Кроме этого следует упомянуть Международный миссионерский совет, история которого восходит к Эдинбургской конференции 1910 года. После создания Всемирного совета церквей он ассоциировался, а затем и полностью объединился с ним. В 1938 году был создан подготовительный комитет Всемирного совета церквей , но развитие экуменизма снова прервала мировая война. После ее окончания вновь, как и после Первой мировой войны, обострилось чувство ответственности христианского мира за произошедшее и необходимости единения ради сохранения мира. В первые послевоенные годы Европа жила стремлением восстановить и заново утвердить братство человеческого рода, подорванное двумя мировыми войнами, и христианский образ такого братства как нельзя более соответствовал чаяниям народов. В этой атмосфере в 1948 году в Амстердаме состоялась первая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей , в который вошли около 150 Церквей и церковных организаций, преимущественно протестантских. На этой Ассамблее произошло слияние «Веры и устроения Церкви» и «Жизни и деятельности», а затем к ним присоединился Международный миссионерский совет. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское зарубежье было представлено в основном Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже. Почти одновременно в Москве проходило Всеправославное совещание Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, которое представляло большую часть православного мира. Критическое отношение Совещания к экуменизму известно, и часто это объясняется давлением Советского государства, уже вступившего в холодную войну. В этом есть значительная доля правды, но фактом остается то, что православная критика ВСЦ, отраженная в документах Совещания, возымела прямое действие на дальнейшее развитие этой организации. Ее итогом стало принятие в 1950 году так называемой Торонтской декларации , которая до сих пор остается одним из основополагающих документов Всемирного совета церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вид Константинополя. Разворот из кн.: H. Schedel. Liber chonicarum. 1493. Fol. 129r–130 (РГБ) Вид Константинополя. Разворот из кн.: H. Schedel. Liber chonicarum. 1493. Fol. 129r–130 (РГБ) С сер. ХХ в. до наст. времени большое место в археологии К. занимает исследование городских стен, систем водоснабжения, строительных технологий, городской топографии и др. черт урбанистической культуры. Отдельные проекты, такие как программы Эдинбургского ун-та «Стена императора Анастасия» (1994-2000) и «Археология Константинополя и его округи: гидравлика и история водоснабжения» (с 2004), дают прекрасные результаты ( Crow e. a. 2008), в т. ч. в области исследования строительных материалов ( Bardill. 2004); проводятся многочисленные конференции, посвященные новым открытиям в археологии К. Вместе с тем равнодушие властей к изучению визант. наследия, доходящее до пренебрежения охраной археологических памятников, отмечают мн. посещавшие город ученые. Настоящую научную систему наблюдений в К. создать не удается, что продемонстрировал англо-тур. проект «Византийский мегаполис» (1998-2004). В соответствии с ним англ. археолог К. Дарк и стамбульский историк искусства Ф. Ёзгюмюш организовали надзор за руинами визант. периода в малоизученной зап. части города, между стенами эпохи правления Константина (приблизительно по линии бульвара Ататюрка) и Феодосия. Опубликованный ими отчет оказался поверхностным ( Dark, Özgümü . 2013). Ситуация, по словам П. Магдалино, остается тревожной: «В Стамбуле даже посторонний испытает потребность стать стражем археологии и неусыпно стеречь памятники от бульдозерных вторжений». В нач. XXI в. археология К. получила мощный импульс в связи со строительством туннеля по проекту «Мармара-Метро», станций Сиркеджи, Ускюдар и особенно на мысе Еникапы. Стамбульский археологический музей вел здесь охранные работы 10 лет (с 2004), раскрыв ок. 60 тыс. кв. м портовой зоны К., порта Феодосия, самого крупного в К. и одного из самых известных в визант. мире. Его слои (начиная с глубины 1 м от уровня моря) дали новую информацию о развитии города: открыты части древнейших (предположительно) стен Византия, собраны многочисленные архитектурные детали, изделия из дерева, корабельные снасти, предметы быта.