В самом деле, почему мы так уверены, что можем точно понять смысл библейского текста? В повседневной жизни мы то и дело переспрашиваем друг друга: «Что ты имел в виду?», «Ты на самом деле так думаешь, или это шутка?». Но если даже на уровне бытового общения нам не всегда с первого раза удается достичь взаимопонимания, то тем более непросто бывает понять, что имели в виду авторы, жившие много веков назад и говорившие о довольно сложных вещах. А расспросить древнего грека или еврея о непонятных словах и выражениях, увы, невозможно. Можно подумать, что это касается только каких-то особо сложных мест, специальных терминов, но это далеко не так. Часто даже в простом повествовании нас ждут подводные камни, и старый добрый Синодальный перевод может нас подвести. Вот, например, как описывает он действия царя Давида после взятия столицы аммонитян Раввы ( 2Цар. 12, 31 ): «А народ, бывший в городе, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими». Неужели царь Давид действительно, словно маньяк в припадке бешенства, подверг соседний народ столь жестокому уничтожению? В оригинале ничто однозначно не указывает на такое прочтение. Там сказано только, что Давид «поставил» этих людей к этим орудиям. Для мучительной казни? Возможно. Или все-таки для подневольного труда с пилами, топорами и у обжигательных печей? Здесь, по-видимому, перед нами тот случай, когда автор имел в виду одно, а часть переводчиков увидела в тексте нечто другое. Хотя древние читатели прекрасно знали, что их соседи аммонитяне вовсе не были поголовно истреблены в царствование Давида, и потому понимали этот текст иначе. Мы же, читая, что профессор «зарезал» студента на экзамене, понимаем, что студент остался жив-здоров и лишь получил двойку. А если бы профессор действительно совершил убийство, рассказ звучал бы совсем иначе. Многозначность пророчеств Но бывает, что автор сознательно использует двусмысленные выражения. Такая игра слов нам больше знакома по анекдотам («Штирлиц выстрелил в упор; упор упал»), но встречается она и в совершенно серьезных пророческих текстах. Прочитаем, к примеру, начало Ис.29:1 : «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид!». Ариил в данном случае – поэтическое наименование Иерусалима, но сейчас нас интересует не это.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Вскоре появился протест известных христиан, указывающих на ужасную игру, которой группа занимается со своими фанатами. Певец «AC/DC » Брайан Джонсон был сильно возмущен: «Эти ненормальные типы везде носятся со своим Богом и говорят о сатане больше нас. Чем мы занимаемся — это только шутка… Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей…». На концертах этой группы тысячи фанатов с воодушевлением поют песню «Автострада в ад». Что происходит с молодежью, которая с гордостью кричит: » Я нахожусь на прямом пути вад… Не задерживай меня, хей, хей, хей… Да, я пойду этим путем до конца… — хейя! Я на прямом пути в ад»? Некоторые люди поют слова песни не размышляя. Содержание слов не доходит до их сознания. Однако для других эта песня является выражением их мировоззрения. Разве Библия не права в своем утверждении, что «нет страха Божия пред глазами их» ( Рим.3:18 ) ? Ад не является приятным местом, как пропагандируют некоторые рок-группы. Ад — это место наказания для проклятых. Он — огненная печь, где будет «плач и скрежет зубов» ( Мф.13:42 ), где «червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк.9:44), место вечного мучения ( Мф.25:46 ). Библия со всей ответственностью предупреждает нас об аде. Поэтому весьма опасно заигрывать и шутить с адом. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ) , тогда пред Богом умолкнут все насмешники. «Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» ( Наум.1:6 ). Бог не хочет смерти человека, но желает ему спасения. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» ( Иез.33:11 ). Но однажды Бог привлечет всех нечестивцев к ответственности и будет их судить. Сегодня Он еще призывает людей к новой жизни в Сыне Его Иисусе Христе. Для тех, кто находится на прямом пути в ад, это единственный шанс к спасению. Глава 7.  Преуменьшение или преувеличение?

