Идем в печали, переживая былые страшные события. Дом блаженной Вероники. Как говорит предание, она сподобилась отереть полотенцем окровавленный лик Спасителя. На месте второго падения Спасителя находится колонна и на ней огромный камень. Достигаем Судных ворот. От них видны лишь остатки — порог. Во время земной жизни Спасителя город с западной стороны оканчивался этими воротами, а Голгофа была за городскими стенами. Здесь читали приговор осужденным. Так было и со Спасителем мира. На память этого события у стены ближайшего дома (сейчас это французское посольство) стоит колонна, к которой и был прибит приговор. Пройдя несколько шагов от Судных ворот, матушка Георгия, нас сопровождающая, показала древнюю капитель, означающую то место, где Спаситель сказал, обращаясь к следовавшим за Ним с плачем женам иерусалимским, чтобы они не о Нем, а о себе плакали (Лк 23:28–31). Дальше идти Крестным Путем нельзя — он застроен домами. В настоящее время в подворье Александра Невского ведутся раскопки, и совсем недавно там обнаружили порог, через который переходил Иисус Христос по пути на Голгофу. Мы туда пройти не смогли. Обошли дома; не доходя до храма Воскресения Христова шагов за пятнадцать, увидели третью колонну, обозначающую место третьего падения Спасителя мира. Тут Страстной Путь и кончается… В полночь мы пришли на Голгофу. Владыка Евгений, архимандрит Никита, греческий епископ, наши батюшки служили на Голгофе Литургию… День четвертый. 13 сентября. Пятница. Память положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Всего несколько часов назад мы были в Гефсиманском саду на том самом месте, где произошло это событие… А сейчас полночь. Литургия на Голгофе. Только здесь, на Голгофе, я поняла смысл этого слова. Его не передать человеческим языком… Из глубины сердец монахинь Горненского монастыря льется пение. Даже в Пюхтицах, в Дивееве я не слышала ничего подобного. Какими мелкими и ничтожными кажутся здесь наши жизненные интересы и заботы. Перед страшным величием страданий Христа все пустое. Литургия проходит как одно мгновение. Смысл слов Господи, помилуй так значителен, что не может быть передан набором других слов. В глубоком земном поклоне перед Крестом Господа тело будто растворяется в окружающей атмосфере и сливается с вечностью…

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Вы как-то путаете христианскую любовь и рабское поклонение. Тяжкое наследие тоталитаризьма.Не пытайтесь подменять понятия и приписывать мне то, чего я не писал.У меня речь шла о сыновьем послушании пастырскому слову Предстоятеля Русской Церкви, а не о " рабском поклонении " .Но если для Вас сыновье послушание=рабское поклонение, то тогда вопросов нет, все мы родом из детства. Слово Предстоятеля Русской Церкви априори должно совпадать с словами Предстоятелей других поместных церквей. Церковь Едина во всем мире. 8. Ответ на 7., Русский Сталинист: У меня речь шла о сыновьем послушании пастырскому слову Предстоятеля Русской Церкви, а не о " рабском поклонении " . Патриарх может ошибаться и его действия можно обсуждать. А Вы тут, кажется, изволили впадать в папизм, который так строго осуждает Хоружник. 7. Ответ на 5., Lucia: Патриарх на это неспособен.Сказала, как припечатала.Все вы такие, " истинно православные " захожане с камнем за пазухой, пятая колонна внутри нашей Русской Церкви.А мы, верные чада нашей Матери Церкви, и впредь будем молиться о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, слушать его мудрое пастырское слово и уповать на Господа нашего Иисуса Христа.И врата ада не одолеют Русскую Церковь!Конечно,за него необходимо молиться. Вы как-то путаете христианскую любовь и рабское поклонение. Тяжкое наследие тоталитаризьма. Не пытайтесь подменять понятия и приписывать мне то, чего я не писал. У меня речь шла о сыновьем послушании пастырскому слову Предстоятеля Русской Церкви, а не о " рабском поклонении " . Но если для Вас сыновье послушание=рабское поклонение, то тогда вопросов нет, все мы родом из детства. 6. Ответ на 4., Русский Сталинист: Патриарх на это неспособен.Сказала, как припечатала.Все вы такие, " истинно православные " захожане с камнем за пазухой, пятая колонна внутри нашей Русской Церкви.А мы, верные чада нашей Матери Церкви, и впредь будем молиться о великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, слушать его мудрое пастырское слово и уповать на Господа нашего Иисуса Христа.И врата ада не одолеют Русскую Церковь! Русскую?? 5.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/06/de...

