Стих 33. Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых. «Доказывает, что и Богу так угодно. Видишь ли, сколь многими доводами он побуждает к молчанию и утешает уступающего другому? — Во-первых, тем, что в этом случае и он не исключается: можете бо, говорит, вси по единому пророчествовати; во-вторых тем, что это свойственно Духу, ибо дуси пророчестии пророкам повинуются; далее тем, что это согласно с волею Божиею: несть бо нестроения Бог, но мира; в-третьих тем что это правило простирается на всю вселенную и что он не заповедует ничего нового: яко, говорит, во всех церквах святых (заповедую). Может ли быть что-нибудь изумительнее этого? Церковь тогда была небом; Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас одни только знаки тогдашних дарований. И ныне мы говорим но все это только знаки и памятники прежнего. В древности говорили не по собственной мудрости, но по внушению Духа. А теперь не то; я говорю свое. Ныне Церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей вместилища и хранилища золотых сокровищ, а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне Церковь. Говорю это, имея в виду не дарования, — не было бы слишком прискорбно, если было бы только это, — но и жизнь, и добродетель» (святой Златоуст). γ) К женам (14, 34–36) Стих 34. Жены ваша в церквах да молчат; не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Поелику речь у Апостола идет все об учении в церкви, то и здесь конечно о том же говорится. Верно, и жены приходили в воодушевление и, опираясь на то, что во Христе Иисусе несть мужский пол, ни женский, вставали в собрании и говорили в назидание всех. Святой Павел находит это неуместным и запрещает, налагая на уста их печать молчания законом повиновения в отношении к мужам. Святой Златоуст говорит: «Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, Апостол переходит к беспорядку, производимому женщинами, и пресекает неуместное их дерзновение. Здесь он не увещевает, не советует, а повелевает со властию, приводя о том и древний закон. Какой? — К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16). Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? — Если же они таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию Церкви. Им должно слушать что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома».

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Беглецы-иноки (примерно триста человек), которых Долгим братьям удалось соединить вновь, между ними – игумены, священники, дьяконы и простые монахи, собрались в отдаленном месте пустыни, где они хотели основать монастырь, но, узнав, что против них готовится новое нашествие, решились покинуть этот Египет, который отныне не предоставлял им ни мира, ни покоя. Они предполагали отправиться в Сирию, вне пределов власти Феофила, а оттуда – куда Бог приведет. Назначив место свидания на западном берегу Красного моря, на границе Палестины, они еще раз рассеялись, и каждый, как мог, пустился через Нильскую долину к месту соединения. Между тем, Собор угодливых епископов, созванный Феофилом в Александрии, осудил их как еретиков и мятежников Церкви формулой, продиктованной самим патриархом и заключавшей в себе их отлучение. Когда несчастные достигли места свидания, то из трехсот отправившихся налицо оказалось только восемьдесят, другие были «остановлены» на пути своем унынием, слабостью, болезнью или неуверенностью в будущем. Собравшиеся были по большей части старые исповедники, недоступные духу уныния и отчаянья, некоторые из них были уже семидесятилетние старцы, и рубцы на их теле, знаки арианского гонения, перенесенного ими при Валенте, свидетельствовали о мужестве их духа. Эти знаки составляли гордость в их среде и честь в глазах целого мира. Одни показывали на своей груди следы железа и огня, другие – знаки клещей на своем теле, а те, кто не носил этих славных следов битвы за веру, носили следы суровой жизни. Посоветовавшись между собой, они решили сначала отправиться в Иерусалим, отдохнуть там немного, а потом – в Константинополь, где они рассчитывали добиться (несчастные не сомневались в том) правосудия у Императора и покровительства у архиепископа Иоанна Златоуста . Отправившись, таким образом, полные веры, под предводительством старца Исидора и троих из Долгих братьев (ибо Диоскор был задержан обязанностями по своему епископству), простились они с дорогими сердцу горами, с горячими песками и медяным небом, которые составляли для них всю прелесть родной отчизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

