Ландо и О. Колонна. В ходе опроса выборщиков большинство голосов было пересмотрено в пользу кард. О. Колонны; остальные члены конклава не стали возражать против его кандидатуры, вслед. чего было объявлено, что избрание совершилось «единодушно и единогласно» (unanimiter et concorditer). Впосл. нек-рые члены конклава заявляли в письмах, что столь быстрый переход от разногласий и споров к полному согласию может быть объяснен лишь благодатным воздействием Св. Духа (см.: Brandm ü ller. 1997. Bd. 2. S. 366-370; Girgensohn. 1987; ср. также: ACConstanc. Bd. 4. S. 147-155. N 347; Hardt. T. 4. P. 1481-1482). Кард. О. Колонна выбрал для себя имя Мартин в честь свт. Мартина , еп. Туроны ( 397), память к-рого совершалась в день избрания. Торжественная церемония возведения на престол и папская коронация Мартина V состоялись 21 нояб. 1417 г.; на них присутствовали кор. Сигизмунд I и все участники К. С. (описание см.: Hardt. T. 4. P. 1488-1491). На следующий день Мартин V встретился с депутатами наций, подтвердил намерение принять декреты о церковных реформах и утвердил новый состав комиссии для их разработки, включив в нее помимо представителей наций 6 кардиналов (Ibid. P. 1492-1494). С избранием Мартина V соборное «дело единства» было успешно завершено. Без к.-л. сопротивления со стороны кор. Сигизмунда I или представителей наций Мартин V возглавил работу К. С.; он председательствовал на всех последующих заседаниях и утверждал соборные решения в соответствующих буллах. Осуждение Уиклифа и Гуса (causa fidei) Инициатива вызвать Гуса на К. С. принадлежала кор. Сигизмунду I, исполнявшему желание своего брата, кор. Чехии Вацлава IV (1378-1419). Учение Гуса и его последователей к нач. XV в. широко распространилось в Чехии и получило поддержку как со стороны католических клириков, дворян и теологов, так и в народной среде. Руководствуясь политическими мотивами, кор. Вацлав IV первоначально поддерживал Гуса в его богословских спорах с католическими теологами Пражского ун-та и Пражским архиеп.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

При этих словах Васира Лев вздрогнул, вспомнив, что почти такими же словами о камнях говорил ученый иудей. — Как я буду очищать веру, когда этот упрямый старик не желает видеть в иконах идолопоклонства? — с досадой в голосе сказал император. — Придет время, и патриарх поймет твою правоту, государь. Сейчас можно действовать и без него. Халиф Йазид, тот не побоялся возмущения своих подданных христиан, а приказал убрать иконы с площадей и улиц. И если бы не хитросплетения этого зловредного Мансура, с которым халиф имеет неразумие советоваться по всем делам касательно христиан, то иконы убрали бы и из храмов. Неужели ты, Лев, автократор всех ромеев, не волен убрать иконы хотя бы с ворот своего дворца? — Да, Васир, ты прав, пора действовать во имя веры Христовой. Иди и позови ко мне спафарокандидата Иувина. 2 Самым популярным местом для прогулок горожан и интеллектуальных бесед ученых мужей была площадь перед главным храмом Константинополя — Святой Софией. Это пространство около собора при создании новой столицы империи задумывалось Константином Великим как центральная площадь города. Он назвал ее Августеон в честь своей матери Августы Елены. Константин окружил площадь колоннами, а в середине площади установил статую своей равноапостольной матери. От площади Августеон начиналась главная улица столицы Месса. Начало этой улицы указывала колонна, называвшаяся Миллиум. На этой колонне, как и на подобной ей в Риме, были начертаны расстояния до различных центров провинций империи. Находясь рядом с Августеоном, колонна Миллиум стояла на одной линии с Халкой — главным входом в Большой императорский дворец. Это роскошное архитектурное строение венчал золотой купол. Стены внутри были облицованы мрамором, а потолок украшала смальтовая мозаика с изображением императора Юстиниана Великого и его супруги Феодоры. Из Халки можно было попасть в любое строение императорского дворца. Массивные двери, ведущие в Халку, были из бронзы и именовались Халкопратийскими вратами. В народе же их просто называли Медными вратами. Над этими воротами была укреплена позолоченная статуя Иисуса Христа. Этот образ Христа прозвали Антифонит, что означает «Ответчик» или, в более правильном понимании, «Поручитель». Его воздвиг византийский купец-моряк в благодарность за чудесное избавление от большого долгового обязательства, К этому образу многие горожане приходили молиться о всяких своих житейских нуждах. Именно с этого образа, особо почитаемого в народе, и решил начать свою борьбу против иконопочитания император Лев Исаврянин.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

