1850 Очевидно, имеется в виду мраморная колонна высотой 1,67 м (2 аршина 5 1/2 вершков) и диаметром 0,45 м (10 вершков), найденная в развалинах большой мечети в Феодосии, надпись на которой сообщает о погребении рабы Божьей Елены монахини, скончавшейся в среду 11 мая и раба Божьего Тамгана, умершего в пятницу 13 мая лета 6327 (819 г. н.э.), хотя есть мнение, что эта колонна вторичного использования была перевезена из Анатолии и поставлена в мечети 1851 . На благосостояние византинизированных поселений и городов-крепостей Таврики косвенно указывает богатый клад византийских золотых солидов, который происходит с небольшого хазарско-салтово-маяцкого поселения, находящегося около Славянска на Верхней Кубани (в двух километрах восточнее Анастасиевки). Клад включал около 270 золотых монет Льва III, Константина V; Льва IV и Константина VI и, очевидно, был составлен в 90-х гг. VIII столетия, как предполагают, из добычи, которую хазары захватили после расправы в Крымской Готфии над прозелитами епископа Иоанна Исповедника 1852 . Более половины солидов имели граффити в основном из греческих букв, религиозных символов, рисунков архитектурного характера, а часть обрезана по краям, как это было принято делать в Византии и византийских центрах Крыма (Херсоне, Сугдее, Тепсене, Тамани), видимо, для компенсации нехватки разменной монеты 1853 . Потребности контрагентов тамошних земель и метрополии ромеев обслуживал, очевидно, слой профессиональных предпринимателей, известных ромеям как «коммерческие люди из Готфов». Именно так они именовались в материалах Вселенского собора 787 г. среди прочих купцов «из всех внутренних стран запада», торговавших в Константинополе в правление Льва III Исавра 1854 . Столь устойчивое сохранение памяти о них свидетельствует, что это была вполне устойчивая категория частных торговцев, ведшая дела в Таврике и на главном, столичном рынке Империи. Вполне правдоподобным выглядит достаточно обоснованное мнение A.A. Васильева о том, что в продолжительный период мирных отношений с хазарами значительная часть восточного импорта поступала в Романию через византийские центры в Крыму, прежде всего Херсон и Сугдею 1855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий вывод, к которому пришёл Ф. И., заключается в том, что все указанные материалы имеют исключительную ценность, так как изучение их позволяет поставить на твёрдую почву вопрос о болгарских древностях и о древнеславянской культуре. В этом же X томе „Известий» Института Ф. И. подверг анализу найденные при раскопках староболгарские надписи, в том числе на колоннах, с именами городов, надписи в честь государственных деятелей и героев, надписи, представляющие собой фрагменты договоров, надписи исторического содержания и т. д. Ф. И. считал не подлежащим сомнению, что большинство надписей с именами городов происходит из древнего болгарского становища близ Абобы. Колонны с наименованиями городов раскрывают перед нами значение занятых Симеоном византийских крепостей, о чём так много говорится в переписке императора Романа Лекапина и патриарха Николая Мистика с болгарским царём Симеоном. Анализируя переписку Романа Лекапина и патриарха Николая Мистика с Симеоном, Ф. И. приходит к выводу, что памятники, найденные в Абобе т. е. колонна с именами городов, отнятых Симеоном у греков, относятся по времени своего происхождения к эпохе наибольшего влияния болгар во Фракии. Так как это влияние было кратковременным (921924), то можно бы определить и ближе время происхождения колонн, назвав 923924 гг. Между староболгарскими надписями на греческом языке, найденными первоначально в области Абобы и её окрестностей, первостепенное значение имеют надписи на колоннах в честь государственных деятелей и героев. Все эти надписи, говорящие об Омортаге или Маломире, должно рассматривать как официальные акты, исходящие от государственной власти. Первостепенная важность этих памятников заключается в том, что в них мы имеем единственные следы староболгарского права и древних учреждений, которым был нанесён смертельный удар принятием христианства и последовавшим затем политическим переворотом 190 . Первыми словами в каждой надписи обозначается хан, при котором ставится колонна и от лица которого производится оценка заслуг героя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно ожидать, что такое же разделение