Конференция «Вера и церковное устройство» стала ответом на богословскую пассивность Эдинбургской миссионерской конференции. Ее основателем стал епископ Филиппинской Епископальной церкви Чарльз Брент (1862–1929). Эта конференция сделала следующий шаг в развитии экуменизма, т. к. особое внимание на ней уделялось богословскому диалогу между Церквями.  В ее деятельность активно привлекаются не только протестантские Церкви, но также представители православия и старокатолики. Открытие конференции «Вера и церковное устройство»  произошло 3 августа 1927 г. в Лозанне (Швейцария). И, наконец, конференция «Жизнь и деятельность» представила собой социальное направление экуменизма. Ее вдохновителем стал шведский архиепископ Упсалы Натан Седерблом (1866–1931), считавший, что Церкви, разделенные богословскими вопросами, могли бы объединиться путем решения социальных проблем. Открытие конференции «Жизнь и деятельность» пришлось на  август 1925 г. в Стокгольме. Таким образом, мы можем выделить три основных направления экуменизма в конце первой трети XX в.: миссионерское, богословское и социальное. Согласно представлениям их последователей, эти направления могли стать объединяющими факторами в движении навстречу церковному единству. Но, так или иначе, они имели общие связующие моменты, что стало предпосылкой объединения Церквей в единую организацию. На появление идеи объединения повлиял ряд факторов, не последнее место среди которых занимал вопрос финансирования, т. к. границы между конференциями «Вера и устройство» и «Жизнь и деятельность» постепенно стирались, но обе организации продолжали требовать существенных финансовых вливаний. Объединив их, можно было бы вести более сбалансированную экономическую политику. Политическим фактором, повлиявшим на сближение экуменических направлений, стал распространившийся в мире тоталитаризм. Борьба с ним подразумевала объединение в единый оппозиционный фронт не только государств, но и христианских Церквей. Касаясь богословского вопроса, нужно отметить, что доминирующее во многих протестантских конфессиях понимание Церкви как некоего приложения к Библии стало постепенно нивелироваться. Во многом на это повлияло знакомство с православным богословием в рамках конференции «Вера и церковное устройство». На Библию начинают смотреть как на существенный, но все-таки элемент христианской веры . Некоторые экуменические лидеры начинают понимать, что Церковь не может сводиться только к социальной активности. Зарождается сложное и крайне противоречивое учение о Церкви, такое как UnaSancta .

http://bogoslov.ru/article/3866955

1)   Евангельское Благовестие в нехристианском мире. 2)   Церковь на миссионерском поприще. 3)   Образование по отношению к христианизации национальной жизни. 4)   Миссионерское послание к нехристианским религиям. 5)   Подготовка миссионеров. 6)   Организация центра миссии в регионе. 7)   Миссии и правительство. 8)   Кооперация и содействие единству. К возрастающему экуменическому движению особое отношение имели первая, вторая и третья секции. Богословские вопросы на конференции целенаправленно не поднимались, чтобы не создавать горячих дискуссий между участниками. Можно сказать, что общей идеей конференции стало понимание цели миссионерской работы как средства для «установления в каждой нехристианской нации одной неделимой Церкви Христа» . Для подрастающего поколения будущих экуменических лидеров собрания стали отличной тренировочной площадкой по взаимодействию. Их допустимо назвать второй и более серьезной ступенью для тех людей, кто начинал свою деятельность в юношеских организациях. И, наконец, Эдинбургская конференция повлияла на организацию ведущих экуменических объединений первой половины XX в.: конференций «Вера и церковное устройство» и «Жизнь и деятельность». В своей речи на закрытии конференции Дж. Мотт отметил, что «собранные вместе представители различных наций, рас и объединений пришли к осознанию единства во Христе» . Подводя итог, можно выделить несколько отличительных факторов, присущих первым экуменическим движениям: 1)     Широкое, быстро растущее представительство протестантских церквей и объединений, заинтересованных в решении экуменических задач. 2)     Разделение появлявшихся объединений на три категории: внутрикфессиональные, юношеские и миссионерские. 3)      Уклонение от решения богословских вопросов. Можно сказать, что богословием жертвовали в пользу политики. Это позволяло объединяться протестантским направлениям, но закрывало путь навстречу Католической и Православным Церквям. 4)     Ведущая роль юношеских движений вплоть до Эдинбургской конференции, когда миссионерство стало объединяющим элементом экуменизма. В рядах юношеских организаций начинает образовываться форма будущей экуменической кооперации.

