ибо дух жизни был в колесах. а над главами сих животных подобие как бы тверди. как бы вид кристалла страшнаго. распростертого над крыльями их вверху. и под оною твердию крылья их распростерты. и парят одно подле другаго. у каждого две пары (крыльев), покрывающия тела их. и я слышал шум крыльев их. как шум воды великой. как голос Бога Саддаи (Вседержителя). и когда они шли, слышался голос сильного говора, как голос полчища. а когда они останавливались, утихали крылья их. но слышался голос выше тверди, сущей над головою их, когда во время остановки их отдыхали крылья их. выше же тверди, сущей над головою их, казался как бы камень сапфир, и на нем подобие престола. а на сем подобии престола – подобие, как бы вид человека сверху. и видел я как бы блеск илектра, как бы зрак огня внутри его кругом. от кажущихся чресл к верху, и от кажущихся чресл даже до низу, видел я зрак огня. и блеск его вокруг. каково сияние радуги, когда она бывает в облаке в день дождя: таково стояние блеска вокруг. вот вид подобия славы Господа. Исхода чтение (Гл. 2, 5–11). Сошла дочь Фараона к реке мыться. и прислужницы ея прохаживались у реки…. (смотри выше 9-е Чтение в навечерие Богоявлений). Иова чтение. (Гл. 1, 13–22). Настал такой же день. и сыны Иова и дочери его ели и пили вино в доме брата своего старшаго. и вот вестник пришел в Иову и сказал ему: пары волов орали. и ослицы паслись подле них. и пришедши пленители, [[Савеяне.]] пленили их. а чадцов поразили острием меча. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал ему: огонь [[Огонь Божий. (Мак.)]] пал с неба на землю и поглотил овец. и пастухов сожег подобно. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как иной вестник приходит к Иову и говорит ему: всадники [[Халдеи.]] стали пред нами тремя отрядами и окружили верблюдиц и пленили их. а чадцов умертвили мечами. и спасся я один и пришел возвестить тебе. еще он говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: когда сыны твои и дочери твои ели и пили у сына твоего и брата своего старшаго: внезапно ветер великий пришел из пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иез. 1 :17. На четыре стороны свои они двигались, не оборачивались, когда они 22 шли, Иез. 1 :18. И хребты 23 их, а они были высоки. И я видел их: и плеча 24 их были полны очей вокруг (всех) четырех 25 . Иез. 1 :19. И когда шли животныя, двигались и колеса, державшияся их, и когда поднимались животныя с земли, поднимались и колеса. Иез. 1 :20. Где было облако, там был и дух, чтобы идти: шли животныя, поднимались с ними и колеса, ибо дух жизни 26 был в колесах. Иез. 1 :21. Когда шли они 27 , двигались (и колеса) 28 , и когда они останавливались, останавливались (и колеса с ними) 29 , и когда они поднимались с земли, поднимались с ними (и колеса) 30 , ибо дух жизни был в колесах. Иез. 1 :22. И над головою 31 животных (было) подобие тверди, в виде кристалла, простертой 32 над крыльями их сверху. Иез. 1 :23. И под твердию крылья их простертыя, парящия 33 друг к другу, у каждого два соединены, покрывая тела их. Иез. 1 :24. И я слышал шум от крыльев их,-когда они парили,-как бы шум от множества вод 34 , как глас Бога Шаддай 35 ; и когда они двигались, звук слова 36 , как голос полка, и когда они останавливались, опускались 37 крылья их. Иез. 1 :25. И вот голос (был) сверху тверди, бывшей над головою их 38 . Когда они останавливались, опускались крылья их 39 . Иез. 1 :26. И над твердию, которая над головою их, как бы виден был камень из сапфира 40 , а на нем подобие престола, а над подобием престола было по виду подобие человека вверху (на нем) 41 . Иез. 1 :27. И я видел как бы вид электра 42 , как бы вид огня внутри его кругом, от вида чресл (его) и выше и от вида чресл (его) и ниже, я видел как бы некий огонь 43 и вокруг его свет. Иез. 1 :28. Как бывает вид радуги на облаках во время дождя, таков был вид 44 света кругом. Глава 2 Иез. 2 :1. Таково (было) видение подобия 45 славы Господней. И я увидел, и упал ниц 46 , и услышал глас Глаголющого 47 . И Он 48 сказал мне: сын человеческий! стань на ноги свои и Я буду говорит тебе. Иез. 2 :2. И сошел на меня Дух, и взял меня, поднял меня и поставил меня на ноги мои, и услышал я Его, говорящого мне.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер.51:45 .  Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламен­ного гнева Го­с­по­да. Ср. ст. 6. Иер.51:46 .  Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слы­шен на земле; слух при­дет в один год, и по­том в другой год, и на земле будет насилие, властелин восстанет на властелина. Освобождение Израиля из плена будет сопровождаться тяжелыми политическими потрясениями; из года в год будут приходить страшные вести о разных катастрофах в политической жизни государств. Но для Израиля это будет только признаком приближающегося освобождения (ср. Мф 24.6 и сл.). Иер.51:50 .  Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Го­с­по­де, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше. Обращение к Израилю, накопившемуся в Вавилоне. Иер.51:55 .  