н. э.). Место И. М. среди других мифологических систем не вполне обычно. Анализ легко выявляет несколько рядов признаков, по которым она может быть сопоставима с ними. Так, большинство ее центральных тем и мотивов находит соответствия в различных мифологиях мира, прежде всего в мифологиях ближневосточного круга — западносемитской и шумеро–аккадской, отчасти египетской, хеттской и др. Сами имена единого Бога иудаизма: Яхве (Иево), Элохим или Эль (Илу), Эльон, «Всевышний», Мелек, «Царь» были именами богов западносемитского пантеона. Ветхозаветный рассказ о шести днях Творения функционально сопоставим с таким необходимым компонентом любой мифологической системы, как космогонические мифы (во многих из которых в более или менее важной роли выступает демиург — творец и упорядочиватель вещей). Картина исходного состояния мира как водного хаоса (Быт. 1:2) имеет аккадские параллели. Мотивы «райского начала» путей человечества («золотого века»), нарушенного приходом в мир зла, самого Эдема как блаженного места на земле (наподобие острова Тильмун в шумеро–аккадской мифологии и т. п.), наконец, мирового древа (намеченного в Библии в двух вариантах — как древо жизни и как древо познания добра и зла) присутствуют в самых различных мифологических системах. Особенно много параллелей представляет разработка весьма важного для мифологических систем Месопотамии и отчасти восточного Средиземноморья мотива потопа: роль Ноя соответствует роли шумеро–аккадского Зиусудры (Утнапишти), греческого Девкалиона и т. п., повторяются мотивы предупреждения от Божества; строительства ковчега; высылания на разведку птиц; жертвы по окончании потопа. Можно найти в библейских преданиях и модификацию близнечных мифов (предания об Авеле и Каине, об Иакове и Исаве). И. М. знает персонажей, обычных для других мифологических систем. К ним относятся, например, родоначальники (рода человеческого, как Адам и Ной; групп народов, как Сим, Хам и Иафет; отдельных народов, как Измаил, Исав, все прародители еврейского народа — Авраам и его потомки; племен, как двенадцать сыновей Иакова; социальных групп, как Аарон, прародитель священнической касты), иногда эпонимы (например, Иаван, сын Иафета, предок ионийцев, Ханаан, сын Хама, и Аморрей, сын Ханаана, соответственно родоначальники ханаанейцев и амореев, Элам, Ассур и Арам, сын Сима — как родоначальники эламитов, ассирийцев и арамейцев и т. д.) со своими разветвленными генеалогиями (нередко данными в различных вариантах). Наконец, на периферии И. М. мы регулярно встречаем предания, носящие этиологический характер. Так, рассказ о борьбе Иакова с Богом объясняет сразу: этноним Израиль, топоним Пенуэл и запрет употребления в пищу «жилы, которая в составе бедра» (Быт. 32:32). Очень многие добавления и вставки к самым различным повествованиям истолковывают (обычно в духе народной этимологии) ставшую непонятной топонимику и ономастику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Помимо комментированного издания шумерских хозяйственных текстов, Н. удалось правильно прочесть шумерскую надпись на гире кон. III тыс. и табличку с вавилонским контрактом о продаже дома, обнаружить в коллекции Блау пиктографические таблички и верно установить их как древнейшие источники по истории клинописи. Им же была создана методология определения подделок под клинописные тексты. Известны 2 учебных пособия, подготовленные Н. для студентов Московского ун-та. Первое из них содержит издание шумеро-аккадских силлабариев, а во втором издан шумеро-аккадский текст заговора богу огня Гирре, комментарий к к-рому выполнен с привлечением сведений из всех семит. языков и параллельных клинописных текстов. Комментируя текст заговора, Н. установил, что шумеры считали существующим только то, что имеет имя, и сделал очень важный вывод о связи между называнием и творением в шумеро-аккадской религии. Н. также установил, что изображения мужского и женского божеств на печатях со сценами жертвоприношений принадлежат богу Ададу и богине Шале, причем на печатях отображены не сами божества, а их статуи. В изданиях шумерских хозяйственных текстов содержатся ценные комментарии Н. к перечням жертвоприношений. В частности, он одним из первых установил, что цари 3-й династии Ура были не только идеологически, но и экономически приравнены к богам, к-рым приносились такие же жертвы, как и остальным божествам шумеров. Издав клинописные памятники Урарту, Н. положил начало урартологии как специальной области ассириологии. Сын Н.- Николай Михайлович (1 нояб. 1877 - 19 нояб. 1959), историк, востоковед; академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР по отделению истории и философии (1946), заслуженный деятель науки БССР (1938). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1900). С 1929 г. работал в АН БССР, в 1937-1953 гг.- директор Ин-та истории АН БССР. Автор работ по истории религии, истории Др. Востока, семитским языкам и клинописи. Арх.: РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1427; РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3. Ч. 2. Т. 2, 1884 г. Д. 114; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1774. Л. 1813 об.- 1814; Ф. 229. Оп. 4. Д. 2700, 5139; Ф. 234. Оп. 1. Д. 1748, 1903; Ф. 418. Оп. 50. Д. 239.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Ниневия: ИГ уничтожает памятники библейских времен (ВИДЕО) Мосул, 2 марта 2015 г. Наряду с борьбой против инакомыслящих жителей оккупированной территории, боевики «Исламского Государства» ведут войну против многовекового культурного наследия Ближнего Востока, методично уничтожая памятники Древнего мира, передают информагентства.      На этой неделе радикалами ИГ в сети Интернет был опубликован очередной видеоролик, запечатлевший крушение фанатиками памятников шумеро-аккадской культуры. В двухминутном предисловии к съемкам погрома в Ниневийском музее Мосула, террорист пытается обосновать свои действия цитатами из Корана. «О, мусульмане! То, что вы видите за моей спиной – идолы и кумиры давно вымерших народов, почитающиеся вместо Аллаха… Всевышний приказал нам уничтожить их – и нам легко это сделать, даже если они и стоят миллионы долларов», – замечает вандал. Дальнейшие кадры содержат сцены уничтожения различных уникальных памятников, древнейшие из которых датируются девятым столетием до Н.Э. Молотки, зубила и сверла радикалов не пощадили даже всемирно известных шедевров шумеро-аккадской скульптуры – статуй крылатых быков-Шеду (VII в. до Н.Э.) и изваяний врат Нергала (IX в. до Н.Э.). В своем интервью каналу «ал-Араби ал-Джадид» эксперт Ахмад Убайди подтвердил , что на сегодняшний день музей, некогда вмещавший в своих четырех залах тысячи экспонатов, опустел – такфиристы не пощадили даже исламских артефактов эпох Аббасидов и Османов. Настоящий акт вандализма поднял бурю негодования в мировом научном и политическом сообществах. Так, министр по делам туризма и древностей Ирака Адил Шершаб заявил , что «разрушение памятников», входящих «в сокровищницу мировой цивилизации», «прекрасно гармонирует с нечеловеческим лицом террористов». Со своей стороны глава ниневийского археологического комитета Санан Азиз призвал власти «всеми силами противодействовать налету, совершенному на тысячелетнюю историю Ирака». Отмечается, что в связи с произошедшим было созвано экстренное заседание ЮНЕСКО при Совете Безопасности ООН, посвященное вопросу сохранения иракского культурного наследия.   Рейтинг: 2 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77622.html

Шумерам человечество обязано и многими техническими изобретениями. Так, они впервые в истории пришли к идее орошения засеянных полей. Придуманная ими система ирригации позволяла направлять по каналам полные ила воды Тигра и Евфрата и собирать благодаря этому богатые урожаи. Поскольку на заселённой ими территории практически отсутствовали полезные ископаемые, шумеры начали активно использовать речную глину для строительства домов и изобрели формовки для обжига кирпича. Вероятно, они же изобрели такие орудия труда, как гончарный круг, колесо и плуг. К достижениям шумерской цивилизации можно добавить создание парусного судна, конструирование первых в истории архитектуры арки, свода и купола. Рис. 28. Шумерское царство Несмотря на практическую направленность ума и изобретательность, шумерам не удалось создать централизованное государство. В первой половине III тыс. до н. э. Шумер представлял собой настоящее лоскутное одело из двух десятков постоянно враждующих между собой самостоятельных городов-государств, среди которых важнейшими и влиятельнейшими являлись Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма и Ниппур. К середине III тысячелетия часть городов и поселений Шумера были захвачены пришедшими в Междуречье из пустынь Сирии аккадцами во главе с легендарным царём Саргоном Великим (годы правления ок. 2316–2261 гг. до н. э. ). Энергичность и сильная политическая воля Саргона Великого позволили ему объединить под своим началом шумерские города и семито-язычные племена аккадцев, создав первую в истории человечества империю, просуществовавшую в общей сложности около 100 лет. В результате слияния двух национальных культур – шумерской и аккадской – возник своеобразный историко-культурный и религиозный синтез, при котором каждая нация старалась сохранить отличительные самобытные черты. Справедливости ради отметим, что большинство памятников шумерской цивилизации относится к шумеро-аккадской эпохе и, несомненно, испытало влияние аккадской культуры как в области языка, так и в области религиозных представлений. Но даже через эти культурные наслоения проглядываются более древние, исключительно шумерские особенности мировоззрения и религиозных взглядов. Важным источником сведений о них являются дошедшие до нас мифы и многочисленные глиняные таблички с упоминанием божеств. §2 Шумерский пантеон и система религиозных взглядов

