Итак, когда оно придет к нам, будем употреблять его на это дело; если же не придет, не будем искать, изнурять себя и считать блаженными имеющих его. Какое это блаженство? Разве назовешь блаженными занимающихся борьбой с дикими зверями за то, что такие борцы, заключив у себя дорого стоющих животных, стерегут их, между тем как сами не смеют приступить и прикоснуться к ним, боятся их и трепещут. Нечто подобное испытывают и богатые, заключив богатство в своих хранилищах, как дикого зверя, и каждый день получая от него тысячи ран, только не так, как от зверей. Звери, когда бывают выпущены, тогда и причиняют вред встречающимся с ними; а богатство, когда бывает заперто и хранимо, тогда и погубляет приобретших и хранящих его. Сделаем же этого дикого зверя кротким. А он будет кроток, когда мы не станем запирать его, но будем передавать его в руки всех нуждающихся. Таким образом мы получим от него величайшие блага, и настоящую жизнь будем проводить безмятежно и с доброю надеждою, и в будущий день предстанем с дерзновением, которого да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). Из беседы 36 на 1 Кор. Церковь тогда была небом; Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас одни только знаки тогдашних дарований. Ныне церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей сундуки и лари от золотых (сокровищ), а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне церковь. Говорю это, имея в виду не дарования, — не было бы слишком прискорбно, если было бы только это, — но и жизнь и добродетель. Тогда сонм вдов и лик девственниц составляли великое украшение церквей; а теперь это вывелось и упразднилось; остаются только знаки. Есть и ныне вдовы, есть и девы, но они не составляют того украшения, каким должны быть посвятившие себя на такие подвиги.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

…А когда после этого разговора мы отправились в Троицкий собор служить акафист преподобному, то мне в соборе священников и епископов, которые в этот день служили, досталось чтение десятого кондака. И слова этого кондака, обращённые к преп. Сергию, такие: «В юности возраста своего отреклся еси воли своея и… был еси монах, покоривый себе воли Божией и начальником, от Него поставленным, ихже веления тако слушал еси, яко Самаго Господа, никогда же прекословя… всяческая же приключения благодарно от Господа приимал…» Это поразило меня, конечно, – эти слова прямо у раки с мощами преподобного Сергия я воспринял как знак и благословение. Поэтому я сейчас здесь воспринимаю в духовном плане себя как на послушании у преподобного Сергия, у преподобных Соловецких – вот что для меня означают нынешние мои труды. Были и другие знаки… Вообще для всех нас очень важны знаки в этой жизни, потому что знак – это тот язык, которым с нами говорит Небо. Важно правильно понимать оценку Небом того пути, по которому мы идём. Если в нашей жизни случаются такие неожиданные знаки – события, встречи, которые красноречиво говорят, что мы правильно в целом идём, – это очень важно. Это значит, что ты не выпал из промысла Божия своими необдуманными поступками, непониманием каким-то, но действуешь по Его благословению. Многим это знакомо, наверное: словно какая-то волна тебя влечёт, и как-то всё легко совершается. Это не значит, конечно, что не надо прилагать своих усилий. Но важно помнить, что без помощи Божией ты ничего не достигнешь, а помощь Божия в немощи совершается, как говорил старец Паисий. А что значит «в немощи совершается»? Это значит, что ты должен делать всё, что ты можешь делать, а потом ты должен делать ещё сверх того – и только тогда проявится та немощь, в которой будет действовать помощь Божия. В духовном плане самое главное для монаха – не выпасть из закона послушания, это фундаментальная, очень важная вещь. Всё, что по послушанию, – это благословенно, там же, где начинается своя воля, там начинается путь к погибели: это и помощи Божией не будет, и сам где-то себя потеряешь. Только по послушанию можно менять что-то в своей жизни. В данном случае я ничего не искал…

