Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (ЗИЗИУЛАС) Иоанн (Зизиулас [греч. Ιωννης Ζηζιολας] (род. 10.01.1931, с. Катафийон, близ г. Козани, Греция), митр. Пергамский (с 1986), богослов. Жизнь Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский, на конференции «Святитель Василий Великий - отец и учитель Церкви» в Бухаресте. Фотография. 1-4 нояб. 2009 г. По окончании гимназии в Козани И. З. поступил в Фессалоникийский ун-т (1948). Через 2 года переехал с семьей в Афины и перевелся на богословский фак-т Афинского ун-та. Параллельно окончил Экуменический ин-т Боссэ (Швейцария). Затем поступил в докторантуру Гарвардского университета (США), где посещал курсы П. Тиллиха и В. Йегера, был членом Центра визант. исследований, в котором вел научную работу в течение 3 лет. В Гарварде И. З. сотрудничал с прот. Георгием Флоровским , ставшим для И. З. одним из главных учителей. По окончании докторантуры И. З. защитил докт. дис. «Христология прп. Максима Исповедника». Вернувшись в Грецию, защитил еще одну докт. дис. в Афинском ун-те - «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и епископе в первые три века» (1965). С сер. 60-х гг. И. З. ведет активную научно-богословскую деятельность: публикует множество статей, участвует в конференциях, выступает с лекциями и беседами, тексты которых нередко получают широкое распространение. Мн. его работы переводятся на др. языки. В 1966-1967 гг. И. З. являлся научным сотрудником богословского фак-та Афинского ун-та. С лета 1967 до 1970 г. И. З. исполнял в Женеве обязанности секретаря отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей , долгое время возглавляемого прот. Г. Флоровским. С 1970 по 1973 г. И. З. преподавал догматическое богословие в Эдинбургском ун-те, а с 1973 по 1987 г.- систематическое богословие в ун-те г. Глазго (Великобритания).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948 Содержание Раздел I. История экуменического движения, его участники и формы проявления 1. «Вера и Устройство» 2. «Жизнь и Деятельность» 3. «Всемирный Союз международной дружбы чрез посредство церквей» 4. Объединение двух направлений 5. Энциклика Константинопольского Патриарха 1920 г. 6. Всемирные юношеские христианские организации Раздел II. Отношение к экуменическому движению со стороны не-англиканских и не-протестантских вероисповеданий 1. Римо-католики и экуменическое движение 2. Мнение зарубежных русских православных иерархов о возможности участия в экуменическом движении 3. Отношение братских Православных Церквей к экуменическому движению 4. Русские зарубежные православные богословы и экуменическое движение Раздел III. Разбор решений Эдинбургской и Оксфордской конференций 1937 г. 1. Конференция по вопросам вероучения и церковного устройства в Эдинбурге (3–18 августа 1937 г.) 2. Оксфордская экуменическая конференция по вопросам церкви, общества и государства (июль 1937 г.) Раздел IV. Экуменическое движение после войны Раздел V. Отношение Русской православной церкви к экуменическому движению в настоящий период его развития Наши выводы     Русская Православная Церковь приступила к изучению экуменического движения совсем недавно. Внешняя обстановка, создавшаяся вокруг нее как в семье братских Православных Церквей, так и в инославных церковных кругах мира, оказалась весьма неблагоприятной для того, чтобы она могла быть уверенной в искренности любого мирового объединения прочих православных Церквей с инославным миром. Русская Православная Церковь не принимала до сих пор участия ни на одном экуменическом совещании или конференции. Руководители экуменического движения сочли возможным восполнить этот недостаток за счет русских православных церковных и научно-богословских деятелей, проживающих в Западной Европе на положении русских эмигрантов и не считающих себя состоящими в юрисдикции Русской Православной Церкви. Не без воли Божией сложились обстоятельства, вследствие которых Русская Православная Церковь в течение многих лет находится в стороне от церковной деятельности и движений богословской мысли в прочих христианских исповеданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Frank Gavin 343 Из далекой Америки пришла нежданная и жданная весть: скончался Франк Гавин. Давно уже шли тревожные вести о его здоровье, но как-то не мирилась мысль, что смерть подлинно стоит у его ложа, – этого крепкого человека в цвете сил, всего 47 лет. Господу было угодно в урочный, Ему одному ведомый час, отозвать к Себе верного Своего раба. Всякая смерть оставляет пустое место и вырывает кусок сердца у близких. Но эта смерть тяжким стоном отзовется во многих и многих сердцах, ибо