Индийский эзотеризм объясняет дело иначе и утверждает, что в общих философиях бытия мы имеем откровения «высших душ» прошлого, более или менее непосредственно проникших в тайны бытия. Эти откровения искажались узостью взглядов народных масс, которые разлагали общие принципы на множество частных проявлений в виде отдельных божеств. В отношении понимания смысла язычества оба эти объяснения приводят к одному. Разница в том, что одно объяснение идет от общего к частному, другое – от частного к общему. Как бы она ни возникала, языческая философия бытия не возвышается до понятия Личного Бога, Создателя всего на месте небытия. Языческая мысль колеблется между двумя представлениями. По одному, извечно существовала хаотическая природа, в которой путем произвольного зарождения явилось некоторое сознательное существо, произведшее затем устроение нами обитаемого мира. По другому воззрению, Бог произвел мир из самого себя посредством эманации. Мир истек из него, так что вся природа есть не что иное, как сам Бог . Оба воззрения, по существу, не разнятся. В обоих случаях Бог отождествляется с природой. Это философия, как видим, строго монистическая , как ныне даже хвалятся пропагандисты индуизма (напр., Рамачарака). Во всяком случае по обобщающей языческой мысли основная формула бытия представляется в одном из двух видов: или Бог есть природа, или природа есть Бог. Собственно же Создателя мира – нет. Оставим в стороне вопрос о том, какая из языческих философий древнее, от кого и к кому она могла передаваться. Но та общая точка зрения, которая рождалась у них всех по вопросу о бытии мира, ясно обнаруживает не какое-либо откровение свыше, а логическую работу мысли человека, пытающегося себе объяснить неизвестное из известного, проблему бытия мира на основании того, что он наблюдает в самом себе и вокруг себя. Франсуа Ленорман, глубоко изучивший древность шумеро-аккадскую, вавилонскую, ассирийскую и египетскую, подводит такой общий итог философии этих стран: «Концепция божественного существа единого и всеобщего, смешиваемого с материальным миром, эманирующим из него, но не сотворенным им, встречается в основе повсюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Деспотия или республика? Город, именуемый Вавилоном – один из древнейших городов на планете, и один из первых ее мегаполисов. Шумеро-аккадские первостроители и обитатели Вавилона сменялись постепенно семито-халдейскими. Считается, что ростовщичество и меняльное дело являются порождением именно Вавилона . Деньги и материальные ценности под процент давали не только в Вавилоне, но именно там, еще за две тысячи лет до Рождества Христова, государство встало на сторону ростовщика. Сбережение богатства наиболее имущих стало государственной политикой именно в Вавилоне. Имущие и стояли там исторически у власти. За простых людей, или хотя бы за средний слой, пытались заступиться только цари Вавилона. Слева – статуя Хаммурапи. Справа Хаммурапи пред солнечным бог Шамашем (сидит на троне) рельеф верхней части столба Свода Законов, Лувр Законы царя Хаммурапи , устанавливающие законы займа в 20% годовых по денежным делам и 33% для займа зерном, считаются попыткой обуздать жадность кредиторов и предотвратить разорение вавилонского крестьянина, главного плательщика налогов, и солдата во время войн. Переходя к временам гибели Старого Вавилона и воссоздания Нового, отметим следующий любопытный факт. Принято считать Древний Восток, и особенно страны Благодатного полумесяца , классическим примером деспотических монархий и так называемого «азиатского» способа производства. Власть в таких государствах сосредоточена в руках царя-деспота, а собственность является практически «общественной» и лишь по царской прихоти передается во владение того или иного лица. На самом деле, это совершенно не соответствует действительности . Крупнейшие и мощнейшие из государств Благодатного полумесяца Ассирия и Вавилония по структуре власти являлись аристократическими, или, скорее, олигархическими республиками. «Здесь уместно пояснить некоторые особенности политического строя Вавилона, оформившиеся постепенно в XII-VIII вв. до н.э. Вавилон не только не был восточной деспотией, но даже не был в полном смысле слова и монархией. Скорее он был аристократической республикой, с ежегодно переизбираемым царем-магистратом». В Ассирии царский строй был потверже, но также под бдительным присмотром местной аристократии.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

