«Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития прп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви». Ряд этюдов о Серафиме Саровском. Главное ядро книги — историческая критика агиографических источников: критика не в смысле «разоблачений», а в смысле прояснения истины. Книга Рошко проникнута подлинной любовью и преклонением к преподобному Серафиму Саровскому, откуда и стремление «открыть» преподобного таким, каким он был, без грязи басен и мифов. Группа Вконтакте Facebook группа Преподобный Серафим: Саров и Дивеево «Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития преп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

     В период Великого поста мы особенно стремимся жить покаянием, без которого невозможно спасение. Мы просим Бога: " Покаяниия отверзи ми двери, Жизнодавче " , желая изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу. Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о покаянии. 1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла! Преподобный Паисий Святогорец 2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

http://pravoslavie.ru/110903.html

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Церковь и общество. Муки неразделённой любви В 1995 году я принял постриг и стал священником. С этого времени я всегда и везде хожу в традиционной монашеской одежде. Рынок, книжный магазин, поликлиника, троллейбус – всюду я остаюсь собой. Стою ли в очереди, иду ли по улице, читаю лекцию в аудитории – на мне одежда, которую называют подрясник, пояс и иногда священнический крест, и над всем этим – борода и длинные волосы. Один молодой человек, увидев меня в университете, выпалил от неожиданности: – Вы что – священник? – Что меня выдало? – отшутился я. Однако жить и действовать в таком экзотическом образе далеко не шутка. Быть священником или, ради точности, являться священником – это сильнейшее эмоциональное напряжение, поэтому я с пониманием отношусь к батюшкам, которые вне храма носят обычную светскую одежду. Человеку естественно стремиться смешаться с толпой, быть своим среди людей, не выделяться. Замечательный Джонни Депп как-то сказал, что для него свобода – это прежде всего анонимность. Очень трудно быть круглые сутки при исполнении, не всякому это под силу, поэтому большинство священников ищут отраду и отдых в анонимности, принимают её как благословение, и никто не смеет порицать их за это. Потому что жизнь в подряснике – настоящее испытание. В первый год своего священства я решил всегда быть в своей монашеской одежде. Во-первых, так честнее, ведь я – священник и монах, как же я ещё должен одеваться? Во-вторых, мне было просто лень переодеваться и к тому же покупать, примерять и где-то хранить светский гардероб, поэтому свою верность подряснику я не принимаю как подвиг. Честно говоря, так было проще, естественнее, натуральней. Духовник говорил, что мои походы в город в монашеских одеждах есть форма проповеди . Белоруссия в годы советской власти поставила себе целью стать самой атеистической республикой и, похоже, добилась впечатляющих успехов, по крайней мере, в своей восточной части. Можно было бы написать обстоятельное научное исследование на основе моего опыта хождения по городу. Реплики, взгляды, мимика, жесты, неожиданные разговоры и, если не самое главное, мои личные эмоции – это живая и пёстрая картина, в которой отражаются все противоречия, пронизывающие диалог Церкви и общества. Мой скромный подрясник, словно реактив, выявлял градус напряжённости этих отношений, скрытых тенденций, накопленных претензий, удобных стереотипов, уютно устроившихся по ту и другую сторону. Голос приживалки