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

—259— 1887 г. часа пополудни. Согласно желанию и распоряжению покойного преосвящ. Михаила гроб с телом его поставлен в восточной стене алтаря соборного монастырского храма, в которой для этого подготовлено было место, заделанное наглухо, по поставлении в нем гроба. Во время управления Курской епархией, преосвящ. Михаил отлично ремонтировал Соборный храм и два архиерейских дома – один в город, другой в загородной даче. Счастлив будет преемник его. Кафедральный Виленский о. Протоиерей, Виктор Ив. Гомолицкий, занимается переводом Литургии Св. Иоанна Златоустог о на жмудский язык. По этому случаю, он почти весь великий пост провел в Петербурге. Кажется, перевод уже сдан в типографию, для напечатания». 5 ч. День Пасхи. – Утреню и литургию служил, по обыкновению, в Кафедральном Соборе. Когда я возвратился из Собора домой мне принесена была с почты Высочайшая награда – бриллиантовые знаки ордена Св. Александра Невского. Знаки эти препровождены были ко мне Обер-Прокурором Св. Синода, при следующем Высочайшем рескрипте: «Преосвященный Архиепископ Тверский Савва. Долговременное архипастырское служение ваше, ознаменованное многими опытами просвещенной ревности на пользу церкви, вы продолжаете совершать с неизменным усердием. Среди трудов епархиального управления, по поручению Св. Синода, вы понесли особый труд главного руководства собранием и изданием в свет письменных творений приснопамятного Святителя Московского Филарета, относящихся к различным вопросам церковно-государственной жизни нашего отечества. Окончив ныне сие обширное издание, вы тем не только исполнили долг признательности к памяти уважаемого всею православною церковию Иерарха, но и сохранили для грядущих поколений памятники духовной мудрости его, кои навсегда удержать за собою просветительное и руководственное в делах церкви значение. Желая почтить заслуги ваши изъявлением особого моего благоволения, Всемилостивейше жалую вам препровождаемые при сем бриллиантовые знаки ордена Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4.24.6. Медалью ордена равноапостольного Николая, архиепископа Японского, награждаются клирики и миряне за миссионерское и просветительское служение за пределами России. 4.25. Статут ордена преподобного Андрея Иконописца 4.25.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Преподобный Андрей — известный русский иконописец, с именем которого связан расцвет русской иконописи и храмоздания. 4.25.2. Орден преподобного Андрея Иконописца имеет три степени. 4.25.3. Знаки ордена первой степени: 4.25.4.  Знаки ордена второй степени: 4.25.5. Знаки ордена третьей степени: 4.25.6. Орденом преподобного Андрея Иконописца награждаются священнослужители и миряне, способствующие строительству и благоукрашению православных храмов, а также понесшие значительные труды в области иконописи и церковного зодчества. 4.26. Положение о медали ордена преподобного Андрея Иконописца 4.26.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 17 февраля 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. 4.26.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали – рельефное поясное изображение преподобного Андрея, держащего в руках образ Святой Троицы. По сторонам, на уровне плеч святого, стилизованная надпись: у правого плеча — ПРПДБНЫЙ, чуть ниже — ÂНДРЕЙ, у левого плеча — РУБЛЕВЪ, чуть ниже — ИКОНОП. (Преподобный Андрей Рублев Иконописец). Над изображением святого по окружности расположен стилизованный девиз: К БОЖЕСТВЕННЕЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «АИ» (Андрей Иконописец), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой расположен номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, синего цвета, с двумя золотыми полосами по обеим сторонам.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