В уровень под этой колонной поставлен крупный столб из другого камня, так что оставляется впечатление, будто бы это есть цельная колонна, но выпиленная по средине. И действительно, существует предание, что эта колонна была перерублена мусульманами, которые думали найти здесь сокровище. Она означает место, где стоял Архангел во время благовестия. Вися как бы каким-то чудом на воздухе, она производит удивительное впечатление и признается величайшей Назаретской святыней. Магометане поклоняются ей также усердно, как и христиане. Из этой пещеры есть вход в другую пещеру, которая оставлена в своем натуральном виде, где, предполагают, жил и учил ребенка-Иисуса Иосиф-Обручник. Ему тут и устроен маленький престол, а золотая латинская надпись на стене гласит: hic erat subditus illis, т. е. «здесь Он был в повиновении у них» (Ев. Луки). Наконец, по лесенке мы поднялись в четвертую пещеру, где, как говорят, была кухня Матери Божией, а также и разные принадлежности домашнего хозяйства; отверстие в потолке этой пещеры могло служить для выхода дыма. Находясь в этом скромном помещении, мы невольно были охвачены чувством благоговения к смирению Пресвятой Девы Марии. Бросив последний взгляд на эти священные для нас стены, мы снова поднялись в верхнюю церковь , откуда, в сопровождении монаха – францисканца, отправились в католическую часовню, находящуюся на юго-восток от церкви Маронитов и вблизи Латинского монастыря. В этой капелле по средине находится большой полукруглый камень, называемый «трапезой Христа». По преданию, на этом камне Господь до своих страданий и после Своего воскресения вкушал пищу с Своими учениками. Мы обратили внимание на образ Нерукотворенного Лика Спасителя, висевший на стене против самого входа. По преданию, это есть список с образа, принесенного Апостолом Фаддеем царю Эдесскому Авгарю. Обозревая католические костелы и заключающиеся в них святыни, здесь и в других местах Палестины, мы не могли не обратить внимания на замечательную в них чистоту и роскошь отделки, особенно по сравнению с греческими святынями, содержимыми большей частью не особенно аккуратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огнь пламенем. Патриарх встал и зажёг свои свещи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились, а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать: «Ты еси един Бог Иисус Христос; едина наша истинная вера православных христиан!». И начали бегать по всему Иерусалиму и сделали по всему граду шум и гам. Они и доднесь творят этому память, прыгают и кричат кругом Божия гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же турки, кругом стоявшие на стране, видевши сие чудо, весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: «Един истинный Бог Иисус Христос; едина истинная вера православных христиан!». А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твёрдый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску; хотя не православные и стараются их загладить, но я ещё своими очами видел и своими руками осязал. И колонна с трещиной опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял своё оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой Панагии, где и доднесь источают благоухание. Армяне внутри у гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом. Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма. III. Из книги Жития Святых св. Димитрия Ростовского, за июль 11. Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего их пролива Босфора Фракийского: пострадала она в царствование императора римского Диоклетиана (284–305), шестнадцатого сентября, когда и празднуется её память. Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных её мощей во время IV Вселенского Собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными и произошло следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как видно из соборных документов (включая требования собора, выдвинутые в адрес новоизбираемого папы), церковные реформы понимались собором исключительно как организационно-управленческое, каноническое и финансовое упорядочение жизни католической церкви. Вопросы догматического, литургического и пастырского характера не выходили на передний план – по всей видимости, положение в данных сферах церковной жизни участников собора вполне устраивало. 