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Больше детей — больше праздников Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. О них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники дарили подарки. Потом забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, отстоявшие право родить, сколько Бог послал 27 апреля, 2010 Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. О них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники дарили подарки. Потом забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, отстоявшие право родить, сколько Бог послал Пятеро детей — это не шутка. А когда они рожаются одновременно — это уже чудо. Два с половиной года назад пятерня родилась в семье москвичей Артамкиных. Тогда о них много писали СМИ (в том числе и «Нескучный сад»), чиновники разных рангов дарили подарки — а потом потихоньку забыли. Мы решили узнать, как живут и как справляются родители, в свое время отстоявшие право родить сколько Бог послал — ведь российские врачи убеждали их убить пару-тройку «лишних» эмбрионов. Как получить 40 тысяч долларов Когда заходишь в квартиру Артамкиных, первый вопрос, который хочется им задать: «Как же вы их всех различаете?» Но скоро становится ясно, что девочки, одетые к приходу гостей в одинаковые платьица, на самом деле очень разные. «Таня любит музыку и умеет дирижировать, — рассказывает мама, Варвара Артамкина, — Надя и Лиза — очень усидчивые, могут долго и с удовольствием лепить из пластелина, а Саша c Варей — бойкие, все время волнуются, как бы не упустить что-то интересное!» Семья в сборе. В обычных семьях мама бегает за ребенком, а здесь наоборот- они сами хоровод водят вокруг родителей. Слева направо: Лиза, Варя, Надя, Саша, Таня Второй вопрос — «Как справляетесь?» Когда история рождения девочек была у всех на слуху, многие отпускали язвительные реплики: мол, у них дедушка — известнейший священник (действительно, Варвара — дочь настоятеля храма Святителя Николая в Кузнечной слободе, ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева), понятно, у них все будет в шоколаде. Но оказывается, это не главное. Например, большим подспорьем молодой семье были 40 тысяч долларов, полученные от редакции английской газеты Mail on Sunday за возможность взять у мамы первое интервью после родов и опубликовать первые фотографии детей. Из них Артамкины купили машину-минивэн, и этим летом вся семья ездила на Азовское море — девочки в пяти автомобильных креслах и с ними трое взрослых («Азовское море — мелкое, — рассказывает Дмитрий, — поэтому втроем вполне можно было управиться со всеми детьми: кого-то за руку держишь, кому-то, кто поспокойнее, можно надеть надувные нарукавники»).

http://pravmir.ru/bolshe-detej-bolshe-pr...

Воин с девочкой и Христос с Богоматерью на руках Как странно – ведь удел мужчин сражаться, а не нянчиться с детьми, тем более девочками. Не им носить детей на руках, успокаивая их. 22 июня, 2014 Как странно – ведь удел мужчин сражаться, а не нянчиться с детьми, тем более девочками. Не им носить детей на руках, успокаивая их. Необычен и мощен памятник воину-освободителю в Трептов-парке Берлина. Гениальное решение скульптора Евгения Вучетича – воин с ребенком на руках. Такой непривычный образ – «муж крепкий» держит дитя, не выпуская из рук меч. Как странно – ведь удел мужчин сражаться, а не нянчиться с детьми, тем более девочками. Не им носить детей на руках, успокаивая их. И большинство изображений, священных изображений глубокой древности, начиная от доисторических культур, являют нам именно мать с ребенком на руках. Этот образ раскроется потом в ликах Богоматери и Богомладенца на тысячах тысяч икон… Но есть одна икона, на которой дитя – на руках Мужа Крепкого. Христос Сам сравнивал себя с воином, «мужем брани», «крепким», «сильным» —  эти эпитеты, так часто гремевшие в Ветхом Завете по отношению к Яхве, в устах Спасителя стали образной, почти шуткой-притчей, рассказываемой в кругу друзей: «кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его». (Мф.12:29). Но говорится она в ответ на злобные обвинения врагов – Иисус-де исцеляет страждущих силой велиара, самого «князя бесовского» — и, значит, Его сила – одного рода с силой человеконенавистников-демонов. «Он не только не имеет Своим другом князя бесовского, но даже и связал его силу как величайшего врага», как говорил византийский толкователь Евфимий Зигабен. Бессовестных, завистливых и злых людей, хуливших Сына Божия, не поразил небесный гром. Вместо грома прозвучала печальная шутка-притча. Он, Сильный Бог, уже вошел в дом «сильного» и расхищает наворованное, а Его Самого принимают за сообщника этого «сильного». Но это не остановит Христа Освободителя, Святого Крепкого…

http://pravmir.ru/voin-s-devochkoy-i-hri...

