А «всемогущество» мы склонны видеть как то же самое, но возведенное в высшую степень. В нашем мире «могущество» – это не очень хорошая характеристика в том смысле, что власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно, и чем больше могущество одного человека, тем большие опасения он внушает. Причем если те, кто обладает могуществом над вами, не злонамерены, от этого не легче – много вреда было причинено именно теми, кто искренне хотел всех осчастливить и верил, что нашел для этого надежный рецепт. У многих атеистов (судя по их писаниям) в голове живет кошмар всемогущего космического тирана, который всех попирает и которому невозможно дать отпор. Но Божие всемогущество – это нечто принципиально другое. Мы можем сравнить два повествования о творении: в Библии и у других жителей Ближнего Востока, шумеров. Верховный бог шумеро-аккадской мифологии, Мардук, творец мира в его нынешнем состоянии, прорвался к своему верховному положению в вавилонской религии с боем. Само творение есть результат кровавой битвы между Мардуком и чудовищем Тиамат, божеством соленого океана. Тиамат решила уничтожить Мардука. Она собрала всех чудовищ, поставила во главе их своего ужасного сына Кингу. Младшие боги просили Мардука выйти на бой c Тиамат. Он согласился, но потребовал, чтобы его признали главой всех младших богов. Его признали и наделили великой силой. Далее последовала страшная битва двух коалиций богов, из которой, наконец, Мардук вышел победителем. Он разрубил тело Тиамат на две части, из верхней части сделал небо, из нижней – землю. Мардук «могущественен» в том же смысле, что и какой-нибудь древний правитель – его способность к дипломатии и лидерству ставит его во главе других богов, а военная мощь приносит ему победу над врагами. Мардук – самое могущественное существо в мироздании вавилонян, но он не всемогущ. Он должен добиваться лидерства переговорами, а победы – в тяжелом бою. Библейская история выглядит по-другому. У Бога нет конкурентов, Он ни с кем не торгуется и не сражается. Никакой силы, которая могла бы состязаться с Ним в могуществе, просто не существует. Он творит мир из ничего – а не из тела убитого чудовища или еще какого-то предсуществовавшего материала. Он творит Его словом – а не надрываясь в борьбе. Только Он обладает собственным, ни от чего не зависящим бытием – всё остальное, все силы природы, все сколь угодно могущественные существа в мироздании существуют только потому, что Он создал их и поддерживает в бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В учении апостола Павла устанавливается, что человек именно из наблюдения природы мог бы усмотреть Творца ее, если бы его к этому влекло сердце. «Ибо что можно знать о Боге, явно для них (людей. – Л. Г.), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они (язычники. – Л. Т). безответны» ( Рим. 119–20 ) – то есть не могут сказать, что не познали Бога по невозможности этого. Отдельные случаи и показывают возможность такого познания, как у Авраама или Иова. Сократ впоследствии пришел к идее о Создателе посредством наблюдения своей внутренней природы. Наконец, в древнейшие времена у всех людей было еще много преданий о Творце. И однако первобытное человечество не использовало ни одного из этих источников. Даже предание все более заглушалось, и внимание было переносимо исключительно на тварь , на природу, которая и заслонила перед людьми того Творца, которого могла, наоборот, ясно им указать. Люди стали усматривать высшую силу в самой природе, в ее явлениях, а наблюдение своего внутреннего мира послужило лишь к тому, чтобы приписать всей природе духовные свойства. Политеистические космогонии особенно наглядно сводятся к представлению вечных сил природы, самостоятельно устраивающихся из хаоса, при помощи антропоморфированных сил самой же природы. По древнейшему шумеро-аккадскому верованию, раньше всего существовала какая-то бездна, Мумму Тиамат, из которой все и зародилось каким-то самопроизвольным процессом. В изображениях Мумму Тиамат мы видим ее всю наполненную какой-то кашей в беспорядке перепутанных безобразных существ или, быть может, зародышей-существ. Но когда здесь начали отчленяться особые духи-боги, антропоморфированные силы организованной природы, они вступили в борьбу с хаосом Мумму Тиамат, которая выслала на них свои чудовищные создания, впоследствии игравшие роль злых духов, Боги-устроители победили бездну, и так явился нам мир. Идея и Личность Создателя