воля Божия была на то, чтобы преподобный Симеон взошел на столп в 40 локтей. Ясно, что от попытки хорошо согласить все эти разноречивые показания относительно менявшихся преподобным Симеоном колонн надо отказаться. Последняя, самая высокая, колонна преподобного Симеона, по свидетельству сирийского жития, состояла из трех частей в честь Святой Троицы 62 . Такой трехчастной она представляется и на иконах (см. снимок 37 в книге академика Ф.И. Успенского). Для того, чтобы самому подвижнику или его ученикам можно было взойти на высокую колонну, приходилось употреблять лестницу. Об этом говорит блаженный Феодорит в рассказе об одном священнике из Равенны 63 , пожелавшем убедиться, не привидение ли преподобный Симеон. Лестница фигурирует и в рассказе Vita Антониевой о слуге арианского военачальника Ардавурия Юлиане, желавшем свергнуть преподобного Симеона с колонны как обманщика, вводящего людей в заблуждение. Была приставлена лестница и замышлявший злое против подвижника Юлиан уже взошел на третью ступень, как вдруг лестница поднялась и повисла в воздухе на высоте четырех почти локтей от земли. На такой значительной высоте, какую имела колонна преподобного Симеона, стоять было небезопасно, т.к. при землетрясении или приступе головокружения легко можно было упасть на землю. Тем не менее баллюстрады или решетки, упоминание о которой встречается в житиях других столпников, на верху колонны преподобного Симеона не было в собственном смысле слова, но, быть может, было какое-нибудь воронкообразное расширение (в виде чашки), а блаженный Феодорит говорит о какой-то перекладине, к которой привязывал себя преподобный Симеон на время святой четыредесятницы, проводившейся им, как известно, в полном воздержании от какой бы то ни было пищи. О том, что будто преподобный Симеон приковал свои ноги к столпу (о чем рассказывает сирийское житие в 83), так что святой подвижник не мог двинуться ни направо, ни налево, нельзя говорить в собственном смысле, потому что от всякого внешнего способа лишить себя возможности двигаться он отказался еще по совету хорепископа Мелетия, а вершина колонны, как мы сказали, не была настолько узка, чтобы представлять какую-то узкую вдолбину, в которой ноги столпника помещались как бы в колоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Собор Святого Георгия – величественное здание в неоготическом стиле, неотличимое внешне от сотен подобных английских аббатств. Стандартная планировка участка с обязательной квадратной площадкой, обстроенной по периметру, напоминает старинные университетские колледжи. Единственная разница, что вместо зеленых оксфордских лужаек внутренний двор вымощен каменными плитами и в центре воздвигнута колонна с крестом на вершине. Чтобы попасть в храм, нужно пройти в арочные ворота, и тогда колонна окажется прямо перед вами. Квадратный дворик аббатства окружен сводчатыми аркадами с ажурной каменной резьбой. В архитектурный комплекс входят резиденция архиепископа (справа), хоспис для паломников (слева), собор и башня- звонница, носящая имя короля Эдуарда VII, известного любителя и покровителя искусств, умершего в 1910 г., в год окончания ее строительства. Квадратная в плане, 33-метровая кампанилла, увенчанная четырьмя стрельчатыми башенками-пинаклями по углам, уникальна для Иерусалима. Зодчий поставил ее отдельно, в нескольких метрах от собора, опасаясь последствий случающихся в Святой Земле землетрясений. Рядом, в саду, именуемом «Библейским садом» (здесь действительно культивируют растения, упоминаемые в Библии, и возле каждого дерева, с учебными целями, имеется табличка с названием вида по-латыни, по-английски, по-арабски и соответствующей цитатой из Священного Писания ) находится Сент-Джордж Колледж, в котором учатся как местные арабские студенты, так и учащиеся других стран. Библиотека колледжа считается лучшим англоязычным книжным собранием на всем Ближнем Востоке. Но вернемся в собор. Как войдем, слева – два различных по устройству баптистерия. Мраморная, византийского типа крещальня предназначена