11 ноября 1417 г. папой был избран Оддоне кардинал Колонна, который принял имя Мартина V (1417–1431). Это был странный конклав: в запертом здании (от единственного входа было три ключа: один – у короля, второй – у соборного капитула Констанца, третий – у самого Вселенского собора) голосовали не только 23 кардинала, но и по 6 представителей от каждого из 5 народов. Западная церковь снова была объединена под одним главой, который не замедлил вернуть папской власти в католической церкви ее утраченную абсолютную полноту (чего и боялись кардиналы-выборщики). Коронация состоялась в Мюнстере – Мартин V стал единственным римским папой, коронованным на германской земле. Кардинал Колонна на момент избрания был иподиаконом; поспешнее, чем некогда Фотия, патриарха Константинополя, 12 ноября его рукоположили во диакона, 13 ноября во священника и 14 ноября во епископа, и уже 21 ноября он принял папское посвящение. Новый папа принадлежал к старинному римскому баронскому роду, и это служило для всех некоей гарантией, что Святой престол вновь переместится в Рим. На повестку дня встали меры по реформе церкви и даже были достигнуты некоторые успехи: Констанцский собор решил ряд вопросов, связанных с обновлением церкви и церковной доктриной (в частности, были осуждены реформаторские взгляды англичанина Дж. Уиклифа и чеха Я. Гуса; сам Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский по приговору собора были сожжены за ересь – один 6 июля 1415 г., другой – 30 мая 1416 г.), осудил под угрозой экскоммуникации причащение мирян «под двумя видами» (хлеба и вина) и объявил об отмене ряда выплат в пользу папской курии (в частности, аннатов 151 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На углу улицы, в которую поворачивает Крестный Путь на запад, по левую руку, указывают место, где Симон Киринейский возложил на себя крест, облегчив истомленные под тяжестью его рамена Спасителя ( Лк.23:26 ). Далее по этой улице показывают, на левой стороне, дом Св. Вероники, рядом с ним – дом Вечного Жида 44 , а в соседстве с последним видны остатки древней еврейской стены. От древней стены Крестный Путь продолжается шагов на пятьдесят к западу. На углу перекрестка, против означенной стены, колонна из серого мрамора показывает место вторичного падения Спасителя, а далее по улице, шагах в пятидесяти, как показано выше, от перекрестка, по правую сторону улицы, находится еще колонна, означающая место обращения Спасителя к плачущим женам: «Дщери Иерусалима! не плачьте обо Мне; плачьте о себе самих, о ваших детях; ибо придут дни, в которые воскликнут: счастливы бесплодные, женщины нерождавшие и сосцы непитавшие! И, обратясь к горам, возопиют: падите на нас, и к холмам: накройте нас!» ( Лк. 23, 28–30 ). От этого места Крестный Путь возвращается назад, до угла улицы, и поворачивает вправо, на юг, проходя под сводами базара. При выходе из последнего две колонны на правой стороне означают место третьего падения. Отсюда переулок, идущий вправо, на запад, приводит прямо к храму Гроба Господня. Храм Гроба Господня, называемый арабами Кенисет эль-Киамет («храм Воскресения») и нередко означаемый в турецких фирманах презрительным именем эль-Комамаг («сор»), был построен, по приказанию императора Константина, на месте Гробницы Спасителя и Голгофы в 326–335 годах. Он состоял из базилики, нескольких колоннад и дворов, подробно описанных историографом Константина Евсевием. Скала, в которой иссечена пещера, заключавшая тело Спасителя, была отделена от холма и составила отдельную массу, заключенную впоследствии в стены многостороннего храма, получившего название Анастасис («Воскресение»). Другой храм, воздвигнутый на Лобном месте, назывался Мартирион («Страдание»). На восток от Святого Гроба открывалась собственно базилика, состоявшая, по всей вероятности, из среднего главного прохода и четырех боковых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ежегодно 5 августа в базилике вспоминается снежное чудо: мягко спускающееся с купола море белых лепестков, символизирующих снег – это сказочное действо надолго запомнится паломникам. Перед главным входом в базилику - триумфальная колонна, воздвигнутая в 1614 году как благодарение Божией Матери за избавление от чумы. Колонна IV века, ее перенесли сюда с Римского Форума. Колонну венчает бронзовая статуя Богородицы с Младенцем на руках. Рядом небольшой уютный фонтан, а рядом еще фонтанчик - для того, чтобы напиться. Как мы потом узнали, такие небольшие фонтанчики разбросаны по всему городу, есть даже такие, вода из которых истекает более двух тысяч лет! Воды в Риме много и вся она пригодна для питья. Необыкновенная чистота и прозрачность всех городских фонтанов объясняется тем, что вода не застаивается, а сразу же уходит в канализацию, т.