уже совершенно исчезла в этих воззрениях подобно тому, как исчезла она в Египте и в Индии. У всех место Личного Создателя заняла сила природы. Если мы взглянем на другой конец света, на космологию Японии синтоистского (добуддийского) периода, в котором трудно предположить прямые заимствования от нильско-евфратских и даже индийских культур, – мы все-таки находим в образовании мира ту же картину брожения сил самобытной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Законы, действовавшие в Месопотамии, использовались, в том числе, и ветхозаветными праотцами. «Семейные отношения еврейских патриархов – наилучший комментарий к законам Хаммурапи. Можно сказать, что и Авраам, и Иаков, и Лаван жили по вавилонскому праву. Это не только видно из своеобразной, как бы чисто вавилонской полигамии, но, например, из спора Лавана с Иаковом, – в случае истребления скота хищными зверями убыток терпит владелец и т. п.» 252 . Аккадское царство было двуязычным. При этом у языков было чёткое функциональное распределение: аккадский язык был языком канцелярии, официальных документов и судебной системы, а шумерский использовался как язык литературы, язык сакральный: для совершения богослужений и чтения священных текстов. Аккадцы отнюдь не стремились к уничтожению достижений Шумера. Напротив, Аккадское царство стало образцом успешного взаимодействия, взаимопроникновения двух культур, в связи с чем в исторической науке принято говорить о шумеро-аккадском культурно-религиозном синтезе. Вместе с тем аккадцы не просто слепо заимствовали и усвоили культурные достижения и религиозные представления шумеров, но и подвергли некоторые из них переосмыслению и творческой переработке, внеся нечто новое в копилку религиозных идей Древнего Междуречья. Так, например, с торжеством семитского владычества в религиозной литературе Месопотамии появляется новый литературный жанр. Особое распространение получают так называемые гимны личного покаянного характера, или покаянные псалмы, как их ещё иногда называют. В них человек говорит о своём недостоинстве и тварной ограниченности, умоляет бога, невзирая на совершенные грехи, простить и помиловать молящегося: Велика моя скверна, я грешил постоянно, Пусть уйдёт моё горе, пусть сокроется в тень. Человек ограничен, ничего не знает, Люди, сколько их есть, что они понимают? Зло творит он или благо, не знает никто. Грех, что я совершил, обрати мне во благо, Вину, что я совершил, пусть ветер развеет. Многие скверны мои сними, как одежду, Боже, грехов моих – семью семь, отпусти мне грехи! 253

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева – древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. – шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, и дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней и наборной работой, выполненной способом маркетри [способ маркетри – инкрустация из разноцветных кусочков дерева]. Аккадские ложа, шкатулки, ларцы и сундуки, столы, стулья, скамеечки для ног, колесницы и другие вещи вавилонской работы высоко ценились на Древнем Востоке. Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий – циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту. Широкое развитие получила в Вавилонии обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро – вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции. В Вавилонии были широко распространены пивоварение, масло – и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов. В истории человечества одним из самых древних видов профессионального ремесла было гончарное. Изобретение гончарного круга, как известно, служит характерным признаком начала цивилизации. В Вавилонии глина самых разных сортов имелась в изобилии. И ни один народ в мире не использовал ее так умело и для столь разнообразных целей, как шумерийцы и вавилоняне. Глина у них во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро – вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще один источник, которым, вероятно, пользовался Жуковский, – послания священномученика Игнатия Богоносца, также публиковавшиеся в «Христианском чтении» (отдельное издание: М., 1779). Слова, которые перед смертью говорит Агасферу святой Игнатий: Должно пшено Господнее в зубах Звериных измолоться, чтоб Господним Быть чистым хлебом… – являются цитатой из его «Послания к римлянам»: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым» . Тема смерти и бессмертия в поэме Тема смерти и бессмертия – одна из вечных в мировой литературе. Она с замечательной глубиной и силой раскрывается уже в шумеро-аккадской «Поэме о Гильгамеше» – произведении, относящемся ко II тысячелетию до Р.