То есть то, что мы делаем людям, нуждающимся в помощи, мы делаем лично Самому Христу. Если мы одели раздетого, то одели Самого Христа, если накормили голодного, накормили Самого Христа, если помогли больному, помогли Самому Христу. И наоборот: если мы прошли мимо убогого, просящего о помощи, то прошли мимо Самого Христа, если не посетили страждущего, не посетили Самого Христа, если не помогли кому-то, не помогли Самому Христу. Христос отождествляет Себя с нищими, больными, заключенными и нуждающимися, а значит, мы всегда можем лично Ему делать добро! Для этого только нужно делать добро нуждающимся людям, и Он примет это как сделанное лично Ему! И те, кто так поступает, несомненно, услышат от Него на последнем Суде: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо Я был голодный, и вы накормили Меня, жаждал, и вы напоили Меня, был наг, и вы одели Меня, был странником, и вы приняли Меня… Как же мы должны дорожить этой добродетелью! Как должны стремиться к ней! Шутка ли сказать: сделав добро какому-нибудь несчастному, мы сделали его Самому Христу! Не будем же никогда, братия и сестры, упускать возможность помочь нуждающимся, не будем проходить мимо них, ибо какой же глупец будет проходить мимо своего спасения? Да и совсем это нетрудно – по силам помочь ближнему, а вот награда за это бывает весьма и весьма великая. Ибо сказано в Писании: благотворящий бедному, дает взаймы Господу, и Тот воздаст ему за благодеяние его. Господь же когда воздает, то воздает всегда сторицей. Святой же Петр, о котором наша речь, пошел по пути христианского совершенства еще гораздо дальше. Ведь цель христианской жизни всегда одна – приближение ко Христу и соединение с Ним, и, чтобы этого достичь, святые изобретали самые разные способы подвижничества. Вот и Петр, движимый любовью ко Христу, избрал для себя следующий путь – после явления ему Господа он сказал: «Если нищие – это то же, что Сам Христос, то я не успокоюсь, пока не стану одним из них». После этого он отпустил на волю слуг и рабов, продал свое имущество и, раздав деньги нуждающимся, действительно стал нищим. |
Торт от мироносицы «С этим дольше трех месяцев не живут. А вы держитесь уже два года…» 16 мая, 2021 «С этим дольше трех месяцев не живут. А вы держитесь уже два года…» Я крестил дочку Веры прямо дома – Вере надо было срочно ехать в Москву, к врачам, а дочка некрещеная, мало ли что… Глядя на Веру, красивую молодую женщину, исполненную доброты, энергии, теплого незлого юмора и именно что веры, неброской, какой-то глубинной, я подумал, что слова «к врачу» и «мало ли что» с ней совсем не вяжутся. Но именно с болезнью накрепко связала Веру жизнь, – что мы, мироносицы и мироносцы, можем подчас принести Христу в первую-то очередь, как не наши скорби, страдания, болезни, наш личный житейский ад… Материал был впервые опубликован в апреле 2018 года. «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик…» (Мк. 16, 1-4). Священник Сергий Круглов Неделя жен-мироносиц давно уже называется в Церкви православным женским днем. Иные считают, что, дескать, 8 марта обычно приходится на Великий пост, верующим женщинам его отмечать нельзя, а поздравлений и подарков хочется, вот и устроили свой особый праздник, как это сейчас говорят, «в порядке импортозамещения». Один батюшка в шутку сказал на это: «Подарков хочется? Так ведь жены-мироносицы, наоборот, сами принесли миро Христу! Вот и православные женщины, если хотят отметить свой женский день, пускай тоже дарят подарки – мужьям, начальникам на работе, батюшкам на приходе…» Шутка шуткой, а ведь действительно – рано утром, тайком пробираясь к пещере, эти женщины шли не получить что-то от любимого Учителя, они несли Христу миро, а вместе с ним – и свою любовь, и свою скорбь о Нем, убиенном, и все самое драгоценное, что у них было в сердце и в жизни. Вера принесла свои скорби Христу Мироносицу, с которой я познакомился совсем недавно в Минусинске, зовут Вера. Я крестил у нее дочку, крестил прямо дома – Вере надо было срочно ехать в Москву, к врачам, а дочка некрещеная, мало ли что… Глядя на Веру, красивую молодую женщину, исполненную доброты, энергии, теплого незлого юмора и именно что веры, неброской, какой-то глубинной, я подумал, что слова «к врачу» и «мало ли что» с ней совсем не вяжутся. Но именно с болезнью накрепко связала Веру жизнь, – что мы, мироносицы и мироносцы, можем подчас принести Христу в первую-то очередь, как не наши скорби, страдания, болезни, наш личный житейский ад… |
