле, и Аммиан Марцеллин (XXIII, 1). Причина наказания, по мнению историков, – не столько в отречении от христианства, сколько в том, что эти люди участвовали в конфискации церковных имуществ. Феодорит утверждает, что перед смертью Юлиан-дядя умолял племянника вернуть драгоценные сосуды церкви, но тот его не послушался. 1257 Иерусалим был переименован Адрианом в Элию Капитолину в 135 г. после подавления восстания Бар-Кохбы. 1262 Подобным образом описывается смерть Юлиана и другими авторами. Феодорит (III, 28) приводит более распространенную в христианской историко-литературной традиции версию слов императора: вместо «насыться» он произнес фразу «Ты победил, Галилеянин!». 1264 Сначала выбор пал на префекта претория Востока Саллюстия Секунда, однако тот отказался, сославшись на свою немощь и старость. В момент избрания Флавию Иовиану было 32 года. Всего он правил с июня 363 по 17 февраля 364 г. Он не был идеальным христианином, как изображает его, например, Феодорит (IV, 1), и в позднейшей христианской литературе нередко критиковался за аморальность. 1265 Согласно условиям мирного договора, римляне теряли 5 пограничных провинций и 18 важнейших крепостей. Они также обязывались не помогать армянскому царю Аршаку в войне с персами. Мир был заключен сроком на 30 лет. 1266 Иовиан издал указы о возвращении епископов из ссылки, о передаче церквей никейской партии (Феодорит, IV, 2), о восстановлении снабжения церквей хлебом (IV, 4). 1267 По утверждению Феодорита (IV, 2), Иовиан сам обратился к Афанасию, прося его изложить Никейское толкование веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После разрушения города и храма христиане оставались в пределах Иерусалима, переименованного при имп. Адриане в Элию Капитолину,- возможно, с тем, чтобы сохранить имевшиеся там святыни; однако с того времени литургические обычаи иерусалимских христиан утратили значение для др. Церквей (что проявилось, в частности, в спорах о дате празднования Пасхи). Во II-III вв. основными центрами христ. богослужения стали такие города, как Рим, Карфаген, Эфес, Антиохия, Александрия и др.; в частности, традиции Александрии и особенно Антиохии (кафедра к-рой была подчинена Элии Капитолине) постепенно проникали в Палестину и могли оказать влияние на богослужение иерусалимских христиан. Формирование Развитие И. б. как полностью самостоятельной и разносторонней традиции началось в IV в., после того как св. равноап. имп. Еленой был обретен Крест Господень (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ) и при ее участии по повелению и на средства св. равноап. имп. Константина Великого был сооружен комплекс церковных зданий на месте Голгофы и пещеры Воскресения Христова (см. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). Если в доконстантиновскую эпоху в городе засвидетельствовано существование только одной христ. церкви на Сионе (хотя нельзя исключать, что христиане собирались для совершения богослужения не только там), то уже к V в. в Иерусалиме усердием визант. императоров и др. благодетелей был построен ряд храмов и мон-рей, а число клириков и монашествующих, равно как и жителей города (во II-III вв. Элия Капитолина представляла собой совсем небольшое поселение), многократно увеличилось. Самые ранние свидетельства об И. б. (в частности, о чинах Крещения и Миропомазания, Евхаристии, службах суточного круга и периоде Великого поста ) содержатся в Огласительных и тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского, а также в «Итинерарии» (Паломничестве, или Дневнике) паломницы Эгерии , к-рые датируются IV в. (подробнее см. соответствующие статьи), и в проповедях прп. Исихия Иерусалимского 1-й пол. V в.

http://pravenc.ru/text/иерусалимского ...