О том же рассказывал и Виктор Алексеевич: «…Судьба наша уже начертывалась «Рукой ведущей»! А мы и не примечали, спали. …Это был «знак», некая точка в плане, чертившемся не без нашей воли, но мы спали. Только после стало мне много понятно, и я привычно изобразил на жизненном чертеже все знаки — указания оттуда и был потрясён картиной. Нет, не верно, что мы не примечали. Даринька сердцем понимала, что она как бы вынута из Жизни, с большой буквы, и живёт в тёмном сне, в «малой жизни»: она прозревала знаки, доходившие к нам оттуда. Потому и её тревоги, всегдашняя насторожённость, предчувствия и как бы утрата воли, когда приближался грех» (5,129). Перечислять все «знаки» — долго и бессмысленно: книгу надо читать, и каждый «знак», вырванный из череды событий, как бы тускнеет, утрачивает свою значимость. Но вот хотя бы два ещё примера. Когда Даринька отправляется кататься на тройке с намеревавшимся соблазнить её гусаром, происходит столкновение их с другою случайною тройкой, и в вынужденном ожидании новых «голубков» (лошадей) ездоки оказываются под аркою Святых врат Страстного монастыря (того, где долгое время жила в послушании Даринька), и там гусар Вагаев рассказывает о чудесном своём спасении зимою в буранном бездорожье, совершённом преподобным Димитрием Прилуцким. Этот рассказ даёт «знак» воспринимать все события по-иному, серьёзнее, и затем напоминает о духовном смысле жизни и в иных обстоятельствах. «Теперь я знаю, что эта сбившая нас с дороги тройка, и это укрытие от метели «под святое», и совсем уж дикая мысль погнать к «Эрмитажу» за «голубками», — всё это не случайно вышло» (5,133). И в момент, когда после долгих настойчивых действий гусара Даринька уже готова была уступить, совершилось неожиданное: «Себя не помня, отдаваясь влекущей ласке, может быть с кем-то путая, она прильнула к нему, ища защиты… В этот последний миг, когда гасло её сознание, грозный удар, как гром, потряс весь дом. Даринька вскрикнула, вырвалась из его объятий и кинулась в тёмный коридор. Осталась в её глазах качающаяся в углу лампадка. 