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но на этом пути перед людьми стояло огромное препятствие – утрата связи с Создателем и, как следствие этого, забвение Его. Это характеристическое обстоятельство особенно указывается проф. А. Введенским в его труде о религиозном сознании язычества (А. И. Введенский. Религиозное сознание язычества. М., 1902). Люди в то время еще хорошо помнили разные внешние обстоятельства первых веков существования. В преданиях первобытных народов сохранилось много воспоминаний тех же событий, о которых говорит Откровение Книги Бытия. Эти воспоминания показывают нам клинообразные надписи Ассирии и Вавилона, где отмечены повествования не только о всемирном потопе, но даже некоторые намеки на историю грехопадения. Характеристичны халдейские изображения мужчины и женщины около дерева, причем позади женщины подымается змея, как бы нашептывая ей что-то. Темные предания о восстаниях тварных сил против Божества особенно знаменательны в книгах шумеро-аккадского периода, то есть в древнейших документах мира, сохранившихся у туранских предшественников Халдеи и относящихся ко времени за две-три тысячи лет до Вавилона. Среди бесчисленных духов, в которых веровали аккадцы, были также и злые. Наиболее злыми считались семь духов бездны. Это были духи мятежные . Они, рассказывает предание Аккада, когда-то восстали против богов, устроителей мира, и уже было захватили в свою власть месяц, но затем были усмирены богом Мирри Дугги (или Мардуком). Эти злые духи должны пребывать в бездне, но по своему самоволию бродят повсюду, делая всякое зло людям, на какое только хватает их сил. Бесполезно обращаться к ним с молениями, так как им приятнее всего именно делать зло, и отвратить их от этого жертвами нельзя. Защищаться от них приходится молитвами к добрым духам, и особенно к Мирри Дугги. Во всем этом, видимо, сказывается воспоминание о восстании сатаны против Бога. Но уже у шумеро-аккадцев, рядом с памятью частных фактов, Личность Бога была забыта. Это есть общее явление времен эпохи язычества. Профессор А. И. Введенский делает анализ этого факта на примере индийского язычества, и его выводы приложимы в той же мере к Египту. Схема Л. А. Тихомирова. Индийское язычество

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Проблема датировки текстов еще не самая сложная в изучении клинописной литературы. Когда мы говорим, что письменность Двуречья возникла в конце тысячелетия до Р.Х., то это еще не означает, что и литература в широком смысле этого слова возникла в этот период, явление письменности вообще, а затем и употребление ее для записи литературных текстов как бы пересекло процесс развития устного литературного творчества, захватив его на определенном этапе развития. Но надо помнить, что устное творчество продолжало сосуществовать с письменной литературой. Ассириологи объединяют под названием «Вавилонская литература премудрости» большое число текстов на шумерском и аккадском языках: моральные наставления, поучения, сборники пословиц, басни, ученые диалоги-споры» и другие сочинения. Из всего этого мы рассмотрим только самые известные и типичные примеры. § Шумерская мудрость Шумерский период в истории Двуречья охватывает около тысячи лет – с конца тыс. до Р.Х. до конца III тыс. до Р.Х., когда Шумер попал под аккадское владычество. Шумерские памятники дидактической литературы дошли до нас в поздних записях, главным образом от так называемого послешумерского периода вв. до Р.Х.), т.е. того времени, когда сами шумеры уже слились с аккадцами, и шумерский язык уступил место аккадскому. Это были либо записи или копии произведений, написанных на шумерском языке, либо двуязычные шумеро-аккадские тексты, что говорит о большой роли, которую продолжала играть шумерская культура в истории Двуречья. Дальше рассмотрим несколько примеров ранней шумерской дидактической литературы, которую можно разделить по форме на три группы: притчи, краткие изречения (нравственные и предупреждающие) и басни. § Притчи Шумеро-аккадская литература богата притчами. Они «были записаны более трех с половиной тысячелетий тому назад» 243 , а многие из них наверняка возникли раньше и передавались устно из поколения в поколение. До нас дошло их огромное множество, одни о них хранятся в «народной мудрости» 244 , другие наделены определенной литературной формой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