е. постоянно свежая, проточная. Сидя на ступеньках фонтана, уставшие после насыщенных до предела дней (маршруты по Риму практически все пешеходные, и ежедневно мы проходили по 9-12 километров), мы наслаждались колокольным звоном, который ежедневно в девять часов вечера звучал с самой высокой в Риме 75-метровой колокольни (14 век). В первый же день побывали в одном из четырех главных (великих) храмов Рима – Латеранской папской базилике ( Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано). Над входом надпись, что это «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Т.е. ее статус итальянцы поднимают выше всех храмов не только Рима (даже собора св. Петра), но и мира. В этих стенах прошло пять Латеранских Вселенских соборов Католической церкви. Здесь кафедра римского епископа, папский трон. На главном престоле, находящемся под балдахином, служит только Папа. Потрясающей красоты собор. На фасаде - гигантские скульптуры отцов Церкви, в центре – Христос. Внутри еще более впечатляюще. Изящный потолок, богато расписанный, с позолотой. Мозаики в византийском стиле (1288-92 гг.), есть изображения Франциска Ассизского, Антония Падуанского, Папы Бонифация . Этот Папа, кстати, 1300 год объявил Юбилейным и одна из пяти дверей, ведущих в собор, открывается только по «юбилеям». В базилике захоронения шести Пап. В храме несколько капелл (часовен), все различаются своим оформлением. В нишах стен величественные статуи апостолов (16 век). Мраморный мозаичный пол. Четыре бронзовые позолоченные колонны, привезенные из иерусалимского храма Соломона, поддерживают сень над приделом Святых Тайн. Над этой сенью, в особой комнате, хранится стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/15/...

Главный город этого острова есть Курцола. Он находится на самой оконечности восточной его части, против полуострова Сабионцелло, от которого он отделяется одною милею. Курцола окружена с трех сторон водою и укреплена высокими стенами и башнями, построенными в древнем итальянском стиле; но эти стены и башни весьма ветхи, и во многих местах поросли травою и древесными побегами. Окружность стен измеряется 850 шагами; по этому можно судить, как мал этот город. Он имеет двое ворот: одни ведут на западную пристань чрез каменную лестницу, устроенную над безводным рвом, отделяющим город от его предместья, а другие – на южную пристань. В самом средоточии города, на темени горы стоит кафедральная и единственная церковь католическая во имя Св. Иеронима. Она построена в готическом вкусе с высокою колокольней, украшенною колоннами во всех пролетных ярусах. Церковь должно быть очень древна. Наружные стены ее и колокольня инде поросли травою и плющем. У главного входа в нее, построенного в виде огивного, впрочем слишком мало углубленного портика, по обеим сторонам фронтона, на карнизных камнях лежат львы головами на площадь, и держат в лапах своих каких-то маленьких животных, – не символ ли покоренной венецианами Курцолы? Подо львами, к этим откосным камням приставлены две маленькие человеческие фигурки: мужская и женская, совершенно нагие и в самом непристойном положении. Поза их походит на вид сидящей лягушки. Мне кажется, что они означают Адама и Еву, изгнанных из рая. Внутренность храма не замечательна (Пред ним находится небольшая площадь, вымощенная белым плитовым камнем. На этой площадке, в углу, стоит толстая, приземистая, низкая и весьма некрасивая колонна, складенная из больших белых камней. На верху этой колонны теперь нет ничего, но я полагаю, что прежде прикреплялся к ней или большой фонарь для освещения площади, или вероятнее, венецианский флаг. Ибо с одной стороны колонны, во всю длину ее, сделан довольно широкий и глубокий вырез для вставки в него чего-либо. На лицевом боку ее виден рельефный лев Св. Марка и над ним год MDXV. За этою площадкою, двумя ступенями ниже ее, начинается другая площадка, – и здесь поставлена весьма малая, тонкая, но изрядная, непыльно-каменная колонна, увенчанная крошечным каменным львом Св. Марка, впрочем некрылатым).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

