Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. […] Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она Небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг. Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей». Святейший Патриарх Алексий I: «Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю Русскую Преподобный Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над злом и окончательную победу над врагом...». Святейший Патриарх Пимен: «Если мы обратимся к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, то и в них мы найдем подтверждение того непреходящего значения, какое имела Куликовская эпопея. В годы Великой Отечественной войны, когда со всей очевидностью и убедительностью проявились патриотические традиции Русской Православной Церкви, на средства, собранные в результате добровольных пожертвований православных верующих нашего Отечества, была создана танковая колонна, которой было присвоено имя князя Димитрия Донского, возглавившего русское воинство в Куликовском сражении. Эта танковая колонна внесла большой вклад в общее дело разгрома фашистских захватчиков».

http://pravoslavie.ru/37618.html

Кто заболевал из нас, к тем ездил врач, один, или даже два, и это бывало. Над больным регент, священник Страхов сидел почти неотступно, сам наблюдая за питанием, за диетою, за подаванием микстуры, за уходом. Это подтверждает и Д. С. З. Надо было пережить и почувствовать детским сердцем общий переполох, какой пережил и перечувствовал сам пишущий эти строки, когда меня раз чуть не убило в день Крещения. Когда мы воротились с водосвятия, с реки Днепра, и в торопливости становились на клирос, а дело происходило в теплой, довольно тесной церкви Братского монастыря, – то певчие, тискаясь на клирос, сильно толкнули одну из резных колонн иконостаса. Колонна пошатнулась и полетела, но была поддержана руками больших певчих. Корона же с нее сверху полетела вниз; счастье, что также была задержана в падении руками же других, но упала мне прямо на голову и ударила своим углом в выдающийся угол лба. Сгоряча, с нечаянности я и не почувствовал ровно ничего, кроме того, что мгновенно залепило мне кровью глаза. В ту же минуту меня схватили, закутали, обвязали платками всю голову и унесли домой. Я даже не понимал ясно, что такое со мной и случилось. Но бегут из церкви все ко мне, не говорю – своя братия певчие, не говорю, регент, о. Страхов. Еще прежде их прискакал доктор. Входит ректор семинарии, архимандрит Леонид, впоследствии епископ старорусский, костромской, екатеринославский; еще жив на покое, спаси его Господи. Раз только в этот случай он и посетил архиерейскую певческую. А всему этому главный виновник сердобольнейший отец, владыка Смарагд. Говорили, что когда произошло смятение в церкви, – мальчика–де убило, – то владыка, говоря отпуст, хотя пред тем и раскраснелся было от ходьбы и холода, попав в тепло, но тут побледнел, как мертвец. От него приходили посол за послом: «что, как?» пока не успокоили его, уверив, что никакой серьезной опасности нет. С тех пор у меня на самом углу лба и остался шрам на полвершка, довольно толстый. Не был я убит наповал, кажется, только потому, что и колонна, и корона ее, падая, были задержаны в падении руками других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