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

4.12.3. Медаль носится на левой стороне груди и при наличии других медалей Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.12.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой голубого цвета с белыми широкими полосами по краям и тонкой голубой каймой. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.12.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.12.6. Медалью ордена равноапостольной княгини Ольги награждаются женщины за заслуги на поприще церковного, государственного и общественного служения. 4.13. Статут ордена преподобного Серафима Саровского 4.13.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим является величайшим подвижником XIX века и особо почитается в России как духовный наставник и ревнитель церковной жизни. 4.13.2. Орден преподобного Серафима Саровского имеет три степени. 4.13.3. Знаки ордена первой степени : 4.13.4. Знаки ордена второй степени: 4.13.5. Знаки ордена третьей степени: 4.13.6.  Орденом преподобного Серафима Саровского награждаются священнослужители, монашествующие и миряне за вклад в дело возрождения монастырей и храмов, за пастырскую и церковно-общественную деятельность. 4.14. Положение о медали ордена преподобного Серафима Саровского 4.14.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского. 4.14.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали — рельефное изображение преподобного Серафима Саровского в рясе с епитрахилью. Образ святого поясной, правая рука — благословляющая, в левой руке — четки. По сторонам, на уровне плеч, стилизованная надпись: у левого плеча – ПРПДБНЫЙ, чуть ниже — СЕРАФÍМЪ, у правого nлeчa — CAPOBCKIЙ, чуть ниже – ЧУДОТВОР. (Чудотворец). Над изображением святого по окружности расположен стилизованный девиз СТЯЖИ ДУХЪ МИРЕНЪ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «СС» (Серафим Саровский), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой расположен номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, зеленого цвета, с широкими белыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки — приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Эти знамения понимались ранним христианством не столько в качестве имеющих быть реально событий (хотя и буквальное понимание, как мы увидим ниже, не отрицалось многими из христианских мыслителей), сколько в качестве системы знаков, выраженной в ярких пластических образах. Наконец, третье понимание знака или, точнее, использование термина σημεον, - для обозначения чудес, реально творимых на земле, прежде всего самим Христом, но также его учениками и редко - ангелами и демонами. В Евангелии от Иоанна (изредка и в других книгах Нового Завета) почти все чудеса Христа (исцеления, воскрешения, превращение воды в вино и т. п.) названы знаками, ибо автора, посвятившего свою книгу выявлению божественной сущности Христа, и чудеса интересовали не в их имманентной данности, но исключительно в их семантическом аспекте - как знаки божественной сущности Иисуса. Эта связь знака с чудом привела и к обратному - наделению знака вообще чудесными свойствами, что также было присуще практически всей раннехристианской духовной культуре и имеет своими истоками ветхозаветные религиозные представления. Отсюда берет начало толкование Юстином библейского эпизода с избавлением от змей путем создания изображения змея на кресте (у Юстина - «на знаке» - π σημεον). Этот знак обладал чудодейственной силой против змей (Tryph. 94). В другом месте, доказывая отсутствие какой-либо святости в древнееврейском обряде обрезания (в частности, неспособностью женщин к обрезанию по плоти), он считает, что обрезание было простым знаком (23). Интересные представления о знаке встречаем мы у латинских апологетов. Для Тертуллиана крест является знаком (signum) из дерева (Ad nat. Ι, 12), багряница и золотые диадемы у египтян и вавилонян служили, по его мнению, знаком (insignia) достоинства (De idol. 18). Минуций Феликс, так же как и Юстин (Αροl. Ι, 55), усматривает знаки креста и в мире природы, и в произведениях рук человеческих, и в структуре человеческого тела (Octav. 29). Арнобий понимает слова нашего языка как знаки, созданные для общения людей, но не передающие адекватных знаний о божественной сущности (Adv. nat. III, 19). Статуи античных богов у него также выступают как signa (VI, 25). Лактанций, рассуждая о Сыне Божием, указывал, что «Христос» (помазанник) не является именем собственным, но знаком могущества и царственной власти (Div. inst. IV, 7, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Борьбою двух течений – нового и старого – мы объясняем и тот факт, что к концу XVIII столетия выходит из практики нашей церкви совершенно обычай диаконам и священникам возлагать при богослужениях какое либо головное украшение – скуфью или камилавку. Указ императора Павла I – го, данный Св. Синоду в 1798 году 18 декабря и дозволявший «в пользу белаго священства» между другими «особливыми почестями» «за отличныя заслуги» – и «употребление фиолетовой 56 бархатной камилавки или скуфьи» 57 , возложил на Св. Синод обязанность установить время и порядок награждения этими «знаками отличий», в числе коих значатся и скуфья и камилавка, при богослужении и способ ношения этих последних протоиереями и священниками. «Что же касается до употребления в церковном служении из оных почестей камилавок и скуфей, говорится в указе Св. Синода от 30 декабря 1798 года, то оныя употреблять, как в служении, так и кроме онаго, по примеру игуменов». Все «знаки отличий» велено возложить при священнослужении 58 . Очевидно, постановление собора 1667 года в это время было забыто, и о нем не только не вспомнили высокообразованные иерархи русской церкви, как напр., митрополит московский Филарет, но, будучи недовольны указом государя, самые знаки отличий – скуфью и камилавку называли «знаками тщеславия» 59 . С 1881 года право награждения скуфьею и камилавкою принадлежит Св. Синоду, а указом Св. Синода от 13-го марта 1890 награждение священников скуфьею предоставлено епархиальному архиерею. С 1871 года «знаки отличий» рассылаются по почте и, следовательно, возлагаются на удостоенных не архиереем при священнослужении, что потребовало бы вызова награжденных в епархиальный город, находящийся иногда далеко от места жительства награжденного, а самими награжденными лично. С1877 года скуфья и камилавка приготовляются награжденными даже на свой счет. При священнослужении получают ныне эти награды только священники городские и ближайшие по месту жительства к епархиальному городу. Митра, называемая на Востоке короною 60 , составляет исключительную принадлежность архиерейского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

