Потрясения революции не позволили Русской Церкви оказать должное влияние на отношение православного мира к экуменическому движению. Единственной возможностью такого влияния было участие русской церковной эмиграции в экуменической деятельности, и русские богословы Зарубежья в 1920–1930-е гг. принимают участие во многих экуменических встречах, пытаясь привлечь внимание Запада к трагедии Русской Церкви. Многие их них вдохновлялись вполне искренними надеждами на успех православного свидетельства инославному миру, который тогда еще сохранял основы христианского образа жизни. В межвоенные десятилетия развитие экуменического движения шло по трем параллельным направлениям. Прежде всего, это деятельность комиссии «Вера и церковное устроение», в которой широко участвовали Православные Церкви, в том числе и русское церковное Зарубежье. Затем продолжалась деятельность комиссии «Жизнь и деятельность», в которой также принимали участие представители православного мира. И наконец, Эдинбургская конференция 1910 г. стояла у истоков Международного миссионерского совета, который после создания Всемирного совета церквей ассоциировался, а затем и полностью объединился с ним. В 1938 г. был создан подготовительный комитет Всемирного совета церквей, но развитие экуменизма снова прервала мировая война. Однако после ее окончания вновь, как и после Первой мировой войны, обострилось чувство ответственности христианского мира за происшедшее и осознание необходимости объединиться, чтобы сохранить мир. В первые послевоенные годы Европа жила стремлением восстановить, заново утвердить братство человеческого рода, подорванное двумя мировыми войнами, и христианский образ такого братства как нельзя более соответствовал чаяниям народов. В этой атмосфере в 1948 г. в Амстердаме состоялась первая учредительная Ассамблея Всемирного совета церквей, в который вошли около 150 церквей и церковных организаций, преимущественно протестантских. На этой ассамблее произошло слияние «Веры и устроения Церкви» и «Жизни и деятельности», а затем к ним присоединился Международный миссионерский совет. В ее ходе были заложены основы идеологии и организации ВСЦ, хотя потом они подвергались существенным изменениям. Из Православных Церквей в работе Амстердамской ассамблеи участвовали только Константинопольская и Элладская Церкви, русское Зарубежье было представлено в основном Свято-Сергиевским богословским институтом в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Но, когда благодаря WSCF это препятствие было преодолено, юношеские организации стали лидирующими экуменическими движениями своего времени. Воспитание лидеров экуменизма, разработка системы международных христианских конференций, начало межконфессионального диалога, привлечение к деятельности стран Азии и Африки, налаживание сотрудничества с церквями. Эти и многие другие достижения позволяют считать юношеские объединения системообразующим звеном в развитии экуменизма, без которого нельзя было бы представить экуменический бум XX в. Эдинбургская миссионерская конференция Но все-таки поворотным моментом в истории экуменического движения стала знаменитая Эдинбургская миссионерская конференция 1910 г. Именно на ней впервые прозвучал призыв: «Единая церковь, несущая Евангелие всему миру» . Начиная со второй половины XIX-ro века распространяются международные собрания протестантских церквей, занимающихся миссией. Первая конференция прошла в Нью-Йорке и Лондоне в 1854 г., затем последовательно шли Ливерпуль (1860 г.), Лондон (1878 г.), Лондон (1888 г.), Нью-Йорк (1900 г.) и, наконец, Эдинбург (1910 г.). Выдающуюся роль в организации конференции сыграл уже упоминавшийся лидер студенческих христианских движений Дж. Мотт. Именно он возглавил подготовительную комиссию к Эдинбургской конференции и впоследствии председательствовал на большинстве ее секций. Его коллега и друг Джозеф Олдхем (1874–1969) стал исполнительным секретарем. Сама конференция проходила с 14 по 23 июня 1910 г. На ней присутствовало около 1200 представителей различных протестантских церквей . От других миссионерских собраний Эдинбургскую конференцию отличали два ключевых аспекта : 1)   Ее участники были официальными представителями миссионерских организаций конкретных церквей. 2)   Существовало ограничение для участников. На конференцию были приглашены только те, кто работал среди «не-христиан», т. е. миссионерские организации, работавшие на территории христианских государств и занимавшиеся прозелитизмом, приглашены не были. Благодаря этому достигалась более дружеская атмосфера . Эдинбургская конференция имела межконфессиональную основу, разработанную «Всемирной христианской студенческой федерацией». Даже на католическую традицию участники конференции смотрели достаточно благосклонно, что, в целом, нехарактерно для протестантов . Например, один из ведущих деятелей встречи, Чарльз Брент, обратил внимание участников на то, что, несмотря на отсутствие католических и православных представителей, нельзя забывать о роли этих «великих христианских Церквей» . Конференцию можно охарактеризовать как консультативную. Она преследовала цель научить различные миссионерские сообщества действовать сообща, забыв о конкуренции . Было организованно 8 секций:

http://bogoslov.ru/article/3396320

На эти и другие вопросы попробует ответить автор в данной статье. Современное экуменическое движение зародилось и стало развиваться после Эдинбургской миссионерской конференции 1910 г. На ней впервые прозвучал призыв: «Единая церковь, несущая Евангелие всему миру» . Конференция в Эдинбурге не была, строго говоря, экуменической, т. к. ее основная цель была все-таки миссионерской. Но она стала необходимым импульсом, вдохновением, после которого можно было продолжить развитие межцерковных отношений. Благодаря ей представители различных исповеданий осознали возможность мирного сотрудничества без элементов прозелитизма. Уже к началу XX в. была сформирована  необходимая почва для дальнейшего развития экуменического движения. Сформировались три типа экуменических организаций: внутриконфессиональные, юношеские и миссионерские . Также выросло целое поколение экуменистов, готовых взять на себя бремя лидерства и получивших хорошую практику межхристианского диалога внутри юношеских христианских организаций. Но чтобы экуменизм мог продолжить свое развитие, необходимо было организовать более строгую и стабильную структуру, которая включала бы в себя на постоянной основе официальных церковных представителей. После окончания Первой мировой войны формируются новые направления экуменизма. Они выражаются в трех международных христианских организациях : «Международный миссионерский совет» (International Missionary Council),  конференции «Вера и церковное устройство» (Faith and Order) и «Жизнь и деятельность» (Life and Work). «Международный миссионерский совет» возглавлялся Джоном Моттом (1865–1955) , его работа была сосредоточена на межцерковной координации миссионерской деятельности. Он стал органичным продолжением Эдинбургской конференции, стремившейся создать единую систему евангельской проповеди в странах, непросвещенных христианством. Многие представители «Международного миссионерского совета» понимали всю сложность достижения богословского единства между Церквями и считали, что объединяющим фактором может стать именно совместная миссионерская деятельность. Официальное открытие этой организации состоялось в 1921 г. в Горном доме на озере Мохонк (США, штат Нью-Йорк).

http://bogoslov.ru/article/3866955

Тщательно сопоставлялись и сравнивались различные вероисповедания и предполагалось, что никаких существенных расхождений не обнаружится. И действительно, в Эдинбурге было заявлено, что в учении о благодати и понимании Слова Божьего не обнаружено никакого impedimentum dirimens [неодолимого препятствия]. Однако остаются сомнения относительно реального согласия даже по этим пунктам. Во всяком случае, секция пастырства и таинств не достигла никакого согласия и не смогла составить единое заявление по этому вопросу. Многие участники дебатов сочли неспособность прийти к соглашению по этому пункту позором, относя ее на счет недостатка богословского разумения и милосердия. На деле это было, скорее, важнейшим позитивным достижением Эдинбургской конференции, по крайней мере с православной – или точнее говоря, кафолической – точки зрения. Под впечатлением этого вопиющего провала было принято решение сосредоточить дальнейшее экуменическое исследование на учении Церкви, включая учение пастырства. Православные делегаты снова были вынуждены составить особое заявление, подчеркивая чуждость подхода большинства к обсуждаемым базовым проблемам. Доклад по исследованию в этой области, представленный на учредительной ассамблее 1948 года в Амстердаме, вызвал оживленную дискуссию, и были подтверждены итоги Эдинбургской конференции: существует серьезное различие, которое не может быть преодолено никаким соглашением или урегулированием. Это было трезвое и смелое заявление. В последующей дискуссии не было сделано никаких шагов к соглашению. Лишь изменился метод изучения. Метод «сравнительного богословия» был отвергнут. Взамен предлагалось создать компетентные комиссии для тщательного изучения «первичных источников» основ христианства в надежде на то, что такой метод обеспечит большую ясность и согласие. Основной задачей новой работы стала именно тема Церкви, на этот раз в комплексной христологической перспективе: «Христос и Церковь ». Доклад двух комиссий, созданных для этой цели – одна в Европе, а другая в Америке, будет представлен на Четвертой Всемирной Конференции по вере и устройству, которая состоится в июле 1963 года в Монреале, Канада.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