произойдет и с читателями данной книги. Мы не исключаем того, что некоторые из них подвергнут сомнению рассказ о. Митрофана. Что же касается верующих, то они не имеют нужды в доказательствах своей веры, однако мы считаем, что этот рассказ принесет им некую духовную пользу, так как он укрепит их веру и согреет их сердца любовью к Воскресшему Христу. У теплохладных в вере, у сомневающихся и неверующих откровенный рассказ о. Митрофана, скорее всего, не устранит сомнений. А для ищущих доказательств от разума даже самые бесспорные и неоспоримые свидетельства и факты покажутся неубедительными. Но все же приведем несколько подобных фактов. Слева от входа в Храм Воскресения Христова находится колонна с трещиной посредине. Она служит убедительным свидетельством того, что на этом месте когда-то произошло чудо. В 1517 году при Салиме II армяне задумали лишить православных Благодатного Огня, изгнав их из Храма. Тогда на глазах у всех совершилось чудо. Колонна треснула, и из образовавшейся в ней щели появился Благодатный Огонь. Это событие не могли отрицать даже самые непримиримые враги Православия. Однако неверующий станет рассуждать по своему разуму: “Колонна действительно треснута и черна от дыма, но возможно ли, чтобы от Святого Огня исходил черный дым?” Бог Всемогущ, а человеку не дано знать советы Божии или постичь Его цели. Бог есть Огонь и Жизнь. Он есть Животворящая Сила. И этою силою Своею Он просвещает и хранит жизнь всякой твари. Светом и Источником жизни является не только Бог Отец ( Иак. 1:17 ). Свет есть и Сын ( Ин. 8:12 ). Свет есть и Дух Святой, и апостол Павел призывает верующих “ходить во Свете Духа Святого” (Эф. 5, 9). Известно, что Бог Отец являлся не только в виде Огня или в Светлом Облаке, но и в дыме огня. Когда Моисей поднялся на гору Синайскую, чтобы получить скрижали Завета, он услышал “громы и молнии и видел густое облако… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи…” ( Исх.

http://azbyka.ru/fiction/ya-videl-blagod...

VIII. Душеспасительный рассказ о Синайской горе в каком она ныне положении с помощью Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1. Синайская гора лежит на юг и находится от города Иерусалима на разстоянии 12 дней пути. Там видел пророк Моисей Св. купину, а среди нее Пресвятую Богородицу с Единородным Своим Сыном и пришел ангел Господень и сказал: Моисей, Моисей, развяжи обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. 2. Среди холмов стоит Св. монастырь и в монастыре находится церковь , крытая свинцем, очень красивая и имеет 12 мраморных колонн, на правой стороне 6 и на левой 6, каждая колонна имеет одну нарисованную икону, мучеников, священномучеников, архиереев, иереев, преподобных мучеников и преподобных мужей и жен, которые вспоминаются в течении 12 месяцев целого года; и там изображены все цари православные и беззаконные, воеводы и правители, которые подвергали пыткам мучеников, там и орудия пытки, которыми их пытали, каковые имеют подробнейшую историю со времени византийских царей. Каждая колонна имеет отверстие и там внутри находятся мощи многих Святых; они запечатаны царскими печатями. 3. И Св. алтарь внутри росписан мозаикою: Св. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, и у алтарной двери золотые колонны и изображены Великий Архиерей, Пресвятая Богородица, Пророк Моисей и Св. Екатерина. И на правой стороне алтаря стоит рака Св. Екатерины и в ней Св. мощи, постоянно источающие миро, и рака эта мраморная. 4. Храм имеет внутри 6 приделов, где служат, и за Св. алтарем Св. Купина и под Св. престолом место, где она была посажена и исходит оттуда сильное благоухание. Висят там три неугасимые лампады, висят и над ракою Св. Екатерины четыре неугасимые лампады. И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица, и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада и у Сретения другая лампада. Направо от Св. Купины мощи Св. авв, убитых Арабами в Синае и Раифе. На левой стороне от Св. Купины храм Св. Иакова Персиянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