этому человеку был нарочито свойственен высший дар Божий: любить и быть любимым ответной любовью. Самой потрясающей и светлой чертой его отношения к людям было бескорыстное благоволение и неустанная благожелательность, дар дружественной любви: так именно вспоминается его взгляд, улыбка, голос, он сам... В этой доброте и чистоте его сердца было нечто детское – такое, о чем сказано, что если не будете как дети, не внидете в Царствие Божие. Как много, наверное, оставил он друзей, ему обязанных, им поддержанных, обрадованных и утешенных. Пишущему эти строки дано было на себе изведать эту дружбу и верность, испытать его помощь в трудные времена. Как рыцарь, ринулся он в защиту христианской свободы и достоинства мысли от темноты и насилия и, как верный друг, себя он умел как-то слить и отождествить с делом другого. Сколь немногие имеют этот дар и как немногие умеют его ценить! В дни моего пребывания в Нью-Йорке General Theological Seminary (Главная богословская семинария (англ.) – Прим. ред.) и в ней квартира Гавина стали для меня как бы родным домом в огромном чужом городе. В лице его мы имели неизменного ходатая по русским делам в Америке. Его неустанная работа по организации помощи Русскому Богословскому институту в Париже не забудется в сердцах наших. Проф.Гавин имел исключительное значение конечно прежде всего в жизни своей родной Церкви, – о чем не призван судить иностранец, но оно было значительно также и в христианском экуменическом движении, в котором я встречал его в течении 10-ти лет и неизменно чувствовал его особую к себе близость. Как англокатолик, он в такой мере приближался к Православию (сохраняя при этом всю крепость и здоровье своей епископальной Церкви), что я чувствовал его как бы собратом в священнослужении, как бы уже находящимся в единении церковном, это была некая личная уния ранее внешнего соединения Церквей, что бывает в отдельных случаях церковной дружбы. В Continuation Committee Лозаннской конференции (1927–1937), как и во время Эдинбургской конференции (1937), я имел от него неоцененную поддержку в самом жгучем и трудном вопросе о почитании Богоматери, и как мне было особенно дорого узнать, что он погребен был в Богородичном храме (где и мне довелось однажды проповедовать во славу Пречистой). Верится, что Пресвятая Дева, которая, по верованию Церкви, подает особую помощь отходящим из этого мира, Своим Покровом осенила чтителя Своего...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В ходе визита в Грецию Патриарх Варфоломей встретился с высшим руководством страны и лидером оппозиции 19 октября 2006 г. 18:20 Продолжается визит в Грецию Патриарха Константинопольского Варфоломея I , прибывшего в страну вечером 15 октября. О подробностях визита сообщает сайт Athens News Agency . 16-17 октября в под эгидой Патриарха Константинопольского в Афинах проходила конференция на тему « Вселенский Патриархат и национальная экономика». Во вторник 17 октября Патриарх выступил с речью в Школе полиции. На встрече с Патриархом присутствовали министр общественного порядка Вирон Полидорас, офицеры полиции и службы разведки. Варфоломей I подчеркнул, что любая война, которая ведется во имя религии, в действительности несовместима с религией. Мир между конфессиями означает также мир среди людей, а стало быть, религиозные лидеры несут большую ответственность за поддержание мира между религиями и между людьми, заявил Патриарх. Далее Варфоломей I говорил о роли Константинопольского Патриархата в межконфессиональном диалоге, и рассказал, что не раз выступал с инициативами в этой области, совершая многочисленные официальные визиты в страны, где господствуют иные религии. Варфоломей I упомянул также роль Патриархата в деле защиты окружающей среды, которая встречала неоднократное одобрение в мире, и в частности, была отмечена премией Филиппа, принца Эдинбургского. В заключение собрания слово взял В. Полидорас, который назвал Патриархат «маяком Православия» и «ориентиром для всех греков» начиная с V века. 18 сентября Патриарх встречался с представителями высшей власти Греции. Состоялись четыре встречи — с президентом Греции Каролосом Папулиасом, премьер-министром Костасом Караманлисом, а также с министром образования и по делам религий Мариэттой Яннаку и министром иностранных дел Дорой Бакоянни. На пресс-конференции Дора Бакоянни заявила, что «публично и настойчиво подчеркивает вселенскую природу [Константинопольского] Патриархата», которая должна приниматься во внимание в контактах Константинополя с турецкими правительством и на международном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/152976.htm...