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Говорится о " казни " - после преображения плотского естества поэта в " Пророке " . После: " Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал " ,- " Кто меня враждебной властью Из ничтожества (небытия.- В.Н.) воззвал? " " Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал... " , " Сердце пусто " ,- это в ответ на: " угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул " - и на повеление: " Исполнись волею Моей " . " Празден ум " - после того как вырван " празднословный " язык. " Однозвучный жизни шум " (ср. " Колокольчик однозвучный " ) отменяет весь тот " шум и звон " , в котором " неба содроганье " и " горний ангелов полет " . Наконец, финал " И томит меня тоскою " - прямая антитеза началу " Пророка " : " Духовной жаждою томим " . " Пророк " отрицается " по всем пунктам " подряд, дары, полученные в нем, отвергаются. Как будто это была злая шутка, бытийный подвох. Д. Благой сопоставлял " Дар напрасный... " с книгой Иова: " ...открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!.. Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?.. На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком? " (Иов3,1-3,11,23). Но автор стихотворения знает, что Иов был праведнейший из людей земли Уц и страдал неповинно. У него была чистая совесть, воспоминание не развивало перед ним длинный свиток его жизни, заставляющий трепетать от отвращения. Бог попустил сатане испытать крепость его веры - будет ли она такова же в лишениях, как в достатке и счастье. У автора стихотворения все иначе. Он полжизни считал себя неверующим - а его тоже испытывают; и не отъятием богатства, детей и здоровья, а, напротив, дорогим подарком, в котором подсунута отрава (приходят на ум " змеиные " метафоры " Пророка " и " Воспоминания " ); его, с его слабой верой и нечистой совестью, испытывают непомерным даром, который соприроден дару веры, с его воздушной невесомостью и нечеловеческой тяжестью; который соприроден дару совести, а совесть - это " ведьма, от коей меркнет месяц, и могилы Смущаются и мертвых высылают! " ( " Скупой рыцарь " ). Для чего? - вопиет он как Иов; и как Иона, которому ни за что ни про что велено быть пророком, бежит от лица Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/434/...

Есть известная благочестивая шутка: «Что происходит, когда у монаха кончается терпение ? Начинается долго терпение!». В самом деле, долготерпение — одна из важнейших христианских добродетелей, которая перечисляется среди плодов Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Однако в современном мирском словоупотреблении «терпение» носит, скорее, негативный оттенок. Почему? Рассмотрим это подробнее. Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год. Во-вторых, терпение — это способность твердо придерживаться веры в Бога и хранения Его заповедей перед лицом враждебности или преследований. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевши й же до конца спасется» (Матф.10:21,22). В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением , снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3). Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

http://pravoslavie.ru/66980.html

Знамение, данное Езекии, чудесней. Этот царь смертельно заболел, и сам пророк не оставил ему никакой надежды на выздоровление. Но Езекия – человек веры, и продолжает молиться, несмотря на смертный приговор: Было слово Господне к Исайе, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет… И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило (Ис 38:4-8). Здесь говорится о силе Божьей считать наши дни, мертвить и живить. Чудо знамения – в отступлении времени, в возвращении его вспять, в продленной жизни, пусть лишь на несколько лет, что для древних евреев не было чем-то незначительным. Для Езекии, как это может быть и для каждого из нас – в преодолении тяжкого недуга, в продлении жизни. На другое знамение того же рода Езекия реагирует таким образом, что многим эта реакция кажется жалкой. Когда Исайя пророчествует ему, что некоторые из его детей будут отведены в плен в Вавилонию, Езекия отвечает: Благо слово Господне, которое ты изрек, потому что… мир и благосостояние пребудут во дни мои (Ис 39:8). Не думаю, что ответ Езекии так уж жалок в глазах рассказчика. Потому что это еще одно маленькое знамение, подтверждение верность Бога своим обещаниям, хоть и ограниченное жизнью царя, его немногими, но имеющими ценность “днями”. То, что в эти дни будет “мир и благосостояние”, “мир и безопасность” – не что-то незначительное, не шутка, не сон! Сдержанное знамение противопоставлено неконтролируемому сну. Так же и евангельские “знамения времен” – это не только грандиозные знамения на горизонте истории. Конечно, они воздействуют на общую историю, но сами по себе могут быть маленькими событиями, происходящими в истории каждого и движущими ее, заставляющими ее переживать, придающими ей смысл. Когда-то эти знамения называли “провидением”.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