5:10. Ездящие на белых ослицах. Ездить верхом на этих ценных животных могли себе позволить только зажиточные купцы. Призыв присоединиться к песни, прославляющей Яхве, Который спасет Израиль, обращен ко всем классам – и к тем, кто ездит верхом, и к тем, кто ходит пешком из-за бедности. 5:11. Поющие у колодцев. Песнь, прославляющая Яхве, должна была прозвучать громче, чем голоса тех, кто подвизался поить животных у колодцев и на стоянках караванов. Эти люди сообщали новости или рассказывали интересные истории, возможно, аккомпанируя себе на кимвалах или других музыкальных инструментах. Развлекая путников и таская воду, они зарабатывали себе на пропитание и поддерживали устную традицию. 5:14. Укоренившиеся в земле Амалика. Среди тех, кто откликнулся на призыв Деворы, были воины, жившие на территории Ефрема, на «земле Амалика» (возможно, принадлежавшей прежде амаликитянам). 5:14. Махир. Отсюда и из 1Пар. 7следует, что Махир – это название клана, обосновавшегося между территориями Ефрема и Завулона, близ потока Киссон. 5:19. Фаанах. Расположенный в 5 милях к юго-востоку от Мегиддона и на таком же расстоянии к западу от горы Гелвуй, Фаанах был одним из укрепленных городов, охранявших вход в долину Изреель (см. коммент. к 6:33). Он упоминается в сообщениях Тутмоса III о битве при Мегиддоне (XV в. до н. э.) и, возможно, в амарнских табличках. В XII в. город был малонаселенным, но раскопки обнаружили слой разрушений, датируемый примерно 1125 г. 5:20. Звезды сражались. В ближневосточной и средиземноморской мифологии различные боги (египетский Решеф, шумеро-аккадский Нергал, греческий Алоллон) были связаны с небесными объектами – планетами, звездами и кометами. Считалось, что иногда они сходят со своих обычных путей и вступают в человеческие битвы, сея замешательство в стане врагов и губя их лошадей. В конце 3-го тыс. до н. э. в тексте Саргона Древнего говорится о потемневшем солнце и о сражающихся с врагом звездах. Тутмос III на своей победной стеле также сообщает о звездах, сорвавшихся с неба и уничтоживших его врагов, хурритов. Следует, однако, заметить, что в этом фрагменте Книги Судей звезды не персонифицированы, а выступают только как посланники и орудия Яхве. См. также коммент. к Нав. 10:12,13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

с. 346] Пожалуй, самыми известными «птицебогами» (или «богоптицами»), изображавшимися с птичьей головой, являются: многочисленные древнеегипетские боги - в частности, бог солнца Ра (Ре) с. 359], отождествлявшийся, помимо прочих, с богом-соколом (в ранней ипостаси - богом охоты) Гором (Хором) с. 310], которые часто изображались в облике человека с головой сокола (см. рис. 24: изображение Ра-Гарахути на стеле ок. 1100 г. до н.э., хранящейся в Музее Лувра в г. Париже) с. (358)], а также бог мудрости, счёта и письма Тот (Джехути), который обычно изображался в виде человека с головой ибиса (см. рис. 25: изображение бога Тота XIII в. до н.э. в храме Рамсеса II в Фивах/Египет/) с. 521]; древнеиндийский царь птиц (в буддизме - сверхъестественная птица, вечный враг змей - наг) Гаруда, в котором сочетались черты человека и птицы (часто изображался существом с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом) с. 266] (см. рис. 26: изображение Гаруды на рельефе из Культурного парка «Гаруда Вишну Кенсана» на о. Бали/Индонезия/); шумеро-аккадские и ассирийские божества, изображавшиеся в виде человекообразных птиц с орлиными или ястребиными головами и крыльями (см. рис. 27: изображение сверхъестественного существа на панели ок. 883 - 859 гг. до н.э. из Северо-Западного дворца в г. Нимруд/Кальху/, хранящейся в Метрополитен-музее г. Нью-Йорк/США/) В христианстве также известны изображения евангелистов и святых в образе зверей и птиц (см. рис. 28: изображение из франкского «Гелазианского сакраментария»/«Sacramentarium gelasianum»/ок. 780 - 800 г., хранящегося в Национальной библиотеке Франции в г. Париже) Весьма примечательно, что изображение Гаруды, по мнению Е.Ю. Гончарова, присутствует и на золотоордынских (джучидских) монетах (типах монет), которые большинство исследователей относят ко времени правления хана Тохтамыша (1380 - 1395). При этом образ Гаруды предстаёт здесь скорее в буддийско-ламаистской ипостаси, вследствие чего многие нумизматы определяют данное изображение (сюжет) как «дракона со змеёй» или «птицу со змеёй». Такие изображения помещены на медных монетах (пулах) чекана «Сарая ал-Джадида», выпускавшихся с 776 () года хиджры (1374/1375 г.) до, предположительно, 780 () года хиджры (1378/1379 г.).