Доклад заместителя председателя ОВЦС «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог» на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» в Канаде 27 сентября 2010 г. 17:31 25 сентября 2010 года в Монреале (Канада) на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) сделал доклад на тему «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог». Настоящая конференция приурочена к 100-летнему юбилею Эдинбургской миссионерской конференции, с которой ведется отсчет совместных усилий христиан по обретению единства. Пять лет спустя после собрания в Шотландии известный русский христианский философ Николай Бердяев в России писал: «Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил антихристианских и разрушительных. Я верю, что раньше или позже в мире должен возникнуть “священный союз” всех творческих христианских сил, всех верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния и с искупления грехов, за которые посланы нам страшные испытания». Однако спустя 100 лет мы говорим не о более тесном союзе христиан, а скорее о кризисе экуменического движения. На мой взгляд, суть этого кризиса заключается в том, что с одной стороны перед лицом различных вызовов времени разрыв между христианами переживается все острее, а с другой стороны в реальной жизни происходит все больше разделений и даже столкновений между христианами не только по различным позициям в общественной жизни, но и по доктринальным вопросам, в частности, богословия, церковного устройства и нравственности. Более того, кризис усугубляется тем, что среди христиан отсутствует общее и ясное понимание того, как нужно идти к единству. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская Православная Церковь приняла документ — Основные принципы отношений к инославию. В нем представлен подход Московского Патриархата к экуменическому движению и православное видение путей достижения христианского единства. В документе сказано, что современные теории экуменизма, такие как теория ветвей или учение о единой невидимой церкви, а также все другие их вариации, неприемлемы для Православной Церкви. Однако именно на основе этих идей создавалась методология и формы межхристианского сотрудничества, как на международном, так и на региональном уровнях. Даже, несмотря на вклад православных и католиков в развитие экуменического движения, оно продолжает пользоваться методологией и терминологией преимущественно протестантского происхождения. А потому сегодня в кризисе находится именно экуменизм, выдвинутый протестантскими кругами.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

Епископ Венский Иларион выступил на ежегодной конференции «Друзей Афонской горы» 12 июня 2007 г. 13:27 9 июня епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, выступил с докладом на ежегодном собрании международной общественной организации «Друзья Горы Афон» («Friends of Mount Athos»), основанной в 1990 году и объединяющей более 800 членов на разных континентах. Основной задачей общества является оказание помощи афонским монастырям, распространение информации об Афоне, организация паломничеств и научных конференций, посвященных истории и современному положению Святой Горы. Почетные попечители общества — герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз. Собрание, состоявшееся в Оксфорде (Великобритания), открыл президент организации митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), почетный профессор Оксфордского Университета. В своем вступительном слове он представил епископа Илариона, рассказав о его церковно-общественной деятельности и многочисленных богословских трудах, опубликованных на разных языках. Особое внимание владыка Каллист уделил двум недавно вышедшим на французском языке книгам епископа Илариона, посвященным истории и проблематике имяславских споров. Одна из них («Le mystère sacré de l’Eglise») увидела свет в издательстве Фрибургского Университета, другая («Le Nom grand et glorieux») — в парижском издательстве Cerf. Доклад епископа Илариона был посвящен афонским спорам об имени Божием. Как отметил докладчик, споры о почитании имени Божия, развернувшиеся в русских монашеских обителях Афона в 1912-1913 годах и закончившиеся изгнанием более тысячи монахов со Святой Горы, вызвали широкий общественный резонанс в России. Кроме того, эти споры оказали значительное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли: влияние имяславских идей прослеживается в творчестве таких мыслителей, как священник Павел Флоренский, А.Ф. Лосев, протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Софроний (Сахаров). В своем докладе епископ Иларион рассказал об основных деятелях имяславского движения — схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа», и иеросхимонахе Антонии (Булатовиче), авторе «Апологии веры во Имя Божие». Были рассмотрены также взгляды основных противников имяславия — архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского).

