Песнопение делится на основные составные части - мухлеби (мн. ч. от «мухли» - колено). Мухли - построение, аналогичное строке или предложению, реже - фразе. Вся ткань песнопения, по словам П. Карбелашвили, сплетена из неск. мухли. Мухлеби разделены кадансовыми оборотами. Это разделение, или кадансирование, называется «дамухлеба». В серединном кадансе оно чаще всего заканчивается квинтой между верхним и средним голосом (средний и нижний при этом звучат в унисон), а в заключительном - унисоном. В песнопениях с множеством мухли начальные или серединные фразы могут точно или вариативно повторяться, но заключительный мухли тематически отличается от предыдущих и не встречается в др. разделах песнопения. Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Q 830. Л. 142–143) Груз. певч. рукопись. XIX в. (Кекел. Q 830. Л. 142–143) В памятниках X-XI вв.- Sinait. iber. 1, Иельском Иадгари, Иадгари Микаела Модрекили, Ирмологии Иордане (Кекел. A 603), Кекел. А 596 и др.- зафиксирована система невм. Способ их расположения (над поэтической строкой и под ней) не имеет аналогов в невменных нотациях др. культур и, по замечанию Ж. Тибо, соприкасается с традицией расположения визант. экфонетических знаков . В груз. рукописях экфонетическая нотация зафиксирована в Гелатском Евангелии (Кекел. Q 908, XII в.) и в Шиомгвимском Типиконе (Кекел. Н 1349, XIII в.). В Гелатском Четвероевангелии содержится таблица экфонетических знаков, в Шиомгвимском Типиконе - подобная же таблица и текст анафемы, произносимой в Неделю Православия и на «вечном поминовении православных», с экфонетическими знаками. Эти знаки используются для мелодической речитации - царткма и по своей сути отличаются от невм. В груз. певч. традиции надстрочные и подстрочные невмы представляют собой зеркально расположенные по отношению к поэтической строке варианты. Др. своеобразной чертой груз. невменной системы является несиллабическое расположение знаков, к-рые расставлены не над каждым слогом, а с определенными интервалами. В Больших Иадгари X-XI вв. содержатся однотипные знаки и соблюдается общий метод нотирования, что подтверждает однородность груз. невменной системы, основанной на строго определенных принципах и представляющей собой стабильную и стройную форму для фиксирования вокальной музыки. Совершенство системы (принцип расположения невм остался тем же и в рукописях XVIII-XIX вв.) дает основание предполагать начало и развитие этого процесса в более ранних веках.

http://pravenc.ru/text/168199.html

II. Акимиты (неусыпающие). Истоки движения неусыпающих восходят к учению Александра Константинопольского ( ок. 430), к-рый стремился выполнить заповедь о непрестанной молитве буквально - через устроение непрерывного богослужения. В общинах акимитов это богослужение приняло форму суточного круга из 24 служб (по одной службе на каждый час суток), поочередно совершавшихся 3 хорами. Движение неусыпающих достигло своего апогея в доиконоборческий период, после чего пришло в упадок (вплоть до полного его исчезновения в период лат. оккупации 1204-1261) по причине усиления духовного авторитета монахов, практиковавших палестинские формы монашеского богослужения, к-рые были заимствованы и приспособлены к местным условиям прп. Феодором Студитом († 826). И. Фундулис изучил литургические памятники, относящиеся к движению неусыпающих, датируемые периодом господства студитов и, вероятно, содержащие заимствования из служб акимитов (см.: Θουντολης Ι. Η εκοσιτετρωρος κομητος δοξολογα. Αθναι, 1963). На основании этих источников можно заключить, что первоначальные муз. традиции акимитов были весьма консервативными: корпус песнопений состоял гл. обр. из псалмов и небольшого количества небиблейской гимнографии; наряду с псалмодией и простейшими по мелосу песнопениями использовалась мелодически развитая форма (σμα). Свт. Герман I Константинопольский. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Велико-Тырнове. XIV в. Свт. Герман I Константинопольский. Роспись ц. апостолов Петра и Павла в Велико-Тырнове. XIV в. III. Богослужение Великой ц. в послеиконоборческий период. Ко 2-й пол. VIII в. богослужение Великой ц. уже сформировалось в своих самых существенных частях. Зрелая стадия обряда Великой ц. замечательна бережным собиранием различных типов пения в рамках высокоорганизованной богослужебной системы. Богослужебные книги, предназначенные гл. обр. для исполнителей различных литургических функций, включали в себя тексты, уставные предписания («рубрики») и мелос. Библейские чтения, исполнявшиеся распевно, распределены по 3 Лекционариям: Евангелие содержит евангельские перикопы, исполнявшиеся диаконом; Апостол содержит чтения из Деяний и Посланий апостолов, исполнявшиеся чтецом (ναγνστης); Профитологий (слав. аналог - Паремийник ) содержит чтения из ВЗ, также предназначенные для чтеца. В списках Лекционариев, датируемых IX-XIV вв., чтения часто содержат экфонетические знаки - адиастематическую систему обозначений, с помощью к-рой записывались использовавшиеся для торжественной кантилляции литургических чтений формулы, передававшиеся изустно (подробнее см. в ст. Византийская нотация ). Апостол и Профитологий содержат также рубрики и ненотированные тексты торжественных песнопений, сопровождавших чтения.