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Но если в ветхозаветном рассказе причина происхождения мира и человека в том, что Бог — благ, то шумеро-аккадские повествования рисуют нам картину того, как Энлиль создает мир и человека явно из корыстных целей. Причина человеческих несчастий по Библии — в грехопадении человека, тогда как в языческом понимании — в зависти богов: боги не поделили человека, и вот они, соперничая между собой, мстят ему за то, что он недостаточно кому-либо из них поклоняется. В Ветхом Завете ответственность за несчастья лежит полностью на самом человеке: он виноват и должен что-то делать для искоренения греха. В язычестве все переложено на высшие силы, на многочисленных богов, а несчастный человек как бы несправедливо ими обижен, и более того, у него нет возможности что-нибудь предпринять, чтобы хоть как-то изменить ситуацию, — он лишь игрушка в руках самодуров-богов. Это порождает безысходность, которая называется властью рока (вот он, настоящий бог языческого мира) и парализует подлинную духовную активность. Но и в языческих мифах есть отголоски удивительных откровений. Рассмотрим миф об аргонавтах; я его очень люблю. Люди из Эллады по указанию узурпировавшего власть царя Пелия отправились за золотым руном. Что такое это золотое руно? — Это шкура барана, явившегося спасителем древнегреческого царевича Фрикса, женившегося впоследствии на дочери царя Колхиды. Именно обладание этим руном может принести спасение и благодеяние грекам. Вот путешественники-воины под руковод­ством Ясона, которому в случае успеха предприятия обещано возвращение власти, садятся на корабль, который называется Арго 4 , и плывут в Колхиду. В течение всего этого плавания с ними происходит очень много приключений и злоключений, но они добывают золотое руно с помощью волшебницы Медеи, дочери царя Колхиды Ээта, на которой Ясон обещает жениться. Вот уже этот символ вожделенного счастья в руках у аргонавтов. Они возвращаются домой в Элладу. Но так как добывание и хранение золотого руна связано с многочисленными злодействами, с ложью и коварством, то отныне оно несет проклятие.

http://pravmir.ru/o-soznanii-sekulyarnom...