После убийства Лена от нервного потрясения тяжело заболела. Она таяла в больнице на глазах у врачей, а Трофим часто являлся ей во сне. Когда Лена была уже, думали, при смерти, Трофим сказал, тревожась, что надо строить ей домик. «Какой домик? — недоумевала Лена. — Он про что, про гроб говорит?» Ярче всего Лена запомнила два сна. Сразу после убийства она увидела Трофима стоящим в святом углу у икон в пурпурной мантии из неизвестной богатой ткани. Лена пала в слезах к его ногам, а Трофим укрыл сестру своей мантией, и ей стало радостно и тепло. Но чаще она чувствовала во сне, что брат сердится на нее. Как-то Лена увидела его во сне измученным и с такой скорбью в глазах, что она вздрогнула, услышав как наяву его голос: «Устал я уже молиться за вас. Все нутро изорвал ради вас, а вы все не идете в храм». И однажды Елена, уверовав, вошла в храм. Муж Елены Андрей, шофер-дальнобойщик, не препятствовал Лене ходить в церковь, однако смысла в этом не видел. Но когда мать Нина дала ему иконку преподобного Серафима Саровского из кельи о. Трофима, он из уважения к родственнику повесил ее у себя в кабине и ушел с этой иконой в дальний опасный рейс. Водители шли с грузом плотной колонной, держа наготове монтировки, чтобы в случае нападения защитить свою жизнь и груз. Вдруг машина у Андрея сломалась. Замыкающий колонну остался его прикрывать, а колонна ушла вперед. Когда, починившись, они нагнали колонну, им сказали: «Счастливые вы! Пока вы чинились, на нас напали и разграбили груз». Водитель, замыкавший колонну, теперь следовал везде за Андреем, решив: «он счастливчик» и шоферское счастье везет. А дальше было вот что — на лесной дороге, по которой только что прошла колонна, перед машиной Андрея упало дерево. Пока он и следовавший за ним водитель искали объезд, на колонну снова напали грабители. Из всей колонны довезли груз целым только Андрей и шофер, следовавший за ним. «Счастливых совпадений» в том рейсе было так много, что Андрей остановил машину у церкви и спросил батюшку: «Какой святой шоферу помогает?» «Святитель Николай», — был ответ. Так появилась в кабине Андрея вторая икона — святителя Николая-Чудотворца, подаренная ему, кстати, в день возвращения из рейса мамой о. Трофима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Наконец, Иосиф Флавий (Antiqu. I, С. II) так резюмирует все эти предания в следующих словах. „Было бы слишком долго, если бы я стал говорить о всех сыновьях Адама, я ограничусь тем, что скажу кое-что об одном из них, именуемом Сивом. Он был воспитан своим отцом и был усовершен в добродетели. Он оставил детей таких же, как и они. Они жили в своей стране очень счастливо и в совершенном единстве. Их разуму и труду мы обязаны существованием науки о небесах и их украшениях. И так как они узнали от Адама, что мир погибнет от воды и огня, опасение, чтобы не погибла наука раньше, чем люди будут ей научены, заставило их воздвигнуть две колонны – одну из кирпича, другую из камня, на которых они выгравировали приобретённые ими знания так, что если бы во время потопа разрушилась кирпичная колонна, то каменная колонна сохранила бы для потомства память о том, что они написали. Их предвидение оправдалось. Уверяют, что каменную колонну можно видеть ещё и теперь в земле сериадической. После Сифа восточные авторы цитируют нам его сына Еноса, как продолжавшего дело отца. Библия говорить нам, что при Еносе начали призывать имя Господне. Жуан склоняется к воззрению Онкелоса, по которому при Еносе, начали писать имя Господне (четырьмя буквами). Таблички —63— с надписанием имени Божия помещались в храмах, в семьях, и в Китае они употребляются с незапамятных времён. За Еносом внимание Жуана останавливается на Енохе. Книга Еноха существовала ещё во времена Христа. Ап. Иуда в своём послании цитирует его. „О них (о нечестивцах), пишет он, пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: се, идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых“ ( Иуд.1:14–15 ). Тертуллиан говорил, что эта книга была сохранена в ковчеге Ноя. Августин, Афинагор, Климент Александрийский , Лактанций цитировали её. Но по-видимому она рано была испорчена. Ни синагога, ни церковь не приняла её в свой канон. Арабы называют Еноха Едрис; они представляют, что он получил книжное и научное наследство после Сифа и первый после него сам писал книги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Колонна Аркадия. Рисунок. 1574 г. Неизв. художник (Cantabr. S. Trin. Freshfield Album) Колонна Аркадия. Рисунок. 1574 г. Неизв. художник (Cantabr. S. Trin. Freshfield Album) Разрушительные пожары в К. были часто связаны с обострениями социально-политической борьбы ( Schneider. Brände. 1941). Любые восстания и беспорядки в городе неизбежно сопровождались погромами богатых домов, дворцов и адм. зданий, а также поджогами. Подобные события произошли в 404 г., во время низложения свт. Иоанна Златоуста. Крупнейший пожар в V в., возникший по неизвестной причине, продолжался 5 дней - 2-6 сент. 465 г. и уничтожил ок. трети города ( Theod. Lect. Hist. eccl. I 23; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 12; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 13; Chron. Pasch. P. 595; Theoph. Chron. P. 112; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 609-611; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 124-125). Столкновения на религ. почве были нередки, и они также, как правило, наносили ущерб городу. Так, беспорядки и пожар случились 14 апр. 428 г., когда недавно возведенный на архиепископский престол Несторий добился имп. запрета для ариан проживать в городе и иметь свой храм. Сопротивление ариан, хотя и тщетное, стало причиной крупного пожара и гибели большого числа жителей ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 29). Еще один пожар случился в авг. 476 г., во время восстания правосл. партии К. против имп. Василиска, поддержавшего монофизитов. В ходе столкновений, завершившихся вскоре отречением Василиска и победой имп. Зинона, в центре К. сгорели публичная б-ка при Большой базилике и неск. богатых владений, в т. ч. дворец Лавса, в к-ром, вероятно, в это время погибла крупнейшая коллекция произведений античного искусства ( Malch. Hist. Fr. 26; Theod. Lect. Hist. eccl. I 32-33; Evagr. Schol. Hist. eccl. III 7; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 616). Интерьер ц. святых Сергия и Вакха. Ок. 527 г. Интерьер ц. святых Сергия и Вакха. Ок. 527 г. Крупное восстание, причиной которого был конфликт монофизитов и православных (халкидонитов), произошло в К.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