http://bogoslov.ru/article/3396320

Лекционное турне 1936 г. привело к созданию братства Св. Андрея в Шотландии, аналогичного Содружеству св. Албания и св. Сергия. К этому времени стали обычными проповеди о. Георгия в храмах Англиканской Церкви. «Находчивое остроумие этого худощавого человека, незаурядные познания в области патристики, где у англикан и православных традиционно много общего, — все это особенно располагало к нему студентов и теологов-англичан» Р. 5]. Ежегодно он проводил в Англии летние месяцы, приезжал и в другое время. А в августе 1937 г. он выступил с докладом «Церковь Христова: духовенство и таинства» в Эдинбурге на 2-й конференции движения «Вера и церковное устройство». Отец Георгий оказал большое влияние на ход конференции и работу главного исполнительного комитета. Это была его первая крупная экуменическая встреча. Отец Георгий становится одной из центральных фигур в экуменическом движении, его избирают в подготовительный комитет для выработки проекта конституции будущего Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). На Эдинбургской конференции и на всех последующих экуменических встречах о. Георгий высказывался прямо, обращаясь к протестантам: «Почему вы делаете вид, будто между вами достигнуто согласие, когда согласия нет и быть не может, покуда лютеранство и кальвинизм существуют как таковые… По вопросам вероучения согласие между ними невозможно, потому что они существенно отличаются друг от друга» С. 69]. В том же году Флоровскому было присвоено звание почетного доктора старейшего шотландского университета Сент-Эндрюс. После 1935 г. о. Георгий все чаще отлучался из Св.-Сергиевского института. Одной из причин его отсутствия были события, связанные с осуждением Московской Патриархией и Карловацким Синодом учения прот. С. Булгакова о Софии как еретического. Митр. Евлогием была учреждена комиссия в составе десяти человек, куда был включен и о. Георгий помимо его воли. Заключение прот. Георгия Флоровского о софиологии Булгакова гласило, что взгляды его ошибочны, но это не ересь, поскольку о. Сергий не пытается поставить свое учение на место учения Церкви. Прот. Василий Зеньковский также считал, что данная богословская система неверна, а свящ. Сергий Четвериков сформулировал свою позицию так: «Ошибочно — да, ересь — нет» С. 61]. В итоге прот. С. Булгакову пришлось публично отречься от своих взглядов, а для о. Георгия положение в институте стало «ненадежным и неприятным». Тем не менее о. Сергий продолжал относиться к о. Георгию, как к младшему другу, с уважением и любовью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«В возглавлении этого движения принимают участие лица, не только чуждые Православию, но и близкие к антихристианским масонским обществам... в этом движении, с другой стороны, участвуют люди вполне искренние, ищущие истины, любящие Православие и стремящиеся к нему». Вот это участие людей искренних и служило причиной постоянных колебаний многих православных людей в отношении к экуменизму, и его масонские организаторы всегда умело пользовались этой приманкой. Экуменические союзы до войны (1920–1938). Продолжим обзор экуменического движения, следуя докладу протоиерея Г. Разумовского. Итак, в начале 1920-х годов, когда в России бесчинствовали живоцерковники-обновленцы, а Церковь подвергалась страшным гонениям, на Западе были созданы первые экуменические движения и союзы: 1. Для организации — «Всемирный Союз международной дружбы через посредство церквей»; 2. Для единства церквей — «Вера и Устройство»; 3. Для практического сотрудничества — «Жизнь и деятельность». Экуменисты почти ежегодно собирались на разные конференции. В 1937 году прошли Эдинбургская и Оксфордская Всемирные конференции. Архиепископ Серафим (Соболев) отметил в своем докладе: «Эта конференция протекала при полном масонском засилии . Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением. За ним стоят исконные враги Православной Церкви — масоны» . Уже тогда в повестке дня вместо вопросов о благодати, Царстве Божием, таинствах и понимании церковного единства появились откровенно масонские формулировки: «идея экуменической церкви», «трудности, встречающиеся на пути установления международного порядка» и т. п. Изобретатель термина «экуменизм» масон доктор Дж. Мотт явился автором программы из 17 пунктов, которая была принята на Эдинбургской конференции и послужила основой для разработки конкретного плана организации «Всемирного Совета Церквей» (ВСЦ). Приведем некоторые из этих пунктов: 2. Богословское воспитание. 3. Развитие экуменического сознания. 4. Исследовательские кружки. 6. Взаимная помощь церквей. 11. Юношеские организации (ИМКА, РХД и др.).