« Вот, например, что мы представляем, когда говорим о Строгановых? Соледобытчики, промышленники, меценаты. А это герои войны с Наполеоном, причем для Пермского края это те, кто достиг наивысшего положения в эту кампанию, и реально воевал, и погибал. Граф, генерал-лейтенант, генерал-адъютант Павел Строганов командовал пехотным корпусом при Бородино, принимал участие во всех крупных сражениях, отправился в заграничный поход со своим 19-летним сыном Александром. Вместе они сражались и в Битве народов под Лейпцигом, и в других сражениях до тех пор, пока в битве при Крайоне Александра не убило пушечным ядром. Павел вернулся в Россию и с тех пор быстро угасал и через пять лет умер. Но перед смертью успел подготовить на имя Императора Александра I указ о создании пермского майората – так окончательно закрепилось формирование уникального Пермского строгановского региона, который и сегодня сохраняется в виде материального и нематериального наследия», – считает историк. « Как видите, пересечений очень много, это лишь в двух словах. Историей Перми в этой Отечественной войне еще нужно заниматься. Там такие сюжеты, которые только по недосмотру остаются в тени по сей день», – подвел итоги господин Призюк. В Перми идея отдать должное героям Отечества появилась еще в 2012 году, тогда отмечалось 200 лет со дня Бородинской битвы. Стараниями общественников и краеведов на Егошихинском кладбище были установлены указатели, ведущие к местам последнего пристанища двух героев русско-наполеоновских войн: Н.А.Теплова и А.Х.Бурмайстера. Тем временем обсуждается идея вернуться к реализации проекта пермского архитектора С.И.Тарасова «Колонна Славы 1812 года»: колонна высотой в 15 метров, увенчанная трубящим ангелом, смотрящим в сторону реки Камы. Этот памятник нашим защитникам должны были установить на Монастырской улице в сквере писателя Ф.М.Решетникова. Но проект так и не был осуществлен. Идею уже поддержали молодые пермские парламентарии. Месяцем ранее Молодежный парламент при Пермской городской думе даже провел публичный опрос пермяков в онлайн-формате на тему установления этого памятника в Перми. Подавляющее большинство опрошенных высказалось за монумент.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/14/pe...

76 Танковая колонна имени Димитрия Донского – 40 танков Т-34, построенных на средства, собранные верующими, клиром и епископатом Русской Православной Церкви. Колонна состояла из двух полков: 38 и 516. 79 Книга «Правда о религии в России» была напечатана в 1942 г. под строгим государственным контролем. Основное ее назначение – пропагандистское. Читатель – общественность союзнических стран. Для внутреннего пользования было напечатано небольшое количество экземпляров. Отсутствие статистики, фотографии отдельных открытых храмов должны были усилить письменные заверения о свободе совести и религии в СССР. 80 Все добровольные пожертвования церкви в Фонд обороны до января 1943 г. шли через отделения Госбанка страны. Фактически легализовать сборы денег и вещей от верующих и духовенства РП Ц митрополиту Сергию удалось лишь в январе 1943 г. По указанию И. Сталина, в Госбанке 5 января 1943 г. был открыт специальный счет для сбора средств на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского и другие военные нужды. 81 Копычко Василий Данилович, священник. См. раздел: Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике 84 Сбор средств в Фонд обороны и Красного Креста жители города начали с 23 июня 1941 г. Фактически был легализован сбор денег, когда в Госбанке был открыт счет 5 января 1943 г. по указанию И. Сталина. 85 24 августа 1944 г. было принято распоряжение СНК СССР 17350 «Об открытии в Госбанке текущих счетов Московской патриархии, епархиальным управлениям и церковным приходам» ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 80. Л. 83. 86 Датируется по сопроводительному письму наркома внутренних дел СССР В. Меркулова секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову от 15 апреля 1943 г. 89 Постановление Синода направлено Л. П. Берией А. Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 г. за 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира. 90 Речь идет об «Обращении ко всем христианам», принятом Собором епископов 8 сентября 1943 г. В нем прозвучал призыв «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом». Члены делегации Англиканской Церкви пишут Патриарху Сергию о впечатлении, которое это обращение произвело на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Папа наложил на город интердикт, назвал Лоренцо сыном скверны и учеником погибели (iniquitatis filius et perditionis alumnus) и вступил в союз с Неаполем против Флоренции. Неаполитанцы, правда, вскоре предали папу и перешли на сторону Лоренцо. Людовик XI, правивший Францией, Венецией и другими итальянскими государствами, также поддержал Флоренцию. Папа потерпел поражение. В 1480 г. турки захватили Отранто и тем отвлекли внимание от раздоров: Италии грозила непосредственная опасность. В декабре того же года Сикст простил Флоренцию, а шесть месяцев спустя, 26 мая 1481 г., Рима достигло известие о смерти Мехмеда II, турки покинули итальянские берега, а папа Сикст провел в честь этого специальное богослужение в церкви Санта Мария дель Пополо и в союзе с Венецией начал войну с Феррарой, в которую оказалась втянутой вся Италия. Союзники опять оставили воинственного понтифика, Венеция и Феррара помирились, а папа выразил свое недовольство, подвергнув Венецию интердикту. В Риме папа азартно ссорил семейства Колонна и Орсини и почти уничтожил всех Колонна с помощью убийств и судов. Во времена Иннокентия VIII, о котором генерал августинцев сказал: «Во мраке Иннокентий был избран, во мраке живет, во мраке и умрет», – в Риме по ночам похищали женщин, утром на улицах находили убитых, преступники заранее откупались от правосудия и грабили даже церкви (вплоть до того, что был украден фрагмент Истинного Креста из церкви Санта Мария ин Трастевере), все церковные должности продавались, и сама папская тиара доставалась тому, кто больше предложит (именно так ее вначале продал в пользу кардинала Чибо – Иннокентия VIII, а потом купил для себя Родриго кардинал Борджа, ставший папой Александром VI). Назначение кардиналов превратилось в удобное средство пополнения папских сундуков и осуществления замыслов папской семьи. Многие кардиналы славились только своим скандальным поведением, заводили себе княжеские дворы с множеством слуг, блестящие выезды, охотились, хотя каноническое право запрещало это клирикам, пировали с древнеримским размахом (на одном из пиров кардинала Корнаро было подано 65 перемен блюд, по три блюда в каждой перемене, причем все – на серебре; в ходу были громадные пироги, из которых вылетали черные дрозды или соловьи, блюда из павлиньих хвостов, кондитерские изделия, из которых вылезали дети и что-то декламировали, и т.п.) и откровенно пренебрегали целибатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии 11 мая каждый год в Константинополе совер­шались праздничные торжества, когда горожане стекались на ипподром, на котором устраивалось грандиозное шествие: на три­умфальной колеснице везли колоссальную статую Константина из позолоченного дерева, в левой руке он держал изображение Тихе (богини судьбы), на лбу которой виден был крест, что дава­ло возможность христианского осмысления этого образа. Про­цессия сопровождалась эскортом солдат в парадных мундирах, и все они несли горящие факелы. Зрители, к которым приближа­лась колесница, склонялись в глубоком – поклоне. Автократоры, преемники Константина, когда триумфальная колесница со статуей основателя города двигалась мимо императорской ложи, вставали и также делали поклон. В центре новой столицы устроен был так называемый «миль­ный столб», подобный тому, что стоял на республиканском фору­ме Древнего Рима, служивший точкой отчета расстояний на всех дорогах, которые вели из города: главными были маршруты на Адрианополь и Фессалоники. Это была площадь, окруженная со всех сторон четырьмя триумфальными арками. В 500 метрах к югу от «мильного столба» был устроен гигантский ипподром, в центре которого возвышалась «змеиная колонна», привезенная из Дельф. Она служила там подставкой для золотого треножни­ка, сооруженного за счет союзных греческих полисов, одержав­ших победу над персами при Платее. Колонна, сохранившаяся поныне, представляет собой три бронзовых змеиных тулови­ща, свившихся в спираль. Винтовая лестница вела из ипподрома в расположенный с его восточной стороны императорский дво­рец, в комплекс которого входили также военные казармы и пла­цы. Ныне на месте дворца возвышается «Голубая» мечеть. При сыне Константина Констанции вблизи дворца была сооружена христианская церковь в честь Премудрости Божией – Святая София, два столетия спустя, при Юстиниане, подвергшаяся ради­кальной перестройке. Неподалеку выстроено было грандиозное подземное хранилище дождевой воды, получившее название цистерны «1001 колонны».