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января В Афинском университете стартует XIII международная конференция «Религия и духовность в обществе» 20 июня 2023 – 20 июня 2023 События Конференция пройдёт с 20 по 22 июня. Тема этого года — « Религия в общественной жизни: с древних времён до эпохи постмодерна». Темы и направления конференции: основы религиозности (источники, формы и проявления религиозности), религиозная община и социализация (религиозный уклад, духовная жизнь и религиозные институты), религиозные сходства и различия (вариативность форм религиозности и различия между разными религиями), политика и религия (отношения религии к государству и гражданскому обществу). С древнейших времён религия занимала важное место в культуре, личной и общественной жизни людей. Хотя в современной жизни есть тенденция на вытеснение религии, религиозные традиции всё ещё составляют важную часть жизни общества. В разных странах возникают различные формы отношений между религией, гражданским обществом, отдельными людьми и государством, в то же время религия играет свою роль в образовании, здравоохранении, социальных или благотворительных учреждениях и государственных службах. Возникают религиозные дебаты, а нередко и конфликты на религиозной почве. Конференция этого года призывает исследователей из области религиоведения, политологии, теологии, образования, культурологии, истории, философии и права рассмотреть роль религии в общественной сфере, начиная с древних времён и заканчивая эпохой постмодерна. На пленарных заседаниях выступят: Герт Биеста, профессор теории образования и педагогики (Эдинбургский университет, Великобритания); Джеймс Уолтерс, директор-основатель Центра веры и исследовательского отдела религии и глобального общества (Лондонская школа экономики и политических наук, Великобритания); Аристотель Папаниколау, профессор богословия (Центр изучения православного христианства, Нью-Йорк, США); Ники Циронис (Институт исторических исследований Национального греческого исследовательского фонда, Греция). Программа конференции и условия участия — на сайте «Религия в обществе» . Источник : Богослов.Ru/Religion in Society Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6192308

В ходе визита в Грецию Патриарх Варфоломей встретился с высшим руководством страны и лидером оппозиции 19 октября 2006 г. 18:20 Продолжается визит в Грецию Патриарха Константинопольского Варфоломея I , прибывшего в страну вечером 15 октября. О подробностях визита сообщает сайт Athens News Agency . 16-17 октября в под эгидой Патриарха Константинопольского в Афинах проходила конференция на тему « Вселенский Патриархат и национальная экономика». Во вторник 17 октября Патриарх выступил с речью в Школе полиции. На встрече с Патриархом присутствовали министр общественного порядка Вирон Полидорас, офицеры полиции и службы разведки. Варфоломей I подчеркнул, что любая война, которая ведется во имя религии, в действительности несовместима с религией. Мир между конфессиями означает также мир среди людей, а стало быть, религиозные лидеры несут большую ответственность за поддержание мира между религиями и между людьми, заявил Патриарх. Далее Варфоломей I говорил о роли Константинопольского Патриархата в межконфессиональном диалоге, и рассказал, что не раз выступал с инициативами в этой области, совершая многочисленные официальные визиты в страны, где господствуют иные религии. Варфоломей I упомянул также роль Патриархата в деле защиты окружающей среды, которая встречала неоднократное одобрение в мире, и в частности, была отмечена премией Филиппа, принца Эдинбургского. В заключение собрания слово взял В. Полидорас, который назвал Патриархат «маяком Православия» и «ориентиром для всех греков» начиная с V века. 18 сентября Патриарх встречался с представителями высшей власти Греции. Состоялись четыре встречи — с президентом Греции Каролосом Папулиасом, премьер-министром Костасом Караманлисом, а также с министром образования и по делам религий Мариэттой Яннаку и министром иностранных дел Дорой Бакоянни. На пресс-конференции Дора Бакоянни заявила, что «публично и настойчиво подчеркивает вселенскую природу [Константинопольского] Патриархата», которая должна приниматься во внимание в контактах Константинополя с турецкими правительством и на международном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/152976.htm...