...«Молитвенная жизнь Эдинбургского съезда протекала в обычных рамках экуменической практики»... ...»Самые службы, однако, которые носили безличный интерконфессиональный характер, хотя и руководились представителями разных церквей, нельзя считать шагом вперед в экуменической практике. Опыт с очевидностью показал, что подлинному экуменизму соответствуют конфессиональные службы, на которых члены других вероисповеданий как бы видят душу другой церкви и учатся погружаться в нее. Характерно, что резолюция с пожеланием большей литургичности и конфессиональности была выработана и предоставлена съезду секцией молодежи, которая имела свои отдельные заседания»... ... " Судить о значении Эдинбургского съезда преждевременно. Ценность и влияние __ подобных конференций обнаруживаются десятилетиями. Однако уже сейчас можно указать на некоторые ее качества и недостатки, зависящие от внешних фактов». «Формально значение конференции не велико. Во-первых, делегаты, хотя и назначенные официально церквами, были уполномочены вести беседу, изучать вопросы, но отнюдь не принимать каких-либо решений от имени своих церквей. Поэтому все резолюции имеют значение рекомендаций, которые съезд предлагает к рассмотрению церквей; другими словами, эти резолюции не имеют никакой обязательной силы, а только моральную авторитетность. Во-вторых, состав съезда был очень не полный для того, чтобы можно было говорить о всемирном объединении; отсутствовали немецкие церкви; отсутствовали Румынская Церковь и Сербская Церковь (из-за смерти Патриарха Варнавы); отсутствовала Русская Церковь (имея в виду Советскую Россию, ибо Русская Церковь в эмиграции была представлена полно и хорошо). Наконец, как обычно, не приняла участия в съезде Римско-католическая Церковь, отсутствие которой вызвало ряд официально высказанных сожалений съезда... Кроме того, в представительстве была чрезвычайная непропорциональность: в то время как Православные Церкви, представляющие большие массы верующих, были представлены двумя-тремя делегатами, бесчисленные секты (в особенности американские) также имели каждая по нескольку делегатов. Деление последних достигало чрезвычайной и притом внешней дифференцированности (например, южные баптисты Сев. Америки и северные баптисты Сев. Америки), которая в православном мире соответствовала бы не автокефальным церквам, а митрополиям и епархиям... Таким образом можно сказать, что с формальной точки зрения, как некий всемирный христианский парламент, съезд не удался».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

ж) соединение реформатских церквей Франции (фактически достигнуто в 1938 г.); з) намечающееся соединение главных методистских церквей в США. Эти данные в некоторой мере показывают нам состав попутчиков и подтверждают общность целей некоторых из них. В Отчете подчеркивается, что «за последнее десятилетие (т. е. от предыдущей Лозаннской конференции 1927 г. до Эдинбургской 1937 г.) не было случаев установления полного общения в таинствах между прежде разделенными исповеданиями, когда бы одна из объединяющихся церквей принадлежала к радикально «католической» традиции, а другая к радикально «евангелической» (стр. 8 «Отчета»), Нас это не удивляет и заставляет лишь сдержанно относиться к оценке «силы и величия»... «общего потока, увлекающего к единству», хотя он и распространился среди церковников по всему миру. Приводим перечень и структуру постановки вопросов, обсуждавшихся на Эдинбургской конференции. Глава I. Благодать Господа нашего Иисуса Христа 1 . Значение благодати. 2 . Оправдание и освящение. 3 . Владычество Бога и ответ человека. 4 . Церковь и благодать. 5 . Благодать, Слово Божие и таинства. 6 . Sola gratia (одною благодатию). Глава II. Церковь Христова и Слово Божие 1 . Слово Божие. 2 . Священное Писание и Предание. 3 . Церковь : наша общая вера. 4 . Церковь : согласия и различия. 5 . Церковь и Царство Божие. 6 . Назначение Церкви. 7 . Дар пророчества и служение Слова. 8 . «Единая святая» и наши разделения. Глава III. Общение святых Глава IV. Церковь Христова: священнослужители и таинства 1 . Основание для таинств. 2 . Природа таинств. 3 . Число таинств. 4 . Действительность таинств. 5 . Крещение. 6 . Евхаристия. 7 . Священство. Глава V. Единство Церкви в жизни и молитве 1 . Наши предпосылки и наша цель. 2 . Различное понимание церковного единства: а) совместная работа, б) общение в таинствах, в) корпоративное единство. 3 . Черты сходства, существенные для церковного единства: а) близость в вере или исповедании, как основа единства, б) сходство культа (за исключением таинств),

