«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы и сигналы Небольшая философская работа Николая Сербского. «Символы и сигналы» посвящены семиотике, но затрагивают основы христианской философии, как таковой. Предисловие так характеризует эту книгу: «сочинение святого Владыки Николая «Символы и сигналы» свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром.» СИМВОЛЫ И СИГНАЛЫ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ) Символы и сигналы в истолковании Владыки Николая Сочинение святого Владыки Николая Символы и сигналы свидетельствует, что не уступающая мировому научному уровню литература на сербском языке из области семиотики существовала уже в первой трети XX века. Однако не только этим ценна эта книжечка, но еще и своей направленностью и произведенными открытиями. Она имеет дело с истолкованием, в основном, невербальных знаков, чем, на свой лад, занималась христианская семиология. При том, что этой разновидностью знаков не интересовалась та часть современной Владыке семиотики, которая связывается с отцом структурной лингвистики Фердинандом де Соссюром. Согласно положениям семиотики, существуют знаки различных видов, и из самих названий легко можно уяснить принципы их классификации. Одни суть знаки коммуникационные, другие - некоммуникационные, одни вербальные, другие невербальные, одни репрезентативные, другие экспрессивные, одни по природе мотивированы, другие - не мотивированы. Из этих классификаций легко заключить, что в их основе лежат принципы соссюровской семиотики. Она, как известно, строит свою систему на бинарных оппозициях. Однако в современной семиологии имеется и другая ориентация, связанная с именем американского философа, основателя прагматизма Чарльза Сандерса Пирса. Она делит знаки на три вида: индексы (знаки, в которых есть связь между означающим и означаемым: например, стон как выражение боли), иконические, или знаки-изображения (от греч. εκον изображение), и символы, а они, по Пирсу, являются арбитрарными, произвольными знаками. Эта семиотика ищет решения в знаках третьего вида, а не второго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

З. н. ц., связанные с Русской Церковью, выпускались и за пределами России. Так, известен редкий знак, предположительно предназначенный для участников объединительного собора правосл. и униат. священнослужителей, проходившего в 1916 г. в США. Различные церковные знаки выпускались в среде рус. эмиграции после 1917 г. В 1940 г. в Харбине был изготовлен юбилейный знак Харбинской епархии с датами: «1740-1840-1910-1940». К разряду фрачных знаков может быть отнесен значок Эстонского об-ва православных христиан, его выпуск был приурочен к 950-летию Крещения Руси. Нагрудный знак в память 1000-летия Крещения Руси, выполненный в форме уширенного креста с изображением равноап. вел. кн. Владимира и с датами «988-1988», был выпущен скорее всего в США. В СССР известны единичные З. н. ц. В духовных школах, как и раньше, выдавались нагрудные знаки для кандидатов, магистров и докторов богословия. Памятная серебряная медаль была выпущена незначительным тиражом по случаю посещения Ливана делегацией РПЦ в 1960 г. На лицевой стороне помещено эмалевое изображение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а на оборотной - надпись: «В память посещения Левана 1960 Его Святейшеством Святейшим Алексием Патриархом Московским и Всея Руси от Митрополита Карама». Медаль имела колодку франц. типа с красной муаровой лентой. С кон. 80-х гг. XX в. число З. н. ц. стало умножаться. В 1988 г. была выпущена памятная медаль в честь 1000-летия Крещения Руси. Был возрожден знак восстановленного в 1992 г. Палестинского православного об-ва. Вновь появились знаки выпускников нек-рых духовных семинарий и академий. В Правосл. Свято-Тихоновском богословском ин-те такой знак выдавался выпускникам с 1997 г., в 2004 г. в связи с получением вузом статуса ун-та дизайн был изменен. Знак представляет собой белый ромб с вписанным в него зеленым крестом, он крепится к овальной колодке, на которой помещено изображение св. Тихона, Патриарха Московского и всея России. В 1996 г. С.