Даже в надписи Бисутуна не видно, чтобы провозглашавшие себя царями во время возмущения,-в Вавилоне и других местах,-против Персидского владычества,-вели свой род от царей Ассирии или Вавилона. Это тем удивительнее, что мы не встречаем нигде намека на знатные роды Вавилона или Ассирии, – что живущие и жившие издавна в Месопотамии и по правому берегу Евфрата Арабские племена сохраняют свято мифическую или традиционную память о своих предках, возводя ряд их в каждом семействе до баснословной древности. Вопрос конечно не в правдивости этих Арабских семейных сказаний, а в том факте, что на востоке, где вообще развито уважение к предкам, никто не считал почетным вести линию своих предков от царей и князей Вавилона и Ассирии. Точно также исчезли бесследно роды сынов Исава и старейшин Хорреев в Едоме 1163 . 13 . И зарастут дворцы ее (земли ст. 9) колючими растениями; крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. 14 . И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. 15 . Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому. Опустение страны рисуется в тех же образах, которыми Исаия в гл. XIII, 19–22 описывал будущее запустение Вавилона. (Ср. Иер. 50:39 ). К диким животным пророк прибавляет упоминание о ночном привидении, о летучих змеях и о коршунах. Слово лилит, которым обозначено „ночное привидение“, обитающее в пустыне, находится в Ассиро-Аккадских заклинаниях, как указывает Ленорман 1164 ; оно отдыхало днем, а ночью нападало на человека. О летучих змеях ср. Ис. 24:29, 30:6 . Мы прибавим, что змеи, упомянутые в Чис. 21:6,8 , и названные в нашем русском переводе „ядовитыми“, во многих западных переводах названы „летучими“, а в некоторых названы „огненными“ 1165 . Мы полагаем, что и первое, и второе и третие название змей есть свойственное восточной речи преувеличение; название же летучих змей объясняется тем, что многие породы, – как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Для всех культур древнего Ближнего Востока характерна твердая убежденность в том, что слово божества обладает самостоятельной силой 22 . Вот как в аккадской поэме “Энума Элиш” боги чествуют Мардука и проверяют его пригодность к грядущей битве с Тиамат (начало IV таблицы) 23 : Ему воздвигли престол почета. Перед отцами он сел для участья в Совете. “Сколь же славен ты меж богов великих! Несравненна судьба твоя, твое Слово — Ану! Непреложно отныне твое повеленье, Вознести, ниспровергнуть — в руке твоей ныне! Твои истинны речи, слова не ложны, Ни один из богов твоих границ не преступит! … Звезду меж собою они положили, Первородному Мардуку так сказали: «Ты возвышен, Владыка, над всеми богами! Уничтожить, создать — прикажи, так и будет! Промолви же Слово — звезда да исчезнет! “Вернись!” — и появится снова!». По слову уст его звезда исчезла. “Вернись!” — приказал, и она появилась. Боги-отцы, силу Слова увидя, Ликовали и радовались: “Только Мардук — властитель!”. Итак, главным признаком подлинно великого божества служит его Слово. Пожалуй, прочитавшему эти строки будет трудно согласиться, что знаменитое начало Евангелия от Иоанна (В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог) целиком и полностью восходит к эллинистическим представлениям о Логосе. Ближневосточные корни этого богословия не менее очевидны и гораздо старше. Даже царское слово (поскольку царь обычно выступает как наместник божества) может обладать самостоятельной силой, которая уже неподвластна царю: Знай что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено (Дан 6:15). Здесь уместно будет вспомнить новые имена, которые получали в особые моменты своей жизни библейские патриархи, причем далеко не всегда значение нового имени объясняет необходимость такой замены: …и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17:5) …Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра (Быт 17:15)

http://pravmir.ru/smyisl-i-sila-imeni/