1231 См. Псалт., CI, 10. 1232 О филантропической деятельности Ирины сообщает и Скутариот (Anon. Syn. Chron., p. 182). 1233 Эта комета была видна в феврале-марте 1106 г. (см.: Fulch., II, 35; Grumel, La chronologie, р. 473). 1234 В Константинополе было несколько церквей евангелиста Иоанна (Janin, La géographie..., рр. 272–279). 1235 Алексей – второй из четырех сыновей Исаака: Иоанн, Алексей, Константин, Адриан. Об Иоанне, тоже занимавшем пост дуки Диррахия, см. Ал., VIII, 7, стр. 240. 1236 Β. Златарский («История...», II, стр. 243) признается, что не может идентифицировать это место. 1237 1106–1107 гг. 1238 Речь идет о сыне Алексея, будущем императоре Иоанне, который был женат на Ирине (Пирошке), дочери венгерского короля Владислава. Первенцами Иоанна были близнецы: Алексей и Мария. 1239 Валависта (тур. Демир-хисар)-к северу от Серр (Златарски. История..., II, стр. 243). 1240 День великомученика Димитрия Солуньского празднуется 26 октября. Таким образом, Алексей возвращается в Константинополь, видимо, в ноябре 1107 г. 1241 Об этой колонне со статуей сообщается в ряде византийских источников. Она стояла в центре площади Константина, возвышалась на 50 м, а у нее наверху находилась статуя Аполлона, увенчанного лучезарным венцом. Эту статую, как сообщает Зонара (Zon., XIII, 3), привез Константин из Фригии; по преданию, в цоколе колонны были заложены различные христианские реликвии. Впоследствии, когда Константин был признан первым христианским императором, эта колонна получила большое религиозное значение и на ней была высечена надпись, содержавшая призыв к Христу хранить Константинополь. В дальнейшем статуя упала и ее заменили крестом; при Мануиле Комнине колонна была реставрирована (см.: Беляев, Byzantina, III, стр. 45 и сл.: Janin, Constantinople byzantine, рр. 81–84). 1242 Второзак., XXXII, 39. 1243 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. 1244 По-видимому, мысль заимствована у какого-то античного автора. Об этом говорит употребление Анной в данном контексте понятий Πλις «город» (вм. «государство») и δ ημαγογς " демагог».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего бросилось [в глаза] запустение и осквернение святых ворот. Там, где проходили прежде с непокрытою главою и крестным знамением, теперь совершается отправление естественных нужд, слышится руготня товарищей, конечно с головами покрытыми. Женский Вознесенский монастырь 452 совне мало пострадал, но снаряд попал во внутренний монастырский храм во имя св. Екатерины и произвел некоторое опустошение, хотя, благодарение Богу, и не особенное. Чтимая икона не пострадала. Чем дальше от ворот, тем разрушений все больше и больше. Николаевский дворец сильно пострадал. Угол его совершенно разбит, – окна и рамы выбиты и разворочены, простенки полуразрушены. Одна колонна почти совершенно разрушена, и еле-еле держатся останки ее. В колокольню Ивана Великого попало несколько снарядов, оставивших, к счастью, только простые углубления. В храм Двенадцати апостолов попало несколько снарядов, произведших разрушения. Пока неизвестно, что и в каком состоянии ризница. А вот и Чудов! Бедный Чудов! И его не пощадила товарищеская рука. Уже совне видны в нескольких местах ужасные следы пушечных выстрелов, колонна разрушена. Через ворота вошли мы и поднялись по лестнице в так называемые митрополичьи покои, где имели пребывание мои сотрапезники – митрополит Вениамин, – в первой комнате, окнами на площадь, – митрополит Платон, архиепископ Сергий и архиепископ Михаил. Вошли мы в переднюю, и глазам нашим представилась ужасная картина разрушения от пушечного выстрела. Пушечное ядро пробило окно и часть прилегающей стены, разворотило столы, стулья, диваны, паровое отопление и засыпало кирпичами, камнями и вообще мусором. Но замечательно, что угольная большая икона Божией Матери с лампадкою при ней, среди всего этого ужасного разрушения, осталась совершенно невредимою. Пусть объясняют как угодно этот факт, но он – налицо, и мы видим в этом чудо и знамение милости Божией. Если бы кто-нибудь в это время, около трех часов, был там, то, конечно, был бы убит. Господь и здесь проявил свою милость к обитающим здесь – митрополиту Вениамину и архиепископу Михаилу Гродненскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– Розанов все время поддерживал и дополнял Андреева. Впоследствии, уже три года спустя, другой следователь, желая выяснить, что же все-таки говорили священники, спросил того же свидетеля: – Андреев говорил, что мы, попы, принадлежим к пятой колонне, которая должна выступить изнутри на помощь Германии, а поэтому нас и изолируют? – Нет, он говорил не так. Андреев говорил, что в СССР существует пятая колонна, к которой причисляют их и считают, что эта колонна должна выступить во время войны Германии против Советского Союза, а потому их и забрали. Был вызван осведомитель, сотрудничавший с НКВД под кличкой Стрелок, которому следователь предложил подписать лжесвидетельство о протоиерее Александре Звереве, что тот и сделал. Часть документов, обвиняющих монахинь в антисоветской деятельности, следователь оформил как донесения осведомителя – и те, что действительно были, и те, что он написал сам. Допросы священников и монахинь вели сотрудники НКВД Беринов, Елдаков и Гундаев. Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее – в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году. 14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1912 год был законоучителем начальной и двухклассной школ Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, с 1909 по 1912 год – заведующим и законоучителем церковноприходской школы Голубовско-Марьевского рудника того же уезда. С 1912 по 1919 год отец Павел был законоучителем Бахмутовского реального училища и настоятелем училищной церкви. «Священнослужения, – как гласит его послужной список, – не оставлял, но после ликвидации законоучительства был четыре месяца без места до определения на приходскую службу, причем одежды, присвоенной ему, не снимал».