Среди них - фрагменты 2 посвятительных надписей на триумфальных колоннах, поставленных легионом: в одной (не ранее 79) упомянут 10-й легион и Тит как император; в другой (нач. III в.) - легат «10-го Фретенсийского Антонинова легиона» Марк Юний Максим и его помощник Домиций Сергий Юлий Гонорий. Кроме того, по всему И. находят кровельные черепицы и кирпичи со штампом 10-го легиона. Новый лагерь, возможно, стоял на месте разрушенного храма, что подтвердил Б. Мазар раскопками в Старом городе, и к юго-западу от него, где открыто сооружение II в. (термы), типичное для зимних квартир рим. легионов, найден штамп пекаря, 2 геммы для перстней с изображением божества войны и воина-всадника, игральные кости. Большая часть исследователей считает, однако, что легион располагался в Верхнем городе (нынешний Армянский квартал). На въезде в И. с запада обнаружен крупный керамический комплекс 10-го легиона, производивший во II в. черепицу, кирпичи и посуду. Интерьер храма Гроба Господня. Юж. рукав трансепта и Голгофа Интерьер храма Гроба Господня. Юж. рукав трансепта и Голгофа В 129-130 гг. имп. Адриан посетил И. и принял решение о его восстановлении в качестве рим. колонии. После поражения восстания Бар-Кохбы (132-135) он декретом запретил евреям под страхом смерти жить в городе и даже посещать его, лишил И. имени и построил на зап. холме, в районе совр. Еврейского квартала, новый город - Элию Капитолину (Aelia от своего 2-го имени, Capitolina в честь Капитолийской триады божеств - Юпитера, Юноны и Минервы). Это фиксируется на монетах, отчеканенных в память победы (с изображением имп. Адриана, идущего за плугом в момент проведения сакральной границы нового города); на всех монетах И. 130 г. выбиты имена Элии и Юпитера Капитолийского ( Mazar E. 2006; Weksler-Bdolah e. a. 2007). Население древнего И. Согласно демографическим подсчетам М. Броши ( Broshi. 1974; Idem. 1978), древнейший И. (в эпоху бронзы и перехода к железному веку XIII-XI вв. до Р. Х.) был небольшим городом (площадь до 5 га) с населением ок.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Вы понимаете, что народа этого — народа, который бы поклонялся Богу, а не идолам — в доавраамовы времена еще просто не существовало, его еще предстояло произвести от праведного Авраама, и об этом мы с вами в дальнейшем поговорим подробнее. А сейчас хотелось продолжить наш разговор о Святой земле… Земля Земля эта называлась в разные времена по-разному: «земля Ханаанская», «Иудея», «земля Израиля». Еще меньше столетья назад эту землю в России называли обычно Палестиной (помните рождественскую колядку «Ночь тиха над Палестиной»?), но в середине XX века на ее части было провозглашено еврейское государство Израиль. Из-за этого у паломников часто возникает путаница, ведь сегодня под «Палестиной» часто подразумевают не всю эту землю, как раньше, а только ту часть, которая не вошла в Государство Израиль, то есть Палестинскую автономию. Давайте же еще раз попытаемся разобраться в этих названиях. Древнейшее библейское название этой территории — «Ханаан» (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» или «земля Хананеев» (Быт. 11, 31; Исх. 3, 17). Ведь еще до того, как эту землю захватил народ Божий, то есть сыны Израилевы, евреи, здесь обитали семь ханаанских народов, семь племен потомков пр о клятого сына Хамова, Ханаана. Двенадцать колен Израилевых землю эту захватили и между собой ее разделили, но, несмотря на это, долгое время так и продолжали называть эту землю землей Ханаанской. Несколько позднее в Ветхом Завете эта земля называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11, 3) и «земля Господня» (Ос. 9, 3) или просто «земля» (Иер.). Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто «Эрец», или «Ха-арец» — «земля». В Новом Завете она называется «землей Израилевой» и «землей Иудейской» (Мф. 2, 20; Ин. 3, 22), а также «землей обетованной» (то есть обещанной), которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога. Что же касается названия Палестина, то оно означает «землю филистимлян», языческого народа, с которым в библейские времена народу Божьему пришлось много повоевать (само слово «филистимляне», «плиштим», на иврите означает «вторгшиеся», «чужаки», «захватчики»). Имя это трудно назвать удачным. Оно совсем не библейское, а «изобретенное» древними греками. Несколько филистимских городов занимали всего лишь сравнительно небольшую часть прибрежной полосы Святой земли, но мореплаватели-греки, которые хорошо знали лишь ее побережье, но не внутренние ее районы, распространили это название на всю страну. А утвердилось название «Палестина» с подачи римского императора Адриана. В 135-м году, то есть примерно через сто лет после распятия Господа, римлянами было подавлено крупное антиримское восстание под руководством еврейского лжемессии Бар Кохбы. Император Адриан решил окончательно расправиться с мятежной страной. Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, вход в него иудеям был запрещен, а Иудею (Эрец-Исраэль) переименовали в «Палестину» — так римляне решили стереть с исторической памяти само слово Иудея…