Если желаешь своему ребенку сытой и спокойной жизни — не давай ему таких имен, говорят они. С другой стороны, до нас дошли споры древних греков 16 относительно того, что представляют собой имена вещей: случайно наклеенные ярлыки или отражение их сущности, — но и при анализе более древних текстов возникает ощущение, что вопрос о природе имен возникал с тех самых пор, как люди стали пользоваться именами. Есть ли имя просто некоторый условный комплекс звуков, которым обозначается произвольно выбранное понятие, как утверждали номиналисты и как со времен Ф. де Соссюра предполагает основное направление современной лингвистики? Или же имя неким таинственным и не всегда понятным образом отражает самую сущность предмета и дано ему не случайно, как утверждали реалисты? В древних ближневосточных текстах такой подход выглядит доминирующим, если не единственным, причем Библия в этом отношении не представляет никакого исключения. Рассмотрим в литературном переводе В. К. Афанасьевой начало аккадской поэмы о сотворении мира “Энума Элиш”, которую И. М. Дьяконов датирует концом II тысячелетия до Р. Х. 17 , то есть эпохой, непосредственно предшествовавшей появлению первых элементов библейского текста (песнь Деворы из 5-й гл. кн. Судей он датирует XII в. до Р. Х. 18 ): Когда вверху не названо небо, А суша внизу была безымянна, Апсу первородный всесотворитель, Праматерь Тиамат, что все породила, Воды свои воедино мешали. Тростниковых загонов тогда еще не было, Тростниковых зарослей видно не было. Когда из богов никого еще не было, Ничто не названо, судьбой не отмечено, Тогда в недрах зародились боги, Явились Лахму и Лахаму и именем названы были. Иными словами, существовать начинает только то, что названо, завершить дело творения — значит дать всему сотворенному имя. Примерно так и описывает это Библия: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью (Быт 1:3–5). И в библейском рассказе о сотворении мира наречение имени служит последним штрихом, которым Творец завершает Свое творение.

http://pravmir.ru/smyisl-i-sila-imeni/

Знание структуры библейского календаря древних иудеев, в согласовании его со Священным Писанием, открывает до этого сокрытые истины. Такие, например, как древнее пророчество о точном дне и месяце Воскресения Христова, которое находится в первой книге Священного Писания – книге Бытия. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» ( Быт. 8:4 ). С одной стороны, это сообщение Библии просто констатация временных отрезков Потопа. Начало Потопа описывается следующим стихом: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» ( Быт. 7:11 ). Окончание Потопа: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» ( Быт. 8:4 ). Следовательно, ровно пять месяцев длилась общепланетарная катастрофа – Всемирный Потоп. Но с другой стороны, в свете вышеизложенного изучения истории, и структуры календаря древних израильтян, мы по-другому можем взглянуть на 4-й стих 8-й главы книги Бытия. Выше указывалось, что до пророка Моисея в патриархальный период отсчет месяцев начинался с месяца Эйтаним, который, в свою очередь, соответствовал вавилонскому месяцу Тишрей. Соответственно, Всемирный потоп начался во второй месяц от Эйтаним, месяц Бул. Седьмым месяцем, в который Потоп прекратился, был весенний месяц Авив. После Вавилонского пленения месяц Авив стал именоваться аккадским «Нисан». Нисан продолжал оставаться седьмым по счету месяцем и в эпоху Второго Храма, если речь не заходила об отсчете праздников, во время которого Нисан автоматически становился первым месяцем (Песах, Шавуот, Суккот и т.д.). Семнадцатый день седьмого месяца, это 17-е Нисана. Евангельское повествование очень отчетливо сообщает, что распятие и смерть Господа нашего Иисуса Христа произошли в канун праздника Пасхи, т. е. 14-го Нисана. А это значит, что хронологически, после трехдневного пребывания «во гробе», Воскресение Христа Спасителя приходится на 17-е Нисана. Значит, библейское пророчество книги Бытия (8:4) с предельной точностью сообщает календарный день Воскресения Христова – 17-е Нисана!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

«Когда я стал заниматься оккультизмом, — рассказывал автору один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, — то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию — эгоизм есть одна из движущих сил оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста: «Я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий. Когда же появился оккультизм? Сохранился древний памятник, аккадская печать, датируемая II тысячелетием до Р. Х. Это цилиндр, посередине которого изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. Под деревом сидят два человека с протянутыми руками, судя по головным уборам, мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змей. Это древнее изображение греха наших праотцев. Соблазн