    Легенда раскраски. Ячейки полностью залитые цветом, показывают характер знака, возникающего на данном знакоместе: светло-синий цвет – знаки поэтического ритма, светло-желтый – знаки интонационного выделения; зеленый – запятая в роли современного тире; светло-оранжевый – знаки обособления обращений. Выделение знака в ячейке красным или темно-желтым показывает соответственно перемену традиции знака на данном месте.     Место для издания Ел1751 не указываем, поскольку проф. П.А. Юнгеров сообщает, что тиснение первого тиража Библии «производилось в Петербурге на Ростовском подворье рабочими, материалами и печатными станами, привезенными из Московской синодальной типографии». Второе тиснение совершилось теми же силами МСТ, но уже непосредственно в Москве (1756).     Вознесенский А.В. К истории славянской печатной Псалтири. Московская традиция XVI–XVII веков. Простая Псалтирь. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2010.   Для старого киевского извода можно указать преемство изданий, что отметили сами издатели в предисловиях: Острожская Библия — Псалтирь с восследованием или «Правило истиннаго живота христианскаго» (Острог, 1598) — Полуустав (Вильно, Православное братство Св. Духа, 1622) — Полуустав (Киев, КПЛ, 1643). Текстологическая основа киевского извода Псалтири есть общее звено с московским изводом, поскольку в Острожской Библии «Псалтирь с буквальной точностью, за исключением очень редких случаев, сохранена по Геннадиевскому списку» (Юнгеров П.А. Введение в Ветхий Завет. § История текста славянского перевода в печатном виде). А.В. Вознесенский сообщает, что известно незавершенное московское издание 1656 г., которое готовилось под тем же названием, что и острожский сборник (см. Служебная Псалтирь в восточно­славянском книгопечатании XVI–XVII вв. // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50, с. 218). Это еще одно свидетельство, что во время наиболее интенсивной фазы в книжной справе типографы МПД обратились к опыту киевской традиции книгопечатания. Кстати, в Псалтири М1658с в первый и последний раз для московских изданий появляется вместо фолиации пагинацию, как в Полууставе митр. Петра Могилы К1643с.

http://bogoslov.ru/article/2814485

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» выражают надежду, что принятие указанных мер послужит укреплению чувства Священного и благоговения перед ним; восстановлению четкой границы между Священным и мирским в индивидуальном и общественном сознании, что в совокупности будет способствовать формированию взамен обрядоверия и магизма подлинной религиозности и возрождению истинной христианской веры у нашего народа. Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» постановили: — довести свою позицию по указанным проблемам до сведения Священноначалия Русской Православной Церкви, — почтительнейше просить священноначалие рассмотреть данные предложения и принять необходимые меры для исправления сложившейся ситуации с обращением священных образов, символов и знаков в церковной среде и в российском обществе. Председатель конференции Протоиерей Александр Салтыков , настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва), декан факультета церковных художеств (ФЦХ) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, член Союза художников России Со-председатель конференции Петр Олегович Кондратьев , ректор Православного гуманитарного института (ПГИ) «Со-действие», председатель Межвузовского иконописного совета Кураторы: Екатерина Дмитриевна Шеко , заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ Протоиерей Николай Чернышев , член Патриаршей Искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ Александр Дмитриевич Мысык , заведующий кафедры иконописи и член ученого совета ПГИ «Со-действие», учёный секретарь Межвузовского иконописного совета Владимир Иванович Немыченков , заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России 29 августа 2014 г. Рейтинг: 8 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/73255.html