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Прости нас, Господи, непотребных и никуда не годных, и научи нас жить так, как Ты хочешь, а не как мы хотим. Долго я еще ходил по Храму, останавливаясь то у одной святыни, то у другой и молясь о спасении своей души, своих близких и всего русского народа. И где бы я ни был, в какой уголок Храма ни заглянул, всюду я слышал русскую речь. В этом году в Иерусалим прибыло небывалое количество наших паломников: около четырех тысяч — это свет мира, соль земли. Ну, кажется, пора возвращаться и восвояси. Однако проход между колоннами так плотно забит людьми, что пройти на прежнее место нет никакой возможности, — еще одно, неизвестно какое по счету, искушение. Это ничего, никакой трагедии нет, главное, чтобы из Храма не выгнали. Теперь моя задача — найти тихое укромное место, где бы я мог немного отдохнуть. Лучше всего для этой цели подойдет Темница Уз Господних — это как раз напротив католического придела. Две ступеньки вниз, неширокий вход, колонна справа, колонна слева, несколько зажженных свечей на каменном выступе — Темница невелика; справа, в углу, за проволочной сеткой — чудотворная икона Божией Матери. Говорят, если просунуть сквозь сетку горящую свечу и присмотреться к лику Царицы Небесной, то можно увидеть, как один Ее глаз то закрывается, то снова открывается; впрочем, свидетелями этого необыкновенного чуда становятся лишь немногие избранные… В Темнице, несмотря на ее небольшие размеры, достаточно свободно, часть людей (в основном дети) спит на полу, подстелив одеяла, другая часть бодрствует; слева расположился священник со своей паствой, он о чем-то говорит, видимо, отвечает на вопросы своих духовных чад. Все они, конечно, наши. Я поставил стульчик около колонны и сел — лицом к чудотворной иконе Божией Матери. Помоги мне, Пресвятая Дева, дождаться Благодатного Огня, не оставь меня, самого слабого и самого немощного в этом Храме. Справа, у стены, двое московских паломников — муж и жена; у них есть одеяло и они по очереди отдыхают на нем; только что произошла «смена караула»: он лег соснуть, а она бодрствует. Мы разговорились: ее муж уже третий раз встречает Благодатный Огонь, а она — второй.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

1404 г., И. столкнулся с неприязнью римлян, и прежде всего влиятельного рим. рода Колонна. При посредничестве Владислава, кор. Неаполя (1386-1414), в окт. 1404 г. между папой и римлянами было заключено соглашение, гарантировавшее горожанам свободы, утраченные при Бонифации IX . В авг. 1405 г. отношения между папой и горожанами Рима вновь обострились. После того как по приказу племянника, к-рого И. возвел в сан кардинала, были убиты делегаты от горожан, посланные для переговоров с папой, в Риме началось восстание. Папа вынужден был бежать в Витербо, папский дворец был захвачен Джованни Колонной. Чтобы укрепить собственное положение, Колонна призвал в Рим солдат кор. Владислава, что вызвало недовольство горожан, к-рые обратились к папе с просьбой вернуться и оказать помощь в сопротивлении захватчикам. Весной 1406 г. И. триумфально вошел в Рим, но и после его возвращения ситуация в городе оставалась неспокойной. Отряды кор. Владислава, укрепившиеся в замке Св. ангела, долгое время оставались там и были выведены оттуда только после папского анафематствования Владислава за неповиновение (авг. 1406). Иннокентий VII, папа Римский. Надгробие в соборе св. Петра в Риме. XV в. Скульптор Дж. Дальмата Иннокентий VII, папа Римский. Надгробие в соборе св. Петра в Риме. XV в. Скульптор Дж. Дальмата Еще на конклаве, решением которого на Римский престол был избран К. де Мильорати (окт.-нояб. 1404), кардиналы дали обещание в случае избрания папой сделать все возможное, чтобы прекратить схизму в католической Церкви . Несмотря на обещание, став папой, И. не предпринял практически никаких шагов к преодолению схизмы. Обвинив послов антипапы Бенедикта XIII в отравлении Бонифация IX и выслав их из Рима, И. пресек мирные попытки прекратить схизму. Парижский ун-т (Франция в это время признавала власть Бенедикта XIII) призвал И. отречься от Папского престола, а Бенедикт XIII предал И. анафеме. Поддерживаемый герм. кор. Рупрехтом III Пфальцским (1400-1410), папа попытался созвать в Риме на Собор своих сторонников.

http://pravenc.ru/text/468785.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010