28 января 2020 27 января 2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском Совете Русской Православной Церкви в Москве под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента состоялся круглый стол «Современная русская литература о Великой Отечественной войне». 20 января 2020 Время проведения конференции 27-29 апреля 2020 г. Мероприятие пройдёт в ИМЛИ РАН (Москва, ул. Поварская, 25 а) 9 января 2020 Вышел очередной (33.4, 2019) номер журнала " Literature and Theology " . Этот независимый академический журнал, выпускаемый издательством Оксфордского университета, публикует исследования в области библейской критики, литературоведения, философии, культурологии, искуствоведения. Особое внимание уделяется религиозным и духовным аспектам литературного творчества. Книга священника Ильи Ничипорова " Русская литература и Православие: пути диалога " обращена к истории плодотворного и весьма непростого диалога русской литературы и Православия, который в различные эпохи оказывал существенное влияние на миропонимание писателей и их персонажей, на проблематику, образный мир, стиль художественных произведений. 22 ноября 2019 Третий за 2019 год номер журнала «Literature and Theology» посвящен теме теопоэтики - богословско-философского направления, основанного в 1960-е годы  философами Стенли Хупером и Дэвидом Миллером. Концепция получила завершенную форму в работе американского литератора, философа и богослова Амоса Уайлдера «Теопоэтика: Богословие и религиозное воображение» (1976). 13 ноября 2019 Вышел очередной (2009, 9.2) номер " Journal of Inklings Studies " . Этот журнал издается совместно Оксфордским Льюисовским обществом и Издательством Эдинбургского университета. Он посвящен творчеству литературного кружка, известного как " инклинги " и включавшего Клайва Льюиса, Джона Толкина, Чарльза Уильямса и Оуэна Барфилда. В журнале публикуются неизданные призведения писателей-инклингов, критика, богословский и философский анализ их работ, воспоминания современников. Среди авторов много тех, кто был лично знаком с инклингами. Журнал основан в 2011 году, выходит дважды в год.

http://bogoslov.ru/tag/Литература

Арсеньев был доцентом Рижского университета (Высшая школа Латвии), с 1926 по 1938 г. – профессором (по истории религий и по Новому Завету) на православном богословском факультете Варшавского Государственного университета. Читал отдельные лекции в различных швейцарских (Лозанна, Берн), германских и английских (Оксфорд, Кембридж, Лондон) университетах. С 1927 по 1937 г. состоял членом «Continuation Committee» Экуменического движения (Всемирный Союз Христианских Церквей) и участвовал в Лозаннской (1927) и Эдинбургской (1937) конференциях. В мае 1945 г. переехал в Париж, где в течение 1946 и 1947 гг. читал лекции по русской религиозной жизни и духовной культуре в Ecole des Hautes Etudes Сорбонны и в Institut Catholique. Ездил читать лекции в Швейцарию (Лозаннский университет) и Бельгию. В феврале 1948 г. переехал в Нью-Йорк, где состоял профессором Св. Владимирской Православной Духовной семинарии. Одновременно, в течение ряда лет, Арсеньев был профессором (по истории русской культуры) в Монреальском ун-те в Канаде. В течение летних семестров 1955 и 1957 гг. он был проф. Боннского университета, где читал лекции по истории русской культуры и русской религиозной жизни. Зимою 1960–1961 г. Арсеньев преподавал в Венском университете, летом 1963 г. – в университете Граца (Австрия) и летом 1965 г. в Мюнхенском ун-те. В сентябре 1965 г. он присутствовал в качестве гостя на ряде заседаний 4-й Сессии Второго Ватиканского Собора. Центральным мотивом богословия Н. Арсеньева является космическое понимание спасения. Мир и материя не есть принцип отрицательный, земное бытие призвано быть обожествленным, и «процесс этот начался уже в воскресении во плоти Сына Божия». Поэтому существенную роль играет богословие литургии, Евхаристии как космического таинства, преображающего весь тварный мир. Будучи сторонником христианского единства, Арсеньев подчеркивал особое значение Восточной Церкви, свидетельствующей о соборном характере спасения. Сочинения: В исканиях абсолютного Бога. М., 1910; Плач по Умирающем Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Известно, что «Комитет тридцати пяти», собравшийся 8 июля 1937 года в Лондоне, пришел к убеждению, что настало время образовать Всемирный Совет Церквей как постоянный орган Церквей для выполнения их общих экуменических задач. Совет был определен как «общество представителей Церквей, преследующее интересы движений «Жизнь и деятельность» и «Вера и устройство»». Оксфордская и Эдинбургская Конференции одобрили проект 