http://pravenc.ru/text/387113.html

И все обряды, сии наружные знаки, не с тем уставлены, чтобы, опершись на них, в них и чрез них искали своего спасения; но с тем, чтобы мы чрез сии наружные знаки, яко чрез памятники какие, воспоминали, что Господь наш Иисус Христос произвел для спасения человеческого рода, и что должно произведено быть в нас для приобретения спасения. Обряды суть не что другое, как свет естества изъявляющий и изображающий чувственному человеку великий духовный Свет благодати Божией, которого он чувственными своими очами не видит и видеть не может, и который непременно так должен действовать во внутреннем человеке его, как сей свет естества, сии от наружного мира взятые наружные знаки действуют на наружного, и в наружном человеке. Обряды суть не что другое, как видимая рука, долженствующая указывать нам и вести нас ко внутренним, духовным святейшего Христианства действиям, а не на себе нас останавливать. Единая тень, единая скорлупа, единые знаки не должны занять нас, остановить и довольствовать; тень, скорлупа и знаки ничего не имеют в себе существенного, и посему ничем не могут довольствовать нас, а оне должны споспешствовать слабости нашей веры, должны возбуждать оную, так, как и самое буквальное слово, и должны при силе веры вести ко внутренним действиям. Обряды, яко знаки, могут быть и поправляемы, и в иных случаях переменяемы для лучшего ознаменования истин: истины же самые никак и никогда не должны переменяться. Обряды должны всеми отправляемы быть, не потому, впрочем, чтобы они были, яко вещи существенные, но потому, что суть знаки существенных вещей, и знаки весьма полезные. На пример: Предания – призывание Святых и поминовение умерших, разными образами и с разными молитвами совершаемые, по внутреннему их означению, имеют основание в Священном Писании, в том, что повелено нам и от Самого Господа и от Божественных учеников Его, молиться друг о друге. Просите во Имя Мое, сказал Христос, и приимите, да радость ваша исполнена будет. Аминь бо глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам 963 ; что Апостол Павел подтверждает, тако глаголя: Всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом, и в сие истое бдяще во всяком терпении и молитве о всех Святых 964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Представляется, что ни то ни другое из этих направлений не следует игнорировать, а можно использовать как взаимодополняющие: вместе они лучше могут прояснить суть, нежели по отдельности. Соссюровская теория, к примеру, все внимание уделила вербальным знакам и оставила в стороне невербальные. А поскольку она до последнего времени доминировала в семиотике, вербальные знаки оказались в намного большей степени исследованы по сравнению с другими. Невербальные знаки изучаются практически только в последние десятилетия. В качестве примера приведем ценную книгу белградского профессора Николы Рота Знаки и значения (1982). В ней невербальные знаки делятся на три группы: паралигвистические (напр., ямб или трохей в стихосложении), кинетические (к примеру, фациальная экспрессия - мимика лица) и проксемические, т.е. знаки, относящиеся, в основном, к пространственному поведению человека. При встрече с этими видами знаков человек, как и в случае с невербальными знаками, старается установить их значение. Решающий вклад в понимание природы этих знаков внес французский структуралист Ролан Барт в книге Царство знаков (1971). Этот труд явился результатом пребывания Барта в 1970 г. в Японии. Не владея японским языком, он был вынужден опираться на прочтение невербальных знаков, чтобы получить представление о японцах и Японии, их цивилизации и культуре. Символы и сигналы Владыки Николая относятся к этому роду литературы. Однако наш автор предметом исследования имел не те знаки, с помощью которых легче понять цивилизацию и культуру только одной страны и одного народа, но, напротив, целый (Божий) мир. Вот причина, чтобы на это сочинение обратить пристальное внимание. Во вступлении, озаглавленном Письмо студентам-богословам о христианской философии, автор определяет позицию: " Христианство это не религия, не философия, а особенный, неповторимый и совершенный организм божественной живой истины, светоносный и спасительный " . И далее: " Христианство - не религия наряду с другими человеческими религиями, нет, Христианство есть небесное откровение истины, Радостная Весть роду человеческому не от человека или от ангела, но от самого Бога Творца. Христос изрек: уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин.8:32) " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