для полного погружения – так, как совершается крещение у православных. Она воспроизводит древнехристианскую купель – каменный бассейн со ступенями для спуска, напоминающий еврейскую ритуальную купальню (микву). Другая, типично англиканская, купель, подаренная королевой Викторией, стоит посреди придела и накрыта дубовой крышкой-киворием из особой породы заиорданского дуба. Весь интерьер собора отделан темным деревом – перегородки приделов, декор кафедр в алтарной части и органа у задней, западной стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ради укрепления нашей веры и обращения заблудших Господь в канун каждого праздника Пасхи ниспосылает на Гроб Свой в Иерусалиме чудесный благодатный огонь. Еще в Великую Пятницу в священной Гробнице при многих свидетелях гасятся все светильники, и вход опечатывается, чтобы замкнуть уста маловерам. Перед святою ночью нисходит на мраморную плиту небесное пламя — зримое свидетельство Воскресения Спасителя. И множество чудес сопровождают этот чудесный огонь. В первые минуты после схождения с неба благодатный огонь не обжигает. А по свидетельству епископа Кесарийского Евсевия Памфила , однажды, во II веке, когда не хватило лампадного масла, патриарх Иерусалимский Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Велико значение и того, что чудо схождения благодатного огня совершается только по молитвам православного духовенства. Это опыт, проверенный столетиями. В 1579 году в Великую Субботу православного Патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями храма с внешней стороны и молились. Благодатный огонь не нисходил на Гробницу. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна, возле которой молились православные, треснула, и из этой трещины показался огонь. Православный Патриарх, молившийся перед храмом, встал с колен и зажег свечи, а от него получили благодатный огонь и все православные. И ныне эта обугленная треснувшая колонна близ Гроба Господня знаменует благоволение Христа воскресшего к Православной Церкви Его. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу, но получают огонь только из рук православного Патриарха. Русские паломники прошлого века привозили священное пламя на родную землю. Один из них писал: «Возвращаясь с паломниками, отправляющимися тотчас после Пасхи, можно видеть не один теплящийся неугасимый фонарик, в котором паломники везут на родину великий дар — благодать, нисходящую на Гроб Господень. Священный огонь прибывает в Россию и расходится по ней; он широко разливается паломниками по церквам Святой Руси». Православные, которым удалось поклониться святыням Иерусалима, привозят в отечество свечи, возжженные некогда от благодатного огня в храме Гроба Господня — Христа воскресшего.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В том, что куст горит, не было ничего необычного — эти сухие кусты представляют собой прекрасный горючий материал. Удивительным было другое: куст горел слишком долго, хотя обычно такие кусты вспыхивают, как бумага, и так же быстро сгорают. Моисею, конечно, это показалось необычным, и он подошёл поближе, чтобы посмотреть на странный несгорающий куст ( Исх.3:3 ). Когда же он приблизился, из охваченного сиянием куста донёсся голос Божий, остановивший Моисея и велевший ему снять обувь, как было принято делать повсюду на Востоке, входя в святилище ( Исх.3:4-5 ). Тогда Моисею, очевидно, стало ясно, что перед ним вовсе не огонь, а сияние, обозначающее место присутствия Божия. Такое сияющее присутствие сопровождало народ Божий и впоследствии, причём днём оно иногда воспринималось видевшими его как туманность или облако. Оно сопровождало народ во время Исхода ( Исх.13:21-22, 14:19-20 ), его видели над Скинией ( Исх.40:34-38 , Числ. 9:15-23 ), а позже — в Святом-Святых Иерусалимского Храма ( 3Цар.8:10-11 ). Вначале оно не имело специального названия, его обозначали такие выражения, как «облачная колонна» (евр. амуд анан, «столп облачный» Синодального перевода) или «огненная колонна» (евр. амуд эш , «столп огненный» Синодального