ибо Го­с­по­дь опустошит Вавилон и по­ложит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раз­даст­ся шумный голос их. «Горделивый голос». Так пророк обозначает тот шум, ту суету, которая постоянно царила на улицах величайшего торгового города – Вавилона. Этот шум человеческих голосов будет заглушен шумом волн, надвигающихся на Вавилон, т. е. криками врагов, которые нападут на Вавилон. Иер.51:58 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут раз­рушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. «Напрасно трудились народы». Над постройкою таких длинных стен, как Вавилонские, должны были работать десятки тысяч людей. Известно притом, что Навуходоносор выстроил внутреннюю стену Вавилона в 15 дней! Иер.51:59 .  Слово, которое про­рок Иеремия заповедал Сераии, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлял­ся в Вавилон с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его цар­с­т­во­вания; Сераия был главный по­стель­ничий. Сераия, как можно думать на основании Иер 32.12 был братом Варуха. Только близкий пророку человек мог взять на себя такую миссию, какая далее указана. Седекия на 4-м г. своего правления ездил в Вавилон, чтобы уверить вавилонского царя в своей преданности, ввиду тех слухов, какие могли дойти в Вавилон о его замыслах (см. Иер 27.1 и сл.). – «Постельничий» – правильнее: квартирмейстер, который должен был заботиться о продовольствии и помещении для царя и его свиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус Христос вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца, то есть принял одинаковую честь и славу с Богом Отцом. Вознесение Господа празднуется Святой Церковью в сороковой день по Воскресении Христовом Глава 39. Сошествие Святого Духа на апостолов Возвратившись с горы Елеонской после вознесения Господа Иисуса Христа на небо, ученики вместе с Богоматерью пребывали в Иерусалиме. Здесь они собирались в одну горницу и проводили время в молитве, с нетерпением ожидая Утешителя – Святого Духа. Наступил день Пятидесятницы. Все апостолы были вместе. В третьем часу дня (по нашему счету – в девятом часу утра) вдруг послышался шум с неба, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, в котором находились апостолы. И явились им огненные языки, и спустились на каждого из них. Апостолы исполнились Святого Духа и начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. По случаю праздника в Иерусалиме в то время находились набожные иудеи из разных стран и на шум собрались около дома. Услышав, что апостолы говорят на разных языках, все дивились. Тогда апостол Петр, вместе с другими апостолами, выйдя к народу, сказал, что этот дар получен ими от Святого Духа, Которого ниспослал им распятый иудеями, воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. Иудеи умилились и спросили его: что нам делать? Петр сказал: покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы получите Святого Духа. В тот же день три тысячи человек уверовали во Христа и крестились у апостолов. Таким образом начала устрояться на земле Святая Церковь. После сошествия Святого Духа апостолы разошлись по разным странам для проповеди об Иисусе Христе. Сошествие Святого Духа на апостолов воспоминается Святой Церковью в пятидесятый день после Воскресения Христова, почему и называется этот день Пятидесятницей . Называется еще днем Пресвятой Троицы, потому что с этого дня, то есть со дня сошествия Святого Духа на апостолов, христиане научились поклоняться и прославлять три Лица Пресвятой Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Имен Божиих много. Если мы будем смотреть тексты Ветхого Завета, то мы найдем там очень много имен Бога. Доминирует имя Яхве, которое иногда транслитерируется как «Иегова». Это имя встречается в Ветхом Завете около 7 тысяч раз. Другое очень распространенное имя Бога в Библии, в ветхозаветных текстах, это имя Элогим. Обычно имя Яхве встречается, когда речь идет об общении Бога со своими, со своим избранным народом, со своими избранниками из народа, а имя Элогим встречается, когда Бог является как создатель всех, в своем взаимоотношении не только со своими, но и условно с чужими, которые не принадлежали к ветхозаветной Церкви. Поэтому, когда специалисты-текстологи читают Ветхий Завет и видят, как варьируются имена Яхве и Элогим, то им становится понятно, к кому Бог обращает то или иное пророчество, ту или иную весть: к своим или к чужим. Но, впрочем, повторяю: для Бога чужих нет, для него все свои. Итак, какое «имя Отца Его» написано на челах этих 144-х тысяч? Это имя есть духовная тайна. Истолкование епископа Петра показывает нам, что прежде всего это имя говорит о том, что нравственный образ этих 144-х тысяч свидетельствовал о них как о людях Божиих, и их лица свидетельствовали о том, что они святят имя Бога в своей жизни. О грешниках же в Писании сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» ( Ис.3:9 ). И мы читаем 2 стих 14 главы: «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» ( Откр.14:2 ). «Шум от множества вод, и громы, и играющие на гуслях, – по истолкованию святого Андрея Кесарийского , – указывают на звучность и