Особую проблему, с точки зрения географического распределения цивилизаций, представляет мусульманская диаспора в западной Европе. Нет нужды входить в полемику по вопросу о системообразующем значении религии для общества, хотя, естественно, есть и противники такого подхода, причем, не только среди атеистов и агностиков, зато и у одного из самых влиятельных классиков атеизма, автора «немецкой идеологии», в отличие от большинства его эпигонов, мысль о колоссальном, хотя и вторичном, надстроечном, как он выражался, значении религии в истории человечества, присутствует. Религиозный генезис очевиден у культур, сложившихся в эпоху, которую, прибегая к терминологии Ясперса, называют осевым временем, и в последующий период. По большей части, речь, при этом, идет о, так называемых, мировых религиях. Очень может быть, что таким же образом обстоит дело и с египетской, и с шумеро-аккадской, и с рядом других цивилизаций, но настаивать на абсолютной универсальности принципа рождения любой культуры исключительно из религии, нет необходимости, ввиду исторической и географической ограниченности тематики настоящей работы. В наши дни стало, едва ли, не общепринятым штампом характеризовать современное общество Европы и Америки как постхристианскую цивилизацию. За такой констатацией, стоит ряд очевидных печальных обстоятельств: чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор. Но эта материя еще слишком свежа и нова по меркам исторической науки – кризисное состояние Христианской Европы бесспорно, но столь же бесспорна и неудача, состоявшихся уже в 20 столетии опытов построения новых постхристианских орднунгов в Европе. Есть все основания надеяться, что и, осуществляемый ныне, проект устроения в Европе, Америке и на всем пространстве земли общества политкорректности, воинствующей и нетерпимой ко всякой инаковости, игнорирующей религиозные и этические ценности народов, закончится таким же выкидышем, как и проекты нюрнбергских мечтателей о тысячелетнем рейхе. Во всяком случае, оставаясь в рамках истории и ретроспекции, и отвлекаясь от неблагообразной сиюминутности и от опасных перспектив, позволительно держаться за старый добрый термин – «Христианская Европа», не закрывая, при этом, глаза на, давно уже прозябшие на Европейской почве, побеги, из которых выросли кошмары 20 века, – одним из таких побегов была великая французская революция, хотя и она была, конечно, не первым восстанием против Христа в крещеной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗНЕСЕНИЕ 1) Вознесение Господне ; 2) один из способов достижения духовного мира (небес) или описание этого процесса. Повествования о В. характерны для монотеистических религий, но встречаются и в языческих верованиях и культах. Известны неск. вариантов повествования о В.: путешествие души на небеса, попадание в загробный мир обычного человека прежде его естественной смерти, В. отдельных личностей (правителей, мудрецов, святых) некой силой, духами или Богом на небеса ( Tabor. P. 91). Для большей части этих повествований характерны следующие элементы: изначальное состояние сна или молитвы, явление вестника (ангела или духа) из потустороннего мира, избрание или призвание героя. Часто В. описывается как восхождение на гору, как рассказ о «горнем» мире, иногда связанный с испытаниями, как достижение крайних пределов (престола Божьего), как получение откровения или созерцание Божества, как преображение героя и обычно, но не всегда как его возвращение в мир. При этом самому моменту В., как правило, уделяется мало внимания, отмечается, что герой стал невидим для окружающих или исчез в неизвестном направлении ( Lohfink. S. 13-31). Языческие религии Тема В. встречается в религ. представлениях народов Ближ. Востока и средиземноморского региона начиная с эпохи первых цивилизаций. Шумеро-аккадские представления Известны архаические мифы об Энмедуранки, царе Сиппара, к-рый считался изобретателем различных форм предсказания будущего. Он был вознесен богами и посажен на золотом троне, после чего боги Шамаш и Ада наделили его знаками власти, предметами для дивинации и проч. (Г. Виденгрен; ср.: Segal. P. 1343). В аккадской мифологии встречаются также описания неудачных попыток «вторжения на небеса» Адапы, сына бога Э(й)а, и Этаны, легендарного правителя Киша (ANET. P. 101-103, 114-118). Известны рассказы о полетах Этаны во сне на орле, нек-рыми исследователями эти повествования сближаются с шаманскими поисками духов-покровителей в образе животных ( Афанасьева В. К. Этана//Мифы народов мира. Т. 2. С. 671). Клавдий Элиан (III в.) приписывает полет на орле Гильгамешу , герою и правителю Урука ( Aelian. De nat. animal. 12. 21).