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Доклад был принят и высказаны пожелания: а) чтобы в программе Ассамблеи была уделена известная часть для «вопроса новой эры в технической науке, начавшейся после открытия атомной энергии»; б) чтобы за шесть месяцев до Ассамблеи были изданы четыре международных сборника (согласно 4 подтемам Ассамблеи); в) чтобы за год до нее был издан специальный выпуск под заглавием: «Авторитетность и применимость социальных и политических посланий Библии на сегодня». После решения многих других конструктивных вопросов была определена необходимость достигнуть сближения со всеми Православными Церквами, чтобы привлечь их к участию в экуменическом движении. Генеральным секретарем был переизбран д-р Виссерт Хуфт, а помощниками его: с резиденцией в Лондоне Оливер Томкинс и с резиденцией в Нью-Йорке д-р Лейпер. Затем были приняты следующие предложения и приглашения: а) директором Отдела изучения м-ру Нилсу Эренстрему (Nils Ehrenstrom), содиректором – еп. Стефану Нэйль (Stephen Neill) (Тинневелли, Южная Индия); б) директором Всемирного Центра обучения д-ру Крэ-меру (Kraemer) 17 ; в) директором Отдела реконструкции д-ру Хутчисону Кокбурну (Hutchison Cockburn) 18 . Всемирная Ассамблея Молодежи была проведена летом 1947 г. в г. Осло до совета с братскими Церквами Русская Православная Церковь воздержалась от посылки на нее своих делегатов. Сожалеем, что до 1 января 1948 г. Русская Православная Церковь еще не получила из Женевы «Отчета о конференции в Осло». Несколько замечаний к «Положению о Всемирном Совещании Церквей». Положение было принято на Конференции в г. Утрехте в мае 1938 г. и одобрено «Эдинбургским Постоянным Комитетом» в августе 1938 г. На стр. 48 разбираемого нами Отчета об Эдинбургской конференции, в главе «Что делать, чтобы приблизиться к единству, которого мы ищем», в статье 15 «Территориальное и экуменическое единство» говорится: «Особо дальновидная церковная политика требуется в тех местностях, где при обсуждении вопроса о соединении отдельная церковь вынуждена выбирать, вступить ли ей в соединение с другими исповеданиями в пределах своего государства или сохранить связи с другими общинами своего исповедания в других странах. Опыт показывает, что вред, наносимый христианскому делу наличием множества отдельных церквей в пределах данной территории так велик, что территориальное соединение должно нормально почитаться желательным – там, где оно может осуществиться без нарушения принципов соответствующих исповеданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Большая русская делегация приняла участие в двух конференциях в 1937 году: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и строй» в Эдинбурге. На заседаниях присутствовали митрополит Евлогий, Бердяев, о. Булгаков, Федотов, Флоровский, Алексеев, Карташев, Зеньковский, Вышеславцев, Городецкая, Зандер, Зернов и другие. Там было также около пятидесяти представителей Византийской и Восточных не халкедонских Церквей. Отец С. Булгаков настоял, чтобы вопрос о значении Девы Марии в жизни и учении Церкви обсуждался особо. Специальная подсекция занялась изучением почитания святых и Богородицы, и пришла к заключению, содержавшему большинство предложений отца С. Булгакова . 410 Во время Оксфордской и Эдинбургской конференций по инициативе автора книги часть делегатов подписала письмо к руководителям экуменического движения, в котором выражалось убеждение, что Евхаристия должна занять подобающее ей место на вселенских собраниях. 411 В результате Евхаристия была включена в программу первой экуменической конференции молодежи в Амстердаме в 1939 г. Она была отслужена, согласно традициям Православной, Англиканской, Лютеранской и Кальвинистской Церквей. Русская делегация под руководством епископа Кассиана (Безобразова) играла значительную роль на этой конференции. Включение Евхаристии в работу конференции оспаривалось некоторыми протестантами, но большинство делегатов приветствовало ее, и она стала частью программы, принятой на съездах в Амстердаме в 1948 г. и в Лунде в 1952 г. На торжественном открытии конференции Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 г. снова присутствовали русские: епископ Кассиан (Безобразов) , отец Флоровский, Зандер, Зернов, Шмеман. Их было меньше, чем на предыдущих собраниях, из-за отрицательного отношения Московской патриархии в то время к экуменическому движению и смерти нескольких лидеров. 412 Эти большие международные собрания представляли вершину вселенского движения. За их внушительным фасадом стояла значительная подготовительная работа комитетов и комиссий, в которых русские принимали активное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Епископ Венский Иларион выступил на ежегодной конференции «Друзей Афонской горы» 12 июня 2007 г. 13:27 9 июня епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, выступил с докладом на ежегодном собрании международной общественной организации «Друзья Горы Афон» («Friends of Mount Athos»), основанной в 1990 году и объединяющей более 800 членов на разных континентах. Основной задачей общества является оказание помощи афонским монастырям, распространение информации об Афоне, организация паломничеств и научных конференций, посвященных истории и современному положению Святой Горы. Почетные попечители общества — герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз. Собрание, состоявшееся в Оксфорде (Великобритания), открыл президент организации митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), почетный профессор Оксфордского Университета. В своем вступительном слове он представил епископа Илариона, рассказав о его церковно-общественной деятельности и многочисленных богословских трудах, опубликованных на разных языках. Особое внимание владыка Каллист уделил двум недавно вышедшим на французском языке книгам епископа Илариона, посвященным истории и проблематике имяславских споров. Одна из них («Le mystère sacré de l’Eglise») увидела свет в издательстве Фрибургского Университета, другая («Le Nom grand et glorieux») — в парижском издательстве Cerf. Доклад епископа Илариона был посвящен афонским спорам об имени Божием. Как отметил докладчик, споры о почитании имени Божия, развернувшиеся в русских монашеских обителях Афона в 1912-1913 годах и закончившиеся изгнанием более тысячи монахов со Святой Горы, вызвали широкий общественный резонанс в России. Кроме того, эти споры оказали значительное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли: влияние имяславских идей прослеживается в творчестве таких мыслителей, как священник Павел Флоренский, А.Ф. Лосев, протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Софроний (Сахаров). В своем докладе епископ Иларион рассказал об основных деятелях имяславского движения — схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа», и иеросхимонахе Антонии (Булатовиче), авторе «Апологии веры во Имя Божие». Были рассмотрены также взгляды основных противников имяславия — архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского).