-Петербургская епархия, Совет ректоров вузов С.-Петербурга и межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» приняли решение об учреждении знака мц. Татианы. Эту церковно-общественную награду стали ежегодно 25 янв., в день памяти мц. Татианы, вручать студентам, победившим в межвузовском творческом конкурсе, а также лучшим преподавателям, руководителям творческих коллективов, работникам сферы молодежной политики С.-Петербурга. Возобновилась практика вручения нательных образков в нек-рых военных учебных заведениях. Появляются различные З. н. ц., учреждаемые по благословению местного священноначалия. Особую форму имеют знаки, изготовленные на основе совр. церковных гербов. Так, известен экспериментальный знак находящегося в г. Приозёрске Ленинградской обл. Рождественского подворья Коневецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/199921.html

4.1.5. В случае, если лицо, награжденное орденом апостола Андрея Первозванного, имеет другие ордена Русской Православной Церкви, имеющие звезду, знак и ленту, то звезды прочих орденов возлагаются на грудь со стороны, указанной в их статуте, но ниже звезды ордена святого Андрея, так, чтобы верхние лучи младшего ордена были ниже нижнего края лучей старшего ордена. Знаки прочих орденов не возлагаются, а лишь только звезды этих орденов 4.1.6. Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. 4.1.7. Орден святого апостола Андрея Первозванного является самым высоким орденом Русской Православной Церкви. Этот орден, выполненный в одном экземпляре, передается от Патриарха Патриарху и возлагается на Святейшего Патриарха Московского и всея Руси первенствующим членом Священного Синода в день его Патриаршей интронизации. Никакими другими наградами Русской Православной Церкви Патриарх, как носитель высшего ордена, не награждается. 4.2. Статут ордена равноапостольного князя Владимира 4.2.1. Орден равноапостольного князя Владимира учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви. 4.2.2. Орден равноапостольного князя Владимира имеет три степени. 4.2.3. Знаки ордена первой степени : 4.2.4. Знаки ордена второй степени : 4.2.5. Знаки ордена третьей степени : 4.2.6. Орденом равноапостольного князя Владимира награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей, архиереи и клирики Русской Православной Церкви за многолетнее усердное служение в священном сане, а также государственные деятели за заслуги перед Русской Православной Церковью. 4.2.7. Инициатива награждения принадлежит исключительно Святейшему Патриарху. 4.3. Положение о медали ордена равноапостольного князя Владимира 4.3.1. Медаль ордена равноапостольного князя Владимира учреждена определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25–26 декабря 2012 года. 4.3.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре — рельефное поясное изображение равноапостольного князя Владимира. Правой рукой святой держит крест, а левой — придерживает его. По сторонам — стилизованная надпись: у правого плеча – СТЫЙ, чуть ниже — РАВНОАП. (Святой равноапостольный), у левого — БЛГВ. КНЗЬ, чуть ниже — ВЛАДИМÏРЪ (благоверный князь Владимир). Над изображением святого по окружности расположена стилизованная надпись: ЗА ЦЕРКОВНЫЕ ЗАСЛУГИ. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма СВ (Святой Владимир), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой располагается номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, красного цвета, с широкими черными полосами по краям и тонкой красной каймой. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На оборотной стороне колодки — приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-nagradax-r...