оккультизма напрямую связан с первым грехопадением людей. Диавол обольстил прародителей тем, что, вкусив запретный плод, они получат тайное знание, с помощью которого станут могущественными, словно боги: В день, в который вы вкусите их (запретные плоды) , откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ). Что же такого особого мог искуситель предложить первым людям? Ведь человек изначально уже был призван к богоподобию, а первозданным людям Бог и так дал власть над миром земным: И благословил их Бог, и сказал им Бог: … наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ( Быт.1:28 ). Однако сохранять эту власть и царское достоинство было возможно лишь на пути единения с Богом, соответственно требовалось усилие, труд над собой. Сатана же подсказал, как могло показаться, более простой и легкий способ, он внушил, что плоды сами по себе обладают волшебной силой, делающей человека равным Богу. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ). По внушению змея Ева вкусила запретный плод, желая получить особое знание, будто бы сокрытое в самом плоде. Ошибка первых людей заключалась в том, что на райское древо они смотрели как на некий таинственный талисман, насильственно овладев которым можно мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

На пересечении веры в реальность посмертного пребывания с перспективой восстания из могил возникает образ Божественной десницы, сохраняющей в своей длани собор умерших, который позднее найдет свое развитие в христианской иконографии: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» ( Прем 3:1–7 ). Переход через смерть, согласно этому тексту, дает человеку очищение, но таким образом, что выявляется изначальная чистота его природы; аналогия между блеском золота и сверканием искр, бегущих по стеблю, очевидна; между тем образ бегущих искр как символ жизни, а не смерти («во время воздаяния», т.е. после всеобщего суда, «они воссияют»), к тому же связанный с растительной тематикой, указывает именно на воскресение в теле. Необходимая связь души с телом, которая после смерти проявляется в ожидании будущего воскресения и позволяет охарактеризовать пребывание в царстве теней как заведомо неполноценное бытие, накладывает ограничение на эллинизирующую трактовку библейского дуализма: здесь больше сходства с гомеровским эпосом (и аналогичными сюжетами аккадского и др. ближневосточных эпосов), нежели с развитым идеализмом Платона или стоическими допущениями. В Септуагинте понимание неразрывности связи между внутренним и внешним полностью сохраняется: смерть здесь рассматривается не как освобождение из «темницы» тела, согласно классическому платоновскому сопоставлению ομα и ομα а как «переселение» из шатра ( Пс 51:7 ) 1197 , который делается опустевшим ( Иер 10:20 ). Душа без тела сиротеет, становится бездомной, и ей волей-неволей приходится снова «вселиться», но теперь уже в могилу ( Пс 48:12 ). Выше мы отмечали важность захоронений для древних евреев. Этим поддерживается предположение о непосредственной связи местопребывания костей с посмертным обиталищем души. Возможно, ветхозаветный ад – это могила как таковая, темное место в земле: пещера, ров, колодец, расщелина и т.п. Отсюда корректным выглядит эсхатологическое понимание фразы: «И плоть моя поселится с упованием (π λπδι), что Ты не оставишь душу мою в аду, и не дашь преподобному Твоему видеть тление. Ты показал мне пути жизни» ( Пс 15:9–11 ) 1198 . В контексте вышеизложенного «пути жизни» суть выходы из царства теней на «живую землю». Смерть имеет ворота, стены, засовы ( Пс 9:14 ), у нее есть проходы (α διξοδοι το θαντου), которыми владеет Господь ( Пс 67:21 ) 1199 . Праведники будут наследовать землю и «вселятся» на ней навсегда ( Пс 36:27:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Основным стержнем, основой гражданского законодательства Моисея является Десятисловие, которое содержит основные религиозно-нравственные нормы и предписания, соблюдение которых служит гарантией сохранения Завета-союза Бога с людьми, заключенного на Синае. 