Быт. 29:14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. Для того, чтобы Лаван удостоверился, что перед ним сын сестры его, а не обманщик, нужно было, чтобы Иаков в подробности описал ему жизнь матери своей и её историю, как он слышал её от неё, и свои собственные приключения – тогда только Лаван с уверенностью мог признать его родственником. И жил у него Иаков целый месяц. Быт. 29:15 И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что заплатить тебе? После первого чувства родственной приязни Лаван, как человек расчётливый и своекорыстный, под видом заботливости о благе Иакова выведывает, не будет ли заявлено от него за службу каких-либо больших требований. Если дочери хозяина пасли стада ( Быт. 29:9 ), то можно судить, как были дороги рабочие руки, и Лаван, конечно, не хотел упустить из семьи хорошего добросовестного работника. Быт. 29:16 У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. Рахиль по-еврейски значит «овца». Быт. 29:17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Быт. 29:18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Авраамов раб Элиезер пришёл и принёс дары невесте; доселе на востоке жених вносит калым, т. е. определённую сумму за невесту свою (эта сумма в большей части случаев обеспечивает содержание жены в случае развода). Иаков – странник, перешедший Иордан с одним посохом ( Быт. 32:10 ), – предложил себя, т. е. работу свою жадному своему дяде, который, зная всю жизнь Иакова, не постыдился заключить этот выгодный для себя договор и ещё обманул своего зятя в первом браке. Быт. 29:19 Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. У восточных до сих пор заключаются браки преимущественно в кругу родства. Быт. 29:20 И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. Поэтически прекрасное выражение, из которого видно, что древним семитам не чужда была истинная, чистая и почти платоническая любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Для разрешения этого вопроса иудеи измышляют много пустого, утверждая, что был у Авраама слуга, у которого был сын Элиезер Дамаск; что псалом был написан от его лица, и что будто бы после избиения пяти царей Господь Бог сказал господину его Аврааму: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих . Но в таком случае каким образом Бог сказал Аврааму следующее затем: В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. И: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека . С другой стороны, они вынуждены отвечать: каким образом Авраам рожден прежде денницы и был священником по чину Мелхиседека, когда Мелхиседек за него принес в жертву хлеб и вино и когда он от него получил десятую часть добычи? Стих 46: И никто не мог отвечать Ему ни слова, и с того дня никто не смел спрашивать. — Фарисеи и саддукеи, ища повода к злословию и какого–либо слова, которое давало бы им возможность к козням против Него, не спрашивают уже больше, потому что были приведены в смущение, но, схватив Его, открытым образом передают в руки римской власти. Из этого мы заключаем, что яд зависти, правда, может быть побежден, но он с трудом успокаивается. Глава XXIII. — Стихи 1–3: Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. — Что может быть более кротко и милосердно со стороны Господа? Он подвергается искушению со стороны фарисеев; козни их сокрушаются, и по слову Псалмопевца: Стрелы младенцев были язвами для них (Пс 63, 8 [по 70]), и тем не менее вследствие [принадлежащего им] священства и достоинства, связанного с саном , он убеждает народ подчиняться им, обращая внимание не на дела их, а на слова учения их. Слова же Его: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, под словом седалище указывают на учение закона. Поэтому и то, что говорится в псалме: На седалище губительства не сел и: Седалища продавцов голубей ниспроверг мы должны понимать в смысле учения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Им предлагается вопрос о Христе: чей Он сын? Вопрос Иисуса для нас полезен и в настоящее время в борьбе против иудеев, потому что и они, исповедуя, что Христос должен 510 придти, утверждают, что Он простой человек и святой муж из рода Давидова. Таким