перевода) ( Исх.13:21-22 ), а также просто «облако» (евр. анан ) и «подобие огня» (евр. марэ эш ) ( Числ. 9:15-16 ). В дальнейшем его стали называть «слава Яхве» (евр. кавод яхве , «слава Господня» Синодального перевода) ( Исх.40:34-35 , 3Цар.8:10-11 ). В рассказе о Синайской теофании оно названо «ангелом Яхве» ( Исх.3:2 ; евр. малеах яхве , «ангел Господень» Синодального перевода), однако такое название встречается для этого феномена лишь однажды и только в данном рассказе. Для адекватного понимания важно иметь в виду, что «ангелом» в Ветхом Завете назывались не только сотворённые Богом духовные существа, но нередко и сами богоявления, которые могли иногда принимать форму видений, в том числе и человекоподобных. Собственно, такие человекоподобные видения изначально и назывались, вероятнее всего, «ангелами», которые, однако, не рассматривались в таком случае как нечто (или некто) отдельное от Бога. Скорее всего, в рассказе о Синайской теофании слово «ангел» употреблено именно в этом значении, возможно, потому, что другого названия для обозначения богоявления во времена Моисея ещё не существовало. Однако позже, когда стало очевидно, что такого рода теофания является уникальной, её перестали называть словом «ангел», а со временем придумали для неё специальное название.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Едину Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча - духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча - духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа (даже есть предание, что один из членов семьи Колонна оскорбил папу действием, первым ворвавшись к нему). Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Глава 7. Папство в XIV - XV веках. Эпоха великих соборов Авиньонское пленение пап В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V - ставленник Филиппа IV Красивого).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Другой русский исследователь, знаток Ближнего Востока, профессор А. А. Олесницкий в 1870-х гг. также отстаивал подлинность и святость мест, находившихся во владении католической общины Назарета. Изложив историю католического храма Благовещения, проф. А. А. Олесницкий продолжает: “Он, без сомнения, указывает именно то место, на котором находили дом Богоматери первенствующие христиане На этом именно месте была назаретская бази­лика Благовещения, построенная царицей Еленой, и потом базилика средневе­ковая, остатки которой в виде отдельных фризов и капителей романского стиля можно видеть при ныне существующем здесь храме” 11 . И поныне главной христианской святыней Назарета является храм над домом Иосифа Обручника и Приснодевы, в котором и было Благовещение. Вот каким предстал этот храм перед В. Г. Барским: “Тамо церковь прекрасна и пребогата обреташеся прежде опустения, ныне же мала есть, и стоит на месте оном, идеже дом Иосифов бысть, и Пресвятая Дева Богородица в нем жительствоваше, и Благовещение прият от Ангела и зачат от Духа Свята Господа нашего Иису­са Христа. Тамо суть келии лепо устроены и ограда окрест, и врата велики, железом покровенни, в стене западной” 12 . Русские паломники, посещавшие пещеру в церкви Благовещения, неизменно обращали внимание на две гранитные колонны; колонна ближе к выходу в честь Архангела — цельная, а другая, колонна Святой Девы, лишена основания и хотя и подперта куском камня, но кажется подвешенной к потолку. “Внутрь церкви обретаются столпи единокаменни, велики, еще от ветхого святой Елены царицы здания оставлшиися, — пишет В. Г. Барский. — От них два суть близу един при другом, яко на лакот стоящии, и един одесную стоящ, поддержит верх и тяготу храма, вторий же, иже ошую, не осязает низу подножия церков­ного, но точию сверху внутрь здания держим, висящ обретается. Повествуют же достоверно, яко на месте том Благовещение архангелова бысть к Деве Пречистей, сего ради и два столпа св. Елена царица повеле поставити: един в знамение Богоматере, и вторий в знамение Архангела Гавриила” 13 .

http://pravmir.ru/nazaret-hram-blagovesh...