http://patriarchia.ru/db/text/256322.htm...

достигнут был положительный результат» . Далее, в одной из главных встреч начального периода, конференции «Вера и церковный строй» в Лозанне в 1927 г., участвуют уже митроп. Евлогий, прот. Сергий Булгаков, Н.Н.Глубоковский (последний – в качестве делегата Болгарской Церкви), и о.Сергий выступает с докладом о почитании Божией матери, святых и икон, а также избирается членом Комитета движения «Вера и церковный строй». На конференциях 1937 г. в Оксфорде и Эдинбурге, которые подводят Движение к учреждению его руководящего органа, Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), участвуют уже представительные делегации из 5–10 профессоров Богословского Института, и о. Георгий Флоровский избирается членом весьма ответственного «Комитета 14-ти», на который была возложена миссия организации ВСЦ. Начиная с Эдинбургской конференции, где он был также главой секции о служении в Церкви и одним из составителей резолюции о церковном служении и таинствах, Флоровский выдвигается на руководящие позиции в Движении и течение длительного периода остается одним из наиболее влиятельных его лидеров; на Учредительной Ассамблее ВСЦ в 1948 г. в Амстердаме он был избран членом Исполнительного Комитета ВСЦ. «Деятельность Флоровского на Амстердамской ассамблее и в предшествующий ей период утвердила его положение как богослова с мировой репутацией и ведущего выразителя православных взглядов во всемирном движении за соединение церквей» . В прямой связи со своей активностью в экуменическом движении он начинает усиленные экклезиологические штудии, вырастающие в цельный опыт экклезиологии; и эта экклезиология Флоровского, главные тексты которой возникали в форме докладов на экуменических встречах, не только влияла на платформу Движения, но и осталась одним из крупнейших достижений богословской мысли диаспоры. Как ясно уже из сказанного, участие богословов диаспоры в Экуменическом движении отнюдь не было простым присоединением к тем программам и целям, что выдвигались протестантскими инициаторами Движения. Как прежде при включении в деятельность YMCA и Студенческого Христианского Движения, православные участники обнаруживали собственную духовную идентичность, в основе которой был опыт православной церковности; и эту идентичность они неукоснительно отстаивали и сохраняли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Руская Православная Церковь зарубежом отказалась принимать участие в экуменическом движении. Русские люди, оказавшиеся в изгнании сумели правильно осмыслить роль масонов в крушении Российской империи и страшных бедствиях и страданиях, которые обрушились на русский народ в годы революционной смуты и гражданской войны. В 1932 г. в  Окружном Послании Собора Архиереев РПЦЗ  «Ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии сущим» было сказанно, что масонство является " одним самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества... Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальною государственностью и особенно государственностью христианскою " . На состоявшемся в Югославии в 1938 г. «Втором Зарубежном Соборе Русской Православной Церкви за границей» по проекту докладчика епископа Серафима Потсдамского было вынесено решение: «Воспретить своим чадам участие в экуменическом движении, стоящем на принципе равенства всех христианских религий и исповеданий» . В резолюции этого Собора отмечалось: « В возглавлении этого движения принимают участие лица, не только чуждые Православию, но и близкие к антихристианским