Еще 7-го числа сего мая Обер-Прокурор Св. Синода, К.П. Победоносцев препроводил ко мне при письме за 2374 орденские знаки и копию с Высочайшей грамоты, в которой изображено: «Преосвященному Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому. В текущем году исполнилось пятидесятилетие доблестного служения вашего святой церкви, отличавшегося просвещенною ревностью на благо духовных паств, преемственно бывших в ведении вашем. Независимо от разнообразных трудов по епархиальному управлению, с вашим именем соединено собрание и издание в свет письменных творений приснопамятного святителя Московского Филарета, относящихся к многоразличным вопросам церковной и церковно-государственной жизни нашего отечества. В изъявление особенного Монаршего благоволения к отличным заслугам вашим, Всемилостивейше сопричислили Мы Вас к Императорскому ордену Нашему Святого Равноапостольного Князя Владимира первой степени, коего знаки, при сем препровождая, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению. Пребываем к вам Императорскою милостью нашею благосклонны». Получив орденские знаки и Высочайшую грамоту (в копии) я писал от 16 го числа, за 154, Г-ну Обер-Прокурору: «Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь, Константин Петрович! Препровожденные ко мне, при отношении Вашего Высокопревосходительства от 7-го сего мая за 2374, Всемилостивейше пожалованные мне знаки Ордена Св. Владимира 1-й степени я имел счастье получить 11-го числа. Уведомляя о сем Ваше Высокопревосходительство, почитаю священным долгом покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, повергнуть пред Его Императорским Величеством мое благоговейное чувство верноподданниче- —245— ского благодарения за новый знак Высокомонаршего ко мне благоволения. Вместе с тем приношу и Вашему Высокопревосходительству, как посреднику и предстателю пред Императорским престолом, мою искреннейшую признательность. Призывая на Вас и на ваши многообразные труды на пользу Церкви и Отечества благословение Божие, с истинным почтением и совершенною преданностью, имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10)              медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, одной степени; 11)              медаль ордена равноапостольного Николая, архиепископа Японского, одной степени; 12)              медаль ордена преподобного Андрея Иконописца, одной степени; 13)              медаль ордена мученика Трифона, одной степени; 14)              медаль ордена святителя Луки, архиепископа Крымского, одной степени; 15)              медаль преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, одной степени; 16)              медаль " Патриаршая благодарность " , одной степени. 3.4.3.           Колодки Патриарших медалей имеют форму перевернутой трапеции и обтянуты орденской лентой или лентой в соответствии с описанием медали. 3.4.4.           В Русской Православной Церкви имеются следующие Патриаршие знаки: 1)      Патриарший знак храмостроителя; 2)      Патриарший знак материнства; 3)      Патриарший знак великомученицы Варвары; 4)      Патриарший знак " За труды по духовно-нравственному просвещению " . 3.4.5.           Патриаршие юбилейные медали и юбилейные знаки учреждаются по случаю юбилеев значимых церковных событий. Награждение производится во внимание к трудам во славу Божию в соответствии с Положениями, утвержденными Святейшим Патриархом. 3.5.            О порядке ношения общецерковных наград 3.5.1.                Лица, награжденные общецерковными наградами, носят их согласно принятым статутам и положениям. 3.5.2.                Светские лица носят ордена первой степени на орденской ленте через плечо, духовные лица носят ордена первой степени на орденской ленте на шее. 3.5.3. При ношении нескольких орденов звезды (знаки) располагаются согласно перечню орденов, указанном в пункте 3.3.6. Третья степень ордена носится вслед за второй, вторая - вслед за первой. При этом вторая степень высшего ордена носится выше первой степени прочих орденов. Третья степень высших орденов выше второй степени прочих орденов. Медали носятся ниже орденских звезд и знаков. 3.5.4.           Патриаршие знаки носятся вслед за общецерковными медалями.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

В настоящее время храм является действующим. СТРУКТУРА ХРАМА Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень. Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые. Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выставка значков «Православная фалеристика» откроется в Святодуховском центре 30.11.2013 367 5 декабря в 15 часов в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры состоится открытие выставки знаков, значков и медалей «Православная фалеристика». Выставка продлится в течение двух недель с момента открытия, сообщили РНЛ организаторы. Выставка посвящена 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Православная фалеристика - коллекционирование орденов, медалей, значков, нагрудных знаков соответствующего смысла и тематики (изображение Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов, православных святых, святынь; знаков, выпущенных в честь события в жизни Православной Церкви и пр.). Одновременно, православная фалеристика - это наука, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории этих предметов. Коллекционированием знаков и значков занимались многие известные личности. К примеру, в 25-тысячной коллекции значков и жетонов в музее Эрмитаж в Петербурге есть памятные знаки из личной коллекции царя-страстотерпца Николая Второго. Вся сфера православной фалеристики может быть условно разделена на такие области или разделы, как: «Награды Русской Православной Церкви»; «Православные знаки и значки до 1917 года»; «Знаки и значки с изображением православных святынь, выпущенные в период СССР »; «Знаки и значки православной направленности современной России» и ряд других. Существуют такие сложившиеся темы и направления коллекционирования, как «1000-летие крещения Руси», «400-летие восстановления патриаршества», «Александр Невский в поле православной фалеристики», «Православные монастыри». Проект «Православная фалеристика» начался со значка «Князь Владимир и княгиня Ольга», выпущенного в честь 1000-летия крещения Руси и принадлежавшего члену-корреспонденту РАО Никите Глебовичу Алексееву, который он часто носил на лацкане пиджака. Однажды такой же значок попался автору коллекции на рынке в г. Анапе. Позднее к нему прибавились другие значки этой серии, появилась небольшая коллекция знаков православной тематики.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/30/vy...