Х. В «Странствующем жиде» эта тема получает развитие своеобразное и, можно сказать, парадоксальное. Главный герой поэмы, Агасфер, имеет то, что на протяжении тысячелетий являлось вожделенным предметом мечты и поисков человечества – не прерываемую смертью жизнь. И вдруг оказывается, что бессмертие для него мучительно, что безграничное продление земной жизни не избавляет от страданий, а только увеличивает их. Слова Христа: «Ты будешь жить, пока Я не приду», то есть жить до тех пор, пока не закончится история человечества, звучат для Агасфера не благословением, а приговором. Смерть же для него становится, напротив, не злом, а благом. Нужно отметить, что подобным же парадоксальным образом тема бессмертия развивается и в некоторых современных литературных произведениях, например в рассказе Х.Л. Борхеса «Бессмертный» и в пьесе К. Чапека «Средство Макропулоса». Борхес (пользуясь отчасти той же средневековой легендой, что и Жуковский ) описывает людей, которые, испив из реки бессмертия и лишившись смерти, лишились и смысла жизни и даже самой своей личности (дело усугубляется еще тем, что, в отличие от Агасфера, они не ожидают окончания человеческой истории и их бессмертие абсолютно, нескончаемо). Положительный смысл смерти в этом рассказе обнаруживается в том, что она придает уникальную ценность всякому событию земного существования. Борхес пишет от лица своего героя: «Смерть (или память о смерти) наполняет людей возвышенными чувствами и делает жизнь ценной. Ощущая себя существами недолговечными, люди и ведут себя соответственно: каждое совершаемое деяние может оказаться последним: нет лица, чьи черты не сотрутся, подобно лицам, являющимся во сне. Всё у смертных имеет свою ценность – неотвратимую и роковую» . Лишившись смерти, человек уже ничем не может дорожить, ни к чему не может стремиться, ничего не боится, но ничего и не хочет, он исчезает, теряется в бесконечном круговороте существования. Смерть – это рамка картины, без которой изображение расплывается и утрачивает свои очертания.

http://pravoslavie.ru/61286.html

208 Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле.//Электронная библиотека «Книги онлайн»/URL: (дата обращения: 05–08–2020). 209 Адольф Лео Оппенхейм (1904–1974) – один из наиболее авторитетных ассириологов, переводчик с аккадского языка. 213 По мнению Торкильда Якобсена «здесь слышится голос III тысячелетия до н. э., а подчас и неясные отзвуки IV».//Якобсен Т. Сокровища тьмы: история месопотамской религии. С. 137. 215 «Люди, – как говорит Аристотель, – уподобляют самим себе не только богов, но и образ их жизни». Цитата по: Франкфорт Г. и др. Духовные искания древнего человека. С. 155. 216 В шумеро-аккадской мифологии: Ану – верховный бог неба, глава сонма богов; Энлиль – бог ветра, воздуха и бурь; Энки – бог воды и подземного мира. Не следует думать, что это были боги природных явлений. Это боги, символами которых являлись те или иные природные явления. Так же, как в Египте: Ра не был богом Солнца – это Солнце было символом Ра. 218 С. Крамер отмечает: «Шумерские боги, как они представлены в мифах, были полностью антропоморфны; даже самые могущественные из них представлялись подобием человека по форме, мыслям и поступкам. Как человек, они строили планы и действовали; ели, пили, женились и образовывали семьи, вели обширное хозяйство и были не чужды человеческим слабостям.//Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле.//Электронная библиотека «Книги онлайн»/URL: (дата обращения: 05–08–2020). 220 Богиня, участница создания людей. О творении людей дошло несколько мифов, но «Сказание об Энки и Нинмах» наиболее полный из них. 225 Полностью «Сказание об Энки и Нинмах» см. Афанасьева В. К. От начала начал. Антология шумерской поэзии. С. 42–47. 230 Цилиндрические печати, которые прокатывались по глиняной табличке, оставляя вытянутый след, равный длине окружности цилиндра. Служили для удостоверения документов. 233 Зубов А. Б., проф. Курс лекций по истории религий. Модуль 2. Месопотамия.//Андрей Зубов, персональный сайт/URL: http://abzubov.com/new_course/lecture_052 (дата обращения: 07–08–2020).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Главным религ. центром И. в Месопотамии был г. Урук, где культ Инанны засвидетельствован еще в кон. IV тыс. до Р. Х. ( Beaulieu. 