образом, и мы, наученные Господом, спросим их: «Если Он простой человек и только потомок (filius) Давида, то каким образом Давид называет Его своим Господом, не вследствие заблуждения, не по собственной воле, а Духом Святым [или: в Духе]. А приведенное Им свидетельство взято из Сто девятого псалма. Итак, Господь называется [сыном] Давидовым не потому, что Он родился от него, но потому, что Он от вечности (всегда -semper) рождается от Отца, существуя прежде самого отца по плоти Своей. Для разрешения этого вопроса иудеи измышляют много пустого, утверждая, что был у Авраама слуга, у которого был сын Элиезер Дамаск; что псалом был написан от его лица, и что будто бы после избиения пяти царей Господь Бог сказал господину его Аврааму: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). 511 Но в таком случае каким образом Бог сказал Аврааму следующее затем: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». И: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109, 3–4 ). С другой стороны, они вынуждены отвечать: каким образом Авраам рожден прежде денницы и был священником по чину Мелхиседека, когда Мелхиседек за него принес в жертву хлеб и вино и когда он от него получил десятую часть добычи? Мф.22:46 .  И никто не мог отвечать Ему ни слова, и с того дня никто не смел спрашивать Его. Фарисеи и саддукеи, ища повода к злословию и какого-либо слова, которое давало бы им возможность к козням против Него, не спрашивают уже больше, потому что были приведены в смущение, но, схватив Его, открытым образом передают в руки римской власти. Из этого мы заключаем, что яд зависти, правда, может быть побежден, но он с трудом успокаивается. 490 По новому Синодальному русскому переводу: «И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти– ред. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...)/Ч. 16: Толкование на Евангелие по Матфею. 113-316 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но выражение Авраама «иди на родину мою» и нахождение сынов Нахора (по весьма многим данным; смотри Быт. 22и Быт. 22:21–23 комментарии к ним) близ Ура Халдейского, заставляет нас думать, что город Нахоров был в Халдее, где была родина Авраама. В Быт. 24говорится, что Элиезер пошёл в Месопотамию Арам Нахараим, в город Нахоров, а не в Падан Арам, как называлась северная часть Месопотамии, где находился Харран. [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Быт. 24:5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Быт. 24:6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Быт. 24:7 Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; Два раза, в начале и в конце речи, Авраам повторяет настойчиво приказание ни под каким видом не возвращать туда сына его. Мы полагаем, что эта боязнь возврата сына на родину Авраама относится не к Харрану (где впоследствии сын Исаака Иаков жил 14 лет), а к Уру Халдейскому – к той стране, откуда вывел Бог Авраама, потому что она глубоко погрязла в идолопоклонстве, которое могло поколебать своими таинственными учениями верования во Единого Бога в потомстве Авраама, которому суждено было в чистоте передать это верование всему человечеству через Мессию. К этому, как видно из стиха 7-го, присоединяет Авраам и память об обещании Иеговы даровать потомству его землю Ханаанскую, но и здесь главная мысль его речи заключается в том, что «Господь взял меня из земли рождения моего». Засим надо ещё обратить внимание, что он однако настойчиво требует, чтобы раб взял оттуда (куда он идёт) жену Исааку. Авраам не посылает Элиезера в дом отца своего Фарры, он, сколько видно из рассказа, посылает просто в колонию родственных семитов, живших «на родине его», а это промысл Божий указал на Ревекку, родственницу Аврааму по Нахору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Один из уцелевших пришел к дубраве Мамрия и известил Аврама о несчастии, постигшем племянника его. Тогда Аврам собрал 318 домочадцев своих, способных к войне, и пригласил вместе с собою Аморрея Мамрия с двумя братьями его, союзниками своими, и преследовал неприятелей до Дана. Там с разных сторон напал на них ночью, поразил их и загнал их далее Дамаска. И возвратил все богатство, и женщин, и народ, и Лота со всем его имуществом. Возвращавшемуся победителю сделали торжественную встречу цари. Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священником Бога Всевышнего, потому и благословил Аврама, сказавши ему: «благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владеющего небом и землею; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои». Аврам поднес ему десятую часть всей военной добычи. Царь Содомский встретил Аврама на долине Царской и просил возвратить ему людей, а имущество, возвращенное от неприятелей, предлагал удержать за собою. Но Аврам сказал царю Содомскому: «клянусь Богом Всевышним, что даже нитки и ремня с обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама,– кроме того, только, что съели рабы, и кроме доли, принадлежащей людям, бывшим со мною; и Мамрий с братьями пусть возьмут свою часть». После этого Аврам сделался весьма известным в земле Ханаанской. Его успехи возбудила зависть и опасение в ее обитателях. Тогда Господь ночью в видении сказал Авраму: «Не бойся, Аврам! Я твой щит. Тебе готовится величайшая награда». Аврам сказал: «Господи! чем Тебе наградить меня? Детей у меня нет: Ты не дал мне их. За домом моим смотрит этот Элиезер из Дамаска: он и будет моим наследником». Господь сказал: «не он, а твой родной сын будет твоим наследником». Потом вывел его на двор и сказал: «посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь, – столько будет у тебя потомков». Аврам поверил обетованию, и эта вера принята была заменою и, в свою очередь, послужила основанием вполне праведной и Богоугодной жизни. В наступивший после этого день Аврам, по повелению Божию, рассек пополам трилетних: телицу, козу и овна и положил одну часть против другой; к ним присоединены были горлица и молодой голубь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. Быт. 15:3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. Сколько тёплой веры в этой жалобе! Аврам изливает пред Господом печаль свою, что чужеземец, хотя и усыновлённый, останется после него наследником не только имения, но и обетования; он не о себе лично думает, взор его проникает в будущее, он сознаёт, что если он сам был избран Богом без особых заслуг, по особому Божьему произволению, то нет причины, чтобы верный и честный распорядитель его, которого он, вероятно, и любил, как сына 142 , не был избран волею Божиею для исполнения обетований, – но всё-таки он скорбит, что он не имеет собственного сына, на котором покоились бы его надежды. Чувство это естественно, и Господь успокаивает его прямым обещанием, которого ещё не имел Аврам ( Быт. 15:4 ). М. Филарет делает общее замечание, что Исаак прообразует собою, по выражению Апостола ( Гал. 4:22–28 ), жизнь новозаветную, духовно свободную, Измаил – ветхозаветную, нравственно связанную, а Элиезер – жизнь «естественно благоустроенную», т. е. ту, которую создаёт себе общество независимо от религиозных целей. Быт. 15:4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. Быт. 15:5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. В стихе 4-м Господь прямо обещал Авраму наследника «из чресл его», а в стихе 5-м указывает ему на многочисленное потомство, число равное числу звёзд небесных. Таким образом, устраняя всякую мысль, предложенную Аврамом, об усыновлении, Господь указывает ему на многочисленное потомство Аврама в то время, когда Аврам был ещё бездетен и терял уже надежду иметь детей. Быт. 15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. М. Филарет делает замечание, что вменение в праведность веры Аврама произошло после медленного и постепенного откровения. «Вера, – говорит он, – была следствием и концом таинственного руководительства Божия: она же была началом и основанием Божия благоволения». Далее м. Филарет говорит: «Итак, изречение «вера вменена Авраму в праведность» разрешается на следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» ( Откр. 16:14 ). И дальше Господь говорит: «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» ( Откр. 16:15 ), то есть Он приходит, как вор, внезапно. Господь подобные слова говорил и в Евангелии: «Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк. 