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

11-е прав., не принадлежащее Г. Ч., тем не менее включается во все канонические сборники. Феодор Вальсамон указал источник этого правила, причем свт. Василий Великий в своих канонических посланиях расписал с точностью, за какие грехи какое определено покаяние (степень), сроки его, «впрочем и он,- добавляет Феодор Вальсамон,- врачевание посредством епитимий поставил в зависимость от епископского рассуждения». Трулльским (692) Собором было утверждено каноническое, вселенское значение правил Г. Ч. в полноте правил Соборов и др. св. отцов. Л. В. Литвинова Почитание Похвальное слово Г. Ч., написанное свт. Григорием Нисским, включил в свое минологическое собрание прп. Симеон Метафраст (BHG, 715-715b; PG. 46. Col. 893-957). В К-поле, в ц. Св. Софии, Г. Ч. почитался примерно с IX в. ( Telfer. P. 263). Антоний, архиеп. Новгородский, описывает виденную им во время паломничества (1200) колонну Г. Ч. в Св. Софии, а также его икону. По сообщению архиеп. Антония, колонна, обитая медью, была поставлена на месте явления Г. Ч. Верующие прикладывались к ней грудью, плечами и получали исцеление. На этом месте в день памяти Г. Ч. служил патриарх К-польский и выносились мощи святого, очевидно хранившиеся в храме Св. Софии. Колонна сохранилась, но в наст. время она не связывается с именем Г. Ч.; ее называют «плачущей колонной», поскольку, согласно преданию, на ней выступает влага, обладающая целительной силой. На Западе почитание Г. Ч. возникло в IV в. благодаря лит. традиции (в основном из-за перевода Руфином Аквилейским «Церковной истории» Евсевия Кесарийского; BHL, N 3678-3679). Память святителя (17 нояб.) включена в Неаполитанский (мраморный) календарь, содержание к-рого восходит к VII в. На Западе наибольшее почитание Г. Ч. отмечено в дер. Сталетти (Калабрия, Юж. Италия), где в одном из василианских мон-рей (см. ст. Василиане ) существовала посвященная ему церковь, о времени ее постройки сведений нет ( Telfer. P. 318). В ней хранилась часть мощей святителя (когда и кем они были привезены, неизвестно). Мощи