И здесь сказано: " велик вопль на жителей его к Господу " .   6. Слишком велико беззаконие их; и как болезнь их неисцелима и рана не принимает никакого врачества, то и " послал нас Господь истребить его " . Это самое выражал блаженный Давид словами: " Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий " (Пс.103:4). Мы пришли, говорят они, истребить всю эту страну (за грех обитателей и самая земля подвергается казни); итак, выйди ты отсюда. Праведник, услышав это, и узнав причину, по которой пришли эти, по-видимому, обыкновенные люди, а по существу ангелы и служители Бога всяческих, " вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его " (Быт.19:14). Но прежде он говорил тем беззаконникам: " вот я имею двух дочерей, которые не познали мужей " ; как же здесь сказано: " с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его " ? Не думай, что эти слова противоречат тому, что прежде сказано праведником. У древних был обычай – за много времени (до брака) совершать обручение, и часто обручившиеся жили вместе с обрученными в доме их родителей, – что и ныне бывает во многих местах. И так как здесь уже было совершено обручение, то вот Писание и называет обручившихся зятьями и говорит: " которые брали за себя дочерей его " , потому что в намерении и во взаимном согласии они уже взяли за себя его дочерей. " Встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит " . Смотри, как и они были в той же греховной закваске. Потому-то Бог, желая скорее освободить праведника от родства с ними, и не допустил дочерям его вступить в брак с ними; напротив, определил и их погубить вместе с нечестивцами, чтобы праведник избежал родства с ними, удалившись (из города) с дочерьми. Услышав от праведника эту страшную угрозу, они смеялись над ним, и думали, что слова его – шутка. Но праведник исполнил, что ему было повелено, и так как они уже обручились с его дочерями, то он и хотел их избавить от казни; но они и этим не вразумились, а остались при своих мыслях, и уже впоследствии на деле убедились, с каким вредом для себя отвергли совет праведника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

И наши обезумевшие западники, плюющие на наши отечественные праздники и юбилеи, задрав штаны, холуйски бегут на великий бал сатаны. Потому что на вратах бального зала написано: «Made in America». Одно можно сказать: жалкие несчастные души. Даже не души, а потребительские душонки. Юрий Крижанич называл неумеренную и неразумную любовь к чужому чужебесием. Вот и слово нашлось для холуинопоклонников – чужебесы . За них становится действительно страшно: очевидно, такая безбожная пустота у них на душе, что готовы они праздновать что угодно и с кем угодно. И плясать в бесовском хороводе. Затопленный МакДональдс Только одного не понимают холуинские празднолюбцы: Бог поругаем не бывает. Когда молчат люди, «Господь возгремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой» (Иер. 25: 30). И если люди не слышат тихого голоса священника, то с ними говорит Сам Господь. Языком воды и урагана, камня и металла. Холуин (простите, хэллоуин) – день катастроф. Регулярных. Вот и в этом году «благочестивые» нью-йоркцы, вместо того чтобы устраивать демонстрации (пардон, парады) в честь всемирного праздника демократии Хэллоуина, запасшись продуктами, сидят и дрожат в своих жилищах, пережидая ураган. А многие в них уже не дрожат, точнее, дрожат, но не в них, потому что вынуждены были из них бежать. В силу их затопления. По последним данным, затоплена значительная часть Бруклина. В Москве 31 октября к вечеру ожидается ледяной дождь и сильный ветер почти на уровне урагана. Как это у Пушкина? Народ Зрит Божий гнев и казни ждет. И, может быть, это еще слишком мягкое наказание. Гораздо страшнее будет, если бесовские бури по попущению Божию забушуют в умах и сердцах людских. С соответственными общественными результатами. То есть крушением общества. Представители потребительского общества, увы, слишком часто уподобляются свиньям. В том числе и гадаринским. С соответственными последствиями: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и [бесы] просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8: 32–33). Вот что ожидает тех, кто пускает беса в свою жизнь и свою душу и пляшет с чертями в одном кругу. И да не думают участники этих «празднеств» оправдываться: «Подумаешь, всего лишь карнавал, игра, шутка». В каждой шутке есть только доля шутки, остальное – правда. А маска может и прирасти к лицу – не отдерешь потом. Так с ней на Страшный суд и явишься…

http://pravoslavie.ru/57124.html

И не давайте места диаволу. И не давайте места диаволу. Враждовать друг с другом — значит давать место диа-волу. Ибо до тех пор, пока мы соединены и сплочены, он ничего не приносит своего, так как не находит места; когда же заметит какой-нибудь раздор в нас, тогда, находя место, просовывает сначала голову, подобно змею, а потом забирается и всем своим извивающимся телом. Кто крал, вперед не кради. Кто крал, вперед не кради. Видишь, какие члены у ветхого человека: ложь, злопамятство, воровство? И не сказал: да будет наказан крадущий, — но: да отстанет, говорит, от этого зла. Ибо то дело внешних судилищ, а это — учение Христово. Где же так называемые катары (καθαρο — чистые), а на самом деле исполненные всякой нечистоты, отвергающие покаяние? Пусть они услышат, что снять с себя позорное имя — значит не отстать только от греха, но и делать нечто доброе. Ибо послушай, что говорит далее. А лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. А лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Ибо не достаточно отстать от греха, а нужно вступить на противоположный ему путь добра. Прежде он делал зло? Теперь пусть совершает добро, — и не просто, а с усилием: чтобы, с одной стороны, сокрушить тело, которое прежде вследствие бездействия навыкло ко злу, а с другой — чтобы в достаточном количестве иметь способы к жизни и продовольствию, дабы уделять и другим, — и дабы тот, кто прежде других обирал, теперь благотворил другим. Чудное дело! Евангелие превращает в ангелов чуть не демонов! Никакое гнилое слово да не исходит иа уст ваших. Никакое гнилое слово да не исходит иа уст ваших. Гнилым называет слово праздное: безрассудное и неуместное, каковы — шутка и пустословие. Но еще более гнило и, так сказать, зловонно — срамословие, брань и клевета. Ибо не за дело только, но и за слова дадим ответ. А только доброе для нааидания в вере (χρεας), дабы оно доставляло благодать слушающим. А только доброе для нааидания в вере (χρεας), дабы оно доставляло благодать слушающим.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