4.6.2. Орден святителя Алексия имеет три степени. 4.6.3. Знаки ордена первой степени: 4.6.4. Знаки ордена второй степени: 4.6.5. Знаки ордена третьей степени: 4.6.6. Орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, а также архиереи Русской Православной Церкви за выдающиеся церковные заслуги. 4.6.7. Инициатива награждения принадлежит исключительно Святейшему Патриарху. 4.7. Статут ордена преподобного Сергия Радонежского 4.7.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. 4.7.2. Орден преподобного Сергия Радонежского имеет три степени. 4.7.3. Знаки ордена первой степени : 4.7.4. Знаки ордена второй степени: 4.7.5. Знаки ордена третьей степени: 4.7.6. Орденом преподобного Сергия Радонежского награждаются священнослужители и миряне за труды на благо Святой Церкви. 4.8. Положение о медали ордена преподобного Сергия Радонежского 4.8.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года. 4.8.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре — рельефное изображение преподобного Сергия Радонежского. Образ святого поясной, правая рука — благословляющая, в левой руке — свиток. По сторонам, на уровне плеч, стилизованная надпись: у правого плеча — ПРПДБНЫЙ, чуть ниже — CEPГIЙ, у левого — PAДOHEЖCKIЙ. Над изображением святого по окружности расположен стилизованный девиз СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «СР» (Сергий Радонежский), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, зеленого цвета, с широкими золотистыми полосами по краям и тонкой зеленой каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки — приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Πσηφιστν (решающее, твердое, от ψηφζω), подобный латинскому S , „знаменует лествицу Иакова, которую он видел во сне, т. е. Пресвятую Богородицу“. Γοργν (смело, бодрственно, живо) похож на фигуру человека с простертой вправо рукой, „означает десницу Иоанна Крестителя, радующегося душой и показывающего рукой, когда крестил он Христа“. Тоже по М. Влеммиду означают: тромикон. (S) и цакисма. 488 Сверх перечисленных здесь знаков, в разных крюковых системах греков встречаются еще следующие: Κντημα одиночная (игла, острие) и Κεντματα или кентима двойная. ψηλ (высокая). ποο (утёк) – краткое колыхание или журчание голоса в гортани. Κλισμα (укатапное, катòк=кулизма). κτρεπτον (устраненное назад, измененное, извращенное); очевидно указывает на изогнутую фигуру знака. ργν – (без усилия) медленное, слабое. ναρξις (от νρχομαι) – начинание. Πεσμα (выжимки, сок) – нажим. Κελγισμα (от κλης – односкамейная ладья, скакун) – прыжок. Σταυρς (частокол, рогатка, крест; у грамматиков точка) означает остановку. θεσκεαπθες (θς κα πθες) означает сильное понижение голоса. Χορμα (хоровод, торжество). Σεσμα (сотрясение) – полутон. μηλον – толпой, вместе, дружно. Основная черта для знаков: θμα, θεματισμς σω и θεματισμς ξω. Σπρεγμα (от σπρχω) – быстрота, поспешность. Ορνισμα (от ορανζω) – возвышение. Σρμα, Συρματικ – влекомое, протяжное; срв. знак облеченного ударения. Χαμηλ (низкое, приземистое) – низкозвучно. Сюда же относятся: σναγμα, πλον (срв. πλ), κολαφισμς, χαιρετισμς, νατρχισμα, а также сложные знаки, образовавшиеся из соединения простых, наприм., ντικενω – κλισμα, ψηφιστο – σναγμα и др. Между перечисленными здесь знаками различаются: знамения великие и малые, знаки гласов 1, 2, 3 и т. д., знаки гласные, выражающие интервальные отношения, и знаки безгласные, означающие меру времени; или же способ произведения звуков, знаки стихийные (σματα), употребляемые и отдельно и в соединении с другими, наприм. олигон, петаста, и духовные (πνεματα), употребляемые только при других знаках, наприм. кентима; наконец – знаки восходящие и нисходящие, простые и сложные. Особенно сложностью знаков, как выше сказано, отличается нотная система Иоанна Кукузеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Епископ должен знать пределы своей епархии и не вторгаться в чужие пределы, напр. не может посвящать чужих клириков, не может рукополагать или проповедовать в чужой епархии. Епископ представляется в столь тесной связи с своей епархией, что епархия, лишившаяся своего епископа, называется вдовствующей. В католической церкви мысль об епархии, как о невесте епископа, символизируется ношением перстня на епископской руке. Некоторым русским православным епископам высочайше жалуется титул митрополитов и архиепископов, как почетный титул без каких-либо прав власти: титул митрополитов соединяется в настоящее время с кафедрами с.