Сначала идут новые захоронения - на портретах классический облик католического понтифика. Но чем дальше двигались мы по некрополю, тем больше Папы на портретах были похожи на наших Патриархов – с длинными власами и бородами, строгими аскетичными лицами. В гротах устроено несколько приделов, в частности, запомнился придел Ченстоховской иконы Божией Матери. В древних гротах собраны уцелевшие от старой базилики гробницы, мозаики и фрески. И последнее, что мы успели посетить до закрытия, как говорится, «галопом по Европам», - это соборная ризница, где в настоящее время расположен Музей Сокровищ. Здесь собраны главные священные артефакты Католической церкви. Ц ерковный декор, статуи, папские митры, подарки королей и принцев. В соборной ризнице хранится древняя чудотворная икона Богородицы «Исцелительница от лихорадки», белая мраморная колонна, к которой прислонялся Спаситель в Иеросалимском храме, уча народ. Целый день пребывания в Соборе святого Петра на деле показался лишь обзорной экскурсией. Если осматривать все детально и внимательно, если помолиться у каждой святыни, почитать каноны у мощей святых, пропеть величания - то, безусловно, потребуется гораздо больше времени. Храм Праксевии (Пракседы) Римской находится недалеко от нашей гостиницы. Пракседа скрывала христиан от гонений, погребала тела мучеников. Святую изображают с губкой – ею она собирала кровь мучеников. В этом храме находится Святая Колонна, к которой был привязан Исус во время бичевания. В Рим колонну привез из крестового похода кардинал в 1223 году. Еще из святынь – деревянное Распятие 13 века, которое, по преданию, заговорило со св. Бригиттой. Почти в каждом храме «подсвечники»: электрические лампочки в виде свечек. Для того чтобы лампочка зажглась, нужно бросить монету в специальную урну. По возможности в каждом храме мы старались прочитать канон, или молитву, или пропеть величание по старопечатным текстам под руководством о. Кирилла, приложиться или поклониться древнехристианским святыням. Санта Мария Делла Виттория. В 1608 году на этом месте была построена маленькая церквушка в честь апостола Павла. В честь победы над Фридрихом III в 1620 году храм перестраивают и посвящают Богородице в честь победы над лютеранами. Триумф над ересью очень красиво изображен на своде храма. За центральным престолом небольшая икона Глогии в фантастической деревянной раме с позолотой с изображением военных трофеев. Целое театральное представление в мраморе - Экстаз Святой Терезы. Бернини удалось воплотить виртуозно видение улыбающегося Ангела, пронзающего огромной стрелой с огненным наконечником сердце святой Терезы. В тот миг, когда ее тело пронизывает стрела, Терезу пронизывает божественная любовь, наполняя счастьем. Конечно, это чуждо православной духовности, похоже на прелесть, о чем писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

Это была центральная площадь древнего Константинова города, украшенная портиками, колоннами и триумфальными арками, а посередине имевшая порфировую колонну, привезенную из Рима из храма Аполлона. На этой площади в разных местах стояли мраморные статуи, произведения лучших древних мастеров, привезенные из многих городов, а также публичные здания, например, второй сенат. Нынешняя, так называемая Обожженная колонна, стоящая на своем первоначальном месте, уже в древнее время получила важное, частью мистическое, частью религиозное и археологическое значение и соединила на себе многообразные народные предания, связанные с судьбой города и империи. Эта колонна пострадала от сильной бури и молнии в царствование Алексея Комнина в 1105г., причем венчавшая колонну статуя Константина была разбита и сброшена на землю. Царь поправил повреждения на колонне, но вместо статуи приказал поставить крест, приписываемый преданием времени Константина. Наконец, Средняя улица приводила к Милию и площади Августея, или Августеона, в соседство с самыми священными и драгоценными памятниками древнего Константинополя: св. София, св. Ирина, Большой дворец и ипподром. На указанном пространстве Меса блистала богатыми и красивыми украшениями и роскошно отделанными портиками: например, дворцы Лавса, Антиоха, Филоксена; здесь был самый оживленный пункт города. Здесь на площади Августеона были роскошные дворцы и публичные здания: палаты патриарха, библиотека, бани Зевксиппа, сенат и другие здания. В середине площади стояла статуя св. Елены, или Августы, откуда происходит и название площади; там же была серебряная статуя Евдоксии, супруги Аркадия; впоследствии здесь же была поставлена колоссальная статуя Юстиниана I. Близ этой площади был Милий, имевший целью обозначить исходную точку для измерения военного пути, идущего от Константинополя. Это было основанное на 4 колоннах купольное здание, украшенное скульптурным искусством, представлявшее собой воспроизведение римского miliarium avreum. Самыми важными постройками, находившимися близ площади Августеона и более или менее к ней примыкающими, были церковь св. Софии, Большой дворец и ипподром, которым мы должны здесь посвятить внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/442754/