масонским обществам». Изобретатель термина «экуменизм» масон доктор Джон Мотт явился автором программы из 17 пунктов, которая была принята на Эдинбургской конференции и послужила основой для разработки конкретного плана организации «Всемирного Совета Церквей» (ВСЦ). Приступая к разбору этих 17 пунктов «апостола» экуменизма Дж. Мотта, протоиерей Г. Разумовский подчеркивает, что «цель создания будущей экуменической церкви в одном — стать влиятельной международной силой», а также что « идея экуменической церкви — всемирный коллективный папизм».             “Единственная истинная Церковь есть Церковь Православная” В 1916 году комиссия по устроению Мировой конференции христианства уже издала агитационные брошюры и разослала их по всем странам, в том числе и в Россию. Несколько русских иерархов были вовлечены в дискуссию. Архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) опубликовал ряд трактатов в журнале «Вера и Разум». Владыка откровенно и решительно делал свои возражения, за что был объявлен экуменистами «ультраконсервативным элементом».

http://radonezh.ru/2023/12/26/vsepravosl...

В следующих затем пленарных собраниях съезда, где проходило обсуждение этих докладов (в порядке третьего чтения) «в собрании в 600 человек, с сотнями кратких речей и тысячами незначительных, часто чисто словесных поправок», этот метод работы никого не удовлетворял и не приводил к единомыслию. Из этих собраний резолюции вышли обедненными, иногда даже исковерканными и все же не удовлетворявшими съезд». Отцу С. Булгакову удалось добиться того, что вопрос о почитании Богоматери был включен в программу «для информации». Это уже было значительным достижением; еще большим достижением была резолюция, выработанная подсекцией и говорившая о том «высоком уважении, которое должно принадлежать Матери Божией в христианском сознании». Однако, уже в секции вокруг этого вопроса началась буря, которая не прекращалась до самого последнего момента. Примечание. Выдержка из впечатлений об Эдинбургской конференции д-ра Альфреда Гарви, от Союза конгрегационалистов Англии. «Ортодоксальные представители не вступали в дискуссии на Лозаннской конференции, и хорошим признаком является то обстоятельство, что они добровольно сделали это и в Эдинбурге, хотя, однако, и с ясно выраженной целью подчеркнуть расстояние между их верованиями и убеждениями новейшего протестантизма. Я сожалею, что они настаивают на введении призьгеания святых и в особенности Матери Иисуса, что оппозиция протестантов не была более определенно выражена не в отношении достоинства Той, Которой Бог сообщил столько достоинства, но в отношении присвоения Ей того посредничества, которое могло бы казаться нападениями на единое посредничество Христа. Резолюция вышла из этой борьбы в искалеченном виде, но большего, повидимому, при данном состоянии экуменического сознания съезда, достигнуть было нельзя. Подавляющее большинство ее – протестанты; очень многие из них совершенно не представляют себе, что такое Православие и мыслят экуменическую работу по образу того (по существу очень легкого) объединения, которое имеет место в Америке, сливая многочисленные, но очень похожие одна на другую секты, в новые «объединенные церкви». Для этих членов съезда сама экуменическая проблема явипась чем-то новым и трудно приемлемым, и резолюция, самый язык коей казался им языком другого мира, воспринимался как препятствие, как трудность, едва ли как не разрушение достигнутого псевдоединства».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010