-петербургскою, московской и киевской, а титул архиепископа может быть пожалован всякому епископу независимо от кафедры. Киевский митрополит имеет особые знаки отличия – крест на митре и предносимый ему при всяких его служениях митрополитский крест: это суть знаки отличия, соединенные с киевской кафедрой, т. е. принадлежащие всякому киевскому митрополиту. Митрополит московский и с.-петербургский могут получать от монарха подобные знаки отличия только для себя лично. Все вообще православные епископы имеют известные знаки архиерейского достоинства: панагию, посох или жезл, митру, саккос, омофор, орлецы, кафедру в главном епархиальном соборе и в своей домовой (крестовой) церкви. Русские митрополиты, в отличие от других архиереев, носят белый клобук. Внешние знаки архиерейского достоинства католических епископов суть: искривленный вверху пастырский жезл (podum curvum), в отличие от папского podum rectum, митра (но не металлическая, как у православных архиереев, а парчевая, имеющая вид суживающегося кверху цилиндра, с выемкой наверху), перчатки и др.; но paelium или омофор, по общему правилу, епископам не дается. Права епископа как православного, так других христианских исповеданий, в которых епископство признается высшей степенью священства, суть двоякого рода: права сына (jura ordinis) и права правительственные (jura jurisdictionis). Права сына суть или права общие с пресвитерами (jura ordinis communia), как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Песнопения меньшего размера — седальны, эксапостиларии, отпустительные тропати, силлабические кондаки, никогда не нотировавшиеся или чрезвычайно редко нотировавшиеся в рукописях периода ранневизант. нотации, — встречаются время от времени в списках со средневизант. нотацией, особенно в более поздних книгах этого периода — т. н. Аколуфиях (с нач. XIV в.). В средневизант. нотации стала возможной запись мелизматического, в высокой степени орнаментированного и разработанного калофонического пения. Этот вид пения, возможно,имеет корни в эпохе ранневизант. нотации, однако, по-видимому, во 2-й пол. XIII в. происходило дальнейшее развитие прежних традиций, что было в конце концов зафиксировано в Аколуфиях. Благодаря этой записи дальнейшее развитие получила и сама нотация. Запись новых, калофонических формул потребовала использования и новых комбинаций традиц. знаков (не изменивших, однако, своих значений). Для дидактических целей появились перечни этих формул и учебное песнопение («Большой исон») прп. Иоанна Кукузеля, которому, возможно, принадлежит если не первая фиксация калофонического пения, то составление Аколуфий. Характерной чертой развития нотации было постепенное возвращение мн. ранневизант. «стенографических» знаков, создание новых знаков или их новых комбинаций, но не в первоначальном «стографическом» значении, а в качестве «дополнительных» знаков, которые с этого времени писались киноварью под или (реже) над строкой нотации более древнего образца. Эта черно-киноварная нотация, с тех пор ставшая стандартной, м. б. названа «поздневизантийской». Система средневизантийской и поздневизантийской нотаций представлена в многочисленных трактатах XV–XVII вв. (учебные упражнения и «Большой исон» прп. Иоанна Кукузеля встречаются с XIV в.); ее объяснение включалось в начало Аколуфий или содержалось в отдельных манускриптах. Наиболее известными рукописями с этой нотацией являются: Мессинское Пападики (Mess. gr. 154, XV–XVI вв.), Хрисанфов кодекс (Codex Chrysander — Berol. Mus. 40614, XV в.), кодексы Laur. 610 (XVI в.) и 1656 (XVII в.) и кодекс Vat. Barber. gr. 300 (XV в.). Согласно этим трактатам, знаки могут быть классифицированы по следующим группам: эмфона (μφωνα — озвученные) или фонэ (φωνα — звуки, голоса), аргии (ργαι — покощиеся) и афона. Из описаний, помещенных в трактатах, можно заключить, что эмфона — это интервальные знаки, точно обозначающие движение голоса, аргии — ритмические знаки, а афона — знаки, которые «не должны петься», но являются «большими знаками» или «большими ипостасями», играющими вспомогательную роль (группировка эмфона и аргий, обычно на одном слоге; краткое обозначение формулы, используемой в хирономии ; знаки, применяемые для исполнения или для украшения песнопения и др.). Существуют также классы мартирий (сигнатур для обозначения гласа) и фтор (знаков модуляции) (см. табл. 7).