2003. P. 103-105). Важнейшим храмом Урука был зиккурат Эанна («Дом небес»), первоначально служивший святилищем Ана (или Инанны и Ана одновременно) и во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. ставший храмом Инанны. Эта перемена отразилась в 2 гимнах (Inana B и Inana C; здесь и далее названия шумер. лит. текстов приведены по их последней публикации в корпусе etcsl.orinst.ox.ac.uk, рус. пер.: «Возвышение Инанны» и «Отважная госпожа»), к-рые приписываются Энхедуанне - аккад. принцессе, дочери Саргона Аккадского и верховной жрице бога Нанна, где говорится о соперничестве Ана и Инанны и превосходстве последней. В двуязычном, шумеро-аккад. мифе, сохранившемся в 4 значительно фрагментированных манускриптах средневавилонского периода, повествуется о том, как Инанна «украла» храм Эанна у Ана (Ibid. P. 111-115). В мифе «Инанна и Энки» рассказывается о том, как богиня явилась в Эриду к Энки, богу мудрости, и, напоив его, выкрала ме - божественные основы цивилизации. В мифе о нисхождении И. богиня отправилась в преисподнюю, вторглась во владения своей сестры Эрешкигаль, богини подземного царства, однако последняя перехитрила ее, лишив защитных амулетов, и превратила в труп. Лишь вмешательство Энки и др. богов позволило оживить И. и вернуть ее из преисподней. Цикл шумер. гимнов повествует об Инанне и о ее возлюбленном, пастухе Думузи (вероятно, он же легендарный обожествленный царь Урука), к-рый сватался к богине, представленной в образе молодой девушки, соперничая с божеством земледелия Энкимду. В тексте, повествующем о соперничестве Думузи и Энкимду, брат Инанны, бог Уту, уговорил богиню выбрать пастуха. Уту выступает на стороне Думузи и в гимне Dumuzid-Inana A, где он дарами и отчасти хитростью убеждает богиню выбрать Думузи в мужья, а в гимне Dumuzid-Inana Y он помогает Думузи пробраться ночью незамеченным в ее дом. В гимне Dumuzid-Inana H Думузи уговаривает Инанну провести с ним ночь, предлагая ей солгать матери, что веселилась с подругой.

http://pravenc.ru/text/1237979.html

Главный вывод, который вытекает из диахронных наблюдений над изменениями расовой карты Европы, заключается в ее высокой устойчивости. Происходили многочисленные известные и неизвестные истории вторжения иноязычных и, часто, также инородных, в расовом отношении, племен, радикальные перемены претерпевала лингвистическая карта, сменяли друг друга археологические культуры и цивилизации, а расовый состав Европейского населения и его размещение менялись минимальным образом, по меньшей мере, в течение последних четырех тысячелетий. Единственно разумным объяснением этого удивительного факта может быть только одно: вторгавшееся в тот или иной Европейский регион племя, даже, если оно подчиняло себе автохтонное население и, в результате, происходила смена культуры, даже, если оно навязывало свой язык побежденным, все-таки, в расовом, биологическом отношении, как правило, ассимилировалось численно превосходящим местным населением. Этот вывод, тем более, надежен, что некоторые из изменений, например, роста, окраски волос и глаз, со временем смещающейся в сторону более интенсивной пигментации, и даже распространение брахицефалии за счет долихоцефалии не всегда являются результатом метисации. 2. Археологические культуры Европы рубежа 3 и 2тысячелетий до Р. Х. На рубеже тысячелетий, на Крите появляется первая развитая цивилизация Европы, иными словами, и в Европе часы истории начинают свой ход. В мире библейском это была эпоха отца народов Авраама. К тому времени, на разных континентах обитаемой земли уже существовали высокоразвитые культуры по берегам великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Янцзы, Инда и Ганга: египетская, шумеро-аккадская, китайская и индская, с ее урбанистическими центрами – открытыми археологами 20 столетия городами Хараппе и Мохенджо-Даро. Европейское же человечество переживало еще эпоху неолита, халколита и ранней бронзы. Неолит, который характеризуется, в отличие от предшествующих, палеолита и мезолита, изготовлением шлифованных и полированных изделий, употреблением керамической посуды, а затем, также, гончарного круга, доместикацией животных и земледелием, значение которых вытесняет в хозяйстве роль охоты, рыбной ловли и собирательства, распространен был на большей части Европы, включая британские острова, Скандинавию, а также значительную часть континентальной Европы на ее севере и востоке, но