http://pravoslavie.ru/136499.html

Кирилл принял участие во II Вселенском Соборе (381), созванном императором Феодосием, и внес свой вклад в окончательное осуждение арианства и его разновидностей. По завершении заседаний на соборе было торжественно выражено признание той борьбы за Православие, которую вел Иерусалимский епископ. Вернувшись в Святой Град, Кирилл мог, хотя и недолго, насладиться миром, который он восстановил ценой многих трудов. Святитель преставился в 386 году, пробыв епископом 35 лет, из них 16 проведя в ссылке. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 31 марта 2012 г. Западная Церковь совершает память св. Максима 5 мая. После разрушений, произведенных римлянами, Иерусалим был низведен до положения незначительного городка. Его христианская община рассеялась во время гонений. Город был переименован в Элию Капитолину. Так же, как немного спустя те ариане, которые способствовали избранию св. Мелетия Антиохийского (память 12 февраля). Эти «Поучения», произнесенные, вероятно, в 349 г., остаются одним из лучших изложений православной веры и произведением исключительной важности для понимания литургической практики древней Церкви, сохраняемой в современной Православной Церкви. Они были произнесены во время 40-дневного подготовительного к крещению периода перед Пасхой и состоят из 18 «Огласительных поучений», разъясняющих Символ веры и основы православной веры, и пяти «Тайноводственных поучений», предназначенных для тех, кто уже принял крещение на Пасху, и разъясняющих священные таинства крещения и Евхаристии (некоторые приписывают их другому автору). Это чудо вспоминается 7 мая. скрыть способы оплаты Комментарии Полина (Пелагея) 31 марта 2016, 13:42 Святителю отче Кирилле, помоги мне двигаться к своему призванию. Нина Арсеньевна 31 марта 2015, 18:52 Да. Русская Православная Церковь переживает сложные и тяжелые времена. Агрессия от наших недругов направлена именно против Православия. И поэтому нам особенно теперь нужно много молиться за наше священство, чтобы Господь укрепил их силы, сберег от всех напастей и всякого коварства. Я тоже приняла решение всегда поминать в своих молитвах о здравии его Святейшества, Патриарха Кирилла и Президента России р.Б. Владимира. И Господь услышит наши молитвы обязательно!Я уверена в этом. Вспомните как говорится в Священном Писании, что хоть один даже верующий в городе будет, то весь город будет спасен. Вот поэтому пока в наших монастырях идет непрестанная молитва о мире , и если к этому прибавится и наша молитва то наше усердие не будет напрасным.