35–ти и приняли решение о слиянии обоих движений. Но уже Объединенная Конференция, состоявшаяся в Утрехте в мае 1938 года, одобрила и приняла следующий базис Всемирного Совета Церквей, утвержденный потом и на 1–й Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году: «Всемирный Совет Церквей является содружеством (fellowship) Церквей, которые признают Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем…» (Documents on Christian Unity, ed. by С. К. A. Bell, 4 series, p. 201). Вполне очевидно, что орган Церквей или общество их представителей совсем не одно и то же, что содружество или сообщество самих Церквей. Точно так же, например, как Организация Объединенных Наций совсем не то же самое, что сами объединенные нации. Двусмысленный характер имеет резолюция о «Полномочиях Совета» (Authority of the council), принятая Амстердамской Ассамблеей 1948 года. В ней говорится: «Всемирный Совет Церквей образовался из Церквей, которые признают Иисуса Христа Богом и Спасителем. Они признают свое единство в Нем. Им не нужно было создавать свое единство: оно есть дар Божий. Но они понимают, что их долг — сообща искать выражения этого единства в жизни и деятельности. Совет желает служить Церквам, его членам–учредителям, в качестве инструмента, посредством которого они могли бы совместно свидетельствовать об их общей преданности Иисусу Христу и сотрудничать в вопросах, требующих объединенных действий… Совет отвергает всякую мысль о том, чтобы стать особой объединенной церковной структурой, не зависимой от Церквей, объединившихся, чтобы образовать Совет, или структурой, управляемой централизованной административной властью. Назначение Совета состоит в том, чтобы выразить свое единство другим способом. Единство возникает из любви Божией во Христе Иисусе, которая, связывая Церкви–учредители с Ним, связывает их и друг с другом. Совет искренне желает, чтобы Церкви могли теснее сплотиться во Христе и тем самым друг с другом. Связанные Его любовью, они будут стремиться постоянно молиться друг за друга и укреплять друг друга в богослужении и в свидетельстве, неся бремя друг друга и таким образом исполняя закон Христов» (ibid., р. 205–206). Мы видим из текста этой резолюции, что, с одной стороны, Всемирный Совет Церквей — это содружество Церквей, которые ощутили недостаточность своего единства и стали искать способа выразить это единство полнее. С этой целью они образовали из себя самих in corpore сообщество с общими задачами, с общей деятельностью и, отчасти, с общей жизнью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Это сыграло определяющую роль в последующем возрастании экуменических отношений. Молодое поколение людей воспитывалось не на идеях нетерпимости, а внутри организаций, искавших пути к совместной деятельности, несмотря на конфессиональные различия. Но для этого приходилось жертвовать вероучительным моментом, что становится существенным недостатком таких объединений. Искусственное умалчивание богословских разногласий не могло стать твердой почвой, на которой можно было бы стремиться к реальному единству церквей. Если большая часть протестантских конфессий могла не обращать внимание на богословие, то в общении с католиками и православными на первое месть выходил как раз вероучительный момент. Как результат пропасть между конфессиями только возрастала. Да, это не проявлялось в начале XX века, когда экуменизм только зарождался, но в последующие десятилетия недооценка представителями протестантов богословских различий и акцент только на преодолении исторических разногласий, сделали объединение церквей еще более неосуществимой задачей, чем раньше. Нельзя обойти вниманием «Студенческое волонтерское движение для проповеди иностранцам» (Student Volunteer Movement for Foreign Missions, SVM) . Начало этой организации было положено на первой Студенческой христианской конференции в 1886 г. в Маунт Хермон (штат Массачусетс, США). SVM стало миссионерским крылом студенческого христианства. Благодаря волонтерскому движению студенческие христианские организации стали оказывать существенное влияние на церковное пространство. Доктор Дж. Мотт в 1911 г. на праздновании 25-летней годовщине SVM в Маунт Хермон отметил, что именно эта организация научила церкви новому подходу в отношениях друг с другом и сделала возможной Эдинбургскую миссионерскую конференцию . Если внутриконфессиональные объединения носили ограниченный экуменический характер, то именно юношеским христианским движениям было суждено воплотить и начать реализовывать серьезные экуменические начинания. Их главным недостатком достаточно долго было игнорирование конфессиональной принадлежности своих членов.