1. Синайский Завет Анализ законодательства Моисея обнаруживает в нем одну основною мысль, которая обнимает все нравственные, юридические и культовые законы в их частных подробностях, и в которой законы эти получают свое объяснение. Эта основная мысль ясно и точно выражена самим же Моисеем в тех предварительных словах, с которыми он, от лица Господа и по Его повелению, обратился к еврейскому народу, предлагая ему вступить в Завет с Богом: «Вы видели, что я сделал египтянам, и как Я носил вас (как бы) на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:4–6 ). Идея завета – союза с Богом была главной на протяжении существования евреев как нации, она выражала привязанность данного народа к Богу и служила источником уникальности познания о Нем. Завет является одним из основных моментов веры Израиля, ярко отраженном в Пятикнижии и заключающем в себе тайну домостроительства Божия. «юридическим актом, заветом, – говорит И. Случевский, – заключенным между Богом и еврейским народом, в этом народе положено основание теократии Владыки благого и грозного, которая дополнением к общему царствованию Бога над народами языческими и подготовлением (прообразом) теократии христианской». 177 Термин «завет» является переводом древнееврейского слова berit – договор, союз. Этимология последнего вызывает споры, однако, вероятнее всего, оно связано с аккадским корнем biritum, «пространство между», в предложном значении «между» со ссылкой на обряд рассечения животного и прохождения участников договора между частями зарезанной жертвы ( Быт. 15:10–17 ). Современная библейская критика установила, что понятие berit имеет своим происхождением социальный и юридический опыт древних народов Ближнего Востока. Завет или союз являлся правовым соглашением или договором между двумя людьми или группами людей. Союз этот скреплялся соглашением с обязательствами их соблюдения. О том, что такие договора имели обычное и широкое распространение свидетельствуют шумерские и аккадские источники, а также сама Библия (союз между Авраамом и Авимелехом, Лаваном и Иаковом и другими). Анализ текстов Хеттского царства позволил выявить определенную форму такого договора, который дает нам возможность лучше понять происхождение Синайского Завета в его внешнем оформлении. Эта форма относится, прежде всего, к сюзеренному типу договора. Так мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусилисом состоит в основном из следующих пунктов:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Плодородие и жизненная сила земли вкупе с «похотью плоти» привели человечество к почти полному забвению богообщения: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» ( Быт.6:3 ). Это было уже крайней мерой для вразумления и напоминания о духовной первооснове бытия. После Потопа условия жизни Ноя и его семьи изменились кардинально, и соответственно им была дана новая заповедь о посте: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:3-4 ). С этого момента божественная педагогика ведет человека к принятию того, что Святой Кровью Богочеловека спасется человечество: от запрета на вкушение крови (сакрализация) до жертвенной крови животных (жертва за грех умирает вместо согрешившего), типологически прообразующей искупительную Голгофскую Жертву (безгрешный умирает за грешников ради их покаяния и обожения). В Пятикнижии пост, покаяние и жертвоприношение переплетались очень тесно. Так, в зависимости от причины, по которой приносились жертвы по закону Моисееву, две из четырех имели прямое отношение к созданию покаянного настроя у ветхозаветных верующих. Это — «жертва повинности» (по-еврейски «ашам»), которая приносилась в случае, если человек «согрешит и сделает что-либо против заповедей Господних» ( Лев.5:17 ), и «жертва за грех» (по-еврейски «хаттат»). Последняя приносилась не только в случае, когда человек становился ритуально нечистым (например, через прикосновение к трупу, при месячном истечении у женщин и т.д.), но и при нарушении религиозных и морально-нравственных норм, то есть при осознании своей духовной нечистоты ( Исх.29:14 ; Лев.4:13-35 ). Стоит отметить, что анализ родственных аккадских понятий показывает, что древнееврейское слово «хаттат» использовалось для обозначения понятия греха как ненормального, ущербного бытия грешника. Поэтому — согласно «хаттат» — грех, будучи дисгармонией с установленным Богом порядком вещей, заключается не только в нарушении конкретных заповедей Божиих, нередко сопряженных с причинением вреда ближнему, но и в неполноценности жизни самого грешника, является причиной его безрадостного состояния. Для избавления от греховного состояния и предписана жертва за грех.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