http://pravenc.ru/text/365723.html

А с другой стороны, стремление земной церкви, стремление церкви как устроения, в том числе человеческого, — построить свою миссию в форме не просто взаимодействия с государством, но и в уверенной поддержке неких внешних структур. Понимаете, о чем я говорю? Прослеживающееся сегодня стремление к благополучной Церкви очевидно. Церковь имеет свою власть, свое очень сильное влияние, свои защищаемые определенным образом права, серьезные отношения с государством, гарантирующие Церкви определенные вещи… Все это постоянно дает возможность Церкви все больше и больше укреплять свои позиции: требовать от государства преподавания религиозных дисциплин в школе, священства в армии и так далее. Эти вещи развиваются только тогда, когда Церковь чувствует поддержку от таких структур, в которых она эти свои потенции никак не может иначе исполнить. Не может Церковь социально служить в мире, если государство не даст ей возможности посещать в тюрьмах заключенных, организовывать приюты для сирот и для престарелых, кормить бездомных. Для этого нужны налаженные отношения с государством, серьезные центры взаимодействия. Всем понятно, что, когда Церковь пытается наладить такие вещи, она действует отчасти как государственная структура, которой нужны те же самые знаки власти, влияния, уверенности в себе, благополучия, которые бы показали мощь этой организации и способность ее в этом мире совершать свое служение. Богатство как несвобода Не так давно спикером нашей Церкви было озвучено, что дорогие часы и автомобили представительского класса – это знаки нашей церковной значимости . Внимание общества к этим знакам, к сожалению, сегодня очень большое. С другой стороны, эти знаки действительно воспринимаются нами как знаки нашей победы в этом мире, как знаки нашего утверждения в этом мире, как то, что делает Церковь той структурой, с которой необходимо считаться. Одновременно с этим происходит обратный процесс: Церкви есть, чего лишаться, что-то могут отнять, что-то могут не позволить, и это уже колеблет то, что называется свободой. Богатый человек менее свободен, чем бедный. Ему есть, что терять. И благополучная Церковь становится менее свободной, потому что есть, что терять.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Символы и сигналы Скачать epub pdf Символы и сигналы в истолковании владыки Николая Вместо предисловия. Письмо студентам-богословам о христианской философии Часть первая. Символы Глава 1. Вещественность и ее символы Глава 2. Земля, солнце и звезды как символы Глава 3. Познание истины Глава 4. Минералы как символы Глава 5. Растения как символы Глава 6. Животные как символы Глава 7. Познание истины (продолжение) Глава 8. Предметы и орудия как символы Глава 9. Различные занятия и деятельность людей как символы Часть вторая. Сигналы Глава 10. Сны как сигналы Глава 11. Случаи и события как сигналы Глава 12. Мысли и предчувствия как сигналы Глава 13. Обычные события и явления природы как сигналы Глава 14. Познание истины (продолжение) Глава 15. Обычные и аномальные явления природы как сигналы Глава 16. Судьбы человеческие как сигнал Глава 17. Войны, голод и эпидемии как сигналы Глава 18. Признаки конца света Глава 19. Различие между символом и сигналом Глава 20. Познание истины (окончание)     Символы и сигналы в истолковании владыки Николая Сочинение святого Владыки Николая Символы и сигналы свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром. Согласно положениям семиотики, существуют знаки различных видов, и из самих названий легко можно уяснить принципы их классификации. Одни суть знаки коммуникационные, другие – некоммуникационные, одни вербальные, другие невербальные, одни репрезентативные, другие экспрессивные, одни по природе мотивированы, другие – не мотивированы. Из этих классификаций легко заключить, что в их основе лежат принципы соссюровской семиотики. Она, как известно, строит свою систему на бинарных оппозициях. Однако в современной семиологии имеется и другая ориентация, связанная с именем американского философа, основателя прагматизма Чарльза Сандерса Пирса. Она делит знаки на три вида: индексы (знаки, в которых есть связь между означающим и означаемым: например, стон как выражение боли), иконические, или знаки-изображения (от греч. εκον изображение), и символы, а они, по Пирсу, являются арбитрарными, произвольными знаками. Эта семиотика ищет решения в знаках третьего вида, а не второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010