Европа не была одним из очагов зарождения неолитической индустрии, она распространилась в Европу с Ближнего Востока через Малую Азию и Балканы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На суровом приполярном севере Европы, включая и часть Скандинавии, на рубеже 3 и 2 тысячелетий, еще сохранялись рудименты мезолитического общества – основным источником существования, обитавших тут, людей оставались охота и рыбная ловля, а земледелие вовсе не было известно. Впрочем, ввиду климатических особенностей крайнего севера, оно и потом никогда не составляло там основы хозяйственной деятельности. Халколитом, или энеолитом, называют эпоху, когда, при преобладании каменной индустрии, употребляли также изделия из цветных металлов – меди и золота. Энеолит продолжался относительно недолго, трансформируясь в культуру бронзового века, иными словами, на смену производству чистых металлов идет металлургия сплавов, основу которых составляет медь, смешиваемая с оловом, цинком, серебром или мышьяком. Высокоразвитые мировые цивилизации третьего тысячелетия, в том числе, и соседние для Европы, Египетская и Шумеро-Аккадская, в отношении индустрии не вышли за границы бронзового века, но изготовление бронзы возникло в это тысячелетие и в Европе в примитивных доисторических обществах на Северном Кавказе, на Балканах и на Пиренейском полуострове. На рубеже 3 и 2 тысячелетий, бронзовая индустрия распространяется на большей части Европы, включая нижнее и среднее Поволжье, Поднепровье, карпатский и альпийский регионы, территорию современной Франции и Италии. М. Элиаде предпринял опыт реконструкции парадигмы религиозных воззрений эпохи появления металлургии, которые свойственны были разным народам: «металлы “возрастают” в недрах земли. Пещеры и шахты уподобляются утробе матери-земли... Повсюду в мире шахтеры практикуют ритуалы, включающие в себя очищение, пост, медитацию, молитвы и культовые действия. Ритуалы определяются характером предстоящей операции, поскольку они проникают в сакральную зону, признаваемую запретной. Заряженные этой мрачной сакральностью руды, отправляются в печи. Печи выступают в роли, своего рода, новой утробы, где руды достигают своей зрелости. Металлург, как и кузнец, как и еще прежде – гончар, – это «хозяин огня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

263. Собственно «вавилонский» период истории Двуречья начинается с XIX b. до н. э. Но сам Вавилон был известен со времен Саргона. Вавилон синтезировал все достижения культуры Двуречья шумеро-аккадского периода. 264. Древние законы Месопотамии, исчезнувшие после 1500 г., предписывали считать законными детей наложницы, рожденных для бесплодной жены. Считалось, что тот, кто владеет домашними богами, владеет и наследством. Эти и многие другие черты отмечают быт патриархов и их арамейских родичей. Ср. пар. 137 судебника Хаммурапи и рассказ Бытия, гл. 16; пар. 159 и 160 с Быт 34, 12; И. Волков. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914. О вавилонском влиянии на патриархов см.: G. Е. Wright. Biblical Archaeologu, р. 43—44. 265. См.: ANET, p. 60; W. Ch. Boscawen. La Bible et les monuments. Paris, 1900, p. 24. Русский перевод: Б. Тураев. История древнего Востока, 1, 24. Изложение: Д. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья, с. 34; Th. Gaster. Op. cit., p. 52. 266. Быт гл. 1 и гл. 2, ст. 1—3 и начало 4-го стиха. Гексамерон обладает всеми признаками законченного происхождения (см.: Е. Н. Maly. Genesis. — JBC, р. 10). 267. По общепринятой теории, Гексамерон записан автором Священнической Истории, который жил в Вавилонском плену ок. 550 г. О нем см.: A. Weiser. Einleitung in das Alte Testament, 1966, S. 125; P. Ellis. The man and the message of the Old Testament, 1963, p. 73. См. также: сб. «Происхождение Библии» (М., 1964, с. 541). Велльгаузен (Введение в историю Израиля, СПб., 1909, с. 262) считал, что Шестоднев был плодом поздней жреческой философии. Но археология «неопровержимо доказывает, что историческое наследие, использованное жрецами в VI b. до н. э., намного старше, чем предполагал Велльгаузен» ( З. Косидовский. Библейские сказания. М., 1966, с. 72). За последнее время израильских священнослужителей ВЗ стали преимущественно называть «священниками», а их кодекс «священническим», термин же «жрец» применять к языческим служителям культа. 268. О роли мирового зла и Бездны в Библии см. приложение 8.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010