и Тебе воздастся обет (в Иерусалиме). Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть. ( Пс.64:2 ). Под эти величественные и грозные звуки началось шествие двух хоров по могучим стенам Иерусалима. Впереди шли все князья Иудеи. Одна колонна, которую возглавлял сам пророк Неемия, двигалась по стене на юг от Печной башни. Другая колонна направилась на восток. Так оба хора обошли по стене весь Иерусалим. По земле за ними следовали толпы народа и присоединяли свои голоса к гимну во славу Божию: Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее. Поток Божий полон воды. ( Пс.64:10 ). Звучали голоса и инструменты, гремели священнические трубы. Обе колонны в торжественном шествии сошлись у храма, у дома Божия, где и началось богослужение». В это время раздался сильный и продолжительный звук трубы, прервавший рассказ старика. Иисус и два других мальчика, слушавших повествование, одновременно повернули головы к Иерусалимским стенам. Прозвучавший звук трубы словно вылетел из услышанного только что рассказа и воспринимался как его продолжение, связывающее далекое прошлое с настоящим. Казалось, что сейчас справа и слева выйдут обе колонны певцов, музыкантов и священников с трубами, возглавляемые самим пророком Неемией. Иисус стал ждать. Он был уверен, что среди человеческого говора и шума различимы звуки поющегося гимна. Но тут он услышал возле себя родной женский голос: «Иисус, поехали! Слышишь, уже храмовая труба играет и стража открыла ворота». Иисус, еще находясь под впечатлением рассказа и не желая расстаться с надеждой увидеть шествие хора, медленно уселся на отчую повозку. Подъезжали к воротам также медленно. Стража все время кого-то останавливала, о чем-то спрашивала, что-то проверяла. Как только проехали ворота, семья Иосифа, следуя примеру остальных, слезла с повозки. Люди шли пешком и пели старую, всем известную песню, которую обычно поют путники в воротах Иерусалима, при входе в великий город: Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим – Иерусалим, устроенный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это, подобно чудесам предшествующим, должно было еще более утвердить Иберийцев в вере; ибо на утро пришедши к церкви, они увидели нечто удивительное, похожее на сновидение: колонна, накануне бывшая неподвижною, теперь стояла прямо и висела в небольшом расстоянии над своим основанием. Тут все изумились и Христа исповедали единым истинным Богом. А между тем, как народ продолжал смотреть на это чудо, колонна сама собою тихо опустилась и как-будто искусственно приладилась к своему основанию. После сего прочего колонны легко уже были воздвигнуты, и остальное Иберийцы докончили с великим усердием. Когда же церковь была ими тщательно устроена, они, по совету пленницы, отправили послов к царю Константину и, предложив ему с своей стороны оборонительный и наступательный союз, в вознаграждение за то просили его прислать своему народу священников. Как скоро послы рассказали, что у них случилось и с каким усердием весь народ чтит Христа, римский царь выразил им свое удовольствие и, сделав все по их желанию, отпустил их. Так-то Иберийцы, познав тогда Христа, и доныне усердно чтут Его. Глава 8 О том, как приняли Христианство Армяне и Персы. Вслед за тем христианская вера перешла к племенам соседним, и количество исповедников увеличилось. Впрочем Армяне, как я узнал, еще прежде того приняли Христианство. Говорят, что повелитель этого народа Тиридат, после какого-то дивного знамения Божия, случившегося в его доме, и сам сделался Христианином, и всем подданным предписал указом исповедовать ту же веру. Потом уже христианская вера перешла к соседним народам, – и количество исповедников увеличилось. Начало Христианства между Персами положили, думаю, те из них, которые, по случаю взаимных сношений Озройцев и Армян, вероятно, беседовали с тамошними святыми мужами и опытно удостоверились в их добродетели. Глава 9 О персидском царе Сапоре, как он восставал против Христиан; о персидском епископе Симеоне, и об евнухе Усфазаде, как он совершил подвиг мученичества. Так как с течением времени (в Персии) стало весьма много (уверовавших во Христа), и они начали делать собрания, имели священников и диаконов; то это сильно обеспокоивало магов, которые, как бы какая священная каста, по преемству родов издревле управляли персидским богослужением, – обеспокоивало также и Иудеев, которые, по ненависти, были как бы природными врагами христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010