гробницей. С нек-рой долей достоверности можно говорить о том, что Константин основал в К. также церкви св. Мокия и арх. Михаила в Анапле (в окрестностях К.; Georg. Mon. Chron. P. 501). Колонна Константина на форуме Константина (пл. Чемберлиташ). 328 г. Фотография. 1912 г. Колонна Константина на форуме Константина (пл. Чемберлиташ). 328 г. Фотография. 1912 г. Вост. часть Августеона оформлялась комплексом зданий сената (синклита) и дворца Магнавра (Μαγναρα), на территорию к-рого вели парадные ворота Халка (Χλκη) в юж. углу площади (см. Большой дворец в Константинополе ). Дворец возводился на основе ранее находившихся здесь апартаментов наместника провинции Европа и со временем вырос в чрезвычайно обширный комплекс имп. Большого дворца, к-рый занял большую часть городского района к югу и востоку от Св. Софии, Августеона и ипподрома (византийцы считали, в целом справедливо, что дворец по размерам был лишь немногим меньше Палатинского дворца в Риме). Рядом, в вост. части площади, Константин установил невысокую порфировую колонну со статуей своей матери св. Елены ( Ioan. Malal. Chron. P. 321). В 390 г. имп. Феодосий I воздвиг на площади колонну со своей серебряной статуей ( Marcell. Comit. Chron. AD 390). Также к востоку от Св. Софии постепенно складывался комплекс резиденции столичного архиепископа, позднее - патриарший дворец. Юж. границу пл. Августеон формировали термы Зевксиппа и парадный сев. вход на городской ипподром. Все эти сооружения были существенно расширены и украшены по планам Константина. Так, по его приказу в здании ипподрома был устроен храм Диоскуров, а в его портиках и на разделительном барьере стадиона устанавливались статуи античных божеств, конфискованные из различных языческих храмов империи, в т. ч. треножник оракула Аполлона, привезенный из Дельф ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 16; Zosim. Hist. II 31; Ioan. Malal. Chron. P. 319-320). В термах Зевксиппа был организован музей бронзовых статуй и др. ценных произведений искусства ( Ioan. Malal. Chron. P.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Возле его берега стоит древняя часовня, с двумя купальнями по сторонам. В Косине есть барский дом, – но он совершенно обветшал; примыкающий к нему сад заброшен и заглох. Коптево – за Петровским парком в 4 верстах от Тверской заставы, путь по шоссе. Корнеево – село, называемое с 1832 г. Зенино, – в 11 верстах от Кускова, – принадлежало прежде графу П. А. Румянцеву, которого здесь часто посещали лица царской фамилии. В Зенине отлично устроенный скотный двор, скот которого весьма хорошей породы. Котлы – за Серпуховской заставой в 7 верстах от Москвы по шоссе, памятно тем, что на том месте, где ныне находится это селение, было сожжено тело лже Димитрия I, этой одной из замечательнейших личностей в отечественной истории. Как известно, тело его первоначально было погребено на Убогом доме, а потом вырыто, предано сожжению и собранным прахом, смешанным с порохом, заряжена пушка, из которой был сделан выстрел потому направлению, откуда явился лже Димитрий в Москву. Кунцево – за Дорогомиловской заставой в 7 верстах от Москвы, подарено было царем Алексеем Михайловичем боярину Кириллу Полиевктовичу Нарышкину, отцу Натальи Кирилловны, и было в роде Нарышкиных. Теперь Кунцево принадлежит двум владельцам: коммерции советнику Солодовникову, который построил здесь изящные дачи и разбил парк, и почет. гражд. Кузьме Терентьевичу Солдатенкову, купившему остальную часть Кунцева в 1866 г. В Кунцеве следующие памятники: против барского дома колонна, на которой две надписи: С южной стороны: «Столб, первый сибирский мраморный, привезенный в С. – Петербург в 1769 г. Поставлен в селе Кунцеве в 1841 г.» С северной стороны, обращенная к дому: «Пожалована Ея Императорским Величеством Екатериною II в 1769 г. господину обер-шталмейстеру Льву Александровичу Нарышкину». Гранитная колонна-пирамида близ оранжереи под двуглавым орлом – вензелевое имя императора Александра I; под одноглавым орлом и венком надпись: «1818 г. июля 4 дня, король прусский Фридрих Вильгельм III, узрев из Кунцева Москву, благодарил ее за спасение своего государства».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010