Тут своего рода теория культурной элиты, этического и интеллектуального аристократизма. Отчасти Версилов развивает идеи Павла Петровича Кирсанова («Отцы и дети»), но не в запальчивости, не в состоянии раздражительного высокомерия, а в сосредоточенной спокойной убеждённости— что надёжнее. Проницательному уму Версилова (столь тонкому, что он как бы мимоходом, но моментально разгадывает ротшильдовскую идею Подростка— не шутка!) Достоевский доверяет некоторые мысли, положенные самим автором в основу его идеала всечеловечества , к которому как к итогу устремляется русская идея — как понимал её писатель. «...Высшая русская мысль есть всепримирение идей» (13, 375). «Заметь себе, друг мой, странность: всякий француз может служить не только своей Франции, но даже и человечеству, единственно под тем лишь условием, что останется наиболее французом; равно— англичанин и немец. Один лишь русский, даже в наше время, то есть гораздо ещё раньше, чем будет подведён всеобщий итог, получил уже способность становиться наиболее русским именно лишь тогда, когда он наиболее европеец. Это и есть самое существенное национальное различие наше от всех, и у нас на этот счёт— как нигде. Я во Франции— француз, с немцем— немец, с древним греком— грек и тем самым наиболее русский. Тем самым я— настоящий русский и наиболее служу для России, ибо выставляю её главную мысль. Я— пионер этой мысли. Я тогда эмигрировал, но разве я покинул Россию? Нет, я продолжал ей служить. Пусть бы я и ничего не сделал в Европе, пусть я ехал только скитаться (да я и знал, что еду только скитаться), но довольно и того, что я ехал с моею мыслью и с моим сознанием. Я повёз туда свою русскую тоску. Одна Россия живёт не для себя, а для мысли...» (13, 377). Идея всечеловечества , очень важная для Достоевского, как бы выкристаллизовывается на наших глазах, принимая всё более отчётливые очертания. В словах Версилова она ещё не обрела окончательную наполненность формы, да и форма сама ещё не совершенна, но суть уже прояснилась. Русское начало, русскую всеотзывчивость, как начало всеобъединяющее, Достоевский полагает основанием всеединства человечества. Всеединство во Христе и есть для него та правда , которая выше России и которой призвана служить Россия. Прообраз такой всеотзывчивости ради служения Истине находим в словах Апостола: « Ибо будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона— как чуждый закона,— не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его » ( 1 Кор. 9, 19-23). |
У других детей Ноя, однако, данная информация не убавила почтительности к отцу: «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9: 23). Вот в этом-то случае – в случае ошибок и грехов родителей – и становится максимально очевидна природа хамства (в его библейском понимании). Сим и Иафет дали пример не-хамского поведения. Хотя Хам, по современным понятиям, ничего дурного и не сделал: сказал все «как было». Некоторые, пожалуй, добавят, что еще «проявил принципиальность и честность, не стал замалчивать». К описанному сюжету – отношению «детей» к «грехам отцов» – мы еще вернемся не раз на современном материале. А пока стоит задуматься о более общем: о том, почему же так по-разному понимается «хамство» (а заодно и «честность», «принципиальность» и т.д.) в разных культурах: например в культурах с традиционными ценностями и – современной либеральной культуре. Ослы и дети В новогодние каникулы–2017 случилось увидеть по телевизору удивительные кадры. Один из ведущих телеканалов страны, позиционирующий себя как «первый развлекательный» и, что куда более важно, «семейный», в течение всего дня показывал анонс широко известного голливудского мультфильма: продукция, рассчитанная и на детей, и на взрослых, то есть тот самый случай, когда у экранов собирается вся семья. И сам анонс был построен на сценке, где за столом собралась как раз вся семья – семья персонажей из самого популярного ситкома этого канала. А ситком этот настолько семейный, что в название просто вынесена фамилия главных героев. То есть чтобы вы понимали: семейные ценности вдоль и поперек. И вот сюжет ролика: за столом два поколения – отец и его сыновья с женами, и один из сыновей отпускает шутку про то, что их семья похожа на героев знаменитого мультфильма (того самого, анонсируемого), и – внимание: изюминка! – финальная фраза шутки: «…а наш папа – Осел!» Папа в долгу не остается, и в ответной шутке титул осла достается уже сыну. Напомню, это – выходные дни, вся страна у экранов, дети в первую очередь. Ролик под рабочим названием «Неудачная шутка» шел целый день, в каждой рекламной паузе. |
