Мы уже выше сделали замечание, что речь Элиезера не совершенно сходна с наставлением и приказанием Авраама, как оно изображено в 3–4 стихе этой главы ( Быт. 24:3–4 ). Если принять буквально слова Элиезера, то он должен был идти в Харран, ибо Фарра переселился туда с Авраамом и Лотом ( Быт. 11:31 ), но если принимать буквально слова Авраама, то Элиезер должен был идти на Евфрат, где должно было находиться семейство и хозяйство Нахора, который не упомянут в XI главе при переселении Фарры, хотя упомянут Лот. Мы уже говорили выше, что нахождение Лавана в Месопотамии на Евфрате не мешало ему через пятьдесят с лишком лет находиться на жительстве в Харране, так как в Халдее могли произойти смуты и перемены династий или завоевательные движения сузиан, которые заставили колонию семитов перейти под ближайшее покровительство соплеменных им ассириян. Быт. 24:41 тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей. Быт. 24:42 И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, Быт. 24:43 то вот, я стою у источника воды, [и дочери жителей города выходят черпать воду,] и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, Быт. 24:44 и которая скажет мне: и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю, – вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего [рабу Своему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом]. Быт. 24:45 Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула [воды]; и я сказал ей: напой меня. Быт. 24:46 Она тотчас спустила с себя кувшин свой [на руку свою] и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов [моих] она напоила. Быт. 24:47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? [скажи мне]. Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Таким образом поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамврия, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которыя на поле, во всех пределах его вокруг, сделалось владением Авраамовым пред очами сынов Хета... После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою в пещере поля в Махпеле против Мамврия, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так досталась Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» ( Быт.23:3–20 ). Мало беспокоит Авраама его непрочное состояние как пришельца странствующего; он имеет веру в Бога. Бог повелевает, и Авраам повинуется. Бог обещает, и Авраам верит Ему. Однажды, впрочем, с чувством смиренного беспокойства Авраам вопрошает Бога: «Господи Боже! что Ты мне дашь? вот Ты не дал мне детей; и вот домочадец мой, Элиезер из Дамаска, будет моим наследником. И вот слово Господа было к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником... Я Бог Всемогущий: ходи пред лицем Моим и будь непорочен. И Я поставлю завет Мой между Мною и тобою, и между потомками твоими в роды их, завет вечный; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, в наследие вечное, и буду их Богом. Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои в роды их. И Авраам поверил Господу, и Господь вменил ему сие в праведность» ( Быт.15 и 17). В наше время среди нашего христианского просвещения повиновение Богу и упование на Бога составляют первые христианские добродетели. Они же составляют добродетели Авраама и правила истории Авраама в Библии. И Бог Авраама, Бог Библии есть Тот же, Которому ныне поклоняются христиане, и Которого ныне разумеют и философы, верующие в Бога, – Существо безусловное и совершенное, Существо в Себе, Сущий; определить Его иначе нет ни возможности, ни попыток. Тысячи лет ничего не изменили в библейском понятии о Боге в душе человека, ничего не изменили и в существенных законах отношения человека с Богом. Историческое предание вполне подтверждает обозначенный нами нравственный факт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010