http://pravenc.ru/text/168083.html

Притом Николай понимал — не мог не понимать, — что истинной законности, законности, возведенной в абсолют, решения Комиссии, расследовавшей антиправительственный мятеж, заведомо лишены. Хотя бы потому, что в ее состав входили участники предшествующего цареубийства; что бунт и стал возможен по причине юридической двусмысленности николаевского воцарения и, значит, часть вины за произошедшее лежит на Доме Романовых; что в стране, где не кодифицировано законодательство и подчас мирно сосуществуют взаимоисключающие правовые нормы, принятию однозначного обезличенного приговора предшествует личный выбор оснований для него — из нескольких возможных вариантов… Но страх и ужас повторения пройденного в минувшее царствование вынуждали Николая стилизовать безоговорочную законность своих действий, предпочитать видимость Закона — явным отступлениям от него. А затем он постарался вызвать социальное дежа вю, пробел в общественной памяти на месте событий 14 декабря 1825 года, а в каком-то смысле — и вообще на месте предшествующего правления (исключая 1812 год). Не только воровство подрядчиков стало причиной отказа от Витбергова проекта храма Христа Спасителя; не только. Останавливая в 1826 году строительные работы, перепоручая архитектурное руководство проектом Тону, Николай останавливал продолжавшее по инерции течь время александровской эпохи. Мистический, болезненно-восторженный, эсхатологический стиль уступал место функциональному стилю новой державности — грубоватому, тяжеловесному. А вместе со стилем отменялось и мироощущение, его породившее. А когда пространство реальной русской истории было расчищено — образовавшуюся пустоту закрыли прекрасным символом неосуществившихся надежд, образом того, как должно было быть, но как не было — Александровской колонной. Поэт Василий Жуковский писал в 1834 году: «Там, на берегу Невы, подымается скала, дикая и безобразная, и на той скале всадник, столь же почти огромный, как сама она… и в виду этой скалы воздвигнута ныне другая, несравненно огромнее, но уже не дикая, из безобразных камней набросанная громада, а стройная, величественная, искусно округленная колонна… На высоте ее уже не человек скоро преходящий, а вечность — сияющий ангел. Россия — прежде безобразная скала, набросанная медленным временем, мало-помалу сплоченная самодержавием, слитая воедино и обтесанная рукою Петра, и ныне — стройная, единственная в свете своей огромностью колонна».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/8/