http://pravenc.ru/text/155106.html

Вскоре начался процесс разложения Шумеро–Аккадского царства. На юге от него отделяется область Ларса (библейский Элласар), вскоре подпадающая под власть эламитов, восточных соседей Аккада, а на северо-западе ведут борьбу за обладание страной аморрейские отряды. Вождь аморреев по имени Сумуабум в 1894 году до РХ покоряет Аккад и основывает здесь первую вавилонскую династию: аморреям удалось, таким образом, проникнуть в самую глубь страны. Решающую роль в политической жизни Вавилонии играли в эту эпоху выше упомянутые эламиты, и им удалось даже временно добиться господства над всей страной, до ее западных окраин. Вплоть до эпохи Хаммурапи эламиты остаются господами страны: им подчинено не только население Шумера и Аккада, не только аморреи, населяющие область Тигра и Евфрата, но их власть распространяется, быть может, даже на самую Палестину, куда они, по библейским данным, предпринимают победоносный поход. 18 Но вскоре на смену эламитам пришла аморрейская династия, утвердившаяся в Вавилоне и достигшая своего расцвета несколько позже, в эпоху Хаммурапи (1792–1750). В его царствование влияние аморреев приобретает господствующий характер как в области Тигра и Евфрата, так и далеко за ее пределами. На тридцать первом году своего царствования Хаммурапи кладет прочное основание господству Вавилона: он отправляется в поход против царя Ларсы завоевывает его страну и «привозит их добычу в Вавилон», который становится столицей, а местный бог Мардук – верховным богом всей страны. В состав владений Хаммурапи входила, несомненно, и Месопотамия. Он даже ассирийских князей считал своими вассалами, а Ассирию – частью своего государства; это, конечно, не мешало ассирийцам иметь, в свою очередь, собственных вассалов. Весьма возможно, что Хаммурапи подчинил своей власти и Сирию, которая незадолго до того принадлежала эламитам, а в более отдаленные времена царям Аккада. Хаммурапи, в отличие от прежних завоевателей, эламитов, был аморрейского происхождения, а центром аморрейского населения была страна, окружающая Ливан. Если принять во внимание эти два обстоятельстве, легко можно будет представить себе, какое огромное влияние мог оказать Хаммурапи на населенную аморреями Сирию, даже в том случае, если ему и не удалось проникнуть в глубь страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Библия (греч. «книги») – собрание иудейских и христианских канонических священных книг, созданных на Ближнем Востоке в XIII в. до h.э.II в. н.э. Она состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В иудейском ветхозаветном каноне – три части: Тора («Закон») или «Пятикнижие Моисея» (книги Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие); «Пророки» – исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, в которых излагается история завоевания Палестины вплоть до VI в. до н.э., а также сборники речей больших (Исайя, Иеремия, Иезекииль) и 12 малых (Осия, Амос, Иона, Михей [VIII в. до н.э.], Наум, Аввакум, Софония [VII в. до н.э.], Авдий, Аггей [VI в. до н.э.], Захария [конец VIhaчaлo V в. до н.э.], Малахия [ок. V в. до н.э.], Иоиль [ок. IV в. до н.э.]); «Писания», составленные из книг Псалмов и притчей Соломоновых, книг Иова, Ездры, Неемии, Руфи, Эсфири, Даниила и «Екклезиаста». Каноническими («богодухновенными») для евреев и христиан являются 39 книг. Большинство центральных тем и мотивов Ветхого Завета находят соответствие в различных мифологиях мира: идея единобожия, известная египтянам, представление о мире как о водном хаосе, райское начало, мировое древо, сотворение человека, всемирный потоп как наказание за грехи в шумеро-аккадской мифологии и др. Новым был совершенно иной тип мифологического сознания, закрепивший в 10 заповедях основы личной и общественной морали. Перевод Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык, получивший название Септуагинта (IIIII вв. до н.э., в нем на 11 книг больше), стал основой для составления текстов Ветхого Завета у западных христиан. В Новом Завете были сформулированы основные положения христианства, которые разрабатывались во IIIV вв. (см. Новый Завет ). Библия оказала огромное влияние на духовное и культурное развитие христианских народов. Ее сюжеты и образы получили воплощение в византийской, западноевропейской, древнерусской и других средневековых культурах. Они разрабатывались в изобразительном искусстве, музыке и литературе Возрождения и Нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена. В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010