В аккадской мифологии явственно проступает идея царя-искупителя. (Ср.: Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский» ( Лк.23:36–38 ). «Насажденное в краниеве месте Древо сущаго живота,/на немже содела спасение Превечный Царь посреде земли,/возносимо днесь, освящает мира концы,/и обновляется Воскресения дом» 285 .) Литература: 1 . Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В.К. Шилейко. СПб.: Наука, 2007. 2 . Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2003. 3 . Крамер С. Мифология Шумера и Аккада//Мифология Древнего мира. М., 1977. 4 . Фридрих Й. История письма. М.: Наука, 1979. 5 . Элиаде М. История веры и религиозных идей. T. 1. М.: Академический проект, 2009. 6 . «Я открою тебе сокровенное слово». Литература Вавилонии и Ассирии/пер. с аккадск. М.: Художественная литература, 1981. 250 Кутии (гутии) – древний народ, проживавший на территории иранских гор Загроса, а также в юго-западной части современного Ирана. Нет точных сведений об их происхождении. По некоторым версиям, кутии являются представителями кавказской языковой семьи. 251 Амореи (с аккадск. букв, «западные люди») – семитский народ, проживавший на территории Передней Азии, в районе Ханаана. Библейский текст определяет их как потомков Сифа. Завоевав Месопотамию, амореи создали несколько царств, которые были объединены затем при царе Хаммурапи. Амореи унаследовали достижения шумеро-аккадской культуры, на основании которой создали впоследствии цивилизацию Вавилона. 253 Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В.К. Шилейко. СПб.: Наука, 2007. С. 136–140. 255 См. Ассиро-вавилонский эпос. Переводы с шумерского и аккадского языков В.К. Шилейко. СПб.: Наука, 2007. С. 150. 260 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. T. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ок. 2200 г. до н. э. цивилизация раннего бронзового века разрушена амореями 382 – западно-семитской народностью. Они пришли со стороны Ливанских гор и сирийских степей, завоевали Аккадское царство, образовав на его обломках Вавилонское государство. Шумеры называли амореев марту, аккадцы – амурру (что в переводе значит «западные люди»), а сами амореи именовали себя сутиями, то есть потомками легендарного праотца Суту (библейского Сифа). Они были кочевниками, жили скотоводством и отчасти земледелием. Осев на завоёванных землях, постепенно переняли образ жизни покоренных народов и усвоили культурные достижения шумеро-аккадской цивилизации. Среди правителей Вавилонского царства из аморейской династии самым известным представителем был царь Хаммурапи-законодатель. Старейшим аморейским городом был Угарит 383 , создавший свою уникальную богатую материальную и духовную культуру. Первые поселения начали возникать на этой территории ещё в эпоху неолита. В середине II тыс. до н. э. наступает расцвет Угаритской цивилизации, что произошло во многом благодаря выгодному географическому положению города, находившемуся на перекрёстке торговых путей. Несмотря на экономическую силу и торговое могущество 384 , город, как и большинство городов Ханаана, никогда не был независимым. Одно время он находился в вассальной зависимости от Египта, являясь стратегической северной крепостью на границе с Хеттским царством, а затем вошёл в состав Хеттской империи, которой исправно платил дань и которую обеспечивал военными кораблями и армией. Под натиском «народов моря», сокрушивших могущественную Хеттскую державу, Угарит был полностью разрушен в 1180–1175 гг. до н. э., то есть в конце II тыс. до н. э., но оставил после себя немало интересных письменных памятников, в том числе и религиозно-мифологического характера, проливающих свет на религиозные представления народов Северного Ханаана. Впоследствии город в результате землетрясений опустился под воду, что позволило сохраниться многим памятникам истории и культуры, в том числе библиотеке из глиняных табличек.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разделы портала «Азбука веры» Современному читателю Священного Писания, окруженному принципиально иными реалиями быта, нежели персонажи, о которых повествует священный текст, не просто понять образную речь библейских авторов. То, что для человека древнего мира (Востока) ежедневно было в поле его зрения и осязания в натуральном виде, современному человеку часто доступно лишь в виде картинки. Большинство реалий материальной культуры древнего мира, составляющих неотъемлемую часть жизни древнего Израиля, никак не представлены в нашем быту, и мы имеем возможность приобщиться к ним не иначе, как в выставочных залах. Поэтому адекватное прочтение библейских образов возможно лишь если знать, какое место в жизни древних