" Мы видим, что происходит некоторое искусственное моделирование политической обстановки, искусственное создание двухпартийной системы. В результате кое-где в регионах так называемые " правые " , а на деле либералы-западники, приобретают второе дыхание в тех условиях, когда общество и народ давно на них перестали ориентироваться. Власть здесь, мягко говоря, непоследовательна. Таким образом, основное противоречие сегодняшней ситуации заключается в том, что " телесные " , " плотские " силы государства возрастают, а духовная составляющая государственной и общественной жизни, мягко говоря, отстает. Усиление государственности, к сожалению, сочетается с неверной ориентацией власти в общественной жизни " , - подчеркнул В.Шульгин. " Это противоречие особенно видно у нас, на самом западе России - в Калининградской области - где очень сильны прозападные круги. Наша местная власть окружена неправительственными организациями, где работают менеджеры от культуры, сделавшие себе профессией получение денег от Сороса и других западных кругов (фонд Карнеги, фонд Макартура, или немецкий фонд Боша, который действует у нас). За 15-20 лет на эти деньги удалось вскормить " пятую колонну " , причем по всей стране от Камчатки до Петербурга и Калининграда. Подобные люди окружили властьпридержащих в сфере культуры. Они, в частности, очень недовольны оформлением центра Калининграда, где недавно был воздвигнут Храм Христа Спасителя, перед которым стоит Триумфальная колонна в честь победы России над Германией. До сих пор эта колонна, воздвигнутая в 1945 г. ничем не увенчана. Русские патриотические круги предлагают увенчать ее фигурой Георгия Победоносца. Эта идея, судя по опросам, завоевала поддержку жителей города. Нас поддерживают казаки, Союз писателей, митрополит Кирилл. Тем временем, западники предложили увенчать колонну статуей Ники (любимым в Германии символом победы), видимо, желая таким образом показать, что, в конечном счете, победили все-таки немцы. И примеров таких, к сожалению, пока немало. В нашем регионе это особенно ярко видно " .

http://ruskline.ru/news_rl/2007/01/05/vl...