http://patriarchia.ru/db/text/256322.htm...

Епископ Венский Иларион присутствовал на мероприятиях с участием премьер-министра и королевы Великобритании 25 июля 2008 г. 11:38 24 июля представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион , находящийся в Англии в качестве наблюдателя на Ламбетской конференции, присутствовал на мероприятиях с участием премьер-министра и королевы Великобритании. Утром этого дня участники Ламбетской конференции во главе с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом прошли по улицам Лондона с плакатами, призывающими британское правительство способствовать снижению уровня бедности в мире к 2015 году в два раза. Затем участники конференции прибыли в Ламбетский дворец лондонскую резиденцию архиепископа Кентерберийского. С приветствием к собравшимся обратился премьер-министр Великобритании Гордон Браун, который посвятил свою речь преодолению бедности во всем мире. Говоря о состоявшемся шествии, премьер-министр назвал его одной из самых крупных религиозных демонстраций за всю историю страны. Обращаясь к религиозным лидерам, премьер-министр подчеркнул: «Вы выступили с ясным и сильным посланием о том, что бедность может быть искоренена, бедность должна быть искоренена и, если мы будем работать вместе для перемен, бедность будет искоренена». После выступления премьер-министра архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс пригласил всех участников мероприятия на обед в саду Ламбетского дворца. Во второй половине дня делегаты и гости Ламбетской конференции прибыли в Букингемский дворец, где состоялось чаепитие с участием королевы Великобритании Елизаветы II и герцога Эдинбургского Филиппа. Во время чаепития участники конференции тепло поздравили епископа Илариона, которому в этот день исполнилось 42 года. Среди православных гостей, присутствовавших на мероприятиях 24 июля, помимо официальных наблюдателей, были также Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий , прибывшие на Ламбетскую конференцию в качестве личных гостей архиепископа Кентерберийского, а также архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий ( Константинопольский Патриархат ). Пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/439820.htm...

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата принял участие в конференции Альянса религий и сохранения мира 3 ноября 2009 г. 18:17 3 ноября 2009 года в ходе визита в Великобританию председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион  принял участие в конференции Альянса религий и сохранения мира, которая состоялась в Виндзорском замке. Мероприятие было организовано по инициативе герцога Эдинбургского Филиппа. На конференции присутствовали генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун, глава программы развития ООН Хелен Кларк, генеральный секретарь Всемирного совета церквей Сэм Кобиа, представители различных религиозных общин, политические и общественные деятели. Альянс религий и сохранения мира был образован в 1995 году. Его основателем является герцог Эдинбургский Филипп. Организация ставит перед собой цель содействовать религиозным общинам в реализации их экологических инициатив, а также способствовать кооперации религиозных и светских организаций в деятельности по предотвращению необратимых болезненных изменений окружающей среды. Альянс находится в тесном взаимодействии с ООН. В выступлении на пленарном заседании, посвященном религиозному видению современных глобальных экологических проблем, владыка Иларион отметил, что «в основе негативного изменения биосферы лежит ничем неограниченное потребление, которое чаще всего характерно для развитых стран, по образцу которых строит свое хозяйствование и развивающийся мир. Ограничение потребления административными методами, которые есть в распоряжении государственных институтов, не всегда может принести должные плоды. В основе бережного отношения к природе должна лежать личная мотивация, которую следует создавать через широкую общественную поддержку, воспитание и образование». Председатель ОВЦС подчеркнул кардинальную важность духовно-нравственного измерения процесса преодоления экологического кризиса: «Именно в нравственном оздоровлении человека видится выход из всех кризисных состояний, сопутствующих обществу на протяжении веков. Экология окружающего мира невозможна без экологии духа». Архиепископ Иларион проинформировал зарубежную общественность об осуществляемой Русской Православной Церковью экологической деятельности, которая выражается не только в воззваниях к сохранению окружающей среды, но также имеет практическое воплощение. Так, приходы занимаются уборкой близлежащих территорий, воскресные школы и духовные центры ведут просветительскую работу. В заключение владыка Иларион подчеркнул значимость мероприятия в Виндзоре и выразил поддержку семилетнему экологическому плану Альянса, а также отметил готовность Русской Церкви к диалогу и взаимодействию со всеми людьми доброй воли в общем деле сохранения планеты. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/928460.htm...

ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о визите с 8 по 15 ноября 2000 года делегации Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Калужским и Боровским Климентом в Египет для участия в освящении храма-подворья Московского Патриархата во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Каире. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение состоявшимся освящением Патриархом Александрийским и всей Африки Петром в сослужении с представителями Русской Православной Церкви храма святого великомученика Димитрия Солунского в Каире, предназначенного для окормления русских православных верующих. 3. Настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Александрии (Египет) протоиерея Димитрия Нецветаева назначить по совместительству настоятелем храма святого великомученика Димитрия Солунского в Каире. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Одела внешних церковных связей, о Межрелигиозном миротворческом форуме, состоявшемся в Москве 13–14 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение фактом проведения в Москве Межрелигиозного миротворческого форума, организованного Межрелигиозным советом России и Министерством Российской Федерации по делам федерации, национальной и миграционной политики. Отметить участие в форуме духовных лидеров и представителей традиционных религиозных общин России и других стран Содружества Независимых Государств, ответственных сотрудников государственных учреждений Российской Федерации, дипломатических представителей стран СНГ, руководителей международных межрелигиозных организаций, светских экспертов в различных областях знаний. 2. Принять к сведению Итоговый документ форума и Заявление его участников. 3. Считать важным дальнейшее развитие диалога и взаимодействия последователей традиционных религий в России и Содружестве Независимых Государств. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии в конференции «Священный дар для живой природы» (Катманду, Непал; 15–17 ноября 2000 года) по приглашению Его Высочества герцога Эдинбургского Филиппа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Конференция «Вера и церковное устройство»  Особенностью  Эдинбургской конференции 1910 г. было нейтральное отношение к богословским вопросам, не поднимавшимся на официальном уровне. Но не все делегаты были согласны с таким положением дел. Одним из исключений стал епископ Филиппинской Епископальной церкви Чарльз Брент (1862 – 1929). Во время эдинбургских совещаний он окончательно убедился в том, что пришло время открыто обсудить вопросы веры и церковного устройства на уровне международной конференции, к чему и призвал «все христианские исповедания всего мира, которые исповедуют Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем» . На Генеральной Конвенции Протестантской Епископальной церкви в октябре 1910 г. в Цинциннати (штат Огайо, США) его поддержал влиятельный мирянин Роберт Гардинер (1855-1924).  В результате была создана комиссия для подготовки международной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Президентом комиссии стал чикагский епископ Чарльз Андерсон (1865 – 1930), а секретарем уже упоминавшийся Роберт Гардинер. Важной составляющей стала поддержка идеи со стороны Дж. Мотта. Началась довольно активная деятельность: создается  сеть комиссий по вопросам веры и церковного устройства в разных протестантских церквях, посылаются делегации в православные и католическую Церкви. В мае 1913 г. в Нью-Йорке прошло заседание комиссии, которая приняла резолюцию о создании исполнительного и совещательного комитетов по созыву всемирной конференции «Вера и церковное устройство» . Но, как и в случае с IMC, почти все эти инициативы были разрушены начавшейся войной. Однако уже с 4 по 6 января  1916 г. в Гарден Сити (штат Нью-Йорк, США) состоялась ассамблея Северо-Американской Подготовительной Конференции, заслуга которой состояла в разработке тем для будущих христианских конференций: 1)     природа и задачи Церкви 2)     кафолические Символы веры и их роль в защите церковной веры 3)     благодать и таинства 4)     духовенство: природа и задачи 5)     практические вопросы в связи с миссионерской и другими административными функциями Церкви ;

http://bogoslov.ru/article/3540548

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010