людей занимали предметы, послужившие источником для создания каждого конкретного художественного образа и символа. Одной из таких реалий, имевшей широкое употребление в жизни древних людей и почти исчезнувшей из быта современного человека, представленной ныне лишь в виде декоративных сувениров, является рог животного (евр. – qeren ) 1 . Слову qeren есть соответствия в других семитских языках: в аккадском – слово qarnu , которое используется для обозначения сосудов (для жидкости) и объектов, имеющих форму рога (месяца, звезд), а также является символом силы и могущества; в угаритском – qrn , пуническом – qrny (дв. ч.), арабском – qarn , обозначающие трубу (муз.), пик (горы), локон (волос) и луч; в эфиопском – qarn , обозначающее звук рога, силу; в арамейском – qeren/qarna , что означает музыкальный инструмент, угол, силу, так же и в сирийском, и в средневековом еврейском – угол, пик, луч, сила. Необходимо отметить, что слово qeren в еврейской части Ветхого Завета появляется как имя нарицательное 76 раз: 28 раз в единственном числе, 16 раз в двойственном ( qarnayim/qeranayim ) и 32 во множественном ( qeranot , const. qarnot ); 14 раз оно встречается в арамейской части 2 . Рога животных имели важное значение в мифологии и магии народов Древнего Востока. Изображения богов Шумера и Аккада, а также верховных правителей и жрецов часто увенчивались рогатой тиарой. Так, например, Ан (шумер. «небо») – бог неба, постоянный титул – «отец богов». В списках богов XXVI века до Р. Х. из Фары перечень открывается его именем. Символ Ана – рогатая тиара. Энлиль (шумер. «владыка ветер») – бог, покровитель Ниппура, занимающий второе место в списке богов после своего отца бога Ана, символически изображался в виде рогатой тиары, стоящей на священном жертвеннике. Эти символические изображения сохранились на кудурру (межевом камне) вавилонского царя Мелишипака XII века до Р. Х. из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона 3 .

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

1754 Встречается этот мотив, как символический, и в позднейшем иудаизме, где, напр., в молитвах судного дня призыв «научить нас каяться, как прозелиты, сочетается с надеждой стать вновь, как прозелиты, невинными, подобными невестам» (Шмаина-Великанова. Книга Руфи как символическая повесть. С. 206). Определение «прозелиты – девы» в мидраше Тахнума на кн. Бытия (см. там же), возможно, является отголоском толкования Песн 1:3 «девицы () возлюбили тебя». 1758 При этом отмечается, что у раввинов «умирающий помазанник никогда, ни в одном тексте не представлен как сын Давидов; здесь некий мессианский образ, не имеющий ничего общего с образом Мессии – царя, сына Давида» (Куломзин Н., прот. Мессия-пророк. С. 198). 1759 Так, в документе «Устав общины» провозглашается: «Совет общины устойчив в правде для вечного насаждения, дом святыни для Израиля, основание Святого святых для Аарона... чтобы совершить искупление за землю... стена испытанная, драгоценный краеугольный камень... чертог святого святых для Аарона... [чтобы] приносить жертву приятным ароматом, и дом совершенства и истины в Израиле» (1QS VIII. 5–9). 1761 Сам по себе феномен невинных страданий, решительно бессмысленных при незнании как причины, так и итога, конечно, великой шумеро-аккадской культуре был известен. Ознакомиться с его поэтическим описанием можно на примере т.н. «Песни о невинном страдальце» в кн. Ассиро-вавилонский эпос. С. 128–130. 1763 По изд. 1979 г.: 1764 По изд. 1954 г.: 1766 Этот прием концептуально выделяется у М. Вайса, приводящего сравнение с веревкой, у которой связаны начало и конец: «...поэт, желая намекнуть на сказанное раньше, упоминает сначала последнее по времени, а потом – то, что ему предшествует» (Вайс. Библия и современное литературоведение. С. 106–107). 1767 Слав. им соотв. греч. лекционариям: τ νομα ατο, т.е. имеется в виду исчезновение имени «нечестивца» ( σεβς). Однако в древних рукописях τ νομα ατν соотв. евр. . Возможно, греч. и слав. богослужебное чтение возникло в результате гармонизации текста. Дело в том, что «нечестивцу» в евр. тексте соотв. термин , который может быть и собирательным, т.е. «погиб [всякий] нечестивый; [само] название их...» и проч. В греч. из-за буквальности пер. гармония текста оказывается несколько расстроенной, и ее-то восстанавливает ед.ч. местоимения ατο. Но можно предположить здесь и содержательную гармонизацию, так как далее в ст. 12 провозглашается: «возвестите в народах (ν τος θνεσιν, евр. ) деяния Его». Думается, что первые переводчики сознательно шли на это противоречие, потому что у пророков попеременно предсказывается то гибель язычников, то их спасение через обращение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010