Это Божественное действие невидимо и необъяснимо. В тоже время оно соединяется для одного только человека с видимыми знаками, чтобы быть тайной, или с тем, под чем нечто таится, сокрывается. Божественное действие без видимости было бы только духовное, а не таинственное. В видимом и невидимом, т. е., в действии Божием и во внешнем виде, установленном от Бога, заключается, по понятию Восточной церкви, отличительное свойство таинств, – почему все таинства совершаются и преподаются крестным руковозложением и рукоблагословением, как знамением сообщения благодати, чрез образ креста Господня, которым совершена тайна нашего спасения и дарованы нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию. 172 Отсюда, имея такое понятие о таинствах, сколько нечестиво, столько же и безумно было бы приравнивать таинства христианские к магическим тайнам, в которых известным действиям или знакам приписывается такое свойство, что ими будто бы необходимо вызывается сверхъестественная сила. Здесь знаки сами по себе ничего не значат. Все значение их состоит в том, что с ними Бог не по какой-либо необходимости, а совершенно свободно, благоволил соединить действия спасительной своей благодати. Отсюда понятно, что те только священнодействия имеют несомненное значение тайнодействий или таинств христианских, которые учреждены самим Богом, как видимые средства сообщения человеку спасительных даров святого Духа. Они действительно исполняют Евангелие Христово и есть продолжение того приятного лета Господня, которое настало на земле с явлением Спасителя миру. Отсюда нельзя не видеть неправоты понимания христианского учения о таинствах Протестантами, утверждающими, что видимые, естественные действия в таинствах суть только знаки Божественных обетований для возбуждения и укрепления веры в людях 173 в заслуги Искупителя, иначе – для напоминания о нашем благодатном состоянии, о нашем пребывании в церкви Христовой; или – простые обряды, отличающие христиан от не христиан, как убеждены Социниане, 174 или они суть только символы, аллегорические знаки духовной жизни, как учат Анабаптисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Автор «Плавания» несколько раз упоминает смущение и тревогу путешественников, а после рассказывает о драконе, грифоне или глубоководных существах. Вполне логичным образом он связывает эти события. Сначала страх, после – опасные гости. Всё происходит в относительно мирную погоду. Средневековый переписчик не имел представления о том, что существует так называемый «голос моря» – инфразвуковые колебания, возникающие в шторм, когда порывы ветра пробегают по гребням волн со скоростью 330 метров в секунду. Они намного опережают движение урагана, настигающего судно, пока ещё находящееся в штиле. Эти колебания средней мощности сначала рождают у людей чувство беспокойства, нарушают работу мозга, пищеварения, вызывают слепоту, – и в панике экипаж может оставить корабль. Инфразвук с частотой 7 Герц – смертелен, а шторм генерирует полных 6 Герц 28 . В последней главе своей классической работы о Средневековье «The Making of the Middle Ages» Ричард Сазерн (Richard Southern) указывает на особенности интеллектуального уровня людей эпохи XII века. Жизнь тогда рассматривалась не столько как упражнение в испытаниях, смерть – не столько как безнадёжность, но более всего внимание обращалось на путешествия, поиски, и люди при этом воспринимали себя «не как объекты стационарные, подвергающиеся воздействию духовных сил, но ощущали себя, скорее, перегринами и искателями» 29 . Каким бы образом, ни осуществлялось Плавание святого игумена Клонферта с братией, оно имеет все признаки не только символического, но и вполне реального паломничества ирландских миссионеров, память о которых осталась в Житиях и песнях. Например, в этой: Покров Марии Матери Пусть будет надо мной, Чтобы прийти к источнику И целым вернуться домой, И целым вернуться домой. Пусть воин Михаил поможет мне, Бригитта охранит меня, Пусть кроткая Брианаг освящает меня, И Матерь Пречистая рядом со мной, И Матерь Пречистая рядом со мной. Гэльская поэзия, IX век (Перевод Юрия Варзонина) 22 «... христианами Средневековья числа мыслились уже не только как знаки Божественного предопределения и порядка в устроении мира, но и как знаки, с некоторым вероятием отображающие главные истины Благовестия о Боге, Спасении, Церкви, то есть знаки, будто бы сокрывающие тайны Божественного Промысла и, тем не менее, содержащие некое откровение о нём» (Кириллин В.М. Символика чисел в Древней Руси. – СПб., 2000. – С. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый известный образец нотированного визант. песнопения — гимн Св. Троице в егип. папирусе из Оксиринха (Pap. Oxyrhynch. 1786, 2-я пол. III в.), записанный древнегреч. алфавитной нотацией с нек-рыми дополнительными ритмическими знаками. Этот единичный случай не имел к.-л. продолжения: собственно муз. свидетельств в отличие от данных повествовательных источников от IV–V вв. не сохранилось. В папирусах VI–VII вв. обнаружены только обозначения гласа в гимнах, однако на егип. остраконе того же времени (Ostr. Skeat. 16) содержится фрагмент гимна, сопровождаемый знаками креста, точки и полукружия (разновидности облеченного ударения). Точка напоминает систему нотации, о к-рой сообщают, хотя и не описывают ее подробно Аристоксен (IV в. до Р. Х.) и Аристид Квинтилиан (рубеж III–IV вв.?). Д. Журдан-Хеммердингер на основании исследования музыкально-космологической рукописи V–VI вв. утверждает, что точка (употребление к-рой — различного размера и в разных комбинациях — встречается в папирусах II-IV вв.) указывает на забытую систему нотации, использовавшуюся в копт. среде. Др. случай — это один из богородичных гимнов, найденных во фрагментах папируса Pap. Berolin. 21319 (сер. VI — сер. VII в.). Крюкоообразный знак, напоминающий более позднюю петасти (πεταστ), помещен в неск. местах над текстом гимна; возможно, в утраченных частях этого манускрипта могли находиться и др. знаки. Значение этой находки заключается в том, что она дает пример, относящийся к более раннему времени, чем эпоха прп. Иоанна Дамаскина († ок. 750), к-рому традиция приписывает изобретение крюкообразных знаков (см.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Σνμβολα ες τν στοραντς παρ μν κκλησιατικς μουσικς. θναι, 1890. Σ. 168-180). Еще одна система нотации была обнаружена в 5 греч. папирусах из Гермополя (Pap. Ryland. Copt. 25–29), датируемых греч. учеными Папатанасиу и Букасом VII–IX вв. Над некоторыми слогами песнопений стоят муз. знаки, состоящие гл. обр. из комбинаций неск. начертаний оксиа (ξεα) — от 1 до 7 оксий над 1 слогом. Реже встречаются знаки (перечислены в убывающем порядке), напоминающие более поздние элафрон (λαφρν), точку (κντημα, от κεντ — вышивать), ипоррои (πορρο) и вариа (βαρεα). По предположению этих ученых, данная нотация является диастематической — число оксий соответствует номеру определенной ступени (неизвестного) звукоряда.