Единство веры Bacon. 1 Essays Религия – главная связь человеческого общества, и потому счастье, когда религия сама в себе связана единством. Распри и расколы в религии – это зло было неизвестно между язычниками. Причина была та, что языческая религия состояла не столько в твердом веровании, сколько в обрядах и церемониях: можно себе представить, какая то была вера, когда главные учители и отцы церкви были у них поэты. Но Бог истинный есть верующий Бог , и потому служение Ему и вера Его не терпит смешения и совместничества. Итак, скажем несколько слов о церковном единстве: каковы плоды его, каковы его пределы и каковы пути его. Плод церковного единства (не говоря – главное – о том, что это Богу угодно – двоякий: одно для тех, кто внутри церкви, другое – для тех, кто вне церкви. Относительно первых несомнительно, что ереси и расколы служат величайшим соблазном; даже хуже, чем разврат, ибо как в плоти телесной рана или разрыв телесной целости важнее, чем расстройство внутреннее, так и в сфере духовной. Когда разорвано единство, это паче всего вытесняет людей из церкви или удерживает их вне церкви. И когда до того доходит, что один говорит: «Се в пустыни есть», а другой: «Се в сокровищах» ( Mamф. XXIV, 26 ), то есть когда одни ищут Христа в сонмищах еретиков, а другие в явном лице церкви, несется в слух всем людям властный глас: «не изыдите». Апостол языков (коего призвание особливо направлено было к внешним людям) говорит: «если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить языками, и войдут незнающие или неверные, то не скажут ли, что беснуетесь вы?» (1 Коринф. XIV, 23): и, конечно, не лучше будет, когда атеисты и внешние люди услышат столько разногласных и противоречивых мнений о религии,– это отвратит их от церкви и оставит сидеть «на седалищах губителей» ( Ncaл. I, 1 ). К важному делу не идет шутка, однако хорошо выражается один шутник, сочинивший каталог книг с придуманными заглавиями: он поместил в числе их Мавританскую пляску еретиков. И подлинно, каждая секта имеет свою особенную поступь, и свои выверты телодвижений, что возбуждает немало глумления у мирских людей, привыкших глумиться над всякою святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Есть известная благочестивая шутка: «Что происходит, когда у монаха кончается терпение ? Начинается долго терпение!». В самом деле, долготерпение — одна из важнейших христианских добродетелей, которая перечисляется среди плодов Святого Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). Однако в современном мирском словоупотреблении «терпение» носит, скорее, негативный оттенок. Почему? Рассмотрим это подробнее. Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год. Во-вторых, терпение — это способность твердо придерживаться веры в Бога и хранения Его заповедей перед лицом враждебности или преследований. «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевши й же до конца спасется» (Матф.10:21,22). В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением , снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3). Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).

http://pravoslavie.ru/66980.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Бунт в Санкт-Петербургских духовных школах 01.05.2000 861 Время на чтение 24 минут Не думаем, чтобы прискорбные события в Санкт-Петербургской семинарии и Академии - бунт семинаристов и попытка срыва рукоположения - явились сенсацией для достопочтенных читателей. " НГ Религия " и некоторые другие газеты уже позаботились, отразили скандал, в лицах и красках. Не хочется, конечно, осуждать людей, занимающихся сбором информации, но невольно вспоминаются слова из " Братьев Карамазовых " : " Любит грешный позор праведного и падение его " . Автор данной статьи никогда не взялся бы за нее, если бы не необходимость объективного взгляда на это происшествие. Являясь членом корпорации Санкт-Петербургских Духовных Школ он достаточно от нее независим, чтобы иметь свое мнение. Audiatur et altera pars Так что же произошло? Поводом к скандалу явилось рукоположение помощника инспектора, студента третьего курса иеродиакона Игнатия (Тарасова) в иеромонахи. В интернетовской анонимке, равно как и в публикации " НГ Религия " его личность обрисована самыми черными красками: его обвиняют в упоении властью, наушничестве, грубости и т.д. К сожалению должность помощника инспектора в семинарии абсолютно необходима, равно как и и сопровождающие ее поступки: невозможно ждать от всех воспитанников и студентов кристальной нравственности и добровольной железной дисциплины в молодежном общежитии и при разном уровне духовного и интеллектуального развития учащихся, тем более в условиях нарастающей криминализации и аморализации российского общества, от которого Церковь полностью независимой быть не может. Чтобы не марать родную школу, приведу только два эпизода, не криминальных, но зато показательных: как-то раз ректор еп. Константин на доске объявлений увидел листок с нарисованными чертями. Очевидно, их подсунули специально для владыки. И второй - из разговоров семинаристов в Великом Посту на первой неделе: " Эх, рыбы не дают, ну ничего, мы салом компенсируем " . И увы, это не просто бурсацкая шутка, а жизненная черта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важнейшее из искусств 17.11.2014 563 Время на чтение 17 минут Кинематограф... Его часто называют десятой музой, в СССР это искусство окрестили «важнейшим». Кино, то опьяняющее, как вино, уводящее в мир грез, то заставляющее думать над хитросплетениями сюжета и поставленными в фильме вопросами, сопереживать героям, создающее эффект присутствия. Какой кинематограф сегодня нужен российскому телезрителю? Какие темы и герои востребованы? Об этом размышляют эксперт межрегиональной общественной организации содействия реализации проектов, направленных на профилактику негативных явлений «Общественный диалог» Алексей Сафонов, писатель, руководитель Архангельского регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Люди соскучились по русскому кино Анатолий Беднов: - Многие россияне жалуются на преобладание голливудской продукции на российских экранах. Конечно, ситуация уже не та, что в девяностые, когда в Архангельске ходила невеселая шутка: кинотеатр называется «Русь», а фильмы в нем идут почти сплошь американские. Сейчас такого вопиющего перекоса в пользу зарубежных лент уже нет, но все-таки говорить о приоритетных позициях отечественной кинопродукции на экране пока рано. Алексей Сафонов: - Сейчас начали появляться фильмы, которые можно назвать патриотическими, русскими. Целая череда идет. Во-первых, это «Гагарин. Первый в космосе», во-вторых, это «Легенда N 17», в-третьих, «Чемпионы», которых сняли перед Олимпиадой - прекрасный фильм о характерах, о победе, о героях. И, опять же, прекрасный фильм «Поддубный» с Михаилом Пореченковым в главной роли. Он настолько органично смотрится... Фильм коснулся и казацкой темы - Поддубный же из казаков. И они поданы там как образец для подражания. Этот поворот очень любопытен. Понятно, что художественные фильмы такого уровня (а там Никита Михалков с «ТриТэ» поучаствовал) просто так не создаются. Видимо, это заказ на госпатриотизм. Анатолий Беднов: - В нулевые годы валом шли исторические фильмы, разные по художественному уровню: и «Ярослав», и «1612»...