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Экуменическая деятельность движения на этом не закончилась. В 1937 году русская делегация приняла участие в двух конференциях: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и устройство» в Эдинбурге. На заседаниях присутствовали митр. Евлогий, Бердяев, о. Булгаков, Федотов, Флоровский, Алексеев, Карташев, Зеньковский, Вышеславцев, Городецкая, Зандер, Зернов и др. Там же было около пятидесяти представителей Византийской и Восточных не халкедонских Церквей 275 . После нескольких успешных международных съездов (Стокгольм, 1925; Лозанна, 1927; Оксфорд, 1937; Эдинбург, 1937) все эти движения объединились, чтобы образовать Всемирный Совет Церквей 276 . Как отмечает Н. Зернов, конференции включали не только теоретические рассуждения, но и практическую часть: «Во время Оксфордской и Эдинбургской конференций, по инициативе автора книги, часть делегатов подписала письмо к руководителям экуменического движения, в котором выражалось убеждение, что Евхаристия должна занять подобающее ей место на вселенских собраниях. В результате Евхаристия была включена в программу первой экуменической конференции молодежи в Амстердаме в 1939 г. Она была отслужена, согласно традициям Православной, Англиканской, Лютеранской и Кальвинистской Церквей 277 . Русская делегация, под руководством епископа Кассиана (Безобразова) , играла значительную роль на этой конференции. Включение Евхаристии в работу конференции оспаривалось некоторыми протестантами, но большинство делегатов приветствовало ее, и она стала частью программы, принятой на съездах в Амстердаме в 1948 г. и в Лунде в 1952 г.» 278 . 1.2.9 Содружество св. Албания и прп. Сергия Радонежского Еще одним экуменическим делом в жизни А.В. Карташева стало его соучастие сближению РСХД с англиканами, что вылилось в Содружество св. Албания и прп. Сергия. Данное Содружество появилось в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. Англиканская Церковь того периода – в силу сомнительной деятельности ее епископов, Фрира и Гора – переживала период серьезного обновления: она дошла до того, что в ходе Ламбетской конференции в 1930 году «поставила вопрос о воссоединении в таинствах с православной Церковью» 279 . На эту конференцию не были приглашены члены русской епархии константинопольской юрисдикции, но присутствовал Н. Арсеньев, опубликовавший в «Пути» отчет по итогам конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Епископ Венский Иларион присутствовал на мероприятиях с участием премьер-министра и королевы Великобритании 25 июля 2008 г. 11:38 24 июля представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион , находящийся в Англии в качестве наблюдателя на Ламбетской конференции, присутствовал на мероприятиях с участием премьер-министра и королевы Великобритании. Утром этого дня участники Ламбетской конференции во главе с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом прошли по улицам Лондона с плакатами, призывающими британское правительство способствовать снижению уровня бедности в мире к 2015 году в два раза. Затем участники конференции прибыли в Ламбетский дворец лондонскую резиденцию архиепископа Кентерберийского. С приветствием к собравшимся обратился премьер-министр Великобритании Гордон Браун, который посвятил свою речь преодолению бедности во всем мире. Говоря о состоявшемся шествии, премьер-министр назвал его одной из самых крупных религиозных демонстраций за всю историю страны. Обращаясь к религиозным лидерам, премьер-министр подчеркнул: «Вы выступили с ясным и сильным посланием о том, что бедность может быть искоренена, бедность должна быть искоренена и, если мы будем работать вместе для перемен, бедность будет искоренена». После выступления премьер-министра архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс пригласил всех участников мероприятия на обед в саду Ламбетского дворца. Во второй половине дня делегаты и гости Ламбетской конференции прибыли в Букингемский дворец, где состоялось чаепитие с участием королевы Великобритании Елизаветы II и герцога Эдинбургского Филиппа. Во время чаепития участники конференции тепло поздравили епископа Илариона, которому в этот день исполнилось 42 года. Среди православных гостей, присутствовавших на мероприятиях 24 июля, помимо официальных наблюдателей, были также Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий , прибывшие на Ламбетскую конференцию в качестве личных гостей архиепископа Кентерберийского, а также архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий ( Константинопольский Патриархат ). Пресс-служба Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/439820.htm...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Три ведущие экуменические организации первой половины XX века Статья посвящена развитию экуменического движения после международной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1910 г. После ее окончания экуменизм стал принимать более организованную структуру, что особенно выразилось в образовании крупных экуменических организаций: конференций «Вера и церковное устройство», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет».  Статья В 1910 г. прошла знаменитая Эдинбургская миссионерская конференция. Хотя она планировалась исключительно как миссионерская, ее значение для истории христианства XX в.  состоит том, что именно она считается началом современного экуменического движения.  Призыв конференции  «Единая церковь, несущая Евангелие всему миру»  объединял  как миссионерские, так и экуменические чаяния протестантского мира. Уже к началу Эдинбургской конференции в мире существовало множество конфессиональных, юношеских и миссионерских объединений, значительным элементом которых были идеи экуменизма . Но именно после нее экуменизм начинает принимать организационно более строгую структуру, которая в итоге привела к образованию крупнейшей международной экуменической организации – Всемирного Совета Церквей (World Council of Churches, WCC) . В его образовании определяющее значение имели 3 экуменических движения . Это конференции «Вера и церковное устройство» (Faith and Order), «Жизнь и деятельность» (Life and Work) и «Международный миссионерский совет» (International Missionary Council, IMC) . Эти движения нельзя воспринимать исключительно в качестве элемента ВСЦ, ведь именно они были воплощением экуменизма в то время, когда создание ВСЦ еще  даже не рассматривалось. Для понимания, что такое экуменизм в историческом смысле, необходимо знать историю не только ВСЦ, но и тех организаций, которые сыграли определяющую роль в период, когда экуменизм только зарождался.