ясность песнопений святых и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающую всю церковь и собрание первородных на небесах, написанных и согласующихся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей как бы созвучием своих струн». Андрей Кесарийский говорит здесь, что подлинная песнь, которую мы можем воспевать перед Богом, – это жизнь наша, когда она настолько нравственная, что она звучит, звенит, как песнь струнная перед лицом Бога. Жить так, словно ты из своих поступков слагаешь песенный псалом Богу. Вот тот идеал, к которому должен стремиться каждый христианин! Мы воспеваем святых именно потому, что их жизнь была песнью божественной, прославляющей Творца неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Именно в таком состоянии подвижник сподобляется особого образа богообщения – слышания гласа Святого Духа. Здесь святитель Григорий опять обращается к словам Елифаза: И я слышал голос подобно тихому веянию ( Иов. 4:16 ; Вульгата). Данные слова безусловно могут нам напомнить библейский эпизод из 3-й Книги Царств (19, 12), где содержится свидетельство о том, что Бог явился пророку Илии именно в «веянии тихого ветра». Святитель Григорий конечно же обращается здесь в своем толковании и к этому ветхозаветному рассказу; вместе с тем Двоеслов говорит и о другом явлении Божием, описанном в книге Деяний, – о событии Пятидесятницы: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян. 2:2 ). Отталкиваясь от двух этих библейских текстов, святитель Григорий настойчиво утверждает, что в мистическом духовном опыте христианских подвижников глас Святого Духа зачастую одновременно являет Себя и как тихое веяние, и как сильный ветер. Двоеслов, комментируя речение Елифаза ( Иов. 4:16 ), пишет: «Ибо что обозначается голосом тихого веяния, если не познание Святого Духа... Он, однако, снисходя на Апостолов, открывается через наружный звук, через сильный ветер, когда говорится: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян. 2:2 ). Ибо когда Святой Дух открывается человеческому познанию, то это изображается и звуком сильного ветра и голосом тихого веяния, и очевидно, что Он нисходит и сильным, и тихим: тихим, потому что Он умеряет славу Свою настолько, что мы можем познать ее нашими чувствами, сильным потому, что даже если Он и умеряет славу Свою, однако [светоносным] блеском пришествия Своего приводит в замешательство слепоту нашей немощи. Ибо явлением Своим Он кротко касается нас, но этим [также] и ужасно потрясает нас в нашей беспомощности... То, что мы, возвышенные в великом созерцании, действительно достигаем нечто от познания [красоты] вечности, видно из слов Священной истории, когда славный пророк Илия извещается о познании Бога. Когда Бог обещает, что пройдет перед ним, говоря: Вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, Он тотчас же добавляет: ...но не в ветре Господь; после же ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра ( 3Цар. 19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

– «Именно о ветре Он сказал», – объясняет святой Иоанн Златоуст : «но если говорит: дышит, где хочет, – то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное... Никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда... и никто не может задержать его стремления. «Голос его слышишь (т.е. гул, шум), а не знаешь, откуда приходит и куда идет: так бывает со всяким рожденным от Духа». В этом все и заключается. Если ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь ею звуки? Α что слова «голос его слышишь» сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: «голос его слышишь..». Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела (ветра, как подлежащего чувству) и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела». 197 Не Дух Святой нуждается во внешних видимых посредствах, а человек, который есть существо духовно-телесное (см. в глав. о таинствах подроб. объясн.). Вследствие этого Дух Святой сошел на Иисуса Христа «в телесном виде, как голубь» ( Лк.3:22 ). Иисус, сообщая ученикам дар Святого Духа, «дунул» и сказал им: «Примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 ). В день Сошествия Святого Духа «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» ( Деян.2:1–4 ). «Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Потому», – замечает блаженный Феофилакт , – «что если и при этом говорили: «они напились сладкого вина», то чего не сказали бы, если бы этого не было?” 198 «Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» ( Деян.8:17–19 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ис. 17 :7. В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. Ис. 17 :8. И не будет надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. Ис. 17 :9. В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) Аммореи и Евеи пред лицем сынов Израилевых 246 , и будут пусты. Ис. 17 :10. Поелику ты оставил Бога — Спасителя твоего и не вспомнил о Господе — Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 247 семя. Ис. 17 :11. В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 248 . Ис. 17 :12. О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 249 . Ис. 17 :13. Как большая вода — множество народов; — как шум 250 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 251 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. Ис. 17 :14. К вечеру — и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. Глава 18 Ис. 18 :1. Горе быстрым кораблям 252 земли, (находящейся) 253 по ту сторону рек Ефиопских! 