Это – св. Роман Сладкопевец , знаменитый гимнограф, живший в VI столетии. Анахронизм этот легко объясняется: день празднования св. Романа, 1 октября, совпадает с праздником Покрова. Из жития святого мы узнаем, что мальчиком, будучи певцом, он претерпевал насмешки товарищей и от Пресвятой Богородицы получил вместе с кондаком Рождества Христова чудесный дар писать песнопения. Этот новый кондак, поразивший и патриарха, и императора, послужил причиной назначения св. Романа певцом собора Святой Софии. Слева от амвона изображен одетый в далматик диакон, смиренно уступающий место св. Роману. Хор молодых людей и женщин стоит за амвоном. Эта сцена из жития св. Романа, введенная в композицию Покрова, выводит нас за границы истории, смешивая лица, жившие при св. Романе, с лицами из жития св. Андрея юродивого. Так, например, ни патриарх, ни император (оба с нимбами) не являются современниками явления Богоматери во Влахернской церкви. Оба они обращены к Сладкопевцу, восхищаясь его пением. К этой же сцене принадлежат и стоящие за патриархом и царем в левом углу иконы три клирика в белом и два монаха в черном. С правой стороны на переднем плане, отдельно от толпы верующих стоят два человека. Это св. Андрей и св. Епифаний, свидетели явления Богоматери. Святой Андрей обращается к своему ученику и жестом правой руки указывает ему на явление. Юродивый одет поверх полунагого тела только в плащ, из-под которого видны его худые руки и ноги. Святой Епифаний, увенчанный нимбом, как и его учитель, одет, кроме плаща, в длинную тунику. Жест его выражает изумление перед чудесным явлением. Архитектурный фон изображает Влахернскую церковь . Позади Богоматери над местом престола виден киворий на четырех тонких колоннах, отгороженный от остального храмового пространства стенкой. Налево виден вход в диаконник. Здание не похоже на русский храм, как это часто бывает на других иконах. Все указывает на то, что память о Влахернском храме сохранялась в иконографии Покрова. Колонна, которая изображена с правой стороны, – также черта константинопольской топографии: это колонна Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Кувуклия Голгофа Гору Голгофу современный паломник увидеть не может: она давно находится в пределах храма. Начало строительства первой церкви на этом святейшем месте церковная летопись относит к 326 году, когда в Святой Град прибыла равноапостольная Елена. Закончен он был через восемь лет после ее кончины – в 335 году. Освящение храма Воскресения Христова дало начало православному празднику – Воскресение Словущего (13/26 сентября). Во время массового разрушения христианских святынь Палестины в 614 году персидским царем Хосровом II была уничтожена и церковь Гроба Господня. Крест жестокий гонитель христианства увез в Ктесифон. Византийский император Ираклий в результате успешных походов вернул Крест и отвоевал Иерусалим в 628 году. Император сам решил водрузить Крест на Голгофе. Незримая сила препятствовала ему торжественно въехать в Святой Град. Тогда он снял царское облачение, надел простые одежды и смог пешком войти в Иерусалим. В 636 году храм Воскресения Христова был вновь построен. В 1010 году храм сильно пострадал от губительного пожара. Нынешний храм был построен в XII веке крестоносцами. Внутри он в течение последующих веков неоднократно перестраивался. Колонна, рассеченная Благодатным Огнем Много дорог ведет путника в Святой Город, несколькими тесными улицами можно подойти к главному храму всего христианского мира, но вход в него один. Паломник попадает в atrium – замкнутый с трех сторон каменный двор, расположенный перед южной стеной. Здесь местами сохранились остатки колоннады, с трех сторон некогда окружавшей площадку. Над широким входом находится декоративная арка. По обе стороны дверей расположены колонны – по три с каждой стороны. Средняя колонна слева имеет глубокую опаленную по краям трещину. Она напоминает о чуде, которое было в правление турецкого султана Мурата Правдивого в 1579 году. Тогда армянам удалось через Иерусалимского пашу добиться разрешения их патриарху принять Благодатный огонь. Православный Иерусалимский патриарх Софроний IV вместе с другими православными не был допущен в храм.

http://pravoslavie.ru/30087.html

Его привели в большую келью с белыми стенами. Огней еще не зажигали. Сквозь стекла окон, серых, мутных от дождя, как будто заплаканных, падал свет зловещих сумерков. Angelus звучал, как похоронный колокол. Среди монахинь, на кресле, увидал он маркизу Витторию. Сердце его сжалось. Перед ним была старая женщина. В черном шелковом платье, не опираясь на высокую спинку кресла, держалась она прямо, и в ее осанке была гордость древнего рода вдовы маркиза Пескарского, дочери Фабрицио Колонна, которая одно время должна была сделаться неаполитанской королевой. Сквозь кисею вдовьего покрывала, спускавшегося низко на лоб, закрывавшего плечи, грудь и шею, он увидел седые волосы. Выражение спокойствия и печали было вокруг увядающего рта, в глазах, все еще прекрасных; но он заметил в них покорную доброту – признак старости. Он подошел и приветствовал ее почтительно. Слабый румянец покрывал ее щеки. После первых незначительных слов, когда монахини отошли в другой конец комнаты, Виттория, наклонившись, произнесла тихим голосом, с робкою и стыдливою улыбкою: – Вы удивились, мой друг, увидев меня такою, не правда ли? Я очень постарела… Он хотел сказать, что для него она не может быть старою, что он любит, как всегда, еще больше, чем всегда, но не посмел и только взглянул на нее глазами, полными такой боязливой нежности, что она поняла все и ответила ему долгим, благодарным взглядом. В этот день, прощаясь, маркиза Колонна первый, единственный раз в жизни взяла его за руку, и Микеланджело несколько дней, вспоминая это прикосновение, ходил, как потерянный, от радости и удивления. Он стал посещать монастырь святой Анны. В присутствии монахинь рассуждали они подолгу о текстах Священного Писания, о Боге, о смерти, о будущей жизни. Он чувствовал себя более близким к Виттории, чем когда-либо, писал ей, как тридцать лет тому назад, пламенные, благоговейные и риторические сонеты, в которых, сравнивая ее с Беатриче, с Лаурой, прославлял ее бессмертную молодость. Она опять заболела. В Риме с еще большею силою возобновилась изнурительная лихорадка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010