http://bogoslov.ru/article/3396320

Потрясения революции не позволили Русской Церкви оказать должное влияние на отношение православного мира к экуменическому движению. Единственной возможностью такого влияния было участие русской церковной эмиграции в экуменической деятельности, и русские богословы зарубежья в 20-е-30-е годы принимают участие во многих экуменических встречах, пытаясь привлечь внимание Запада к трагедии Русской Церкви. Многие из них вдохновлялись вполне искренними надеждами на успех православного свидетельства инославному миру, который тогда еще сохранял основы христианского образа жизни. В межвоенные десятилетия развитие экуменического движения шло по трем параллельным направлениям. Прежде всего, это деятельность комиссии " Вера и церковное устроение, " в которой широко участвовали Православные Церкви, в том числе и русское церковное зарубежье. Затем продолжалась деятельность комиссии " Жизнь и деятельность, " в которой также принимали участие представители православного мира. И, наконец, Эдинбургская конференция 1910 г. стояла у истоков создания Международного миссионерского совета, который после создания Всемирного совета церквей ассоциировался, а затем и полностью объединился с ним. В 1938 г. был создан подготовительный комитет Всемирного совета церквей, но развитие экуменизма снова прервала мировая война. Однако после ее окончания вновь, как и в начале столетия, обострилось чувство ответственности христианского мира за происшедшее и необходимости объединиться, чтобы сохранить мир. В первые послевоенные годы Европа жила стремлением восстановить, заново утвердить братство человеческого рода, подорванное двумя мировыми войнами, и христианский образ такого братства как нельзя более соответствовал чаяниям народов. В этой атмосфере в 1948 г. в Амстердаме состоялась первая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей, в который вошли около 150 церквей и церковных организаций, преимущественно, протестантских. На этой ассамблее произошло слияние " Веры и устроения Церкви " и " Жизни и деятельности, " а затем к ним присоединился Международный миссионерский совет. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское зарубежье было представлено, в основном, Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Был одним из руководителей экуменического движения и членом Лозаннской конференции в 1927 году, и конференций Оксфордской и Эдинбургской в 1937 году. Умер он от удара, проболев немногим больше месяца. По сравнению со Струве, эволюция, проделанная Булгаковым, драматичнее, и результаты ее более радикальны. Струве прошел длинный путь от традиций германской учености и марксизма до Православной Церкви. В то же время его интересы не изменились. История, политика, экономика всегда оставались в центре его внимания. Булгаков вернулся к вере отцов, в которой вырос и воспитывался, но окончательно отошел от прежних интересов и всецело посвятил себя богословию и пастырской работе. Основная тема его богословского творчества – тайна Боговоплощения. Он производил неизгладимое впечатление на окружающих. Ряса, длинные седые волосы и борода делали его похожим на обычного русского священника. Но за этим внешним обликом скрывался человек необычайных духовных дарований. Широкий лоб мыслителя, проницательные глаза мудрого учителя говорили об этом. Отец Сергий воплотил в себе «священство» во всей полноте благодатного служения Богу и людям. Каждое утро в 7 часов он был в церкви Сергиевского подворья. Служение литургии было центром и вдохновением всей его жизни. Знаменитый ученый, уделявший каждую свободную минуту писанию многочисленных трудов, он никогда не забывал о своей пастве. Как духовный отец и исповедник, он пользовался горячей любовью духовных детей своих, и ко всем, искавшим его помощи и совета, относился с глубочайшим интересом. Настолько разнообразны были его знания и способность найти подход к каждому с сочувствием и пониманием, что он мог руководить и ученым-философом и простой набожной женщиной. В каждом – видел образ и подобие Божие и сознавал, что как пастырь, он ответственен перед Судьей живых и мертвых за спасение людей, доверившихся ему. Он жил напряженной духовной и интеллектуальной жизнью. В круг его интересов входили не только богословие и философия, но и искусство, живопись, поэзия, литература, как русская, так и иностранная. Будучи сильной личностью, он не подавлял ничьей свободы, был другом и советчиком, но никогда – начальником, требующим беспрекословного подчинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010