Более сдержанными, ориентированными на европейские образцы в живописи и графике, были золотые Н. к. 2-й пол. XVII в., предназначенные для новых дворцовых церквей. Золотой Н. к. с эмалью (35,5×17 см) - вклад 1677 г. царя Феодора Алексеевича в Верхоспасский собор - это 8-конечный крест с прямыми ветвями, с эмалью, драгоценными камнями, изображениями Саваофа, ангелов, Распятия с предстоящими, головой Адама и вкладной надписью. Тело Спасителя выполнено рельефно и пластично, расписано и поражает «живоподобием», созвучным тем принципам, что определяли иконописное мастерство эпохи; оно окружено лишь запонами из драгоценных камней и жемчужной обнизью, как на золотом Н. к., вложенном царем Феодором в Архангельский собор в 1677 г., и на Н. к. (38×20 см), вкладе царя Феодора и его тетки, царевны Ирины Михайловны, в Троице-Сергиев мон-рь в 1678 г. Иного типа Н. к. (35,2×20,8 см), 8-конечный с ветвями, окончания которых 3-лопастные и с фигурными дополнениями с эмалью и росписью по рельефу и резьбой по золоту, был вложен царем Феодором Алексеевичем в ц. Воскресения словущего в Москве (все - ГММК). Золотые Н. к. с эмалью делаются не только по царским заказам. В 1691 г. мастерами Г. и И. Лыткиными был создан Н. к.- вклад вдовы стольника С. А. Хитрово в ярославский Спасо-Преображенский мон-рь; в 1699 г. для Благовещенского собора «на сенях» на Н. к. (39,8×21,2 см) наряду с предстоящими подробно воспроизводятся колонна бичевания, лестницы, все орудия, принесенные для казни рим. воинами, даже петух, указывающий на искушение ап. Петра, и чаша Грааля. От сер. XVII в. сохранились Н. к., вложенные «на помин» представителями различных сословий, напр., вклад «по своих родителех» в Троицкую ц. Сарожской пуст. иконописца Родиона Сергеева, ведущего мастера 2-й пол. XVII в., трудившегося для Успенского Большого Тихвинского мон-ря (1659, НГОМЗ; см.: Стерлигова. 2008. Кат. 32. С. 293-294). Малороссийское влияние обусловило появление 7-конечных Н. к. Такой золотой с эмалью крест (38,5×23,2 см) был выполнен в 1696 г. в мастерских Московского Кремля мастером Василием Андреевым. На нем изображен лишь Христос, внизу - колонна с орудиями Страстей. К подобному же виду принадлежит также золотой Н. к. кон. XVII в. из Николо-Угрешского мон-ря (38,6×25,5 см - все ГММК). Редким воспроизведением подобной формы является новгородский по происхождению серебряный позолоченный Н. к. (2-я пол. XVII в., НГОМЗ, 36×18,4 см, см.: Там же. Кат. 39. С. 301-302). Эта форма использовалась и позднее, прежде всего на территории древней Юго-Зап. Руси, но в др. материалах, напр., деревянный «благословенный» резной крест с Распятием, предстоящими и святыми (XIX в., Зап. Украина (Зап. Подолье), частное собрание, 31,6×12,3×2,8 см,- «Благословенно древо»: Резная правосл. икона и скульптура XVII-XX вв./Авт.-сост.: Е. В. Давыдова. М., 2013. Кат. 37. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огнь пламенем. Патриарх встал и зажег свои свещи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать: «Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера – православных христиан!» И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия Гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же – турки, кругом стоявшие на страже, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера – православных христиан!». А сам прыгнул вниз к христианам, вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твердый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я еще своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял свое оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой Панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у Гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом. Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись Султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. 16. Потом турки отворили нам святые врата во святую, небеси подобную, церковь , основанную над самым Живоносным Гробом Господа нашего, Иисуса Христа, и над самою горою Голгофою, где были пригвождены на кресте грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Борьба между конциляризмом и папизмом (1418-1447) Е. Гергей. История папства Мартин V вначале расположился во Флоренции и лишь 28 сентября 1420 года прибыл в Рим. Папа из рода Колонна пожелал вновь сделать Рим столицей Италии и всего христианского мира. Большую часть своего понтификата он посвятил реставрации курии и упорядочению отношений в Папском государстве. Когда Мартин V прибыл в Рим, население Рима составляло всего 17 500 человек, да и те в основном крестьяне, пастухи. Развалины, запустение, нищета отмечались на каждом шагу. Вместо прежних гордо возвышавшихся церквей и храмов над морем руин поднимались мрачные башни римского барокко, державшие в страхе население Рима. Были разрушены не только античные памятники, но и средневековый город. Замок Святого Ангела почти обрушился, камни Латеранского папского дворца растаскивались, и поэтому папа поселился в Ватикане. Запустение не пощадило и Леонтину (город Льва); крыша базилики Святого Петра обрушилась, на полу росла сорная трава. Не особенно отличалось положение и в Патримониуме Святого Петра. Когда-то сказочно плодородная Кампанья превратилась в болотистую местность, на возвышенных местах устроили себе пристанища грабители и водились волки. В садах Ватикана по ночам слышался волчий вой. Мартин V решительно приступил к восстановительным работам, к наведению порядка. В первую очередь он сделал Ватикан пригодным для жилья, затем восстановил Замок Святого Ангела, последнее прибежище пап. Начались также работы по осушению болот в Кампанье. Была восстановлена в Латеране церковь Святого Джованни, часть фресок которой была создана Пизанелло. Доминиканец Фра Анджелико возвратился в живописи к мистическим источникам. Сенсуалистское направление продолжали Пьеро делла Франческа и Фра Филиппе Липни. Мартин V призвал в Рим Мазаччо, который расписал фрески в капелле Бранкаччи и в Джентильи. Великолепную тиару для папы из рода Колонна, оказывавшего покровительство искусству, изготовил флорентинец Лоренцо Джиберти. (Преемник Мартина - Евгений IV заказал у Донателло барельефы на бронзовые ворота храма Святого Петра.) Мы по праву можем назвать папу Мартина V римским предвестником Ренессанса и гуманизма или первым папой эпохи Ренессанса - ведь при его дворе подвизались гуманисты-ученые, писатели, философы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью? Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире Мария Мономенова   10:54 31.01.2024 1651 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором Позвольте вставить кровные пять копеек в жернов глобальной теогеополитики. Да, муравьиный писк, знаю… сплющит и выплюнет, всё равно что и не было. Но для небесной канцелярии, быть может, подобные «грошики» возымеют вес «лепты вдовицы», что из числа небесных титанов, поскольку не только кровно заработано на ратном лоне окопных мытарств, но и с кровью возложено – исправно, с куском «поющего сердца». Помните, с месяц назад, планету Земля сотрясла новость, что папа Римский Франциск одобрил некую Декларацию Fiducia supplicans, позволяющую католическим священникам благословлять однополые, то есть гомосексуальные или лесбийские пары? Гремело и продолжает, что называется, из всех чайников! Окно Овертона всё-таки гениальное изобретение. Я не спешила отписываться. Охать и ахать вместе с интенсивно охающими и ахающими – р авно, что в море плевать. Ведь по сути, всё было предсказуемо: какая реакция последует в Европе, что будут писать у нас. Не удивило даже то, что католическое сообщество после этой новости повисло на грани раскола… и свалится-таки в него, вот увидите. Есть ещё порох в пороховницах! Хотя Франциск уже и даёт заднюю, мол, я же не всю собаку, а только хвост разрешил благословлять, но может не стараться, этого уже никто не услышит, ибо контузия требует лишь тишины…

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/31/ku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010