http://pravoslavie.ru/52601.html

В данное же время было бы в высшей степени неразумно отрекаться от мира, оставлять отечество, бежать городов, признавать себя монахом, а с тем вместе жить в еще большем многолюдстве, чем жил бы на родине. Сюда стекается народ со всего света. Город полон людьми всякого рода, и происходит такое стеснение обоих полов, что здесь принужден бываешь выносить то, чего в другом месте избегал хотя бы отчасти». Кругом же Иерусалима, как странный контраст с его многолюдством, «Богом сожжена,  Безглагольна,  недвижима» лежала отверженная страна,  которая уже в то время постепенно превращалась в пустыню. «Едва малые следы руин различаем на месте сильных некогда городов. Силом, где была скиния и ковчег завета, едва являет основание алтаря; Гива – родина Саула – разрушена до основания; Рама и Бефорон и другие славные города, построенные Соломоном, стали  теперь  малыми  деревушками». Даже самый Иерусалим во времена Иеронима был уже не тем городом, с которым иудеи связывали свое героическое прошлое. История последних веков этого места, священного и проклятого в одно и то же время, была ужасна. Разоренный еще Титом, окончательно разрушенный и потерявший имя свое при Адриане (он был переименован в Элию Капитолину после вторичного иудейского восстания), Иерусалим должен был выносить еще новые проявления негодования и пренебрежения со стороны цезарей, ревнителей язычества, – и это уже не как центр иудейского культа, а как средоточие религиозных памятников христианства. «От времени Адриана и до Константина, в течение почти ста восьмидесяти лет, на месте Воскресения совершалось поклонение идолу Юпитера, а на скале, где некогда был распят Христос, стояла мраморная статуя Венеры: гонители думали, что уничтожат в нас веру в крест и воскресение, если идолами осквернять святые места. Даже наш Вифлеем, царственнейшее место на земле, где – как псалмопевец поет – «Истина над землею взошла», – этот Вифлеем осеняла роща Фамуза, т. е. Адониса, и в пещере, где некогда плакал малютка Христос, оплакивался любовник Венеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В ходе первой иудейской войны (66 – 73) Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия (41 – 81). В 70 г. был разрушен Храм Соломона. Позже император Адриан (117 – 138) построил на этом месте языческий храм Юпитера и капище Венеры. Город был переименован в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Коренные жители переселились в Заиорданье, и, таким образом, христианская первообщина прекратила свое существование. Со временем в Элии Капитолине образовалась новая Церковь , а ее епископ вплоть до середины V в. находился в каноническом подчинении митрополиту Кесарии Палестинской (Антиохийская Церковь ). Исключительно тяжелое положение Иерусалима, по сравнению с другими центрами христианства, и бедствия, постигающие город, были причиной того, что Иерусалимская Церковь не занимала среди других Церквей подобающего ей места. Возрождение Иерусалима началось в IV в. благодаря деятельности царицы Елены и императора Константина Великого , который вернул городу его имя и построил множество храмов, связанных с земной жизнью Спасителя. С этого времени Иерусалим и Святая Земля становятся местом паломничества христиан со всех концов света. В 326 г. было учреждено Святогробское братство (монастырь Святого Гроба), цель которого – защита вверенных ему христианских святынь. Первый Вселенский Собор (325) признал за Иерусалимским епископом права областного митрополита. Четвертый Вселенский Собор (451) определил епископу Святого Града Иерусалима в диптихе Церквей занимать почетное пятое место. На этом же Соборе Предстоятель Иерусалимской Церкви был увенчан титулом Патриарха. Иерусалимские Патриархи поначалу оспаривали отведенное им пятое место, пользуясь авторитетом Иерусалима, как колыбели христианства и местом жизни Спасителя. Но в силу политических процессов Иерусалим как город не имел сколько-нибудь заметного влияния на жизнь Византии и даже не являлся центром префектуры. В это время и в последующие века Палестина была одним из очагов развития монашества. Вслед за учеником прп. Антония Великого , Иларионом Великим (ум. 372), здесь подвизались знаменитые подвижники: Евфимий Великий (ум. 473), Феодосий Киновиарх (ум. 529), Савва Освященный (ум. 532), основатель великой Лавры, устав которой и поныне является нашим современным богослужебным уставом. В середине V в. в Иерусалимской Церкви было ок. 10 тыс монахов. 6.3. Судьбы Иерусалимского патриархата в арабский, латинский и османский периоды

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл. Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать ρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Диоскора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел. в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат – иерусалимский. Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица – Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение – политическое – этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарийским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских преемств на иерусалимской кафедре – и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой-то Кесарией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010