21:36 ), «ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» ( 1Фес. 5:2 ). Почему Господь говорит, что блажен не просто бодрствующий, а «хранящий одежду свою»»? Он напоминает Иоанну о практике, существовавшей в Иерусалимском Храме: по закону Бога левиты, потомки Левия, обязаны были по очереди охранять храм, и если охранник засыпал на своем посту, то подвергался наказанию. Джош Макдауэлл в книге «Неоспоримые свидетельства» пишет: «В „Мишне» описано наказание, которому подвергались заснувшие на своем посту: „Офицер храмового холма обходил все посты, неся перед собою зажженные факелы. Всякий часовой должен был при его приближении встать и сказать: „Мир тебе, офицер храмового холма!„ Если же очевидно было, что он спал, то офицер приказывал сопровождающим его избить нерадивого, а сам имел право поджечь его одежду. И говорили тогда: „Что за шум во дворе храма?„ Это били какого-то левита в подожженной одежде, который заснул на своем посту. Равви Элиезер бен Иаков говорил: „Нашли они однажды брата моей матери спящим и подожгли его одежды». Говоря о „священных помещениях внутри храма», „Еврейская энциклопедия» пишет, что размещенные там часовые „не имели права даже сидеть, не говоря о том, чтобы спать. Начальник стражи следил за бдительностью каждого часового, наказывая заснувшего священника, а иногда даже поджигая на нем рубаху в знак предостережения остальным " ». Заснувший охранник предавался смерти, потому что посмел заснуть перед лицом Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По мнению законоучителей, Н. обладал пророческим даром и проповедовал перед потопом, призывая людей к покаянию, но те лишь насмехались над ним (Берешит Рабба 30. 7; Вавилонский Талмуд. Санхедрин 108а-б; Пиркей де рабби Элиезер 22; Вайкра Рабба 27. 5; Сефер ха-Йашар, гл. «Ной»). Что же касается строительства ковчега, то, по одной версии (Пиркей де рабби Элиезер 23), Бог показал Н., как строить ковчег и строительство заняло 52 года; по другой - ковчег сам помогал Н. строить себя (Берешит Рабба 31. 11). Все, кто не попали в ковчег и остались снаружи, подлежали уничтожению, но спаслись рыбы, уплывшие в океан (Берешит Рабба 32. 11), и Ог, царь Васанский, переживший потоп, плавая на ковчеге (Пиркей де рабби Элиезер 23). Денно и нощно Н. был занят, заботясь о животных, находившихся в ковчеге, и об Оге, которого кормил через дырку, проделанную в ковчеге (Танхума Ной 14; Берешит Рабба 30. 6; Вавилонский Талмуд. Санхедрин 108а). Жизнь в ковчеге сопровождали трудности и неусыпные труды (Танхума Ной 9). Н. молился Богу, чтобы Он сократил срок его страдания, но Бог ответил, что решение о сроке потопа неизменно и он продлится 12 месяцев (Танхума Ной 11; Агада Берешит 4. 12). Несмотря на тяжкие испытания, Н. выходил из ковчега неохотно, опасаясь, что, когда его потомки наполнят землю, они снова будут уничтожены (Берешит Рабба 34. 6). История с постройкой алтаря и жертвоприношением не разработана в раввинистической лит-ре, т. к., видимо, вызывала сомнения: Н. не был священником и не мог приносить жертвы, а кроме того, законы жертвоприношения еще не были даны. Позже появился сюжет, в котором Н. укусил лев (Танхума Ной 11), после чего Н. не мог стать священнослужителем. Жертву от имени отца принес Сим (нек-рые мидраши отождествляют его с Мелхиседеком - Вавилонский Талмуд. Недарим 32б; Вайкра Рабба 25. 6). Случай в винограднике очень повредил репутации Н. в глазах раввинов. По версии таргума Псевдо-Йонатана, а вслед за ним мидраша Пирке де рабби Элиезер (гл. 23), Н. посадил лозу, к-рая была выкинута из рая при изгнании Адама. С одной стороны, от дара рая не могло произойти ничего плохого, но по мнению нек-рых законоучителей, посадив виноград, Н. «утратил святость» и был опозорен (Берешит Рабба 36. 3-4). Согласно мидрашу Танхума, именно от Н. человечество получило виноделие, рабство и пьянство (Танхума Ной 14). В трактате Санхедрин (70а) поднимается вопрос о том, что именно сделал Хам с отцом. По мнению одних, он оскопил его, по мнению других - имел с ним физическую близость. Согласно таргуму Псевдо-Йонатана, он лишь увидел его обнаженным и рассказал об этом братьям.