— Фут-тян, ты ведь шутишь?… — В голосе матери были панические нотки. Фудзио нарочито медлил с ответом. — Плохая шутка! Это ведь шутка, Фут-тян? Скажи мне, матери, это шутка! — Выходит, что сын не заслуживает доверия? — буркнул наконец Фудзио. — Вовсе нет, но… — Да шутка, шутка это! Дурная шутка, смахивающая на правду. Но я повторяю, не лезьте ко мне. Хватит меня опекать и пытаться вылепить из меня пай-мальчика. И, напустив на себя равнодушно-независимый вид, Фудзио направился наверх, в свою мансарду. На самом деле его била дрожь. Во рту пересохло. Он-то наивно полагал, что ничего не происходит, а оказалось, что все не так просто. Полдня Фудзио тайком наблюдал за атмосферой в доме. Его беспокоила реакция близких. Мать на мгновение решила, что слова Фудзио — правда, и испытала шок. Когда же он сказал, что это шутка, мать вздохнула с облегчением. Теперь у нее хорошее настроение, как у человека, вернувшегося к жизни после тяжелой болезни. С женщинами все просто. Если можно не думать о том, о чем она думать не хочет, то уже одно это поднимает ей настроение. Мать уверена, что ее милый мальчик «Фут-тян» не мог совершить подобное злодеяние. Сабуро — другое дело. Сейчас он ведет себя, как обычно, в его общении с покупателями не чувствуется перемен. Однако видно, что он молча размышляет. А что, если слова Фудзио вовсе не шутка? Не исключено, что Фудзио совершил преступление, — вот что мучает Сабуро. В отличие от матери, он видел Фудзио насквозь. «Никто не знает детей лучше родителей» — это выражение применимо только к людям из прошлого. Если то, что сказал Фудзио, — реальный факт, то дело принимает серьезный оборот и не ограничится одним Фудзио, — в него будет втянуто все семейство, поэтому Сабуро, занимаясь работой, уже планировал, какие надо бы принять меры на первый случай. Доказательством этому послужило то обстоятельство, что Сабуро даже и не подумал привести в порядок и заново наклеить плакат, который порвал и растоптал Фудзио. Если человек, который просил Сабуро наклеить плакат, задаст вопрос о причине его исчезновения, вероятно, возникнет неприятная ситуация. Но у Сабуро явно нет желания проливать свет на эту проблему. Фудзио уловил какое-то движение. |
Он как красное яичко. У него и рука смеется и нога смеется. Танцуй, душа, без кантуша, ищи пана без жупана. И печка и лавка пляшет. Ходи, изба, ходи, горница! Извозчик, что возьмешь на сажень кверху? У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет. В веселый час и смерть не страшна. Веселому жить хочется, помирать не можется! Красивый (муж) на грех, а дурной на смех. Надорвать животы, животики; лопнуть, покатиться, повалиться во смеху; помирать, надсесться со смеху, за бока держаться. Полно тебе зубы скалить. И волк зубоскалит, да не смеется. Хохочи, коли зубы хороши (доколе зубы не болят). Молод смеяться: еще на зубах волоса не выросли. Не перед добром развеселился. Этот смех перед слезами. Смех тридцать лет у ворот стои т, а свое возьмет. Смехом сыт не будешь. Смех – волынка: надул, поиграл, да и кинул. Смех до плача доводит. И смех наводит на грех. Иной смех плачем отзывается. Шутил Мартын, да и свалился под тын. Кто весел, а кто и нос повесил. Тебе смешно, а мне до сердца дошло (а ему тошно). И то смешно, что в животе тощо. За весельем горесть ходит по пятам. Ни печали без радости, ни радости без печали. И смех и горе. И смех и грех. С дураком смех берет, а горе тут. Игра игрою, а дело делом. Смешки смешками, а дело делом. Пиво пивом, дело делом, а шутка поди в чужую деревню. Смех смехом, а шутка на (в) сторону. Шутки в сторону. Шутка шуткой, а дело делом. Шутить шути, а рожь купи (а рожь береги). Шут в дружбе неверен (ненадежен). Шуту не верь. Шуту в дружбе не верят. Не шути шутом: проткнет и щупом. Хорошо смеяться на сухом берегу. Шутка не погудка. Грызть (Грызут) орешки не для насмешки. Эта шутка (не) в лисьей шубке (шутка в шубке: тепла, выгодна шутнику; не в шубке: гола, груба, неприятна) . Шутки шути, а людьми не мути. Шутить шути, да людей не мути. Шутки шутить – людьми мутить. Хороши шутки, баламутки. Он шутки пошучивает, на себя плеть покручивает. Шути, да оглядывайся. Шути, да за спиной простор береги. Шутить шути, а хлеба купи (а долг плати). Век на смеху живет. Век прошутишь, словно проживешь. |