254 Ис. 18 :2. Горе (тебе) посылающему по морю послов 255 в залоги и книжные послания по поверхности воды! Ибо пойдут быстрые вестники к народу рослому и к людям чуждым и строптивым, а кто далее их 256 , — народ безнадежный и ничтожный 257 . Ис. 18 :3. Ныне 258 все реки земли заселятся подобно стране населенной 259 . Страна их, как знамя на горах, поднимется, как глас трубы будет услышана 260 . Ис. 18 :4. Посему так сказал мне Господь: безопасность в Моем городе будет подобна свету в полуденный зной и подобна росному облаку в день жатвы. Ис. 18 :5. Прежде жатвы, когда окончится цветение и когда по спадении цвета появится грозд недозрелый, тогда отнимет малые кисти ножами, и ветви отнимет и порубит.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, что же далее говорится в книге Деяний? «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?» (ст. 5–7). Все или почти все апостолы были галилеянами, и литературным еврейским языком не владели — говорили, как это обычно бывает у провинциалов, с некоторыми местными особенностями. «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (ст. 7–11). Итак, ученики Спасителя не просто показывали свое знание языка, не о чем-то постороннем разговаривали, но о великих делах Божиих. Их слушало около трех тысяч человек, это мы знаем из слов Писания: «Итак охотно принявшие слово его [апостола Петра] крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч» ( Деян.2:41 ). Этих людей привлекло удивительное явление: они услышали в доме шум необыкновенного ветра, а когда подошли, услышали, что апостолы говорят на других языках. Но как они могли бы это слышать, если бы говорили все сто двадцать человек одновременно? Понятно, что ничего нельзя было бы разобрать. В лучшем случае, услышав обрывочные слова в этом шуме, человек понял бы то, что говорят и на его языке тоже, но не то, что говорят о великих делах Божиих. Значит, речь была внятной. Каким же образом? Для того чтобы это понять, нужно обратиться к Посланию святого апостола Павла к коринфянам, в котором он рассказывает, как нужно вести себя, когда на собраниях начинают говорить на иных языках. Прочтем тот стих, который важен для нас: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» ( 1Кор.14:27 ). Итак, мы можем сделать такой вывод: либо присутствовавшие там ученики Спасителя говорили порознь, прославляя Бога на том или ином языке (сначала один — на одном языке, затем другой — на другом), либо они воспевали какие-то гимны хором все вместе, то на одном языке, то на другом. Но изъяснял ли кто-нибудь то, что говорилось на ином языке, как повелевает апостол Павел: «А один изъясняй»?

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Иудеи около времени земной жизни Христа Спасителя действительно были уже во множестве рассеяны по разным странам – частью поневоле, как военнопленные, частью по своей воле, в интересах торговли и промышленности. «Когда сделался этот шум, собрался народ и пришёл в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием» – очевидно, шум, нёсшийся с неба на тот дом, в котором были собраны ученики, был слышен на значительное расстояние, и притом так, что слышавшие его в городе замечали, что он несётся к этому именно дому. Необычайность такого явления привлекла к дому громадное множество народа, быть может, шедшего в храм на утреннюю молитву. Вероятно, перед домом была большая площадь. Народ был поражён непонятным явлением: апостолы, видом своим очевидно обнаруживавшие своё происхождение из Галилеи, говорили на разных языках, так что каждый из собравшихся слышал свой собственный язык или наречие. Галилея славилась как страна тёмная, не отличавшаяся образованностью, а потому собравшийся народ удивлялся, как эти люди, необразованные, не учившиеся, могли заговорить на столь различных языках и наречиях. Можно полагать, что апостолы, прославляя Бога на разных языках, вышли на плоскую кровлю дома, а народ слушал их, окружая дом вокруг и заполняя всю площадь перед домом. Дееписатель перечисляет многие страны, из которых происходили эти люди. «Изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные насмехаясь говорили: они напились сладкого вина» – из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, злобные и легкомысленные, бывшие, может быть, из среды, враждебной Христу Спасителю, фарисейской и саддукейской партии, стали насмешливо объяснять происшедшее самым грубым образом – действием вина, оскорбляя, таким образом. Духа Божия. Так всегда неверие, легкомыслие и злоба самое высокое в духовной жизни силятся объяснить низкими до пошлости причинами, будучи не в состоянии понимать это высокое ( 1Кор. 2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010