Эти «знаки» не есть принуждение к действию, но подсказка, как понимать происходящее. Свобода же человека остаётся несвязанной. Но понимать, прозревать те «знаки»— не вдруг даётся. И она, и я,— оба мы были в помрачении...— рассказывал Виктор Алексеевич.— Помрачение...— это очень верно. Есть в монастырском обиходе так называемое «прощение», когда братия, по окончании великого повечерия, просят у предстоятеля прощение, расходясь по кельям: «прости мя, отче святый, елика согреших... душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским...» В этом «прощении» нащупана глубочайшими знатоками духовной сущности главная наша слабость— духовная близорукость наша: мы почти всегда пребываем в «помрачении», как бы без компаса, и сбиваемые с верного пути. Прозреваем ли смысл в мутном потоке жизни? Мы чувствуем лишь миги и случаи, разглядываем картину в лупу— и видим одни мазочки. И часто готовы читать отходную, когда надо бы петь «Воскресе»,— и обратно. Люди высшей духовности острым зраком глядят на жизнь, провидят, и потому называют иных из них прозорливыми. Они прозревают смысл . Поздно, правда, но и мы с Даринькой научились смотреть... страданием нашим научились. А в те дни оба мы были в помрачении, даже— в «бесовском помрачении»» (5,167-168). Промысл осуществляется, человеку же даются «знаки», недвусмысленно раскрывающие ему духовный смысл происходящего, да не всегда человек узнаёт их. Вот «знаки», некоторые из них, из тех, что были посланы героям книги. Встреча Дариньки и Виктора Алексеевича происходит в ночь на Великий Понедельник, то есть, по-церковному, в начале самом Страстной седмицы. Эта встреча происходит возле Страстного монастыря. Когда Виктор Алексеевич входит вслед за Даринькой в собор, он слышит: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный... и одежды не имам, да вниду в он...» Да, он ещё далёк от Церкви, но он уже просит неосознанно, подпевая хору: «просвети одеяние души моея, Светода-вче...» (5,30). Порою человек не хочет замечать предостережений свыше, влекомой сладостью греха. Даринька (вновь вспомним) призналась позднее о том времени, когда она была накануне своих искушений-соблазнов: «Ослеплённая, я не хотела видеть знаков оберегающих. А они посылались мне. Я чувствовала их, но не хотела видеть, мне было неприятно видеть» (5,110).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) XI. Таинства История спасения мира – это история пути, проделанного Богом, чтобы прийти к человеку. Сначала бездну, разделяющую Бога и грешного человека, преодолевает единственный Посредник – Иисус Христос, Который совершает Искупление. Через Свою Церковь Христос дарует благодать каждому человеку. Таинства, священные и действенные знаки, установленные Им, чтобы сообщать эту спасительную благодать, – как бы второй этап этого Пришествия Бога, где человеку даются плоды Искупления. В тайне соединения нашей человеческой природы со вторым Лицом Троицы все человеческие дела и страдания Христа есть также Божественное действие и страдание. Таинства актуализируют эту тайну. Христос, Страдающий и Прославленный, присутствует в Таинствах, через них верующие соединяются с Ним и участвуют в Его искупительном действии. Внешние знаки, земные жесты, которые сами по себе никогда не могли бы иметь сверхъестественную действенность, стали по воле Христа носителями Его благодати. Именно с Таинствами связана передача Божественной благодати, которую они