На вековую шутку никого не станет. Иному и век изжить, ровно шутку пошутить. Живем шутя, а помрем вправду. Умей пошутить, умей и перестать. Лишняя погудка (шутка) в забаву не годится. Шути, поколе краска в лицо не вступила (пока не сердишься) . Над другом шути, пока краска в лицо не вступит. Больше (Дороже) рубля не шути. Шутка в добро не введет (к добру не доведет). В шутках правды не бывает. В шутках правды нет. В чем живет смех, в том и грех. На баснях (На лясах) недалеко уедешь. Чем черт не шутит. Шутить бы черту со своим братом. Шутил бы черт с бесом, водяной с лешим. С остроголовым (чертом) не шути: перетянет. Леший пошутит – домой не пустит; водяной пошутит – утопит. Домовой пошутил: лошадь в подворотню протащил (изломал) . Дурень и дом сожжет, так огню рад. Плохая шутка баламутка. Хорошо пошутил, народ помутил. Тем не шути, в чем нет пути. Тем не шутят, чего в руки не дают. Тем не играют, от чего умирают. Не шути чертом: из дубинки выпалит, убьет. Кошке игрушки, а мышке слезки. Всякая шутка надвое растворена: коту потешно, ин мышке за беду. Яганова шутка (пушка) своих побивает. Резвился, да взбесился. Резвился, веселился, да в яму и свалился. Затеял шутку: потерял лисью шубку. Сделали шутку: сняли с Варвары шубку. И дураку не всякая шутка к лицу. Не к месту печальна, не к добру весела. Не дурачься, и так не умен. Из дурака и смех плачем прет. Умей шутить, умей и отшучиваться. Парень-то ты забаущий (забавный), да будешь ли живущий? Не смейся другу, не изжив веку. Смешки хороши, да каковы-то будут па смешки. Над кем посмеешься, тот над тобою поплачет. Станут люди смеяться, и мы посмеемся. Чему посмеешься, тому поработаешь. Последний смех лучше первого. Шутил Мартын, да спрятался (свалился) под тын. Не смейся, братец, чужой сестрице: своя в девицах. Не смейся носом: надуха пристанет (насморк. Псков.) . Не смейся, горох: не лучше бобов. Не смейся, вода: сама молода. Не смейся, горох, над нами (над бобами): сам будешь под ногами (или: размокнешь, лопнешь). Шутить над другом (другим), любить шутки и над собой. |
Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Смех – Шутка – Веселье В Избранное ( 35 голосов: 4.1 из 5) Оглавление Смех – Шутка – Веселье Посильна (Под силу) беда со смехами, а невмочь (не под силу) беда со слезами. Тут не до смеху (не до смешков). Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Кто в радости живет, того и кручина неймет. Есть нечего, да жить весело. Радость не вечна, печаль не бесконечна. Бог и плач в радость обращает (претворяет). Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем. Мешай дело с бездельем: с ума не сойдешь. Шутка в пазуху не лезет. За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся. Точить балы, точить балясы, белентрясы. За хлебом-солью всякая шутка хороша. Шутку сшутить, людей посмешить. Шутку шутить, всех веселить. Умеючи пошутить – людей повеселить. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Шутник покойник: пошутил да и помер. Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл. Нет лучше шутки, как над собою. И с посмеху люди выходят. Не выслужишь, так вышутишь. Шутя люди мед пьют. Шутил, шутил, да и вышутил. Шутки ходят в шубках. Шутка-то ряд делу. Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд. Шут не шут, а хороший шпынь. Шут полосатый, выворотной, гороховый, подновинский. Без проказ ни на час. Наши дивят кишечный ряд. Мыши кота погребают. Кот посхимился, лиса постриглась. Это и курам смех. Куры нахохочутся. Сердце веселится, и лицо цветет. От радости голова вскружилась, дух сперся. Земли под собою не слышит (невзвидел; от радости) . Отвести душу (т. е. нарадоваться, натешиться) . Надорваться со смеху. Смехом бока надсадили. Все со смеху покатились. Со смеху не лопнуть стать. У насмешливого зубы белы. Слезливый слезами обольется, а смешливый со смеху надорвется. Нет лучше веселья, кому сердечная радость. Веселье лучше богатства. Веселого нрава не купишь. Гляди весело, как солдат по уставу во фрунте. Весело пожить, да красно умереть. |