После потопа религия была обновлена новым союзом, который Бог заключил с Ноем. В силу этого союза Господь обещал Ною, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли». Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга. Разумеется, радуга, как физическое явление, была и до потопа, но теперь она стала символом завета. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов  Быт. 11 Но люди расселились по земле не сразу. Сначала они жили в Араратской долине одним большим семейством и говорили на одном языке. Желая вернуться на родину своих отцов, люди стали переселяться в Сенаарскую долину, которая находилась между реками Тигром и Евфратом. Плодородная почва и другие благоприятные условия Месопотамии привлекали сюда послепотопное человечество, и вскоре здесь начала развиваться цивилизация. Возникли первые послепотопные государства, такие как Шумерское, Аккадское и Вавилонское. Библия повествует, что основателем первого Вавилонского царства и покорителем Ассирии был Нимрод из потомства Хама… Это был «сильный зверолов» и по своему характеру напоминал первого строителя городов Каина. Нимрод основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других городов. Не удивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, в которой потомки Хама заняли бы господствующее положение. Гордыня их дошла до того, что они, составив совет, решили в знак своего политического могущества и явного богоборчества построить «башню вышиною до небес». Предприятие, несомненно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное. Преступное потому, что вытекало из гордости, переходящей в богоотступничество и богоборчество, и опасное потому, что выходило из среды хамитов, успевших уже отличиться своим нечестием. И вот работа закипела. Люди стали обжигать кирпичи и заготавливать земляную смолу. Заготовив строительный материал, люди начали строить башню. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». ( Быт. 11:6–8). Люди, не понимая языка друг друга, прекратили строительство города и башни и разошлись в разные стороны, поселяясь на свободных землях и создавая там свою культуру. Город, который они строили вместе с башней, они назвали Вавилоном, что значит смешение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Около 200 статей гражданского и уголовного права Таблица 4. Литературные произведения древнего Ближнего Востока, содержащие ветхозаветные параллели Литературное произведение Язык Дата до н. э. Книга ВЗ Тематические параллели Эпос об Атрахасисе Аккадский Ок. 1635 г. Сотворение мира, потоп, ковчег «Энума элиш» Аккадский Ок. 1100 г. Рассказ о сотворении мира Эпос о Гильгамеше Шумерский, аккадский Ок. 2000 г. Рассказ об окончании потопа, о ковчеге и выпускании птиц Мемфисское сказание о сотворении мира Египетский XIII в. Творение словом Законы Хам мура пи Аккадский Ок. 1750 г. Законы, сходные с синайскими по форме и содержанию Гимн Атону Египетский Ок. 1375 г. Сюжетное сходство и общность выразительных средств Ludlul bel Nemeqi Аккадский XIII в. Страдалец сомневается в справедливости божества Вавилонская теодицея Аккадский Ок. 1000 г. Диалог между страдальцем и его другом о справедливости божества Наставления Аменемопе Египетский Ок. 1200 г. Словарь, образы, тематика, композиция Хеттские договоры (36) Хеттский 2–е тыс. Форма и содержание Плачи о падении шумерских городов (5) Шумерский Фразеология, образы и тематика Египетские «Любовные песни» (54) Египетский 1300–1150 гг. Песнь Песней Содержание и литературные приемы Пророческие тексты из Мари (ок. 50) Аккадский XVIII в. Пророчества доклассического периода Тематика (военная деятельность и отправление культа) Таблица 5. Хронология древнего Ближнего Востока (10000 – 2100 гг. до н. э.)     Таблица 6. Хронология древнего Ближнего Востока (2100 – 332 гг. до н. э.)     Таблица 7. Единицы измерений     Древний Ближний Восток     Ассирийское царство     Нововавилонское царство в 625–529 гг. до н. э.     Персидское царство и другие государства в VI в. до н. э.     Дороги Палестины     Реки и вали Палестины   Словарь терминов В этом словаре объясняются некоторые термины, часто встречающиеся в наших обсуждениях. Для удобства читателей мы снабдили эти термины звездочкой ( ) по всему тексту. Не все термины приведены здесь в той же форме, в какой они встречаются в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010