выражают. В католическом учении о Таинствах постоянно повторяются два утверждения. Первое: Церковь берет на себя заботу об этих знаках, установленных Христом, об их количестве, сохранении, преподавании в определенных формах. Ибо эти знаки есть те самые, с которыми Искупитель связал навсегда сообщение благодати. Второе: образ действенности Таинств. Таинства – это знаки плодотворного действия Христа. Постоянство действия Христа в Его Церкви не может зависеть от человеческого несовершенства. Таинство, преподанное правильно, по образу, определенному Христом, с правильным намерением, дает благодать. И эта благодать зависит не от силы молитв служителя, преподающего Таинство, не от достоинства принимающего его, но только от могущества Христа. Именно оно действует в Таинствах. Эта действенность не связана с несовершенствами служителя, даже если он грешник или недостойный человек. Никогда Церковь не позволяла субъективным причинам скомпрометировать или отвергнуть объективную действенность Таинств ex opere operato, то есть действенность, которую они имеют благодаря всемогуществу Христа, если знак Таинства преподан правильно. Если бы это было иначе, спасение человечества представилось бы как путь, поднимающий человека к Богу, а не как путь, по которому Бог нисходит к человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Он спросил, как бы робко подползая. Он почуял важный факт, ему еще не известный, и тотчас же почувствовал величайший страх, что Митя, может быть, не захочет открыть его в полноте. — А вы и не знали! — подмигнул ему Митя, насмешливо и злобно улыбнувшись. — А что, коль не скажу? От кого тогда узнать? Знали ведь о знаках-то покойник, я да Смердяков, вот и все, да еще небо знало, да оно ведь вам не скажет. А фактик-то любопытный, черт знает что на нем можно соорудить, ха-ха! Утешьтесь, господа, открою, глупости у вас на уме. Не знаете вы, с кем имеете дело! Вы имеете дело с таким подсудимым, который сам на себя показывает, во вред себе показывает! Да-с, ибо я рыцарь чести, а вы — нет! Прокурор скушал все пилюли, он лишь дрожал от нетерпения узнать про новый факт. Митя точно и пространно изложил им всё, что касалось знаков, изобретенных Федором Павловичем для Смердякова, рассказал, что именно означал каждый стук в окно, простучал даже эти знаки по столу и на вопрос Николая Парфеновича: что, стало быть, и он, Митя, когда стучал старику в окно, то простучал именно тот знак, который означал: «Грушенька пришла», — ответил с точностью, что именно точно так и простучал, что, дескать, «Грушенька пришла». — Вот вам, теперь сооружайте башню! — оборвал Митя и с презрением опять от них отвернулся. — И знали про эти знаки только покойный родитель ваш, вы и слуга Смердяков? И никто более? — еще раз осведомился Николай Парфенович. — Да, слуга Смердяков и еще небо. Запишите и про небо; это будет не лишним записать. Да и вам самим бог понадобится. И уж конечно стали записывать, но когда записывали, то прокурор вдруг, как бы совсем внезапно наткнувшись на новую мысль, проговорил: — А ведь если знал про эти знаки и Смердяков, а вы радикально отвергаете всякое на себя обвинение в смерти вашего родителя, то вот не он ли, простучав условленные знаки, заставил вашего отца отпереть себе, а затем и… совершил преступление? Митя глубоко насмешливым, но в то же время и страшно ненавистным взглядом посмотрел на него.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010