И не нужно ожидать, будто для их решения Бог обязательно пошлет нам какие-то «специальные» трудности. Он как раз наоборот сказал: …Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Привычные, ставшие уже почти автоматическими действия и слова Господь призывает нас обновить, наполнить новым содержимым. Ритуалы домашнего и профессионального общения, из которых порой уже почти полностью ушла жизнь, Он призывает оживотворить, превратить их в ежедневное служение нашим ближним. В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» бургомистр говорит странные и смешные на первый взгляд слова: «Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть». Но в фильме это звучит как шутка. А Христос каждого из Своих учеников без всяких шуток призывает именно к такому пониманию любых своих обыденных дел. Идешь утром на работу — помни, ты идешь не просто зарабатывать себе на жизнь, но еще и проповедовать Евангелие. Не можешь делать это словом — проповедуй жизнью. Если раньше участвовал в сплетнях и пересудах — перестань этим заниматься. Если злословил кого-либо — прекрати это делать. Отвечал руганью на ругань — научись добром побеждать зло. Следи за своим сердцем: завидует ли оно чьему-либо благополучию, ненавидит ли кого, держит ли обиду за оскорбление или несправедливый поступок. Если заметил нечто подобное — тут же помолись Господу, чтобы помог оставить эти разрушительные чувства. Для христианина в любом месте и в любое время такого вот незаметного внешнему взгляду духовного труда — вагон и маленькая тележка, только успевай поворачиваться. Но потому и назвал Господь это бремя — легким, что не одними лишь своими немощными силами мы призваны его нести. Давая заповеди, Господь посылает нам и Утешителя, Духа Истины — нашего наставника и помощника в этом духовном труде. Вот тут, видимо, и находится исчерпывающий ответ на вопрос о том, как христианину относиться к зоне комфорта.

http://pravoslavie.ru/102944.html

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его (Ин. 8:54-55). Для отца Христос был очень значим, но он, увы, мало говорил об этом. Отец крестился с именем Михаил, через три года он умер от рака легких, в одну из пятниц Великого Поста, вечером. Когда вошел в рай разбойник, тот, что справа, тот, что узнал Мессию. — Как случилось, что врач-фтизиатр, имеющий и без того достаточно обширную, как я понимаю, область приложения своих сил и способностей, «заболел» историей медицины? — Главное, чтобы наш разговор не услышали врачи других специальностей! Они считают, что фтизиатр — профессия совсем легкая, «одна болезнь и три лекарства», есть такая шутка. А если серьезно, мне кажется, что интерес к истории медицины появляется тогда, когда ты уже какое-то время поработал врачом. Среди моих знакомых зарубежных коллег, историков медицины, много врачей, которые стали заниматься историей медицины, достигнув определенных высот в своей профессии и выйдя на пенсию. Для них это интересное хобби. Вообще-то на Западе историей медицины занимаются филологи, археологи, историки… Врачи в определенной мере вытеснены. Хотя среди очень известных в мире историков медицине есть и врачи, и это очень отрадно. Так, многотомную монографию по истории древней и античной медицины написал доктор Prioreschi, имеющий высокий авторитет, он врач, а доктор Nunn – специалист по египетской медицине с мировым именем, при этом – реаниматолог. Но у нас в России сохранятся хорошая, на мой взгляд, традиция, заключающаяся в том, чтобы историк медицины был врачом. — Мир, ценящий успех, часто склонен судить о явлении по внешним его признакам. Мне, например, часто приходится слышать: «Церковь в России процветает, потому что в храмы стало ходить много людей, священники имеют доступ в тюрьмы и школы, а Патриарха показывают по телевидению»… Можно ли в этом контексте сказать, что и дело медицины, излечение больных людей, в христианском мире «успешнее», чем было в языческом? Или такой разницы нет?

http://pravmir.ru/olga-shulcheva-dzharma...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010