http://bogoslov.ru/article/3540548

Доклад заместителя председателя ОВЦС «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог» на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» в Канаде 27 сентября 2010 г. 17:31 25 сентября 2010 года в Монреале (Канада) на конференции «Новое столетие: новые и обновленные стратегии для экуменической миссии» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) сделал доклад на тему «Русская Православная Церковь и межхристианский диалог». Настоящая конференция приурочена к 100-летнему юбилею Эдинбургской миссионерской конференции, с которой ведется отсчет совместных усилий христиан по обретению единства. Пять лет спустя после собрания в Шотландии известный русский христианский философ Николай Бердяев в России писал: «Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил антихристианских и разрушительных. Я верю, что раньше или позже в мире должен возникнуть “священный союз” всех творческих христианских сил, всех верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния и с искупления грехов, за которые посланы нам страшные испытания». Однако спустя 100 лет мы говорим не о более тесном союзе христиан, а скорее о кризисе экуменического движения. На мой взгляд, суть этого кризиса заключается в том, что с одной стороны перед лицом различных вызовов времени разрыв между христианами переживается все острее, а с другой стороны в реальной жизни происходит все больше разделений и даже столкновений между христианами не только по различным позициям в общественной жизни, но и по доктринальным вопросам, в частности, богословия, церковного устройства и нравственности. Более того, кризис усугубляется тем, что среди христиан отсутствует общее и ясное понимание того, как нужно идти к единству. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская Православная Церковь приняла документ — Основные принципы отношений к инославию. В нем представлен подход Московского Патриархата к экуменическому движению и православное видение путей достижения христианского единства. В документе сказано, что современные теории экуменизма, такие как теория ветвей или учение о единой невидимой церкви, а также все другие их вариации, неприемлемы для Православной Церкви. Однако именно на основе этих идей создавалась методология и формы межхристианского сотрудничества, как на международном, так и на региональном уровнях. Даже, несмотря на вклад православных и католиков в развитие экуменического движения, оно продолжает пользоваться методологией и терминологией преимущественно протестантского происхождения. А потому сегодня в кризисе находится именно экуменизм, выдвинутый протестантскими кругами.

http://patriarchia.ru/db/text/1284760.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010