Н. МИХАЛКОВ: Одну секундочку. Потрясающе. Значит, человек, который... значит, в одном городе в меня метнули бутылку с серной кислотой, в другом городе в Петербурге в меня кинули нож. В Москве меня попытались закидать яйцами. Это, так сказать, шутка... Это не шутка. И я хочу, чтобы знали люди, которые пытаются так со мной поступать, что я считаю себя в праве относиться к ним абсолютно адекватно. И я буду защищаться, насколько смогу. А если мне удастся, то я буду их колотить, насколько мне позволят силы и возможности. И напрасно предполагать, что на все на это я буду интеллигентской улыбкой... С. КОРЗУН: По-христиански. Н. МИХАЛКОВ: Ну, одну секундочку. Вы знаете, Сергий Радонежский двум монахам дал возможность и право взять в руки оружие для того, чтобы выйти на Куликово поле. Ослябе и Пересвету. Так что у меня есть примеры. С. КОРЗУН: Никита Сергеевич, а без дураков, та нога, которую демонстрируют, видели, наверняка это Ваша нога или нет? Н. МИХАЛКОВ: Вот без дураков, посмотрите еще раз. С. КОРЗУН: Там с лицом не связано напрямую, поэтому определить сложно. Съемка любительская. Камера закрывает, оператор закрывает. Н. МИХАЛКОВ: В этом и есть интрига. В этом и есть интрига события. С. КОРЗУН: Значит, интрига программы " Без дураков " , в которой гостем сегодня Никита Михалков. Ногой до носа достаете? Это я пошел по разным фактам. Н. МИХАЛКОВ: Достаю. С. КОРЗУН: Янковский тоже Вам в ответ достал. Это настоящая история, да? Н. МИХАЛКОВ: Настоящая история. С. КОРЗУН: Правда. Рассказывают, что когда Ваши фильмы не принимали в советское время, от вас пошла эта шутка, " сладкую ягоду ели вместе, горькую ягоду я одна " . Или пили, там уже не знаю, что. Это то, что снимали с удовольствием, а пробивать приходилось... Н. МИХАЛКОВ: Нет, шутка была другая, что плохое кино снимал режиссер Михалков, а хорошее кино министр Ермаш. Это была такая шутка. С. КОРЗУН: Понятно. Так. А детьми Вашими Вы довольны? Чего-то я как-то про семью Вас не спросил? Дети вот разные интервью дают. Говорят, в общем, относятся по-разному. |
Небо над вершинами холмов и верхушками деревьев посерело; издалека повеяло утром. Маленький собеседник перебрался поближе к высокому и заговорил немного иначе. – Предположи, друг,– сказал он,– ты предположи в простейшем и горчайшем смысле, что все это – одно сплошное издевательство. Что от начала ваших великих войн некто следил за вами с чувством невыразимым – отчужденно, озабоченно, иронично и беспомощно. Кому-то, предположи,– известно, что все это, с начала до конца, пустая и глупая шутка. Высокий отвечал: – Не может ему это быть известно. Не шутка это была. Порывом ветра разогнало облака, и сверкнула серебряная полоса у его ног. А другой голос проговорил, еще ближе. – Адам Уэйн, – сказал он,– есть люди, которые исповедуются только на смертном одре; люди, которые винят себя, лишь если не в силах помочь другим. Я из них. Здесь, на поле кровавой сечи, положившей всему этому конец, я прямо и просто объясняю то, что тебе не могло быть понятно. Ты меня узнаешь? – Я узнаю тебя, Оберон Квин,– отозвался высокий, – и я рад буду облегчить твою совесть от того, что ее тяготит. – Адам Уэйн,– повторил тот,– ты не будешь рад облегчить меня, услышав, что я скажу. Уэйн, это было издевкой с начала и до конца. Когда я выдумывал ваши города, я выдумывал их точно кентавров, водяных, рыб с ногами или пернатых свиней – ну, или еще какую-нибудь нелепость. Когда я торжественно ободрял тебя, говоря о свободе и нерушимости вашего града, я просто издевался над первым встречным, и эта тупая, грубая шутка растянулась на двадцать лет. Вряд ли кто мне поверит, но на самом-то деле я человек робкий и милосердный. И когда ты кипел надеждой, когда был на вершине славы, я побоялся открыть тебе правду, нарушить твой великолепный покой. Бог его знает, зачем я открываю ее теперь, когда шутка моя закончилась трагедией и гибелью всех твоих подданных. Однако же открываю. Уэйн, я просто пошутил. Настало молчанье, и ветер свежел, расчищая небо, и занимался бледный рассвет. Наконец Уэйн медленно выговорил: – Значит, для тебя это была пустая шутка? |
| |