http://pravenc.ru/text/2577915.html

радикально настроенных группировок, возглавить восстание против Рима. Движение, инициированное Иудой, распространилось по всей стране. Так, получила известность банда, созданная Элиезером бен Динаи; в евр. традицию он вошел как человек, к-рый «торопил наступление конца» (Шир ха ширим рабба 2. 20) В это время в Иерусалиме появились сикарии (Σικαριοι - Ios. Flav. De bell. II 13. 3;   - Мишна. Махширин 1. 6). Эта банда получила известность в 50-х гг. I в. по Р. Х. благодаря неск. громким убийствам, совершенным ее членами. Своим названием они обязаны оружию - маленькому кинжалу (лат. sica), к-рый носили под одеждой. Скорее всего сначала это было прозвище, данное им римлянами, но затем оно стало самоназванием ( Hengel. 1989. P. 49). Возможно, возникновение этого движения не было связано с какой-то конкретной группировкой, но затем его метод был избран последователями Иуды Галилеянина, и тогда движение превратилось в религиозно-политическую партию, во главе к-рой встал родственник Менахема и Иуды Галилеянина, Элиезер бен Яир. Хотя Иосиф Флавий не говорит о связи между группой Иуды и сикариями, есть основания считать, что эти движения были близки. И «четвертая философия», и сикарии руководствовались в своих действиях общими принципами: они ненавидели Рим, верили в то, что евреи не должны подчиняться никому, кроме Бога, и в то, что активная борьба с Римом и евреями, вставшими на его сторону, ведет к приближению эсхатологического конца. Все они были готовы принять мученическую смерть за свои идеалы. И у тех и у других были сильны мессианские ожидания, и, вероятно, их руководители претендовали на роль мессии. Наиболее значительной из антиримски настроенных иерусалимских партий была та, которую возглавил Элиезер бен Ханания, сын первосвященника, начальник храмовой стражи в 60-х гг. I в. по Р. Х. Он сплотил вокруг себя священников, разделявших идеи Иуды Галилеянина, и призвал не принимать жертвоприношений язычников и прекратить жертвоприношения за рим. императора, до этого совершавшиеся в Иерусалимском храме ежедневно ( Ios.

http://pravenc.ru/text/199785.html

Выражение , что значит: «дотоле, пока не взойдет столп утренней зари», Переферкович переводит: «до появления зари». Относительно данного мною буквального перевода он пишет: «неужели можно, серьезно относясь к делу перевода, не в шутку предлагать такое выражение, как «восхождение столпа утренней зари»? Да, не в шутку, так как из этого выражения ясно, во-первых, то, о какой заре идет речь, – об утренней или вечерней, у Переферковича же это не говорится; а, во-вторых, то, в каком моменте эта заря, в самом ли начале, когда она только еще занимается, или в самом разгаре, пред солнечным рассветом, когда она является в виде ярко-фиолетового столпа, что опять не говорится в переводе Переферковича. А между тем для еврейского талмудиста все эти оттенки имеют свое значение, так как в утренней заре раввины различали несколько частей. Говорить, что буквально значащее «дом пиршества», соответствует, по обычному употреблению, русскому слову «свадьба» (например, в пословице «добрая свадьба неделю»), как это делает в примечании к стр. 321 «Ответа» Переферкович, значит утверждать филологическую нелепость. Что касается акцентуации в приведенной выдержке из Берахот, то в разборе принятой мною Переферкович дозволил себе сознательное или бессознательное искажение. Он пишет: «профессор Троицкий, по неизвестным нам соображениям, полагает, что слова «до конца первой стражи» являются ответом Элиезера на вопрос «с какого времени читают Шема?» У него значится: (приводится выдержка из моего перевода). С какого же «момента» можно читать Шема по мнению мудрецов и Гамалиила, и почему Элиезер, а за ним и другие ученые отвечают то, чего у них не спрашивают, остается неизвестным» (стр. 321). В действительности так представляется дело именно по переводу Переферковича, который после слов «есть свои возношения» ставит точку, и следующую тираду начинает: «По мнению р. Элиезера, срок чтения продолжается до конца первой стражи, мудрецы же полагают» и т.д. В моем же переводе, как всякий может убедиться из поставленных знаков препинания, как Элиезер, так мудрецы и Гамалиал дают ответ на один и тот же вопрос, причем первая половина ответа у всех них общая, а вторая – различная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010