4.29.4. Орден носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.29.5. Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с двумя серебристыми узкими полосами по обеим сторонам. В центре орденской планки расположена миниатюрная золотистая звезда ордена. В центре звезды — золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом рубинового цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.29.6. Планка ордена может носиться на повседневной одежде, и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена царевича Димитрия располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.29.7. Орденом благоверного царевича Димитрия награждаются священнослужители и миряне за попечение и защиту детей-сирот, детей-инвалидов. 4.29.8. Российский детский фонд может рекомендовать к награждению определенных лиц, обратившись к Святейшему Патриарху. 4.29.9. Орден может вручаться представителем Российского детского фонда. 4.30. Статут ордена святителя Луки, архиепископа Крымского 4.30.1. Орден учрежден Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У01/12 от 11 февраля 2016 года. Святитель Лука известен не только как святитель Русской Православной Церкви, но и выдающийся хирург с мировым именем. 4.30.2. Орден святителя Луки, архиепископа Крымского, имеет три степени. 4.30.3.  Знаки ордена первой степени: 4.30.4. Знаки ордена второй степени: 4.30.5. Знаки ордена третьей степени: 4.30.6. Орденом святителя Луки, архиепископа Крымского, награждаются священнослужители и миряне за значительный вклад в области медицинского и социального служения. 4.31. Положение о медали ордена святителя Луки, архиепископа Крымского 4.31.1. Медаль учреждена указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У01/12 от 11 февраля 2016 года. Святитель Лука известен не только как святитель Русской Православной Церкви, но и выдающийся хирург с мировым именем.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Итак, если очень коротко говорить, цивилизация развивается, культура пребывает. Время от времени в культуре происходят откаты, деградации; так, одна из таких деградаций является, к сожалению, в наше время. Но потом происходит такой синусоидальный процесс, подъем, и мы знаем в истории и в доисторическое время много периодов упадков и много периодов подъемов, так же как и вы знаете из своей собственной жизни много примеров периодов духовных подъемов и много периодов, к сожалению, духовных упадков. Вот поэтому Древняя Греция тут не причем. Я ее привел как наиболее известный нам всем пример. Я мог бы с таким же успехом говорить и о шедеврах Древней Индии, например, о печатях Мохенджо Даро или о росписи критских ваз, но мне было важно говорить о том, что знает каждый, поэтому я взял Древнюю Грецию, которую знает каждый.   Вопрос : Что означают знаки: человек, лев, орел, телец на иконе “Неопалимая купина”? Ответ: Это знаки евангелистов. Каждый из евангелистов, если угодно, имеет свой геральдический знак. Евангелист Иоанн орла, Матфей – человека, Марк – льва, и Лука – тельца. Понятно, что они связаны с особенностями повествования евангелистов. Но все-таки, что они обозначают? Есть довольно много трактовок того, что они выражают. Так, скажем Евангелие от Матфея человечно, евангелист Иоанн воспаряет подобно орлу и т. д. Я скорее вам расскажу о другом: если уж речь зашла о символах, то я хотел бы сказать о том, когда мы впервые можем уверено говорить о появлении символики креста. Впервые символика креста появляется (хотя знаки креста иногда бывают и раньше, и, возможно, уходит в неизвестно какую древность, но, безусловно, знак креста связывается с Небесным Богом как раз в мегалитическую эпоху) в домегалитических дольменах Испании. Там очень характерное изображение креста, в одной из рук горизонтальных планок которого зажат топор. А топор – это вовсе не какой-то там топор Раскольникова. Топор в ту далекую эпоху был одним из важнейших символов Небесного Бога. Почему? Во-первых, он был связан, видимо, с образом боевого оружия, как главного мужского атрибута, а во-вторых, был связан с ударом, шумом и символизировал собой молнию, т.е.

http://azbyka.ru/istoriya-religij

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010