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Константин Душенов: «Не бойтесь, братья и сестры!» Интервью с известным публицистом и политзаключенным 01.07.2011 3789 На днях «Русская народная линия» опубликовала обращение известных представителей православно-патриотической общественности России , которые требуют от Генеральной прокуратуры провести расследование преступления, совершенного в колонии против известного публициста и политического заключенного Константина Душенова. Среди подписавших обращение – Сергей Бабурин, Владимир Крупин, Александр Крутов, Владимир Осипов, Андрей Савельев, Игорь Фроянов, Анатолий Степанов и многие другие. Сегодня мы предлагаем нашим читателям видеозапись интервью с Константином Душеновым, размещенном на сайте газеты «Русь Православная». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 17. 5. остров72 : Это моё первое знакомство с Константином Душеновым, - ни фильмов его не видел, ни о нём самом никогда не слышал. Хотелось бы сказать - сильный человек! Это твой шанс. Возьми, прочитай книгу, за которую он сидит. Может, человеком станешь, настоящим, личностью! 16. Ответ на 14., остров72 : Дорогой, если совать свой ключ от синагоги во всякую замочную скважину, ведь прищемят! И правы будут. 15. Так на гоазах слагаются жития. Великая милость Божия над нами в том, что не оскудевает земля Русская, Православная. Шутка ли - 100 жутких лет страшнейшего ига! Кажется, все - геноцид сделал свое дело, и нет русского человека, нет духа, не должно было бы остаться ничего. Однако, и из камней волен Бог воздвигнуть Себе сынов. Вот видим - богатырь русский, Илья Муромец XXI века. Сказка, кажется, ан - быль. Только то и вины в нем, что любовь к Родине, к России. И верность. Потому и засудили, по навету вражию, по подлости нелюдей, такой же, как мы здесь видим у остров72. Остров72, хотелось бы сказать в Ваш адрес: человек случайный, но нет, невольно слетает с языка: специальный человек, подобно тому, кто инициировал весь этот позорный для судей и свидетелей обвинения процесс, подлый и низкий. По себе судите и суд себе самим выносите. Вы, остров72, здесь себя раскрыли и о себе нам поведали, а Душенова так и не увидели. Это потому, что другая задача Ваша - свет самим не видеть и другим застить. Во тьме проживаете. Но, Вы нам вовсе не интересны. Для нас важно, что Константин и его семья достойно переносят выпавшие на их долю испытания, с честью несут Крест Христов, русский Крест, достойно нашим отцам и дедам, прославленным Святой Церковью в Лике Исповедников Российских. Бог на помощь! Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/01/vi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010