http://pravenc.ru/text/365723.html

Мстиславов храм завершен единственным куполом, покоящимся на мощном барабане. Барабан и купол были полностью воссозданы в конце XIX века. Купол - древней шлемовидной формы, позолоченный, его отвес украшает ажурный узор. Барабан прорезан узкими вертикальными окнами. В межоконных проемах размещены декоративные вертикальные тяги. Верхняя часть барабана завершается декоративным арочным поясом, над которым помещены ряды поребрика. Среди кирпичей, из которых сложен Успенский собор, есть кирпичи с особым типом знаков, чрезвычйно редких для древнерусского зодчества и известных всего лишь в нескольких памятниках. Знаки располагаются на нижней стороне кирпичей - той, что при формовке располагается на подкладной доске. Они довольно крупны, часто сложны по рисунку, выпуклы, оттиснуты в деревянной форме, причем в отдельных случаях на кирпичах можно заметить даже отпечатки волокон дерева. В кладке же, наоборот, такие знаки почти всегда находятся на верхней стороне кирпичей. Все знаки обнаружены в случайных местах кладки, они прикрыты раствором, не играя никакой особой роли в строительной структуре. Кроме Десятинной церкви в Киеве (конец X века) и Спасской церкви в Переяславле (рубеж XI-XII в.в.), все остальные случаи использования таких знаков относятся к памятникам, возведенным в первой половине и середине XII столетия. Крупные тимпаны центрального продольного и самого большого поперечного нефов, в отличие от остальных тимпанов собора, имеют «византийское» расположение оконных проемов: окна - тройные, причем среднее окно чуть выше остальных. Интерьер Успенского собора Владимира-Волынского являет собой образец классического одноверхого храма крестово-купольного типа с той небольшой отличительной особенностью, что его наос делится на три продольных нефа не двумя, а тремя парами столбов. Часто планировку Мстиславова храма сравнивают с планировкой Кирилловской церкви Киева. Композиция с куполом, символизирующим небо, над кубическим объемом, символизирующим землю, воплощает в крестово-купольных храмах важную мысль христианского вероучения о единстве небесного и земного, ставшем возможным благодаря воплощению Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=08955

При переводе любых, в том числе и светских, текстов из других эпох я привык избегать такой языковой стратегии, которая внушала бы читателю иллюзию отсутствия дистанции во времени. (Не у всех моих коллег такие взгляды; многоуважаемый питерский филолог переводит византийское слово, означающее «монеты», словосочетанием «денежные знаки». Для меня дело не в том, что «денежные знаки», так сказать, презренная проза. Нет, просто по контексту описывается, чем монета была для монархического восприятия византийца; разве человек, для коего монеты суть денежные знаки, способен естественно относиться к ним, как византиец?) Что сказать о переводе Писания? Конечно, Влад. Соловьев сказал, что Бог для христианина — «не в уснувшей памяти веков»; на это можно сказать лишь «аминь». Мистически Страсти и Воскресение Христа совершаются для нас сегодня. Но недаром Церковь обязывает нас читать в Символе Веры: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате»: историческая, хронологическая локализация Священной Истории (без которой она не была бы историей) тоже важна, не только фактически, но и вероучительно. То, о чем повествует Евангелие, произошло не в пространстве современности (и особенно не в пространстве изоляционистского представления современности о самой себе), — но среди несколько иных людей, отношений, нравов. Мне трудно отказаться от мысли, что язык перевода должен обо всем этом непрерывно сигнализировать. Определенные евангельские ситуации, будучи пересказаны равным себе современным языком, становятся не более, а менее понятными читателю, более озадачивающими, просто потому, что их событийная сторона предполагает несколько иной «семиотический код». 1:17  Итого всех поколений: от Авраама до Давида — четырнадцать поколений; и от Давида до выселения в Вавилон — четырнадцать и от выселения в Вавилон до Христа — четырнадцать поколений. Такое подчеркивание числа 14 едва ли может быть случайным: именно таково в сумме числовое значение еврейских букв. составляющих имя Давида, родоначальника династии, которой предстоит быть увенчанной рождением Мессии: (4)+(6)+(4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010