В 130 г. по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117–138) Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в Элию Капитолину. После восстания иудеев под предводительством Бар-Кохабы иудеи навсегда были изгнаны из Иерусалима, а разрушенный город римляне вспахали плугом. Начался подъем и расцвет других палестинских городов, в особенности Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После падения Иерусалима первенство перешло к митрополиту Кесарии. В Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. Христианские святыни в Иерусалиме очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса. В 190 г. в Иерусалиме был созван первый Поместный собор, на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. С восхождением на Иерусалимский престол епископа Александра (213–251) в Иерусалимской Церкви начался период духовного образования и общего подъема. Он был основателем библиотеки и богословской школы в Иерусалиме, созданной по образцу Александрийской. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал прибывший в 215 г. в Палестину Ориген. Но в 250 г. начались новые гонения на христиан при императорах Деции и Валериане. Привыкшие к мирной жизни христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине в это гонение было много «отпадших», которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отрекались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 г. в Антиохии Поместном соборе, на котором присутствовали и палестинские епископы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В.М. Дорошевич Глава XXI. Мечеть Омара Мы отдаем офицеру наш фирман, и через огромные темные ворота, охраняемые стражей, входим на эту площадь, господствующую над всем городом. На это место, священное для христиан так же, как для мусульман, – для мусульман так же, как для евреев. Это место всегда было ближе к небесам, чем к земле. Это возвышенное место, озолоченное лучами солнца, эта площадь, над которой безоблачное небо раскинуло свой голубой шатер – всегда было посвящено божеству и молитве. Здесь, на этой площади, залитой светом солнца, вырезываясь на голубом небе своими стройными контурами, возвышался великолепный храм Соломона, из золота, мрамора и слоновой кости. Здесь возвышался второй храм пышный и великолепный, в котором молился и учил Христос, откуда Он изгонял торгашей, и где Он простил грешницу. Когда император Адриан властной рукой вычеркнул из истории самое имя Иерусалима и город Сиона превратился в Элию Капитолину – здесь вознеслись к небу стройные, изящный колонны храма Юпитера Капитолийского. Здесь сияли золотые кресты храмов крестоносцев. И здесь голубым блеском светится великолепная мечеть Омара, вторая после Каабы святыня мусульманского мира. Здесь сохранилась память о Мельхиседеке, – таинственное имя, которое доносится до нас из глубины и мрака доисторических веков. Здесь этот священник Бога Вышнего приносил свои жертвы. Здесь приносил свои жертвы Авраам, покорный слуга Господа. Мусульманское предание говорит, что здесь легкой, дрожащей, голубоватой колонной поднимался к небу дым от жертв Авеля. И здесь его, молящегося перед жертвенником убил Каин. На этом страшном месте было совершено первое преступление и принесена первая жертва. Когда вы входите сюда, тысячи таинственных легенд, преданий, сказаний, дремлющих здесь за каждым камнем, словно толпа вспугнутых призраков прошлого, окружают вас. Эти обломки колонн, принадлежавших, несомненно, тому далекому времени, эти таинственные отпечатки ног на камнях, эти пещеры, эти скалы, – где-то здесь было место Святая Святых, – все это наполняет вашу душу смущением, мистическим полуужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл.    Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать δρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Дио-скора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел.     в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты    В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат — иерусалимский.    Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица — Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение — политическое — этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарииским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских пре-емств на иерусалимской кафедре — и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой-то Кесарией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКСИМ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Максим II , епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно византийским хронистам начала IX века Георгию Синкеллу и Константинопольскому патриарху Никифору I , Максим II был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру четыре года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона) и Антонина . По " Хронике " Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , который занимал кафедру восемь лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство Максима II приходится на период ок. 177/8-181/2 годов. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской, не упоминает Максима II в " Церковной истории " , но в " Хронике " включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), который завершается вторым сроком епископства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под шестым годом правления имп. Коммода (186). В " Церковной истории " Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м " из язычников " после 15 епископов " из обрезанных " , хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме Максима II отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I), который, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в официальных списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в " Хронике " Евсевия, то имя Максима II присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него византийских хронистов. Согласно патриарху Евтихию Александрийскому (X в.), Максим II занял кафедру в шестой год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в десятый год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно византийской традиции, срок епископства четырьмя годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 годам. Литература Использованные материалы   Euseb. Hist. eccl. V 12 Редакция текста от: 07.02.2021 16:41:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680264.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ II Еп. Иерусалимский (Элии Капитолины) (посл. четв. II в.). Согласно визант. хронистам нач. IX в. Георгию Синкеллу и К-польскому патриарху Никифору I , М. был 27-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 4 года между правлениями епископов Апиона (иначе Капитона ) и Антонина . По «Хронике» Георгия Синкелла, если считать, что Марк I , к-рый занимал кафедру 8 лет, правил после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7), то епископство М. приходится на период ок. 177/8-181/2 гг. Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, не упоминает М. в «Церковной истории», но в «Хронике» включает его в общий список преемников Апиона (Капитона), к-рый завершается 2-м сроком еп-ства Наркисса . Этот список Евсевий поместил под 6-м годом правления имп. Коммода (186). В «Церковной истории» Евсевия есть сведения, что Наркисс был 30-м епископом и 15-м «из язычников» после 15 епископов «из обрезанных» ( Euseb. Hist. eccl. V 12), хотя приводимый здесь Евсевием поименный список епископов от Марка до Наркисса явно неполон. В нем всего 13 имен вместо указанных самим же Евсевием 15: кроме М. отсутствует имя его преемника Антонина, а также Илии (I) , к-рый, по Георгию Синкеллу, был непосредственным предшественником Апиона (Капитона). Однако если историчность Илии вызывает сомнения и его имя зачастую опускается даже в офиц. списках, издаваемых Иерусалимской Православной Церковью, поскольку он не упомянут и в «Хронике» Евсевия, то имя М. присутствует как в этом источнике, так и у опиравшихся на него визант. хронистов. Согласно Александрийскому патриарху Евтихию (X в.), М. занял кафедру в 6-й год правления Септимия Севера, а Антонин сменил его на кафедре в 10-й год правления этого императора. Т. о., ограничивая, согласно визант. традиции, срок епископства 4 годами, патриарх Евтихий относит его к 198/9-202/3 гг. Ист.: Euseb. Hist. eccl. V 12; idem. Chron. T. 2. P. 172-174; Georg. Sync. Chron. P. 433; Niceph. Const. Chron. Col. 1037; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 991. Лит.: Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae//ActaSS. Mai. T. 3. P. XII. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561626.html

Ее вполне можно было разделить на 9 митрополий, так что 45 епископов (9x5) как раз соответствовали тому числу, с каким явился Кирилл.  Таким образом, в александрийском экзархате патриаршество не привилось. Египет остался при прежней форме правления. Убеждение в главенстве александрийского епископа было убеждением всех епископов египетских, и когда Диоскор александрийский впал в ересь, египетские епископы оказались как бы без вождя. Без александрийского епископа они отказывались от участия во всех важных делах: так, между прочим, они отказались подписать δρος Халкидонского собора на том основании, что они все делали под руководством своего архиепископа александрийского. И отказались не только сторонники Дио–скора, но даже и противники его. Таким образом, здесь для развития патриархата был положен предел.   в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты  В Антиохии дела обстояли с идеальной правильностью. Развитие антиохийского патриархата не подвергалось никаким потрясениям. Но, к несчастью, Антиохии как бы на роду было написано не расти, а малитися. Заняв не второе, а третье место в списке патриархатов, она была сдвинута и с этого места вследствие возвышения Константинополя. Кроме того, она должна была выделить из себя новый патриархат — иерусалимский.  Происхождение иерусалимского патриархата является делом одного лица — Ювеналия иерусалимского, хотя прецеденты были и раньше, только неудачные. Возвышение иерусалимского епископа имело в своей основе чисто церковные воззрения. Разрушенный до основания при Адриане, Иерусалим влачил жалкое существование под именем Элии Капитолины. Значение — политическое — этого городка было так ничтожно, что епископ иерусалимский должен был занять скромное место суффрагана митрополита Кесарии палестинской. Но память о древней славе этой скромной кафедры живо сохранялась в христианской церкви: здесь Элию Капитолину игнорировали и знали только Иерусалим. Поэтому епископ «апостольского иерусалимского престола» разделял с кесарииским митрополитом честь председательства на соборах; Оригена вместе рукополагают и кесарийский Феоктист, и иерусалимский Александр. На соборе Антиохийском 272 года иерусалимский епископ занимает место выше кесарийского. И замечательный факт: Евсевий, сам митрополит кесарийский, в своей истории сообщает непрерывный ряд епископских пре–емств на иерусалимской кафедре — и не делает этого относительно кафедры кесарийской. Авторитет иерусалимской церкви в его глазах был так велик, что он представляет собой превосходящую славу пред какой–то Кесарией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Затем из Малой Азии на восток – через Бактрию и Персию в Индию. Хотя, как мы сказали выше, христиан было меньшинство, и их население как острова или оазисы были рассеяны по всему христианскому миру, но в это время в некоторых местах стали образовываться значительные христианские церкви. Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Прежде всего значительной церковью была церковь Иерусалимская. Это была вначале самая важная и самая значительная из всех церквей. Здесь жил, проповедовал, умер, воскрес и вознесся Иисус Христос . Здесь оставались памятники Его жизни и страданий. Можно сказать, Сам Иисус Христос основал Иерусалимскую церковь . Здесь жили в первые годы по Вознесении Христовом апостолы. Потом до конца 60-х годов здесь оставался апостол Иаков, брат Иисуса Христа по плоти, которому, по преданию, Сам Иисус Христос заповедовал быть главой Иерусалимской Церкви и утвердить здесь христианство. Сюда сходились проповедники христианские с отчетами об успехах своей проповеди, сюда обращались они за советом, за разрешением взаимных недоумений. Так в 51–52 году сошлись сюда для решения вопроса о том, нужно ли или не нужно лицам, обращавшимся в христианство из язычников, соблюдать ветхозаветные иудейские обряды. Таково было вначале значение Иерусалимской Церкви, но с течением времени это значение начинает падать. Здесь возникло не совсем правильно понимание ветхозаветных обрядов. Между иудеями, обращавшимися в христианство, явилась излишняя ревность к соблюдению древних иудейских обрядов. Стали требовать, чтобы эти обряды соблюдали и христиане из язычников. Произошло волнение, и некоторая часть христиан отделилась от общества. Вскоре затем постигшие Иерусалим политические события заставили проживавших здесь христиан удалиться отсюда. В 67-м году, после восстания иудеев против римского владычества, христиане еще раньше разрушения города удалились в горы, в город Пеллу и там спаслись от участи иудеев, т.е. от рассеяния. Во II-м в., при Адриане, когда уничтожены были последние остатки Иерусалима, и на месте его был выстроен новый город Элия-Капитолина, христиане возвратились в Элию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАКСИМ I ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Максим I (греч. Μξιμος), епископ Иерусалимский (Элии Капитолины) (сер. II в.). По списку Евсевия, еп. Кесарии Палестинской , из «Церковной истории» Максим I был четвертым епископом Иерусалима " из язычников " , т. е. неиудейского происхождения. В " Хронике " Евсевия Максим I (в армянском переводе ошибочно назван Максимином) фигурирует как 19-й епископ Иерусалима и включен в список епископов от Кассиана до Капитона, приведенный под последним годом правления имп. Антонина Пия (161), из чего следует, что Максим I был епископом во время правления этого императора (138-161). Ни в " Церковной истории " , ни в «Хронике» Евсевий не указывает продолжительности епископства Максима I. Византийские хронисты Георгий Синкелл (+ после 811) и Константинопольский патриарх Никифор I (нач. IX в.) определяют ее (также без точных дат) в четыре года. Если считать, что первый епископ " из обрезанных " Марк I, по Синкеллу занимавший кафедру восемь лет, был поставлен после обращения Иерусалима в Элию Капитолину (ок. 136/7; эти факты увязывает между собой по времени уже Евсевий Кесарийский в " Хронике " ), а два первых преемника Марка, Кассиан и Публий , занимали кафедру по пять лет, то епископство следующего за ними Максима I должно приходиться на период ок. 153/4-157/8 годов. Другую хронологию предложил патриарх Евтихий Александрийский (X в.), который считал, что Максим I занял кафедру в десятый год правления Марка Аврелия (171), и в полном согласии с традициями византийской хронистики приписывал ему четыре года епископства (до 175). Литература Использованные материалы Редакция текста от: 07.02.2021 16:27:01 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680262.h...

293 Скорее всего эти работы были произведены в правление императора Адриана, когда по его приказу на месте Иерусалима была организована колония Элия Капитолина. 294 В это время иерусалимской церковью управлял св. Макарий I (313—333). 295 То есть диоцезом Восток. 296 Минь, опираясь на Сократа и Феодорита утверждает, что речь здесь идет ( Δρακιλιανο τω διετοντι το των ) о префекте претория. 297 Скрытая аллюзия к известному месту Апокалипсиса, Евсевий опять соотносит грядущее избавление от Антихриста во время Второго Пришествия с настоящим для него избавлением от императоров-гонителей. 298 После разрушения Иерусалима в 71 г. от Р.Х. Титом, на его месте в 123 г. Адриан построил город Элию Капитолину. По его приказу на месте Иерусалимского храма был возведен храм Юпитера Капитолийского. 299 Минь приводит отрывок стихотворное описание этого мрамора, принадлежащее Григорию Назианзину, orat 32: ...θελεις δομους αμετροισιη κρυσοροφους, γραφης τε και ψηφιδος σοφσμους, πλακος λαμψιν αισχρας αντιχον πολυχωυν ... 300 Возможно, способ покрывать крыши церквей свинцом, слабо распространенный на Востоке, был принесен св. Константином из Галлии, где он был весьма распространен. Так, св. Григорий Турский сообщает о разрушении храма Вассо-Галате при императоре Галлиене и также говорит о свинцовой крыше («История Франков», I.32). 301 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один — Богоявление. 302 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24:50), на горе Елеонской. 303 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями. 304 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L. 8, cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. — прим. переводчика.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010